Л толстой в развитии ребенка

Л толстой в развитии ребенка thumbnail

Лев Толстой вошел в историю не только как классик мировой литературы, но и как педагог. В 31 год он открыл свою школу в Ясной Поляне, в которой бесплатно обучал крестьянских детей по своей методике. Принципы его воспитания и образования были новаторскими для XIX века, а что мы скажем о них сегодня?

10 правил воспитания детей по Толстому

Писатель Лев Толстой с внуками. Фотография: znak.com

10 правил воспитания детей по Толстому

Крестьянские дети у крыльца сельской школы деревни Ясная Поляна. Фотография: tolstoyschool.com

Не портить воспитанием

Толстой говорил: детский возраст — это первообраз гармонии, которую портят и уничтожают. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира. Лучше всего отказаться от целенаправленного воспитания. Это не значит, что с детьми не нужно заниматься, но следует развивать то, что в них уже есть, и ценить «первобытную красоту». «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.

Л толстой в развитии ребенка

Не наказывать

Толстой был ярым противником насилия: он категорично заявлял, что в школе не может быть розг, а ученика нельзя наказывать за невыученные уроки. Отмена любых наказаний в Яснополянской школе стала новаторством для XIX века. Современники сомневались, может ли такая методика быть эффективной, и спорили: «Все это очень справедливо, но согласитесь, что без розги иногда невозможно и что надо иногда заставлять учить наизусть».

Л толстой в развитии ребенка

Не скрывать свои недостатки

Классик был уверен: дети значительно проницательнее взрослых — и советовал родителям сперва обнаружить свои слабые стороны. В противном случае дети уличат в лицемерии и не будут прислушиваться к мнению старших.

Л толстой в развитии ребенка

Учить полезному

Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс в России XIX века. Он возмущался, что для получения аттестата ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.

Л толстой в развитии ребенка

Воспитывать самостоятельность

Толстой говорил, что люди из народа — те, кто не обучались в гимназиях и университетах — «свежее, сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное — нужнее людей, как бы то ни было воспитанных». Именно поэтому один из основных заветов обучения в его Яснополянской школе был такой: не заставлять детей подчиняться жестким правилам, а воспитать в свободе и учить самостоятельности.

Л толстой в развитии ребенка

Разрешить недовольства

В Яснополянской школе, помимо уроков, часто проводили беседы. На этих встречах учителя и ученики обсуждали все, что считали важным: вопросы науки, новости, учебный процесс. Ученики могли высказывать свою точку зрения и даже критиковать учителей. Свободное воспитание, которое воспевал Толстой, подразумевало честный и открытый разговор.

Л толстой в развитии ребенка

Развивать воображение

Воспитание и образование — это не только изучение учебников. Писатель отмечал, что на формирование личности ребенка воздействует все, что его окружает: «детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает». Познавая мир, ребенок развивает воображение и творческие способности. Огромной ошибкой Толстой считал обучение по четкой методике, вместо того чтобы лишь направить ребенка в изучении мира во всем его многообразии.

Л толстой в развитии ребенка

Учить понятно

Свободное образование было неприемлемо для гимназий или университетов XIX века, где учеников насильно, иногда под страхом телесных наказаний, заставляли заучивать уроки. Толстой построил учебный процесс без принуждения к образованию и стремился учить так, чтобы ребенок получал от этого удовольствие. Основные советы учителям писатель собрал в брошюре «Общие замечания для учителя», где рекомендовал пристально наблюдать за душевным и физическим состоянием учеников, а вместо сухих терминов преподносить ребятам впечатления.

Л толстой в развитии ребенка

Быть человечнее

«И дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека», — писал Толстой. Знания, правила, науки — меньшее, чему может научить ребенка взрослый человек. Наблюдая за родителями и учителями, дети делают выводы о том, что значит быть хорошим человеком, как следует себя вести в обществе и по каким законам жить. Детскую проницательность нельзя обмануть ни знаниями, ни правами.

Л толстой в развитии ребенка

Самому жить хорошо

По Толстому, дети — чисты, невинны и безгрешны от природы. Взрослея, они познают мир, ориентируясь прежде всего на поведение родителей и близких людей. Поэтому главный завет всей толстовской педагогики — в первую очередь заботиться не о воспитании молодого поколения, а совершенствовать самого себя.

Л толстой в развитии ребенка

Автор: Мария Соловьева

Источник

“Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель». Л.Н.Толстой

Нет такого человека, который не был знаком с творчеством Л.Н.Толстого. Но не все знают что Лев Николаевич был еще замечательным педагогом, который смотрел на обучение ребёнка исходя из его личности, что противоречило принципам воспитания того времени.

На протяжении всей жизни Лев Николаевич изучал педагогические вопросы. Многие его мысли отражены в его сочинениях, в которых каждый из читателей сможет почерпнуть для себя новые идеи, что-то заставит задуматься.

09 сентября 1828 — 20 ноября 1910 Один из самых известных писателей и философов в мире.

Школа в ясной поляне

В 1859 году Лев Николаевич Толстой открыл Яснополянскую школу для детей крестьян. Обучение проводилось по системе писателя. Просуществовала школа не долго, всего 3 года, несмотря на это она стала известна.

Лев Николаевич преподавал математику, физику, историю, разбирал сочинения и рассказы учеников. В школе было еще 4 учителя.Также в школе изучали естествознание, русский язык, этику, пение, рисование, гимнастику, религиозное учение, столярное дело и сельскохозяйственный труд.

Исходя из своего опыта, и опыта работавших в школе учителей издавался педагогический журнал «Ясная Поляна».

Принципы воспитания и главная идея

Главной идей педагогики Л.Н.Толстого является – свободное, естественное воспитание. Главные ценности – духовность, гуманность и любовь.

Принципы:

1. Сознательности и активности. Дети должны понимать смысл и значимость обучения.

2. Связь с жизнью. В учебный процесс обязательно нужно включать материал из истории народа, его быта, природе родного края, страны с помощью рассказов, сказок, басен,

3. Доступность обучения. Обучение должно быть понятным и занимательным, сложный материал должен объясняться в доступной форме.

4. Прочность усвоенных знаний. Этот принцип связан с первым. Ребёнок должен уметь объединять части разных знаний в целое, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Природосообразность. Все дети имеют от природы стремление к новым знаниям, а задача учителя помочь им в этом.

Условия воспитания и освоения знаний:

доброжелательная обстановка;

✔учитывание индивидуальности ребёнка, его возраста, интересов;

✔уважение личности ребёнка;

✔предоставление возможности самостоятельной деятельности (познавательной, творческой);

✔установление межпредметных связей;

✔повторение пройденного материала, систематически;

✔обеспечение связей с жизнью; урочной, внеурочной и познавательной деятельности; умственным и физическим развитием;

Детей обучали без принуждения, их не наказывали, не били, но при этом вели себя они примерно. Многие ученики приходили с утра и уходили поздно вечером.

Методы и приёмы обучения, которые Лев Николаевич Толстой использовал в своей педагогической практике: экскурсии, опыты, наглядность, проблемные ситуации, рассказ, беседа, эмоциональное воздействие, работа с сочинениями и т.д.

Толстой написал для детей “Азбуку” в 4х частях и книги для чтения. Рассказы в них реалистичны, связаны с жизнью, они воспитывают ребёнка нравственно, этически и умственно. Многие из них до сих пори изучают в школах и читают дома.

О воспитании в семье

Воспитание ребенка Лев Николаевич Толстой считал, самой важной задачей родителей.

  • родители должны иметь единый подход к воспитанию;
  • важен личный пример;
  • уважение, между всеми членами семьи;
  • трудовое воспитание необходимо с раннего возраста;
  • телесные наказания не допускаются;
  • развитие должно быть гармоничным.

Минусы:

  • полная свобода образования, кто хотел уйти, тот вставал и уходил из класса;
  • нет программы, и дети учились только тому, что им нравится;
  • идеализация природы детей.

В своё время педагогика Л.Н.Толстого подвергалась неоднократно критике, но были и те, на кого она произвела огромное впечатление.

В педагогике Толстого, прослеживаются некоторые противоречия. Но, несмотря на это, в его идеях много ценных мыслей, которые могут способствовать гармоничному воспитанию ребёнка и в современном мире. Его опыт и размышления бесценны. Льва Николаевича Толстого по праву называют гением!

Вам может быть интересно:

Педагогика Макаренко и современные дети.

Семейные традиции. Как сохранить имеющиеся и сформировать новые.

Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 декабря 2016;
проверки требуют 13 правок.

Крестьянские дети у крыльца сельской школы деревни Ясная Поляна.

Религиозно-нравственные основы воспитания[править | править код]

Нравственно-религиозное учение Л. Н. Толстого строилось на идее непротивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым человеком. Предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Он доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.[1]

Условия нравственного воспитания[править | править код]

  • развитие наблюдательности;
  • развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать;
  • свобода детской активности и детского творчества;
  • уважение ребёнка как личности;
  • протест против угнетения детей;
  • уважение к детским недостаткам;
  • приобщение ребёнка к «религиозному началу».

Теория свободного воспитания[править | править код]

Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, которую портят несовершенное общество и взрослые с их «фальшивой» культурой, Л. Н. Толстой утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться. Дело учителя — следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отражение в педагогических статьях Л. Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы.

Яснополянская школа[править | править код]

Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху безграничного преклонения перед новейшей немецкой педагогикой. Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Образование[править | править код]

Образование — свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает её. В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развития творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.[2] Он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно, полагал он. Л. Н. Толстой писал: « Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Однако самым важным в образовании, по мнению Л. Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, то есть содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность.[3] Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа). Развитие творчества детей: самостоятельная работа, сочинения. Сознательное усвоение знаний. Приучение учащихся к наблюдательности. Широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, наблюдение подлинных предметов. Критическое отношение к звуковому методу обучения грамоте.[4]

Л. Н. Толстой писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».[5]

Мысли о деятельности учителя[править | править код]

Л. Н. Толстой писал:

  • «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко, и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию».
  • «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель».

Советы учителям

  • Чем труднее учителю, тем легче ученику.
  • Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.
  • То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
  • Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
  • Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
  • Урок должен быть соразмерен силам ученика.[6]

Вклад в развитие педагогики[править | править код]

Развил теорию свободного воспитания Ж. Ж. Руссо в отечественной педагогике. Написал одну из первых учебных книг для народной школы. Создал самобытную педагогическую систему, построенную на собственных религиозно-философских идеях. Написал фундаментальные работы в области образования: «Азбука» (1872), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875), «О народном образовании» (1874). Идеи Л. Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К. Н. Вентцеля, и многих других педагогов конца XIX — начала XX в.[3]

Ссылки[править | править код]

  • Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой ; АПН СССР. — М. : Педагогика, 1989. — 542, [1] с.
  • Гусев Н. Н. Педагогические высказывания Л. Н. Толстого (недоступная ссылка) / собр. Н. Н. Гусев; с предисл. А. П. Пинкевича. — М. : Работник просвещения, 1928.
  • Кросби, Эрнест. Л. Н. Толстой как школьный учитель [Текст (не редактируемый)] : пер. с англ. / Э. Кросби. — Изд. 2-е. — М. : [б. и.], 1908. — 79, [1] с.
  • Кросби, Эрнест. Л. Н. Толстой как школьный учитель [Текст (распознанный)] : пер. с англ. / Э. Кросби. — Изд. 2-е. — М. : [б. и.], 1908. — 79, [1] с.
  • Андронов И. К. (недоступная ссылка) Лев Толстой и его увлечение математикой и её преподаванием: (в связи с 50-летием со дня его смерти) (недоступная ссылка) // Московский обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. Учёные записки. / — М.: [б. и.], 1963. — Т. 123: Высшая алгебра, элементарная математика, методика математики, вып. 3. — С. 3-80

Примечания[править | править код]

  1. Коджоспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М., 2003.- С.130.
  2. ↑ Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.- С. 412.
  3. 1 2 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.
  4. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М., 2003.- С. 130
  5. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.- М., 1982 .
  6. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли.- М.,2003.- С. 131

Источник

Любой, кто знакомится с педагогическим наследием Толстого, бывает изумлен, насколько его идеи до сих пор выглядят новаторскими, хотя были повторены и «перепридуманы» и вписаны в различные концепции уже тысячи раз. В чем была революционность его подхода?

Фёкла Толстая,
российская журналистка, радио- и телеведущая, режиссёр

Толстой в любом ребенке видел человека, личность. Он уважал свободу ребенка, его творчество, его право на выбор собственного пути. Для него неприемлемо было никакое насилие, в том числе и образовании и воспитании. Сегодня это звучит скорее нормально, чем странно, но полтораста лет назад такие идеи были совершенно революционными. Толстой довольно серьезно подошел к занятиям педагогикой и предпринял даже специальную поездку по Европе, хотел изучить западный опыт. Увиденное привело его в ужас. Прогрессивная на тот момент немецкая система строилась на наглядном обучении и копировании. Важнейшим показателем оставалась дисциплина. Все это было совсем не близко Толстому. Вслед за Руссо Толстой считал, что человек рождается совершенным, чистым и прекрасным, поэтому еще неизвестно, кому у кого учиться. У него, кстати, была статья с почти таким названием — «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?».

Толстой не столько учил, сколько занимался вместе с детьми, делал что-то с ними сообща. Он для каждого старался найти что-то только ему подходящее — сейчас бы сказали: индивидуальный подход в обучении. Кроме того, в школе Толстого не было строгой дисциплины — многие вещи были революционными для своего времени.

Как современники воспринимали его идеи? А родные?

Толстовская школа не оставила равнодушным педагогическое сообщество того времени. Тем паче, что Толстой стал издавать журнал о педагогике «Ясная Поляна». Были сторонники толстовских экспериментов, но были и ярые противники, один из них, например написал: «Полянская школа скорее есть школа навыворот, нежели место порядка, дисциплины и благочиния…». Прекрасное слово «благочиние», точно передает характер ожиданий, такие ожидания и сейчас у многих есть.

Нельзя не сказать, конечно, об «Азбуке» Толстого, замечательные тексты которой оценили очень многие, а переработанная «Новая азбука» была принята и рекомендована для школ по всей стране. Именно как автора «Азбуки» Толстого избирают в состав Императорской академии наук.

Толстой ведь предложил новую систему обучения чтению — читать не по буквам, а по слогам. Дети уже через 2−3 дня начинали сами читать некоторые слова.

Что касается семьи, то Лев Николаевич вместе со своей женой Софьей Андреевной сам занимался обучением детей, особенно старших. Толстой следил за тем, что они читают, часто читал им сам вслух. Семейное чтение было очень важной частью жизни, хорошо бы и сейчас такие традиции сохранялись. Несколько лет назад мы делали серию чтецких марафонов, которые объединяли с помощью инетернета сотни людей по всему миру. Придумывая это проект мы опирались на домашние чтения в кругу толстовской семьи.

Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год

Что происходило с детством и отношением к детям во времена Толстого?

Думаю, все по‑разному происходило в семьях дворянских и крестьянских, хотя били детей всех, независимо от сословия. У Толстых, правда, телесные наказания не были приняты. Но ужасно, что сейчас снова можно услышать голоса сторонников такого именно воспитания: «Меня вот били и ничего, нормальным вырос». Насилия в нашем обществе по‑прежнему много.

Какова была судьба педагогического наследия Толстого? Усвоила ли что-то из идей советская педагогика?

Мне еще раньше нужно было бы оговориться, что я совсем не специалист по педагогике Толстого, есть много замечательных ученых, мои познания очень скромны. Насколько мне известно, толстовскую методику пытались повторить еще при нем — эксперименты не были удачными. Хотя Толстой был не единственным учителем в своих школах, были у него и коллеги, но перевести его подход в строгую методику не удалось. Это объяснимо: толстовская педагогика не нормативна, нет законов и правил, как поступать.

Это творческая педагогика доверия и уважения к маленькому человеку.

Я думаю, что сейчас мы как раз к этому приходим, когда говорим про индивидуальный подход и творческое воспитание.

Есть ли надежда, что сейчас мы действительно на повороте к гуманной педагогике?

Надежда есть, конечно. И мы видим, несмотря на все ужасы современного мира, что нравы мягчают и мы становимся гуманнее друг по отношению к другу. Но как бы мы ни старались, следующие поколения сочтут наши сегодняшние методы дикими, а нашим детям всегда будет что рассказать психологу о своем непростом детстве.

С другой стороны, если просто задуматься над толстовскими идеями, то мы увидим, что на отношение к ним очень изменилось за прошедшие 100−150 лет. То, что казалось парадоксом, странностями, причудами Толстого его современникам, теперь, в XXI веке, становится мейнстримом. Об этом говорит профессор Зорин в своей последней книжке «Жизнь Льва Толстого. Опыт прочтения». Вот смотрите: непротивление злу насилием, опрощение Толстого (мы бы сейчас сказали — дауншифтинг), его пацифизм, вегетарианство, экологичный подход, отношение к смертной казни — мы доросли до всего этого, и Толстой нам уже не кажется чудаком. Думаю, что так же мы доросли до педагогики Толстого.

Лев Николаевич Толстой разбирает утреннюю почту. Мещерское Московской губернии, 1910 год

Вам нравятся современные родители? Что из процессов, с ними происходящих, вам кажется наиболее интересным и важным?

Мне нравится тенденция, которую сейчас принято называть «осозанностью». Осознанное потребление, осознанное питание, осознанное родительство. Это тоже очень толстовская история, потому что он (посмотрите по дневникам!) всю жизнь воспитывал себя, всю жизнь требовал от себя чего-то, все время ставил перед собой задачи и давал себе отчет в совершенном, он контролировал себя и с вниманием относился к окружающим. Он хотел жить не «как получается» или «как вышло», а как ты сам решил. Не это ли сегодняшнее стремление к осознанности?

Вы мама шестилетней дочери. Насколько гуманным родителем получается быть на практике? Получается ли развивать, не угнетая, и уважать детские недостатки?

Пока непонятно, ведь моя оценка не единственная в этом вопросе, важнее, что скажет выросший человек. Но, правда, это непростая задача. Один умудренный опытом человек сказал мне: «Быть родителем — это ситуация, когда предыдущий жизненный опыт не помогает». И главные вопросы — где нужно дать больше свободы, а где быть строже, где направить, а где дать попробовать все сделать самой.

Был ли Лев Николаевич хорошим родителем? Что мы об этом знаем?

Вопрос, что мы называем хорошим родителем. И опираемся ли мы на сегодняшнее наше представление о хорошем родительстве? Было ли оно таким же в XIX веке? При этом я думаю, что, несомненно, Толстой был хорошим отцом. Начиная с того, что он осознанно хотел иметь большую семью. Возможно, потому что сам вырос сиротой (его мать умерла, когда ему было два, а отца не стало, когда мальчику было восемь). У Льва Николаевича и Софии Андреевны было 13 детей, Толстой занимался с ними в детстве, следил за их развитием, беспокоился об их взглядах.

Несмотря на все сложности, это была огромная и дружная семья, дети выросли умными и порядочными людьми. Да, им было не просто состоятся и найти свое место в тени такого великого отца, но им это удалось.

Есть прекрасная книга Павла Басинского о взаимоотношениях отца и сына, Льва Львовича, «Лев в тени Льва». И есть прекрасная книга младшей дочери Толстого Александры, которая так и называется «Отец». По принципам, заложенным отцом, она жила всю жизнь, она продолжала его дело.

Сейчас в Ясной Поляне раз в два года собираются потомки Толстого со всего мира. И тут вопрос не столько в том, что мы потомки известного человека. Мы рады встрече друг с другом, потому что сила семейной любви, которая была у Толстого, она доходит и до нас спустя поколения.

Потомки Льва Толстова на семейной встрече в Ясной Поляне

Дочь идет в следующем году в школу, верно? Чего ждете от школы? На что надеетесь, чего опасаетесь?

Опасаюсь того, что ей будет скучно.

Что сейчас, на ваш взгляд, со школой происходит в России? Какие проблемы нужно решать в первую очередь?

Я не так хорошо разбираюсь в современной школе, но на мой обывательский взгляд есть зазор между тем, чему учат в школе, и тем, что требуется от современного работника, или просто человека. Этот зазор очень большой. Хедхантеры говорят, что нужны люди с критическим мышлением, креативным подходом, хорошо коммуницирующие и так далее. Способствует ли этим появлению этих качеств система ЕГЭ? Развивает ли она логику, стратегическое мышление, возможность разбираться в сложных и динамических системах, каковым является современный мир? Тут и слова Льва Николаевича будут кстати: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»

Лев Николаевич Толстой во время общения с детьми в Троицын день. Ясная поляна. Репродукция фотографии 1907−1909

Выставка, в рамках которой мы общаемся, — о чем она?

Выставка «Кнут и пряник. Как любить ребенка?» обращается к опыту Толстого для того, чтобы разобраться, как нам сейчас выстраивать отношения с ребенком, как воспитывать и учить, и при этом не измучить и не испортить маленькое существо. Как наказывали и хвалили детей в давние времена? За что пороли, а за что разрешали залезть на шкаф? Для Толстого-отца, учителя, мыслителя дело было не в том, какой кнут выбрать или каким пряником наградить. Для него не было жесткой иерархии, он не смотрел на ребенка сверху вниз, ему важен был разговор на равных, диалог с человеком, даже и маленьким. Вот эта толстовская мысль — общаться на равных — мне очень дорога.

Как реагируют посетители?

Дети с радостью «пробуют» старинные наказания и поощрения, разглядывают розги, становятся на горох, залезают на печь. Для них же и последний зал выставки — игровая комната с игрушками, театром теней и другими развлечениями. Но, надеюсь, и родители играют вместе с детьми. Толстой любил повторять, что «игра — дело серьезное», сам много играл с детьми дома. Вот это уж точно против всяких иерархий — сеть на ковер и предаться игре.

Что для вашего собственного родительства кнут и что — пряник?

Дети хитрые, они жестко борются за свои права. Я не люблю торговаться — ты мне, я тебе, стараюсь, чтобы это было не все время. Но как-то управлять-направлять же нужно! Иногда неожиданно помогает нежность, я воспринимаю это как огромную удачу.

Лев Николаевич Толстой с внучкой Таней в Ясной Поляне, 1907 год.

Изменились ли кнуты и пряники со времен вашего детства? Как воспитывали вас?

Я не помню, как меня воспитывали, и это, мне кажется, хороший знак. Значит, как-то все мягко прошло. Родители много работали, занимались наукой, не были чрезмерно сфокусированы на детях. Мне нравится такая модель: дети видят, что у взрослых есть свое дело, своя жизнь, и начинают по примеру выстраивать свою.

Что из вашего детства у современных детей уже не воспроизвести — вот то, чего могло бы быть жаль?

Недавно в рамках выставки «Кнут и пряник» моя коллега Нина Добрынченко-Матусевич проводила дискуссию «Выходи во двор!» — о наших гуляниях во дворе в советском детстве. Да, отношения бывали не самые мягкие внутри компаний, да, наши игры порой были не самые интеллектуальные и развивающие, да, мы болтались там после школы, потому что не было ничего другого, а в квартирах было просто очень тесно… Но все же было в этом опыте и что-то хорошее. Мы сами себя занимали и сами за себя отвечали. Это качества, которые очень нужны во взрослой жизни.

А что нового, но хорошего есть у наших детей?

У них гораздо большое возможностей, они свободны от клише, в которых росли мы. Перед ними открыт весь мир, любые возможности обучения, образования. У них есть выбор — это очень круто.

Как думаете, Лев Толстой стал бы ссориться с детьми из-за гаджетов?

Думаю, да. Но смотря, что в этих гаджетах. Вообще-то он любил всякие технические новинки, у него была печатная машинка и фонограф Эдиссона (звукозаписывающее устройство), он сел на велосипед, как только тот появился, он интересовался фотографией. Но для него это было все лишь инструменты, которые помогали делать что-то более важное. Поэтому весь вопрос в том, чем вы заняты, держа гаджет в руках. Если просто тупите в телефон — думаю, Толстому бы было досадно, что люди тратят на это свою жизнь.

Лев Толстой за разборкой почты в усадьбе Сухотиных в деревне Кочеты. 19 мая 1910 года

Благодарим за помощь в организации интервью Музей Толстого на Пятницкой, 12. И приглашаем на ближайший паблик-ток «Домашнее обучение: учим или мучаем?», который пройдет 14 марта. Купить билеты можно на сайте музея.

Читайте также: Педагог Шалва Амонашвили: «Мы должны любить любых детей, а не только отличников или послушных»

Источник