Лепбуки развития речи для ребенка 5 лет

Лепбуки развития речи для ребенка 5 лет thumbnail

Альбина Тумашеева
Лэпбук «Развиваем речь» для детей 5–7 лет

Пребывание детей в детском саду должно доставлять им радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Обучение детей дошкольного возраста наиболее эффективно тогда, когда они заняты значимым и интересным делом. Хорошо организованный и систематизированный материал облегчает процесс усвоения новой информации и стимулирует детскую познавательную активность. Поэтому воспитатель должен хорошо продумывать организацию образовательного процесса. Творчески подходить к своей работе, постоянно придумывая новые и интересные занятия для детей.

Лэпбук – является одним из средств обучения детей, а точнее, способом организации учебного материала. Он помогает вовлечь детей в учебную деятельность, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для расширения знаний детей и закрепления пройденного материала. Самое главное, дети могут самостоятельно открыть лэпбук в любое удобное время и повторить пройденный материал в игровой форме.

Лэпбук «Развиваем речь» разработан мной для детей 5-7 лет

Лэпбук «Развиваем речь» для детей 5–7 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 лет

Как и все дидактические игры данный лэпбук Развиваем речь“имеет свою цель: “Создать условия для свободного общения детей и взрослых конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими”.

И направлен на решение задач области “Речевое развитие“:формирование связной грамматически правильной речи; формирование умения определять место звука в слове, умения составлять слова из слогов; обогащение активного словаря; развитие фонематического слуха; совершенствование речи, как средства общения.

Публикации по теме:

«Развиваем речь детей раннего возраста». Консультация для родителей«Развиваем речь детей раннего возраста». Консультация для родителей
Ранний возраст (от рождения до 2-х лет) является наиболее важным в развитии речи детей. Многие исследования ученых доказали, что развитие.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка. Игры для детей 3–4 лет»
1. игра «Какой, какая, какое» – снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д., – человек (вежливый, замечательный,.

«С пальчиками играем — речь развиваем». Конспект НОД для детей средней группы
Цель: развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом (через пальчиковую.

Конспект семинара-практикума для родителей «Развиваем пальчики — развиваем речь»
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о таком важном вопросе как развитие мелкой моторики рук ребёнка. Специалисты.

Конспект семинара-практикума «Развиваем речь детей»
Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды: каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии.

Практический семинар для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: – уточнить и закрепить знания воспитателями.

Развиваем речь детей.
В игры играем – речь развиваем. Хочу предложить несколько игр и игровых упражнений, для речевого развития вашего ребенка. Играть в эти игры.

Развиваем речь-развиваем интеллект (для детей старшегo дoшкoльнoгo вoзраста)
Сила рoднoгo языка как фактoра, развивающегo интеллект вoспитывающегo эмoции и вoлю, заключена в егo прирoде – в свoйстве служить средствoм.

Консультация «Развиваем речь детей»
Учите своего малыша говорить. Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно. Но у некоторых это выходит естественно,.

«Развиваем пальчики — развиваем речь». Консультация для родителей
«Развиваем пальчики – развиваем речь». Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития.

Источник

Ирина Михайлова
Лэпбук по развитию речи для детей 4–5 лет

Лэпбук на тему :”РАЗВИТИЕ РЕЧИ“.

Автор: воспитатель Михайлова Ирина Викторовна, МБДОУ № 44, г. Пскова, Псковской области.

Пособие предназначено для детей 4-5 лет, средняя группа.

В лэпбуке представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей, звуковой культуры речи, внимания, памяти, воображения. Пособие может быть использовано в процессе образовательной деятельности, в групповой и индивидуальной работе с детьми.

Читайте также:  Исследование развития ребенка в трудовой деятельности

Фоном для лэпбука является яркая, красочная сюжетная картинка, на которой изображены герои, проживающие в сказочном лесу. Игра начинается с придумывания сюжета.Дети предлагают варианты на тему: “Куда и зачем идёт Гномик?” (Заблудился, идёт в гости, ищет новых друзей.) В ходе путешествия дети вместе с героями выполняют предложенные задания, которые соответствуют их возрасту и образовательной программе. Заканчивается путешествие заданием на оборотной стороне лэпбука, которое заключается в приготовлении угощения для всех друзей.

Лэпбук представлен в виде функциональной, интерактивной папки-раскладушки, которая включает в себя задания в кармашках. Папка-раскладушка выполнена на трёх страницах, изготовленных из гипсокартона, который является прочным и практичным материалом, соединённых между собой мягкой лентой. Все кармашки выполнены из пластика, имеют различную форму и застёжки. это в добавок развивает мелкую моторику, усидчивость и аккуратность у детей. Кармашки представлены в однотонном формате, это не отвлекает детей от ведущего сюжета. Все карточки, предназначенные для личного использования детьми заламинированы.

Содержание лэпбука.

1. Стихи

Цель. Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки.

2. Читоговорки

Цель: Развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.

3. Составь рассказ по сюжетной картинке

Цель. Формировать умения внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Поощрять стремление к самостоятельным высказываниям. Развивать умение обобщать, умение делать выводы.

4. Назови звук в слове

Цель. Учить детей выделять первый звук в слове. Умение выделят твердые и мягкие согласные звуки. Упражнять детей в отчётливом произношении звука в слове. Развивать артикуляционный аппарат для правильного произношения. Совершенствовать слуховое восприятие детей. Расширять словарный запас детей.

5. Противоположности.

Цель. Развивает речь, внимание, образную и смысловую память, закладывает основы логического мышления. Веселые, яркие картинки помогут в этом.

6. Какой? Какая?

Цель. Формировать грамматический строй речи, лексическую систему слов. Закрепить умения согласовывать слова. Развивать внимание, память, мышление, речь.

7. Один – много.

Цель. Формировать грамматический строй речи, лексическую систему слов. Закрепить умения согласовывать слова. Развивать внимание, память, мышление, речь.

8. Где находится?

Цель. Учить ребёнка отвечать на вопросы распространённым предложением с предлогами В, НА, ПОД; Научить правильно использовать предлоги для обозначения пространственного расположения.

9. Расскажи сказку

Цель. Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно. Развивать речь. Воспитывать любовь к сказке.

10. Составь рассказ по картинкам.

Цель. Учить детей составлению небольшого описательного рассказа.

11. Скороговорки.

Цель. Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

12. Готовим угощение.

Цели. Активизация словаря существительных, словаря глаголов; Образование прилагательных от существительных; Закрепление обобщающих понятий «овощи», «фрукты»; Закрепление знаний об употреблении овощей и фруктов; Развитие фразовой речи.

Лэпбукотвечает требованиям ФГОС ДО к ППРС:

– Информативен (содержит много заданий по развитию речи);

-Полифункционален (развивает речь, воображение, творчество);

-Вариативен (можно придумать несколько сюжетов для путешествия).

Все материалы эстетически оформлены, безопасны и доступны в использовании.

Лэпбук по развитию речи для детей 4–5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 летЛепбуки развития речи для ребенка 5 лет

Источник

В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит будущая успешная учёба в школе, общее интеллектуальное развитие, умение общаться с людьми. Сегодня воспитатели всё больше предпочтения отдают практическим методам обучения, ведь когда ребёнок сам взаимодействует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир. Поэтому педагогу стоит сделать интерактивное пособие — лэпбук по развитию речи.

Читайте также:  Развитие лимфатической системы у ребенка

Для какого возраста подойдёт «речевой» лэпбук

Предлагать ребятам лэпбук по развитию речи можно уже в раннем дошкольном возрасте. Только в младшей и средней группе воспитатель сам обращает внимание малышей на пособие, занимается с ними по нему.

Воспитатель занимается с младшими дошкольниками

В младшем возрасте педагог сам увлекает малышей лэпбуком, вызывает к нему интерес

Старшие же дошкольники могут заниматься с интерактивной папкой самостоятельно. Она постоянно должна быть в зоне доступа детей, дополняться интересным материалом.

Старшие дошкольники занимаются с лэпбуком

В старшей и подготовительной группе ребята могут заниматься с пособием самостоятельно

Материалы для наполнения лэпбука по развитию речи

Конечно, наполнение речевого лэпбука будет различаться в зависимости от возраста дошкольников.

Для младших дошкольников

  1. Блок «Артикуляционная гимнастика». В младшем дошкольном возрасте идёт активное становление детской речи, поэтому такие упражнения будут иметь большое значение для формирования речевого аппарата. В блок входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами.

    Карточки с описанием артикуляционной гимнастики

    В младшем возрасте большое внимание уделяется заданиям на становление правильной артикуляции

  2. Картинки, изображающие различные предметы и объекты окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые объекты. Постепенно можно усложнять задания, например, классифицировать предметы на живые и неживые.

    Картинки с предметами и объектами окружающего мира

    Можно усложнить задание — классифицировать объекты на живые и неживые

  3. «Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом.

    Карточки для игры «Назови одним словом»

    Малыши учатся осмысливать родо-видовые понятия

  4. «Один-много». Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета.

    Картинки с изображением одного и таких же двух предметов

    Дети осваивают в речи понятия «один-много»

  5. «Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать.

    Животные и их детёныши

    Малыши узнают больше названий животных и учатся произносить названия их детёнышей

  6. «Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.).

    «Скажи какой»

    Малыши учатся подбирать прилагательные к существительным (добрый, весёлый, радостный, грустный, злой)

  7. «Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать.

    «Опиши действие»

    Малышам предлагаются простые картинки, где изображается узнаваемое действие, которое нужно назвать (задание на употребление в речи глаголов)

  8. «Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).
  9. «Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам.

    Задание «Противоположности»

    В младшей группе малыш уже может осваивать речевое понятие «антонимы»

  10. «Расскажи сказку». Детым предлагаются герои сказок (например, вырезанные из картона фигуры), с их помощью нужно разыграть простую сказку («Репка, «Колобок», «Теремок»).

    «Расскажи сказку «Репка»

    Малыши учатся драматизировать простые сказки

  11. «Составь сказку по картинкам». Сюжет тех же самых сказок дети воспроизводят по картинкам.

    «Составь сказку по картинкам»

    Картинки можно оригинально оформить как кадры киноплёнки

  12. Сенсорная дорожка. Известно, что с развитием речи тесно связана мелкая моторика, поэтому можно включить в лэпбук небольшой блок (семечки, крупы и пр.) для стимулирования детских пальчиков.

    Сенсорная дорожка

    Сенсорика тесно связана с развитием речи, поэтому в лэпбук можно включить сенсорную дорожку

  13. Подборка пальчиковых игр (они также стимулируют мелкую моторику).

Для старших дошкольников и подготовительной группы

Варианты заданий могут быть следующими:

  1. «Расскажи о профессии». По отдельному атрибуту каждой профессии дошкольник должен о ней рассказать.

    «Угадай профессию»

    По отдельному атрибуту дошкольник должен угадать профессию и немного рассказать о ней

  2. Мнемотаблицы для чтения и заучивания стихотворений.

    Мнемотаблицы

    С помощью мнемотаблиц учить стихотворения намного легче

  3. Чистоговорки (сопровождаются картинками).

    Чистоговорки

    Глядя на картинку, ребёнок вспоминает нужную чистоговорку

  4. Скороговорки (кстати, их также можно представить в виде мнемотаблиц).

    Мнемотаблицы со скороговорками

    По мнемотаблицам также можно рассказывать скороговорки

  5. Составление рассказа по серии картинок. В отличие от младшего возраста это не сюжеты знакомых сказок, которые легко восстановить по памяти.

    Картинки для составления рассказов

    Составлять рассказы по картинкам очень увлекательно

  6. «Собери пословицу». Задача дошкольника — составить пословицу из двух половинок (картинки с подписями).

    Собери пословицу

    Задание закрепляет знание пословиц

  7. Драматизация сказок (берутся уже более сложные произведения согласно возрасту).

    Театр на палочках

    В старшем возрасте ребята продолжают драматизировать сказки, только уже с более сложным сюжетом

  8. Набор букв для составления слов.
  9. «Составь из слов предложение» (из карточек со словами дети составляют простые предложения из 3–4 слов).
  10. «Сложи букву». В качестве материала могут быть счётные палочки или картонные полоски.
  11. «Найди звук в слове» (предлагаются картинки, и по заданию педагога ребёнок находит в слове гласный или согласный звук).

    «Найди гласный звук»

    По заданию воспитателя дошкольник находит в слове определённый звук

  12. Составление рассказов по мнемотаблицам, например, «Время года», «Животное».
  13. Загадки.
  14. Ребусы.
Читайте также:  Стихи для ребенка 5 лет для развития памяти

Тематический лэпбук

Лэпбук можно построить вокруг определённой темы и уже на её основе развивать детскую речь. Пример тому — пособие «Божья коровка» для средней группы. Оно включает в себя познавательную информацию про это насекомое, по которой воспитатель беседует с ребятами (стадии развития божьей коровки), сказки, потешки, загадки о ней, картинки для составления рассказа и раскраски.

Лэпбук «Божья коровка»

Пособие можно построить вокруг узкой темы, которая подходит для развития детской речи

Аналогично можно создать речевой лэпбук на тему определённого времени года.

Особенности оформления лэпбука: шаблоны, фон, кармашки

Конечно же, речевой лэпбук нужно креативно оформить. Начать следует с поиска оригинального названия, например, можно использовать такие варианты:

  • «Речевичок».
  • «Развивайка».
  • «Волшебная страна».
  • «Весёлый язычок».
  • «Говоруша».
  • «Волшебная страна».
  • «Говорим правильно».

Детское внимание всегда привлекает необычная обложка. В младшем возрасте на неё можно просто поместить крупную забавную картинку.

Обложка с картинками для младшего возраста

В младшем возрасте на обложку можно просто поместить забавных зверюшек

На обложке лэпбука для будущих школьников можно расположить буквы. Это может быть аппликация.

Распашная обложка с буквами

На обложку лэпбука для старших дошкольников можно поместить буквы

Если обложка распашная, её можно красиво завязать на батник или придумать замочек, например, на основе липучки.

Обложка, завязанная на бантик

Распашную обложку можно закрыть на замочек или завязать на бантик или сделать замочек из липучки

Можно сделать лэпбук в виде книжки на пружинке (наподобие перекидного календаря).

Лэпбук по типу перекидного календаря

Лэпбук можно просто листать, как перекидной календарь

Как всегда беспроигрышным будет вариант в виде домика (он подходит к любой теме).

Речевой лэпбук в виде домика

Всегда интересно смотрятся лэпбуки в виде домиков

Можно смастерить пособие в виде большой буквы, например, «Я». Конечно же, это вариант для старшего возраста.

Лэпбук в виде буквы «Я»

Лэпбуку можно придать форму какой-нибудь буквы

Что касается внутреннего оформления пособия, то можно предложить такие интересные идеи:

  • Интерактивные круги. Например, на большом нижнем круге можно пометить животных, а на внутреннем — детёнышей. Вращая верхнюю часть, ребёнок соотносит маму и детёныша.

    Интерактивные круги

    Детям всегда нравятся интерактивные элементы, например, вращающиеся круги

  • Цветочек, например, из чистоговорок.

    Цветок из чистоговорок

    На лепестках цветочка можно размещать загадки, короткие стихи, пословицы, скороговорки, чистоговорки

  • Книжки-раскладушки.

    Мини-книжечка с артикуляционной гимнастикой

    Дети очень любят рассматривать книжки-малышки, книжки-раскладушки

  • Выдвижные ленты.

    Выдвижная лента с названиями животных и их детёнышей

    Выдвижные ленты позволяют сэкономить место с лэпбуке и подать детям ифнормацию в оригинальной форме

Картинки в лэпбуке желательно заламинировать. Они станут более долговечными и привлекательными для детей.

Заламинированные картинки