Леонтьев а н развитие личности ребенка

Леонтьев а н развитие личности ребенка thumbnail

А.Н.Леонтьев

К ТЕОРИИ  РАЗВИТИЯ  ПСИХИКИ  РЕБЕНКА1

Постараемся прежде всего представить себе картину тех изменений в целом, которые характеризуют психи­ческое развитие ребенка в границах стадии.

Первое и самое общее положение, которое можно здесь выдвинуть, состоит в том, что наблюдаемые в гра­ницах каждой стадии изменения процессов психичес­кой жизни ребенка происходят не независимо одно от другого, а внутренне связаны друг с другом. Иначе говоря, они не представляют собой самостоятельных линий развития отдельных процессов (восприятия, па­мяти, мышления и т. д.). Хотя эти линии развития и могут быть вычленены, но в их анализе нельзя непо­средственно найти тех отношений, которые движут их развитием. «Например, развитие памяти образует, ко­нечно, связный ряд изменений, однако их необходи­мость определяется не отношениями, возникающими внутри развития самой памяти, а отношениями, зави­сящими от места, которое память занимает в деятельности ребенка на данной ступени его развития.

Так, на стадии дошкольного детства одно из изме­нений в памяти состоит в том, что у ребенка формиру­ется произвольное запоминание и припоминание. Пред­шествующее развитие памяти является необходимой предпосылкой для того, чтобы это изменение могло произойти, но оно определяется не этим, а тем, что в соз­нании ребенка выделяются специальные цели — запом­нить, припомнить. В связи с этим процессы памяти ме­няют свое место в психической жизни ребенка. Преж­де память выступала только как функция, обслуживающая   тот   или  другой   процесс;    теперь  запоминание  становится    особым    целенаправленным    процессом, внутренним действием, занимая  новое место  в структуре деятельности ребенка.

В целом можно следующим  образом охарактеризовать  общую  картину    развития  отдельных процессов психической  жизни ребенка внутри  стадии.  Развитие ведущей  деятельности, характеризующей  данную  стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяют собой выделение в его знании   новых  целей  и  формирование  отвечающих новых действий. Так как дальнейшее развитие этих действий ограничено операциями, которыми уже владеет ребенок, и уже наличным уровнем развития его психофизиологических функций, то возникает известное несоответствие между тем и другим, которое разрешается путем «подтягивания» операций и функций к уровню, требуемому развитием  новых действий. Так, игра дошкольного типа,  игра  ролевая,  первоначально ограничена  почти  исключительно    внешними    действиями, осуществляемыми  с  помощью двигательных  операций, которые подготовлены игрой-манипулированием в преддошкольном детстве.    Но новый дошкольный тип игр и содержание новых действий, которые в ней развиваются, требуют совсем других способов своего осуществления. Они, действительно, и формируются чрезвычайно быстро  (как обычно говорят, «толчком»); в частности, у ребенка в эту пору быстро формируются внутренние умственные операции.

Таким образом, процесс изменений внутри стадий в целом идет, образно говоря, в двух встречных направлениях. Основное, решающее направление этих изменений — от первичных изменений круга жизненных отношений ребенка, круга  его деятельности к развитию действий,  операций,  функций. Другое  направление — это направление от вторично возникающей перестрой­ки функций, операций к развитию данного круга деятельности ребенка. В пределах стадии процесс изменений, идущих в этом направлении, ограничен требовани­ями того круга  деятельности,   который   характеризует данную   стадию.   Переход   за   эту   границу  обозначает собой переход уже к другой,  высшей стадии  психического развития.

Противоположными чертами характеризуются пере­ходы межстадиальные. Те отношения, в которые ребенок вступает к окружающему его миру, суть по природе своей общественные отношения. Ведь именно общество составляет действительное и первейшее условие жизни ребенка, определяющее ее содержание и ее мотивацию. Поэтому каждая деятельность ребенка выражает не только его отношение к предметной действительности, в каждой его деятельности объективно выражаются также и существующие общественные отно­шения.

Развиваясь, ребенок превращается, наконец, в чле­на общества, несущего все обязанности, которые оно на него возлагает. Последовательные стадии в его развитии и являются не чем иным, как отдельными ступенями этого превращения.

Но ребенок не только фактически изменяет свое место в системе общественных отношений. Он также и осознает эти отношения, осмысливает их. Развитие его сознания находит свое выражение в изменении моти­вации его деятельности: прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приво­дящие к переосмысливанию его прежних действий. Та деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и новая стадия развития. Такие переходы в противоположность внутристадиальным изменениям идут дальше — от изменения действий, операций, функций к изменению деятельности в целом.

Итак, какой бы частный процесс психической жиз­ни ребенка мы ни взяли, анализ движущих сил его развития неизбежно приводит нас к основным видам деятельности ребенка, к побуждающим их мотивам, а следовательно, и к тому, какой смысл открывается ребенку в предметах, явлениях окружающего его мира. С этой стороны содержание психического развития ребенка и состоит именно в том, что меняется место частных психических процессов в деятельности ребенка, а от этого зависят его особенности, которые эти част­ные процессы приобретают на разных ступенях разви­тия. В заключение этого очерка следует подчеркнуть следующее: мы смогли рассмотреть в нем психическое развитие лишь с процессуальной, так сказать, стороны психики, почти вовсе опустив важнейший вопрос о внутренних взаимосвязях изменения деятельности с развитием картины, образа мира в сознании ребенка, с изменением строения его сознания. Освещение этого вопроса нуждается в предварительном изложении психологической проблемы единства развития чувственных содержаний, сознания и тех не совпадающих между собой категорий его, которые мы  передаем терминами «значение» и «смысл». Вопрос этот не мог поэтому войти в рамки настоящей статьи.


Читайте также:  Норма и патология личностного развития ребенка

1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука. – 1972. – 212 с.

Источник

1.Стадии развития психики ребёнка.

2.Признаки ведущей деятельности на разных стадиях развития.

В ходе развития ребенка изменяется место, которое он занимает в системе человеческих отношений. 
Дошкольное детство:
– овладение миром человеческих предметов (воспроизводятся человеческие действия с ними)
– зависимость от окружающих людей (ребенок должен считаться с требованиями, предъявляемыми окружающими людьми, т.к. эти требования определяют собой отношения с людьми)
Мир окружающих дошкольника людей как бы распадается на два круга:
1. Интимно близкие люди, отношения с которыми определяют отношения с остальным миром (родители или те, кто их заменяют)
2. Все другие люди, отношения к которым опосредованы для ребенка отношениями, устанавливающимися в первом круге. 
Перевод в школу новый этап. Перестраивается система отношений; появляется общественная функция, роль ребенка. Интимные отношения ребенка теряют свою прежнюю определяющую роль, теперь они сами определяются широким кругом общения.
Школьник-подросток включается в доступные ему формы общественной жизни меняется место, которое он занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых (в т.ч. семьи), в некоторых случаях он даже может быть наравне со взрослыми (по физической силе, знаниям и умениям).
Переход к старшему школьному возрасту рост критичности по отношению к требованиям, поступкам, личным качествам взрослых; рождение новых, впервые подлинно теоретических интересов. 

Что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие внешней и внутренней деятельности ребенка (а ее развитие зависит от жизненных условий). 
Одни виды деятельности на определенных этапах становятся ведущими. Признак перехода от одной стадии к другой – изменение ведущей деятельности.

Признаки ведущей деятельности:
1. Внутри неё возникают и дифференцируются другие виды деятельности.
2. В ней формируются или перестраиваются частные психические процессы.
3. От нее зависят основные психологические изменения ребенка в данном периоде. 

Стадии развития психики ребенка характеризуются не только определенной ведущей деятельностью, но и определенной связью с возрастом детей. Ни содержание стадий, ни их последовательность во времени не являются чем-то раз и навсегда данным и неизменным, так как зависят от условий жизни.

Предметная деятельность  игра  учение  труд
Кризисы связаны со сменой стадий. Однако неизбежны не кризисы, а переломы. Кризис – это свидетельство не свершившегося вовремя и в нужном направлении перелома (сдвига). Кризисов может и не быть, так как развитие ребенка управляемо воспитанием. 
Деятельность – процесс, который, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечает особой, соответствующей ему потребности (когда предмет совпадает с мотивом). 
С деятельностью связаны эмоции и чувства – они всегда определяются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой они входят.

Действие – процесс, мотив которого не совпадает с предметом, а лежит с той деятельности, в которую данное действие включено. Предмет действия – сознаваемая непосредственная цель. Мотив деятельности может сдвигаться, переходить на предмет (цель действия); тогда действие превращается в деятельность. 
Пример: ученик читал книгу с целью сдать экзамен. Однако в процессе ему становится интересно само содержание книги, и тогда чтение становится его деятельностью; целью становится именно содержание книги.
Основной закон процесса развития действия: в зависимости от того, в какую деятельность включено действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику. 
Осмысливание ребенком явлений действительности происходит в связи с его деятельностью (всякое сознательное действие формируется внутри сложившегося круга отношений).

Операция – способ выполнения действия (это необходимое содержание всякого действия). Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и наоборот. Операция определяется задачей, т.е. целью, данной в условиях, требующих определенного способа действия.
Сознательные операции: впервые формируются в качестве действия. Чтобы превратить действие в операцию, надо поставить ребенка перед такой новой целью, при которой данное действие станет способом выполнения другого действия.
Пример: спортивная стрельба. Сначала проверяешь каждое движение, а после все они «автоматизируются», перестают сознаваться (но в любой момент могут быть и осознаны).

Психофизиологические функции – физиологические функции, осуществляющие высшую форму жизни организма, опосредованную психическим отражением действительности. Сюда относятся сенсорные функции, мнемическая функция, тоническая и др.
Без них не может быть психической деятельности, но она к ним не сводится.

Изменения процессов психической деятельности ребенка происходят взаимосвязано.
В каждой деятельности ребенка объективно выражаются также и существующие общественные отношения. Развитие сознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации его деятельности.

Источник

имени Максима 
Танка 
 
 
 
 
 

Факультет
психологии 
 
 
 

Контрольная
работа

по курсу 
“Психология личности”

Анализ 
работы А.Н.Леонтьева “Формирование
личности”. 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнена

                  студенткой 
                  заочного отделения, 1 курса, группы ППД-3

                  Пусковой 
                  Викторией Олеговной 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Минск,
2003.

План: 
 

  1. Развитие 
    связей ребёнка с окружающим миром.
    __________________3
  2. Деятельность
    субъекта как основа личности. _____________________4
  3. Процесс развития
    личности. ___________________________________6
  4. Осознание
    себя как личности.__________________________________9

    Литература.___________________________________________________10 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Развитие 
    связей ребенка с 
    окружающим миром.
Читайте также:  Раннее развитие ребенка в макеевке

      “Уже
на самых первых этапах развития индивида
предметная действительность  выступает
перед ним через его взаимоотношения с
окружающими людьми и поэтому не только
со стороны своих вещественных свойств
и своего биологического смысла, но и как
мир предметов, которые постепенно раскрываются
для него человеческой деятельностью
– в их общественном значении” [2,378].

      А.Н.
Леонтьев говорил, что в младенческом
возрасте связи ребенка с окружающим
его предметами включены в общение 
со взрослыми. Общение это с самого
начала имеет структуру опосредствованного
процесса, но в ранних своих формах оно
опосредствовано не словом, а предметом.
Общение возникает благодаря тому, что
на заре развития ребенка его отношения
к окружающим предметам осуществляются
при помощи взрослого. Например, взрослый
приближает к ребенку вещь, к которой тот
тянется; взрослый кормит ребенка с ложки;
он приводит в действие звучащую игрушку,
подносит ее к ребенку или отнимает ее
у него и так далее. Иначе говоря, связи
ребенка с вещами первоначально всегда
опосредствованы действиями взрослого.
Другая сторона этих отношений состоит
в том, что действия, осуществляемые ребенком,
обращается не только к предмету, но и
к человеку [2]. Словом, по А.Н. Леонтьеву,
деятельность все более выступает как
реализующая его связи с человеком через
вещи, а связи с вещами – через человека.

      В
этой исходной ситуации развития ребенка 
содержится основа тех отношений, дальнейшее
развитие которых составляет часть 
событий, ведущих к формированию
его как личности. Первоначально 
отношения к миру вещей и к
окружающим людям слиты для ребенка между
собой, но дальше происходит их раздвоение,
и они образуют разные линии развития,
переходящие друг друга. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.
Деятельность субъекта
как основа личности.
 

      А.Н.
Леонтьев считал, что процесс формирования
личности может быть представлен как развитие
воли. Безвольное импульсное действие
– это действие безличное, хотя о потере
воли можно говорить только по отношении
к личности. Поэтому он полагал, что авторы,
которые считают волю важнейшей чертой
личности, с эмпирической точки зрения
правы. Однако, воля – это одно из выражений
личности. Основу личности составляет
то особое строение деятельности субъекта,
которое возникает на определенном этапе
развития его человеческих связей с миром.
По А.Н. Леонтьеву, человек живет как бы
во все более расширяющейся для него действительности.
В начале это просто узкий круг непосредственно
окружающих его людей и предметов, чувственное
их восприятие и усвоение известного о
них, усвоение их значения. Но далее перед
ним открывается действительность, которая
лежит за пределами его практической деятельности
и прямого общения: развиваются границы
познаваемого, представляемого или мира.

      На 
известном уровне развития мотива сначала 
выступают как только «знаемые»,
как возможные, реально еще не побуждающее
никаких действий. А.Н. Леонтьев считал,
что для понимания процесса формирования
личности нужно непременно это учитывать,
хотя расширение знаний не является определяющим
для него; поэтому воспитание личности
и не может сводиться к обучению, сообщения
знаний.

      Формирование 
личности предполагает развитие действий
субъекта. Действия, все более обогащаясь,
вступают в противоречие с породившими 
их мотивами. В результате, как считал
А.Н. Леонтьев, происходит сдвиг мотивов 
по цели, изменение их иерархии и рождение
новых мотивов – новых видов деятельности.
На этом этапе, продолжающимся вплоть
до подросткового возраста, процесс формирования
личности не заканчивается, он только
подготавливает рождение сознающей себя
личности.

      По 
А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды:
первый раз – когда у ребенка проявляются
в явных формах коли мотивированность
и соподчиняемость его действий, второй
раз – когда возникает его сознательная
личность. В последнем случае имеется
ввиду какая-то особая перестройка сознания.
Возникает задача – понять необходимость
этой перестройки и то, в чем именно она
состоит.

      Психическое
отражение, сознание уже не может 
оставаться ориентирующим лишь те или 
иные действия субъекта, оно должно
также активно отражать иерархию
их связей, процесс происходящего подчинения
и переподчинения их мотивов. Это требует
особого внутреннего движения сознания.

      В
движении индивидуального сознания,
считал А.Н. Леонтьев, теперь открывается 
движение еще в одном измерении.
Оно заключается в состоянии мотивов
друг с другом: некоторые занимают место
подчиняющих себе другие и как бы возвышаются
над ними, некоторые даже вовсе утрачивают
свою смыслообразующую функцию. Становление
этого движения и выражает собой становление
связей системы личностных смыслов –
становления личности. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.
Процесс развития 
личности.
 

      По 
А.Н.Леонтьеву, формирование личности
представляет собой процесс непрерывный,
состоящий из ряда сменяющихся стадий.
Поэтому, прослеживая последовательное
его течение, заметны лишь отдельные сдвиги.
Но если взглянуть на него, как предлагал
А.Н.Леонтьев, с некоторого удаления, то
переход, знаменующий собой рождение личности,
выступает как событие, изменяющее ход
всего последующего психического развития.

      Существуют
многие явления, которые отличают этот
переход. Прежде всего перестройка сферы
отношений к другим людям, к обществу.
Если на предшествующих стадиях общество
открывается в расширяющихся общениях
с окружающими, то теперь это положение
оборачивается: окружающие люди все более
начинают выступать через объективные
общественные отношения. Переход, о котором
идет речь, и начинает собой изменения,
определяющие главное в развитии личности,
в ее судьбе. [3]

      Одно 
из изменений, за которым скрывается
новая перестройка  иерархии мотивов,
проявляется в утрате самооценки для подростка
отношений в интимном круге его общения.
В этот период происходит интенсивное
развитие внутренней жизни: наряду с приятельством
возникает дружба; меняется содержание
писем, в нем появляются описания переживаний;
появляются попытки вести интимные дневники
и появляются первые влюбленности.

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 162 г перми

      Согласно 
А.Н.Леонтьеву, следующие уровни развития
отличают более глубокие изменения.
Явления, которые возникают на этом уровне
еще более сложны и могут быть трагическими.
Но чем более открывается для личности
общество, тем более наполненным становиться
его внутренний мир.

      Процесс
развития личности всегда индивидуален
и не повторим. В зависимости от конкретно-исторических
условий, от принадлежности индивида к
той или иной социальной сфере он протекает
совершенно по-разному. А.Н.Леонтьев полагал,
что на этом уровне прошлые впечатления,
события и собственные действия субъекта
становятся предметом его отношения, его
действий и поэтому меняют свой вклад
в личность. Одно в этом прошлом лишается
своего смысла и превращается в способы
его деятельности: способности, умения,
стереотипы поведения; другое открывается
ему совсем в новом свете и приобретает
другое значение; наконец, что-то из прошлого
психологически перестает существовать
для субъекта, хотя и остается в складах
его памяти. Возникающая переоценка установившегся
в жизни приводит к тому, что человек сбрасывает
с себя груз своей биографии. Это свидетельствует
о том, что вклады прошлого опыта в личности
стали зависимы от самой личности.

Личность 
создается объективными обстоятельствами,
но не иначе, как через целокупность
его деятельности, осуществляющей его
отношения к миру. Её особенности, как
считал А.Н.Леонтьев, и образуют то, что
определяет тип личности. Анализ формирования
личности приводит к проблеме общего подхода
в исследовании этих вопросов.

      Согласно 
А.Н.Леонтьеву, первое основание личности
– это богатство связей индивида
с миром. Речь идёт действительных,
а не об отчуждённых от человека отношениях,
которые противостоят ему и подчиняют
его себе.

Другой,
важнейший параметр личности – это 
иерархизированности деятельностей,
их мотивов. Иерархии мотивов существуют
всегда на всех уровнях развития. Они-
то и образуют самостоятельные единицы
жизни личности. Когда имеют в виду главный
мотив, побуждающий человека, то обычно
говорят о жизненной цели.

      Самый
сложный параметр личности – это 
общий тип её строения. Мотивационная 
сфера человека никогда не напоминает
застывшую пирамиду. Она может быть сдвинута,
эксцентрична по отношению к актуальному
пространству исторической действительности,
и тогда говориться об односторонности
личности. И наоборот, она может быть многосторонней,
включающей широкий круг отношений. Но
в обеих этих случаях, считал А.Н.Леонтьев,
она необходимо отражает объективное
несовпадение этих отношений, противоречия
между ними, смену места, которое они в
ней занимают. Структура личности представляет
собой относительно устойчивую конфигурацию
главных мотивационных линий. Речь идёт
о направленности личности. Служение избранной
цели, идеалу вовсе не исключает других
жизненных отношений человека, которые
формируют смыслообразующие мотивы. Мотивационная
сфера личности, как образно говорил А.Н.Леонтьев,
всегда является многовершинной. Внутренние
отношения главных мотивационных линий
в лелокупности деятельностей образуют
как бы общий “психологический профиль”
личности. Иногда он складывается как,
уплощённый, лишённый настоящих вершин,
тогда малое в жизни человек принимает
за великое, а великого совсем не замечает.

      Многообразные
отношения, в которые человек 
вступает в действительности, являются
объективно противоречивыми. Так, возникшее 
отделение внутренней теоретической 
деятельности от практической приводит
не только к односторонности развития
личности, но может породить психологический
разлад, расчепление личности на две посторонние
друг – другу сферы – сферу её проявлений
в реальной жизни и сферу проявлений в
жизни, которая существует только илюзорно,
только в аутистическом мышлении.

      Итак,
согласно А.Н.Леонтьеву, теоретический 
анализ позволяет выделить три основных
параметра личности: широту связей
человека с миром, степень их иерархизированности 
и общую их структуру.

      Характеристика 
структуры личности лежит в соотношении
разных систем сложившихся жизненных
отношений, порождающих борьбу между ними.
Предметно- вещественные потребности
насыщаемы, и их удовлетворение ведёт
к тому, что они низводятся до уровня условий
жизни, которые тем  меньше замечаются
человеком, чем привычней они становятся.
”Поэтому личность не может развиваться
в рамках потребления, её развитие необходимо
предполагает смещение потребности на
созидание, которое не знает границ” [1,226]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.
    Осознание себя как
    личности.
     

       
Последний теоретический вопрос,
на котором останавливался А.Н.Леонтьев,
это вопрс об осознании себя 
как личности. Познание себя всегда 
начинается с выделения внешних 
свойств и является результатом 
сравнения, анализа и обобщения, выделения
существенного. Индивидуальное сознание
– это не только знание, не только система
приобретённых значений, понятий. Ему
свойственно внутренние движение, которое
отражает движение реальной жизни субъекта;
А.Н.Леонтьев видел, что только в этом движении
знания обретают свою отменность к объективному
миру и свою действенность. Так же обстоит
дело, когда объектом сознания являются
свойства, особенности, действия или состояния
самого субъекта; в этом случае тоже следует
различать знание о себе и осознание себя.

      Знания,
представления о себе накапливаются 
уже в раннем детстве; в неосознаваемых
формах они и у высших животных. Совсем
другое дело – самосознание, осознание
своего Я. Это и есть результат, продукт
становления человека как личности. Психологическая
проблема Я возникает, как только человек
задаётся вопросом о том, что он знает
о себе, относиться к этой реальности.
Несовпадение Я и того, что предоставляет
субъект как предмет его собственного
знания о себе психологически очевидно.
А.Н.Леонтьев считал, что психология, исходящая
из органистических позиций, не способна
дать научного объяснения этого несовпадения.
Таким образом проблема самосознания
личности, осознания Я остаётся в психологии
нерешённой [1].

Источник