Лабиринты для детей развитие ребенка

Лабиринты для детей развитие ребенка thumbnail

Ольга Федотова
Использование игр-головоломок, лабиринтов для развития мышления детей дошкольников

Федотова Ольга Николаевна, педагог-психолог

МБДОУ №47 пос. Эльбан

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей – одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

А. В.Запорожец считал: «Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы. [2]

«Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребёнок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать», считает В. С. Мухина. [6]

Необходимо развивать мышление ребенка, нужно научить его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, но следует помнить, что механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей.

Обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать стихию ребенка – игру.

Одной из главных задач в моей работе по развитию психических процессов является задача по развитию мышления и интеллектуальных способностей детей.

Особую роль имеет создание развивающей среды, которая учитывает потребности каждого ребёнка. Я приобрела много развивающих игр для детей, игры-головоломки, игры математического моделирования,такие как: «Листик», «Сложи узор», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Головоломка Пифагора», «Волшебный круг», «Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный квадрат».

Игры-головоломки — это непростые, трудноразрешимые задачи, для решения которых требуется нестандартный подход, изменение «стереотипа мышления». А так, как у детей мышление находится в стадии формирования, головоломки поддаются детям достаточно легко и вызывают интерес, искреннее удивление, азарт и желание идти до конца.

Игры – головоломки развивают:

Пространственные представления;

Воображение;

Конструктивное мышление;

Комбинаторные способности;

Сообразительность;

Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

С 2017 года наш детский сад был базой для работы муниципальной творческой группы по логико-математическому развитию дошкольников через использование универсального игрового пособия «Логико-Малыш» по формированию логического мышления дошкольников. При помощи планшетов «Логико – малыш» мы систематизируем знания детей по математике, развитию речи, познавательному и экологическому развитию, бытовой культуре и безопасности, по коррекции психических процессов через действия с игровыми карточками и планшетом.

Пособие «Логико – Малыш»позволяет:

• Быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей.

• В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

• Комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь.

Также в своей работе я использую Лабиринты.

Лабиринт – это одна из разновидностей головоломок, придуманных человеком очень и очень давно. Разгадывание лабиринтов – занятие, которое любят многие дети. Лабиринты очень интересны, увлекательны.

Лабиринты принадлежат к тем видам игрушек, которые способны удерживать внимание детей различного возраста максимально долго, необходимо лишь подобрать лабиринт, соответствующий уровню развития ребенка. Такой неподдельный интерес детей к играм-лабиринтам обусловлен, в первую очередь, тем, что всем им нравится искать выход из «необычной ситуации», а также менять ход событий на свое усмотрение.

Существует много разновидностей лабиринтов:

Лабиринты с закрепленными деталями. Эта игрушка предназначена для самых маленьких исследователей и представлена в виде пластиковой или деревянной основы, на которой закреплены металлические прутья, имеющие замкнутый круг. На таких прутьях располагаются разноцветные движущиеся детали.

• Конструкторы. Эта игрушка уже более сложная, поскольку требует от малыша собрать лабиринт таким образом, чтобы по нему можно было беспрепятственно прокатить шарик. Не рекомендуется давать такие игрушки малышам до 3 лет, поскольку они содержат большое количество мелких деталей.

• В виде настольных игр. Такая игрушка сможет увлечь не только одного ребенка 5-6 лет, но и компанию его друзей.

Лабиринты, нарисованные на страницах печатных изданий. В ходе такой игры ребенку может быть предложено собрать определенное слово, число, провести сказочного героя к цели, нарисовать изображение и многое другое.

Игры – лабиринты помогают детям научиться логически, прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты.

Опыт моей работы показывает, что с помощью несложных игр и игровых упражнений можно развивать наблюдательность и глазомер, образное мышление, зрительно-пространственную память, сформировать координацию движений руки и глаза, развивать тонкую моторику кисти руки, умение ориентироваться на плоскостях разной величины.

Читайте также:  Муниципальные бюджетно дошкольного образовательное учреждение центр развития ребенка

Прохождение лабиринтов способствует развитию умения сосредотачиваться, находить верный путь, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Работа с лабиринтами способствует улучшению качества произвольного внимания у детей: постепенно увеличивает его объём, улучшает его распределение, переключение, устойчивость.

Лабиринты можно включать в занятия или использовать в свободной деятельности детей.

Существует определенная методика работы с лабиринтом:

– сначала объясняем сюжетную основу с помощью вопросов, или выдвигаем проблемную ситуацию, которую надо решить,

– предлагаю внимательно рассмотреть картинку-лабиринт.

– После этого совершаем первое путешествие по лабиринту – взглядом, пальцем.

– Правила:

В своей работе я использую лабиринты Воскобовича (я их немного модернизирую: заменяю буквы на цифры или предметы по лексическим темам, можно использовать различных героев).

Детям настолько нравятся лабиринты, что они просят ещё и ещё.

Такая, казалось бы, обычная игра хорошо развивает упорство и терпение. Это можно даже заметить по поведению ребенка в процессе игры – насколько быстро он сдается или начинает нервничать, если не находит выход из лабиринта. Чем нетерпеливее ведет себя ребенок в игре, тем чаще необходимо привлекать его к подобным играм, шаг за шагом вырабатывая терпение и спокойное восприятие сложных ситуаций. Таким образом, лабиринты для детей отлично дополняют любое развивающее занятие.

Источник

Лабиринт, будь он на бумаге или же в виде игрушки — это головоломка и развлечение одновременно. Самые маленькие дети с удовольствием просто перебирают бусины и брусочки лабиринтов, не понимая, куда и что нужно переместить. Дети постарше увлечённо доставляют бусинки красного цвета в один пункт назначения, а зелёного — в другой. Становясь ещё старше, они начинают интересоваться головоломками на бумаге, где нужно привести зайца к морковке, выяснить, кого же поймал мальчик на удочку или провести колобка к бабушке с дедушкой, выстроив дорожку из элементов паззла так, чтобы не встретиться по дороге с лисой и волком.

Лабиринт

Лабиринт — головоломка с различными вариантами сложности. Цель лабиринта — найти дорогу от входа до выхода.

На первый взгляд может показаться, что это просто занимательная игра, способ провести время. Но на самом деле лабиринты учат ребенка анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, то есть мыслить смело, креативно и, вместе с тем, рационально.

Итак, какие же лабиринты бывают?

Лабиринт для пальчиков.

Эта развивающая игрушка предназначена для детей от 8 – 9 месяцев. Обычно она выглядит как хитросплетение прутиков, закрепленных на деревянной основе. На прутиках есть бусины, шарики или фигурки животных и транспорта. Как правило, лабиринт тематический: нужно отвести автобус в депо, состыковать бусины по цвету или составить сюжет сказки, выстроив фигурки в определенной последовательности.

Что развивает?

  • мелкую моторику, т. е. тонкие осмысленные движения пальцами и кистью руки, следовательно — готовит руку к письму;
  • координацию движений, т. е. точность движений рук;
  • способности к ориентации в пространстве, на практике знакомит ребенка с понятиями «вверх», «вниз» и др.

Лабиринты-проводилки (лабиринты-раскраски).

Эти головоломки нарисованы на бумаге. Есть вход и выход, нужно провести дорогу между ними. Как правило, на первых этапах позволяется и даже требуется, чтобы ребенок раскрашивал дорожку, по которой он решил отправиться. В этом случае он увидит весь путь. Однако к 4 – 5 годам рекомендуется постепенно убирать элемент раскрашивания и просить ребенка проводить маршрут глазами, а уже после показывать его пальцем или рисовать карандашом.

Рекомендуется подмечать, как именно ребенок проходит лабиринты, чем он руководствуется: считывает картинку целиком или наугад? Если второй вариант, то нужно вернуться на предыдущий этап — к объёмным лабиринтам.

Совет:

Для того, чтобы навыки малыша совершенствовались, нужно каждый последующий лабиринт делать немного сложнее предыдущего.

Играя в них, малыш лучше осмыслит стоящую перед ним задачу, только родители должны ему в этом помочь. Мышление и воображение ребенка будут развиваться. Накопленный опыт он сможет применить и к бумажным лабиринтам.

Многие психологи отмечают, что иногда полезно устраивать соревнования между детьми или со взрослым, проходя лабиринты на скорость: кто быстрее? Но учтите, что конкуренция бывает здоровой только в том случае, если она имеет шуточную форму и не задевает самооценку малыша. Тогда она подстёгивает скорость мышления.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка в труде

Лабиринты-пазлы.

Это самый интересный вид головоломки, рассчитанный на детей от 4 – 5 лет. Как правило, представляет собой книжку с заданиями и магнитными паззлами с элементами лабиринта или настольную игру. Иногда выполняется в виде пятнашек. Здесь уже недостаточно найти вход и выход. К такому лабиринту прилагается книжка с заданиями разного уровня сложности. В одном месте нужно выстроить дорогу так, чтобы можно было достать сокровища, не переходя мост, в следующем случае нужно пройти под пальмой, но не по мосту и т. д.

Что может быть прекраснее ребенка, который сидит и увлеченно решает лабиринты? Только осознание того, что эта игра готовит его в будущем решать сложные задачи и выходить из сложной ситуации победителем, несмотря ни на что.

Источник

Детские игры-лабиринты относятся к категории «классических», или, как говорится, игр «на все времена». Множество идей для создания самодельных дидактических игр и головоломок на основе лабиринтов собрано на страницах этого тематического раздела.

Здесь можно найти пособия любого уровня сложности, плоские и объёмные, сделанные, чаще всего из самых простых подручных материалов. Немало публикаций посвящено созданию специальных математических или логопедических игр-лабиринтов.

Строим, склеиваем, шьём увлекательные лабиринты вместе с МААМ!

Содержится в разделах:

  • Дидактические игры

Показаны публикации 1-10 из 120.
Все разделы
| Лабиринт. Дидактические игры на основе лабиринтов

Новое

Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возрастаЛабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Развивающая игра- головоломка, предназначенная для стимуляции работы обоих полушарий головного мозга. Ход игры: Ребёнок берет два бегунка (два шарика в пластиковом корпусе разных цветов) и передвигает их по…

Дидактическая игра «Лабиринт» Дидактическая игра «Лабиринт»Дидактическая игра «лабиринт» Лабиринт ставит ребенка перед выбором в заведомо сложной ситуации, из которой ему необходимо найти выход, а значит, преодолевать себя, не останавливаться и идти до конца. При этом ребенок развивает в себе такие качества как целеустремленность,…

Лабиринт. Дидактические игры на основе лабиринтов – Конструирование в средней группе «Как мы вместе построили лабиринт с кладовкой»

Публикация «Конструирование в средней группе «Как мы вместе построили лабиринт с…» Конструирование в средней группе «Как мы вместе построили лабиринт с кладовкой»
Конструирование в средней группе «Как мы вместе построили лабиринт с кладовкой» (информативного характера) Задачи занятия: вызвать интерес к конструированию и обыгрыванию лабиринта с кладовкой по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»; инициировать поиск способов сочетания…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста
Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала “Волшебный лабиринт”, который я сделала из брусочков обычного , цветного пластилина, расположив брусочки по кругу, в виде лабиринта. Эта игра очень понравилась детям. Дети…

Конспект группового коррекционного занятия «Лабиринт» для детей средней группы
Цель: развивать усидчивость и терпение. Методическое оснащение: счетные палочки, спички, образцы лабиринтов. Оборудование: цветные карандаши, листы бумаги. Ход занятия: Вводная часть: Ритуал приветствия «Встанем в круг!» Психолог говорит: «Здравствуйте ребята, я рада…

Планшет из фетра «Лабиринт» для детей младшего дошкольного возраста Планшет из фетра «Лабиринт» для детей младшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию пособие изготовленное самостоятельно для работы с нашими детками.Пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста. Для изготовления нам потребуется листы цветного фетра формата А4 и небольшие кусочки фетра основных…

Лабиринт. Дидактические игры на основе лабиринтов – Дидактическое пособие «Лабиринт своими руками»

Статья «Дидактическое пособие «Лабиринт своими…» Дидактическое пособие «Лабиринт своими руками»
Лабиринт всегда считался сложным испытанием, требующим внимательности и упорства. Конечно, детские развивающие игры лабиринты не такие уж запутанные и коварные, как взрослые, но ребенку понадобятся определенные усилия, чтобы найти выход. Лабиринт развивает не только логическое…

Мастер-класс по изготовлению лабиринта для тимбилдинга для детей старшей и подготовительной к школе группы Мастер-класс по изготовлению лабиринта для тимбилдинга для детей старшей и подготовительной к школе группы
Мастер – класс по изготовлению лабиринта для тимбилдинга для детей старшей и подготовительной к школе группы. 1. Необходимо определиться с толщиной фанеры. Я остановилась на толщине 4 мм, так как для детей старшего и подготовительного возраста она не тяжелая и прочная. 2….

Дидактическое пособие «Развивающая настольная игра «Головоломка лабиринт» своими руками из коктейльных трубочек Дидактическое пособие «Развивающая настольная игра «Головоломка лабиринт» своими руками из коктейльных трубочек
Изготовление данного пособия будет интересно для педагогов дошкольного, дополнительного образования, родителей детей. Назначение: развивающая игрушка, применение на практике детьми дошкольного возраста. Настольные игры все больше и больше завоевывают сердца наших дошколят….

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры-лабиринта с использованием фетра «Загони мяч в свои ворота» Мастер-класс по изготовлению дидактической игры-лабиринта с использованием фетра «Загони мяч в свои ворота»
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга,…

Читайте также:  В период кризисного развития у ребенка наблюдается трудновоспитуемость

Страницы:
2 3 4 … 12

Источник

Развитие мелкой моторикиЛабиринты для детей 2 - 4 лет – важное направление в занятиях с малышами.

Лабиринты для детей 2 – 4 лет развивают мелкую моторику и готовят руку к письму.

С просторов интернета я собрала более 100 цветных и черно-белых лабиринтов для малышей. Вы можете скачать их одним файлом.

Кроме того, в продаже имеются готовые пособия. Я расскажу о них и дам простой совет, как сделать их многоразовыми. Ведь дети обычно с большим удовольствием рисуют всякие дорожки в этих пособиях, и они заканчиваются так быстро, что можно разориться, покупая очередной набор.

Содержание:

  • Лабиринты для детей по возрастам
  • Лабиринты для малышей — рисуем сами
  • Готовые пособия
  • Как сделать лабиринты многоразовыми

Лабиринты для детей развитие ребенка

Лабиринты для детей по возрастам

Лабиринты для малышей 2 лет – это короткие и широкие дорожки, чаще всего прямые или немного изогнутые.

Лабиринты для детей 2 лет

В 3 – 4 года задания усложняются, дорожки становятся узкими и извилистыми.

Лабиринты для детей 3 лет

Когда ребенок будет легко с ними справляться, можно предложить ему лабиринты с разветвлениями. Помимо мелкой моторики, они развивают внимание и пространственное мышление.

Лабиринты для детей 4 лет

Лабиринты для малышей – рисуем сами

Что делать, если у вас нет принтера или нет возможности распечатать лабиринты? Их легко можно нарисовать самим. Именно так я и делала сначала.

Главное – придумать интересный сюжет, чтобы для ребенка это было не задание, а веселая игра. Вы можете скачать лабиринты и подсмотреть идеи в них.

Вот несколько простых сюжетов для примера:

  • проводим дорожку от животных к еде (зайчика к морковке, птичку – к червячкам);
  • помогаем зверям добраться до их домиков (медведь – в берлогу, белка – в дупло);
  • рисуем лучики солнцу, как скатываются малыши с горки, как футболист забивает мяч в ворота, как машина едет по дорожке.

Я рисовала лабиринты фломастерами, процесс занимал пару минут. А Антошка занимался с большим удовольствием.

Лабиринты для малышей

Есть еще более простой вариант, когда вы рисуете только дорожку, а в качестве героя используете маленькую игрушку (животное, машинку).

Лабиринты для детей своими руками

Готовые пособия

Считаю, что распечатка лабиринтов оправдана на начальном этапе знакомства малыша с ними. Со временем ребенку захочется чего-то яркого и нового. На помощь приходят готовые сборники заданий.

Самые популярные из них – это, конечно, Kumon и Gakken. Это красочные сборники с лабиринтами для детей 2,3,4 лет, где задания идут от простого к сложному. Постепенно, шаг за шагом, ребенок учится проводить все более длинные, извилистые и точные линии.

Лабиринты Kumon:

Лабиринты для детей развитие ребенка
Лабиринт
My-shop

Лабиринты для детей развитие ребенка
Лабиринт
My-shop

Лабиринты для детей развитие ребенка
Лабиринт
My-shop

Лабиринты для детей развитие ребенка
Лабиринт
My-shop

Лабиринты для детей развитие ребенка
Лабиринт
My-shop

Лабиринты для детей развитие ребенка
Лабиринт
My-shop

Лабиринты Gakken:

Лабиринты для детей развитие ребенка
Лабиринт
My-shop

Лабиринты для детей развитие ребенка
Лабиринт
My-shop

Лабиринты для детей развитие ребенка
Лабиринт
My-shop

Другие пособия:

Лабиринты для детей развитие ребенка
My-shop

Лабиринты для детей развитие ребенка
Лабиринт
My-shop

Лабиринты для детей развитие ребенка
Лабиринт
My-shop

Лабиринты для детей развитие ребенкаЕсть и многоразовые лабиринты My-shop).

В этой книге, предназначенной для детей от 2-х лет, страницы плотные и глянцевые.

Фломастер на водной основе легко с них смывается. И вы можете вновь и вновь проходить задания.

В книге 20 лабиринтов и несколько простых заданий.

Как сделать лабиринты многоразовыми

Покупая готовые пособия, где нужно провести линии, обвести фигуры, мы сталкиваемся с тем, что ребенок, увлеченный этим полезным занятием, очень быстро проходит все задания.

Маме приходится покупать новые сборники. А это удовольствие не из дешевых.

На помощь приходят обычные файлы.

Я отрезала листы с лабиринтами Kumon и вставила их в файлики. Файлы удобно хранить в папке с кольцами.

Многоразовые лабиринты

Сын проводит линии фломастерами (лучше на водной основе), затем влажными салфетками стирает нарисованное. И лист снова готов к использованию. За один раз дети обычно не ограничиваются одним-двумя заданиями. Они готовы исписать десяток листов, а то и больше.

Даже процесс стирания мы превратили в игру. Придумали будто волк может поймать главного героя и нам нужно быстро стереть оставленные им следы, чтобы хищник не нашел его по запаху. Антошка с радостью берется за дело.

Когда ребенок многократно проходит задание, можно снять файл и позволить малышу рисовать ручкой или карандашом. Ведь то, чем ребенок пишет – очень важно. Чем разнообразнее инструменты, тем полезней. По моему мнению, карандаш – лучший инструмент для развития графических навыков.

Похожие статьи:

  • Игры с кинетическим песком
  • Рисование с детьми 1 — 3 лет
  • Аппликации для детей 1 — 3 лет
  • Лепка с детьми 1 — 3 лет
  • Игры с манкой

Источник