Лекция рост и развитие ребенка

Лекция рост и развитие ребенка thumbnail

Лекция  4.    Рост и развитие человека

1. Понятия: «рост»  и  «развитие».

С  понятиями  «период жизни»,  «возрастной  период»,  «биологический  возраст» тесно  связаны такие понятия,  как  «рост» и  «развитие».  На  каждом  этапе  возрастной биографии  имеются  специфические  черты,  отражающие  стадии  роста  и  степень  развития  организма.  

Рост  и  развитие человека  —  это непрерывный  процесс, происходящий  на  протяжении  всей его  жизни,  при  котором  простые  количественные  изменения ведут  к  коренным  качественным  сдвигам.  

Процессы  роста  и развития  взаимосвязаны  и  взаимообусловлены.

Рост  —  это  количественные изменения,  связанные  с  увеличением  числа и/и ли размеров  клеток,  размеров  и  массы  органов,  тканей,  всего  организма  в  целом,  накопление  определенного  объема  информации,  умений,  опыта  и  т.д.

Развитие  подразумевает  качественные изменения  —  морфологическая  дифференцировка  тканей  и  органов,  их  функциональное  совершенствование,  появление  новых  знаний, умений,  навыков  или  их  исчезновение,  угасание  со  временем,  т.е.  развитие  может идти по двум линиям  —  восходящей (прогресс)  и  нисходящей  (регресс).  

Различают две  формы  развития:  

  • эволюционную  
  • революционную, скачкообразную.

Развитие  человека  продолжается  в  течение  всей  его  жизни,  начиная  от  момента  образования  зиготы  и  заканчивая смертью;  рост  же (увеличение  длины  и  нарастание  массы тела) заканчивается  в  конце  юношеского  возраста,  хотя  происходит  клеточный  и  тканевый  рост  (например,  рост  ногтей и  волос  продолжается  даже  в  течение  некоторого  времени после  биологической  смерти  организма).

2. Основные закономерности роста и развития

Процессы  роста  и  развития  имеют ряд закономерностей,  к которым  можно  отнести:

•  генетическую  предопределенность;

•  стадийность;

•  определенные морфофункциональные изменения, характерные для  каждого  периода жизни  человека.

Основной  закономерностью  соотношения  роста  и  развития  является  их  несовпадение  во  времени  или  пространстве, т.е.  они  не  происходят  одномоментно:  вначале  наблюдаются количественные  изменения,  приводящие  затем  к  качественным.  Этим  объясняются  скачки  роста  в  отдельные  возрастные  периоды,  несоответствие  сроков  физического  и  психосоциального  развития  (особенно  выраженное  в  подростковом периоде),  снижение  отдельных  функций  организма  в  определенные  периоды жизни.

Степень  и  скорость  изменений,  происходящих  с  человеком,  неодинаковы  в  различные  периоды  его  жизни:  чем  моложе  организм,  тем  интенсивнее  идут  процессы  положительного  развития,  с  возрастом  они  значительно  замедляются.

Наиболее  существенны  темпы  роста  в  раннем  детском возрасте,  когда  происходит  значительное  увеличение  основных  морфологических  показателей  (длина  тела  к  концу  первого  года  жизни  увеличивается  на  47—50  %,  на  втором  году  —  на  13—15  %,  на  третьем  —  на  9—10  %  по  отношению  к предыдущему;  в  дальнейшем  темпы  нарастания  длины  тела неуклонно  снижаются).

В  детском  возрасте  рост  и  развитие  происходят  по  восходящей  линии,  в  виде  прогресса;  в  зрелом  возрасте  эти  процессы  несколько  стабилизируются,  а  в  пожилом  и  старческом  —  переходят  в  регресс,  т.е.  развитие  идет  по  нисходящей линии.

Развитие  человека,  как  существа  биосоциального,  происходит  в  различных  сферах:  физической,  социальной,  психоэмоциональной  и  связанной  с  ней  познавательной.

Физическая  сфера, или  физическое  развитие, включает  в себя  совокупность  морфологических  и  функциональных свойств  организма,  соответствующих  хронологическому  и биологическому  возрасту.  В  детском  возрасте  физическое развитие  представляет  собой  динамический  процесс  роста  — увеличение  длины,  массы,  отдельных  частей  тела,  органов  и систем  организма  —  и  биологического  созревания  и  становления зрелого  организма.  Так  как в детском  возрасте  процессы  физического  развития  протекают  наиболее  интенсивно, его  оценку производят чаще,  чем  в другие  возрастные  периоды,  когда  физическое  развитие,  достигнув  определенного уровня,  стабилизируется.  

Наиболее  просто  физическое  развитие  можно  оценить,  используя антропометрические  показатели,  к  которым  относятся  длина  (рост),  масса  тела, окружности  головы  и  груди.  Антропометрические  измерения вошли  в  практику  медицинского  обследования  в  30-е  годы XIX  в.  Для  более  точной  оценки  физического  развития  пользуются  центильными таблицами,  а также  различными  коэффициентами  и  индексами.

Физическое  развитие,  включающее,  помимо  роста  и  массы тела,  ряд физиометрических показателей  (мышечная  сила, жизненная  емкость  легких  —  ЖЕЛ  и  др.),  служит  одним  из критериев работоспособности,  запаса  жизненных  сил,  поэтому оценка  физического  развития  широко  используется  не то лько  в  педиатрии,  но  и  при  профессиональном  отборе,  в спортивной,  школьной  медицине.

Уровень  физического  развития,  скорость  увеличения  роста,  нарастания  массы  тела,  последовательность  в  увеличении различных  частей  тела  определяются  многими  факторами:

•  наследственные  (длина и масса тела родителей,  бабушек, дедушек);

•  биологические  (здоровье  индивидуума,  его  психологическое, эмоциональное состояние, состояние здоровья его родителей);

•  климатические  и  экологические;

•  социально-экономические  (материальное  положение  семьи, бытовые условия, уровень общей культуры и образования родителей,  уровень развития здравоохранения  и медицинской культуры, профессиональные  вредности);

•  образ  жизни  (режим  и  стиль  питания,  двигательная  активность,  вредные привычки,  взаимоотношения индивидуума с  окружением).

Помимо  перечисленных  факторов,  темпы  роста  и  развития  подвержены  также  половым  (так,  половое  созревание  у девочек  и  мальчиков  начинается  в  разные  сроки,  основные антропометрические,  функциональные  показатели  у  мужчин остаются  более  высокими,  чем у женщин)  и  индивидуальным различиям.  Эти  и  другие  факторы  могут  влиять  на  физическое развитие  как положительно,  так и отрицательно.  Например,  как  чрезмерная  физическая  нагрузка,  так  и  ее  недостаток  могут  тормозить  рост  человека,  а  адекватная  физическая активность,  являясь  стимулятором  остеогенеза  и  роста  хряща  и  мышечной  ткани,  способствует  линейному  росту  человека.

Некоторые  факторы  оказывают  разнонаправленное действие  на  рост  и  развитие.  Так,  жаркий  климат,  как  один  из факторов,  влияющих  на  физическое  развитие,  тормозит рост, но  ускоряет созревание,  т.е.  развитие,  человека.

Степень  влияния  тех  или  иных  факторов  зависит  от  силы и  длительности  их  воздействия.  Так,  умеренный  и  кратковременный  дефицит  питания  не  приводит  к  существенной задержке  физического  развития;  напротив,  выраженная  недостаточность  основных  компонентов  питания  может  привести  к  заметной  задержке  развития  и  даже  нарушениям  здоровья  (в  частности,  дефицит  белка,  белковое  голодание  в детском  возрасте  вызывает  —  болезнь  обмена веществ).

В  середине  и  второй  половине  XX  в.  было  замечено,  что от  десятилетия  к  десятилетию  увеличиваются  рост  и  масса тела  детей,  ускоряются  в  целом  сроки  биологического  созревания  (раньше  прорезываются  постоянные  зубы,  закрываются  зоны  роста,  половое  созревание  наступает  в  более  раннем возрасте).  Это  явление  получило  название  акселерации (от лат.  ассе1егаНо  —  ускорение).  Процессы  акселерации  связывали  с  положительными  изменениями  генотипа,  улучшением социальных  условий.

Помимо  истинной  акселерации,  выделяют  и  ускоренное развитие,  прежде  всего  детей,  которое  в  значительной  мере обусловлено  перекармливанием  (особенно  за  счет белков).

Такое  ускоренное  развитие  может  приводить  к  нарушению биологического  созревания,  связанного  с  более  ранним  созреванием  ферментных  систем.  А  это  в  свою  очередь  может приводить  к  раннему  появлению  различных  заболеваний (ожирение,  гипертоническая  болезнь,  атеросклероз,  заболевания  почек  и др.)  в  зрелом  возрасте.

Читайте также:  Литература по развитию ребенка от рождения до 3 лет

Психоэмоциональное и  социальное  развитие  представляет собой  специфический  аспект  развития  человека,  связанный с  его  взаимодействием  с  окружающей  средой  и  проявляющийся  совокупностью  душевных  процессов  и  явлений  (ощущения,  восприятия,  эмоции,  память  и  т.д.).  

Основной  функцией  психики  является  поиск  на  основе  возникшей  потребности  определенных действий,  направленных  на  ее  удовлетворение,  оценка  этих  действий,  контроль  за  их  реализацией. В  основе  психо-эмоционального  и  социального  развития конкретного  человека  лежит  овладение  им  общественными потребностями,  сформировавшимися  в  ходе  эволюции  и  необходимыми  индивидууму  для  жизни.  Психоэмоциональное развитие  продолжается  на  протяжении  всей  жизни  человека. Каждой  стадии  его  развития  соответствуют  свои,  присущие данному  обществу  ожидания,  которые  индивидуум  может оправдать  или  не  оправдать.

Краткая характеристика стадий роста и развития человека

Период новорожденности и грудной возраст (0— 1 год)

Физическая

Масса тела утраивается. Рост увеличивается на

50 % (примерно 25 см). Окружность головы увеличивается

на 12 см, а груди — на 13—15 см.

С 1 мес поднимает голову, хорошо держит с 2 мес, с

4—5 мес переворачивается с живота на спину, потом

со спины на живот, с 7 мес самостоятельно садится,

ходит с 1 года.

Первые зубы — с 5—6 мес, к 1 году 8 зубов

Психоэмоциональная

и социальная

Плачет, чтобы дать о себе знать. С 1 мес появляется

слуховое и зрительное сосредоточение, с 2 мес следит

за предметами, улыбается. С 3—4 мес эмоционально

гулит, узнает близких, с 6 мес громко смеется,

лепечет слоги. В 1 год может сказать несколько

простых слов. В 6 мес отличает тех, кто за ним ухаживает.

В 7 мес плачет при виде чужих.

Ребенок изучает окружающий мир с помощью осязания,

слуха, обоняния, вкуса, а также посредством

физического восприятия.

Преддошкольный возраст (1—3 года)

Физическая

За второй год ребенок прибавляет в массе тела примерно

3 кг, рост увеличивается на 7—8 см, за третий

— 2 кг и 5 см соответственно.

Делает движения, требующие координированной

работы мышц: бегает, ходит по ступенькам, прыгает,

карабкается, играет с мелкими предметами. Учится

пользоваться туалетом. Одевается с небольшой помощью

или самостоятельно.

К 2 годам имеет 20 молочных зубов.

Самостоятельно

Психоэмоциональная

и социальная

Любит играть один или рядом с другими детьми. Не

любит получать приказы. Учится быть независимым.

Переполнен массой впечатлений от внешнего мира,

не может их самостоятельно проанализировать,

прибегает к помощи взрослых (период вопросов).

Хорошо отзывается на речь взрослых. Показывает

предметы, названные взрослыми. Следует простым

указаниям, отдаваемым медленно и ясно. Начинает

говорить короткими фразами. Понимает, что предмет,

убранный из виду, продолжает существовать.

Любит сам выбирать деятельность и игрушки

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

Физическая

Средняя прибавка массы тела в год — 2 кг, а длины

— 5 см.

В 5—7 лет молочные зубы заменяются большими коренными

(моляры). Совершенствуются крупнодвигательные

навыки. Больше контролирует мелкодвигательные

умения (рисует, лепит). Делает много вещей

по самообслуживанию (одевается, принимает

пищу, пользуется туалетом)

Психоэмоциональная

и социальная

Имеет четкое представление о себе. Реагирует на

суждения родителей и других взрослых о нем. Более

независим, чем в раннем детстве. Делает свой выбор.

Легко играет с другими детьми и любит групповые

игры. Наблюдает за взрослыми и подражает им.

Знает много имен людей и названий мест и вещей.

Быстро выучивает новые слова. С 5 лет начинает читать

отдельные слова. Считает. Группирует одинаковые

предметы. Отделяет несхожие с другими

предметы. Следует указаниям. Очень любопытен и

имеет богатое воображение. Задает много вопросов.

Имеет твердую самостоятельную точку зрения,

иногда не в силах понять, что существуют другие

взгляды. Имеет неопределенное представление о

времени

Младший школьный возраст (6—12 лет)

Физическая

Ежегодная прибавка в массе тела 2—3 кг, в росте

5—6 см. Происходит смена молочных зубов: в 7—

8 лет — внутренние, 8—9 — наружные резцы, 10—

11 лет — передние, 11—12 — задние премоляры и

вторые моляры. Движения хорошо координирует.

Развивает мышечный тонус, чувство равновесия,

силу и выносливость. Хорошо развита крупная и

мелкая моторика, что используется для игр и спорта,

езды на велосипеде и танцев. С 10 – 11 лет у девочек и с

12 лет у мальчиков начинается половое созревание

Психоэмоциональная

и социальная

Начинает формировать длительные дружеские

взаимоотношения. Больше времени проводит без

родителей. Образует маленькие замкнутые группы,

не допускающие других детей, особенно противоположного

пола. Начинает понимать, что другие люди

тоже имеют чувства. Имеет много эмоций, иногда их

с трудом выражает. Начало полового созревания,

сопровождающееся гормональными изменениями.

Более внимателен, дольше помнит и следует более

сложным указаниям. Думает логично и принимает

решения относительно реального мира. Способен

использовать новую информацию. Может задавать

вопросы и сопротивляться решениям взрослых.

Старший школьный (подростковый) возраст

(от 12 до 16—18 лет).

Юношеский возраст

(от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин)

Физическая

Масса тела увеличивается на 7—25 кг (чаще на

17,5 кг), рост — на 15—55 см. Достигает репродуктивной

зрелости. Девушки в начале периода, как

правило, выше юношей своего возраста, а в конце

периода — ниже

Психоэмоциональная

и социальная

Из-за недавних изменений в своем организме чувствует

себя неуклюже среди родителей и чужих. Легко

смущается, раздеваясь перед взрослыми или при

разговорах о теле, росте и половом развитии. Более

ответственно относится к своему поведению. Часто

восстает против авторитета взрослых. Социальный

и эмоциональный опыт широк, потому что это время

крепкой дружбы и ранних любовных взаимоотношений.

Логично мыслит. Имеет дело с абстрактными или

конкретными понятиями. Размышляет о себе в личном

плане. Планирует будущее. Принимает решение,

представляя себе альтернативы, что делает

принятие решения более трудным. Начинает судить

о себе более здраво. Старается изменить физический

облик.

Молодой зрелый возраст

Физическая

К 23 годам завершается развитие всех функций организма.

Рост у большинства женщин заканчивается

к 17 годам, у мужчин — к 21 году. Достигает максимума

мышечной силы в 25—30 лет, затем она начинает

убывать. Наилучшая мелкая моторика развита до

35 лет, после чего мелкие двигательные навыки начинают

убывать. Это наиболее здоровая часть населения.

Болеет нечасто, быстро выздоравливает.

У женщин циклически происходят созревание яйцеклеток

и менструации, они могут вынашивать детей.

Это наиболее благоприятный период для рождения

детей

Психоэмоциональная

и социальная

Устанавливает длительные близкие отношения с

друзьями и партнерами. Принимает обязательства.

Многие взрослые становятся родителями

Средний зрелый возраст

Физическая

Слегка утрачиваются физическая сила и координация.

Несколько уменьшается чувствительность. От

случая к случаю испытывает трудности со сном, иногда

бывают проблемы после определенной пищи.

Женщины проходят через климакс между 45 и 55 годами.

Репродуктивная функция (особенно у женщин)

Снижается.

Психоэмоциональная

и социальная

Начинает чувствовать беспокойство перед старением

и осознавать, что смертен и умрет. Чувствует

большее удовлетворение от работы. Женщина может

стать более подавленной, когда дети вырастают

и уходят, а может испытать удовольствие от новой

свободы.

Пожилой и старческий возраст (

Физическая

Испытывает снижение зрения с потерей ночного зрения и снижением глубины и цветности восприятия. Испытывает

некоторую потерю слуха и понижение ощущения запаха

и вкуса. Имеет меньше сил и чувства равновесия, подвержен несчастным случаям и падениям.

Меняются походка, осанка, снижается рост, изменяются

размеры конечностей.

Психоэмоциональная

и социальная

Обычно сохраняет интеллектуальные способности,

хотя может перерабатывать информацию не так

быстро. Решения принимает с меньшей скоростью.

В состоянии освоить новую информацию и новые навыки,

но нуждается для этого в большем времени.

Может испытывать некоторую потерю памяти из-за

внешних условий, таких как прием лекарств, необходимость

переезда в новое жилье; либо по физическим

или эмоциональным причинам, таким как плохое

питание, депрессия или болезнь.

Читайте также:  Доу роль семьи в речевом развитии ребенка

Литература для подготовки лекции:

1.Волков, С.Р.  Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО  –  Москва: Авторская академия, 2016г.

2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение /  С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО-  Москва: Авторская академия, 2016г.

3.Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие /Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О. В. Фурса, 14 издание, Ростов – на – Дону «Феникс» 2016г.

Источник

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)

Направление – 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Направленность (профиль) – Муниципальное управление

Мусалимова Гульнар Сабитовна

№1160913163806

Творческая аттестационная работа

«Общие закономерности роста и развития детей и подростков»

Преподаватель Ахмадуллина Хамида М.

Уфа 2019

Введение

Организм детей и подростков во многом отличается от организма взрослого. Это проявляется в особенностях строения и деятельности отдельных органов и систем. Дети находятся в состоянии непрерывного роста и развития. Под ростом подразумевают количественные изменения организма, а под развитием — качественные изменения, связанные с формированием различных органов, тканей. Одна из важных особенностей детского организма — высокая интенсивность обменных процессов.

Для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями четырех основных антропометрических показателей: длины тела, массы, окружности головы (особенно в раннем возрасте) и окружности грудной клетки.

В практике здравоохранения и педагогики получила распространение следующая возрастная периодизация:

  1. Новорожденный – 1-10 дней;

  2. грудной  возраст – 10 дней-1 год;

  3. раннее   детство – 1-3 года;

  4. первое детства – 4-7 лет;

  5.   второе детство – 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;

  6.   подростковый  возраст – 13-16 лет  мальчики,  12-15 лет девочки;

  7.   юношеский   возраст – 17-21 год юноши,   16-20 лет  девушки.

Указанные возрастные периоды характеризуются определенными особенностями, прежде всего опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также деятельности центральной нервной системы.

Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется

  • морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем;

  • изменяется форма органов и всего организма;

  • совершенствуются и усложняются функции и поведение.

Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств.

Понятие роста и развития.

Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: дифференцировку органов и тканей, рост, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся: непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели.

Закономерности роста и развития.

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка.

Индивидуальное развитие каждого человека подчинено определенным закономерностям:

1. Необратимость.

2. Постепенность.

3. Цикличность.

4. Разновременность.

5. Наследственность.

6. Индивидуальность.

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, то есть в 11-15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Масса тела к 4-5 месяцам удваивается, а к 12 месяцам -утраивается. В возрасте 3-7 лет ежегодная прибавка массы происходит на 5-7,5%. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь возрастает в период полового созревания.

Читайте также:  Темпы развития ребенка до года

Наиболее интенсивно в раннем возрасте идет развитие опорно-двигательного аппарата. К моменту рождения ребенка отмечается только окостенение диафизов трубчатых костей. В позвоночнике до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом, в 14-15 лет в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, в 20-21 год пластинки срастаются с телами позвонков. Срастание нижних отрезков грудной кости происходит в 15-16 лет, верхних – к 21-25 годам. Кости таза начинают срастаться с 7 лет, и полностью этот процесс заканчивается к 20-21 году.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.

Мышечная система развивается следующим образом: вначале формируются крупные мышцы конечностей, а мускулатура мелких костей – лишь к 6-7 годам. К 6-7 годам ребенок владеет своими мышцами, но тонкие движения выполнить не может. Даже в возрасте 8-12 лет отмечается недостаточная ловкость и согласованность в мышечных движениях. Только к концу полового созревания развитие двигательного аппарата заканчивается.

Особенности дыхательной системы детей и подростков заключаются в недоразвитии полостей носа и дыхательной мускулатуры, сердечно-сосудистой – в отставании роста сердца от роста сосудов.

Масса головного мозга к 1 году у детей увеличивается в 2-2.5 раза, к 3 годам – в 3 раза по сравнению с изначальной. Формирование мозга заканчивается к 8-9 годам.

Орган зрения развивается к 7-10 годам. В возрасте 1-7 лет у детей отмечается дальнозоркость, которая может переходить в близорукость.

Половые различия в физическом развитии можно проследить на примере основных размеров тела. Так рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков при рождении обычно больше, чем у девочек. У девочек в 12-13 лет они выше, чем у мальчиков, а к 14-15 годам параметры тела мальчиков вновь превышают таковые у девочек.

Периоды развития организма

Широкое применение в науке получила схема возрастной периодизации онтогенеза (т.е. индивидуального развития) человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве.

В этой периодизации учтены закономерности формирования организма и личности, относительно устойчивые морфофизиологические особенности человека, а также социальные факторы, связанные с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста. Для каждой стадии возрастной классификации характерен определенный средний уровень морфофизиологического развития организма.

8-12 лет (мальчики)

8-11 лет (девочки)

6

Подростковый возраст

13-16 лет (мальчики)

12-15 лет (девочки)

7

Юношеский возраст

17-21 год (юноши)

16-20 лет (девушки)

8

Зрелый возраст

І период

22-35 лет (мужчины)

21-35 лет (женщины)

ІІ период

36-60 лет (мужчины)

36-55 лет (женщины)

9

Пожилой возраст

61-74 года (мужчины)

56-74 года (женщины)

10

Старость

75-90 лет (мужчины и женщины)

11

долгожительство

90 лет и выше

Заключение

Соответственно последовательному развитию ребенка различают несколько периодов его возраста:

  • в течение первой недели жизни он считается новорожденным;

  •  до конца первого или начала второго года жизни, с появлением первых коренных зубов, грудным;

  •  наступление смены зубов (5, 6 или 7-ой год) заканчивает ранний детский возраст;  

  • 15-ый год жизни считается концом позднего детского возраста.  

Все эти периоды определяются процессами развития ребенка, т. е. изменениями в строении и отправлениях всех систем органов в его организме. Процессы роста подчиняются определенным законам: Закон неуклонного торможения энергии роста. Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период, особенно с 8 до 25 недели гестации.  К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка. В последующем падение скорости роста носит прерывистый характер. Это находит свое отражение в следующем законе. Закон неравномерности изменений скорости роста. Характеризуется чередованием направлений роста: фазы максимальной интенсивности деления (пролиферации) клеток растущего организма и фазы их дифференцировки не совпадают во времени. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину. В периоды снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают прибавки массы тела.). Закон аллометрического роста. При изометрии роста все части тела и органы должны были бы увеличиваться с одинаковой скоростью, то есть линейно и синхронно, но детям свойственна аллометрия — непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.

Сензитивные периоды определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения.

Литература

  1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  2. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1982 – № 2 – 67с.

  3. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М., 1990 г.

  4. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М.: Изд. МГУ, 1992 – 192c.

  5. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. — М.: Высш. шк., 1985.

  6. Калашникова М.Б. Учет возрастной сензитивности при организации коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Психологическая наука и образование. – 2002 – № 2 – 74с.

  7. Карташев Н.Н., Соломатин С.С., Трегубов Е.М. Руководство к учебно – исследовательской работе по возрастной физиологии и школьной гигиене в межсессионный период. – М., 1985.

  8. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей: Учебно – методическое пособие. – М., 1993.

  9. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1976.

  10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995 – 213с.

  11. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.

  12. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы).     Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной, в 2-х томах,  Т 1. Изд: Гэотар- Медиа, 2006 – 156с.

  13. Физиология человека /Под ред. проф. Л.З.Тель, чл.-корр. РАН Н.А.Агаджаняна. – Алма-Ата, 1992.

  14. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М.: Просвещение, 1990.

Источник