Летняя прогулка и развитие ребенка
Лето щедро одарило всех детей и взрослых ласковым теплом, солнечным светом, особой радостной атмосферой. Прогулки становятся дольше, активнее, увлекательнее. В наших силах так построить жизнедеятельность дошкольников, чтобы каждый день приносил им не только радость, но и новые открытия, был наполнен интересным содержанием и оставлял за собой яркие воспоминания о лете. В этом нам помогут растения и цветы, деревья и кустарники, лёгкий ветерок и облака, птицы и насекомые. Этот мир разнообразен и удивителен! Нам стоит научить детей жить с ним в гармонии и согласии, и лето — самый лучший период для этого.
В этом разделе можно почерпнуть полезные идеи для организации занимательных наблюдений за родной природой на летних прогулках.
Приятные и ароматные мини-путешествия в лето.
Содержится в разделах:
- Прогулки в детском саду. Наблюдения на прогулках, картотеки, конспекты
Показаны публикации 1-10 из 168.
Все разделы
| Прогулка. Летние наблюдения
Новое
Картотека прогулок «Лето» (третья заключительная часть, первая младшая группа)
Прогулка №26 – Наблюдение за растениями, цветущими на клумбе. Цель: учить малышей любоваться ими, но не рвать; закреплять названия частей растений. – Игровое упр. “Раз, два, три – в беседку иди!” Цель: учить детей ориентироваться на участке. – Д/и “Мамы и детки”. Цель:…
Картотека прогулок «Лето» (2 часть) первая младшая группа
Прогулка №11 – Наблюдение за птицами, прилетающими на участок. Цель: обратить внимание детей на то, как передвигаются птицы: ходят, прыгают, летают, как клюют корм, пьют воду из лужицы, развивать наблюдательность. – Д/и “Как поют птицы?” Цель: развитие слухового восприятия и…
Прогулка. Летние наблюдения – Картотека прогулок «Лето» (1 часть) первая младшая группа
Публикация «Картотека прогулок «Лето» (1 часть) первая младшая…»
Прогулка №1 – Наблюдение за состоянием погоды “Лето, лето к нам пришло!” Цель: формировать элементарные представления о лете, уточнить с детьми состояние погоды; погожий денёк, жаркий, тёплый, дует тёплый ветер. – Худ. слово. Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект методической разработки: наблюдение (рассматривание) камней на участке (лето)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Динской район «Детский сад № 9» Конспект методической разработки: наблюдение (рассматривание) камней на участке (лето) для старшей группы общеразвивающей направленности (дети шестого года…
Беседа с родителями «Прогулка с детьми летом»
Лета с нетерпением ждут все и взрослые и дети. Независимо от того, куда вы отправляетесь отдыхать со своим ребенком – на море, речку или на дачу, важно, чтобы он провел то время с пользой. Чем занять ребенка на природе, чтобы приятных воспоминаний о лете хватило на целый год?…
Наблюдение в природе летом
Знакомство с березой». Цель: формировать представление у детей о том, что береза – это дерево. Она растет на нашем участке. У березы один ствол белого цвета с черными пятнышками. Воспитатель обращает внимание детей на березу, спрашивает: это дерево или трава? Какого цвета ствол…
Прогулка. Летние наблюдения – Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке летом»
Статья «Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности…»
Татьяна Костакова Добрый день, уважаемые коллеги! Лето – самая любимая пора всех детей! Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и…
Конспект прогулки во второй младшей группе «Здравствуй, Лето!»
Цели: -уточнить у детей общее представление о лете, как о времени года, о его характерных признаках; -развить слуховое и зрительное внимание; -познакомить детей с особенностями и изменениями, которые происходят в жизни природы, взрослых и детей летом; -активизировать словарь….
Прогулка «Природа и лето» в старшей группе
Цель: — способствовать развитию наблюдательности и любознательности, воспитывать у детей желание активно познавать окружающую природную среду; — совершенствовать различные виды внимания, в частности слуховое; — упражнять воспитанников в звуконаследовании (звуки природы); —…
Фотоотчёт о проведении прогулки в разновозрастной группе летом
Попова Валентина Бежит бегом, проходит долгожданное лето! В нашей местности лето короткое и быстро кончается, скоро уже в конце августа начнёт холодать, да и сейчас ночами всего лишь 10 градусов тепла, по утрам росы. Летом мы практически весь день проводим на улице с небольшими…
Страницы:
2 3 4 … 17
Источник
Матвеева Диана
Организация и методика проведения прогулок в летний период
Прогулка – заранее организованный воспитателем режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, который проходит на свежем воздухе.
Всем вам хорошо известно, что Режим дня любого детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Согласно
Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам общая продолжительность прогулки составляет 4 — 4,5 часа.
В летний период в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
Время, которое отводится для прогулок, должно строго соблюдаться.
Но, фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полном объеме. Неорганизованность и однообразие являются типичными недостатками организации прогулок в детском саду. А педагогическое воздействие на прогулке нередко подменяется присмотром за детьми.
Поэтому, чтобы правильно организовать и руководить деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания, владеть практическими умениями и навыками, а также методикой проведения прогулки.
И для начала давайте вспомним, какие бывают прогулки.
Типы прогулок:
• Традиционная/типовая – максимально свободная деятельность детей.
• Комбинированная – целевая прогулка и свободная деятельность. (Целевая прогулка проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);
• Экскурсия (проводится со средней группы не менее 1 раза в месяц);
• Поход (с детьми старшего дошкольного возраста).
Сегодня на семинаре мы с вами подробно рассмотрим структуру и методику проведения традиционной/или типовой прогулки.
Правильная организация такой прогулкипредполагает использование пяти частей:
• Наблюдение;
• Трудовая деятельность детей;
• Подвижные игры
• Индивидуальная работа с детьми;
• Самостоятельная деятельность детей.
Эффективность реализации всех частей прогулки полностью зависит только от воспитателя. Эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того, что запланировано педагогом в конкретной прогулке.
И сейчас, давайте подробней остановимся на каждом составляющем компоненте прогулки.
Наблюдения условно можно разбить на несколько видов,это:
• Наблюдения за живой природой (представители флоры и фауны – это растения, животные, птицы, насекомые).
• Наблюдения за неживой природой (сезонные и погодные явления, знакомство со свойствами воды, песка, глины, природного материала – камни, ракушки и т. д.).
• Наблюдения за трудом взрослых (организуются наблюдения за трудом взрослых,которые работают вблизи детского сада: дворник, водитель, строитель, полицейский).
• Наблюдения за жизнью улицы (общественный, личный транспорт, грузовые, легковые, специальные автомобили, красочное оформление к праздникам).
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 5-10 минут, в старшем возрасте они должны составлять от 10 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, и каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Удержать внимание ребенка, особенно, младшего дошкольного возраста очень непросто. На прогулкеребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: то он обратил внимание на пролетающую бабочку или отвлёкся на шум проезжающей машины и таких отвлекающих факторов на улице очень много. Поэтому наблюдения должны быть нерастянутыми по времени, яркими, интересными и содержательными.При планировании наблюдений воспитатель должен продумать: оборудование и материалы, которые он будет использовать в ходе наблюдения, размещение детей, педагог должен продумать приёмы привлечения внимания детей (это могут быть: сюрпризные моменты,использование художественного слова: стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом и др. приёмы, так же необходимо привлекать самих детей к активизации умственной деятельности (а это можно сделать уже с помощью постановки поисковых вопросов и использования детского опыта). Главное в этом компоненте прогулки – не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов и событий в окружающей среде.
Следующим важным компонентом прогулки являются подвижные игры. В эту часть прогулки входят проведение: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, также используются игры на выбор детей по желанию и дидактические игры.
Подвижные игры в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин.
При выборе игры воспитатель должен учитывать следующие факторы:
-время года (погодные условия, температура воздуха);
-возраст детей (состояние здоровья, желание);
– характер предшествующей деятельности.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, и только затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников во время прогулок, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины,разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в бадминтон и т. д.
Здесь бы хотелось обратить ваше внимание на то, что при проведении этой части прогулки, вам надо стремиться к тому, чтобы ваши дети в дальнейшем научились играть в подвижные игры по собственному желанию, выполняя основные правила и соблюдая при этом дисциплину. Выбирая для детей игру, старайтесь ставить задачи не только двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и нравственного – развивать у них чувство товарищества, взаимопомощи и коллективизма.
Подробно о методики проведения подвижных игр в ДОУ, я не буду останавливаться, т. к. об этом нам расскажет на одном из последующих методических объединений Галина Анатольевна.
Единственное, на что хотелось бы сделать упор в этой части, это на то, чтобы вы не забывали в этой части прогулки проводить дидактические игры и упражнения. Они должны быть непродолжительны и занимать по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут. Проводятся дидактические упражнения несколько раз в течение одной прогулки со всей группой детей либо с ее частью.
Дидактическое упражнение может быть предложено детям как в начале, так и в конце наблюдения, а может вплетаться в ход самого наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди дерево или кустарник» и т. д.В дидактических заданиях могут решаться одновременно несколько задач: закрепление цвета, формы и величины предметов, также они могут выполняться с помощью детской физической активности, например,детям предлагаются задания: «Раз, два, три! К березе беги». И тут же, перед детьми старшего возраста,ставится другая более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?» и т. д.
Большое воспитательное значение на прогулке имеет трудовая деятельность. Поэтому, следующим структурным компонентом типовой прогулки является выполнение детьми трудовых действий.
Здесь важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте. Для привития детям трудолюбия и аккуратности, очень важно правильно подобрать детский инвентарь (— грабли, лопатки, совки, ведерки). В процессе выполнения трудовых поручений, у детей важно сформировать положительное отношение к труду, а также уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и в дальнейшем проявлять самостоятельность и инициативу.
Формами организациитруда детей являются:
Индивидуальные трудовые поручения;
Работа в подгруппах;
Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Затем, воспитатель уже поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, организует «труд рядом»: предлагает собрать шишки, листочки, камушки для дальнейших поделок.
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; единственное, требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы детей; и педагог должен следить, чтобы дети доводили начатое дело до конца.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, и уже самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Здесь важно создать у старших детей правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, и ещё желательно разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки или использовать др. сюрпризные моменты.
Следующим не менее важным структурным компонентом ежедневной прогулки является- индивидуальная работа.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.Она может быть направлена на развитие речи ребенка: т. е. на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы или можно повторить слова песни, которую разучивали дети на музыкальном занятии к празднику.
Во время прогулок воспитатель может также организовыватьиндивидуальную работу по физическому развитию с одним или несколькими отстающими детьми на выполнение основных движений: (ходьба, бег, прыжки, подскоки, упражнения с мячами и обручами, метание в цель и т. д.)
В процессе индивидуальной работы с ребенком может быть проведена беседа на формирование нравственных качеств, правил поведения в детском коллективе, или же беседа по рекомендации логопеда или психолога. Здесь, важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Следующий структурный компонент прогулки – самостоятельная деятельность детей, которая также нуждается в грамотном руководстве. Педагог должен постоянно контролировать и следить за самостоятельной деятельностью детей. Обращая внимание на каждого ребенка,воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: чтобы вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе собрал игрушки, навел порядок на веранде или на участке. Педагог может предложить детям организовать сюжетно – ролевую или подвижную игру, занимательные задания, выносные игрушки или инвентарь для труда и т. д. Одним из самых любимых видов самостоятельных творческих игр у детей,являются строительные игры с природным материалом: песком, камушками, шишками т. д. Поэтому педагогам необходимо стараться разнообразить такие игры и создавать необходимые условия и активно использовать атрибуты и выносной материал. Ну и при этом, конечно же, не забывать о соблюдении санитарно-гигиенических требований к хранению и размещению выносного материала.
Коротко, хотелось бы сказать о проведении прогулки в вечернее время.
В течение всего года в обязательном порядке проводится вечерняя прогулка, но так как воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя детьми на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры.
Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно и все дети были заняты. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями и впечатлениями.
Источник
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития.
Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. Именно летом дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Каждый ребёнок очень ждёт наступления лета, рисует в своем воображении то, чем будет заниматься летом, мечтает о чем-то новом и чудесном. Как же сделать жизнь дошкольника в этот период содержательной, познавательной и интересной? Как организовать деятельность так, чтобы это время стало для него незабываемым? Грамотное решение этих вопросов обеспечивает эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса.
Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников. Удивительный мир природы… Этот мир встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В это время года в детском саду для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность.
Для укрепления здоровья детей крайне важно поддерживать в течение дня бодрый жизненный тонус. День должен быть наполнен интересными занятиями и играми. Летом, игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре.
Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр, обилие разнообразного природного материала – песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т.д.- способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценности развития ребенка.
С большим удовольствием дети играют в сюжетно – ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках, на уютных лавочках со столиками, рассматривают книги, рисуют.
Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду, дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затемненных местах участка. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры.
Дети самостоятельно придумывают сюжет игры, распределяют роли, соблюдают правила игры, используют предметы-заместители, проявляют любознательность, фантазию.
Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком – песочница с навесом крышкой (клеенкой), емкости для воды, игрушки для игры с песком.
«Игры в песочнице». Дети пересыпают песок, делают куличики. Это идеальное место для изучения понятий «много – мало», «тяжелый – легкий», «жидкий – твердый». Игра с песком не только укрепляет пальчики ребенка, но и развивает мелкую моторику.
Именно на прогулке существует масса возможностей для развития ребенка. Игры помогут сделать прогулку интересной и познавательной. Вот некоторые игры и упражнения, которые помогут развить память, мышление, воображение и доставят удовольствие ребенку, несмотря на погоду.
«Лейка». Ребенок может поливать растения, мочить песок для куличиков, рисовать узоры водой на сухом асфальте и даже обливаться, если на улице очень жарко.
«Мыльные пузыри». Прекрасное занятие на прогулке – это мыльные пузыри. Ребенок может надувать мыльные пузыри, ловить их и просто смотреть, как они летят, подхваченные ветерком. Кроме того, это занятие привлечет к ребенку внимание других детей, что поможет ему подружиться с ними.
«Рисунки на асфальте. Цветные мелки». Рисование красочных картинок на асфальте не только интересное занятие для ребенка, оно развивает мелкую моторику и воображение. И, конечно, это очень удобный способ в игре научить ребенка читать и считать.
«Обруч». Обруч хорошо подходит для летних прогулок. Его можно крутить на талии, шее, руках и ногах. Через него можно прыгать, как через скакалку. Обруч можно подбрасывать, катать, прыгать через него, использовать в различных играх.
«Собираем сокровища». Это могут быть камешки, листики, палочки, шишки, цветочки, семена растений. Собирая эти сокровища, детально рассказывайте малышу о каждой находке, сочиняйте сказки.
«Рассматриваем травку, листья, деревья». Расскажите малышу, что деревьев много, а листики у всех разные. Покажите. Сравнивайте их по размеру, цвету. Учите бережному отношению к окружающей среде.
«Наблюдение за облаками». Увидели на небе облака – понаблюдайте за ними, как они плывут, на что похожи.
«Рисуем на земле палочкой». Рисуем на земле палочкой животных или людей, придумываем к ним сказку. Рисуя, изучаем геометрические фигуры, буквы.
«Сосчитай». На прогулке можно заняться математикой. Считайте камешки, палочки, совочки, ведерки, формочки и т.д.
«Изобрази животное». Изображайте вместе с малышом «кто как ходит». Во время изображения косолапого мишки, скачущего зайца или летающего воробья имитируйте их звуки.
В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр.
Игры с мячом: футбол, прыжки через мяч, броски в кольцо, «кто дальше», «кто выше». Игры можно усложнять, попросив ребенка подбросить вверх мяч и поймать его двумя руками, одной рукой, отбить (не ловить).
Можно играть в игру «съедобное — несъедобное». Правила игры можно варьировать. Классические: съедобное — ловим, а несъедобное — отбиваем.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми, учатся взаимодействовать друг с другом. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Труд.
Помня, какое огромное значение имеет целенаправленная деятельность для формирования личности ребенка, воспитатель находит немало дел, к которым можно привлечь малышей. Большую радость доставляет детям труд в природе. Малыши с удовольствием ухаживают за растениями на огороде, рыхлят землю, поливают грядки.
Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде и т. д. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
Дети с удовольствием поливают цветы, на клумбах, наблюдают за их цветением, ухаживают за ними.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, а также способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывается любовь к родной природе.
Источник