Лексические темы для развития ребенка

Лексические темы для развития ребенка thumbnail

Татьяна Бойчук
Примерный перечень лексических тем со словарем для углубленного изучения в ДОУ

Примерный перечень лексических тем со словарем для углубленного изучения в ДОУ

Дата Тема недели

Сентябрь

1 неделя Диагностика детей

2 неделя Диагностика детей

3 неделя Диагностика детей

4 неделя «Грибы»Существительные: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберезовик, моховик, мухомор, рыжик.

Глаголы: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать.

Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный.

Наречия: рядом, близко, далеко.

Октябрь

1 неделя «Овощи»Существительные: редька, баклажан, хрен, чеснок, пастернак, тмин, салат, ботва, стручок, урожай.

Глаголы: расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, окапывать, подкапывать, вырастать, срезать, вырезать, рассаживать, пересаживать.

Прилагательные: зеленый, желтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, большой, маленький, хрустящий. Овощной, пузатая (тыква, пупырчатый, толстокожий.

2 неделя «Фрукты»Существительные: апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, айва, авокадо, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.

Глаголы: расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, отцветать, созреть, дозреть.

Прилагательные: красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, наливное, румяное (яблоко, лимонный, вишневый, малиновый (сок, абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье).

3 неделя «Ягоды. Домашние заготовки»Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье, морошка, рябина, голубика, костяника, сироп, джем, желе, салат, соленье.

Глаголы: варить, резать, рубить, квасить, консервировать, солить, мариновать, сушить.

Прилагательные: соленый, квашеный, маринованный, моченый, вареный, сушеный.

4 неделя «Осень. Деревья»Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, береза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клен, лиственница, ольха, ива, каштан, ель, сосна.

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать (листья, пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.

Прилагательные: желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, золотая (осень, сырые (дни, промозглый, проливной, моросящий.

Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.

Ноябрь

1 неделя «Дикие животные и их детеныши»Существительные: волк, заяц, еж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, рысь, енот, белка, бобр, олень, ласка, куница, ондатра, выдра, барсук, клыки, плутовка.

Глаголы: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать.

Прилагательные: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.

2 неделя «Дикие животные готовятся к зиме»Существительные: Дупло, берлога, нора, логово.Глаголы: запасать, рыть, строить, залегать, впадать (в спячку, ловить, охотиться, грызть, гнать, догонять, сосать (о медведе – сосет лапу). красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать.

3 неделя «Перелетные птицы»Существительные: ласточка, журавль, грач, скворец, лебедь, стриж, аист, жаворонок, дрозд, стая, косяк, клин, перья, пух, крыло, клюв.

Глаголы: лететь, улетать, перелетать, зимовать, курлыкать, облетать.

Прилагательные: пуховый, журавлиный, утиный, гусиный, лебединая (песня, верность).

4 неделя «Зимующие птицы»Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, сойка, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь.

Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться.

Прилагательные: красногрудый (снегирь, перелетные (птицы).

Декабрь

1 неделя «Домашние животные и их детеныши»Существительные: Кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пес, бык, козел, конь, кабан, баран, табун, стадо, отара, свора. Котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчата, буренка.

Глаголы: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать, резвиться, играть, выводить, пасти, плавать, кормиться, визжать, доить.

Прилагательные: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые, быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, вороной, игривый, заботливый.

2 неделя «Домашние птицы»Существительные: куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята.

Глаголы: выводить, высиживать, плавать, кормиться, разводить.

Прилагательные: быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый.

3 неделя «Зима. Зимняя одежда»Существительные: мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, шуба, пальто, варежки сапоги, валенки, шапка, вьюга, узор, иней, поземка, метель, стужа, оттепель, дубленка, пуховик, рукавицы, перчатки.

Глаголы: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, развязывать, завязывать, расстегивать, застегивать, расшнуровывать, зашнуровывать, раздевать, одевать, надевать.

Прилагательные: стылый, ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жесткий, прозрачный, резкий, шерстяной, меховой, пуховый, трескучий, суровый, студеный.

4 неделя «Зимние забавы. Подготовка к новому году. Праздник Нового года»Существительные: лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки (лыжные, лопата, хоккей, ворота, вратарь, гол, крепления (лыжные, полозья, трамплин, лом, прорубь, трасса, клюшка, шайба, слалом.

Существительные: праздник (Новый год, карнавал, елка, украшения (елочные).

Глаголы: танцевать, праздновать.

Глаголы: ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, катать (снежный ком, кого-либо на санках, сгребать, рубить (лед, приземляться, разгоняться, скрипеть (о полозьях, хрустеть (о снеге).

Прилагательные: лыжный, быстрый, острый (лед, коньки, зимний, скользкий, санный, искристый, липкий, подледная (рыбалка).

Прилагательные: новогодний.

Январь

1 неделя –

2 неделя «Человек. Части тела»Существительные: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, причёска, челка, пробор, усы, борода, ресницы, здоровье, закалка.

Глаголы: брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, морщить, расчесывать, улыбаться, нести, гладить, бросить, согнуться, кивать, разжимать, сжимать, разогнуть, согнуть, хлопать, крутить.

Прилагательные: длинноволосый, стриженый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, плечистый, голенастый, лобный, глазной, одноглазый, одноногий, лохматый, кудрявый.

3 неделя «Транспорт»Существительные: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер, остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.

Глаголы: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить, выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.

Прилагательные: быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской, автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.

4 неделя «ПДД. Транспорт на улицах моего города»Существительные: колесо, руль, дверца, стекло, дорога, пешеход, улица, переход, фара, светофор, кабина, поворот, салон, двигатель, обгон, авария, тротуар, кювет, тормоз, кузов, сирена, перекрёсток, топливо.

Глаголы: подходить, останавливаться, пропускать, перебегать.

Прилагательные: скорая (помощь, пожарная, милицейская (машины, аварийная (машина, верховая (езда).

Февраль

1 неделя «Материалы и инструменты»Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень, тиски, рубанок, лопата, грабли, гвоздь, дрова, гайка, винт, железо, медь, золото, серебро, пуз, вата, шерсть, ситец, капрон.

Глаголы: забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать, зажимать, собирать, разбирать, вскапывать, закапывать, выкапывать, перекапывать.

Прилагательные: кожаный, металлический, серебряный, нейлоновый, дровяной, пуховый, стеклянный.

2 неделя «Профессии. Строительство»Существительные: стройка, каменщик, бетонщик, маляр, электрик, сантехник, экскаваторщик, сварщик, плотник, стекольщик, мастер, архитектор, кладка, кирпич, стена, панель, блок, крыша, краска, кран, фундамент, цемент, трактор, бульдозер, свая, котлован, паркетчик, паркет, плиточник.

Глаголы: поднимать, класть, управлять, красить, собирать, монтировать, строить, разравнивать, возводить, устанавливать, строгать, стеклить, сваривать, благоустраивать.

Прилагательные: высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, деревянный, городской, деревенский, высотный, комфортабельный, железобетонный, многоэтажный.

Наречия: красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро.

3 неделя «Защитники Отечества»Существительные: солдат, Родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, предатель.

Глаголы: воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.

Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный.

4 неделя «Времена года. Календарь. Весна»Существительные: зима, весна, лето, осень, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, утро, день, вечер, ночь, сосулька, оттепель, проталина.

Глаголы: греть, мерзнуть, висеть, расти, удлиняться, укорачиваться, щебетать, чирикать, пригревать, отогревать, нагревать, замерзать, примерзать, подмерзать, оттаять, наступать, отступать, св6еркать, звенеть.

Прилагательные: весенний, зимний, солнечный, теплый, прохладный, суровый, яркий, рыхлый.

Наречия: тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.

Март

1 неделя «Мамин день. Семья»Существительные: подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, племянник, дядя, тетя.

Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, накрывать (на стол, мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить.

Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная.

2 неделя «Ранние признаки весны. Первые цветы»Существительные: первоцвет, ледоход, лужа, ручей, верба, почка, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик, нарцисс, гиацинт, бутон, лепесток, лист, мимоза, тюльпан.

Глаголы: таять, греть, расцветать, распускаться, набухать.

Освобождаться (от снега, льда, оседать, обветриться, пахнуть.

Прилагательные: яркий, рыхлый, маленький, мелкий, душистый, гладкий, хрупкий, нежный, пушистый.

3 неделя «Электроприборы. Ателье»Существительные: щелк, хлопок, шерсть, трикотаж, заказчик, примерка, катушка, нитка, иголка, ножницы, фасон, размер, утюг, холодильник, кофемолка, пылесос, мясорубка, часы, рукав, воротник, карман, телевизор, закройщик, швея, лен, капрон, пуговица, шаблон, миксер, тостер, электрочайник.

Глаголы: облегчать, ускорять, кроить, шить, примерять, гладить, вязать, вешать, складывать, стирать, готовить, варить, жарить, наметывать, строчить, ткать, застегивать, расстегивать, отстегивать, пристегивать, отпарывать, вышивать, зашивать, пришивать, перевешивать.

Прилагательные: разноцветная, узкая, широкая, удобная, ситцевая, льняная, шелковая, шерстяная, вязаная, сезонная, легкая, стиральная, швейная.

4 неделя «Весна в природе»Существительные: март, апрель, май, месяц, солнце, небо, журчание, звон, капель, смола, грач.

Глаголы: просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться, пробуждаться, вылезать, выводить, выкармливать, натаскивать.

Прилагательные: ранний, поздний, звонкий, радостный, дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый, яркий.

Апрель

1 неделя «Труд людей весной»Существительные: лопата, грабли, теплица, грядка, огород, сад, клумба, семена, саженцы, рассада, посадка, поле, трактор, тракторист, лейка, парник.

Глаголы: сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, удобрять, копать, пересаживать, рассаживать, отсаживать, перекапывать, закапывать, откапывать, окапывать.

Прилагательные: ранний, поздний, яровая (пшеница).

2 неделя «Космос»Существительные: Земля, Луна, Солнце, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, скафандр, отсек, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, орбита.

Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать.

Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.

3 неделя «Возвращение птиц. Насекомые»Существительные: ласточка, соловей, дрозд, грач, скворец, журавль, жаворонок, стриж, цапля, жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, паук, муха, гусеница, яйцо, гнездо, щегол, кукушка, чибис, кулик, выпь, зяблик, трясогузка, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка.

Глаголы: летать, виться, порхать, парить, нестись, откладывать, вить, зимовать, выводить, курлыкать, щебетать, куковать, чирикать, щелкать, звенеть.

Прилагательные: быстрый, перелетный, голосистый, трудолюбивый, веселый, звонкий, проворный, дружный, заботливый, задорный.

4 неделя «Посуда. Продукты питания»Существительные: сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, поварешка, кастрюля, сковорода, молоко, масло, йогурт, кефир, колбаса, мясо, котлета, ветчина, сосиска, сарделька, хлеб, булка, пирог, пирожное, компот, варенье, конфета, суп, салат, крупа, дуршлаг, скалка, противень, простокваша, кофейник, миска, вкус, запах, аромат, специи, соус.

Глаголы: накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, мазать, печь, отрезать, нарезать, остудить, подогреть.

Прилагательные: молочный, мясной, хлебобулочный, сливочный, растительный, копченый, подсолнечный, льняной, соевый, кукурузный, хлопковый, оливковый, кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный, сладкий, соленый, кислый, жирный, вкусный, теплый, холодный, горячий.

Май

1 неделя «Животные жарких стран»Существительные: лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, газель, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, гепард, пустыня, охота, джунгли, саванна, Африка, Австралия, кенгуру, коала, утконос, попугай, варан.

Глаголы: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться.

Прилагательные: полосатый, пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый.

2 неделя «Мой город»Существительные: город, Барнаул, адрес, улица, переулок, проспект, бульвар, площадь, река, парк, театр, витрина, библиотека, памятник, киоск, газон, подъезд, вокзал, новостройка, сквер, стадион, шоссе, тротуар, благоустройство, район, музей, церковь.

Глаголы: жить, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.

Прилагательные: городской, сельский, барнаульский, широкий, просторный, прямой, узкий, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, промышленный, культурный, жилой.

3 неделя Диагностика

4 неделя Диагностика

Источник

Часто в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме учебных лексические темы в логопедической практикезаданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у ребят навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Взрослый учит с детьми стихи, отгадывает загадки, выполняет упражнения, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.

Для чего нужны лексические темы?

Педагоги планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени дошкольники обучаются по какой-то одной лексической теме.

Содержание всей коррекционной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных бытовых ситуациях, в семье при выполнении с родителями логопедических заданий. Обучение проходит гораздо успешнее, если используются дидактические игры и упражнения по определенной лексической теме.

Посредством различных игр и упражнений у детей формируются навыки образования и изменения слов. Способность образовывать слова различными способами является в речевом развитии очень важной потому, что овладевая ей, ребенок учится различать и находить значимую часть в словах, видеть схожие части разных слов. Этому навыку способствуют такие игры как: «Скажи ласково», «Один – много», «Какой? Какая? Какое?», «У кого кто?», «Назови семейство».

Игры «Из чего сделали?», «Скажи наоборот», «Придумай загадку», «Я начну, а ты закончи» способствуют закреплению знаний о предметах, их особенностях, уточняют знания детей, формируют видовые и родовые понятия.

Еще ряд игр и упражнений направлен на то, чтобы сформировать у детей умения правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже: «Мой, моя, моё, мои», «Посчитай», «Чего не стало?» и другие.

Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.

Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.

В подменю этого раздела Вашему вниманию по каждой лексической теме представлены:

– лексика для детей;

– пальчиковые игры;

– упражнения на координацию речи и движения;

– стихи, загадки, тексты;

– игры и упражнения.

Выполняя с ребенком рекомендуемые задания, заинтересуйте малыша, используйте его любимые игрушки, постарайтесь сделать обучение интересным и весёлым времяпрепровождением.

Источник