Л о бадалян развитие ребенка

Л о бадалян развитие ребенка thumbnail

Скачать бесплатно книгу «Руководство по неврологии раннего детского возраста», Бадалян Л.О.Год выпуска: 1980

Автор: Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволожская Н.М.

Жанр: Неврология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Книга «Руководство по неврологии раннего детского возраста» посвящена одной из наиболее актуальных проблем педиатрии — неврологии детского возраста. В ней подробно рассматриваются нервно-психическое развитие детей первых лет жизни в норме и при различных патологических состояниях, формирование двигательных, речевых и психических функций в их онтогенетической связи. Описаны методы исследования нервной системы с учетом динамики возрастного развития и основные заболевания нервной системы, наблюдаемые у детей раннего возраста. С современных позиций освещены этиология, патогенез, ранняя диагностика. Особое внимание уделено интенсивной терапии, восстановительному лечению и организации специализированной помощи детям раннего возраста с поражением нервной системы.
Книга «Руководство по неврологии раннего детского возраста» рассчитана на детских невропатологов, педиатров и врачей других специальностей, работающих с детьми раннего возраста.

Содержание книги

«Руководство по неврологии раннего детского возраста»

Эволюционная неврология раннего детского возраста
Исследование нервной системы у детей раннего возраста

  1. Синдромы поражения
  2. Анамнез
  3. Общий осмотр
  4. Исследование функций чувствительных  анализаторов
  5. Исследование двигательно-рефлекторной сферы
  6. Исследование вегетативной нервной системы
  7. Исследование речи
  8. Исследование психических функций
  9. Схема нормального психомоторного развития детей раннего возраста
  10. Дополнительные методы исследования
    1. Исследование спинномозговой жидкости
    2. Лабораторное исследование ликвора
    3. Исследование глазного дна
    4. Трансиллюминация черепа
    5. Краниография
    6. Пневмоэнцефалография
    7. Вентрикулография
    8. Ангиография
    9. Радиоизотопная диагностика
    10. Компьютерная томография
    11. Эхоэнцефалография
    12. Электроэнцефалография
    13. Реоэнцефалография
    14. Электромиография
    15. Биохимические методы исследования
    16. Генетические методы исследования
    17. Дерматоглифика

Хромосомные синдромы

  1. Синдромы, обусловленные аномалиями аутосом
  2. Синдромы, обусловленные аномалиями половых хромосом

Пороки развития нервной системы

  1. Дефекты смыкания нервной трубки
  2. Пороки развития полушарий головного мозга
  3. Врожденная аплазия ядер черепномозговых нервов (синдром Мебиуса)

Асфиксия. Родовая травма

  1. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного
  2. Внутричерепная родовая травма
  3. Травма спинного мозга
  4. Акушерские парезы и параличи рук
  5. Парез диафрагмы
  6. Парез лицевого нерва
  7. Повреждение других периферических нервов

Поражения нервной системы при гемолитической болезни новорожденных
Инфекционные заболевания нервной системы

  1. Врожденные инфекционные заболевания с поражением нервной системы
  2. Менингиты
    1. Гнойные менингиты
    2. Серозные менингиты
  3. Энцефалиты
  4. Полиомиелит
  5. Полиомиелитоподобные заболевания
  6. Неврит лицевого нерва

Детские церебральные параличи
Опухоли головного мозга

  1. Субтенториальные опухоли
  2. Супратенториальньте опухоли

Черепно-мозговая травма

  1. Закрытая черепно-мозговая травма
  2. Открытая черепно-мозговая травма

Нарушения мозгового кровообращения

  1. Врожденные аномалии сосудов головного мозга
  2. Внутричереппые кровоизлияния
  3. Тромбоз мозговых веп и синусов
  4. Артериальные тромбозы
  5. Эмболии сосудов мозга
  6. Венозное полнокровие мозга

Наследственные болезни нервной системы, обусловленные нарушениями обмена

  1. Наследственные нарушения обмена аминокислот
  2. Наследственные болезни, обусловленные нарушениями обмена липидов
  3. Мукополисахаридозы
  4. Муколипидозы
  5. Наследственные болезни, обусловленные нарушением обмена углеводов
  6. Наследственные болезни, обусловленные нарушениями обмена микроэлементов

Наследственные болезни нервно-мышечной системы

  1. Спинальная амиотрофия Верднига—Гоффмана
  2. Врожденные миопатии
  3. Прогрессирующие мышечные дистрофии (ПМД)
  4. Нервно-мышечные заболевания, сопровождающиеся миотопнческим феноменом
  5. Миастения

Факоматозы
Судорожные состояния

  1. Судороги новорожденных
  2. Судороги у детей раннего возраста

Изменения нервной системы при острых отравлениях лекарственными препаратами

  1. Нейролептические средства
  2. Транквилизаторы
  3. Антидепрессанты
  4. Алкалоиды группы атропина и содержащие их растения
  5. Седативные средства
  6. Антигистаминные препараты

Ранняя детская нервность (невропатия)
Интенсивная терапия при заболеваниях центральной нервной системы

  1. Регидратационная терапия и коррекция водно-солевого равновесия
  2. Коррекция кислотно-щелочного равновесия
  3. Лечебные мероприятия при отеке мозга и острой внутричерепной гипертензии
  4. Мероприятия, направленные на поддержание кровообращения
  5. Лечение острой дыхательной недостаточности
  6. Судорожный статус и его лечение
  7. Терапия гипертермического синдрома

Принципы восстановительной терапии при заболеваниях нервной системы у детей раннего возраста

  1. Общеоздоровительные мероприятия
  2. Питание и диетотерапия
  3. Ортопедические мероприятия
  4. Лечебная гимнастика, массаж
  5. Стимуляция психического и речевого развития
  6. Физиотерапевтические методы
  7. Медикаментозная терапия
  8. Вопросы медицинской деонтологии и врачебной этики в клинике раннего детского возраста

Управление и организация детской неврологической службы. Профилактика заболеваний нервной системы у детей раннего возраста
Список литературы

Источник

Скачать бесплатно учебник «Невропатология», Бадалян Л.О.Год выпуска: 1987

Автор: Бадалян Л.О.

Жанр: Неврология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Первое издание учебника «Невропатология» опубликовано пять лет назад. За это время в клиническую практику прочно вошли новейшие методы исследования: компьютерная томография мозга, методика исследования вызванных потенциалов мозга и др. В этой связи в новое издание учебника «Невропатология» включены эти методы исследования, показана их высокая разрешающая способность при диагностике поражений нервной системы. Новое издание учебника «Невропатология» по существу освещает клинические основы современной дефектологии. В книге «Невропатология» приведены данные по нейропсихологии и пограничным состояниям, расширены некоторые разделы, включены новые («Психопатии», «Алкоголизм и наркомании» и др.). Большое внимание в учебнике «Невропатология» уделено методам исследования органов чувств, синдромам нарушения зрения, слуха, речи, являющимся основой специальной педагогики, направленной на коррекцию слуха, речи, социальную и бытовую адаптацию больных с указанными нарушениями. В книге «Невропатология» уделено также внимание возрастным особенностям развития Детей и влиянию этих особенностей на течение заболеваний нервной системы, формирование патологических состояний нервной и психической сфер, требующих медико-педагогической коррекции.

Содержание учебника

История неврологии
Медицинские основы дефектологии

Взаимосвязь клинической медицины и дефектологии
Нейрофизиологические механизмы обучения и воспитания
Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием
Компенсаторные возможности мозга
Развивающийся мозг
Филогенез нервной системы
Онтогенез нервной системы
Развитие важнейших функциональных систем мозга
Возрастная эволюция мозга
Принцип гетерохронности в развитии мозга
Системно-функциональная организация мозговой деятельности
Критические периоды и развитие мозга
Развитие нервно-психических функций в условиях патологии

Функциональная анатомия нервной системы
Общий анатомический обзор нервной системы
Большие полушария головного мозга
Кора больших полушарии головного мозга
Подкорковая область
Ствол  мозга
Черепные нервы
Спинной мозг и спинномозговые нервы
Вегетативная нервная система
Обзор основных проводящих путей ствола головного и спинного мозга
Кровоснабжение мозга
Желудочки мозга
Оболочки мозга
Высшая нервная деятельность
Рефлекторный принцип деятельности нервной системы
Закономерности взаимодействия нервных процессов
Учение о темпераменте и типах высшей нервной деятельности
Высшие корковые функции
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
Бодрствование и сон
Исследование нервной системы. Основные неврологические синдромы
Анамнез
Исследование двигательных функций
Исследование чувствительности
Исследование функции черепных нервов
Исследование вегетативных функции
Исследование высших корковых функций
Дополнительные методы исследования
Понятие о симптоме и синдроме
Основные неврологические синдромы

Двигательные нарушения

Периферический паралич
Центральный паралич
Двигательные нарушения у детей с различными поражениями нервной системы

Нарушения чувствительности и органов чувств

Зрительные нарушения
Нарушения слуха

Нарушения вегетативной нервной системы
Нарушения высших корковых функций

Возрастные нормативы психомоторного развития детей

Первый год жизни
Второй год жизни
Третий год жизни
Дошкольный возраст (от трех до семи лет)
Младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет)

Подростковый возраст (от двенадцати до шестнадцати лет) 

Болезни нервной системы
Общие данные о патологии нервной системы
Общие понятия о диагнозе и дифференциальном диагнозе

Врожденные заболевания с поражением нервной системы
Хромосомные болезни
Детские церебральные параличи
Гидроцефалия
Микроцефалия
Наследственные болезни обмена веществ

Наследственные болезни обмена аминокислот
Болезни обмена липидов
Болезни обмена мукополисахаридов
Гепатоцеребральная дистрофия

Мышечные  дистрофии
Факоматозы
Инфекционные болезни нервной системы

Менингиты
Энцефалиты
Арахноидиты
Полиомиелиты

Мозговой ревматизм
Нарушения мозгового кровообращения
Черепно-мозговая травма
Эпилепсия
Опухоли головного мозга
Минимальная мозговая дисфункция
Неврозы
Психопатия
Алкоголизм и наркомании
Лечение заболеваний нервной системы
Современные методы лечения заболеваний нервной системы
Абилитация и реабилитация

Роль педагога-дефектолога в восстановительном лечении детей с поражениями нервной системы
Значение резервных возможностей мозга в абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы
Принципы абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей
Принципы абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей
Принципы абилитации детей с детскими церебральными параличами
Принципы реабилитации детей с задержкой речевого развития

Принципы реабилитации детей с заиканием

Значение трудотерапии в реабилитации больных
Деоитология в невропатологии
Больной ребенок в семье
Медико-педагогический персонал — ребенок
Взаимоотношения врача и педагога-дефектолога
Врач — педагог-дефектолог — средний медицинский персонал

Врач — педагог-дефектолог — родители и родственники больного

Врач — педагог-дефектолог — больной — окружение больного

Организация лечебио-педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическими нарушениями
Литература

Источник

Подборка по базе: ЗАДАНИЕ 1. Невропатология.docx, тесты Невропатология.docx, дәріс кешені невропатология doc.docГлава 6. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

Исследование нервной системы должно быть всесторонним комплексным. Оно требует детального анализа патологических признаков, сочетания клинических приемов обследования с инструментальными и лабораторными методами. При исследовании нервной системы необходимо учитывать возраст обследуемого, степень зрелости организма, состояние внутренних органов и других систем.

Исследование нервной системы ребенка имеет особенности. Каждому возрастному периоду свойственны различные нормативы и особенности неврологического статуса. Отмечается также зависимость основных лабораторных данных от возраста.

Имеют значение условия, в которых выполняется исследование. Дети должны быть спокойны и контактны. Исследование надо проводить в игровой обстановке с использованием игрушек. С детьми школьного возраста важно установить полный психологический контакт. Необходимо также соблюдать доверительное отношение между обследуемым и исследующим, памятуя, что при патологии нервной системы этот контакт нередко затруднен.

АНАМНЕЗ

Слово “анамнез” происходит от греческого anamnesis — воспоминание. Анамнез состоит из двух частей — анамнеза жизни {anamnesis vitae) и анамнеза болезни {anamnesis morbi). В анамнезе жизни излагается история развития ребенка с момента рождения до времени исследования. При этом важно выяснить, как протекали роды, не было ли желтухи в первые дни после рождения, какие заболевания ребенок перенес в раннем возрасте (инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы и др.) и как эти заболевания отражались на его нервно-психическом развитии. Тяжелые, длительные роды. оперативные акушерские вмешательства во время родов могут явиться причиной поражения нервной системы новорожденного, нарушений процесса нервно-психического развития ребенка.

Очень важно выяснить особенности психофизического развития ребенка в раннем возрасте: следует выяснить, когда ребенок стал держать головку, сидеть, вставать на ножки, самостоятельно стоять, ходить, когда стал произносить отдельные слова и когда появилась фразовая речь.

Если раннее развитие ребенка происходило с задержкой, следует также выяснить, обращались ли родители в связи с этим к врачу, какое проводилось лечение и каков был эффект. Целесообразно также выяснить, как протекало физическое и психическое развитие ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

В анамнез жизни надо включить описание санитарно-гигиенических и социально-бытовых условий, в которых ребенок находился до момента обследования, так как эти факторы могли оказать значительное влияние на его развитие и формирование нервно-психического склада. Одним из тяжелейших социально-бытовых условий является алкоголизм родителей.

Особое значение при собирании анамнеза имеют сведения о ближайших и отдаленных родственниках, наличии тех или иных заболеваний или аномалий в семье по линии отца, матери. В связи с этим составляют родословные, в которых обследуемого обозначают специальным знаком. Составление таких родословных имеет большое значение в связи с возросшим в последние десятилетия удельным весом наследственных заболеваний. По данным ВОЗ, около 4% новорожденных страдают той или иной наследственной патологией. В настоящее время известно около 2 тыс. генетически обусловленных заболеваний; ежегодно описывается от 8 до 10 новых наследственных заболеваний.

Родословная помогает выяснить характер заболевания, дает представление о типе наследования болезни, облегчает постановку диагноза. Большое значение имеет использование родословной при медико-генетическом консультировании.

При составлении родословной пользуются общепринятыми условными обозначениями (рис. 36). Собирают сведения о возрасте, состоянии здоровья родственников, о наличии у них больных детей с уродствами и врожденными заболеваниями, о количестве беременностей, родов, абортов, выкидышей у матери.

В семейном анамнезе важно отразить состояние здоровья матери, описать те факторы, которые могли оказывать на нее отрицательное влияние во время беременности. Многие заболевания матери (болезни сердца, легких, эндокринной системы и др.) могут осложнять течение беременности и приводить к поражению плода. Так, при наличии у матери врожденных пороков сердца с явлениями Нарушения кровообращения у плода могут наблюдаться врожденные пороки развития мозга.

Анамнез болезни посвящен изложению истории развития настоящего заболевания от появления его первых признаков до момента обследования. При этом важно установить, как и когда были отмечены первые признаки заболевания, в каком порядке и когда выявлялись последующие признаки, как вел себя ребенок, какие изменения обнаруживались в его состоянии. Выясняют наличие общеинфекционных признаков заболевания (повышение температуры тела, кашель, насморк, воспалительные изменения крови). В анамнезе фиксируют и эпидемиологические данные (наличие подобного инфекционного заболевания в семье, в школе, в детском саду и т.п.). Анамнестические сведения собирают у детей, родителей, родственников или у воспитателей.

https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_badalyan/psy_badalyan.files%5cimage38.jpg

Рис. 36. Условные обозначения при составлении родословной:

1 — женский пол; 2 — мужской пол; 3 — больные; 4 — супруги; 5 — внебрачная связь; 6 — дважды женатый; 7 — дети; 8 — однояйцевые близнецы; 9 — двуяйцевые близнецы; 10 — интерсекс (гермафродит); 11 — пол не выяснен; 12 — ребенок с уродствами; 13 — больной со стертой формой заболевания; 14 — пробанд (человек, от которого начинают составлять родословную); 15 — внешне здоровый носитель рецессивного признака; 16 — предполагаемый носитель рецессивного признака; 17 — непроверенные данные об аномалиях; 18 — умер в детстве; 19 — умер в возрасте до 1 года; 20 — выкидыш, мертворожденный; 21 — условные буквенные обозначения болезней (например, Э — эпилепсия, П — порок сердца)

Необходимо помнить, что дети не всегда правильно оценивают свое состояние. Кроме того, они легко внушаемы и на настойчивый вопрос могут дать ответ в зависимости от тона спрашивающего.

После выяснения анамнестических данных надо переходить к исследованию непосредственно неврологического статуса — функционального состояния нервной системы на момент осмотра. При этом исследуют двигательную и экстрапирамидную системы, чувствительность, черепные нервы, вегетативную систему, высшие корковые функции.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

При исследовании двигательных функций прежде всего устанавливают объем и силу движений, состояние мышечной системы, наличие похудания мышц или их чрезмерного развития, излишних движений или, наоборот, скованности.

Мышечную силу определяют посредством специальных приемов, а также с помощью динамометров (рис. 37) и оценивают по пятибалльной системе. Сохранную двигательную функцию мышечной силы оценивают в 5 баллов, незначительное снижение мышечной силы — в 4 балла, способность при выполнении определенного движения преодолеть достаточное сопротивление исследующего — в 3 балла, способность преодолеть тяжесть конечностей и легкое сопротивление исследующего — в 2 балла, невозможность преодолеть силу тяжести конечностей при наличии минимальных движений — в 1 балл, полное отсутствие активных движений — 0 баллов. Следует иметь в виду, что объем и сила движений могут быть ограниченны вследствие заболеваний суставов, мышц и в связи с Рубцовыми изменениями кожи.

Для оценки слабости конечностей используются специальные пробы. Для выявления слабости верхних конечностей больному предлагают вытянуть руки вперед. При наличии в руке мышечной слабости она опускается быстрее, чем здоровая (верхняя проба Барре) (рис. 38). Для выявления слабости в ногах лежащему на спине или на животе обследуемому сгибают ноги в коленях под прямым углом. При этом слабая нога опускается быстрее (нижняя проба Барре) (рис. 39).

https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_badalyan/psy_badalyan.files%5cimage39.jpg

Рис. 37. Исследование силы мышц при помощи динамометров:

а – исследование силы мышц кисти ручным динамометром; б — исследование силы мышц туловища становым динамометром

https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_badalyan/psy_badalyan.files%5cimage40.jpg

Рис. 38. Выполнение верхней пробы Барре

Мышечный тонус — степень непроизвольного напряжения мышц. В норме между мышцами-антагонистами — сгибателями и разгибателями — существует строго сбалансированная взаимосвязь. Поддержание мышечного тонуса — рефлекторный акт. Это своеобразный рефлекс на растяжение. При растяжении мышцы возникают импульсы, направленные на ее сокращение. Мышечный тонус исследуют при пассивных движениях конечностей, оценивая его как нормальный, пониженный (гипотония или атония), повышенный (гипертония).

https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_badalyan/psy_badalyan.files%5cimage41.jpg

Рис. 39. Выполнение нижней пробы Барре

Для характеристики функции движений важное значение имеет также оценка сухожильных и надкостничных рефлексов. Рефлексы являются одними из важнейших показателей состояния нервной системы, степени ее зрелости, а также целостности рефлекторной дуги и центральных механизмов регуляции. По типу рецепторов с которых вызываются рефлексы, различают рефлексы поверхностные, вызываемые с рецепторов кожных покровов и слизистых оболочек, и глубокие, вызываемые с рецепторов мышц, сухожилий, надкостницы, суставов.

К рефлексам, вызываемым со слизистых оболочек, относятся корнеальный, конъюнктивальный, глоточный, нёбный.

Рефлексами, вызываемыми с рецепторов кожи, являются брюшные, кремастерный, подошвенный и анальный.

К глубоким рефлексам относятся надбровный, нижнечелюстной, рефлекс с сухожилия двуглавой мышцы, рефлекс с сухожилия трехглавой мышцы, пястно-лучевой, коленный, рефлекс с ахиллова сухожилия.

Рефлексы оценивают в определенном порядке — сверху вниз: надбровный, корнеальный, конъюнктивальный, нижнечелюстной, глоточный, нёбный, пястно-лучевой с двуглавой мышцы, с трехглавой мышцы, лопаточно-плечевой, брюшные кожные, брюшные глубокие, кремастерный, коленный, ахиллов, подошвенный, анальный. Определяют их нормальное состояние (норморефлексия), их повышение (гиперрефлексия), понижение (гипорефлексия), полное отсутствие (арефлексия) или асимметрию (анизорефлексия), когда рефлексы с одной стороны выше, а с другой ниже.

Симметричное изменение (повышение или понижение) рефлексов не всегда является признаком повреждения нервной системы, тогда как анизорефлексия, как правило, указывает на повреждение центрального или периферического отдела рефлекторной дуги. Разница в выраженности рефлексов с одной и другой стороны позволяет уловить тонкие односторонние нарушения двигательных функций.

ПОВЕРХНОСТНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Корнеальный рефлекс вызывается при осторожном прикосновении ваткой над радужной оболочкой глаза, а конъюнктивальный — в области конъюнктивы глазного яблока. В ответ на это происходит смыкание век.

Глоточный рефлекс вызывается прикосновением шпателем или ложечкой к задней стенке зева. В ответ на это возникают глотательные или рвотные движения. Нёбный рефлекс, или рефлекс с мягкого нёба, вызывается прикосновением шпателем или ложечкой к мягкому нёбу. Ответной реакцией является поднятие мягкого неба и язычка.

https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_badalyan/psy_badalyan.files%5cimage42.jpg

Рис. 40. Направления штриховых раздражений при исследовании брюшных и кремастерного рефлексов

Брюшные рефлексы вызываются штриховыми раздражениями кожи живота ниже реберных дуг (верхний брюшной рефлекс), на уровне пупка (средний брюшной), над паховой складкой (нижний брюшной) (рис. 40). Ответная реакция выражается в сокращении мыщц брюшного пресса.

Кремастерный, или мошоночный, рефлекс исследуют у мальчиков. При раздражении кожи внутренней поверхности бедра (см. рис. 40) происходит подтягивание кверху яичка с этой стороны.

Анальный рефлекс вызывается уколом кожи около заднего прохода. При этом сокращается его круговая мышца.

Подошвенный рефлекс возникает при штриховом раздражении кожи на наружном крае подошвы по направлению сверху вниз. При этом сгибаются пальцы стопы (рис. 41). Удетей в возрасте до 1,5 года этот рефлекс носит иной характер: в ответ на штриховое раздражение подошвы происходит не сгибание пальцев, а веерообразное их разведение и разгибание — феномен Бабинского (рис. 42). У более старших детей и у взрослых феномен Бабинского наблюдается при повреждении пирамидной системы (разобщение двигательного периферического нейрона с корой головного мозга).

https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_badalyan/psy_badalyan.files%5cimage43.jpg

Рис. 41. Исследование подошвенного рефлекса

Рис. 42. сследование рефлекса Бабинского

ГЛУБОКИЕ РЕФЛЕКСЫ

Надбровный рефлекс вызывается ударом молоточка по краю надбровной дуги. Ответная реакция — смыкание век.

Нижнечелюстной рефлекс возникает при ударе молоточком по подбородку при слегка открытом рте; в ответ на это происходит поднятие нижней челюсти.

Рефлекс с сухожилия двуглавой мышцы вызывают ударом молоточка по сухожилию двуглавой мышцы при согнутом в локтевом суставе предплечье (рис. 43). При этом происходит сгибание предплечья в локтевом суставе.

Рефлекс с сухожилия трехглавой мышцы, или разгибательно-локтевой, вызывается ударом молоточка по сухожилию трехглавой мышцы; рука при этом должна быть согнута в локтевом суставе под прямым углом. В ответ на раздражение происходит разгибание предплечья (рис. 44).

Пястно-лучевой рефлекс вызывается ударом молоточка по шиловидному отростку лучевой кости (рис. 45). В ответ на это происходят сгибание в локтевом суставе, поворот предплечья кнутри и сгибание пальцев. Наиболее отчетливо выражен поворот предплечья кнутри; остальные реакции непостоянны. Лопаточно-плечевой рефлекс вызывается при ударе молоточком по внутреннему краю лопатки: отмечается приведение и поворот плеча кнаружи.

https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_badalyan/psy_badalyan.files%5cimage44.jpg

Рис. 43. Исследование рефлекса сухожилия двуглавой мышцы плеча

Глубокие брюшные рефлексы вызываются ударом молоточка по лобку на 1 — 1,5 см справа и слева от сред ней линии (лобковый брюшной рефлекс). В ответ на раздражение сокращается брюшная стенка на соответствующей стороне. Реберно-брюшной рефлекс вызывается ударом молоточка по краю реберной дуги несколько кнутри от сосковой линии. В ответ на это происходит сокращение мышц живота.

https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_badalyan/psy_badalyan.files%5cimage45.jpg

Рис. 44. Исследование рефлекса сухо жилия трехглавой мышцы плеча

Рис. 45. Исследование пястно-лучевого рефлекса

https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_badalyan/psy_badalyan.files%5cimage46.jpg

Рис. 46. Исследование коленного рефлекса

Рис. 47. Исследование ахиллова рефлекса

Коленный рефлекс вызывается ударом молоточка по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки. При этом нога разгибается в коленном суставе (рис. 46).

Ахиллов рефлекс вызывают ударом молоточка по ахиллову сухожилию. При этом наблюдается подошвенное сгибание стопы (рис. 47).

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРАПИРАМИДНОЙ СИСТЕМЫ

При оценке двигательных функций необходимо исследовать также состояние экстрапирамидной системы. Экстрапирамидные нарушения проявляются изменениями мышечного тонуса, коор динации движений, двигательной активности, равновесия тела в покое и при ходьбе. В исследование экстрапирамидной системь входит оценка состояния ее паллидарного и стриарного отделов а также мозжечка. При исследовании паллидарного отдела экстрапирамидной системы обращают внимание на речь, активность движений, позу больного, походку, состояние мышечного тонуса наличие дрожания (тремор) рук, головы.

В процессе исследования стриарного отдела экстрапирамидной системы прежде всего выявляются насильственные движения – гиперкинезы. Необходимо учитывать, что они могут pacпространяться и на речедвигательный аппарат: возникают запинки речи, непроизвольные вскрикивания, нарушения артикуляии (четкости произношения).

При исследовании движений большое значение имеет оценка функций мозжечка. Мозжечок обеспечивает точность целенаправленныx движений, согласованность действий мышц-сгибателей и разгибателей, контролирует равновесие тела, принимает участие в регуляции мышечного тонуса. Поражение мозжечка и нарушение его связей с другими отделами нервной системы сопровождаются расстройствами координации движений, мышечного тонуса и равновесия. С целью оценки функций мозжечка исследуют координацию движений, равновесие и состояние мышечного тонуса.

https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_badalyan/psy_badalyan.files%5cimage47.jpg

Рис. 48. Неустойчивость больного в позе Ромберга (статическая атаксия)

В патологических случаях можно выявить нарушение равновесия при стоянии — статическую атаксию. Равновесие исследуют проводя пробу Ромберга. Для этого больного ставят так, чтобы носки и пятки обеих ног были сближены. Больной стоит в этой позе с открытыми, а затем с закрытыми глазами с вытянутыми вперед руками и раздвинутыми пальцами. При поражении мозжечка больной теряет равновесие и пошатывается (рис. 48). Нарушения равновесия и координации при движении проявляются в виде особого расстройства походки (атактическая походка). Она характеризуется тем, что больной ходит, широко расставляя ноги и пошатываясь (так называемая пьяная походка) (рис. 49). Пошатывание особенно заметно при поворотах. Атаксию конечностей, или интенционное дрожание, выявляют специальными пробами.

https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_badalyan/psy_badalyan.files%5cimage48.jpg

Рис. 49. Следы, оставляемые больным с атактической походкой

https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_badalyan/psy_badalyan.files%5cimage49.jpg

Рис. 50. Проведение пальце-носовой пробы

Рис. 51. Выполнение коленно-пяточной пробы

Пальценосовая проба заключается в том, что больного просят с закрытыми глазами указательным пальцем дотронуться до кончика своего носа. При поражении мозжечка у больного появляется тремор, или дрожание, кисти и всей руки по мере приближения пальца к носу (рис. 50). В тяжелых случаях наблюдается грубое промахивание.

Коленно-пяточную пробу производят в положении больного лежа на спине. Его просят поднять ногу, а затем, опуская ее, попасть пяткой в колено другой ноги; после этого ему предлагают провести пяткой по передней поверхности голени (рис. 51). При поражении мозжечка больной не может попасть пяткой в колено и провести ею по голени или делает это движение неточно. Исследуют также координацию движений при помощи специальных проб. Обращают внимание на речь, почерк, мышечный тонус.

Источник