Лепет при нормальном развитии возникает у ребенка выберите один ответ

Лепет при нормальном развитии возникает у ребенка выберите один ответ thumbnail

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» – корабль, «синюська» – свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию…) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

yulia

Смердова Юлия,
логопед

08. 10. 2009

Ищите меня в социальных сетях:

https://odnoklassniki.ru/profile/24570770137

https://vk.com/id178099349

https://www.facebook.com/julia.pedagog

Источник

Первое слово ребенка – знаменательный момент! Некоторые родители устраивают соревнование: кого же малыш позовет первым, а другие втайне гордятся успехами крошки на фоне сверстников. Наблюдать процесс становления речи у ребенка – очень увлекательное и забавное занятие. Карапуз, который совсем недавно издавал совсем невнятные звуки, постепенно начинает говорить слова и складывать их в осознанные предложения. Это ли не чудо?

Однако некоторым родителям приходится сталкиваться с задержкой речевого развития. Причин ее может быть множество, но самое главное – вовремя обратиться к специалисту. Сегодня MedAboutMe расскажет, как происходит становление речи у детей, какие важные моменты нельзя упускать, и можно ли помочь ребенку «разговориться»?

Читайте также:  Диссертация развитие ребенка в учреждениях дополнительного образования

Дорога от «гу-гу» до полноценных предложений

Специалисты выделяют в развитии детской речи три основных этапа, каждый из которых делится на более мелкие периоды. Процесс овладения речью происходит под влиянием окружения малыша: поэтому родители должны внимательнее отслеживать, сколько, что и как они говорят в присутствии чада.

  • Первый этап: доречевой

Первый месяц жизни ребенок общается с миром единственным доступным ему способом: криком и плачем. 

На втором месяце появляются гуканье и короткие неосознанные звуки, а уже в 3 месяца малыш начинает гулить, его звуки приобретают первичную эмоциональную окраску. К примеру, на маму ребенок реагирует более ярко, чем на других людей. 

К 4-м месяцам гуление может быть длительным, а в среднем на 5-м месяце жизни появляется первый лепет. Он состоит из повторяющихся слогов «ма-ма, ба-ба», которые могут произноситься с различной длительностью или громкостью. 

Так называемое «псевдослово» появляется примерно в 7 месяцев. Оно представляет собой последовательность слогов, объединенных общей интонацией и мелодикой. Псевдослово обычно используется ребенком для того, чтобы выразить потребность или отношение к чему-либо. Такой непонятный язык не имеет явной семантики, но он важен как этап освоения интонационного рисунка родной речи. Также в это время малыш активно воспринимает речь и артикуляцию взрослых.

Первые слоговые слова появляются обычно к возрасту 8 месяцев и носят предметный характер. 

В 9-11 месяцев происходит усвоение интонаций, мелодики и речевого ритма. При содействии взрослых ребенок учится усваивать звуковые образы предметов, произносит первые лепетные цепочки, пытаясь связать их между собой.

  • Второй этап: первичное усвоение языка

К 12 месяцам малыш уже имеет определенный запас слов (мама, папа, дядя и т .д.), а также воспринимает некоторые простые словесные конструкции, учится соотносить артикуляцию со звуками. Для первых слов типичен полисемантизм – одно и то же сочетание звуков может иметь разные значения.

Не ждите сразу же полных слов от малыша! При подсчитывании словарного запаса специалисты учитывают все значения слоговых слов. 

Коротенький слог «ка» может обозначать десятки различных предметов и действий, от каши и каталки до прогулки к качелям. Это все разные слова.

В промежуток от года и до 1,5 лет рост словаря постепенно замедляется. Малыш осваивает структуру слогов и интонационно-ритмическую часть языка. Новые слова усваиваются путем сведения их к готовой фонетической модели. 

До 2-х лет словарь ребенка составляет 250-300 слов (включая неправильные формы) и активно пополняется, что связано с бурным развитием предметной деятельности и овладением слоговой словесной структурой. В речи появляются глаголы, которые указывают на действие или требование («дай»). В этом же возрасте в норме должны появляться простые предложения.

  • Третий этап: усвоение грамматики

Примерно до 2 лет и 2-х месяцев у ребенка наблюдается период так называемого «аграмматизма», когда предложения используются без какого-либо грамматического оформления. Затем малыш постепенно начинает осваивать правильные конструкции, расширять количество слов в фразах, рассказывает родителям обо всем, что воспринимает из окружающего мира.

Все приведенные нормы довольно условны. Если ребенок не начал осваивать грамматические правила в 2 года и пару месяцев, волноваться не надо. 

Но вот если до двух лет не появились самые простые фразы из двух слов, это повод для обследования у врача.

До трех лет речь малыша обогащается служебными словами, происходит резкий скачок развития. Дети начинают использовать речь как один из элементов игры, общаясь друг с другом и с вымышленными персонажами, строят более сложные конструкции и предложения. С трех лет словарный запас малыша увеличивается, так как растет опыт общения, формируется так называемое «чувство» языка.

«Mother» или «мама»: как развиваются дети-билингвы?

И если с одним языком все более-менее понятно, то что же делать билингвальному ребенку? Как гласит статистика, с каждым годом таких детей становится все больше и больше. А иногда малышу приходится понимать не два, а даже три языка, что само по себе непросто. Доказано, что дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников: это является вариантом нормы. Также запас слов на каждом языке меньше, чем у монолингвов, но суммарно их все же больше.

Специалисты советуют придерживаться стратегии «один родитель – один язык», чтобы не вносить в голову чада сумятицу. Если родители не следуют этому правилу и или «смешивают» слова из разных языков между собой, процесс становления речи у ребенка затрудняется.

В 2019 году ученые из Швейцарии опубликовали исследование, целью которого было сравнить особенности общения детей-монолингвов и детей-билингвов. 

Трехлетним малышам было представлено две куклы, которым было необходимо помочь решить головоломку. При этом первая кукла охотно «принимала» помощь, в то время как вторая хотела решить эту задачу самостоятельно. 

Эксперимент показал, что дети-билингвы больше стремились войти в контакт со второй куклой, приспосабливаясь к манере общения с ней, чем другие малыши.

Можно ли помочь ребенку заговорить раньше?

Как известно, становление речи малыша во многом зависит от его окружения. Ребенок подобно губке впитывает новую информацию, а также активно пытается наладить коммуникации с взрослым миром. Как же помочь ему быстрее заговорить? MedAboutMe предлагает несколько простых советов:

  • Отказаться от сюскания и намеренного коверканья слов

В порыве нежности многие мамы и папы могут изменять слова, добавляя им уменьшительно-ласкательные суффиксы, «зажевывая» часть слова или произнося предложения с определенной интонацией. Конечно, если такая ситуация появляется нечасто, то ничего страшного не будет. А если малыш постоянно слышит вместо четких слов от взрослых нечленораздельные сюсюканья, но не стоит ожидать, что он сразу же заговорит строками из произведений А.С. Пушкина. Так же стоит относиться к милым словечкам, которые изобретают дети: поддерживать неправильное название помидора не стоит, каким бы забавным не казался вам «помпимпон».

  • Читать сказки и разговаривать с ребенком

Чтение книг вслух – это не только отличный совместный досуг и средство для усыпления малыша, но и способ повлиять на его речевое развитие. Сказки на ночь полезны даже грудничкам: они успокаиваются, слыша голос мамы или папы, а более взрослые дети уже различают интонации и улавливают для себя новые слова. Не стоит забывать и о простых разговорах: если в ходе какой-то деятельности озвучивать свои действия, это также даст положительный эффект (к примеру: «сейчас мы достанем синий мяч»).

  • Слушать и смотреть, что пытается донести малыш

Конечно, стоит признать, что дети до трех лет – не самые интересные собеседники. Однако логопеды советуют обращать внимание на попытки ребенка объясняться с другими людьми, хвалить его и давать положительную эмоциональную реакцию.

  • Направлено заниматься развитием речи
Читайте также:  Основные этапы развития слуха и речи у ребенка

В настоящее время можно найти множество различных игровых методик, которые позволят малышу запоминать новые слова. Это и конструктор с буквами, и маленькие детские книжки, и поющие игрушки. Самое главное – проявить фантазию и проверить качество игрушки или конструктора перед покупкой: бывают и книжки с ошибками, и куклы с ужасными голосами, акцентом и неправильными выражениями.

Что делать при задержке речевого развития?

К сожалению, задержка развития речи – это распространенное явление среди детей. Причин может быть множество, и чем раньше будет начата работа, тем больше вероятности исправить проблему к школьному возрасту. При подозрении на задержку речевого развития необходимо:

  • Проверить слух

Доказано, что у 3 из 100 новорожденных наблюдается потеря слуха, которая и приводит к задержке речи. Далеко не всегда ее удается диагностировать прямо в родильном доме: многие родители гораздо позже обнаруживают, что малыш не реагирует на громкие звуки. 

Важно: в некоторых случаях потеря слуха касается только определенных частот. 

Ограниченный диапазон восприятия невозможно проверить по реакции ребенка на шепот, необходимо лабораторное обследование!

  • Осмотреть полость рта

Иногда ребенок не может говорить из-за слишком короткой уздечки языка или верхней губы. Артикуляция может быть затруднена или болезненна, а поэтому малыш молчит, хотя и прекрасно слышит обращенные к нему слова.

  • Оценить состояние психического развития

До 17% детей имеют неврологические расстройства, когнитивные нарушения. Для таких малышей должна разрабатываться индивидуальная программа, которая поможет осваивать речь в «своем» темпе с учетом потребностей. 

Посоветуйтесь с неврологом, если у ребенка была внутриутробная инфекция, гипоксия в родах, травма головы, болезни или оперативное вмешательство в грудничковом периоде, диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД) в карте. 

Эти факторы могут неявно влиять на развитие разных отделов мозга, замедлять становление речи и когнитивных функций.

Как поддержать ребенка, когда он учится говорить? Все просто: хвалите и всячески поощряйте первые слова малыша. Продолжайте давать положительную реакцию и показывать свою заботу, исследуйте новые горизонты вместе с детьми и как можно больше общайтесь, даже если в ответ пока что слышно только детский лепет. 

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Нарушения речевого развития у детей / Макаров И. В., Емелина Д. А. // Социальная и клиническая психиатрия. = 2017. – №4
  2. Онтогенез речевого развития / Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. // Русский журнал детской неврологии. = 2017. – №1
  3. Bilingual Children Adapt to the Needs of Their Communication Partners, Monolinguals Do Not / Gampe A, Wermelinger S, Daum MM // Child Dev. = 2019. – №90

Источник

I Подготовительный (с момента рождения до года)
II Преддошкоьный (от года до трех лет)
III Дошкольный (от трех до семи лет)
IV Школьный (от семи до семнадати лет)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (с момента рождения до года)
Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик – первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
Поэтому, если в разделе ‘анамнестические данные’ указывается, что ребенок родился в асфиксии и сразу не закричал, то эта информация уже может быть важным диагностическим симптомом для логопеда.
Период ‘гуления’ отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем – в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи. ‘Гуление’ у всех детей народов мира одинаково.
В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе ‘гуления’ как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает ‘разговаривать’ с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы ‘подхватывает’ их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией.
Чтобы развить навыки ‘гуления’, маме рекомендуется и так называемое ‘зрительное общение’, во время которого ребенок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. В своих работах О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период ‘гуления’ с музыкантом, настраивающим свой инструмент.
При нормальном развитии ребенка ‘гуление’ постепенно переходит в лепет. В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет – это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. ‘Ма-ма’ (мама) – говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.
В 8,5-9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. Но не у всех детей этот процесс однозначен: при снижении слуховой функции гуление ‘затухает’, и это нередко является диагностическим симптомом. Так, если на консультацию приводят ребенка безречевого в 2,5-3 года, который не понимает обращенную к нему речь и не говорит, важно выяснить не пропадало ли у него ‘гуление’ в раннем возрасте. В подобных случаях необходимо обязательно сделать ему аудиограмму.

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ( от года до трех лет) В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: ‘бах’ – упал, лежит, споткнулся; ‘дай’ – отдай, принеси, подай; ‘биби’ – идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед.
После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:

– Папа, ди (папа, иди).

– Ма, да кх (мама, дай кису).

Как показывают исследования, дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Это объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми. В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов:

а) механизм подражания словам окружающих;

б) сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи;

в) благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок (доброжелательная обстановка, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми).

Читайте также:  Что такое зона перспективного развития ребенка

Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: полтора года – 10-15 слов, к концу второго года – 30 слов, к трем годам – примерно 100 слов.
Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей.
Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий.
Можно выделить в этот период этап ‘физиологического аграмматизма’, когда ребенок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: ‘Мама, дай Кука’ (Мама, дай куклу); ‘Вова нет тина’ (У Вовы нет машины).
При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.
Многие родители оценивают речевое развитие своего ребенка только по степени правильности звукопроизношения. И в этом они ошибаются, поскольку показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в разных структурах предложений. Уже в 2,5-3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы (иди – идет – идем – не иду; кукла – кукле – куклу).
В 1-3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав(космонавт), пиямида(пирамида), итая(гитара), титаясъка(чебурашка), синюська(свинюшка).
Как отмечает Н.С. Жукова, ‘с момента появления у ребенка возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи’.
Таким образом, к концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.
Родители и воспитатели должны быть информированы о том, что наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.
В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас. Поэтому, если в 2,5-3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений: гаки (глазки), ноти(ножки), око (окно), дев (дверь), ути(руки); да тина (дай машину) – необходимо немедленно проконсультировать его у логопеда, проверить физиологический слух и организовать коррекционные занятия в условиях ясельной или дошкольной логопедической группы. Оставлять без специальной помощи такого ребенка нельзя, т.к. будет упущен самый благоприятный период в его речевом развитии.

ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 3-х до 7-ми лет)
Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.
Некоторые авторы выделяют этап детского словотворчества, повышенного интереса к языковым явлениям и обобщениям (Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин и др.). Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот… который и т.д.):

– Я нарисую Тамусю зеленкой, потому что она все время болеет.

– Около ушек у меня волосики будут длинные, так как это мои завлекалочки.

– Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый ветер.

В это время активный словарь детей достигает 3-4 слов, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.
В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слоим различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного ‘поучить’ его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий. Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с братиком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки Слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу.
Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отмечал А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).

ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (от 7-ми до 17-ти лет)
Продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.
Итак, развитие детской речи – это сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие – значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – лишь частично. Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя русского языка.

Источник