Ларечина развитие эмоциональных отношений матери и ребенка

Ларечина Е. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка

Доступные файлы (1):

n1.docx

Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка

Ларечина Е.

Книга представляет собой программу, подробно описывающую работу с детьми раннего возраста и их родителями: игры, рукоделие для мам, пальчиковая гимнастика, занятия изобразительной деятельностью, музыкально-ритмические упражнения.

Книга предназначена для педагогов, психологов, родителей и всех тех, кто интересуется вопросами развития и воспитания детей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармонического развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему.

В течение многих десятилетий педагоги недооценивали роль ранних эмоциональных контактов в психическом развитии ребенка. Психологи давно доказали, какую негативную роль играет ранняя эмоциональная и психическая депривация на дальнейшее психическое развитие ребенка. Однако под депривацией мы иногда понимали отсутствие матери или отца у ребенка, ограниченность социальных контактов в ранние периоды развития. Но это далеко не так. Психическая и эмоциональная депривация может быть и в полных семьях, где есть мать и отец, бабушки и дедушки, а малыш чувствует себя одиноким, нелюбимым, отверженным. В чем же причина таких эмоциональных состояний у ребенка? Причина одна — в нас, родителях. Человек тянется к нам, улыбается, требует игры, а мы растеряны, иногда раздражены. Нас можно понять: так как работы много, семейных забот, да еще знаем ли, как играть с ребенком, разговаривать и прочее?

Первые конфликты у родителей с детьми возникают на втором году жизни. Например, ребенок тянется к блестящему горячему чайнику и мы в раздражении делаем ему замечание, боимся, что он получит ожог. А ребенок проявляет познавательную активность, ему интересно. Ребенок обожает рвать бумагу, порвал наши документы, мы ругаем мужа, ребенка, свекровь, мы раздражены, и опять конфликт. И так бесконечно, а ранние психические травмы отрицательно влияют на развитие хрупкой личности малыша.

Эмоциональные барьеры, возникающие между родителями и ребенком, тормозят развитие ребенка. Порой родители не замечают, что превращаются в «искусственных родителей», или «родителями за стеклом». Такие родители удовлетворяют все потребности ребенка, ревниво следят за его успехами в школе, водят ребенка в кружки, нанимают квалифицированных нянь и гувернанток. У ребенка есть все, но нет главного — истинной любви родителей; родитель не чувствует ребенка, он эмоционально глух к его проблемам. Как помочь родителям почувствовать своего ребенка и понять его?

В течение многих лет в нашем городе существуют специальные родительско-детские группы, где проводятся занятия с детьми и родителями. Успешный опыт работы такой группы изложен в данном практическом пособии. Специальные занятия, разработанные психологом и педагогом, направлены на формирование эмоциональных отношений в системе мать — ребенок второго года жизни. Занятия проходят в процессе совместно-неразделенной деятельности мать и дитя. Структура и содержательная направленность занятий соответствуют возрастным особенностям ребенка. В пособии представлены также интересные дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей малыша.

Данное пособие предназначено не только для детских психотерапевтов и психологов, но и для родителей, которые найдут в нем много интересных игр и занятий с малышом и научатся чувствовать и понимать проблемы своего ребенка.

Специалист по детской клинической психологии

канд. псих, наук, доцент Мамайчук И. И.

Источник

Вебинар

Ведущий:

Елена Викторовна Петш (Ларечина), психолог-консультант, специалист в области психологии развития детей, детско-родительских и семейных отношений, тренер, ведущая групп личностного развития, ведущая пролонгированных групп «Мать и дитя» по авторской программе «Дитятко», автор книги «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка», соавтор книги «Игры для детей от 1 года до 3 лет».

ВНИМАНИЕ! Занятия будут проходить 30 , 31 октября и 1, 3 ноября на платформе ZOOM. Для повышения качества обучения рекомендуется присутствовать на занятиях с включенными видеокамерой и микрофоном.

Вебинар рассчитан на руководителей детских центров, специалистов Центров раннего развития, психологов дошкольных учреждений, женских консультаций, центров раннего развития, ППМС-центров, а также воспитателей, врачей и других специалистов, работающих с семьями, в которых есть дети раннего возраста.

В результате обучения участники смогут:

  • освоить на практике различные формы психолого-педагогического сопровождения семей с детьми от 1 года до 3 лет;
  • использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.

В программе:

  • Работа с семьей, ожидающей ребенка: профилактика дисгармонии.
  • Современные взгляды на проблему развития детско-родительских отношений.
  • Нарушения детско-родительских отношений в ранний период онтогенеза. Причины возникновения и диагностика:

    • анкета «Особенности эмоциональных отношений матери и ребенка»;
    • «Оценочная шкала проявлений ребенка»;
    • проективное упражнение «Изображение ребенка в образе растения».
  • Индивидуальное консультирование родителей: специфика, основные принципы, содержание.
  • Групповые формы работы с семьей: знакомство с материалами авторских программ «Тренинг для родителей «Почему говорят, что «после трех уже поздно» и «Психологическая готовность семьи к детскому саду».
  • Методика проведения совместных групповых занятий с родителями и детьми от 1 года до 3 лет. Авторская программа «Растем вместе».
  • Способы формирования позитивных эмоциональных отношений между взрослым и ребенком:

    • игры с родителями и друзьями для детей от одного года до трех лет;
    • мамина мастерская (изготовление игрушек);
    • краткий обзор дидактического материала.
  • Проведение семейных праздников:

    • знакомство с основами теории праздничной культуры;
    • построение сценария праздника для семей с маленькими детьми.

Формы работы:

мини-лекции, работа с презентационным материалом, методический анализ отдельных упражнений, разбор клиентских случаев, ответы на вопросы.

Внимание!

Занятия проводятся с 10:00 до 13:00 ч. каждый день (время московское).

Вебинар проводится на платформе ZOOM. Рекомендуем заранее проверить работу вебкамеры и микрофона. Ссылка на подключение к вебинару будет отправляться на электронную почту каждый день в 8:00 часов (время московское). Ссылка на просмотр видеозаписи будет отправляться на электронную почту после занятий.

Участникам необходимо подготовить следующие материалы: носовой тканевый мужской платок, кусок ткани размером 15х15 см. (батист, ситец), листы бумаги А4, цветные карандаши и мелки.

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ
ПРЯМО СЕЙЧАС!

ЗАКАЖИТЕ ЗВОНОК –
МЫ ПЕРЕЗВОНИМ ВАМ!

ЗАКАЗАТЬ

Даты проведения:

30.10.2020 – 03.11.2020

Стоимость обучения

5800 руб

Источник

Ларечина Е. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка

Доступные файлы (1):

n1.docx

ЗАНЯТИЕ №3. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ОКТЯБРЯ

Основные задачи

1. Продолжать знакомить детей с осенним временем года.

2. Знакомить детей с традиционным осенним персонажем — ежом (рассмотреть на картинках, познакомиться с игрушкой-ежом).

3. Дать знания родителям о значении и задачах игрушки для развития малыша.

4. Рассказать о том, какие игрушки нужны ребенку в раннем возрасте.

5. Способствовать развитию эмоциональных отношений, обогащая репертуар тактильных игр.

Материалы и оборудование

1. Для рукоделия: непряденая шерсть.

2. Для изодеятельности: кисточки, стеклянные баночки, тряпочки по количеству детей.

3. Для развития общей моторики: длинная скамейка, гимнастическая доска, подушки по количеству детей, стойка или скамья высотой 60 см, деревянные чурбачки, кубики.

Читайте также:  Роль развития речи в становлении личности ребенка

4. Для чаепития: орешки.

5. Для сказки: материал и декорации подбираются по сюжету сказки.

Ход занятия

I часть. Свободная игра. Рукоделие

Трепание шерсти. Педагог предлагает мамам потрепать непряденую ове-1ью шерсть (очистить от мусора, распушить, подготовить к набивке игрушек). 1еред началом рукоделия педагог проводит беседу на тему: «Игрушки и их качение в жизни ребенка».

II часть. Приветствие

«Колыбелька» (см. занятие № 1).

Пальчиковая гимнастика

СловаДвижения
Здравствуйте, пальчики 
— Здравствуй, большой пальчик,Мамы растирающими движениями
Здравствуй, указательный,делают детям массаж
Здравствуй, средний,каждого пальчика.
Здравствуй, безымянный, 
Здравствуй, мизинчик, 
Здравствуйте, здравствуйте!Ритмичное разгибание и сгибание.
В гости [15] 
В гости к пальчику большомуПальцы в кулачки,
 большие пальцы подняты.
Приходили прямо к домуЛадони под углом — «крыша».
Указательный и средний,Называемые пальцы по очереди
Безымянный и последний —соединяем с большим.
И мизинчик-малышокСнова пальцы в кулак,
Сам забрался на порог.Мизинцы поднять.
Вместе пальчики — друзья,Постучать кулачками друг о друга.
 Ритмично сжимать и разжимать
Друг без друга им нельзя.Пальцы. Соединить руки в «замок».
Ежи [36] 
Повстречал ежонка еж:Пальчики обеих рук напряжены
 и растопырены.
— Здравствуй, братец!Соединяем руки вместе.
Как живешь? 

Ill часть. Изобразительная деятельность

Рисование акварелью. Знакомство с желтым цветом.

СловаДвижения
Игра с кисточкойМягкой щетинкой кисточки
Вышла кисточка гулять,водим по ладошке ребенка,
Стала пальчики считать:затем по каждому пальцу
— Раз, два, три, четыре, пять —от основания к кончикам.
Вышли пальчики гулять. 
Раз, два, три, четыре, пять —Загибаем пальчики, проводя
В домик спрятались опятькисточкой по их тыльной
И решили рисовать.поверхности.

Под руководством педагога мамы дают детям кисточки и напевают песенку, выполняя движения:

— Я сначала мою ножки,

А потом их вытираю,

В краску желтую макаю

И по листику гуляю.

IV часть. Музыкально-ритмическая

1. Хоровод.

Педагог предлагает пройти в другое помещение.

Словадвижения
«Водичка» (см. занятие № 1). 
Потягушки [5] 
Это кто у нас проснулся? 
Кто так сладко потянулся?Мамы берут детей за
Потягушечки-порастушечкируки, поднимают руки
От носочков до макушечки.и тянут вверх.
Уж мы тянемся-потянемся, 
Маленькими не останемся! 
Вот уже растем, растем, 
Вместе с мамой в лес пойдем. 
Сапожки 
Наденем мы на ножки красивые сапожки, 
Пойдут наши ножки по узеньким дорожкам.Ходьба по кругу.
По дорожке мыс тобой весело шагаем — 
Топ-топ, топ-топ, 
И грибочки с тобой дружно собираем.Ходьба с наклонами.
Раз грибочек, два грибочек, три грибочек. 
Целая корзина грибов! 
Ежик[42]
Садимся на полянку, отдыхаем. 
— Ой, кто это к нам прибежал? 
Это ежик!Достаем игрушку-ежа.
— Я ежик, ежик, ежик, ни головы, ни ножек, 
Я всегда «фр-фр» фырчу, ножками я топочу, 
Топ-топ! 
— Побежали за ежиком! — 
Чей топот быстрых ножек звучит среди камней?
То ежик, ежик, ежик бежит домой скорей. 
Вдруг тучи набежали, и в небе слышен гром.Пальчиками стучим
В клубок наш еж свернулся —по полу.
иголочки кругом. 
Капли[11] 
Капля-раз, капля-два,Поднимаем руки вверх,
капли медленно сперва.мамы указательным
Стали капли поспевать, капля каплю догонять.пальцем касаются
Сильный дождь пошел!малышей, берут их за
Солнце вышло из-за туч,ручки и приподнимают.
лучик ежика коснулся, 
Ежик сладко потянулся и дальше побежал. 
2. Упражнения на развитие общей моторики
1. Перешагиваем через пенечки (кубики). 
2. Поднимаемся по гимнастической доске. 
3. Проползаем по скамейке. 
4. Прыгаем на подушку. 
5. Переползаем через стойку. 
Читайте также:  Психическое развитие ребенка во внутриутробное

3. Игры на руках и коленях

СловаДвижения
Тушки, тутушкиМамыкладутсебенаколениподушка
сидели на подушке.Дети садятся на подушки.
 Мамы ритмично поочередно
Пришли подружки,поднимают колени.
столкнули с подушки.Подушку наклоняют,
Мы с подушки — ух!ребенок плавно съезжает на пол.
На подушку — плюх! (2 раза) [30]Сажают ребенка на подушку.
Ах, матушка, ах, матушка,Мамы ритмично поднимают колени,
сидит она на камешках, 
деток ждет и зовет.руки в стороны, затем вперед.
Детки увидали,Поворачиваем малыша лицом к
себе, 
По камешкам скакали,снова вскачем»,
маму обнимали (2—3 раза).обнимаемся.
[5] {модификацияЛаречиной Ј В.) 

4. Игровой массаж (см. занятие № 2).

Игра за столом « Жучок »[11]Мама зажимает в кулак орешек.
Кулачок на кулачок.Если малыш не может найти,
— Где ты спрятался, жучок?мама сама открывает ладошку
 и угощает ребенка.

V часть. Чаепитие

VI часть. Сказка

Маленький ежик [24]

Куча листьев здесь лежит,

Кто-то листьями шуршит.

Из-под листьев — черный нос,

Клубок иголками оброс.

Вы, конечно, догадались:

Мыс ежонком повстречались.

Топ-топ-топ — сюда, топ-топ-топ — туда (2 раза).

Маленький ежик, четверо ножек,

По лесу гуляет, подарки собирает.

Если ягодку найдет — на иголочку наткнет.

Если яблочко найдет — на иголочку наткнет.

Если листочек найдет — на иголочку наткнет.

Если грибочек найдет — на иголочку наткнет.

Вдруг выходит Страшный волк,

Страшный волк, зубами щелк.

— Не боюсь я волка! Вот мои иголки! —

Испугался волк, убежал.

Маленький ежик — четверо ножек

По лесу идет, подарки несет.

Ежик в норку подарки принес,

Достал яблочко и стал делить,

Стал он яблочко делить,

Стал он детушек кормить:

Дольку — Саше (имена детей, присутствующих на занятии),

Ну, и долечку себе.

Ах, какое яблочко вкусное!

Съел ежик дольку, «спасибо» сказал и спать улегся.

«Хр-пси, хр-пси!» Не будем ему мешать.

VII часть. Прощание

См. занятие № 1.

Примечание

Последующие три занятия проводят с использованием материалов занятия № 3, добавляя темы:

Пальчиковые игры

СловаДвижения
По грибы[34] 
— Раз, два, три, четыре, пять –— Хлопаем ладошкой малыша о свою ладошку.
Мы грибы идем искать.Растирающими движениями массируем
Этот пальчик в лес пошел,пальчики, начиная с мизинца.
Этот пальчик гриб нашел, 
Этот пальчик чистить стал, 
Этот пальчик жарить стал, 
Ну, а этот все съел, оттого и потолстел.
Ежик 
Вот свернулся еж в клубок,Пальчики сжаты в кулак.
Потому что он продрог.Указательным пальцем другой руки
Лучик ежика коснулся,касаемся кулака, пальцы
Ежик сладко потянулся.разгибаются и растопыриваются.

Изобразительная деятельность

Занятие № ЗА — Знакомство с красной краской.

Занятие № ЗБ — Знакомство с желтой краской.

Занятие № ЗВ — «Встретились две краски — красная и желтая».

Домашнее задание к занятию № 4

Принести осенние листья.

Источник