Ларечина развитие эмоциональных отношений матери и ребенка
Ларечина Е. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка
Доступные файлы (1):
n1.docx
Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка
Ларечина Е.
Книга представляет собой программу, подробно описывающую работу с детьми раннего возраста и их родителями: игры, рукоделие для мам, пальчиковая гимнастика, занятия изобразительной деятельностью, музыкально-ритмические упражнения.
Книга предназначена для педагогов, психологов, родителей и всех тех, кто интересуется вопросами развития и воспитания детей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармонического развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему.
В течение многих десятилетий педагоги недооценивали роль ранних эмоциональных контактов в психическом развитии ребенка. Психологи давно доказали, какую негативную роль играет ранняя эмоциональная и психическая депривация на дальнейшее психическое развитие ребенка. Однако под депривацией мы иногда понимали отсутствие матери или отца у ребенка, ограниченность социальных контактов в ранние периоды развития. Но это далеко не так. Психическая и эмоциональная депривация может быть и в полных семьях, где есть мать и отец, бабушки и дедушки, а малыш чувствует себя одиноким, нелюбимым, отверженным. В чем же причина таких эмоциональных состояний у ребенка? Причина одна — в нас, родителях. Человек тянется к нам, улыбается, требует игры, а мы растеряны, иногда раздражены. Нас можно понять: так как работы много, семейных забот, да еще знаем ли, как играть с ребенком, разговаривать и прочее?
Первые конфликты у родителей с детьми возникают на втором году жизни. Например, ребенок тянется к блестящему горячему чайнику и мы в раздражении делаем ему замечание, боимся, что он получит ожог. А ребенок проявляет познавательную активность, ему интересно. Ребенок обожает рвать бумагу, порвал наши документы, мы ругаем мужа, ребенка, свекровь, мы раздражены, и опять конфликт. И так бесконечно, а ранние психические травмы отрицательно влияют на развитие хрупкой личности малыша.
Эмоциональные барьеры, возникающие между родителями и ребенком, тормозят развитие ребенка. Порой родители не замечают, что превращаются в «искусственных родителей», или «родителями за стеклом». Такие родители удовлетворяют все потребности ребенка, ревниво следят за его успехами в школе, водят ребенка в кружки, нанимают квалифицированных нянь и гувернанток. У ребенка есть все, но нет главного — истинной любви родителей; родитель не чувствует ребенка, он эмоционально глух к его проблемам. Как помочь родителям почувствовать своего ребенка и понять его?
В течение многих лет в нашем городе существуют специальные родительско-детские группы, где проводятся занятия с детьми и родителями. Успешный опыт работы такой группы изложен в данном практическом пособии. Специальные занятия, разработанные психологом и педагогом, направлены на формирование эмоциональных отношений в системе мать — ребенок второго года жизни. Занятия проходят в процессе совместно-неразделенной деятельности мать и дитя. Структура и содержательная направленность занятий соответствуют возрастным особенностям ребенка. В пособии представлены также интересные дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей малыша.
Данное пособие предназначено не только для детских психотерапевтов и психологов, но и для родителей, которые найдут в нем много интересных игр и занятий с малышом и научатся чувствовать и понимать проблемы своего ребенка.
Специалист по детской клинической психологии
канд. псих, наук, доцент Мамайчук И. И.
Источник
Вебинар
Даты проведения
30.10.2020 – 03.11.2020
Начало: 10:00 (МСК)
(16 академических часов)
5800 руб
Участвовать
Ведущий:
Елена Викторовна Петш (Ларечина), психолог-консультант, специалист в области психологии развития детей, детско-родительских и семейных отношений, тренер, ведущая групп личностного развития, ведущая пролонгированных групп «Мать и дитя» по авторской программе «Дитятко», автор книги «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка», соавтор книги «Игры для детей от 1 года до 3 лет».
ВНИМАНИЕ! Занятия будут проходить 30 , 31 октября и 1, 3 ноября на платформе ZOOM. Для повышения качества обучения рекомендуется присутствовать на занятиях с включенными видеокамерой и микрофоном.
Вебинар рассчитан на руководителей детских центров, специалистов Центров раннего развития, психологов дошкольных учреждений, женских консультаций, центров раннего развития, ППМС-центров, а также воспитателей, врачей и других специалистов, работающих с семьями, в которых есть дети раннего возраста.
В результате обучения участники смогут:
- освоить на практике различные формы психолого-педагогического сопровождения семей с детьми от 1 года до 3 лет;
- использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.
В программе:
- Работа с семьей, ожидающей ребенка: профилактика дисгармонии.
- Современные взгляды на проблему развития детско-родительских отношений.
-  Нарушения детско-родительских отношений в ранний период онтогенеза. Причины возникновения и диагностика:- анкета «Особенности эмоциональных отношений матери и ребенка»;
- «Оценочная шкала проявлений ребенка»;
- проективное упражнение «Изображение ребенка в образе растения».
 
- Индивидуальное консультирование родителей: специфика, основные принципы, содержание.
- Групповые формы работы с семьей: знакомство с материалами авторских программ «Тренинг для родителей «Почему говорят, что «после трех уже поздно» и «Психологическая готовность семьи к детскому саду».
- Методика проведения совместных групповых занятий с родителями и детьми от 1 года до 3 лет. Авторская программа «Растем вместе».
-  Способы формирования позитивных эмоциональных отношений между взрослым и ребенком:- игры с родителями и друзьями для детей от одного года до трех лет;
- мамина мастерская (изготовление игрушек);
- краткий обзор дидактического материала.
 
-  Проведение семейных праздников:- знакомство с основами теории праздничной культуры;
- построение сценария праздника для семей с маленькими детьми.
 
Формы работы:
мини-лекции, работа с презентационным материалом, методический анализ отдельных упражнений, разбор клиентских случаев, ответы на вопросы.
Внимание!
Занятия проводятся с 10:00 до 13:00 ч. каждый день (время московское).
Вебинар проводится на платформе ZOOM. Рекомендуем заранее проверить работу вебкамеры и микрофона. Ссылка на подключение к вебинару будет отправляться на электронную почту каждый день в 8:00 часов (время московское). Ссылка на просмотр видеозаписи будет отправляться на электронную почту после занятий.
Участникам необходимо подготовить следующие материалы: носовой тканевый мужской платок, кусок ткани размером 15х15 см. (батист, ситец), листы бумаги А4, цветные карандаши и мелки.
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ
ПРЯМО СЕЙЧАС!
ЗАКАЖИТЕ ЗВОНОК –
МЫ ПЕРЕЗВОНИМ ВАМ!
ЗАКАЗАТЬ
Даты проведения:
30.10.2020 – 03.11.2020
Стоимость обучения
5800 руб
Источник
Ларечина Е. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка
Доступные файлы (1):
n1.docx
ЗАНЯТИЕ №3. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ОКТЯБРЯ
Основные задачи
1. Продолжать знакомить детей с осенним временем года.
2. Знакомить детей с традиционным осенним персонажем — ежом (рассмотреть на картинках, познакомиться с игрушкой-ежом).
3. Дать знания родителям о значении и задачах игрушки для развития малыша.
4. Рассказать о том, какие игрушки нужны ребенку в раннем возрасте.
5. Способствовать развитию эмоциональных отношений, обогащая репертуар тактильных игр.
Материалы и оборудование
1. Для рукоделия: непряденая шерсть.
2. Для изодеятельности: кисточки, стеклянные баночки, тряпочки по количеству детей.
3. Для развития общей моторики: длинная скамейка, гимнастическая доска, подушки по количеству детей, стойка или скамья высотой 60 см, деревянные чурбачки, кубики.
4. Для чаепития: орешки.
5. Для сказки: материал и декорации подбираются по сюжету сказки.
Ход занятия
I часть. Свободная игра. Рукоделие
Трепание шерсти. Педагог предлагает мамам потрепать непряденую ове-1ью шерсть (очистить от мусора, распушить, подготовить к набивке игрушек). 1еред началом рукоделия педагог проводит беседу на тему: «Игрушки и их качение в жизни ребенка».
II часть. Приветствие
«Колыбелька» (см. занятие № 1).
Пальчиковая гимнастика
| Слова | Движения | 
| Здравствуйте, пальчики | |
| — Здравствуй, большой пальчик, | Мамы растирающими движениями | 
| Здравствуй, указательный, | делают детям массаж | 
| Здравствуй, средний, | каждого пальчика. | 
| Здравствуй, безымянный, | |
| Здравствуй, мизинчик, | |
| Здравствуйте, здравствуйте! | Ритмичное разгибание и сгибание. | 
| В гости [15] | |
| В гости к пальчику большому | Пальцы в кулачки, | 
| большие пальцы подняты. | |
| Приходили прямо к дому | Ладони под углом — «крыша». | 
| Указательный и средний, | Называемые пальцы по очереди | 
| Безымянный и последний — | соединяем с большим. | 
| И мизинчик-малышок | Снова пальцы в кулак, | 
| Сам забрался на порог. | Мизинцы поднять. | 
| Вместе пальчики — друзья, | Постучать кулачками друг о друга. | 
| Ритмично сжимать и разжимать | |
| Друг без друга им нельзя. | Пальцы. Соединить руки в «замок». | 
| Ежи [36] | |
| Повстречал ежонка еж: | Пальчики обеих рук напряжены | 
| и растопырены. | |
| — Здравствуй, братец! | Соединяем руки вместе. | 
| Как живешь? | 
Ill часть. Изобразительная деятельность
Рисование акварелью. Знакомство с желтым цветом.
| Слова | Движения | 
| Игра с кисточкой | Мягкой щетинкой кисточки | 
| Вышла кисточка гулять, | водим по ладошке ребенка, | 
| Стала пальчики считать: | затем по каждому пальцу | 
| — Раз, два, три, четыре, пять — | от основания к кончикам. | 
| Вышли пальчики гулять. | |
| Раз, два, три, четыре, пять — | Загибаем пальчики, проводя | 
| В домик спрятались опять | кисточкой по их тыльной | 
| И решили рисовать. | поверхности. | 
Под руководством педагога мамы дают детям кисточки и напевают песенку, выполняя движения:
— Я сначала мою ножки,
А потом их вытираю,
В краску желтую макаю
И по листику гуляю.
IV часть. Музыкально-ритмическая
1. Хоровод.
Педагог предлагает пройти в другое помещение.
| Слова | движения | 
| «Водичка» (см. занятие № 1). | |
| Потягушки [5] | |
| Это кто у нас проснулся? | |
| Кто так сладко потянулся? | Мамы берут детей за | 
| Потягушечки-порастушечки | руки, поднимают руки | 
| От носочков до макушечки. | и тянут вверх. | 
| Уж мы тянемся-потянемся, | |
| Маленькими не останемся! | |
| Вот уже растем, растем, | |
| Вместе с мамой в лес пойдем. | |
| Сапожки | |
| Наденем мы на ножки красивые сапожки, | |
| Пойдут наши ножки по узеньким дорожкам. | Ходьба по кругу. | 
| По дорожке мыс тобой весело шагаем — | |
| Топ-топ, топ-топ, | |
| И грибочки с тобой дружно собираем. | Ходьба с наклонами. | 
| Раз грибочек, два грибочек, три грибочек. | |
| Целая корзина грибов! | |
| Ежик[42] | |
| Садимся на полянку, отдыхаем. | |
| — Ой, кто это к нам прибежал? | |
| Это ежик! | Достаем игрушку-ежа. | 
| — Я ежик, ежик, ежик, ни головы, ни ножек, | |
| Я всегда «фр-фр» фырчу, ножками я топочу, | |
| Топ-топ! | |
| — Побежали за ежиком! — | |
| Чей топот быстрых ножек звучит среди камней? | |
| То ежик, ежик, ежик бежит домой скорей. | |
| Вдруг тучи набежали, и в небе слышен гром. | Пальчиками стучим | 
| В клубок наш еж свернулся — | по полу. | 
| иголочки кругом. | |
| Капли[11] | |
| Капля-раз, капля-два, | Поднимаем руки вверх, | 
| капли медленно сперва. | мамы указательным | 
| Стали капли поспевать, капля каплю догонять. | пальцем касаются | 
| Сильный дождь пошел! | малышей, берут их за | 
| Солнце вышло из-за туч, | ручки и приподнимают. | 
| лучик ежика коснулся, | |
| Ежик сладко потянулся и дальше побежал. | |
| 2. Упражнения на развитие общей моторики | |
| 1. Перешагиваем через пенечки (кубики). | |
| 2. Поднимаемся по гимнастической доске. | |
| 3. Проползаем по скамейке. | |
| 4. Прыгаем на подушку. | |
| 5. Переползаем через стойку. | |
3. Игры на руках и коленях
| Слова | Движения | 
| Тушки, тутушки | Мамыкладутсебенаколениподушка | 
| сидели на подушке. | Дети садятся на подушки. | 
| Мамы ритмично поочередно | |
| Пришли подружки, | поднимают колени. | 
| столкнули с подушки. | Подушку наклоняют, | 
| Мы с подушки — ух! | ребенок плавно съезжает на пол. | 
| На подушку — плюх! (2 раза) [30] | Сажают ребенка на подушку. | 
| Ах, матушка, ах, матушка, | Мамы ритмично поднимают колени, | 
| сидит она на камешках, | |
| деток ждет и зовет. | руки в стороны, затем вперед. | 
| Детки увидали, | Поворачиваем малыша лицом к | 
| себе, | |
| По камешкам скакали, | снова вскачем», | 
| маму обнимали (2—3 раза). | обнимаемся. | 
| [5] {модификацияЛаречиной Ј В.) | 
4. Игровой массаж (см. занятие № 2).
| Игра за столом « Жучок »[11] | Мама зажимает в кулак орешек. | 
| Кулачок на кулачок. | Если малыш не может найти, | 
| — Где ты спрятался, жучок? | мама сама открывает ладошку | 
| и угощает ребенка. | 
V часть. Чаепитие
VI часть. Сказка
Маленький ежик [24]
Куча листьев здесь лежит,
Кто-то листьями шуршит.
Из-под листьев — черный нос,
Клубок иголками оброс.
Вы, конечно, догадались:
Мыс ежонком повстречались.
Топ-топ-топ — сюда, топ-топ-топ — туда (2 раза).
Маленький ежик, четверо ножек,
По лесу гуляет, подарки собирает.
Если ягодку найдет — на иголочку наткнет.
Если яблочко найдет — на иголочку наткнет.
Если листочек найдет — на иголочку наткнет.
Если грибочек найдет — на иголочку наткнет.
Вдруг выходит Страшный волк,
Страшный волк, зубами щелк.
— Не боюсь я волка! Вот мои иголки! —
Испугался волк, убежал.
Маленький ежик — четверо ножек
По лесу идет, подарки несет.
Ежик в норку подарки принес,
Достал яблочко и стал делить,
Стал он яблочко делить,
Стал он детушек кормить:
Дольку — Саше (имена детей, присутствующих на занятии),
Ну, и долечку себе.
Ах, какое яблочко вкусное!
Съел ежик дольку, «спасибо» сказал и спать улегся.
«Хр-пси, хр-пси!» Не будем ему мешать.
VII часть. Прощание
См. занятие № 1.
Примечание
Последующие три занятия проводят с использованием материалов занятия № 3, добавляя темы:
Пальчиковые игры
| Слова | Движения | 
| По грибы[34] | |
| — Раз, два, три, четыре, пять – | — Хлопаем ладошкой малыша о свою ладошку. | 
| Мы грибы идем искать. | Растирающими движениями массируем | 
| Этот пальчик в лес пошел, | пальчики, начиная с мизинца. | 
| Этот пальчик гриб нашел, | |
| Этот пальчик чистить стал, | |
| Этот пальчик жарить стал, | |
| Ну, а этот все съел, оттого и потолстел. | |
| Ежик | |
| Вот свернулся еж в клубок, | Пальчики сжаты в кулак. | 
| Потому что он продрог. | Указательным пальцем другой руки | 
| Лучик ежика коснулся, | касаемся кулака, пальцы | 
| Ежик сладко потянулся. | разгибаются и растопыриваются. | 
Изобразительная деятельность
Занятие № ЗА — Знакомство с красной краской.
Занятие № ЗБ — Знакомство с желтой краской.
Занятие № ЗВ — «Встретились две краски — красная и желтая».
Домашнее задание к занятию № 4
Принести осенние листья.
Источник
