Лаура берк развитие ребенка читать онлайн

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

В полном объеме текст документа доступен в электронных читальных залах РГБ

1056 с.

Количество страниц

Москва и др.

Место издания

О произведении

Ответственность

Лаура Е. Берк ; пер. с англ. А. Богачев и др.

ISBN

5-314-00040-7 (В пер.)

Библиотека

Российская государственная библиотека (РГБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн книгу «Развитие ребенка», автора Берк Л.Е. Книга была издана в 2006 году. Содержит 1056 с.

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Источник

© С. Б. Борин, дизайн обложки, 2019

Введение

Важнейшим фактором благополучного развития является психическое здоровье. Давно установлено, что человек с устойчивой психикой меньше болеет, лучше справляется с неприятными ситуациями, легче переносит стрессы, гармоничнее строит отношения с другими людьми. Что является нормой и что патологией в становлении психики ребенка, и как должны реагировать на те или иные ситуации родители и воспитатели, об этом мы попробуем рассказать, опираясь на психоаналитические теории развития.

Психические процессы определяют все наши отношения, поведение, настроение и физическое здоровье. К сожалению, иногда родители большое внимание уделяют здоровью тела, а о психическом здоровье начинают заботиться только тогда, когда ребенок плохим поведением или невротическими симптомами вызывает тревогу. И часто оказывается, что время уже упущено.

Для того чтобы хорошо воспитывать, необходимо представлять себе этапы и закономерности развития психики ребенка.

В нашей книге мы предлагаем вам представления о нормальном детском развитии, основанные на концепциях таких известных психоаналитиков, как Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Маргарет Малер, Дональд Винникотт, Мелани Кляйн, Франсуаза Дольто. Отдельные главы посвящены каждому году жизни ребенка. Затрагиваются такие важные вопросы, как кормление, приучение к туалету, выработка навыков самостоятельности, профилактика детских неврозов и отклонений в поведении и многое другое. Значительное внимание уделяется развитию способности строить отношения с другими людьми. Также рассмотрены темы: детские сновидения, детские страхи, роль сказки в воспитании, депрессивные состояния у детей, детские рисунки, детская психотерапия.

В книге представлен опыт клинической работы из практики автора. Также приведены цитаты и клинические иллюстрации из работ признанных классиков психоанализа.

В настоящее время специалистами из области психологии и психоанализа хорошо изучены и описаны механизмы функционирования психики, законы ее развития. Но эти знания до сих пор оставались недоступными для широких слоев населения.

Книга предназначена как для специалистов, работающих с детьми (психоаналитиков, психотерапевтов, психологов, детских врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, педагогов), так и для родителей, заинтересованных в том, чтобы их ребенок нормально рос и развивался.

Психика до рождения, желание и нежелание стать матерью

Принято считать, что жизнь человека начинается с первым вздохом, с первым криком. Родился, заплакал, и это – начало жизни. Но все же нельзя забывать, что к моменту появления на свет новорожденный уже прожил 9 месяцев, которые во многом влияют на все его последующее развитие, на то, как он будет жить, думать и чувствовать. Ребенок приходит в мир, не являясь «чистым листом бумаги», на котором воспитатель может написать что угодно.

Читайте также:  Гипертонус 5 месяцев ребенку развитие

Сейчас уже известно, что младенец приходит в мир с важными врожденными тройственными способностями, обеспечивающими его функционирование. Это способность воспринимать сигналы, подаваемые матерью, реагировать на эти сигналы и провоцировать их. При этом используются всевозможные «средства связи»: слуховые, зрительные, обонятельные, моторносенсорные, кинестетические. Младенец с первых часов рождения способен различать голоса, запахи, цвета, его мимика развита почти как у взрослого человека. Он нуждается в общении, а не только в хорошем уходе.

Сейчас, благодаря новейшим исследованиям, во всем мире отказываются от недавней порочной практики разделения матери и новорожденного ребенка, так как это приводит к негативным последствиям. Это только для невнимательного взгляда все младенцы одинаковы. Если присмотреться – каждый обладает уже с первого дня рождения своими особенностями поведения и реагирования на внешние и внутренние раздражители.

Говоря о важности периода беременности, мы не открываем чего-то нового. Мы лишь подтверждаем и переосмысливаем взгляды древних культур. Беременная женщина всегда оберегалась и защищалась многочисленными табу, о ней заботились, одновременно обеспечивая наилучшие условия для ребенка. Для защиты беременной женщины от возможных вредящих ей действий использовался самый сильный психический стимул – страх. Беременная женщина объявлялась в примитивных культурах опасной для окружающих, близкой к потустороннему миру. Это удерживало на расстоянии от нее потенциальных врагов, обеспечивая тем самым продолжение рода и сохранение вида homo sapiens. И в наше время о цивилизованности и культуре народа можно судить по отношению к беременным женщинам, детям и старикам, то есть к наиболее слабым и уязвимым членам общества.

Во многих древних духовных учениях утверждается, что душа ребенка приближается к матери еще до зачатия и находится неподалеку, ожидая, когда сформируется нужное ей тело.

В этих верованиях скрыто важное указание на осознание своей ответственности за продолжение рода. В христианской традиции есть представление, что детей дает бог, даже более того: «Бог благословляет детьми». Но чтобы получить это благословение, нужно быть достойными, обладать наилучшими душевными качествами.

Невозможно не сказать также и об осознанном отношении к родительству вообще: и к материнству, и к отцовству. Много ли людей, вступающих в брак, задумываются о том, что у них будут дети, о которых придется заботиться, чем-то жертвовать, от чего-то отказываться?

Для обеспечения наилучшего старта для ребенка супругам рекомендуется выбрать оптимальное время для зачатия, отложить все дела, может быть, взять отпуск. Провести две-три недели в красивом месте, в любви и согласии, посвящать свои чувства и помыслы друг другу и желанному ребенку. Всем известно утверждение, что желанные дети, зачатые в любви, будут счастливыми. Не стоит употреблять в это время спиртные напитки. Вспомним о запрете для новобрачных пить алкогольные напитки на свадьбе перед первой брачной ночью. Хотя он сейчас всячески нарушается, первоначальной целью запрета являлось обеспечение здорового зачатия.

Известный американский психотерапевт, основатель теории транзакционного анализа Эрик Берн утверждал, что развитие и становление психики человека зависит от психосоциальных обстоятельств его зачатия. Известно, что отношение родителей к интимной жизни и друг к другу определяет стили родительского воспитания. Непосредственную ситуацию зачатия со всеми предшествующими обстоятельствами Э. Берн назвал «установкой зачатия» и считал, что она влияет впоследствии на весь жизненный сценарий человека. Английский педиатр и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт писал: «Счастлив ребенок, которого воспринимают, когда он еще только зачат».

Читайте также:  Цели и задачи в творческом развитии ребенка

О том, как период беременности влияет на всю последующую жизнь человека можно подробно прочитать в другой моей книге: «Психология и психоанализ беременности». В этой же пойдет речь о становлении и развитии психики ребенка от момента рождения.

Психическое развитие ребенка

Каким вырастет ваш малыш, как сложится его жизнь, как сформируется характер? Об этом задумывается каждая мать.

Примерно до середины XIX века детство не считали каким-то особым периодом жизни человека. В низших социальных слоях ребенок рано включался во взрослую жизнь, его внутренний мир никого не интересовал. Среди более просвещенной части населения бытовало представление, что ребенок чист и невинен как маленький ангел, и ему ничего неизвестно о взаимоотношениях полов и других аспектах жизни взрослых.

Затем ситуация изменилась. Все больше педагогов, ученых и философов в процессе изучения человеческой психики обращались к периоду детства. Настоящую революцию совершил Зигмунд Фрейд (1856–1939), заявив о том, что дети не свободны от сексуальных проявлений и побуждений. И более того, сексуальные побуждения лежат в основе психического функционирования и формирования характера. Слова «секс», «сексуальный» употребляются в значении «пол», «половой». Фрейд детально разработал свою теорию либидо – особой формы психической энергии, вложенной во все процессы функционирования человека с самого раннего детства. Либидо – это энергия влечения к жизни, любви, сохранения и выживания вида.

Источник

Стили воспитания – это определенный образ поведения родителей, который проявляется в различных ситуациях, создавая тем самым «всеобъемлющий», устойчивый  климат воспитания ребенка.

Авторитетный стиль воспитания

Особенности воспитания имеют три правила:

  • принятие ребенка и участие в его жизни с целью установить эмоциональную связь;
  • контроль над ребенком с целью содействия более зрелому поведению;
  • поощрение автономии, призванное стимулировать уверенность.

Принятия ребенка и участие в его жизни означает – проявлять теплоту, отзывчивость, внимание, терпение и терпеливость, чувствительность к потребностям ребенка.

Проявляя зрелый эмоциональный спектр чувств, родители устанавливают очень позитивные детско-родительские отношения, которые вовлекают ребенка в близкий контакт и взаимодействие

В то же время используют  адаптивные методы контроля, устанавливая  разумные требования, ведущие к зрелости поведения. Контроль постоянный, с объяснениями ребенку требований.

Стиль  воспитания, называемым  авторитетным (принятие и адаптивный контроль) основной  акцент ставит  на коммуникацию, объясняя причины своих ожиданий, и используя дисциплинарные воздействия. Все ситуации для этого стиля являются как «обучающие моменты», которые способствуют выработке саморегулирующего поведения.

Именно авторитетные родители постепенно и разумно стимулируют развитие автономии у ребенка, проще говоря.

Читайте также: Собственная система воспитания – миф или реальность

Позволяя принимать решения в тех областях, где он готов сделать выбор, побуждают  выражать свои мысли , чувства и желания. В случае разногласия, , если это возможно, принимать совместные решения.

Ваша готовность принять и прислушаться к точке зрения ребенка, повышает вероятность того, что ребенок прислушивается к вашей  точке зрения в ситуациях, где послушание крайне необходимо.

Авторитетный стиль воспитания  влияет на многие аспекты компетентности. Это и  оптимизм, самоконтроль, упорство в достижении цели, готовность к сотрудничеству, проявление лидерских качеств.

Читайте также: Влияние матери на формирование характера мальчика

Авторитарный стиль воспитания

Стиль не приемлет  принятия и участие в жизни ребенка.  Холодность в отношениях, склонность к отвержению, частые унижения, высмеивания и подавления, вот что характерно для данного стиля.

Сосредоточенность на контроле, осуществляемые криками, принуждениями, приказами, и критикой. Основной принцип: делай, как я говорю!

Читайте также:  Творческое развитие ребенка от года до двух

Решения принимаются за ребенка и ожидания безоговорочного выполнения.

Если ребенок протестует, то применяют силовые методы и  наказания.

Стиль полностью удовлетворяет потребности родителей. Самовыражения и независимость детей подавляется.

Дети авторитарных родителей часто тревожны. Агрессивны в коммуникации с другими детьми, применяют силу, не получая  желаемого.

Читайте также: Агрессия ребенка – проблема или нет

Поскольку эти дети контролируемы со стороны родителей чрезмерно, учеба не страдает, и они менее задействованы в антисоциальной деятельности, чем дети, которые мы обсудим ниже.

Попустительствующий стиль воспитания

Стиль характеризуется принятием ребенка, есть и эмоциональная теплота. Но, участие в жизни детей оставляет желать лучшего. Родители слишком мягки и невнимательны. Контроль незначительный. Избегают выдвигать требования или устанавливать ограничения.

Вместо того, чтобы способствовать развитию самостоятельности, они позволяют детям принимать решения, когда те не готовы это сделать.

У таких детей нет режима  дня. Не устанавливаются часы приема пищи, сна, просмотра телевидения. Детей не заставляют усваивать хорошие манеры или выполнять домашнюю работу.

Дети с подобным стилем воспитания испытывают трудности контролировать свои импульсы, проявляя  непослушание и протестуя, когда их просят что-нибудь сделать. Они требовательны и зависимы от взрослых, менее упорны при решении задач по сравнению с детьми родителей, устанавливающих больше контроля. Атмосфера попустительства формирует детей зависимых и большинство детей с антисоциальным поведением обязаны этому стилю воспитания.

Отстраненный стиль воспитания

Это:

–  низкое принятие ребенка.

– незначительный контроль над поведением

– отсутствие воспитания самостоятельности

Такие семьи  выполняют минимальную задачу как накормить и одеть ребенка. Это эмоционально подавленные и отстраненные родители. Реакция только на легко выполнимые задачи. Для таких родителей сложно:

  • установить и придерживаться правил,
  • прислушаться к точке зрения ребенка,
  • давать адекватные задачи и проследить за выполнением
  • обучать самостоятельности

Крайнее выражение такого обращения с ребенком принимает форму пренебрежения. Это форма чаще свойственна депрессивным родителям.

Читайте также: Мама, посмотри на меня или как материнская депрессия влияет на развитие ребенка

Когда ребенком пренебрегают, это оказывает влияние практически на все аспекты, включая познавательную сферу, игру, эмоциональные и социальные навыки.

Читайте также: Привязанность ребенка и ее роль в дальнейшей жизни 

Низкая адаптивность, успеваемость в школе, низкая эмоциональная саморегуляция, неуверенность и низкая самооценка и антисоциальные поступки будут тянуться как «шлейф» за этими детьми на протяжении детско-подросткового периода.

——

Использованы материалы из книги «Развитие ребенка» Лауры Е. Берк

Получить консультацию >>

Источник

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

1056 с.

Количество страниц

СПб. [и др.]

Место издания

В книге на современном уровне излагаются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка.

Представлены

Читать аннотацию полностью

О произведении

Библиотека

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник