Леонтьев к теории развития психики ребенка читать
А.Н.Леонтьев
К ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА1
Постараемся прежде всего представить себе картину тех изменений в целом, которые характеризуют психическое развитие ребенка в границах стадии.
Первое и самое общее положение, которое можно здесь выдвинуть, состоит в том, что наблюдаемые в границах каждой стадии изменения процессов психической жизни ребенка происходят не независимо одно от другого, а внутренне связаны друг с другом. Иначе говоря, они не представляют собой самостоятельных линий развития отдельных процессов (восприятия, памяти, мышления и т. д.). Хотя эти линии развития и могут быть вычленены, но в их анализе нельзя непосредственно найти тех отношений, которые движут их развитием. «Например, развитие памяти образует, конечно, связный ряд изменений, однако их необходимость определяется не отношениями, возникающими внутри развития самой памяти, а отношениями, зависящими от места, которое память занимает в деятельности ребенка на данной ступени его развития.
Так, на стадии дошкольного детства одно из изменений в памяти состоит в том, что у ребенка формируется произвольное запоминание и припоминание. Предшествующее развитие памяти является необходимой предпосылкой для того, чтобы это изменение могло произойти, но оно определяется не этим, а тем, что в сознании ребенка выделяются специальные цели — запомнить, припомнить. В связи с этим процессы памяти меняют свое место в психической жизни ребенка. Прежде память выступала только как функция, обслуживающая тот или другой процесс; теперь запоминание становится особым целенаправленным процессом, внутренним действием, занимая новое место в структуре деятельности ребенка.
В целом можно следующим образом охарактеризовать общую картину развития отдельных процессов психической жизни ребенка внутри стадии. Развитие ведущей деятельности, характеризующей данную стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяют собой выделение в его знании новых целей и формирование отвечающих новых действий. Так как дальнейшее развитие этих действий ограничено операциями, которыми уже владеет ребенок, и уже наличным уровнем развития его психофизиологических функций, то возникает известное несоответствие между тем и другим, которое разрешается путем «подтягивания» операций и функций к уровню, требуемому развитием новых действий. Так, игра дошкольного типа, игра ролевая, первоначально ограничена почти исключительно внешними действиями, осуществляемыми с помощью двигательных операций, которые подготовлены игрой-манипулированием в преддошкольном детстве. Но новый дошкольный тип игр и содержание новых действий, которые в ней развиваются, требуют совсем других способов своего осуществления. Они, действительно, и формируются чрезвычайно быстро (как обычно говорят, «толчком»); в частности, у ребенка в эту пору быстро формируются внутренние умственные операции.
Таким образом, процесс изменений внутри стадий в целом идет, образно говоря, в двух встречных направлениях. Основное, решающее направление этих изменений — от первичных изменений круга жизненных отношений ребенка, круга его деятельности к развитию действий, операций, функций. Другое направление — это направление от вторично возникающей перестройки функций, операций к развитию данного круга деятельности ребенка. В пределах стадии процесс изменений, идущих в этом направлении, ограничен требованиями того круга деятельности, который характеризует данную стадию. Переход за эту границу обозначает собой переход уже к другой, высшей стадии психического развития.
Противоположными чертами характеризуются переходы межстадиальные. Те отношения, в которые ребенок вступает к окружающему его миру, суть по природе своей общественные отношения. Ведь именно общество составляет действительное и первейшее условие жизни ребенка, определяющее ее содержание и ее мотивацию. Поэтому каждая деятельность ребенка выражает не только его отношение к предметной действительности, в каждой его деятельности объективно выражаются также и существующие общественные отношения.
Развиваясь, ребенок превращается, наконец, в члена общества, несущего все обязанности, которые оно на него возлагает. Последовательные стадии в его развитии и являются не чем иным, как отдельными ступенями этого превращения.
Но ребенок не только фактически изменяет свое место в системе общественных отношений. Он также и осознает эти отношения, осмысливает их. Развитие его сознания находит свое выражение в изменении мотивации его деятельности: прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приводящие к переосмысливанию его прежних действий. Та деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и новая стадия развития. Такие переходы в противоположность внутристадиальным изменениям идут дальше — от изменения действий, операций, функций к изменению деятельности в целом.
Итак, какой бы частный процесс психической жизни ребенка мы ни взяли, анализ движущих сил его развития неизбежно приводит нас к основным видам деятельности ребенка, к побуждающим их мотивам, а следовательно, и к тому, какой смысл открывается ребенку в предметах, явлениях окружающего его мира. С этой стороны содержание психического развития ребенка и состоит именно в том, что меняется место частных психических процессов в деятельности ребенка, а от этого зависят его особенности, которые эти частные процессы приобретают на разных ступенях развития. В заключение этого очерка следует подчеркнуть следующее: мы смогли рассмотреть в нем психическое развитие лишь с процессуальной, так сказать, стороны психики, почти вовсе опустив важнейший вопрос о внутренних взаимосвязях изменения деятельности с развитием картины, образа мира в сознании ребенка, с изменением строения его сознания. Освещение этого вопроса нуждается в предварительном изложении психологической проблемы единства развития чувственных содержаний, сознания и тех не совпадающих между собой категорий его, которые мы передаем терминами «значение» и «смысл». Вопрос этот не мог поэтому войти в рамки настоящей статьи.
1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука. – 1972. – 212 с.
Источник
³ç5}Þ*`Ë·k®I)_:õ%ß1ÔÙIsÒ
É`ü C]9N°ë{#k¢VEÄWaI_ù¨¸òrai¢æN_UZBÛ_£
è%¤D[S´+´Ûë?ª#áÆ@ú[Ü.zÒ9>$N{9êÍ+P9Y ¢vuÇGD²ìÃï»ÆoRwàͳ¶
ÌIÊ~8ïWòZè”V0}¿ûßÀ»´ù>þÁýuQwHoî·á ÿÿ PK ! ·ó N _rels/.rels ¢( ÛJAïßaÈ}7Û
“ÒÙÞH¡w”ëìw̤ھ½£ ºPÛ^æôçËOÖÔ;§¯aYÕ Ø`Gßkxm·PYÈ[g
GΰinoÖ/”f3°£
ȾTºI SÌõ«º¾ÇôW¦ÚY
igï@µÇX6_Ö]7~
fïØËÈaoÙ.b*lIÆrj)õ,l0Ï%b¬
6ài¢ÕõDÿ_
, ¡ Ïó|uZ^tÙ¢yǯ;!Y,}{ûC³/h> ÿÿ PK ! Öd³Qú 1 word/_rels/document.xml.rels ¢( ¬ÍjÃ0ï
¾Ø{-;ý¡È¹@®û ½þ¡²$´¶~û
CR÷â`Fhæ´íwoÄ’êU%)´¥«:Û(x/vwÏ µ´qH°Íoo6¯h4ÇCÔvDL±¤ eök)©l±×86îÔ.ô£ôºüÐ
ÊU>É0Íü”Sì+a_Ý(ÿÏvuÝøâÊc¯TÈ/ÅXd3´ ¯¬¡?’g![?óü4ê¹úÇ%ë9þ¶Rk6Çð°$Cí,ú`&gë!/=ÿ ÿÿ PK ! Ý
Ã
;@ _C word/document.xmlìÛ]×u¦ïèw(ÔE &Å(ãÐÇ®@P’P&K2cET¤8W¥³lÑT@8ÝÛ²-õE®ÒÙ¤HÔ+T½Qß?æ:íCv+PÙÜHV½ÖýþþþµóÏvwöv^Þ÷ó;/¿|éÂvû§{b÷Iú’¿ÛÙݾÌv®î}ÿÒµ½®µ+¿kkLñû]#¯4×®îî{ýÚôvqwëuÖãÊåöë;»¯íîØÞÛãêwëþÅ?=wRßM6Ñ?ñ$CöÙäÊÖ¥«}3jÇÜú÷wÅ{¦ú~Ʀ çÑ¥ïíü¡ÿ^Ûxýç¾ûìÝ¥Yè
ßÝ~yëÕËû¼8º_Üõ½k[m~o½dÌzï~ýö«û;í>ñúÖËûÛtÜîÊo7]¾äìýó´ä//½z[´¶ùÝïå¿{í2M¾¶uÁÕ»5¬Ýv®îïÙÝÞ
KÛüKW¶÷6þ~ûõv®l!ä×Ïooíí{ïÒÖÒ¿ÿí«{Ë»°·ø@ô½úû;{ù÷Û»W»¡ýÙ×kl{ÿÒ]ùóotW¾ã 3îÚåsÞî«g^úGïµtzü{M³¼µT@O^?¿ÿüÑ¿Ý8ú?ÿûèîÑ££Ço_ç§Ûg6~¾qü¦WîÝßàÙѽ£ÛG÷¹|ÿøã/ßàwøôóúüîÑ-xȯ3¥¼_2/Gé;y¡»4YîâïnNÍNz8Ñ.]½H/_ÚÝÛÿ»Î_û«Ò°ºÀѯïí§ÑͯN7xvt×~ß-àË%
¨Æ~×v·÷¶w_ÛÞ|þèßÑàGG·?Ø@»ß@¥ïF¥ÑýAåëÒ{|ôê}ôÙ÷=Bç|7îhG¿9~ëøGÚÁæpôàh濱|mcb.àÓîÎÎË»»òíÿðewëÊÿØßÚÝo*ØÈÄj¾Zàúíù£ÛÇ”ÑÃ’Îß^½øTf¹FÅ@ïoÐÉ»(*»{ôéÑ£¯m¿§®£®í>?zpü¡¯¾büA·;,?âÑûÇMõÑîü,*ý9Ýå§ûÇoh2G¿µÁÞýP»ðâ?Î4¤GG±.Ý÷s~?þ ̾pwùkÞPÎNMA_½ösÔëw`W_qnîôeÍrµçøU´_Gpw°;üú ÛCÃ7ô*¨ã·¤A¦Y]¿§ib ׿¶c70¦ÈuøÔm-òfqG£Ã©Ü=:.ÌØõTÚäô|ßF6
äkåvìï!c|GL¸}ÔÊô_Ïï·5MÐc9Ýg°´¢ß;:äúÃ1ª&EÚX=üû**ë5÷6ïBë4Áfð’îv8Ä|²£çï÷ M~¶Æÿhì˲¤5^èxAuýè°¬F#mØPP¡OÄÚâ6WzZ꡶ÔÙY8 0ÓtUÇg Æ!DaAbĽ`[ÅdYéÚôÓ;
ïýÚìÖfWy ¯¬vÓ?ÐéÅ0ø
×ÿêißÄ*ÙajûÈÛ7ÃÞñ25&tgêmÃnôqúöÑ
?ÝûvloáQgqí (=Ä·,wzáæröÏÚÀM¾ÄSÇ
oÝ8º)s(Ó
Ë;ÑÞ£÷1+üøò@adýñ³÷>U&Çï{p#ýG$ÄiïK6Bj$=÷ (HG×c` ·×cÁ=D¦¸÷ID½ “3´#×Fsë²)ÒÐèèb¾QËÕ$æáK¦ a®ë¶^Äâöêæd/-7D¤¦ÒR4r|Ì*0ã9æ(·kK
µ¯fØñÛÑB&Érþ²¸,N$’×u^«wG0àq»tÏÀÐMöA’]¥¬ÕH7k!×a«ms3êÂÎMcôØEäfMçpé¿Ë*G#Äac³Ìjú¡wà¯øê,;©.i/º®B ÷²jK-pó ûàÊÎüiÒ>[»CÏåy»¦¢$C1,1kô×ýGºô;Îz¬U,bö:{ü¡ô#çX;Bß1àÖg#EïÃ|eGÚêt>V*æñùÄZÈò¾Å}5¡uâ 0¹Ñ-Ém騨|¨ær/cI3._;¿£eªsa@åhÉ`g´q4¨ýË°lÍ?Öüãó_£¾#/Bl
èYAsØäÖ°ÑÑ{cºV»`ç·qiÆÈ;ã×øå³ojã]( w ]C1(£þ wÃ0Ù’UlFQ°²èK¹X=.ûøÇä
ûâG`À> ÑÁ{¹A÷u«). öqéËÖ.YF椴*,ä/Ũ=¨I; ‘ dÿQqç
i£h%”-(ÕÉô
Ï4
»¬3¥Î¨ Nûµ ÆuSº¬b4Õ´âX½iÐȬ_Î2Ñhxr(ðhÔ½jUÙ9×ÈyH&Ù©¯û(öȤݡkØTÈîHZ
V4´lCdÏä;B~´aW
UB5-öAÝ*ûô;¦ey8Ø08!âq·°¨¤öºÆ@z5}¥mdË°Ï¥Æ
H%l£ØàØqmLwßu:ÕP®¾mX¶ M*,nÁ¸R¾bR¹éÍ%tåÑ!2JiÕøSWîK³4íM»-ª¾N-J©$7t”7ÛtÍ«àDY;ÖÕÇøm9M_%d½¡ ÏTuúo
a½£t ¤/5IÒq°©íÃAù~Ö-Fd>Ò}%Éį;JFüJåÅ ÕoZÇóLbéÑ´hã
Öèvì駴I^ÎÄ!u±æ}»JzEl
%[Uð®ËFgtfcDçª%ÕSñƶhÉ´OcpäçüûÎìqôêpÑ;(çIl_jÝ?U²é©£cPxM£¢ÚªZ@ÊF&¬@µo Y(
pÕØ°¤ÌåWTüUKíeiÈbEhn]:Ûìq®,N££P.9ÁÙ ó_Ò»ªÊP}»cíç×~þûùá5/!ÌÆÜŬS(&¼èé
U4f¯Râ bRxvíøCI®v Ôû&ú®cYvÛj”ír
¸$,z]@ù(2!Ò«z(ûuða
vi±Æ=zHG^p_¶4àG A¢jOÓAn%/qIÀØ/è¸*ÕÜä¨:Gð[+2
+BVB« ¥ #>ä¦X~}#Ó(úLîº û_´½v]ÐehÛ4ùø
«+KK¹PÜ9×2$_°y]L¨ ííÑÆFÔ Ó³¬~¯±¯ tÍ_f°îVí>Ûø³3a.{¿6+üjJZä&$’FèÚ
;
nØ/ +¨0·1Ïí§m;õ¥÷¯¿Ì÷¶¯^ÜÞݾøâÖ+Û³»½õl^±Ít`7{øxÞÝà[%4Icè¾kòÖanyöuVT£[1º01úH+øº Ut_PI®Wfoß·qlE¿òC´ÞoYb6@_-eÈ|MâÆd¾¯aì裔T Éè.æÊh°NµÝH4à8[rÎT fm°ì&Eº5±]ÛSLlÿ
;A¯+«MmüÄÞè6¦Á§IÆ
ªM°Þ²Ö’ÄíÌw.Ò
ICW.袲7ÁÃ?bâk½KêßÚïÇéÿHÛüÅ_æÍ×äRåîÑÀ»ü/{Â01ä>ÀXxåF(8ZÒ&¶9£¿Àe
S*+vI´xy?ÑÉxø}è=Ãu¦ê+¥¢gkîreet
Æxn2[ßÑy~rkÎ@ø3°lPRô5~ñëãׯ±¡tùutcùQéé .DêkH2Q´ßÜ=¶k>Ð'(ß±yñ§å^ÃKµ3éÀɶ¤·»]Ö4Yù¸!°ënÛ&ÃH:ÔbH´/Íl48!fæÁM~ ÎÙ¡Ä;B¦²èDüY1¼NNITsÜGíÜFVò
“dÂÛ qèÀ@REV$;ìÈá!(¦T,ô¬Ö±Õaoã,ÀÀ?pâK6âiðîì3%becÛ@2ÅY¨mÕ-ÝnÜOïE¢ù>aÜLöa2䔺kØ:˹æ@ôVàPjÉ*em3pè¬ù;°`CødÚNG7¢×þm¢QÇo!’
7³¯î*×ïá¼[‘3«ú¶¡ÕäÁëKÆáÙ_Ég_
¤.¢ì®-Cv^0 6ZEëþ-Êk
ëÙ²é/:ÅÞ¿ImHk:T]ª=JG{ÏÖèð{ü-`+w61ÌìóvãVGÞÖ¢Y}ÈÍIhOZË`rY+u¯½éÚbozS4³RU Ña~_@+Ìñ?Éô”Sj’Ñ;ÌOÙ Jæ:²ÂÆÇ3Z0I@ãì~tѦ¦hå¢^«åÂS
*1Ä@ ¦ËO1¬ÁÏ)!Äï”Îym¯k{=ÅöúÉ8N=ínT²±%üv-m*?®?á¢ô^ø g
ö,`Î0ðÝ7±°”6ݼ`÷½Pä¢Yñd#R¬&.èÝm.>©åÕP3PPviüÎÏ!)säATîo>b£^ fµ³P®=£ÏëçaF¹Q”®Òûí0Ãá2ÿsK¡D¤”!Çò¹LGÍ,= á0§õwS6öP#8L:” ¦=w®ÃÕ2ÂO2¡^6YÞ:¤
hñ1# É¡ËNÎm© g{v·t¬ÖÿÍXI`FüâÉÚ
ÖVlK;ú5^9ooë·
&³¡¨@âÂÂù[²Pk;b²U¬£öϯ ·µs]Âç8″`8Á±gæ¼’g×>u#;TV{Ò²æË7N¼TJfJ¬
ÑYÕhó[mºQû99]Òõr®UÄ4r ¸øãIèôY§~¹Æ¡(ù£/l;G+Ä»1ÖÞ5æå§;µÌ5ÃÓ,i%;f¡öÀÅñ»(û§æ’ $¡$5.>Ôð``´ l¹póè^ ü
.ÇcX³|º³¦ç×ÅãµíMX0ûÅ8ÅLPv¥ô 7 ã?¤®¹ºy{Vï¸)ÞÀ{S¦ÝR%uñ°Íéêùy!xú¹¢Mú]® þ4âÖb=Ê ýÖølÕÖ#´Pú°7&·@Q$2-ȶ Ôx.Ig»
UT/ðM§#Ïhf¶IkAF6ê°ta¾ÏâM¸4?¦éÞêÃfr”½ç¦«RBÎ~úQ4Óñ¸IDÓéL/¦Ôô~®Ë19¥QÑÒvÌxDÞB=’óëÍów4£ ,Ò¤ÎM´l.Mékz
±¬!’?Â$r6»”Ê*? ¸æãÄÿê
ÃD]Þ¬(¼]HÅãucNtNíÉNúÚ&(À]ÈÔ8tä>ëèÁ1¬÷ïã~ê_Ôý4½!¯eËÇAðþm/º£DÙÑB(hÆÓýøÃófÆ7JÝê˺-¡ôø [BuÔúbrsöϸ@/F
ÜMf4|½ûoűؽ>ÿs=Ãb ä¨ãèté§ÁþgnÔEÙ¸MÅ{;ÃÑØ©¾0ÒüU ,¥ÔD°6¤H{ÿ8ã#¥çDÉ”¶¶ÝÑvÇdaRwåæÝt;ó!Å»®ÞY,b_ð3`áÀ2onôF)õTðaEH92¶¬ü¹è.X±÷ëuУãw¸OÚE»
Dö©PÊËBqçäå)#x_.*Ñåø@}è¬$ã÷ ÏùÙ¥ûtç´TáR(ý åcçËÏQÁÛòzÁ¦³óð¶ÿTÝâ)µMbÎò@ÕrÝlM×aåë×ÚÚkñ½Ï£c9/³9p+ôÇÛVh
¨íÒ+öÒTôÂs[24WÌôÆÀàÒñÈãà4-ãµY§ðÖ)¼ÓÂKJÂ+ãÐÐýöJίÀ¨z`ÕøæÍ>IÈÔNÂWmrÒÁú7±v½ÐC-d³Yµ.ãýøÞD¬`ñjç`c4,jÉuU³{âf28ì?αzhV¯¥ï:0áHïÜdÊ)µëìÀdÐ|WzÖtÊ¢åÒ28Ïp`»9È3Ù/ÆlC ¡ç¢VAÜ_å0S ©R#Ù(?H$’ÑAóÊ¥n®]G0,DìãQÎͲØi&”ʼ©ANB4ÎÈÓeÖ.©EîËØnÇë^Õ*XÑøðbkð;Mà÷±°Gúã´¡ÅR
ä~Z’|;x´©æ3¸-¨Åæ±Ø?ÍÔÆ÷PPò1jÙºíðØEÒ¬”%Ûª«ú±]ÒÔç@Íÿ²Xø´eÅ´FßÅòGÛ6ÚI·ûí¸ùmnçi#qXCP¹ÙÆ÷[NKaP§o)ÌAE°MäÝäþ88Ë-F&Jê¨[I[“P{§ÊýÌ/¬Áôò®«@S¥(óF5înàÌ&Sߢ.J¸åæ¿@Á#`¸*z¡MÂ
¶øÎά۽Êï*Ǹת3Ú«Úí9P½epýoÂÇü Ëy³Ô
%tÙ(J«%Ñáµ]öOêÓ{1ÖhÔn2R 1gìiq^á«2 ?7¹«¯üÅÜqG7ö¶:W¢ÓñFzéØXi9ð[^tðs©o~ìí5)È
òÈaR§¥¡Ùήá2
£¢xCgpÞE)`¸á©g[oApD$Oy7hQcAMÍîj¯;ʽ¤þÑ
hX¬ 1:ñ^Wû©ÚYѾF]«ÅWIùq«¶wmûòå§è+YÜÁ$}”=í-3ÂeFtµ
ð6Ô¢¸3tµmfhüÛáÃòn,7©÷ØY4Äÿ¡íîCäÆ :¿cAÉò%JªdËݤ`ËóþL*¯”qˤ·ì”ÞÑ{S,/ã,5-Yô”yn¸¯;W
±¥½
ªÓau{ؼ7¤é¤^Ú%æNW
Ù0QéSßi·~§]÷Ù_á©ÞiWɦÖø
u.dIJc1òHA ñÁ´ âýXj£èz8Ú’kþ^(âWx0bîHdÂݨAãíÍsA0P :áºñJáxjKäm=
Источник
Ð. Ð. ÐеонÑÑев. Ð ÑеоÑии ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¿ÑиÑ
ики Ñебенка
Ðобавлено Psychology OnLine.Net
14.04.2007 (ÐÑавка 14.04.2007)
ÐоÑÑаÑаемÑÑ Ð¿Ñежде вÑего пÑедÑÑавиÑÑ Ñебе каÑÑÐ¸Ð½Ñ ÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹ в Ñелом, коÑоÑÑе Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкое ÑазвиÑие Ñебенка в гÑаниÑÐ°Ñ ÑÑадии. ÐеÑвое и Ñамое обÑее положение, коÑоÑое можно здеÑÑ Ð²ÑдвинÑÑÑ ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð² Ñом, ÑÑо наблÑдаемÑе в гÑаниÑÐ°Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¹ ÑÑадии Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑов пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкой жизни Ñебенка пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ Ð½Ðµ незавиÑимо одно Ð¾Ñ Ð´ÑÑгого, а внÑÑÑенне ÑвÑÐ·Ð°Ð½Ñ Ð´ÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом. ÐнаÑе говоÑÑ, они не пÑедÑÑавлÑÑÑ Ñобой ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ð¹ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾ÑделÑнÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов (воÑпÑиÑÑиÑ, памÑÑи, мÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñ. д.). ХоÑÑ ÑÑи линии ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¸ могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð²ÑÑлененÑ, но в Ð¸Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ðµ нелÑÐ·Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑÑедÑÑвенно найÑи ÑÐµÑ Ð¾ÑноÑений, коÑоÑÑе движÑÑ Ð¸Ñ ÑазвиÑием. ÐапÑимеÑ, ÑазвиÑие памÑÑи обÑазÑеÑ, конеÑно, ÑвÑзнÑй ÑÑд изменений, однако Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделÑеÑÑÑ Ð½Ðµ оÑноÑениÑми, возникаÑÑими внÑÑÑи ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñамой памÑÑи, а оÑноÑениÑми, завиÑÑÑими Ð¾Ñ Ð¼ÐµÑÑа, коÑоÑое памÑÑÑ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð² деÑÑелÑноÑÑи Ñебенка на данной СÑÑпени его ÑазвиÑиÑ. Так, на ÑÑадии доÑколÑного деÑÑÑва одно из изменений в памÑÑи ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð² Ñом, ÑÑо Ñ Ñебенка ÑоÑмиÑÑеÑÑÑ Ð¿ÑоизволÑное запоминание и пÑипоминание. ÐÑедÑеÑÑвÑÑÑее ÑазвиÑие памÑÑи ÑвлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾Ð¹ пÑедпоÑÑлкой Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑо изменение могло пÑоизойÑи, но оно опÑеделÑеÑÑÑ Ð½Ðµ ÑÑим, а Ñем, ÑÑо в Ñознании Ñебенка вÑделÑÑÑÑÑ ÑпеÑиалÑнÑе ÑелиâзапомниÑÑ, пÑипомниÑÑ. Ð ÑвÑзи Ñ ÑÑим пÑоÑеÑÑÑ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑи менÑÑÑ Ñвое меÑÑо в пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкой жизни Ñебенка. ÐÑежде памÑÑÑ Ð²ÑÑÑÑпала ÑолÑко как ÑÑнкÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑлÑживаÑÑÐ°Ñ ÑÐ¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ дÑÑгой пÑоÑеÑÑ; ÑепеÑÑ Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ðµ ÑÑановиÑÑÑ Ð¾ÑобÑм ÑеленапÑавленнÑм пÑоÑеÑÑом â внÑÑÑенним дейÑÑвием, Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ðµ меÑÑо в ÑÑÑÑкÑÑÑе деÑÑелÑноÑÑи Ñебенка. Ð Ñелом можно ÑледÑÑÑим обÑазом Ð¾Ñ Ð°ÑакÑеÑизоваÑÑ Ð¾Ð±ÑÑÑ ÐºÐ°ÑÑÐ¸Ð½Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾ÑделÑнÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкой жизни Ñебенка внÑÑÑи ÑÑадии. РазвиÑие ведÑÑей деÑÑелÑноÑÑи, Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑей даннÑÑ ÑÑадиÑ, и ÑвÑзанное Ñ Ð½ÐµÐ¹ ÑазвиÑие дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² деÑÑелÑноÑÑи Ñебенка опÑеделÑÑÑ Ñобой вÑделение в его Ñознании новÑÑ Ñелей и ÑоÑмиÑование оÑвеÑаÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼ новÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий. Так как далÑнейÑее ÑазвиÑие ÑÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий огÑаниÑено опеÑаÑиÑми, коÑоÑÑми Ñже Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐµÑ Ñебенок, и Ñже налиÑнÑм ÑÑовнем ÑазвиÑÐ¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ пÑÐ¸Ñ Ð¾ÑизиологиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑнкÑий, Ñо Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑное неÑооÑвеÑÑÑвие Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñем и дÑÑгим, коÑоÑое ÑазÑеÑаеÑÑÑ Ð¿ÑÑем «подÑÑгиваниÑ» опеÑаÑий и ÑÑнкÑий к ÑÑовнÑ, ÑÑебÑÐµÐ¼Ð¾Ð¼Ñ ÑазвиÑием новÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий. Так, игÑа доÑколÑного Ñипа, игÑа ÑолеваÑ, пеÑвонаÑалÑно огÑаниÑена поÑÑи иÑклÑÑиÑелÑно внеÑними дейÑÑвиÑми, оÑÑÑеÑÑвлÑемÑми Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑнÑÑ Ð¾Ð¿ÐµÑаÑий, коÑоÑÑе подгоÑÐ¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¸Ð³Ñой-манипÑлиÑованием в пÑеддоÑколÑном деÑÑÑве. Ðо новÑй доÑколÑнÑй Ñип игÑÑ Ð¸ ÑодеÑжание новÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий, коÑоÑÑе в ней ÑазвиваÑÑÑÑ, ÑÑебÑÑÑ ÑовÑем дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑпоÑобов Ñвоего оÑÑÑеÑÑвлениÑ. Ðни, дейÑÑвиÑелÑно, ÑоÑмиÑÑÑÑÑÑ ÑÑезвÑÑайно бÑÑÑÑо (как обÑÑно говоÑÑÑ, «ÑолÑком»); в ÑаÑÑноÑÑи, Ñ Ñебенка в ÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑ Ð±ÑÑÑÑо ÑоÑмиÑÑÑÑÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑенние ÑмÑÑвеннÑе опеÑаÑии. Таким обÑазом, пÑоÑеÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹ внÑÑÑи ÑÑадий в Ñелом идеÑ, обÑазно говоÑÑ, в двÑÑ Ð²ÑÑÑеÑнÑÑ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑÑ . ÐÑновное, ÑеÑаÑÑее напÑавление ÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹ â Ð¾Ñ Ð¿ÐµÑвиÑнÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹ кÑÑга жизненнÑÑ Ð¾ÑноÑений Ñебенка, кÑÑга его деÑÑелÑноÑÑи к ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий, опеÑаÑий, ÑÑнкÑий. ÐÑÑгое напÑавление â ÑÑо напÑавление Ð¾Ñ Ð²ÑоÑиÑно возникаÑÑей пеÑеÑÑÑойки ÑÑнкÑий, опеÑаÑий к ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ кÑÑга деÑÑелÑноÑÑи Ñебенка. РпÑÐµÐ´ÐµÐ»Ð°Ñ ÑÑадии пÑоÑеÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹, идÑÑÐ¸Ñ Ð² ÑÑом напÑавлении, огÑаниÑен ÑÑебованиÑми Ñого кÑÑга деÑÑелÑноÑÑи, коÑоÑÑй Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÐµÑ Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ ÑÑадиÑ. ÐеÑÐµÑ Ð¾Ð´ за ÑÑÑ Ð³ÑаниÑÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð·Ð½Ð°ÑÐ°ÐµÑ Ñобой пеÑÐµÑ Ð¾Ð´ Ñже к дÑÑгой, вÑÑÑей ÑÑадии пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкого ÑазвиÑиÑ. ÐÑоÑивоположнÑми ÑеÑÑами Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑÑÑ Ð¿ÐµÑÐµÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¼ÐµÐ¶ÑÑадиалÑнÑе. Те оÑноÑениÑ, в коÑоÑÑе Ñебенок вÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ðº окÑÑжаÑÑÐµÐ¼Ñ ÐµÐ³Ð¾ миÑÑ, ÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ пÑиÑоде Ñвоей обÑеÑÑвеннÑе оÑноÑениÑ. ÐÐµÐ´Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ обÑеÑÑво ÑоÑÑавлÑÐµÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑное и пеÑвейÑее ÑÑловие жизни Ñебенка, опÑеделÑÑÑее ее ÑодеÑжание и ее моÑиваÑиÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ñебенка вÑÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ Ð½Ðµ ÑолÑко его оÑноÑение к пÑедмеÑной дейÑÑвиÑелÑноÑÑи, в каждой его деÑÑелÑноÑÑи обÑекÑивно вÑÑажаÑÑÑÑ Ñакже и ÑÑÑеÑÑвÑÑÑие обÑеÑÑвеннÑе оÑноÑениÑ.
РазвиваÑÑÑ, Ñебенок пÑевÑаÑаеÑÑÑ, наконеÑ, в Ñлена обÑеÑÑва, неÑÑÑего вÑе обÑзанноÑÑи, коÑоÑÑе оно на него возлагаеÑ. ÐоÑледоваÑелÑнÑе ÑÑадии в его ÑазвиÑии и ÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ðµ Ñем инÑм, как оÑделÑнÑми ÑÑÑпенÑми ÑÑого пÑевÑаÑениÑ. Ðо Ñебенок не ÑолÑко ÑакÑиÑеÑки изменÑÐµÑ Ñвое меÑÑо в ÑиÑÑеме обÑеÑÑвеннÑÑ Ð¾ÑноÑений. Ðн Ñакже и оÑÐ¾Ð·Ð½Ð°ÐµÑ ÑÑи оÑноÑениÑ, оÑмÑÑÐ»Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¸Ñ . РазвиÑие его ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ñвое вÑÑажение в изменении моÑиваÑии его деÑÑелÑноÑÑи: пÑежние моÑÐ¸Ð²Ñ ÑеÑÑÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð±ÑдиÑелÑнÑÑ ÑилÑ, ÑождаÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе моÑивÑ, пÑиводÑÑие к пеÑеоÑмÑÑÐ»Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ пÑÐµÐ¶Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий. Та деÑÑелÑноÑÑÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ñежде игÑала ведÑÑÑÑ ÑолÑ, наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð¸Ð·Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÑÑ Ð¸ оÑодвигаÑÑÑÑ Ð½Ð° вÑоÑой план. ÐÐ¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð²ÐµÐ´ÑÑÐ°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ, а вмеÑÑе Ñ Ð½ÐµÐ¹ наÑинаеÑÑÑ Ð¸ Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑÑÐ°Ð´Ð¸Ñ ÑазвиÑиÑ. Такие пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ñ Ð² пÑоÑивоположноÑÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑиÑÑадиалÑнÑм изменениÑм идÑÑ Ð´Ð°Ð»ÑÑе â Ð¾Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий, опеÑаÑий, ÑÑнкÑий к Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи в Ñелом. ÐÑак, какой Ð±Ñ ÑаÑÑнÑй пÑоÑеÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкой жизни Ñебенка Ð¼Ñ Ð½Ð¸ взÑли, анализ движÑÑÐ¸Ñ Ñил его ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð½ÐµÐ¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð½Ð¾ пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñ Ðº оÑновнÑм видам деÑÑелÑноÑÑи Ñебенка, к побÑждаÑÑим Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ñивам, а ÑледоваÑелÑно, и к ÑомÑ, какой ÑмÑÑл оÑкÑÑваеÑÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð² пÑедмеÑÐ°Ñ , ÑвлениÑÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑего его миÑа. С ÑÑой ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑодеÑжание пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкого ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñебенка и ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ в Ñом, ÑÑо менÑеÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑо ÑаÑÑнÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑов в деÑÑелÑноÑÑи Ñебенка, а Ð¾Ñ ÑÑого завиÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ оÑобенноÑÑи, коÑоÑÑе ÑÑи ÑаÑÑнÑе пÑоÑеÑÑÑ Ð¿ÑиобÑеÑаÑÑ Ð½Ð° ÑазнÑÑ ÑÑÑпенÑÑ ÑазвиÑиÑ. РзаклÑÑение ÑÑого оÑеÑка ÑледÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑеÑкнÑÑÑ ÑледÑÑÑее: Ð¼Ñ Ñмогли ÑаÑÑмоÑÑеÑÑ Ð² нем пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкое ÑазвиÑие лиÑÑ Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑÑалÑной, Ñак ÑказаÑÑ, ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¸ÐºÐ¸, поÑÑи вовÑе опÑÑÑив важнейÑий вопÑÐ¾Ñ Ð¾ внÑÑÑÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾ÑвÑзÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи Ñ ÑазвиÑием каÑÑинÑ, обÑаза миÑа в Ñознании Ñебенка, Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ ÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑознаниÑ. ÐÑвеÑение ÑÑого вопÑоÑа нÑждаеÑÑÑ Ð² пÑедваÑиÑелÑном изложении пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкой пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑва ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÑвÑÑвеннÑÑ ÑодеÑжаний, ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñобой каÑегоÑий его, коÑоÑÑе Ð¼Ñ Ð¿ÐµÑедаем ÑеÑминами «знаÑение» и «ÑмÑÑл». ÐопÑÐ¾Ñ ÑÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ мог поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ñи в Ñамки наÑÑоÑÑей ÑÑаÑÑи.
Источник