Лепка в развитии мелкой моторики ребенка
Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и педагогов.
Автор: Наталья Михайловна Дашкина, воспитатель, МБДОУ детский сад “Звёздочка” комбинированного вида СП детский сад № 138 компенсирующего вида.
Описание: предлагаю Вашему вниманию материал, который может быть полезен педагогам в детских садах (например взять за тему собрания, или консультацию для родителей), так и студентам обучающимся в педагогических колледжах, вузах.
Цель: дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами лепки.
Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
О том, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, было известно уже во II в. до н. э. в Древнем Китае. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.
Изобразительная деятельность детей – лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.
Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее – нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Важно помнить, что для дошкольника важнее процесс, чем результат. Поэтому следует сделать этот процесс как можно более комфортным для него.
Основываясь на исследованиях по развитию мелкой моторики у детей, мы разработали систему занятий по лепке для детей дошкольного возраста (4-5 лет), на которых будут совершенствоваться мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, повлияет на развитие речи и мышления, на нервную систему в целом.
Занятия разбиты по блокам:
1. Лепка предметная с элементами конструирования;
2. Лепка предметная по представлению.
Задачи
, которые будут решаться на занятиях по лепке:
– развивать мелкую моторику рук;
– поддерживать интерес детей к народному искусству;
– поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления;
– заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций из пластилина;
– показать способы соединения частей;
– поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальчиков, сглаживать места соединения частей фигуры);
– проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями других детей;
– развивать у детей способность передавать одну и ту же форму в разных техниках;
– создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
На занятии по лепке решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические – по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение занятия по лепке имеют для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.
Таким образом
, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:
• повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
• синхронизировать работу обеих рук;
• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
В завершении консультации, родителям можно предоставить на внимание детские работы из разных техник лепки, а так же привлекать их к деятельности вместе с детьми, пригласить на мастер-класс в детский сад.
СПАСИБО!
Рекомендуем посмотреть:
Игры с бумагой для детей дошкольников
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Сенсомоторное развитие дошкольников
Развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода
Похожие статьи:
Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук
Игры с пальчиками для старших дошкольников
Источник
Ирина Назарова
Лепка как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
Лепка как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика»
Проблема развития мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики, зрительно-двигательной координации, совершенствованию движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Цель работы: создание условий для развития мелкой моторики руки у детей раннего возраста через лепку.
Задачи:
совершенствовать развивающую предметно- пространственную среду в группе для развития мелкой моторики через лепку.
учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.
знакомить с техникой «тестопластики» и «пластилинографии»
способствовать творческому и сенсомоторному развитию:
развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала,
развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук,
развивать фантазию, воображение, пространственное мышление,
воспитывать желание самостоятельно создавать красивые поделки, использовать их в игровой деятельности, в качестве подарка или для украшения группы;
воспитывать волевые качества (усидчивость, терпение, эстетический вкус.
«В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках…
…Лепка- это первое чтение, изложение предмета…».
(И. Я. Гинцбург).
В своей работе я использую следующие техники лепки:
Лепка из пластилина и пластической массы
Лепка из солёного теста (тестопластика);
Пластилинография;
Следующих авторов:
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.
Е. А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста»
Е. В. Данкевич «Лепим из соленого теста»
Г. И. Давыдова «Пластинография для малышей»
Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения»
Условия реализации технологий :
Материально–технические (пластилин, тесто, пластическая масса, формочки, лопатки, скалки, цветной картон и бумага, доски для лепки, клеенки, нетрадиционный материал для пальчиковых гимнастик)
дидактические (демонстрационный материал, мастерилки «я леплю из пластилина» «жил был пластилин», рисунки для пластинографии, картинки, работы детей)
методические (методическая литература)
техника безопасности
Формы работы с детьми
ОД
в режимных моментах
Самостоятельная детская деятельность
Методы и приемы
Игровой
Эмоциональный настрой
Наглядный (Показ)
Информационный-рецептивный (рассматривание, наблюдение, ощупывание)
Словесный (рассказ, художественное слово)
Репродуктивный
Эвристический
Исследовательский метод
Формирование простейших приёмов лепки и составление простых композиции.
Формирование приемов в технике «тестопластики» и «пластинографии»
Развитие восприятия формы, фактуры, цвета и пластичности материала
Развитие мелкой моторики кисти руки.
Формирование желания самостоятельно делать красивые поделки.
Повышение уровня знаний родителей о значении лепки для развития мелкой моторики кисти руки.
1этап подготовительный
Создание развивающей предметно-пространственной среды группы для развития мелкой моторики руки через лепку (Дидактические игры, материалы и оборудование для занятий, игр с пластилином, тестом и пластической массой)
2 этап: реализация
Обучение детей приемам лепкиот простого к сложному:
Обучение детей формообразующему движению — отщипыванию
Обучение детей формообразующему движению — раскатыванию
Лепка из «колбасок»
Обучение преобразованию цилиндра – из палочки в кольцо
Обучение изображению конуса или пирамидки (из «колбаски», колец)
Обучение формообразующему движению – круговые движения ладоней для изображения предметов округлой формы
Обучение формообразующему движению – сплющивание
Обучение формообразующему движению – надавливание
Обучение формообразующему движению – примазывание
Обучение детей выполнению изобразительных работ с помощью приема «отпечаток»
Знакомство детей с технологией «пластинография
3 этап: Закрепление
Закрепление разнообразных приемов лепки детьми в самостоятельной деятельности.
Использование продуктов лепки в сюжетно-ролевых ситуациях.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
1. Созданы условия для развития мелкой моторики руки через лепку.
2. Воспитанники овладели простейшими приемами лепки, научились составлять простые композиции.
3. Увеличился процент детей с удовлетворительной динамикой развития мелкой моторики руки.
4. Воспитанники проявляют инициативу и самостоятельность в использовании в самостоятельной деятельности технологий «тестопластики» и «пластинографии».
5. Родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.
Литература
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа.
Е. А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста».
Е. В. Данкевич «Лепим из соленого теста».
Г. Н. Давыдова «Пластинография для малышей.
Данилова Е. А. «Методика обучения лепке в детском саду.»
Жукова О. Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста»
Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду»
Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения»
Источник
Любовь Эрюжева
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью лепки
Развитие мелкой моторике рук детей
дошкольного возраста посредствам
лепки (пластилином).
The development of a small motility of hands of children
preschool age through
sculpting (clay).
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развитие мелкой моторике рук детей дошкольного возраста посредствам лепки из пластилина,
За счет чего развивается движения рук, а в частности развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Abstract. This article discusses issues of development of fine motor skills of preschool children through modeling clay,
What develops hand movements, and in particular the development of movement in fingers. This is because the development of the hand plays an important role in the formation of the brain, its cognitive abilities, the formation of speech.
Ключевые слова. Мелкая моторика, лепка, пластилин.
Key words. Fine motor skills, modeling, clay.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Лепка – придание формы пластическому материалу, с помощью рук и вспомогательных инструментов – степов и т. п.
Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
Что развивает пластилин. Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей – согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша.
Польза пластилина, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем.
Занятия лепкой позволяют уточнять уже усвоенные детьми знания, расширять их, закреплять знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
Когда у детей уже сформированы основные навыки лепки, появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало личности. Очень важно чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Не нужно забывать о том, что детям необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Внимание со стороны взрослых является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению
результата. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное развитие ребенка указывал в своих трудах В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Также В. А. Сухомлинский, Б. М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Исследователи Института физиологии детей установили, что развитие тонких движений пальцев рук, положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову – Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. С. П. Дуванова и Е. Ю. Тебелева указывают, что если уделять должное внимание упражнением и играм, в том числе и лепке на развитие мелкой моторике то можно решить сразу две задачи: 1. Косвенно влиять на интеллектуальное развитие ребенка. 2. Готовить овладением навыков письма. В различной литературе (Е. А. Янушко, Е. А. Солнцева,Т. В. Белова, О. Жукова, Т. А. Ткаченко) имеется описание приемов совершенствования мелкой моторике пальцев рук по средствам различных игр, лепки, упражнений.
Игры посредствам лепки особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способны нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.
Игры посредствам лепки:
Обогащают опыт ощущений и восприятий ребенка;
Подготавливают руки к работе с более тугим материалам (глина, активизирует мелкую моторику рук; Активизирует речь; Приучают ребенка к аккуратной работе за столом.
С детьми можно лепить разнообразные предметы, делать картины из пластилина.
Литература:
1. Белова Т. В; Солнцева Е. А. 200 упражнений для развитие общей и мелкой моторики, «Родничок».
2. Жукова О. Ум на кончиках пальцев.
3. Колдина Д. Н. Лепка, Москва «Мозаика–синтез», 2010г
4. Колдина Д. Н. Лепим динозавров, Москва «Мозаика-синтез», 2009г.
5. Лыкова И. А Технологические карты. Наглядно-методическое пособие.
Сказка (лепка из пластилина, Москва, ООО ИД «Карапуз» 2010г.
6. Морозова О. А Волшебный пластилин, Москва, «Мозаика-синтез»,2008г.
7. Ткаченко Т. А. Развитие мелкой моторике, «Академия дошкольного развития».
8. Янушко Е. А Лепка с детьми, Москва, «Мозаика-синтез»,2009г.
Источник