Курсовые о развитии детей в домах ребенка
Особенности детей проживающих в детских домах и домах ребёнка.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).
Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в таких учреждениях, должен отдавать себе отчет в том, что все это – лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, – это внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.
В настоящее время приходится с сожалением констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей,
отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен.
Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Все дети из детских домов обнаруживают задержку психомоторного и речевого развития, выраженную в разной степени (легкая, средней тяжести и тяжелая), отклонения в состоянии эмоционально-волевой сферы и поведения. Задержка речи имеет место в 95% случаев. Уровень познавательной деятельности и способы выполнения действий у всех детей ниже возрастной нормы, некоторые из них не различают цвет и форму, не переносят усвоенные знания на другие виды деятельности. (Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990 г.)
Отставание в познавательном развитии у воспитанников детских домов – это характерное явление. Частично оно может быть преодолено в рамках учебного процесса, в то время как собственно психологическая коррекция должна быть направлена в первую очередь на формирование познавательной и творческой активности, абстрактно-образного мышления, произвольной саморегуляции; однако эти дети обучаемы, что говорит о правомерности благоприятного прогноза.
В области внимания наблюдается отставание, прежде всего, в плане произвольной его функции. Дети легко отвлекаемы, сосредоточение возникает на уровне спонтанной мотивации, что в целом выступает как проявление несформированности произвольной саморегуляции. Характерны также нарушения устойчивости внимания, быстрая утомляемость, что может быть связано и с общей психастенизированностью, и с органической патологией у ряда детей.
В области речевого развития наблюдается обычное косноязычие, особенно заметное у младших дошкольников, имеет место запаздывание в области синтаксиса и содержания высказывания. Еще одной областью, в которой проявляется отставание речевого развития, является социальная. Дети комментируют конкретные бытовые события, но не всегда могут сформулировать свои мысли по поводу будущего.
Общая характеристика эмоционального статуса следующая: высокая тревожность и в большинстве случаев агрессивные тенденции, явные или вытесненные (по данным проектных методик), одиночество, агрессии, страхи сказочных персонажей (причем, по содержанию страхов можно судить о тенденциях к отставанию в развитии).
Для большинства воспитанников учреждений, подобных нашему характерны следующие специфические особенности:
* неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
* нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
* низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
* слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
* потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
* неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
* несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
* несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
* низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
* склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты. (Нечаева А.М., 1994 г.)
Почему же так происходит?
Психическая жизнь ребёнка начинается задолго до рождения. Она отличается от жизни взрослого. У ребёнка постепенно формируются структуры мозга, которые также постепенно достигают зрелости и учатся анализировать поток сигналов, который непрерывно воздействует изнутри организма и снаружи.
Всем своим телом,(а не ушами, как это делает взрослый), в утробе матери малыш ощущает уже на 3-4 месяце биение сердца матери, шум лёгких, которые вздымаются примерно 18 раз в минуту. Именно поэтому после рождения ребёнок с таким удовольствием лежит на животе матери и легко успокаивается, каждый раз когда его берут на руки и прижимают к груди. К 9 неделям эмбрион может шевелиться. Он делает более 50 движений в час, т.е. фактически каждую минуту можно отметить то или иное движение. К концу третьего месяца внутриутробного развития плод зевает и глотает, чувствует запах и прикосновения. Рано формируется вкус. Внутреннее ухо формируется в 8 недель, наружное ухо и слуховой анализатор развиваются к 5 месяцам.
Слышать звуки вне тела матери ребёнок начинает после 7 месяцев. Звук, проходя через оболочки и амниотическую жидкость, меняется. Тем не менее, уже в конце пребывания в утробе матери ребёнок становится полноценным участником всех коллизий, которые происходят в семье его родителей. Кроме звука на него воздействует изменение состава крови, зависящее от переживаемых ею эмоций. Сначала ребёнок узнает мать изнутри, реагируя вместе с ней на все неприятные моменты её жизни, участвуя в её тревогах и переживаниях. Это не значит, что малыш понимает или сочувствует, он лишь их пассивный участник, поскольку частота его сердцебиения напрямую связана с химическим составом крови матери, который меняется, когда ей спокойно, хорошо или плохо.
Развитие мозга ребёнка имеет определённые особенности, обусловленные эволюционным происхождением человека как вида. Дело в том, что при рождении его многие структуры слишком незрелы.(женщина не может родить физически сформированную голову, со сзрелым мозгом)поэтому ещё долго после рождения продолжается процесс развития мозга. Биологическая, глубинная суть работы мозга состоит в том, что бы нейроны в период времени, который предопределён генетически начали обучаться перерабатывать свойственную им информацию. Все особенности раннего состояния мозга можно представить в виде следующих принципов:
Первый принцип гласит, что максимальная гибкость присуща мозгу на самых ранних этапах его развития.
Согласно второму принципу, степень гибкости нервной системы, зависит от участка головного мозга.(тот что развивается позже, более гибкий, лобные доли-речь).
Третий принцип состоит в том, что организм не может нормально развиваться, если не испытывает внешнего воздействия. Ж. Пиаже называет интеллект ребёнка сенсомоторным, т.е. его развитие опосредуется сенсорным стимулами из среды и возможностью движения, поэтому сейчас практикуют свободное пеленание. Нейроны соответствующих областей для формирования связей друг с другом должны активироваться.это происходит либо под воздействием сенсорных стимулов, либо благодаря стимулам от мышц ребёнка. В том случае, когда отсутствует необходимая информация нейроны гибнут, как неэффективные. Следовательно, пребывание ребёнка в обогащённой среде, то есть там, где есть разнообразная стимуляция, обеспечивающая необходимую активность мозга, создаст необходимые условия для его полноценного развития.
Пятый принцип состоит в том, что ранние травмы отделов коры, отвечающих за сложное поведение, могут быть незаметны вначале, и проявятся лишь тогда, когда будет формироваться соответствующая функция.
Шестой принцип гласит о наличии критических периодов в процессе развития мозга. В критический период(генетически предопределённый момент формирования той или иной ф-ции) клетки мозга обучаются обрабатывать информацию. К которой они генетически преформированы. Это означает, что нейроны под воздействием внешних специфических для них стимулов интенсивно образуют множественные связи друг с другом. Мозг ребёнка при рождении содержит около 10 в 14 степени нейронов. Нейроны не делятся, но могут погибать, если не создадут нужное кол-во связей. Когда ребёнок бодрствует, он нуждается в насыщенной среде – такой среде, в которой есть необходимые стимулы, позволяющие нейронам создать связи. Следовательно, интеллект ребёнка зависит не только от того, как будет обучаться ребёнок в 10 лет, но от того, сколько нейронов сохранится в мозге к этому времени. А потому общение близкого человека с ребёнком в первый год жизни в дальнейшем скажется на его интеллекте. Общение должно включать в себя возможность физической активности.
Формирование эмоциональной сферы происходит в первые 5 лет жизни. Ребёнок обучается, подражая родителям, зеркально повторяя их мимику. Новорождённые способны исследовать эмоции, переживаемые родителями до того, как точно повторят их. Развитие эмоциональной сферы требует непосредственного общения ребёнка со взрослыми. А милосердие, сочувствие, эмпатия – результат обучения в критический период онтогенеза.
Затем, ребёнок, всматриваясь во взрослого, как в зеркало, познает себя. Именно поэтому во внутренней рабочей модели представление о себе является дополнительным от представления о фигуре первичной привязанности. Следовательно, если нет фигуры первичной привязанности и отсутствует идентичность с ней, ослабевают кризисные ситуации развития и идёт более медленное и упрощённое формирование личности. Именно поэтому лучшее поведение родителей – предсказуемое поведение, позволяющее ребёнку прогнозировать и описывать мир как имеющий законы, которые подаются его осмыслению. Это не значит, что ребёнок осознать это. Всё это происходит на неосознанном уровне, но позволяет ребёнку воспринимать мир либо как безопасный, предсказуемый, либо как непредсказуемый, а потому полный опасностей. Следствием этого будет недоразвитие исследовательского поведения у такого ребёнка, у которого не сформирована безопасная среда.
Формирование личности ребёнка происходит с первых мгновений жизни. Мать может обучить справляться с разными ситуациями, находясь с ним рядом и показывая, как решаются проблемы. (а в нашей работе встречаются дети и из «Дома малютки» и холодные матери-агрессивная среда).
Что происходит с ребёнком, который сразу же после рождения оказывается в равнодушной или враждебной к нему среде, поскольку единственное существо, которому он должен быть нужен отказывается или отворачивается от него?
Мозг требует постоянной работы. У новорожденного, к которому подходят лишь изредко, а сам он не может двигаться настолько, чтобы менять поток информации, нехватка стимуляции, возможно, приводит к массовой гибели нейронов, которые не смогли образовать связи. Тем не менее, мозг также пытается создать условия для получения стимуляции, ребёнок совершает стереотипные движения(поскольку не обучен другим), может в старшем дошкольном возрасте заниматься онанизмом, проявлять агрессию и самоагрессию, сам научился, а мозг готов на любые стимулы, лишь бы они меняли поток информации.
Взрослые, обобщая и анализируя информацию, пользуются понятиями. Понятия описывают отдельные стороны, позволяя размышлять об объектах мира. У детей нет понятий , т.к. пока нет слов, но они мыслят и изучают объекты. Чтобы понять, как ребёнок мыслит, пиаже ввел понятие «Схема»-перцептивная (воспринимающая) схема у ребёнка-это набор сенсорных и моторных ощущений, относящихся к объекту одного класса.
Например, мать даёт утром ребёнку яблоко в виде фруктового пюре и говорит :
«Яблоко». Затем она достаёт ему натуральное большое красное яблоко, произнося то же слово, а позднее показывает на картинке круглый зелёный объект и говорит «Это яблоко». Все три испытанных ребёнком ребёнком порции ощущений крайне различны. Кашица жёлтого сладкого яблочного пюре не похожа на кислое красное натуральное яблоко пахнущее соответствующим образом и обдающего ладонь прохладой, и всё это совсем не напоминает плоскую зелёную окружность без запаха и вкуса и тактильных ощущений. Таким образом, каждый из этих объектов формирует свой комплекс ощущений (зрительных, вкусовых, двигательных, тактильных и запаха).
Понятие у взрослых является обобщённым представлением, облечённым в словесную форму. Ребёнок ещё не знает слов, поэтому у него нет понятий. Но, принимая от взрослого конкретное яблоко, он формирует его сенсомоторный эквивалент: комплекс ощущений из полости рта (вкус), глаз, рук. Результаты восприятия всех яблок встраиваются в эту схему, поэтому при виде нового яблока ребёнок, не умея называть его, воссоздаст комплекс возможных ощущений, обнаруживая в поведении знание о нём. ,Подобные сенсомоторные схемы создаются для всех объектов, с которыми встречается ребёнок. Взрослея, он просто связывает эти схемы с соответствующими словами. Депривированный ребёнок не имеет таких схем, более того н умет создавать подобных схем, т.к. есть критический период для обучения формированию подобных схем. За его пределами их формирование существенно замедляется. Таким детям нужно помогать выстраивать перцептивные схемы, предлагая, несмотря на их уже большой возраст, каждый предмет понюхать, пощупать, полизать, и т.д.
Особенностью формирования привязанности, явл. формирование внутренней рабочей модели, в центре которой находится представление о себе-модель психического. Модель психического- это способность понимать, как и почему действуют другие люди, которая базируется на основе рабочей модели. Более того, её формирование требует общения с различными людьми, прежде всего со взрослыми, которые могли бы давать ребёнку качественную обратную связь, сообщая о собственных чувствах и собственном видении ситуации. Ребёнок из дет.дома или живущий в семье, где родители пренебрегают им, имеет существенно более ограниченный опыт для формирования модели психического, а потому будет отставать в понимании причин поступков других людей.
А как же дело обстоит с эмоциями? Известно, что эмоции у человека врождённы. Однако врождённы не все эмоции, а так называемые базовые. Это преимущественно негативные эмоции-те, от наличия которых зависит выживание организма: страх, гнев, плач, отвращение и печаль. Положительные эмоции, особенно тонкие переливы нежных переживаний, воспитываются во взаимодействии со взрослыми в семье. Именно взрослые обращают внимание на то, как чувствует себя тот или иной член семьи как и что чувствуют они сами. Комментируя эмоциональную сторону ситуации, они помогают ребёнку связать состояние с конкретным словом. У ребёнка у которого нет совместного со взрослым проживания, нет такого членения эмоций. Именно поэтому у большинства детей проживающих не в семьях эмоции грубы и относятся преимущественно к негативной сфере. При ограниченном опыте переживания эти эмоции могут быть крайне интенсивными и менее подверженными сознательному контролю. (Они не не благодарные, они не умеют благодарит, их этому не научили)
Для детей, находящихся в ситуации депривации, характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. У воспитанников закрытых детских учреждений отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. В жизни этих детей имеет место не личное, а функционально-ролевое общение, выбор партнера по общению осуществляется на предметно-содержательной основе. (Прихожан А.М., Толстых Н.Н, 1990 г.)
Ограниченный круг контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми и затрудняет формирование адекватной картины мира, что, в свою очередь, оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широком социуме.
Поэтому в работе с таким контингентом детей как можно чаще использовать арт-терапевтические методы, которые помогут вылиться эмоциям на лист бумаги или в игре, тогда у специалиста будет возможность обучить самоконтролю на своём примере, занятия всегда заканчивать рефлексией и выражать свои мысли и чувства по окончании занятия, чтоб воспитанник мог зеркалить взрослого и конечно же организовывать поездки и экскурсии. И если специалисту не нравится, то чем он занимается и кем работает, дети это очень быстро считают и никакого положительного воспитательного процесса не построится!
Спасибо за внимание!
Подготовил: педагог-психолог Исаева Иса-Заде К.Ю.
Источник
Психологические особенности детей, воспитывающихся
в условиях детского дома.
Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,
что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже
и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.
Ф.М.Достоевский
Дошкольный возраст – это важнейший период в становлении личности человека. Именно на этом этапе детства ребёнок овладевает специфическими человеческими видами деятельности. Дошкольный период является сензитивным для развития всех психических процессов и функций, в этом возрасте у ребёнка появляется самосознание, он становится личностью.
На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию.
Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.
Говоря о психологических особенностях детей воспитывающихся в условиях детского дома, следует сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.
Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей.
В зависимости от того, чего именно лишен ребёнок, выделяют разные виды депривации (утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и другие.
Наиболее сложной формой депривации детей (по мнению Л.Ярроу) является материнская депривация – отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру.
Формирование личности ребенка – сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.
Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации.
Резкое снижение у ребёнка яркости восприятия и разнообразия впечатлений приводит к сенсорной депривации, сокращение общения ребёнка с другими людьми – к социальной депривации, слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение – к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной депривации.
У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задержка психического развития, а у детей, которых психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» имеются ряд особенностей.
Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.
У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.
У детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляется деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьёзных проблем в сфере эмоционального развития.
Таким детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им часто свойственны замкнутость, заторможенность, упрямство, негативизм.
Эмоциональный портрет воспитанника детского дома (по исследованиям Э.А.Минковой) характеризуется такими чертами, как:
- пониженный фон настроения;
- бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
- склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию);
- однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
- эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
- неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание
(от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
- повышенная склонность к страхам, тревожности, беспокойству;
- основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий (в то же время положительные эмоции более стойки и эффективнее регулируют поведение;
- нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре);
- непонимание эмоционального состояния другого человека, его поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнёру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам;
- чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до 6-7 лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта);
Чехословацкие психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек ввели понятие психических лишений или психической депривации (1984), которые определяются как психическое состояние, возникающие в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени
Учитывая это, есть основания полагать, что различные стороны психического развития:
во-первых, не одинаково чувствительны к особенностям условий жизни ребенка;
во-вторых, в значительной степени определяются индивидуальными особенностями детей.
Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитии детей по ряду существенных параметров:
- дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, медленнее овладевают речью;
- отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми, т.е. обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом;
- у детей общий обзор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира;
- обеднённость чувственной среды ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно – образного мышления, которое наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой;
- у многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отставании контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения.
И.В. Дубровина и М.И. Лисина изучали особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. Они учитывали, что различие в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно опосредствует все остальные связи ребенка с миром.
Исследования Н.М.Неупокоева (1980) свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой неблагополучной семьи, более коммуникативные, и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем незнающие семьи.
По мере взросления детей все более важное место в их жизни завоевывает их общение со сверстниками. В закрытых учреждениях ребенок пребывает в группе своих сверстников постоянно, поэтому и становление дружеских отношений у воспитанников детских учреждений также имеет свою специфику.
Характер потребностей решающим образом определяет поведение ребенка при общении с людьми, динамику и, главное, содержание развертываемой им деятельности. Ранее и дошкольное детство, в крайне неблагополучной семье или доме ребенка, а затем в детском доме, безусловно, оказывает влияние на особенности формирования личности ребенка.
Общение воспитанников со взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных формирований личности – образа «Я ребенка», его отношения к себе и представления о себе.
Общение со взрослыми, являясь общественным фактором общего важнейшего развития ребенка, на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, обнаруживающиеся в содержании общения и его значении для формирования личности. Эффективность общения детей со взрослыми связанно прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы им для будущей самостоятельной жизни.
Важно учитывать, что в детском учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не властен предпочесть какую-либо другую группу. Принадлежность к определенной группе сверстников для него как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи. С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.
У детей, воспитывающихся в детском доме, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности.
Зависимость от взрослого может выступать в двух формах:
положительной – когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п.,
отрицательной – когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием.
Чем старше дети, тем чаще в условиях детского дома можно встретиться с поисками отрицательной зависимости.
Учитывая всё вышеизложенное, хочется отметить, что педагогам, работающим с детьми в условиях детского дома, следует учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, условия социальной среды воспитанников, но и основные психологические новообразования детей в определённом возрасте.
Однако при этом необходимо помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек.
И ничто не может заменить ребенку внимания и доброго отношения взрослого.
Статью подготовила:
Бодягина Ирина Станиславовна
Детский дом №40
В.О.района С-Пб
воспитатель
Источник