Лепбуки развития речи для ребенка 5 лет профессии
Пристоленко Олеся
Дидактическое пособие-лэпбук «Профессии» для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие-лэпбук «Профессии» для детей старшего дошкольного возраста
Олеся Пристоленко
Дидактическое пособие-лэпбук «Профессии» для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования «Школа-сад №7»
г. Ханты-Мансийск
Лэпбук «Профессии»
Дидактическое пособие лэпбук «Профессии» представляет собой красочную интерактивную книгу-сокровищницу. Чудо-книга полна загадками и секретами. Страницы ее раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, книжек, которые в свою очередь раскрываются, что очень по вкусу маленьким исследователям и любителям тайн.
Пояснительная записка:
Данный лэпбук предназначен для детей старшего дошкольного возраста и является развивающим средством обучения. Старшие дошкольники проявляют не только интерес к развлекательным возможностям лэпбука, но и пытливость, последовательность в овладении содержащимися в нём знаниями. Им интересно и рассмотреть изображение, и узнать новые сведения о нём. Поэтому на страницах книги в книжках-малышках размещены короткие тексты с познавательной информацией. Дети часто просят воспитателя прочитать их, запоминают и пересказывают товарищам. Развитым мышлением, улучшением памяти детей пятого-шестого года жизни обосновано усложнение подаваемого материала. Старшим дошкольникам доступны игры «Вспомни пословицу», «Прочитай стихотворение», «Слова-родственники», в которых по картинке необходимо воспроизвести определённый текст. Интересны детям этого возраста и логические игры «Что сначала, что потом», «Разложи картинки по порядку», «Часть и целое», «Противоположности». Пособие лэпбук «Профессии» может быть использовано для организации совместной работы педагога и детей, а также для самостоятельной коллективной деятельности детей и самостоятельной индивидуальной деятельности ребёнка. Тема лэпбука позволяет использовать его во время тематической недели «Профессии». Содержание лепбука можно пополнять и усложнять.
Данный лэпбук может быть использован педагогами ДО.
Цель лэпбука: расширять и обобщать представление детей о труде людей разных профессий, орудиях труда, трудовых действиях.
Задачи:
Образовательные задачи:
– познакомить детей с различными видами профессий;
– показать значение трудовой деятельности в жизни человека, формировать осознанно-правильное отношение к труду;
– уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий.
Развивающие задачи:
-способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности;
– активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии»;
– развивать познавательные и творческие способности детей; мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
– создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий;
– способствовать воспитанию умения работать в коллективе.
Ожидаемый результат:
– вызвать интерес к окружающему миру;
– стимулировать у детей познавательную активность, стремление узнавать и запоминать новое;
-расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
– пробуждать желание учиться.
Преимущества для дошкольников и педагогов
Следует отметить два существенных преимущества лэпбука:
• Интерактивность. Ребёнок взаимодействует с лэпбуком, а не просто рассматривает его. Действенное участие намного увеличивает интерес к пособию, ведь не секрет, что в современном образовательном процессе преобладают наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видео и слайдов, а также использование музыки, аудиозаписей.
• Тематичность. Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме.
Таким образом, лэпбук «Профессии» представляет собой тематическую, интерактивную книгу, содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию.
Содержание лэпбука «Профессии»
1. Папка-малышка «Стихи про профессию».
Цель: обогащение речи, расширение словарного запаса, развитие воображения.
2. Кармашек «Раскраска».
Цель: развитие мелкой моторики рук, творческих способностей.
3. Интерактивная мини-книжка «Угадай профессию».
Цель: систематизировать знания о профессиях ; о предметах труда.
4. Кармашек «Расскажи-ка» (схема описательного рассказа).
Цель: учить детей составлять рассказ о профессии с опорой на карточку-схему.
5. Дидактическая игра «Одень куклу».
Цель: познакомить детей со спец. одеждой; развивать пальчиковую моторику.
6. Папка-малышка «Загадки о профессиях».
Цель: обобщить и активизировать знания детей о труде, профессиях.
7. Кармашек «Давай подумаем». Ламинированные карточки (удобно работать маркером) с различными заданиями по теме.
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения; тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем; развивать творческое воображение.
8. Интерактивный цветок «Сложи картинку». Разрезные картинки: составляем сюжетную картинку из частей, рассказываем, кто на ней изображён, где работает, предметы спецодежды.
Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; упражнять в счете; учить вести счет предметов, образующих какую-либо картинку.
9. Дидактическая игра «Кому нужны эти предметы?».
Цель: закрепить названия профессий, предметов, связанных с их деятельностью и действий, которые совершаются ими; систематизировать знания о профессиях; активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.
10. Книжка-малышка «Мамины и папины профессии».
Цель: Формирование представлений детей о мире профессий
на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий их родителей в
условиях игровой деятельности дошкольников.
11. Книжка-малышка «Забытые профессии». Рассказы и иллюстрации забытых и устаревших профессий.
Цель: познакомить детей с забытыми и устаревшими профессиями; знакомить с разными способами образования слов; совершенствовать диалогическую форму речи; формировать словарь детей посредством слов – понятий современных и забытых профессий; расширять общий кругозор, развивать коммуникативные способности.
12. Книжка-гармошка «Народные пословицы». Народные пословицы о труде.
Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством: пословицами, поговорками о труде, учить использовать их в своей речи;
обогащать знания детей о профессиях, о значимости труда; расширять словарный запас и активизировать лексику детей; прививать чувство ответственности.
13. Интерактивный кармашек «Чей транспорт?». Дидактическая игра состоит из вкладыша и деталей пазла с картинками, подходящими к картинкам вкладыша.
Цель: закреплять знания детей о транспортных средствах; упражнять в соотнесении транспортного средства с его водителем; закрепить знание спецтехники, профессий.
14. Интерактивный кармашек «Пословицы». Пословицы о труде. Дидактическая игра состоит из двух частей картинок подходящими друг к другу по смыслу.
Цель: учить понимать переносный смысл знакомых пословиц и поговорок. Закрепить умение подбирать слова антонимы; учить составлять короткие творческие рассказы по пословицам; развивать связную речь, мышление, память.
15. Интерактивные кармашки «Давай поиграем». Лото. Правила игры: разгадывать загадки и быстрее всех закрыть карточками все участки на своем планшете.
Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их; воспитывать уважение к труду взрослых.
Лэпбук «Профессии» предусмотрен для игры вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в нем сделан на развлекательность, лёгкость восприятия информации. Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуальной работы по закреплению темы «Профессии».
Однажды решив сделать лэпбук для детишек группы, вы не остановитесь на достигнутом. Достоинства «книги-сокровещницы» велики, а польза для малышей огромна, поэтому вскоре вам захочется воплотить новые задумки и изготовить лэпбук по новой, увлекательной теме.
Творческих успехов!
Источник
Тема «Профессии» является важной частью курса ознакомления с окружающим миром, который, в свою очередь, фокусируется сразу на нескольких образовательных направлениях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Профессии» рассматриваются, начиная с младших групп и вплоть до подготовительной группы. В этой связи важно выбрать такой способ организации материала, который позволил бы не только обобщить информацию, но и открывал бы возможности для пополнения знаний, умений и навыков ребят разного возраста. Всё это позволяет сделать лэпбук «Профессии».
Кто разрабатывает пособие
Автором лэпбука обычно является педагог. Но если для младшего дошкольного возраста воспитатель занимается и подбором материала, и его оформлением, то в средней группе к оформлению и поиску информации могут подключаться родители.
Например, в своей практике в рамках рассмотрения темы «Профессии» я даю воспитанникам и их родителям проектное задание составить рассказ о профессиях, без которых нам не обойтись. Или же составить пособие с картинками, загадками, играми, посвящёнными одной профессии.
В старшем дошкольном возрасте дети принимают активное участие в подборке материалов для оформления лэпбука: находят иллюстрации, вырезают, приклеивают их. Как и в средней группе, к поиску материалов активно подключаются мамы и папы, к примеру, составляют кроссворды, ребусы по теме или собирают «банк данных» о профессиях будущего (сити-фермер, занимающийся озеленением мегаполисов, разработчик домашних роботов и др.).
Как разрабатывается лэпбук «Профессии»
Для оформления пособия ограничений полёта творческой мысли нет, есть только ряд тонкостей, выявленных опытным путём:
- пособие должно быть крепким, так как предназначено для активной эксплуатации, а значит, для основы лучше выбирать пластиковые папки или твёрдый картон (к примеру, от упаковки бытовой техники);
- материалы — карточки, картинки — должны быть заламинированы или обклеены скотчем;
- кармашки для хранения материалов нужно хорошо крепить к основе (клеем или двусторонним скотчем);
- содержание лэпбука можно организовать отдельными карточками, книжками-раскладушками или окошком с выдвижной лентой (например, для игры «Расскажи, кем ты хочешь стать» — ребёнок передвигает ленту и в окошке появляется изображение той или иной профессии, о которой нужно рассказать и дать комментарий относительно того, хотел бы малыш стать специалистом этого профиля).
Что касается содержания пособия, то оно должно соответствовать программному материалу по теме «Профессии», а также требованиям ФГОС относительно знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети конкретного возраста.
Таблица: нюансы выбора содержания блоков лэпбука «Профессии» в разных группах
Видео: мультфильм-презентация профессий для младших дошкольников
Видео: мультфильм «В мире профессий» для дошкольников
Как сделать лэпбук «Все профессии нужны, все профессии важны»
Как сделать лэпбук «Все профессии нужны, все профессии важны»
Рассмотрим порядок выполнения лэпбука для средней группы.
Материалы:
- две папки (картонные или пластиковые);
- прозрачный пластиковый конверт для бумаги;
- самоклеящаяся бумага (двух оттенков зелёного цвета);
- двусторонний и широкий скотч;
- цветная бумага (жёлтая, салатовая);
- тонкий картон (фиолетовый, жёлтый, белый);
- канцелярская кнопка;
- картинки для оформления пособия;
- подборка материалов.
Инструкция:
- Складываем папки так, чтобы получилась двойная центральная часть и по створке слева и справа.
- Обклеиваем основу самоклейкой, проложив по сгибам более тёмный оттенок.
- Приступаем к левой створке.
- Приклеиваем конверт с книжечкой со стихотворениями о профессиях. Склеиваем листочки и делаем корешок книжечки с помощью скотча.
- Размещаем конверт с игрой «Сложи картинку».
- Крепим конверт с пазлом «Кому принадлежат эти предметы». Чтобы кусочки картинок не растерялись, конверт делаем закрывающийся: для «язычка» в виде цветка делаем на кармашке небольшую прорезь.
- Оформляем центральную часть. Приклеиваем конверт с тематическими картинками «Все профессии важны» для составления описаний профессий.
- Ниже крепим кармашек с картинками «Кому что нужно для работы», по которому ребята перечисляют набор инструментов для каждой изучаемой профессии.
- Оформляем правую створку внутри. Как и для оформления стихотворений, делаем небольшую книжечку с загадками по теме.
- Располагаем закрывающийся конвертик для игры «Спецодежда для бумажной куклы»: дети выбирают наряд для куклы, называют профессию.
- Размещаем кармашек для тематических картинок с инструментами, необходимыми представителям разных профессий.
- На правой створке снаружи размещаем барабан со стрелочкой для игры «Кто здесь работает»: из фиолетового картона вырезаем круг, на него накладываем стрелочку, сверху кладём цветок из жёлтого картона, кнопкой прокалываем, подгибаем её на обратной стороне. Крепим получившийся барабан на основе. Дети поворачивают стрелочку и говорят, кто работает в антураже, представленном на картинке, на которой остановился указатель.
- Оформляем заднюю часть лэпбука.
- Крепим прозрачный пластиковый конверт с лото «Профессии» (для старших дошколят): дети называют все предметы и объясняют, для чего они необходимы этому специалисту.
Фотогалерея: материалы для игры «Сложи картинку»
Фотогалерея: материалы для пазла «Кому принадлежат эти предметы»
В старших группах можно предложить детям поразмышлять на тему того, каким характером должен обладать представитель той или иной профессии
Назвав изображённые атрибуты художника, ребята пробуют определить, можно ли выделить среди них что-то самое необходимое
Рассмотрев атрибуты профессии врач, дети могут дополнить этот список
Назвав изображённые музыкальные инструменты, ребята дополняют список теми, которые ещё им известны
Рассказывая о профессии, ребята могут называть знакомых своей семьи, которые ею занимаются
Дети могут дополнить рассказ о профессии тем, что им известно о ней из собственного опыта
Каждый из изображённых элементов малыши называют
Соединив профессию с атрибутами, дети описывают её роль в жизни человека
Фотогалерея: тематические картинки «Все профессии важны»
Работа бухгалтера требует доскональных знаний математики
Рассказывая о воспитателе в детском саду, дети обязательно называют те качества личности, которыми специалист этого профиля должен, по их мнению, обладать
Учитель помогает детям получать знания и показывает, как они могут быть применены в жизни
Профессия веб-дизайнера стала особенно популярной в связи с ростом числа интернет-пользователей
Спасатели очень часто рискуют своей жизнью, чтобы спасти других людей
Пожарные — очень отважные люди
Работа продавца требует вежливого обращения с клиентами
Врачи помогают нам быть здоровыми
Работа клоуна состоит в том, что он должен веселить других, даже если самому грустно
Чтобы быть хорошим артистом, нужно перевоплощаться в своих персонажей, иначе говоря, других людей
Без работы учёных невозможно развитие большинства других профессиональных сфер
Рассказывая о миме, нужно упомянуть основные отличия этой профессии от профессии клоуна: мимы не разговаривают, их искусство ориентировано больше на взрослых, к тому же они обычно выступают на улице, а не в цирке
Профессия почтальона уже не так актуальна сегодня, хотя в отделённых уголках страны без неё не обойтись
Без шофёров не будет общественного транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев, и люди без личных автомобилей не смогут доехать туда, куда им нужно
Моряк — рискованная профессия, требующая физической выносливости
Фотогалерея: картинки для оформления игры «Кто здесь работает»
Фотогалерея: иллюстрации для лото «Профессии» (для старших групп)
Важно акцентировать внимание ребят на том, что повар не только готовит, но и оформляет блюдо
Стоит обратить внимание детей на то, что врач — одна из древнейших профессий
Рассматривая инструменты врача, нужно упомянуть о том, что сотни лет назад у докторов не было тех приспособлений, что есть сегодня
Можно предложить детям назвать те инструменты повара, которыми мы пользуемся в повседневной жизни
Прежде чем заполучить карточку с изображением специалиста подходящего профиля, дети описывают, как он использует инструменты, изображённые на картинке
Старшие дошкольники пробуют оценить актуальность той или иной профессии в будущем
Фотогалерея: образцы готовых лэпбуков на тему «Профессии»
Видео: видеообзор лэпбука на тему «Профессии»
Подборка материалов для лэпбука «Профессии»
При выборе материалов педагог ориентируется на программу, ФГОС и уровень развития детей конкретной группы.
Информационный блок
В качестве текста для иллюстрации тематических картинок можно использовать описания современных профессий (Воспитателя, Менеджера, Парикмахера и др. и Бухгалтера, Повара, Продавца и др.). А для старшего дошкольного возраста в лэпбук стоит включить информацию о профессиях будущего.
Для обобщения профессий по сферам применения, можно сделать «Карту страны профессии», распределив специальности по нескольким направлениям: «Город Услуг» (парикмахер, продавец и др.), «Город Знаний» (учёный, учитель и др.) и т. д. Дети по описанию каждого города раскладывают картинки с изображением соответствующих специалистов.
Для облегчения задачи рассказать о профессии по картинке, детям средней и старшей групп можно предложить наглядный план.
Стихотворения
В блок с рифмовками для младших дошкольников можно включить:
- Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда.
- Утром солнце светит ярко, Молочко несёт доярка. Тёплое, коровье, Детям на здоровье.
- Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно.
- Молоток в работе нужен, И с пилою столяр дружен. Он дощечки распилил И скворечник смастерил.
Для среднего и старшего дошкольного возраста подборку можно составить по материалам сборника, опубликованного здесь.
Загадки
Рифмовку с «договорками» о профессиях обычно включают в пособие для средней группы, но в лэпбуке для малышей её можно использовать отрывками.
Для средней и старшей групп в подборку также можно включить загадки об орудиях труда:
- Всех на свете обшивает Что сошьёт — не надевает (Игла);
- Я по лысине бегу — Кудри с лысины стригу (Рубанок);
- Много дружных ребят На одном столбе сидят. Как начнут они резвиться — Только пыль вокруг клубится (Метла).
Загадки, посвящённые конкретным профессиям, можно найти здесь.
Пословицы, поговорки
В лэпбук для среднего и старшего возраста стоит включить пословицы и поговорки о важности труда:
- Ремесло за плечами не виснет.
- Повар и духом сыт бывает.
- Кашевар живёт сытее князя.
- Беда, коль пироги начнёт печь сапожник.
- Баловством хлеба не добудешь.
- Не все те повара, у кого ножи длинные.
Игровой блок
В этот блок можно в виде краткого описания условий или подборки наглядных материалов включать все виды игр.
Таблица: примеры игр для лэпбука «Профессии»
Фотогалерея: ребусы, кроссворд и тематические картинки «Найди отличия» для лэпбука «Профессии»
Ответы: стилист, кухарка, сталевар, астроном, горняк, дублёр, животновод, журналист, золотоискатель, лучник, ложкарь, краболов, косарь, скотовод, крестоносец, столяр, ключник, шпион
Разгадывая кроссворд, дети отрабатывают знания букв
Ответ: почтальон
На картинках с рыбаками детям нужно найти 5 отличий
На этих картинках ребята ищут 5 отличий
На этих картинках детям нужно найти 10 отличий
Фотогалерея: шаблоны для раскрашивания и инструкция по лепке по теме профессии
Дополнительным заданием к раскраске Повара может быть придумывание истории о том, что он готовит
Несмотря на количество мелких деталей, раскрашивать балерину могут даже малыши: заполнение цветом нужно только для балетной пачки
Раскраска Строителя с фрагментом кирпичной стены может использоваться уже во второй младшей группе для отработки аккуратного раскрашивания прямоугольников кладки
Рассматривая профессию парикмахера, важно сделать акцент на том, что этой деятельностью могут заниматься и женщины, и мужчины
Рассматривая тему, связанную с профессиональным развитием человека, стоит обратить внимание на специальности, которые для многих являются хобби, в частности занятие фо