Лексическое развитие ребенка раннего возраста
Лексика как компонент структуры языка
Лексика – вся совокупность слов, словарный состав языка. Слово – основная единица языка. Оно является как бы “представителем” одновременно всех компонентов языка – фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует, какое-то явление действительности, т. е. несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определенной грамматической форме). В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать “просто слова”, без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно. Лексическим значением слова называют способность слова обозначать (кодировать) внеязыковую реальность: предметы и явления (дом, солнце, человек, закат), отвлеченные понятия (мысль, правда), действия (строить, светить, любить, думать), признаки предметов (белый, вечный, дружелюбный, правдивый), признаки действий (вверх, ярко, искренне, честно), числа (один, двенадцать, сто), указания на предметы, признаки,
Числа(я, кто, какой, сколько). Различают несколько степеней обобщения слов по смыслу: Нулевая степень обобщения – имя собственное, название (имя) единичного предмета (Маша, Витя, бабушка, чашка, стол).
Дети, начинающие говорить (конец первого – начало второго года жизни), усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом (нулевая степень обобщения): для них мама, стульчик, мячик, ваза – это такие же имена собственные, как Витя, Маша.
Первая степень обобщения – имя нарицательное, т. е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Например, мальчик, увидевший кошку с котятами и сказавший “кися-мама”, уже понимает обобщающее значение слова мама; ребенок, называющий мячом любой шаровидный упругий предмет, независимо от цвета, размера и материала, понимает лексическое значение слова мяч; обозначая словом идет соответствующее действие независимо от того, кто это действие производит, словом голубой цвет любого предмета, имеющего этот цвет, ребенок показывает, что он понимает лексическое значение глагола идти и прилагательного голубой. Дети усваивают слова первой степени обобщения к концу второго года жизни.
Вторая степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия: мебель (это и стульчик, и стол, и шкаф), игрушка (это и мяч, и кукла, и кубик), фрукты (это и яблоко, и груша, и апельсин). Названия действий, признаков передаются обобщенно в форме имени существительного: хождение, плавание, бег, полет, белизна, голубизна, краснота, чернота, синева. Дети усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет. Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: растения – это деревья, травы, лишайники; вещи – это игрушки, посуда, мебель; плоды – это овощи, фрукты, злаки; движение – это бег, полет, плавание; цвет – это белизна, синева. Дети усваивают смысл слов третьей степени обобщения примерно к пяти или шести годам.
Четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.
Если дети оказываются способными усваивать смысл слов четвертой степени обобщения, значит, они уже подготовлены к изучению лингвистических понятий; в полной мере эта возможность появляется не раньше подростковой возрастной ступени. Усваивая слова, находящиеся в отношениях родовидовых (мебель – стол, стул, кровать), дети должны отличать их от слов, находящихся в отношениях целого и части: стул – ножка, спинка, сиденье; лицо – лоб, щеки, нос, рот, глаза; умываться – набирать воду в ладони, смачивать ею лицо, тереть его руками, споласкивать и т. д.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Длятого чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.
В современной научной литературе лексика рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В словах кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.
Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Лексические значения – сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами, как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и лексико-семантические группы). Место слова определяется также его многозначностью, сочетаемостью с другими словами. При усвоении лексики эти связи начинают взаимодействовать. Вокруг каждого слова формируются смысловые (семантические) поля, или так называемые вербальные сети. Овладение словом одновременно является процессом его “обрастания” лексическими связями с другими словами. В результате дети осваивают и сами слова, и системные связи между ними. Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой – точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи.
Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон:
1) соотнесенности слова с предметом;
2) связи слова с определенным понятием;
3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (В. А. Звегинцев).
Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобрел ют ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.к., развитие смысловой стороны речи. Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общей развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственною развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего в значениях слов (А.Н. Леонтьев).
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, роль лексики и речи, ее значение в развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
Источник
Мария Терлецкая
Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Терлецкая Мария Павловна,
отделение педагогических специальностей,
специальность: дошкольное образование.
Научный руководитель: Пасюкова Е. В. ,
преподаватель ПЦК психологии и педагогики ЮСПК СахГУ
Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты развития словаря. Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста
Ключевые слова: речь, словарь, дошкольный возраст, активный словарь, пассивный словарь.
В настоящее время проблема развития словаря у детей раннего дошкольного возраста становится весьма актуальнойв связи с тем, что на современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [1].
Исследованию речевого развития посвятили свои труды такие выдающиеся психологи, педагоги как Л. С. Выготский [2], А. А. Леонтьев [3], Д. Б. Эльконин [4], В. А. Звегинцева [5], О. С. Ушакова [6], В. В. Гербова [7], Е,И, Тихеева [8] и др.
Богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка. Так, в процессе развития словаря происходит накопление и уточнение представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Вместе с тем, осуществляется развитие операциональной стороны мышления, т. к. овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Как отмечает А. Н. Леонтьев [3], овладение словарем выступает существенным условием умственного развития ребенка, т. к. в процессе своего развития, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов ребенок усваивает содержание исторического опыта. В свою очередь, бедность словаря препятствует полноценному общению ребенка, а следовательно, и общему развитию ребенка. Поэтому проблема развития словаря детей остается актуальной и сегодня.
Развитие словаря является достаточно долгим процессом количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и развития способности применять их в тех или иных условиях общения.
В ходе развития словаря ребенка, происходит уточнение его представлений, углубление его чувств, формирование его социального опыта. Все эти процессы играют важную роль в развитии ребенка в дошкольный период, т. к. именно они становятся основой для развития мышления и речи, формирования социальных контактов и для формирования личности в целом.
Слова, составляющие наш язык, не являются абсолютно обособленными элементами, все они связаны между собой и составляют общую лексическую систему. Таким образом, в составе лексической системы слова являются лексическими единицами. Все лексические единицы связаны друг с другом посредством тех или иных отношений, проявляющихся в значении, форме и т. д. Кроме того, место лексической единицы зависит от его многозначности, совместимости с другими лексическими единицами. При овладении лексикой эти связи начинают взаимодействовать, в результате чего вокруг каждого слова образуются смысловые (семантические) поля, или если говорить иначе – вербальные сети. Таким образом, можно сделать вывод, что ребенок, овладевая лексикой, усваивает как отдельные лексические единицы (слова, так и их взаимосвязи.
Отечественный исследователь В. А. Звегинцев [5] выделил основные стороны значения слова, которыми должен овладеть ребенок, к ним он отнес сопоставление слова с предметом, сопоставление слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка, а также взаимосвязь слова с конкретным понятием.
Также исследователи выделяют два основных направления в работе по развитию словаря детей:
1. Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания;
2. Усвоение слова как лексической единицы в составе лексической системы, его связей с другими лексическими единицами.
Также среди особенностей развития словаря детей можно выделить тот факт, что словарная работа тесно переплетена со всей воспитательно-образовательной деятельностью, осуществляемой с детьми. Так, например, пополнение словарного запаса совершается в ходе знакомства детей с окружающим их миром, а также в процессе выполнения любого вида детской деятельности, в быту и в ходе взаимодействия со взрослыми и с другими детьми.
Ранний возраст сензитивен для развития речи. Д. Б. Эльконин [4] подчеркивал, что речь здесь выступает не как функция, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями. Это средство развития самостоятельной предметной деятельности. Д. Б. Эльконин [4] писал, что для периода раннего детства характерно интеллектуальное решение задач, т. е. такое решение, которое основано на учитывании ребенком соотношения элементов ситуации, орудий (предметов) и достижения цели. В этот период интенсивно развивается речь. Ребенок от автономного, аффективно окрашенного, ситуативного слова переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущим функциональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом к расчлененному предложению и речевой форме коммуникации в собственном смысле слова.
К настоящему времени выделены два аспекта развития словаря у детей раннего дошкольного возраста:
• количественный рост словарного запаса,
• усвоение значений слов.
Рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее:
Количественный рост словарно запаса зависит от особенностей жизни и воспитания ребенка. В связи с этим, данные о количественном росте словаря детей в научной литературе разнятся. Однако в целом, первые осмысленные слова начинают появляться у ребенка к концу первого года жизни. Нормой для ребенка одного года считается развитие словаря до 10–12 слов. При этом, развитие понимания речи намного опережает активный словарь ребенка. Затем, начиная 1,5 лет идет быстрое пополнение активного словаря ребенка, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Как отмечают исследователи, такой большой скачок в количественном развитии словаря детей раннего дошкольного возраста осуществляется не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.
Все слова, которые знает ребёнок, являются его словарный запасом. При этом те слова, которые ребенок понимает он сам не произносит, относится к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи входит в активный. Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и активно употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.
Например, если годовалого ребенка спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка» или «коска», или любой другой звук, обозначающие для ребёнка кошку, можно сказать что слово перешло в активный лексикон.
Также исследователи отмечают, что в составе словаря ребенка проявляются его интересы и потребности, а также то, что его окружает. Так, согласно данным исследования, проведенного В. В. Гербовой [7], большую часть употребляемых детьми раннего дошкольного возраста существительных составляют названия предметов обихода (36%); следующее место занимают названия объектов живой природы (16,5%); затем идут названия средств передвижения (15,9%).
Как показывают различные исследования, процесс развитие словаря наиболее активно происходит в возрасте 2-4 лет. Новые слова дети выстраивают по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых.
Работа по развитию словаря проводится с учетом возраста ребенка и личных особенностей его словаря, развития его психики в целом, а также с учетом текущих воспитательных задач. Вместе с тем, существуют метод и приемы, которые являются необходимыми для всех возрастных периодов.
Исследователи выделяют две группы методов развития словарного запаса дошкольников: методы накопления содержания детской речи и методы закрепления и активизации словаря, развития его смысловой стороны.
Первая группа включает методы:
• Непосредственного ознакомления с окружающим миром; рассматривание и обследование предметов; наблюдение; целевые прогулки.
• Опосредованного ознакомления с окружающем миром; рассматривание картин; чтение художественных произведений; показ видеофильмов.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря:
• Рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, игры и упражнения.
Однако, исследователи отмечают, что помимо указанных методов и приемов развитие словаря детей раннего дошкольного возраста происходит также в ходе выполнения различных видов деятельности. При этом, важную роль в этом процессе играет бытовая деятельность, в ходе которой дети раннего возраста осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что дошкольник достаточно быстро запоминает слова, а также осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на характерных признаках. Необходимо отметить большое значение игровой деятельности для развития словаря детей раннего дошкольного возраста, т. к. играя, манипулируя с предметами и взаимодействуя друг с другом, дети неизменно прибегают к использованию соответствующих слов.
Теоретический анализ источников по проблеме развития словаря у детей раннего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы целенаправленная работа по развитию словаря уже в младшей группе детского сада значительно содействует обогащению словаря детей. В ходе такой работы дети раннего дошкольного возраста начинают интересоваться наименованием предметов. При этом, интенсивное развитие словаря детей оказывает положительное воздействие на их поведение, а также улучшает их предметную и игровую деятельность.
Список использованной литературы
1. ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования“
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Издательство АСТ, 2008.
3. Гербова, В. В. Учусь говорить [Текст] / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 2001.-159с.
4. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина, М. А. Арутюнян // Школьный логопед. – 2012. – № 2. – С. 35–47.
5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н. А. Стародубова. – М., 2006.
6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития: лекции. М.: Педагогический университет Первое сентября 2010. – 68 c.
7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
8. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. – М.: Аспект- Пресс, М., 2001. – 460 с.
Источник