Лебединский психология аномального развития ребенка читать

Лебединский психология аномального развития ребенка читать thumbnail

ЛЕБЕДИНСКИЙ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ (19.06.1927г. – 25.08.2008г.) – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки.
Более 30 лет посвятил изучению детского развития, первый систе­матически изложил патопсихологические зако­номерности нарушенного психического разви­тия у детей, создал собственное научное направление — «Психологию аномального развития» (изучение психологических зако­номерностей дизонтогенеза) на стыке психо­логии, дефектологии, детской психиатрии и детской неврологии. Он описал общие зако­номерности аномального развития и показал роль различных факторов в возникновении аномалий развития и патопсихологических новообразований, создал оригинальную клас­сификацию типов психического дизонтогене­за, предложил обоснованную схему механизмов аномалий развития, учитывающую четы­ре параметра, и описал их клинико­психоло­гическую структуру.
В конце 1970 х гг. Клара Самуиловна Лебединская – известный детский психиатр и дефектолог, супруга и единомышленница Виктора Васильевича, – основываясь на его научных представлениях об асинхронии развития, организовала первую в нашей стране уникальную группу помощи детям с ранним детским аутизмом при НИИ дефектологии АПН СССР. В эту группу входили психиатры, психологи, логопеды. Сегодня лучшие специалисты по раннему детскому аутизму — ученики К.С. Лебединской и В.В. Лебединского. Каждый, кто оказывался счастливым участником и свидетелем интереснейших клинических разборов, получал урок утонченного психологического мышления, гуманистического отношения к детям и их родителям. Успехи работы группы с аутичными детьми были признаны не только в нашей стране, но и за рубежом.

НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация
Учебное пособие содержит систематическое изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей. Выделен ряд общих закономерностей аномального развития. Показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития патопсихологических новообразований, представлена оригинальная классификация типов психического дизонтогенеза, описана их психологическая структура.
Пособие может быть также полезно дефектологам, детским психиатрам, невропатологам, учителям и воспитателям специальных детских учреждений.

ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Хрестоматия в 2-х тома
Соавтор: Бардышевская М.К.

Аннотация
Впервые издаваемая в нашей стране хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы («Эмоциональные расстройства в детском возрасте» и практикум по «Психологии аномального ребенка»).
Особенностью данной хрестоматии является то, что она составлена психологами-практиками, непосредственно работающими с детьми в клинике или консультации. Многочисленные случаи, описываемые в статьях разных авторов, делают теоретические построения или выводы ясными и понятными, помогая распознать отклонения в развитии ребенка и наметить пути их коррекции.
В отечественной психологической литературе не существует аналогичного издания как по широте и разнообразию представленных в хрестоматии теоретических концепций, так и по охвату клинических проявлений аномального развития детей.
Хрестоматия рассчитана как на студентов, начинающих изучать психологию, так и на уже работающих врачей, психологов, учителей и воспитателей.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Соавтор: Бардышевская М.К.

Аннотация
В пособии представлен многолетний опыт работы авторов с детьми с эмоциональными нарушениями. Рассматриваются основные принципы диагностики эмоциональных нарушений у детей. В первой главе дается общее представление о строении системы эмоциональной регуляции, феномены аффективных нарушений распределяются по уровням. Во второй и третьей главах представлена методика диагностики эмоциональных нарушений у детей.
Выделены две главные линии диагностики: особенности возрастной динамики основных новообразований эмоциональной сферы и состояние и динамика эмоциональной регуляции ребенка. В качестве иллюстрации в четвертой главе разобраны примеры диагностики развития детей с тяжелыми нарушениями эмоциональной регуляции.
Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, дефектологов, практических психологов и психиатров.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
Соавторы: Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Аннотация
Эмоциональные нарушения – одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей.
В книге подробно описываются различные, часто встречающиеся в детском возрасте нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, боязливость, страхи, упрямство, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость и другие, препятствующие свободному взаимодействию с окружающим миром.

Читайте также:  Условия и источник психического развития ребенка

#Аутизм #РАС #Autism #ASD #Лебединский #Лебединская #Психология #Патопсихология #Эмоциональные_нарушения #Аномальное_развитие #Диагностика #Коррекция #Autosanimus

Источник

Лебединский В.В.

Лебединский Виктор Васильевич (19 июня 1927, Москва – 25 августа 2008, Москва) – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. Основоположник нового направления психологической науки – психологии аномального развития и создатель оригинальной классификации нарушений психического развития.

Опубликовано 75 печатных работ в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе учебное пособие «Нарушения психического развития в детском возрасте». Автор оригинальной клинико-психологической классификации дизонтогенеза.

Книги (4)

Диагностика эмоциональных нарушений у детей

Соавтор: Бардышевская М.К.

В пособии представлен многолетний опыт работы авторов с детьми с эмоциональными нарушениями.

Рассматриваются основные принципы диагностики эмоциональных нарушений у детей. В первой главе дается общее представление о строении системы эмоциональной регуляции, феномены аффективных нарушений распределяются по уровням. Во второй и третьей главах представлена методика диагностики эмоциональных нарушений у детей.

Выделены две главные линии диагностики: особенности возрастной динамики основных новообразований эмоциональной сферы и состояние и динамика эмоциональной регуляции ребенка. В качестве иллюстрации в четвертой главе разобраны примеры диагностики развития детей с тяжелыми нарушениями эмоциональной регуляции.

Нарушение психического развития в детском возрасте

Учебное пособие содержит систематическое изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей.

Выделен ряд общих закономерностей аномального развития. Показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития патопсихологических новообразований, представлена оригинальная классификация типов психического дизонтогенеза, описана их психологическая структура.

Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. В 2-х томах

Соавтор: Бардышевская М.К.

Впервые издаваемая в нашей стране хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы («Эмоциональные расстройства в детском возрасте» и практикум по «Психологии аномального ребенка»).

Особенностью данной хрестоматии является то, что она составлена психологами-практиками, непосредственно работающими с детьми в клинике или консультации. Многочисленные случаи, описываемые в статьях разных авторов, делают теоретические построения или выводы ясными и понятными, помогая распознать отклонения в развитии ребенка и наметить пути их коррекции.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция

Соавтор: Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Эмоциональные нарушения – одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей.

В книге подробно описываются различные, часто встречающиеся в детском возрасте нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, боязливость, страхи, упрямство, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость и другие, препятствующие свободному взаимодействию с окружающим миром.

Добавить отзыв

Источник

Психология
аномального развития ребенка:
Хрестоматия
в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского
и Ы.
К.
Бардышевской. Т. I.
– М: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. — 744 с.

Впервые
издаваемая в пашей стране хрестоматия
обеспечивает необхо­димым теоретическим
материалом курс «Психология аномального
ребенка», читаемый в течение многих лет
на факультете психологии МГУ, и
сопутствую­щие курсы («Эмоциональные
расстройства с детском возрасте» и
практикум по «Психологии аномального
ребенка»).

Особенностью
данной хрестоматии является то, что она
составлена психо­логами-практиками,
непосредственно работающими с детьми
в клинике или консультации. Многочисленные
случаи, описываемые в статьях разных
авторов, делают теоретические построения
или выводы
ясными
и понятными, помогая распознать отклонения
в развитии ребенка и наметить пути их
коррекции.

В отечественной
психологической литературе не существует
аналогич­ного издания как по широте
и разнообразию представленных в
хрестома­тии теоретических концепций,
так и по охвату клинических проявлений
ано­мального развития детей.

Хрестоматия
рассчитана как на студентов, начинающих
изучать психоло­гию, гак и на уже
работающих врачей, психологов, учителей
и воспитателей.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………………….

Л. С. Выготский

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПСИХИКИ ………………………..

И. В. Давыдовский

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ
ФАКТОРЫ

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр воспитателя

В
ЭТИОЛОГИИ
…………………………………………………………….

И. В. Давыдовский

ЭТИОЛОГИЯ И ФАКТОР
СИЛЫ ………………………………..

И. В. Давыдовский

ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ И НОЗОЛОГИИ
ЧЕЛОВЕКА……………………………………….

Г. Е.
Сухарева

НЕСКОЛЬКО
ПОЛОЖЕНИЙ
О
ПРИНЦИПАХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ

Г. Е.
Сухарева

ЗНАЧЕНИЕ
ВОЗРАСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ

ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ
В
КЛИНИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ……….

Д. И.
Оудсхоорн

ДЕТСКАЯ
И ПОДРОСТКОВАЯ
ПСИХИАТРИЯ…………

С. Чёсе и А. Томас

ЗНАЧЕНИЕ
ТЕМПЕРАМЕНТА
ДЛЯ
ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
……………………….

И. В. Равич-Щербо

ИССЛЕДОВАНИЕ
ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ В
ИЗМЕНЧИВОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ
ЖИЗНИ……………………………………………………..

A, Гезелл

ПРОБЛЕМЫ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ДИАГНОЗА……

B. В. Лебединский

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ НОРМАЛЬНОГО И АНОМАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ………..

К. Лоренц

ВОЗНИКНОВЕНИЕ
НОВЫХ СИСТЕМНЫХ СВОЙСТВ ..

К.
Лоренц

КОЛЕБАНИЕ КАК
КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ…………….

Л.
Гезелл

ЦИКЛ УМСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ………………………………..

JC.
Левин

РЕГРЕССИЯ.
РЕТРОГРЕССИЯ И РАЗВИТИЕ…………………

К.
Левин

ПОВЕДЕНИЕ
В ДАННОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЛЕ

А. Фрейд

НОРМА И ПАТОЛОГИЯ
ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. ВИДЫ РЕГРЕССИЙ И
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ

Р. А, Шпиц

ТРИ ОРГАНИЗАТОРА
ПСИХИКИ…………………………………..

Р. Хайнц

О
РЕГРЕССИИ……………………………………………………………………

Часть II. Формирование патологических явлений в развитии отдельных психических функций и процессов

Н. А. Бернштейн

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ
В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ……

М. Гуревич

КОМПОНЕНТЫ
ПСИХОМОТОРИКИ……………………………………

Р. М. Боскис

АНОМАЛЬНЫЕ
ДЕТИ
(развитие
ребенка с сенсорными
дефектами)………………….

Р. М. Боскис, Р.
Е. Левина

ОСНОВЫ
КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТОВ
У
АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

А. Гезелл

РИСОВАНИЕ КАК
ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ……………………..

Э. Леннеберг

ЕСТЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ ЯЗЫКА………………………………………

A, Р. Лурия

ИЗМЕНЕНИЕ
РЕГУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ РЕЧИ
ПРИ
ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ МОЗГА

К. Лоренц

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ
КУЛЬТУРЫ (случай Хелен
Келлер)………………….

Ж. Пиаже

УРОВНИ
ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА……………………………..

B. В.
Лебединский, М. К. Бардышевская

АФФЕКТИВНОЕ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
В
НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

А.
Рестуан,
X.
Монтанье
ХРОНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
И ЕГО ПРОФИЛИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА……………

Ж. Нюттен

ФРУСТРАЦИЯ И
РЕГРЕССИЯ………

П. Фресс

ПРИРОДА
ЭМОЦИЙ…………………….

Р. Мейли

ГЕНЕЗИС ЛИЧНОСТИ
………………….

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хрестоматия
содержит фрагменты отечественных и
зарубеж­ных работ, в которых исследуются
проблемы аномального развития детей.

Первый
раздел посвящен общим закономерностям
аномального раз­вития. Рассматриваются
механизмы формирования патологических
сим­птомов с позиции патофизиологии
(Давыдовский), клиники (Сухарева),
патопсихологии (Выготский), гештальтпсихологии
(Левин), психоанали­за (А. Фрейд),
этологии (Лоренц) и других биологически
ориентирован­ных теорий (Гезелл —
эмбриология поведения)! Подробно
обсуждается проблема этиологии нарушений
развития, в том числе роль возрастных
особенностей, конституциональных и
половых различий (Сухарева, Оудсхоорн.
Представлены несколько ключевых работ,
в которых анализи­руется соотношение
развития, нормальной и патологической
регрессии, а также ускоренного развития
(Гезелл, А. Фрейд, Левин, Лебединский).

Второй
раздел содержит исследования формирования
патологичес­ких явлений в развитии
сенсорных процессов (Боскис, Левина),
мото­рики (Бернштейн, Гуревич), речи
(Лурия, Lenneberg),
интеллекта (Пиа­же), эмоций (Нюттен,
Фресс, Мейли; Лебединский, Бардышевская)
и ком­муникации (Montagner
и др.).

В работе Лебединского
и Бардышевской «Аффективное развитие
ребенка в норме и патологии» делается
попытка дать схему, позволяю­щую
оценивать тяжесть дизонтогенеза в
эмоциональной сфере и про­гнозировать
ход дальнейшего эмоционального развития
на основе ана­лиза целого ряда факторов.

Конкретные
исследования отдельных вариантов
нарушений представ­лены в третьем и
четвертом разделах. Третий раздел
посвящен иссле­дованиям аномалий
развития у детей раннего возраста (0—3
года). Ядром этого раздела являются
работы, выполненные в психоаналитичес­кой
традиции (M.Klein,
С. Winnicott,
А.Фрейд, L.
Kreisler,
Г. Полмайер и др.), в которых подробно
исследуются механизмы эмоционального
раз­вития в критический для этого
развития период и источники его
нару­шений. Особое внимание уделяется
депрессивным расстройствам. Ряд текстов
(Харлоу и соавторы) являются классическими
примерами этологического исследования
нормальных и патологических феноменов
ран­него развития.

В четвертом разделе
рассматриваются нарушения развития,
харак­терные для детей дошкольного
и младшего школьного возраста.

В хрестоматии
использованы работы широко известных
в 30—60-е годы детских психиатров,
специализировавшихся на иссле­довании
тяжелых психических нарушений у детей
раннего возраста

(Симеон, Чехова),
изучении пограничных состояний (Модель,
Симеон, Гальперин, Сухарева) и отдельных
синдромов эмоциональных наруше­ний
(Лапидес), не переиздававшиеся у нас в
стране в течение несколь­ких десятилетий.
Эти работы представляют большой интерес
для психологов, поскольку в центр
внимания ставятся вопросы динамики и
прогноза нарушенного развития, симптомы
которого часто по своей тя­жести
перекрывают симптомы психической
болезни.

Читайте также:  Какие витамины для развития мозга ребенка

В данном разделе
мы стремились представить различные
точки зре­ния по тем вопросам, которые
являются областями особого интереса в
психологии аномального ребенка на
сегодняшний день. Одним из таких вопросов
является проблема этиологии и механизмов
аутистических рас­стройств как
наиболее базальных и сложных, глубоко
затрагивающих все сферы развития.

Впервые публикуется
работа Протопоповой «Моторика и
психоор­топедия», выполненная в
Экспериментальном дефектологическом
ин­ституте под руководством Л.С.
Выготского в 1935 году. Это оригиналь­ное
характерологическое исследование
моторных типов в детской кли­нике
является образцом научной модели,
имеющей прямой выход в психотерапевтическую
практику. Использованы работы и других
со­трудников Выготского (Занкова,
Левиной, Боскис), в которых особое
внимание уделяется компенсаторным
процессам в развитии аномальных детей.

В
хрестоматию включены впервые выполненные
переводы ключе­вых работ Арнольда
Гезелла («Проблемы дифференциального
диагно­за», перевод Рыжова, «Аутизм
и органические психозы», перевод
Косолаповой), широко цитируемые различными
специалистами по детскому развитию
статьи Винникота «Переходные феномены
и переходные объекты» (перевод Рыжова)
и Леннеберга «Естественная история
язы­ка» (перевод Букиной). «Групповое
исследование слабоумия» Заззо и его
сотрудников, хотя и было переведено у
нас в стране в 1966 году (переводчики —
Глозман, Рихтер, Ключанская, Наурская),
не публико­валось отдельным изданием.
В хрестоматию вошла также этологическая
работа А. Рестуана, Н. Монтанье по развитию
коммуникации у де­тей раннего возраста
(перевод Михайловой).

Хрестоматия
рассчитана на студентов и аспирантов,
специализиру­ющихся в области
клинической психологии, практикующих
психологов, дефектологов, детских врачей
и педагогов. Являясь учебным пособием,
данная хрестоматия включает работы
различных направлений, что по­зволяет
выделить наиболее проблемные точки
современной теории ано­мального
развития.

Хрестоматия
обеспечивает необходимым теоретическим
материалом курс «Психология аномального
ребенка», читаемый в течение многих
лет
на факультете психологии МГУ, и
сопутствующие курсы («Эмоцио­нальные
расстройства в детском возрасте» и
практикум «Психология аномального
ребенка»).

Читаемые курсы
методологически опираются на работы
отечествен­ной школы Выготского —
Бернштейна — Лурии с привлечением
совре­менных исследований различных
теоретических направлений как в об­ласти
психологии, так и в смежных дисциплинах.

Многие из включенных
в хрестоматию работ представлены
полно­стью или достаточно объемными
отрывками. Довольно большой объем многих
фрагментов был продиктован необходимостью
дать, насколько это возможно в рамках
хрестоматии, целостное представление
об отдель­ных взглядах автора, показать
логику его рассуждений, примеры, на
которые он опирался, контекст других
работ, из которых он исходил.

Классические
исследования Выготского, Лурии обсуждаются
во многих других теоретических курсах,
читаемых на психологическом факультете
МГУ, и соответственно представлены в
других пособиях, поэтому из работ этих
авторов были взяты только программные
мо­менты, имеющие непосредственное
отношение к курсу «Психология ано­мального
развития».

Поскольку
библиография составлялась с использованием
множества различных источников, в том
числе давних, к сожалению, нельзя
ис­ключить возможной неточности и
неполноты приведенных ссылок.

Планируется выпуск
следующего тома хрестоматии, специально
по­священного проблемам аномального
развития в подростковом возрасте.

За большую помощь
и поддержку в работе благодарим старшего
преподавателя отделения клинической
психологии факультета психоло­гии
МГУ им. М. В. Ломоносова Печникову Элеонору
Сергеевну и осо­бенно аспирантов
факультета психологии Рыжова Андрея,
Косолапову Дарью, Михайлову Юлию,
студентку Букину Ольгу, чьи переводы
пред­ставлены в данной хрестоматии.

Выражаем
особую признательность за высокий
профессионализм, усердие и чуткость в
работе с авторами редактору Федоровой
М. П., которая внесла ряд ценных предложений,
благодаря которым удалось свести к
минимуму неясности в текстах. Благодарим
Киселеву А. И. за тщательнейшим образом
выполненную корректуру, художника
Карце­ву Е. В., подготовившую рисунки
и диаграммы, и всю редакцию «ЧеРо»,
работники которой отличаются особым
творческим подходом к делу.

Редакторы-составители:
Лебединский В.
В., Бардышевская М. К.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    13.02.201520.01 Mб51Propedevtika_Mukhin.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник