Лекции методика физического воспитания и развития ребенка
ЛЕКЦИЯ
Тема: Физическое воспитание детей дошкольного возраста.
План:
1. Понятие «физическое развитие» и «физическое воспитание». Историческая справка.
2. Содержание и задачи физического воспитания.
3. Средства физического воспитания. Режим дня.
Ключевые понятия: физическое развитие, физическое воспитание.
Список использованной литературы:
Поніманська Т. І. Дошкільна педагогіка: навч. посібник для студентів вищих навчальних закладів / Т. І. Поніманська. – К. : Академвидав, 2006. – 456 с. – (Альма-матер).
1. Понятие «физическое развитие» и «физическое воспитание».
Физическое развитие – процесс изменения морфологических и функциональных признаков организма.
Показатели физического развития:
Антропометрические (измерение частей тела человека) и биометрические данные: рост, масса тела, объем грудной клетки;
Развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание);
Уровень физических качеств (быстрота, ловкость, сила, выносливость);
Уровень показателей формирования осанки (изгибов позвоночника, расстояния между углами лопаток и т.п.).
Рост и развитие.
Равномерно ли растет ребенок?
Параллельны ли эти процессы?
Рост – это увеличение размеров тела и частей, а развитие – это дифференцировка тканей и органов.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста – систематическое воздействие на организм ребенка с целью его морфологического и функционального совершенствования, укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и физических качеств.
Как соотносятся понятия физическое развитие и физическое воспитание?
Историческая справка
Сократ, Аристотель,
Платон
Необходимость физических упражнений для укрепления здоровья и закаливания организма ребенка отмечали.
“Гимнастика есть целительная часть медицины”.
Я.-А. Коменский
Забота о здоровье ребенка первейшая обязанность матери, которая рядом с полноценным питанием должно обеспечивать условия для двигательной активности ребенка уже с первых дней жизни. Для укрепления здоровья и физического развития детей рекомендовал правильно подобранные и дозированные физические упражнения.
Дж. Локк
Уход за телом, забота об укреплении здоровья необходимы для воспитания достойного человека.
Положил начало введения обязательного физического воспитания в английских учебных заведениях в форме подвижных игр и спортивных упражнений.
Ж.-Ж. Руссо
Поддерживал требование Я.-А. Коменского относительно обязательного кормление младенца материнским молоком, а время от рождения до двух лет жизни считал самым важным для физического воспитания. Особое внимание уделял детским подвижным играм и физическим упражнениям на свежем воздухе.
И.-Г. Песталоцци
В книге «Элементарная гимнастика» охарактеризовал типы упражнений в зависимости от подвижности суставов, по анатомической классификации: упражнения для головы, ног, рук, туловища.
Г. Сковорода
«Физическое воспитание должно укрепить детей «таким образом, что поможет лучше познать науки».
К. Ушинский
Исключительное значение народным подвижным играм как средству физического воспитания
П. Лесгафт
Один из основоположников гигиены и теории физического воспитания, врач, анатом и педагог, разработал систему физического воспитания детей, основанную на антропологии – науке о человеческом организме.
Валентин Гориневський (1857-1937)
Последователь П. Лесгафта, ученый-гигиенист, разработал систему средств физического воспитания, которая включала физические упражнения, закаливающие процедуры, подвижные игры.
С. Русова
Значительное внимание вопросам здоровья, полноценной жизнедеятельности ребенка и подвижным народным играм.
В. Сухомлинский
Необходимость гармонизировать физическое развитие и духовную жизнь ребенка.
2. Содержание и задачи физического воспитания.
Главное содержание физического воспитания – овладение основами физической культуры. Для ребенка дошкольного возраста в понятие «физическая культура» включаются:
Личная гигиена (привычка к аккуратности, чистоте тела, одежды, обуви), гигиена помещения, режима жизни (сна, питания, рациональной организации активной деятельности и отдыха).
Закалка организма природными средствами (солнцем, воздухом, водой).
Физические упражнения – главное средство воспитания.
Задачи физического воспитания дошкольников
1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышение работоспособности.
2. Формирование двигательных навыков и умений.
3. Развитие основных двигательных качеств.
4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене
5. Воспитание воли, смелости, дисциплины.
6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
7. Привитие организаторских навыков.
1. Охрана и укрепление здоровья.
2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.
3. Формирование основных движений двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости.
1. Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.
2. Группа воспитательных задач:
– формирование нравственно-физических навыков, – формирование потребности в физическом совершенстве, – воспитание культурно-гигиенических качеств.
3. Группа образовательных задач:
– формирование представлений о своѐм организме, о здоровье, – формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе – формирование навыков выполнения основных движений.
3. Средства физического воспитания. Режим дня.
Источник
Автор: Цыганкова Наталья Дмитриевна
Методика физического воспитания и развития детей
Конспект по теме: «Виды гимнастики и их характеристики»
1. Цель лекции: формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
2. План лекции:
1. Задачи и методические особенности гимнастики.
2. Классификация видов гимнастики.
3. Характеристики видов гимнастики:
3.1. Общеразвивающая.
3.2. Гимнастика со спортивной направленностью.
3.3. Прикладная или лечебная гимнастика.
2. Конспект лекции:
1. Задачи и методические особенности гимнастики
Гимнастика – от греческого (гимнос, обнаженный) – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений направленных на решение задач всестороннего развития и оздоровления ребенка.
Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Задачи гимнастики:
1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.
3. Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
4. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
5. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.
6. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.
Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами.
Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все средства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.
Методы — это способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся. Способ выполнения упражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять упражнение, как при этом дышать, как сочетать напряжение работающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы.
2. Классификация видов гимнастики
В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики:
· общеразвивающая (к ней относятся — основная гимнастика, гигиеническая и др.);
· гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.);
· прикладная, или лечебная.
3. Характеристики видов гимнастики:
3.1. Общеразвивающая.
· Основная гимнастика.
Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной).
В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения. Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха.
Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом движений, особенностями исходных положений.
Гимнастические упражнения могут быть:
а) динамичными (направленными на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил тормозящих);
б) статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого-либо положения тела и его позы). Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т.е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).
· Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем.
Гигиеническая гимнастика рекомендуется для всех возрастных
групп детей.
3.2. Гимнастика со спортивной направленностью.
Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.
· Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастигаг стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.
В художественной гимнастике широко используется художественное движение — система физических упражнений преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждениях можно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разных форм организации двигательной деятельности.
· Акробатика (от греч. — «подымающийся вверх»). В дошкольных учреждениях используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте.
Особого внимания педагога требует выполнение упражнений на растяжку и кувырков. Ряд исследователей подчеркивают необходимость осторожного подхода педагогов к обучению ребенка кувыркам (М. Н. Поняев, О. Сытель и др.). Многие специалисты в области физического воспитания ребенка рекомендуют в целях охраны позвоночника, особенно шейных его отделов, надевать ребенку шейный воротник (Т.Доман, Д.Доман, Б.Хаги и др.) или стелить мягкий коврик (И.Борисова).
В раннем возрасте акробатические движения выполняются вместе со взрослыми (мамой, папой, воспитателем). К акробатическим видам упражнений относятся упражнения типа: «Стрекоза», «Самолетик», «Ласточка», «Рыбка», «Окошко» и др.
· Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма.
Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.
3.3. Прикладная или лечебная гимнастика.
Цель: направлена на восстановление здоровья, улучшение НС, повышение тонуса организма, снятие отрицательных эмоций, улучшение телосложения и осанки.
К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправления осанки.
4. Вопросы для самоконтроля
1. Один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается в оптимизации природных свойств людей, принято называть:
а – физическим развитием;
б – физическим воспитанием;
в – физической культурой;
г – физическим упражнением.
2. Физическая культура ориентирована на совершенствование:
а – работоспособности человека;
б – физических и психических качеств учащихся;
в – природных физических свойств человека;
г – техники двигательных действий.
3. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
а – уровень здоровья и физического развития людей;
б – степень использования физической культуры в сфере воспитания, образования, производстве, быту;
в – характер системы физического воспитания, развитие массового спорта и спорта высших достижений;
г – все перечисленное.
4. Отличительным признаком физической культуры является:
а – физическое совершенство человека;
б – развитие физических качеств и обучение двигательным действиям;
в – занятия в форме урока;
г – выполнение физических упражнений.
5. Оздоровительные задачи в процессе физического воспитания решаются на основе:
а – обеспечения полноценного физического развития;
б – совершенствования телосложения;
в – закаливания и физиотерапевтических процедур;
г – формирования двигательных умений и навыков
Список литературы
2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении. Воротилкина, И.М. Метод, пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 144 с.
3. Техника гимнастических упражнений. Гавердовский, Ю.К. Попул. учеб. пособие. – М.: Тера – Спорт, 2002. – 512 с.
4. Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Академия, 2001. – 448 с.
5. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Глазырина Л.Д. – М.: Владос, 1999. – 175 с.
6. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Жедезняк, П.К. Петров – М.: Академия, 2001. – 264 с.
7. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / Науч. ред.М. М Безруких. – М.: Владос, 2001. – 336 с.
8. Воспитатели по физической культуре в дошкольных учреждениях. Кожухова Н.Н. – М.: Академия, 2002. – 316 с.
9. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Пензулаева, Л.И. – М.: Владос, 2001. – 128 с.
comments powered by HyperComments
Источник
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Глава 1
Связь теории и методики физического воспитания с другими науками
Теория физического воспитания и развития ребенка связана с комплексом научных дисциплин. Одни из них изучают социальные закономерности развития и организации физической культуры, влияние физических упражнений на организм и психику ребенка, а также применение средств и методов педагогического воздействия (общая теория и методика физической культуры, общая и дошкольная педагогика, психофизиология физического воспитания, детская психология).
Другие науки (медико-биологического цикла, такие, как физиология, анатомия, медицина, биология) изучают процедуры биологического развития ребенка. Каждая из вышеназванных наук изучает определенную сторону физического развития. Теория и методика физического воспитания как самостоятельная наука интегрирует достижения смежных наук и представляет собой систему педагогических воздействий для достижения результатов физического воспитания.
Теория и методика физического воспитания связана с комплексом дисциплин гуманитарного характера – общей теорией физической культуры и воспитания, общей и дошкольной педагогикой, психологией физической культуры и спорта, детской, возрастной, социальной психологией, философией и др.
Она опирается также на медико-биологические и естественнонаучные дисциплины – физиологию, биомеханику физических упражнений, анатомию, педиатрию, нейропсихологию, гигиену, медико-педагогический контроль и др.
Благодаря комплексному использованию смежных наук появились возможности изучения социальных закономерностей развития и организации физической культуры, особенностей воздействия физических упражнений на телесное и психическое развитие ребенка; выявлены закономерности формирования двигательных умений и навыков, определены законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия.
Дисциплины медико-педагогического и психолого-педагогического цикла изучают определенную сторону физического развития ребенка. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка – это основа системы педагогического воздействия для достижения лучших результатов физического воспитания.
Методологической основойпредмета являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и других наук о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма.
Естественно-научную и психолого-педагогическую основуэтой теории составляет учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Оно позволяет понять закономерности формирования двигательных навыков, особенности построения движений и развитие психофизических качеств; методически правильно построить процесс обучения и воспитания.
Опираясь на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии, детский организм рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы. Современная психофизиология утверждает: физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятельности. Исследования показывают, что психическая деятельность ребенка носит условно-рефлекторный характер и формируется на протяжении детства под воздействием воспитания. Эти положения нашли отражение в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, их учеников и последователей – Н.И. Красногорского, Н.И. Касаткина, Н.М. Щелованова и др.
Работы психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческой психики – воля, память, мышление, творчество и др., не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жизненно важные двигательные действия и движения.
Предоставленный самому себе ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет. Даже этому его приходится учить. От рождения движения не являются свойствами человеческой личности, человеческой жизнедеятельности. Они могут сделаться таковыми только в процессе их человеческого, социально-исторически запрограммированного способа употребления.
По мере того как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и личность как «индивидуальная совокупность человечески-функциональных органов». В этом смысле возникновение личности представляет собой процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей вовне и совершенно независимо от этого материала [3, с.33].
Таким образом, человек как биосоциальное существо – единственное живое создание, познающее и преобразующее не только окружающую среду, но и себя самого.
Экспериментальное доказательство И.М. Сеченовым и И.П. Павловым того, что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в тесной зависимости от телесной деятельности и от окружающих условий внешнего мира, позволило И.М. Сеченову утверждать, что все внешние проявления мозговой деятельности человека действительно могут быть сведены на мышечное движение.
Согласно психологической теории, действие является квинтэссенцией деятельного подхода к развитию личности [4]. На важность целенаправленной работы по развитию и совершенствованию собственных движений указывали также такие ученые, как А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.
Таким образом, подчеркнем еще раз, специфику произвольного действия составляет его осознание. Осознанное, разумное действие требует тренировки двигательного аппарата с участием сознания. Осознанное действие является не только быстрым, но и точным (исследования Н.Д. Гордеевой, О.И. Кокаревой [5]). Одной из важнейших проблем теории и методики физического воспитания и развития является проблема превращения движения ребенка в свободное разумное действие.
Влияние тела на состояние нервной системы огромно. Первоначальное значение для протекания психических процессов имеет физическая активность. Между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует теснейшая связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные клетки (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Физиологические исследования подтверждают, что многие функции центральной нервной системы зависят от активности мышц.
Глава 2
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Глава 1
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
1.1.1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.
Цель физического воспитания ребенка – это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.
Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.
Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.
В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт. Уяснение этих понятий позволит студентам осознанно и творчески изучать педагогическую литературу, грамотно выполнять практические задания.
Остановимся на определении каждого из этих понятий.
Физическое развитие– процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Во избежание терминологической путаницы Л.П. Матвеев предлагает говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития [1, с. 7].
Физическое совершенство– исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.
Физическая культура– часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. То или иное заболевание человека – расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.
С момента рождения ребенка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребенка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.
Физическая культура – широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. Физическое воспитание– педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Физическая подготовленность– соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование– овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения– специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка.
Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия.
Двигательная деятельность– деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность– это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие [2, с. 5-6].
Как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Эта потребность у него социально направлена системой воспитания. Таким образом, двигательная активность носит биосоциальный характер.
Спорт– составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.
Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник