Летняя прогулка и развитие ребенка

Летняя прогулка и развитие ребенка thumbnail

Лето щедро одарило всех детей и взрослых ласковым теплом, солнечным светом, особой радостной атмосферой. Прогулки становятся дольше, активнее, увлекательнее. В наших силах так построить жизнедеятельность дошкольников, чтобы каждый день приносил им не только радость, но и новые открытия, был наполнен интересным содержанием и оставлял за собой яркие воспоминания о лете. В этом нам помогут растения и цветы, деревья и кустарники, лёгкий ветерок и облака, птицы и насекомые. Этот мир разнообразен и удивителен! Нам стоит научить детей жить с ним в гармонии и согласии, и лето — самый лучший период для этого.

В этом разделе можно почерпнуть полезные идеи для организации занимательных наблюдений за родной природой на летних прогулках.

Приятные и ароматные мини-путешествия в лето.

Содержится в разделах:

  • Прогулки в детском саду. Наблюдения на прогулках, картотеки, конспекты

Показаны публикации 1-10 из 168.
Все разделы
| Прогулка. Летние наблюдения

Новое

Картотека прогулок «Лето» (третья заключительная часть, первая младшая группа)
Прогулка №26 – Наблюдение за растениями, цветущими на клумбе. Цель: учить малышей любоваться ими, но не рвать; закреплять названия частей растений. – Игровое упр. “Раз, два, три – в беседку иди!” Цель: учить детей ориентироваться на участке. – Д/и “Мамы и детки”. Цель:…

Картотека прогулок «Лето» (2 часть) первая младшая группа
Прогулка №11 – Наблюдение за птицами, прилетающими на участок. Цель: обратить внимание детей на то, как передвигаются птицы: ходят, прыгают, летают, как клюют корм, пьют воду из лужицы, развивать наблюдательность. – Д/и “Как поют птицы?” Цель: развитие слухового восприятия и…

Прогулка. Летние наблюдения – Картотека прогулок «Лето» (1 часть) первая младшая группа

Публикация «Картотека прогулок «Лето» (1 часть) первая младшая…»
Прогулка №1 – Наблюдение за состоянием погоды “Лето, лето к нам пришло!” Цель: формировать элементарные представления о лете, уточнить с детьми состояние погоды; погожий денёк, жаркий, тёплый, дует тёплый ветер. – Худ. слово. Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект методической разработки: наблюдение (рассматривание) камней на участке (лето)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Динской район «Детский сад № 9» Конспект методической разработки: наблюдение (рассматривание) камней на участке (лето) для старшей группы общеразвивающей направленности (дети шестого года…

Беседа с родителями «Прогулка с детьми летом»
Лета с нетерпением ждут все и взрослые и дети. Независимо от того, куда вы отправляетесь отдыхать со своим ребенком – на море, речку или на дачу, важно, чтобы он провел то время с пользой. Чем занять ребенка на природе, чтобы приятных воспоминаний о лете хватило на целый год?…

Наблюдение в природе летом Наблюдение в природе летом
Знакомство с березой». Цель: формировать представление у детей о том, что береза – это дерево. Она растет на нашем участке. У березы один ствол белого цвета с черными пятнышками. Воспитатель обращает внимание детей на березу, спрашивает: это дерево или трава? Какого цвета ствол…

Прогулка. Летние наблюдения – Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке летом»

Статья «Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности…» Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке летом»
Татьяна Костакова Добрый день, уважаемые коллеги! Лето – самая любимая пора всех детей! Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и…

Конспект прогулки во второй младшей группе «Здравствуй, Лето!»
Цели: -уточнить у детей общее представление о лете, как о времени года, о его характерных признаках; -развить слуховое и зрительное внимание; -познакомить детей с особенностями и изменениями, которые происходят в жизни природы, взрослых и детей летом; -активизировать словарь….

Прогулка «Природа и лето» в старшей группе
Цель: — способствовать развитию наблюдательности и любознательности, воспитывать у детей желание активно познавать окружающую природную среду; — совершенствовать различные виды внимания, в частности слуховое; — упражнять воспитанников в звуконаследовании (звуки природы); —…

Фотоотчёт о проведении прогулки в разновозрастной группе летом Фотоотчёт о проведении прогулки в разновозрастной группе летом
Попова Валентина Бежит бегом, проходит долгожданное лето! В нашей местности лето короткое и быстро кончается, скоро уже в конце августа начнёт холодать, да и сейчас ночами всего лишь 10 градусов тепла, по утрам росы. Летом мы практически весь день проводим на улице с небольшими…

Страницы:
2 3 4 … 17

Источник

Матвеева Диана
Организация и методика проведения прогулок в летний период

Прогулка – заранее организованный воспитателем режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, который проходит на свежем воздухе.

Всем вам хорошо известно, что Режим дня любого детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Согласно

Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам общая продолжительность прогулки составляет 4 — 4,5 часа.

В летний период в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Время, которое отводится для прогулок, должно строго соблюдаться.

Но, фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полном объеме. Неорганизованность и однообразие являются типичными недостатками организации прогулок в детском саду. А педагогическое воздействие на прогулке нередко подменяется присмотром за детьми.

Поэтому, чтобы правильно организовать и руководить деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания, владеть практическими умениями и навыками, а также методикой проведения прогулки.

Читайте также:  Особенности развития ребенка старшего дошкольного возраста в неполной семье

И для начала давайте вспомним, какие бывают прогулки.

Типы прогулок:

• Традиционная/типовая – максимально свободная деятельность детей.

• Комбинированная – целевая прогулка и свободная деятельность. (Целевая прогулка проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);

• Экскурсия (проводится со средней группы не менее 1 раза в месяц);

• Поход (с детьми старшего дошкольного возраста).

Сегодня на семинаре мы с вами подробно рассмотрим структуру и методику проведения традиционной/или типовой прогулки.

Правильная организация такой прогулкипредполагает использование пяти частей:

• Наблюдение;

• Трудовая деятельность детей;

• Подвижные игры

• Индивидуальная работа с детьми;

• Самостоятельная деятельность детей.

Эффективность реализации всех частей прогулки полностью зависит только от воспитателя. Эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того, что запланировано педагогом в конкретной прогулке.

И сейчас, давайте подробней остановимся на каждом составляющем компоненте прогулки.

Наблюдения условно можно разбить на несколько видов,это:

• Наблюдения за живой природой (представители флоры и фауны – это растения, животные, птицы, насекомые).

• Наблюдения за неживой природой (сезонные и погодные явления, знакомство со свойствами воды, песка, глины, природного материала – камни, ракушки и т. д.).

• Наблюдения за трудом взрослых (организуются наблюдения за трудом взрослых,которые работают вблизи детского сада: дворник, водитель, строитель, полицейский).

• Наблюдения за жизнью улицы (общественный, личный транспорт, грузовые, легковые, специальные автомобили, красочное оформление к праздникам).

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 5-10 минут, в старшем возрасте они должны составлять от 10 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, и каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Удержать внимание ребенка, особенно, младшего дошкольного возраста очень непросто. На прогулкеребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: то он обратил внимание на пролетающую бабочку или отвлёкся на шум проезжающей машины и таких отвлекающих факторов на улице очень много. Поэтому наблюдения должны быть нерастянутыми по времени, яркими, интересными и содержательными.При планировании наблюдений воспитатель должен продумать: оборудование и материалы, которые он будет использовать в ходе наблюдения, размещение детей, педагог должен продумать приёмы привлечения внимания детей (это могут быть: сюрпризные моменты,использование художественного слова: стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом и др. приёмы, так же необходимо привлекать самих детей к активизации умственной деятельности (а это можно сделать уже с помощью постановки поисковых вопросов и использования детского опыта). Главное в этом компоненте прогулки – не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов и событий в окружающей среде.

Следующим важным компонентом прогулки являются подвижные игры. В эту часть прогулки входят проведение: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, также используются игры на выбор детей по желанию и дидактические игры.

Подвижные игры в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин.

При выборе игры воспитатель должен учитывать следующие факторы:

-время года (погодные условия, температура воздуха);

-возраст детей (состояние здоровья, желание);

– характер предшествующей деятельности.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, и только затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников во время прогулок, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины,разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в бадминтон и т. д.

Здесь бы хотелось обратить ваше внимание на то, что при проведении этой части прогулки, вам надо стремиться к тому, чтобы ваши дети в дальнейшем научились играть в подвижные игры по собственному желанию, выполняя основные правила и соблюдая при этом дисциплину. Выбирая для детей игру, старайтесь ставить задачи не только двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и нравственного – развивать у них чувство товарищества, взаимопомощи и коллективизма.

Подробно о методики проведения подвижных игр в ДОУ, я не буду останавливаться, т. к. об этом нам расскажет на одном из последующих методических объединений Галина Анатольевна.

Единственное, на что хотелось бы сделать упор в этой части, это на то, чтобы вы не забывали в этой части прогулки проводить дидактические игры и упражнения. Они должны быть непродолжительны и занимать по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут. Проводятся дидактические упражнения несколько раз в течение одной прогулки со всей группой детей либо с ее частью.

Дидактическое упражнение может быть предложено детям как в начале, так и в конце наблюдения, а может вплетаться в ход самого наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди дерево или кустарник» и т. д.В дидактических заданиях могут решаться одновременно несколько задач: закрепление цвета, формы и величины предметов, также они могут выполняться с помощью детской физической активности, например,детям предлагаются задания: «Раз, два, три! К березе беги». И тут же, перед детьми старшего возраста,ставится другая более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?» и т. д.

Большое воспитательное значение на прогулке имеет трудовая деятельность. Поэтому, следующим структурным компонентом типовой прогулки является выполнение детьми трудовых действий.

Читайте также:  Влияние сказки на развитие ребенка дошкольника

Здесь важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте. Для привития детям трудолюбия и аккуратности, очень важно правильно подобрать детский инвентарь (— грабли, лопатки, совки, ведерки). В процессе выполнения трудовых поручений, у детей важно сформировать положительное отношение к труду, а также уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и в дальнейшем проявлять самостоятельность и инициативу.

Формами организациитруда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения;

Работа в подгруппах;

Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Затем, воспитатель уже поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, организует «труд рядом»: предлагает собрать шишки, листочки, камушки для дальнейших поделок.

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; единственное, требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы детей; и педагог должен следить, чтобы дети доводили начатое дело до конца.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, и уже самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Здесь важно создать у старших детей правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, и ещё желательно разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки или использовать др. сюрпризные моменты.

Следующим не менее важным структурным компонентом ежедневной прогулки является- индивидуальная работа.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.Она может быть направлена на развитие речи ребенка: т. е. на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы или можно повторить слова песни, которую разучивали дети на музыкальном занятии к празднику.

Во время прогулок воспитатель может также организовыватьиндивидуальную работу по физическому развитию с одним или несколькими отстающими детьми на выполнение основных движений: (ходьба, бег, прыжки, подскоки, упражнения с мячами и обручами, метание в цель и т. д.)

В процессе индивидуальной работы с ребенком может быть проведена беседа на формирование нравственных качеств, правил поведения в детском коллективе, или же беседа по рекомендации логопеда или психолога. Здесь, важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Следующий структурный компонент прогулки – самостоятельная деятельность детей, которая также нуждается в грамотном руководстве. Педагог должен постоянно контролировать и следить за самостоятельной деятельностью детей. Обращая внимание на каждого ребенка,воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: чтобы вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе собрал игрушки, навел порядок на веранде или на участке. Педагог может предложить детям организовать сюжетно – ролевую или подвижную игру, занимательные задания, выносные игрушки или инвентарь для труда и т. д. Одним из самых любимых видов самостоятельных творческих игр у детей,являются строительные игры с природным материалом: песком, камушками, шишками т. д. Поэтому педагогам необходимо стараться разнообразить такие игры и создавать необходимые условия и активно использовать атрибуты и выносной материал. Ну и при этом, конечно же, не забывать о соблюдении санитарно-гигиенических требований к хранению и размещению выносного материала.

Коротко, хотелось бы сказать о проведении прогулки в вечернее время.

В течение всего года в обязательном порядке проводится вечерняя прогулка, но так как воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя детьми на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры.

Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно и все дети были заняты. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями и впечатлениями.

Источник

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития.

Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. Именно летом дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Каждый ребёнок очень ждёт наступления лета, рисует в своем воображении то, чем будет заниматься летом, мечтает о чем-то новом и чудесном. Как же сделать жизнь дошкольника в этот период содержательной, познавательной и интересной? Как организовать деятельность так, чтобы это время стало для него незабываемым? Грамотное решение этих вопросов обеспечивает эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса.

Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников. Удивительный мир природы… Этот мир встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В это время года в детском саду для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность.

Читайте также:  Читательское развитие ребенка дошкольного возраста гриценко

Для укрепления здоровья детей крайне важно поддерживать в течение дня бодрый жизненный тонус. День должен быть наполнен интересными занятиями и играми. Летом, игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре.

Новые яркие  впечатления обогащают содержание  детских игр, обилие разнообразного природного материала – песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т.д.- способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего  отдыха и полноценности развития ребенка.

С большим  удовольствием дети играют в сюжетно – ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках, на уютных лавочках со столиками, рассматривают книги, рисуют.

Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду, дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затемненных местах участка. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры.

Дети самостоятельно придумывают сюжет игры, распределяют роли, соблюдают правила игры, используют предметы-заместители, проявляют любознательность, фантазию.

Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком – песочница с навесом крышкой (клеенкой), емкости для воды, игрушки для игры с песком.

«Игры в песочнице».        Дети пересыпают песок, делают куличики. Это идеальное место для изучения понятий «много – мало», «тяжелый – легкий», «жидкий – твердый». Игра с песком не только укрепляет пальчики ребенка, но и развивает мелкую моторику.

Именно на прогулке существует масса возможностей для развития ребенка. Игры помогут сделать прогулку интересной и познавательной. Вот некоторые игры и упражнения, которые помогут развить память, мышление, воображение и доставят удовольствие ребенку, несмотря на погоду.
 «Лейка». Ребенок может поливать растения, мочить песок для куличиков, рисовать узоры водой на сухом асфальте и даже обливаться, если на улице очень жарко.
«Мыльные пузыри». Прекрасное занятие на прогулке – это мыльные пузыри. Ребенок может надувать мыльные пузыри, ловить их и просто смотреть, как они летят, подхваченные ветерком. Кроме того, это занятие привлечет к ребенку внимание других детей, что поможет ему подружиться с ними.
«Рисунки на асфальте. Цветные мелки». Рисование красочных картинок на асфальте не только интересное занятие для ребенка, оно развивает мелкую моторику и воображение. И, конечно, это очень удобный способ в игре научить ребенка читать и считать.
«Обруч». Обруч хорошо подходит для летних прогулок. Его можно крутить на талии, шее, руках и ногах. Через него можно прыгать, как через скакалку. Обруч можно подбрасывать, катать, прыгать через него, использовать в различных играх. 
«Собираем сокровища». Это могут быть камешки, листики, палочки, шишки, цветочки, семена растений. Собирая эти сокровища, детально рассказывайте малышу о каждой находке, сочиняйте сказки.
«Рассматриваем травку, листья, деревья». Расскажите малышу, что деревьев много, а листики у всех разные. Покажите. Сравнивайте их по размеру, цвету. Учите бережному отношению к окружающей среде.
«Наблюдение за облаками».  Увидели на небе облака – понаблюдайте за ними, как они плывут, на что похожи.
«Рисуем на земле палочкой».         Рисуем на земле палочкой животных или людей, придумываем к ним сказку. Рисуя, изучаем геометрические фигуры, буквы.
«Сосчитай». На прогулке можно заняться математикой. Считайте камешки, палочки, совочки, ведерки, формочки и т.д.
«Изобрази животное».         Изображайте вместе с малышом «кто как ходит». Во время изображения косолапого мишки, скачущего зайца или летающего воробья имитируйте их звуки.

В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр.
Игры с мячом: футбол, прыжки через мяч, броски в кольцо, «кто дальше», «кто выше». Игры можно усложнять, попросив ребенка подбросить вверх мяч и поймать его двумя руками, одной рукой, отбить (не ловить).
Можно играть в игру «съедобное — несъедобное». Правила игры можно варьировать. Классические: съедобное — ловим, а несъедобное — отбиваем.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми, учатся взаимодействовать друг с другом. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Труд.
Помня, какое огромное значение имеет целенаправленная деятельность для формирования личности ребенка, воспитатель находит немало дел, к которым можно привлечь малышей. Большую радость доставляет детям труд в природе. Малыши с удовольствием ухаживают за растениями на огороде, рыхлят землю, поливают грядки.

 Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде и т. д. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

Дети с удовольствием поливают цветы, на клумбах, наблюдают за их цветением, ухаживают за ними.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, а также способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывается любовь к родной природе.

Источник