Леонтьев к теории развития психики ребенка читать

А.Н.Леонтьев

К ТЕОРИИ  РАЗВИТИЯ  ПСИХИКИ  РЕБЕНКА1

Постараемся прежде всего представить себе картину тех изменений в целом, которые характеризуют психи­ческое развитие ребенка в границах стадии.

Первое и самое общее положение, которое можно здесь выдвинуть, состоит в том, что наблюдаемые в гра­ницах каждой стадии изменения процессов психичес­кой жизни ребенка происходят не независимо одно от другого, а внутренне связаны друг с другом. Иначе говоря, они не представляют собой самостоятельных линий развития отдельных процессов (восприятия, па­мяти, мышления и т. д.). Хотя эти линии развития и могут быть вычленены, но в их анализе нельзя непо­средственно найти тех отношений, которые движут их развитием. «Например, развитие памяти образует, ко­нечно, связный ряд изменений, однако их необходи­мость определяется не отношениями, возникающими внутри развития самой памяти, а отношениями, зави­сящими от места, которое память занимает в деятельности ребенка на данной ступени его развития.

Так, на стадии дошкольного детства одно из изме­нений в памяти состоит в том, что у ребенка формиру­ется произвольное запоминание и припоминание. Пред­шествующее развитие памяти является необходимой предпосылкой для того, чтобы это изменение могло произойти, но оно определяется не этим, а тем, что в соз­нании ребенка выделяются специальные цели — запом­нить, припомнить. В связи с этим процессы памяти ме­няют свое место в психической жизни ребенка. Преж­де память выступала только как функция, обслуживающая   тот   или  другой   процесс;    теперь  запоминание  становится    особым    целенаправленным    процессом, внутренним действием, занимая  новое место  в структуре деятельности ребенка.

В целом можно следующим  образом охарактеризовать  общую  картину    развития  отдельных процессов психической  жизни ребенка внутри  стадии.  Развитие ведущей  деятельности, характеризующей  данную  стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяют собой выделение в его знании   новых  целей  и  формирование  отвечающих новых действий. Так как дальнейшее развитие этих действий ограничено операциями, которыми уже владеет ребенок, и уже наличным уровнем развития его психофизиологических функций, то возникает известное несоответствие между тем и другим, которое разрешается путем «подтягивания» операций и функций к уровню, требуемому развитием  новых действий. Так, игра дошкольного типа,  игра  ролевая,  первоначально ограничена  почти  исключительно    внешними    действиями, осуществляемыми  с  помощью двигательных  операций, которые подготовлены игрой-манипулированием в преддошкольном детстве.    Но новый дошкольный тип игр и содержание новых действий, которые в ней развиваются, требуют совсем других способов своего осуществления. Они, действительно, и формируются чрезвычайно быстро  (как обычно говорят, «толчком»); в частности, у ребенка в эту пору быстро формируются внутренние умственные операции.

Таким образом, процесс изменений внутри стадий в целом идет, образно говоря, в двух встречных направлениях. Основное, решающее направление этих изменений — от первичных изменений круга жизненных отношений ребенка, круга  его деятельности к развитию действий,  операций,  функций. Другое  направление — это направление от вторично возникающей перестрой­ки функций, операций к развитию данного круга деятельности ребенка. В пределах стадии процесс изменений, идущих в этом направлении, ограничен требовани­ями того круга  деятельности,   который   характеризует данную   стадию.   Переход   за   эту   границу  обозначает собой переход уже к другой,  высшей стадии  психического развития.

Читайте также:  Ребенку три года задержка психического развития

Противоположными чертами характеризуются пере­ходы межстадиальные. Те отношения, в которые ребенок вступает к окружающему его миру, суть по природе своей общественные отношения. Ведь именно общество составляет действительное и первейшее условие жизни ребенка, определяющее ее содержание и ее мотивацию. Поэтому каждая деятельность ребенка выражает не только его отношение к предметной действительности, в каждой его деятельности объективно выражаются также и существующие общественные отно­шения.

Развиваясь, ребенок превращается, наконец, в чле­на общества, несущего все обязанности, которые оно на него возлагает. Последовательные стадии в его развитии и являются не чем иным, как отдельными ступенями этого превращения.

Но ребенок не только фактически изменяет свое место в системе общественных отношений. Он также и осознает эти отношения, осмысливает их. Развитие его сознания находит свое выражение в изменении моти­вации его деятельности: прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приво­дящие к переосмысливанию его прежних действий. Та деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и новая стадия развития. Такие переходы в противоположность внутристадиальным изменениям идут дальше — от изменения действий, операций, функций к изменению деятельности в целом.

Итак, какой бы частный процесс психической жиз­ни ребенка мы ни взяли, анализ движущих сил его развития неизбежно приводит нас к основным видам деятельности ребенка, к побуждающим их мотивам, а следовательно, и к тому, какой смысл открывается ребенку в предметах, явлениях окружающего его мира. С этой стороны содержание психического развития ребенка и состоит именно в том, что меняется место частных психических процессов в деятельности ребенка, а от этого зависят его особенности, которые эти част­ные процессы приобретают на разных ступенях разви­тия. В заключение этого очерка следует подчеркнуть следующее: мы смогли рассмотреть в нем психическое развитие лишь с процессуальной, так сказать, стороны психики, почти вовсе опустив важнейший вопрос о внутренних взаимосвязях изменения деятельности с развитием картины, образа мира в сознании ребенка, с изменением строения его сознания. Освещение этого вопроса нуждается в предварительном изложении психологической проблемы единства развития чувственных содержаний, сознания и тех не совпадающих между собой категорий его, которые мы  передаем терминами «значение» и «смысл». Вопрос этот не мог поэтому войти в рамки настоящей статьи.


1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука. – 1972. – 212 с.

Источник

³ç5}Þ*‰`Ë·k®’‰Œ–I)_:õƒ%ß1ÔٜIsÒ
É`ü C]9N°ë{#k¢VEÄWaI_ù¨¸òrai†¢æ€N_UZBÛ_£…è%¤Dž[S´+´Ûë?ª#áÆ@ú[Ü.zÒ9Ž>$N{9›êÍ+P9Y ¢†vuÇGD²ìÃÆoR€”wàͳ¶
ÌIʊ~‰‰˜8›ïWòZè“”V0}¿˜ûßÀ»„´ù“>þÁŒýuQwHoî·á ÿÿ PK ! ‘·ó N _rels/.rels ¢(  Œ’ÛJA†ïßaÈ}7Û
“ÒÙÞH¡w”넙ìw̤ھ½£ ºPÛ^æôçËO֛ƒ›Ô;§¯aYՠ؛`Gßkxm·‹PYÈ[š‚g
GΰinoÖ/”f3°£…ȾTºI S‘ÌõŒ«º¾ÇôWš™¦ÚY
igï@µÇX6_Ö]7~
fïØˉÈaoÙ.b*lIÆrj)õ,l0Ï%‘b¬
6ài¢ÕõDÿ_‹Ž…, ¡ ‰Ïó|uœZ^tÙ¢yǯ;!Y,}{ûCƒ³/h> ÿÿ PK ! Öd³Qú 1 word/_rels/document.xml.rels ¢(  ¬’ÍjÃ0„ï…¾ƒØ{-;ý¡„ȹ”@®­û Š½þ¡²$´›¶~û
CR‡÷â‹`Fh擴›íwoÄ’êœU%)´¥«:Û(x/vwÏ ˆµ­´qH°Íoo6¯h4ÇCÔvžDL±¤ eök)©l±×”86îÔ.ôš£ôºüÐ
ÊUš>É0̀ü”Sì+a_݃(›ÿÏvuݕøâÊc–¯TÈ/ÅXd3‰´ ¯ƒ¬–¡?’g![?óü4ê¹úÇ%ë9Žþ¶RŽk6Çð°$Cí,ú`&gë!/=ÿ ÿÿ PK ! Ý
Ã
;@ _C word/document.xmlìÛŽ]×u¦ïèw(ÔE &Å(‰ãБǎ®‚@P’P&K2c’ET•¤8W¥³lÑT@8݆۲-õE®ÒÙ¤H“‹Ô+T½Qß?æ:íC‘v+PÙܐHV­½ÖýþþþµóÏvwöv^Þ÷‘ó;/¿|éÂvû§{b÷Iú­’¿Û†œŸÙݾÌv®î}ÿÒµ½®µ+¿kkLñû]#¯4‰×®îî{ýړôvqwëuÖãÊåöë;»¯íîØÞÛãêwëþÅ?=wRßM€6Ñ?ñ$C˜öٍäÊÖ¥«}3jÇÜú÷‹w–Å{¦ú~Ʀ†‰ ‹çÑ¥ïíü¡ÿ^Ûxýç¾ûì›Ý¥Y腋ßÝ~yëÕËû‹Ÿ¼8º”–_ÜõŸ½k[m~o½dÌzï~ýö«û;í>ñúÖËûÛtÜîÊo‹7]¾äìŸýó´ä//½z™[´¶ùŒÝïå¿{í2M¾¶u™ÁÕ»5¬Ýv®îïÙÝޅK—žÛü‡KW¶÷6þ~ûõ—v®l!ä×Ïooíí{ïÒÖÒ¿ÿí«{Ë»°·ø@†ô½úû;{ù÷Û»W»¡ýÙ×kl{ÿÒ]ùóotW¾ã 3îÚ孈sÞî«g^úGtzü{­M“‡³¼“µT@Oƒ^?¿ÿüÑ¿žÝ8úˆ?ÿûèîÑ££‡Ço_ç§Ûg6Ž~¾qü¦WŽîÝßàŸÙѽ£ÛG÷¹|ÿøÍ£/Žßà‡wøôóúüîÑ-xȯ3¥¼_2/‰Gé;yŒ¡»4Y‚îâïnNÍNz8Ñ.]½H/_ÚÝÛÿ»˜Î_žû«Ò°ºÀѯï퀧ÑͯN7xv‰t×~ß-à˚%
¨Æ‚~×v·÷¶w_ÛÞ|þèßÑàGG·Ž?Ø@»ß@¥ïF¥ÑýAåëÒ{|ô†ê}ôÙ÷=Bç|†7ŽîhG¿9~ëøGÚÁ†æpôàh揿•±|mcb.àÓîÎÎË»»‹òíÿðƒewëÊÿØßÚÝo*ØÈÄj¾Zàú—íù£ÛLj”ÑÃ’Îß^½øTˆf¹F‹Å@ïoÐÉ»(*’»{ôéÑ£¯m¿§®£®í>?zpü¡¯¾büA·;,„?âÑûÇMõÑî€ü,*ý9­Ýå§ûÇoh2GŸ¿µÁÞýP»ðâ?Î4¤GG‡±.Ý÷s~?þ ̎¾p˜wùkÞPÎNMA_½ösÔëw`W_–qžnîôeÍrµçøU´_Gpw°­;üú ÛCÃ7ô*’¨ã·¤A¦Y]¿§ib ׿¶‘‹Ÿc†70›™¦ÈuøÔm-òfqG£Ã©Ü=:‘.ÌØõTÚä‡ô|ßF6
äkåvìï!c|GL¸‹}ÔÊô_Ïï·5MÐcƒ9Ýg°´¢ß;:äúÏ1ª&EÚX=ü˜‡„ûŒ**‘€ë5÷6ïBë4Áfðˆ’îv8Ä|²£çï÷ M~¶Æ‹ÿ’hì˲¤5^èxAuýè°¬F#mØPP¡OÄÚâ6WzZê¡¶ÔÙYŒ8 0Ót›UÇg Æ!DaAbĽ‘`[ÅdYéšÚôÓ;
ïýÚìÖfWy ¯Œ¬vÓ?‹ÐéÅ0ø…×ÿêißÄ­*ŠÙaŽjûÈە7ÃÞñ25&tgêmÃnôqúö„•Ñ‹
?‹Ýûvl†‹oáQgqí (›—=Ä·,wzáæröÏÚÀM¾ÄSÇ
†oŸÝ8º)s(ӅË;ÑÞ£÷1+üøò@adýñ³÷>U&ÇïŒ{p#ýG$œÄiïK6Bj$=÷ (HGבc` ­·×cÁ=’“D¦„¸÷ID½ “3´#×Fs‘ë²)ÒЀèèb¾QËÕ$æá‹K¦ a®ë¶^Š••ÄâöêædŠ/˜-7D¤¦ÒR4r|€Ì*­0ã9æ(·kK
µ¯fØñÛÑB&Érþ²¸“,N$’×u^«wG–„0àq’»tŠŠÏÀÐMöA’]ž¥„¬ÕH7k!×a›«ms3šêÂÎMcôØEäfMçpé¿Ë*G#Äac³Ìjú¡wà¯øê,;©.i/º®B ÷²jK-pó—  Ã»›àÊÎüiÒ>[»CÏåy»¦¢$C1,1—kôיýGºô;Îz¬U,bö:{ü¡ô#’çX;ŒBߙ1àÖg#EžïÃ|–eGÚêt>šV—š*æñŒù–ÄZÈò¾Å˜}ž5¡uâ 0¹Ñ-Ém„‰é¨¨|¨ær/cI3._“;¿£’eªsa@åhÉ`g´q4¨ýË°lÍ?Öüãó_£¾#/Bl
šèYAsØäÖ°ÑÑ{Œ‰cˆºVŒ»`ç·qiÆÈ;ã×øå³oj€ã]š( w ]C1(£þ wÃ0ٌ’žUlFQ‡°²èK¹X=.ûøÇä
‚ûâG`À> ÑÁ{¹A÷u«). öqéËÖ.YF椴*“›,ä/Ũ–=¨I; ‘ dÿ’Qq—ç
ƒi£h%”-ž(Õɞô
ς4
»¬3¥Î¨ Nûµ ŒÆuSº¬b‘4Õ´âX½iЭȬ_Î2ÑhxŠr”(ðhÔ½‹jU˜Ù9×ÈyŠ‘“H&ٍ©¯û(öÈ¤Ý¡kØTÈîHZ†…V–4­´lC•dÏä;B~‘´aW
UB5-öAÝ*Šûô;‚¦›ey8„’Ø08!▄q·°¨¤öºÆ@z5}¥md˚°Ï„¥Æ…
H%l£Øà›ØqmLwßuŒ:ÕP®š¾mX¶ M*,nÁ¸R¾ŽbR¹éÍ%tåÑ!2ž†JiՀøSWî–K³4íM»-ª¾N-J©ž$7t”7Ût›Í«àDY;ÖÕÇøm9M_%d½¡ ÏTu“úo
aƒ½£t ¤/5†Iҕq°©íÃA—ù~Ö-Fšd>Ò}%Éį;JFüJåÅ šÕoZÇ•óLbéъ´hã
Öèvì駴I^ÎÄ!u±ƒæ}»J—zEl…%[Uð®ËFgtfcDçª%ÕSñƶhÉ´OcpŒäçüû›Îì†qôêp’Ñ;(çIl_jÝ?U²é©£cPxM£¢ÚªZ@ÊF&¬@µo Y(
pƒÕ؛°¤ÌåWTüUKíeiÈbEhn]:Ûìq‡®,N££P.‰9™ÁŸÙ ó_Ò»ªŒÊP}»cíç×~þûùŸá5/!̀ƝÜŬšS(&¼èé
U4†f¯Râ bRxvíøšCI®v Ôû&œú®cYvÛj”€í­r
¸$’,z]@ù(Œ2!Ò«†z(ûŠuða
‹v’i±Æ=zš™H˜“G^p_¶4àŠG A¢jOÓA“n%/qIÀØ/è¸*ÕÜ䨈:Gð[+2
’+BVB« ˜—˜¥ #>ä¦X~}#ӎ(úLû_´½v]ÐehÛ4ùø
’«+KK¹PÜ9×2$_°›y‡]L¨ íí“ÑÆ­FÔ Ó€‡³¬~¯±¯ †t‡Í_f‚€°îVí>Ûø³3a.„{¿6„+üjJZä&$’Fè˜Ú
;
nؖ/ +¨0·1Ï튧m;õ—¥÷¯Ÿ¿Ì†÷—¶¯^ÜÞݾøâÖ+Û³»½õƒl^±Ít`7{ø—xÞ݌à[%›4Ic‚è¾k™òÖan“yöuVT‡£[1º0”1úH™+øº Ut_PI®Wfo߁·›qlE¿òC´ÞoYb6@_-eÈ|‚MâÆd¾Ž¯Ÿaì脣Š—”€T‡ Éè.æÊhˆ°›NµÝH4à8[rΉT fm°ì&Eº5±]ÛSLlÿ
;A¯+«MmüÄÞè6¦Á§IÆ
ªšM‚°Þ²•֝’ÄíÌw.†„€Ò…ICW.袲7ÁžÃ?bâk½KêßÚǟéÿHÛüÅ_æ€Í×äRåŒîÑÀ»ü™/{Â01ä>™ÀXxåF(8ZÒ&¶9£¿ŒÀ˜e
S*+vI´xy?€ÑÉxø}è=Ãu’¦ê+¥¢gkî“reet…Æxnš2[ßÑy~rkÎ@ø3°lPRô5~­ñëãׯ±‚¡tùutc˜ŽùQéé .D–™ŽêkŠ˜H‚2‹Q´ßÜ=¶k’>Ð'(’ß±yñ§å^ÃKµ3éÀɶ¤·Œ’»]ց4Yƒù¸!°ënÛ&ÃH:ÔbH“´/Íl48!fæÁM~‹ ›–Îœ™‹ÙŒ¡Ä;BŽƒ¦²èDüY1¼N™NITsܞGíÜF™V–ò
“dÂÛ ŽqèÀ@REV$;œìÈá!‚œ(¦Tœ,ô¬Ö‹±Õaoã,ÀÀ?pâK6’âiðîì3%™becÛ@2ÅY¨mÕ-ÝnÜOïEš¢’ùŠ>aܒLöa2䔺kØ:˹Ÿæ@ôVàPjÉ*em3”p講ù;°–`CødÚNG7¢×þm¢QÇo!’…7³¯îš*×ïá¼[‘3«ú¶¡ÕäÁëK—ÆáÙ_Ég™_”
¤.¢‹‘ì®-–Cv^0 6ZEëþ-Êk…‡ëÙ²é/:Åޝ¿ImHk:T]ª=JG{ÏÖèð{ü-`”+w6š1ÌìóvãVGÞÖ¢Y}ÈÍIhOZ“Ë`rY+‰u¯½éڛžbozS4³RU Ña“~ƒ_@+•Ìñ€?Éô”Sj’Ñ;ÌOÙ Jæ:œ²ÂÆÇ3Z0I@ãì‚~tѦ¦h墑^«åÂS•
*1ā@ ¦ËOŒ1†¬ÁÏ)!Äï‹”Îym¯k{=ÅöúÉ8N=ínT²±%üv—-m*?®?á¢ô^žø g…ö,`Î0ðÝ7±Ÿ°–”ˆ6ݼ`÷œ½Pä¢Yñd”#›R¬&.èÝmš.>†©åÕP3‘PPviƒüÎÏ!)säATîo>b£^ fµ³P®=£ÏëçaF¹Q”ž®ŸÒ†ûí0Ãá2ÿƒsK¡D¤””!Çò¹LGÍ,= œšá0§õwS6öP#8L:” €¦=w®ÃÕ2ÂO2¡‚^6YÞ:ž¤
hñ1# É¡ËNÎm© œg{v·t¬ÖÿÍXI`Fü‰âÉژ

Читайте также:  Доклад на тему роль игры в развитии ребенка

ÖVlK;ú5–^9oo둷
–&³¡¨@âÂÂù[²Pk;b²U¬£ö‹Ï”¯ ·µs]Âç8″Œ`8Á±gæ¼’g×>u#•;TV{˜Ò²æË7N¼TJfƒŸJ¬
šÑYÕhó[mºŒQˆû99]Òõr®UÄ4r ¸øãI†èôY§~‹¹‰Æ¡(ù£/‹l;GŠ+Ä»1ÖÞ5æ孊§;µÌ5­ÃƒÓ,i%;f¡öÀÅñ»(û§æ’ $¡“$’5„.•‹>Ôð`ˆš†`´ l¹póè^ ü….Ç˜cX³|º³¦‡ç×Å㕵íMX0ûÅ­8ŘLPv¥ôˆ 7„ ãŽ?¤Ž®¹ºy{Vï¸)ÞÀ{S¦ÝR%u‰ñ€°†Í—éêùy!xú¹¢Mú]® þ4âÖb“=Ê  ŠýÖølÕÖ#´Pú‰°7&·@Q$2ƒ-ȟ¶ Ôx.Ig‡»…UT/ðM§#›Ïhf¶IkAF6ꄰta¾™ÏâM¸4?¦’œéÞꔋÃfr”ž½ˆç¦«RBÎ~úQ4Óñ¸IDÓéL/¦Ôô~®Ë19˜¥QÑÒvÌxDÞB=’‘óëÍó“w4£ ,ҤΒM´l.MékzŒ
±—¬„!’?Â$r6»”Ê*? ¸æãÄÿê
ÃD]Þ¬ƒ(¼’]HÅãu—cNtNíÉNú–Ú&(À]€ÈÔ8tä>„ëèÁœ1¬÷ï‰ã~ê_Ôý4½!­¯e€’Ë“ÇAðþm/º£DÙÑB(hÆӎýøÃófƒÆ7JÝê˺-¡ôø [BuÔúb“rsö–ϸ@–/F
ܛMf4|„½ûoűؽ>ÿs=Ãb‰ ä¨ãètŸé§ÁþgnÔEÙ¸MÅ{;ÃÑ؁©¾0ÒüU ,€¥ÔD°6¤H{ÿ8ã#¥çDÉ”¶–­¶†ÝÑvǚdaRwåæÝt;ó!Å»®ÞY,b€_ð3`áÀ2onôŠ›F)“õŠTðaEH92¶¬ü¹è.X±÷Žëu“Уãw¸OÚE»
–Dö©PÊËBqçäå)#€x_.*Ñåø@}è¬$ã÷ ÏùÙ¥ûtç´TáR(ý ‘åcçËÏQ‡ÁÛòzÁ¦³óð¶ÿTÝâ)µMbÎò@ÕrÝlMמaåë×ÚÚkñ½Ï£c9/³9p+ô–ÇÛVh
Š¨íҜ+öҋTôÂs[24WÌôÆÀàҕ€ñÈãà4’-ãµY§ðÖ)¼Ó”ÂKJÂ+œãÐÐýöJ—΍–¯À¨z`ՏøæžÍ>IÈԙNÂWmr‘Ò€Á—ú‡7±v½ÐC-d³Yµ.ãýøÞD¬`ñjç`c4,jÉu›U³—{âf28ì?΄±zhV¯¥ï:0áHÜdÊ)µëìÀdЏ|™Wz‡Ö‚tÊ¢åÒ28ς™p`»9È3Ù/œÆ”l‹C ¡ç¢VA„Ü_å0S Š©R#Ù(?H$’ÑAóÊ¥‰n®]G0,DŸìãQÎͲؑi&”ʎ¼©ANB‹4œÎȁ–ÓeÖ.©EîËØnÇë^Շ*XƒÑøðbkð;Mà÷±°Gúã´¡ÅR
ä~Z’|;x“›´©æ3¸-¨—Å愱Ø?ÍÔÆ÷PŸPò1jÙºíð˜ØEÒ¬”˜%یª«ú±]ÒÔç•@Íÿ™²‘Xø´eÅ´F߀ÅòGÛ6چI·ûí¸ùmnçi#qXC’P¹„Ù‡Æ÷[N­KaP§o)ŒÌAE°MäÝäþ8ˆ8Ë-F&†J”ꨓ[I‰Ž[“P{§ÊýÌ/¬Á”ôò®«@S¥(óF5înàÌ&Sߢ.J¸å€æ¿@Á#`¸*z¡MÂ
¶šøΗÎ¬Û½Êï*†Ç—¸×’Œª3Ú«Úí9P½epýo‰ÂÇü Ëy³‡Ô
%tÙ(Jœ«%ќáµ]öOêÓ{1ÖhÔn2R ž1gì’iq^á«2 ?7¹«¯üÅܚqG7ƒö¶:W¢ÓñF”zéØX™i9’‰ðŒ[^t•ŸðsŸ©o~ìíˆ5)È›…òÈaR§¥™”¡Ùήá2
£ƒ¢xCg“pÞE)`¸áˆ©ƒ‰g[oApžD$Oy€Œ7hQcAƒ“MŽÍ’îj‰¯””;ʽ¤þі
hX¬ ’1:Ÿñ^Wû©ÚYѾF]«ÅWIùq«¶wmûòå§è+Y—ÜÁ$Š}”=íš-3ÂeFtµ
ð6‘Ô‚¢¸3tµmfhšüŠÛáÃòn,ˆ7©’÷ØY4Äÿ¡íîCäÆ :¿cAÉò%Jª‚dËݤ`Ëó˜þŒL*¯”qˤ·ì”ÞÑ{S,‰/ã,5˜-›ƒžYô”yƒn¸¯;W
±¥½ …ªÓau{ؼ7¤é¤^Ú%˜æNW…Ù0QéSŽ­ßi·~§]÷­Ù_ᩜ“ÞiWɈ¦Öø
u.dIJc1òHA‹ ñ‹Á´ âýXj£èz8ړ’kþ^(âW”x0bîHdÂݞ¨AãíÍsA0P :áºñœJáxjKŽ–äm=

Источник

А. Н. Леонтьев. К теории развития психики ребенка

Добавлено Psychology OnLine.Net

14.04.2007 (Правка 14.04.2007)

Постараемся прежде всего представить себе картину тех изменений в целом, которые характеризуют психическое развитие ребенка в границах стадии. Первое и самое общее положение, которое можно здесь выдвинуть состоит в том, что наблюдаемые в границах каждой стадии изменения процессов психической жизни ребенка происходят не независимо одно от другого, а внутренне связаны друг с другом. Иначе говоря, они не представляют собой самостоятельных линий развития отдельных процессов (восприятия, памяти, мышления и т. д.). Хотя эти линии развития и могут быть вычленены, но в их анализе нельзя непосредственно найти тех отношений, которые движут их развитием. Например, развитие памяти образует, конечно, связный ряд изменений, однако их необходимость определяется не отношениями, возникающими внутри развития самой памяти, а отношениями, зависящими от места, которое память занимает в деятельности ребенка на данной Ступени его развития. Так, на стадии дошкольного детства одно из изменений в памяти состоит в том, что у ребенка формируется произвольное запоминание и припоминание. Предшествующее развитие памяти является необходимой предпосылкой для того, чтобы это изменение могло произойти, но оно определяется не этим, а тем, что в сознании ребенка выделяются специальные цели—запомнить, припомнить. В связи с этим процессы памяти меняют свое место в психической жизни ребенка. Прежде память выступала только как функция обслуживающая тот или другой процесс; теперь запоминание становится особым целенаправленным процессом — внутренним действием, занимая новое место в структуре деятельности ребенка. В целом можно следующим образом охарактеризовать общую картину развития отдельных процессов психической жизни ребенка внутри стадии. Развитие ведущей деятельности, характеризующей данную стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяют собой выделение в его сознании новых целей и формирование отвечающих им новых действий. Так как дальнейшее развитие этих действий ограничено операциями, которыми уже владеет ребенок, и уже наличным уровнем развития его психофизиологических функций, то возникает известное несоответствие между тем и другим, которое разрешается путем «подтягивания» операций и функций к уровню, требуемому развитием новых действий. Так, игра дошкольного типа, игра ролевая, первоначально ограничена почти исключительно внешними действиями, осуществляемыми с помощью двигательных операций, которые подготовлены игрой-манипулированием в преддошкольном детстве. Но новый дошкольный тип игры и содержание новых действий, которые в ней развиваются, требуют совсем других способов своего осуществления. Они, действительно, формируются чрезвычайно быстро (как обычно говорят, «толчком»); в частности, у ребенка в эту пору быстро формируются внутренние умственные операции. Таким образом, процесс изменений внутри стадий в целом идет, образно говоря, в двух встречных направлениях. Основное, решающее направление этих изменений — от первичных изменений круга жизненных отношений ребенка, круга его деятельности к развитию действий, операций, функций. Другое направление — это направление от вторично возникающей перестройки функций, операций к развитию данного круга деятельности ребенка. В пределах стадии процесс изменений, идущих в этом направлении, ограничен требованиями того круга деятельности, который характеризует данную стадию. Переход за эту границу обозначает собой переход уже к другой, высшей стадии психического развития. Противоположными чертами характеризуются переходы межстадиальные. Те отношения, в которые ребенок вступает к окружающему его миру, суть по природе своей общественные отношения. Ведь именно общество составляет действительное и первейшее условие жизни ребенка, определяющее ее содержание и ее мотивацию. Поэтому каждая деятельность ребенка выражает не только его отношение к предметной действительности, в каждой его деятельности объективно выражаются также и существующие общественные отношения.

Читайте также:  Студия развития ребенка умка пенза

Развиваясь, ребенок превращается, наконец, в члена общества, несущего все обязанности, которые оно на него возлагает. Последовательные стадии в его развитии и являются не чем иным, как отдельными ступенями этого превращения. Но ребенок не только фактически изменяет свое место в системе общественных отношений. Он также и осознает эти отношения, осмысливает их. Развитие его сознания находит свое выражение в изменении мотивации его деятельности: прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приводящие к переосмысливанию его прежних действий. Та деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и новая стадия развития. Такие переходы в противоположность внутристадиальным изменениям идут дальше — от изменения действий, операций, функций к изменению деятельности в целом. Итак, какой бы частный процесс психической жизни ребенка мы ни взяли, анализ движущих сил его развития неизбежно приводит нас к основным видам деятельности ребенка, к побуждающим их мотивам, а следовательно, и к тому, какой смысл открывается ребенку в предметах, явлениях окружающего его мира. С этой стороны содержание психического развития ребенка и состоит именно в том, что меняется место частных психических процессов в деятельности ребенка, а от этого зависят его особенности, которые эти частные процессы приобретают на разных ступенях развития. В заключение этого очерка следует подчеркнуть следующее: мы смогли рассмотреть в нем психическое развитие лишь с процессуальной, так сказать, стороны психики, почти вовсе опустив важнейший вопрос о внутренних взаимосвязях изменения деятельности с развитием картины, образа мира в сознании ребенка, с изменением строения его сознания. Освещение этого вопроса нуждается в предварительном изложении психологической проблемы единства развития чувственных содержаний, сознания и тех не совпадающих между собой категорий его, которые мы передаем терминами «значение» и «смысл». Вопрос этот не мог поэтому войти в рамки настоящей статьи.

Источник