Курсовая значение сюжетно ролевых игр в развитии ребенка
Формирование творческих способностей ребенка. Реализация в образовательный процесс развивающих педагогических технологий. Роль сюжетно-ролевой игры в психологическом развитии дошкольников. Исследование изменений социокультурных условий жизни детей.
Сюжетно-ролевая игра: особенности, структура и роль в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников. Экспериментальное исследование и установление степени влияния сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников.
курсовая работа, добавлен 24.02.2015
Представления о природе ролевой игры в отечественной психологии. Роль игры в психическом развитии ребёнка, её польза. Экспериментальное изучение поведения детей-дошкольников во время поведения сюжетно-ролевой игры, анализ и интерпретация его результатов.
курсовая работа, добавлен 15.02.2015
Выявление особенностей игровой деятельности старших дошкольников. Изучение структурных компонентов сюжетно-ролевой игры. Виды и формы игры в дошкольном возрасте. Уровни развития сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
курсовая работа, добавлен 30.01.2015
Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей. Экспериментальная работа по развитию творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшей группы.
курсовая работа, добавлен 09.01.2009
Значение речи для развития детского мышления и всего психического формирования ребенка. Психологическое содержание сюжетно-ролевой игры дошкольника. Развитие у детей интеллектуальной функции языка. Формирование монологической и диалогической формы речи.
дипломная работа, добавлен 15.02.2015
Игра как психолого-педагогическая категория. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Основные технологии обучения игровым действиям.
дипломная работа, добавлен 11.12.2010
Структура игровой деятельности дошкольников. Уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры по Д. Эльконину (особенности игры, взятие ребенком на себя роли). Характеристика методов диагностирования игры детей. Показатели сформированности игры детей.
реферат, добавлен 19.06.2014
Ранний возраст, момент зарождения сюжетно-ролевой игры. Возникновение игры в предметной деятельности ребенка. Возникновение изобразительной игры, ее переход в сюжетно-ролевую. Первый шаг в развитии изобразительной игры. Перенос действий на новые предметы.
контрольная работа, добавлен 23.02.2009
Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Анализ сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Разработка схемы современных сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 12.10.2015
Общие представления и теории воображения. Характеристика старшего дошкольного возраста. Истоки формирования воображения, механизмы его формирования на ранних стадиях онтогенеза. Подходы к развитию воображения дошкольника на основе сюжетно-ролевой игры.
дипломная работа, добавлен 28.11.2011
Источник
Ôîðìèðîâàíèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ðåáåíêà. Ðåàëèçàöèÿ â îáðàçîâàòåëüíûé ïðîöåññ ðàçâèâàþùèõ ïåäàãîãè÷åñêèõ òåõíîëîãèé. Ðîëü ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ïñèõîëîãè÷åñêîì ðàçâèòèè äîøêîëüíèêîâ. Èññëåäîâàíèå èçìåíåíèé ñîöèîêóëüòóðíûõ óñëîâèé æèçíè äåòåé.
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 11.06.2014 |
Ðàçìåð ôàéëà | 45,9 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß È ÍÀÓÊÈ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ
ÔÃÁÎÓ ÂÏÎ «ÂÎÐÎÍÅÆÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ»
Ôàêóëüòåò ôèëîñîôèè è ïñèõîëîãèè
Êàôåäðà îáùåé è ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè
Êóðñîâàÿ ðàáîòà
Íàïðàâëåíèå 030300 Ïñèõîëîãèÿ
Ðîëü ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ðàçâèòèè äîøêîëüíèêîâ
Âûïîëíèëà:
Ôîøåíêî À.Ï.
Ðóêîâîäèòåëü:
Áàáè÷ Î.Ì.
Âîðîíåæ 2013
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
1. Òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå
1.1 Ïîíÿòèå «ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà» â ïñèõîëîãè÷åñêîé íàóêå
2. Ðîëü ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè äîøêîëüíèêà
2.1 Ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè äîøêîëüíèêà (îáçîð ëèòåðàòóðû)
2.2 Ýòàïû ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Îñíîâíûå îñîáåííîñòè ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû
1. Ñîáëþäåíèå ïðàâèë.
Ïðàâèëà ðåãëàìåíòèðóþò äåéñòâèÿ ðåáåíêà è âîñïèòàòåëÿ è ãîâîðÿò, ÷òî èíîãäà íàäî äåëàòü òî, ÷åãî ñîâñåì íå õî÷åòñÿ. Âçðîñëûì ñëîæíî ñäåëàòü òî, ÷òî èì íå íðàâèòñÿ, à ðåáåíêó ýòî â ñîòíè ðàç ñëîæíåå. Ïðîñòî òàê óìåíèå äåéñòâîâàòü ïî ïðàâèëó ó ðåáåíêà íå ïîÿâëÿåòñÿ. Âàæíûì ýòàïîì äîøêîëüíîãî ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà, ãäå ïîä÷èíåíèå ïðàâèëó âûòåêàåò èç ñàìîé ñóòè èãðû.
Îñâàèâàÿ â èãðå ïðàâèëà ðîëåâîãî ïîâåäåíèÿ, ðåáåíîê îñâàèâàåò è ìîðàëüíûå íîðìû, çàêëþ÷åííûå â ðîëè. Äåòè îñâàèâàþò ìîòèâû è öåëè äåÿòåëüíîñòè âçðîñëûõ, èõ îòíîøåíèå ê ñâîåìó òðóäó, ê ñîáûòèÿì è ÿâëåíèÿì îáùåñòâåííîé æèçíè, ê ëþäÿì, âåùàì: â èãðå ôîðìèðóåòñÿ ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê îáðàçó æèçíè ëþäåé, ê ïîñòóïêàì, íîðìàì è ïðàâèëàì ïîâåäåíèÿ â îáùåñòâå [15].
2. Ñîöèàëüíûé ìîòèâ èãð.
Ñîöèàëüíûé ìîòèâ çàêëàäûâàåòñÿ â ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå. Èãðà — ýòî âîçìîæíîñòü äëÿ ðåáåíêà îêàçàòüñÿ â ìèðå âçðîñëûõ, ñàìîìó ðàçîáðàòüñÿ â ñèñòåìå âçðîñëûõ îòíîøåíèè. Êîãäà èãðà äîñòèãàåò ñâîåãî ïèêà, òî ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ íåäîñòàòî÷íî çàìåíÿòü îòíîøåíèÿ èãðå, âñëåäñòâèå ÷åãî çðååò ìîòèâ ñìåíèòü ñâîé ñòàòóñ. Åäèíñòâåííûé ñïîñîá, êàê îí ýòî ìîæåò ñäåëàòü, – ýòî ïîéòè â øêîëó.
3. Â ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå èäåò ýìîöèîíàëüíîå ðàçâèòèå.
Èãðà ðåáåíêà î÷åíü áîãàòà ýìîöèÿìè, ÷àñòî òàêèìè, êîòîðûå â æèçíè åìó åùå íå äîñòóïíû. Ìíîãèå îòå÷åñòâåííûå ïñèõîëîãè çàäàâàëèñü ñëåäóþùèìè âîïðîñàìè: «Èñïûòûâàåò ëè ðåáåíîê ÷óâñòâà èëè òîëüêî èçîáðàæàåò èõ? Êàêîå âëèÿíèå îêàçûâàþò îíè íà ôîðìèðîâàíèå ìîðàëüíîãî îáëèêà ðåáåíêà?» À Í. Ëåîíòüåâ ñ÷èòàåò, ÷òî â ñàìîé ãëóáèíå ãåíåçèñà èãðû, â ñàìûõ åå èñòîêàõ èìåþòñÿ ýìîöèîíàëüíûå îñíîâàíèÿ. Èçó÷åíèå äåòñêèõ èãð ïîäòâåðæäàåò ïðàâèëüíîñòü ýòîé ìûñëè. Ðåáåíîê îòëè÷àåò èãðó îò äåéñòâèòåëüíîñòè, â ðå÷è äîøêîëüíèêîâ ÷àñòî ïðèñóòñòâóþò òàêèå ñëîâà: «êàê áóäòî», «ïîíàðîøêó» è «ïî-ïðàâäå». Íî, íåñìîòðÿ íà ýòî, èãðîâûå ïåðåæèâàíèÿ âñåãäà èñêðåííè. Ðåáåíîê íå ïðèòâîðÿåòñÿ: ìàìà ïî-íàñòîÿùåìó ëþáèò ñâîþ äî÷êó-êóêëó, âîäèòåëü ñåðüåçíî îçàáî÷åí òåì, óäàñòñÿ ëè ñïàñòè ïîïàâøåãî â àâàðèþ òîâàðèùà [18].
Ñ óñëîæíåíèåì èãðû è èãðîâîãî çàìûñëà ÷óâñòâà äåòåé ñòàíîâÿòñÿ áîëåå îñîçíàííûìè è ñëîæíûìè. È ôà è âûÿâëÿåò ïåðåæèâàíèÿ ðåáåíêà, è ôîðìèðóåò åãî ÷óâñòâà. Êîãäà ðåáåíîê ïîäðàæàåò êîñìîíàâòàì, îí ïåðåäàñò ñâîå âîñõèùåíèå èìè, ìå÷òó ñòàòü òàêèì æå. À ïðè ýòîì âîçíèêàþò íîâûå ÷óâñòâà: îòâåòñòâåííîñòü çà ïîðó÷åííîå äåëî, ðàäîñòü è ãîðäîñòü, êîãäà îíî óñïåøíî âûïîëíåíî. È.Ì. Ñå÷åíîâ äàë ôèçèîëîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå çíà÷åíèÿ èãðû äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ÷óâñòâ, îí äîêàçàë, ÷òî èãðîâûå ïåðåæèâàíèÿ îñòàâëÿþò ãëóáîêèé ñëåä â ñîçíàíèè ðåáåíêà. Ìíîãîêðàòíîå ïîâòîðåíèå äåéñòâèé âçðîñëûõ, ïîäðàæàíèå èõ ìîðàëüíûì êà÷åñòâàì âëèÿþò íà îáðàçîâàíèå òàêèõ æå êà÷åñòâ ó ðåáåíêà [20].
Èç âûøåñêàçàííîãî ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî, ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà — ýòî øêîëà ÷óâñòâ, â íåé ôîðìèðóåòñÿ ýìîöèîíàëüíûé ìèð ìàëûøà.
4. Â õîäå ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå èíòåëëåêòà äîøêîëüíèêà.
Ðàçâèòèå çàìûñëà â ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå ñâÿçàíî ñ îáùèì óìñòâåííûì ðàçâèòèåì ðåáåíêà, ñ ôîðìèðîâàíèåì åãî èíòåðåñîâ. Ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà âîçíèêàåò èíòåðåñ ê ðàçëè÷íûì ñîáûòèÿì æèçíè, ê ðàçíûì âèäàì òðóäà âçðîñëûõ; ó íèõ ïîÿâëÿþòñÿ ëþáèìûå ãåðîè êíèã, êîòîðûì îíè ñòðåìÿòñÿ ïîäðàæàòü. Âñëåäñòâèå ÷åãî è çàìûñëû èãð ñòàíîâÿòñÿ áîëåå ñòîéêèìè, èíîãäà íà äëèòåëüíîå âðåìÿ îâëàäåâàþò èõ âîîáðàæåíèåì. Íåêîòîðûå èãðû (â «ìîðÿêîâ», «ëåò÷èêîâ», «êîñìîíàâòîâ») ïðîäîëæàþòñÿ íåäåëÿìè, ïîñòåïåííî ðàçâèâàÿñü. Ïîÿâëåíèå äëèòåëüíîé ïåðñïåêòèâû èãðû ãîâîðèò î íîâîì, áîëåå âûñîêîì ýòàïå ðàçâèòèÿ èãðîâîãî òâîð÷åñòâà. Ïðè ýòîì íàáëþäàåòñÿ íå ïîâòîðåíèå èçî äíÿ â äåíü îäíîé è òîé æå òåìû, êàê ýòî áûâàåò ó ìàëûøåé, à ïîñòåïåííîå ðàçâèòèå, îáîãàùåíèå çàäóìàííîãî ñþæåòà. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ìûøëåíèå è âîîáðàæåíèå äåòåé ñòàíîâÿòñÿ öåëåíàïðàâëåííûìè. Ïðîäîëæèòåëüíîå ïðåáûâàíèå ðåáåíêà â îäíîé ðîëè çàñòàâëÿåò åãî ãëóáæå âíèêàòü â ñìûñë òîãî, ÷òî îí èçîáðàæàåò.
5.  ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå ðàçâèâàåòñÿ âîîáðàæåíèÿ è òâîð÷åñòâî.
Ïëàíîâîñòü, ñîãëàñîâàííîñòü äåéñòâèé â äëèòåëüíûõ ñþæåòíî-ðîëåâûõ èãðàõ ñî÷åòàåòñÿ ñ èìïðîâèçàöèåé. Äåòè íàìå÷àþò îáùèé ïëàí, ïîñëåäîâàòåëüíîñòü äåéñòâèé, à âî âðåìÿ èãðû âîçíèêàþò íîâûå èäåè, íîâûå îáðàçû. Òàê, âî âðåìÿ ìíîãîäíåâíîãî «ìîðñêîãî ïóòåøåñòâèÿ» òî îäèí, òî äðóãîé ó÷àñòíèê èãðû ïðèäóìûâàë íîâûå èíòåðåñíûå ýïèçîäû: âîäîëàçû îïóñêàëèñü íà äíî ìîðÿ è íàõîäèëè ñîêðîâèùà, â æàðêèõ ñòðàíàõ ëîâèëè ëüâîâ è îòâîçèëè èõ â çîîïàðê, â Àíòàðêòèêå êîðìèëè áåëûõ ìåäâåäåé. Ðàçâèòèå èãðîâîãî òâîð÷åñòâà ñêàçûâàåòñÿ è â òîì, êàê â ñîäåðæàíèè èãðû êîìáèíèðóþòñÿ ðàçëè÷íûå âïå÷àòëåíèÿ æèçíè. Óæå â êîíöå òðåòüåãî è íà ÷åòâåðòîì ãîäó æèçíè äåòåé ìîæíî íàáëþäàòü, ÷òî îíè îáúåäèíÿþò â èãðå ðàçíûå ñîáûòèÿ, à èíîãäà ìîãóò âêëþ÷àòü ýïèçîäû èç ñêàçîê, êîòîðûå èì ïîêàçûâàëè â êóêîëüíîì òåàòðå. Äëÿ äåòåé ýòîãî âîçðàñòà âàæíû ÿðêèå çðèòåëüíûå âïå÷àòëåíèÿ.  äàëüíåéøåì (íà ÷åòâåðòîì è ïÿòîì ãîäó æèçíè) ó äåòåé íîâûå âïå÷àòëåíèÿ âêëþ÷àþòñÿ â ñòàðûå ëþáèìûå èãðû. Îòðàæåíèå æèçíè â èãðå, ïîâòîðåíèå æèçíåííûõ âïå÷àòëåíèé â ðàçíûõ êîìáèíàöèÿõ — âñå ýòî ïîìîãàåò îáðàçîâàíèþ îáùèõ ïðåäñòàâëåíèé, îáëåã÷àåò ðåáåíêó ïîíèìàíèå ñâÿçè ìåæäó ðàçíûìè ÿâëåíèÿìè æèçíè [28].
Äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ çàìûñëà â ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå ðåáåíêó íåîáõîäèìû èãðóøêè è ðàçíûå ïðåäìåòû, êîòîðûå ïîìîãàþò åìó äåéñòâîâàòü â ñîîòâåòñòâèè ñî âçÿòîé íà ñåáÿ ðîëüþ. Åñëè ïîä ðóêîé íóæíûõ èãðóøåê íåò, òî äåòè çàìåíÿþò îäèí ïðåäìåò äðóãèì, íàäåëÿÿ åãî âîîáðàæàåìûìè ïðèçíàêàìè. Ýòà ñïîñîáíîñòü âèäåòü â ïðåäìåòå íåñóùåñòâóþùèå êà÷åñòâà ñîñòàâëÿåò îäíó èç õàðàêòåðíûõ îñîáåííîñòåé äåòñòâà. ×åì äåòè ñòàðøå è áîëåå ðàçâèòû, òåì òðåáîâàòåëüíåå îíè îòíîñÿòñÿ ê ïðåäìåòàì èãðû, òåì áîëüøå ñõîäñòâà èùóò ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ.
6. Ðàçâèòèå ðå÷è.
 ñîçäàíèè îáðàçà îñîáåííî âåëèêà ðîëü ñëîâà. Ñëîâî ïîìîãàåò ðåáåíêó âûÿâèòü ñâîè ìûñëè è ÷óâñòâà, ïîíÿòü ïåðåæèâàíèÿ ïàðòíåðîâ, ñîãëàñîâàòü ñ íèìè ñâîè äåéñòâèÿ. Ðàçâèòèå öåëåíàïðàâëåííîñòè, ñïîñîáíîñòè êîìáèíèðîâàíèÿ ñâÿçàíî ñ ðàçâèòèåì ðå÷è, ñî âñå âîçðàñòàþùåé ñïîñîáíîñòüþ îáëåêàòü â ñëîâà ñâîè çàìûñëû.
Ë.Ñ. Âûãîòñêèé äîêàçûâàë, ÷òî ðàçâèòèå äåòñêîãî âîîáðàæåíèÿ íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíî ñ óñâîåíèåì ðå÷è. Çàäåðæàííûå â ñâîåì ðå÷åâîì ðàçâèòèè äåòè îêàçûâàþòñÿ îòñòàëûìè è â ðàçâèòèè âîîáðàæåíèÿ [8].
Ìåæäó ðå÷üþ è èãðîé ñóùåñòâóåò äâóñòîðîííÿÿ ñâÿçü. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ðå÷ü ðàçâèâàåòñÿ è àêòèâèçèðóåòñÿ â èãðå, à ñ äðóãîé — ñàìà èãðà ðàçâèâàåòñÿ ïîä âëèÿíèåì ðàçâèòèÿ ðå÷è. Ðåáåíîê ñëîâîì îáîçíà÷àåò ñâîè äåéñòâèÿ, è ýòèì ñàìûì îñìûñëèâàåò èõ; ñëîâîì îí ïîëüçóåòñÿ è ÷òîáû äîïîëíèòü äåéñòâèÿ, âûðàçèòü ñâîè ìûñëè è ÷óâñòâà.  ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå èíîãäà öåëûå ýïèçîäû èãðû ñîçäàþòñÿ ñ ïîìîùüþ ñëîâà. Îñîáåííî çàìåòíà ðîëü ñëîâà â òàê íàçûâàåìûõ ðåæèññåðñêèõ èãðàõ, ãäå ðåáåíîê íå áåðåò íà ñåáÿ ðîëè, êàê â îáû÷íîé èãðå, à ïåðåäâèãàåò êóêîë è äðóãèå èãðóøêè, ãîâîðèò çà íèõ. Ýëåìåíò ðåæèññóðû ñîäåðæèòñÿ â êàæäîé èãðå ñ êóêëàìè. «Ìàìà» ãîâîðèò è äåéñòâóåò è çà ñåáÿ, è çà ñâîþ äî÷êó-êóêëó.
Âèäû ñþæåòíî-ðîëåâûõ èãð [5]
1. Èãðû íà áûòîâûå ñþæåòû: â «äîì», «ñåìüþ», «ïðàçäíèêè», «äíè ðîæäåíèÿ». È ýòèõ èãðàõ áîëüøîå ìåñòî çàíèìàþò èãðû ñ êóêëàìè, ÷åðåç äåéñòâèÿ ñ êîòîðûìè äåòè ïåðåäàþò òî, ÷òî çíàþò î ñâîèõ ñâåðñòíèêàõ, âçðîñëûõ, èõ îòíîøåíèÿõ.
2. Èãðû íà ïðîèçâîäñòâåííûå è îáùåñòâåííûå òåìû, â êîòîðûõ îòðàæàåòñÿ òðóä ëþäåé. Äëÿ ýòèõ èãð òåìû áåðóòñÿ èç îêðóæàþùåé æèçíè (øêîëà, ìàãàçèí, áèáëèîòåêà, ïî÷òà, ïàðèêìàõåðñêàÿ, áîëüíèöà, òðàíñïîðò (àâòîáóñ, ïîåçä, ñàìîëåò, êîðàáëü), ìèëèöèÿ, ïîæàðíûå, öèðê, òåàòð, çâåðèíåö, çàâîä, ôàáðèêà, øàõòà, ñòðîèòåëüñòâî, êîëõîç, àðìèÿ).
3. Èãðû íà ãåðîèêî-ïàòðèîòè÷åñêèå òåìû, îòðàæàþùèå ãåðîè÷åñêèå ïîäâèãè íàøåãî íàðîäà (ãåðîè âîéíû, êîñìè÷åñêèå ïîëåòû è ò.ä.).
4. Èãðû íà òåìû ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé, êèíî, òåëå- è ðàäèîïåðåäà÷: â «ìîðÿêîâ» è «ëåò÷èêîâ», â Çàéöà è Âîëêà, êðîêîäèëà Ãåíó è ×åáóðàøêó (ïî ñîäåðæàíèþ ìóëüòôèëüìîâ), â ÷åòûðåõ «òàíêèñòîâ» è ñîáàêó (ïî ñîäåðæàíèþ êèíîôèëüìà) è äð.  ýòèõ èãðàõ ðåáÿòà îòðàæàþò öåëûå ýïèçîäû èç ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé, ïîäðàæàÿ äåéñòâèÿì ãåðîåâ, óñâàèâàÿ èõ ïîâåäåíèå.
5. «Ðåæèññåðñêèå» èãðû, â êîòîðûõ ðåáåíîê çàñòàâëÿåò ãîâîðèòü, âûïîëíÿòü ðàçíîîáðàçíûå äåéñòâèÿ êóêîë. Äåéñòâóåò îí ïðè ýòîì â äâóõ ïëàíàõ — è çà êóêëó è çà ñåáÿ, íàïðàâëÿÿ âñå äåéñòâèÿ. Ó÷àñòíèêè èãðû çàðàíåå ïðîäóìûâàþò ñöåíàðèé, â îñíîâó êîòîðîãî ìîãóò áûòü ïîëîæåíû ýïèçîäû èç çíàêîìûõ ñêàçîê, ðàññêàçîâ, èëè ñîáñòâåííîé æèçíè. Äåòè «ó÷àò» êóêîë êóêîëüíîãî è ïàëü÷èêîâîãî òåàòðîâ, òåàòðà èãðóøåê «äåéñòâîâàòü» â ñîîòâåòñòâèè ñî âçÿòîé íà ñåáÿ ðîëüþ, íàäåëÿþò èõ ëèòåðàòóðíûìè èëè âîîáðàæàåìûìè ïðèçíàêàìè.
Óðîâíè ðàçâèòèÿ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû
Ïåðâûé ýòàï. Îñíîâíûì ñîäåðæàíèåì èãðû ÿâëÿþòñÿ äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè. Îíè îñóùåñòâëÿþòñÿ â îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, õîòÿ ýòà ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ÷àñòî íàðóøàåòñÿ. Öåïî÷êà äåéñòâèé íîñèò ñþæåòíûé õàðàêòåð. Îñíîâíûå ñþæåòû — áûòîâûå. Äåéñòâèÿ äåòåé îäíîîáðàçíû è ÷àñòî ïîâòîðÿþòñÿ. Ðîëè íå îáîçíà÷åíû. Ïî ôîðìå ýòî èãðà ðÿäîì èëè îäèíî÷íàÿ èãðà. Äåòè îõîòíî èãðàþò ñî âçðîñëûì. Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ èãðà êðàòêîâðåìåííà. Êàê ïðàâèëî, ñòèìóëîì âîçíèêíîâåíèÿ èãðû ÿâëÿåòñÿ èãðóøêà èëè ïðåäìåò-çàìåñòèòåëü, êîòîðûé ðàíåå èñïîëüçîâàëñÿ â èãðå.
Âòîðîé ýòàï. Îñíîâíîå ñîäåðæàíèå èãðû – äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòîì. Ýòè äåéñòâèÿ ðàçâåðòûâàþòñÿ áîëåå ïîëíî è ïîñëåäîâàòåëüíî â ñîîòâåòñòâèè ñ ðîëüþ, êîòîðàÿ óæå îáîçíà÷àåòñÿ ñëîâîì. Ïîñëåäîâàòåëüíîñòü äåéñòâèé ñòàíîâèòñÿ ïðàâèëîì. Âîçíèêàåò ïåðâîå âçàèìîäåéñòâèå ìåæäó ó÷àñòíèêàìè íà îñíîâå èñïîëüçîâàíèÿ îáùåé èãðóøêè (èëè íàïðàâëåííîñòè äåéñòâèÿ). Îáúåäèíåíèÿ êðàòêîâðåìåííû. Îñíîâíûå ñþæåòû — áûòîâûå. Îäíà è òà æå èãðà ìîæåò ìíîãîêðàòíî ïîâòîðÿòüñÿ. Èãðóøêè çàðàíåå íå ïîäáèðàþòñÿ, íî äåòè ÷àùå èñïîëüçóþò îäíè è òå æå — ëþáèìûå.  èãðå óæå ìîãóò îáúåäèíÿòüñÿ 2–3 ÷åëîâåêà.
Òðåòèé ýòàï. Îñíîâíîå ñîäåðæàíèå èãðû — òàêæå äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè. Îäíàêî îíè äîïîëíÿþòñÿ äåéñòâèÿìè, íàïðàâëåííûìè íà óñòàíîâëåíèå ðàçíîîáðàçíûõ êîíòàêòîâ ñ ïàðòíåðàìè ïî èãðå. Ðîëè ÷åòêî îáîçíà÷åíû è ðàñïðåäåëÿþòñÿ äî íà÷àëà èãðû. Èãðóøêè è ïðåäìåòû ïîäáèðàþòñÿ (÷àùå âñåãî ïî õîäó èãðû) â ñîîòâåòñòâèè ñ ðîëüþ. Ëîãèêà; õàðàêòåð äåéñòâèé è èõ íàïðàâëåííîñòü îïðåäåëÿþòñÿ ðîëüþ. Ýòî ñòàíîâèòñÿ îñíîâíûì ïðàâèëîì. Èãðà ÷àøå ïðîòåêàåò êàê ñîâìåñòíàÿ, õîòÿ âçàèìîäåéñòâèå ïåðåìåæàåòñÿ ñ ïàðàëëåëüíûìè äåéñòâèÿìè ïàðòíåðîâ, íå ñâÿçàííûõ äðóã ñ äðóãîì, íå ñîîòíåñåííûõ ñ ðîëüþ. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü èãðû óâåëè÷èâàåòñÿ. Ñþæåòû ñòàíîâÿòñÿ áîëåå ðàçíîîáðàçíûìè: äåòè îòðàæàþò áûò, òðóä âçðîñëûõ è ÿðêèå îáùåñòâåííûå ÿâëåíèÿ.
×åòâåðòûé ýòàï. Îñíîâíîå ñîäåðæàíèå èãðû — îòðàæåíèå îòíîøåíèé è âçàèìîäåéñòâèé âçðîñëûõ äðóã ñ äðóãîì. Òåìàòèêà èãð ìîæåò áûòü ðàçíîîáðàçíîé: îíà îïðåäåëÿåòñÿ íå òîëüêî íåïîñðåäñòâåííûì, íî è îïîñðåäîâàííûì îïûòîì äåòåé. Èãðû íîñÿò ñîâìåñòíûé, êîëëåêòèâíûé õàðàêòåð. Îáúåäèíåíèÿ óñòîé÷èâû. Îíè ñòðîÿòñÿ èëè íà èíòåðåñå äåòåé ê îäíèì è òåì æå èãðàì, èëè íà îñíîâå ëè÷íûõ ñèìïàòèé è ïðèâÿçàííîñòåé. Èãðû îäíîãî ñîäåðæàíèÿ íå òîëüêî äëèòåëüíî ïîâòîðÿþòñÿ, íî è ðàçâèâàþòñÿ, îáîãàùàþòñÿ, ñóùåñòâóþò äîëãîå âðåìÿ [5].
 èãðå íà ýòîì ýòàïå ÷åòêî âûäåëÿåòñÿ ïîäãîòîâèòåëüíàÿ ðàáîòà: ðàñïðåäåëåíèå ðîëåé, îòáîð èãðîâîãî ìàòåðèàëà, à èíîãäà è åãî èçãîòîâëåíèå (èãðóøåê-ñàìîäåëîê). Òðåáîâàíèå ñîîòâåòñòâèÿ æèçíåííîé ëîãèêå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íå òîëüêî íà äåéñòâèÿ, íî è íà âñå ïîñòóïêè è ðîëåâîå ïîâåäåíèå ó÷àñòíèêîâ.  èãðó âîâëåêàþòñÿ äî 5–6 ÷åëîâåê.
Âûøåïåðå÷èñëåííûå óðîâíè îòðàæàþò îáùåå ðàçâèòèå ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, îäíàêî â êîíêðåòíîé âîçðàñòíîé ãðóïïå ñìåæíûå óðîâíè ñîñóùåñòâóþò.
Èñõîäÿ èç êîíöåïöèè Í.ß. Ìèõàéëåíêî ðàçâèòèå ñþæåòíîé èãðû íà ðàçíûõ âîçðàñòíûõ ýòàïàõ ìîæíî ïðåäñòàâèòü â ñëåäóþùåé ñâîäíîé òàáëèöå [19, ñ. 180].
Òàáëèöà
Âîçðàñò | Õàðàêòåð èãðîâûõ äåéñòâèé | Âûïîëíåíèå ðîëè | Ðàçâèòèå ñþæåòà â âîîáðàæàåìîé ñèòóàöèè |
3-4 ãîëà | Îòäåëüíûå èãðîâûå äåéñòâèÿ, íîñÿùèå óñëîâíûé õàðàêòåð | Ðîëü îñóùåñòâëÿåòñÿ ôàêòè÷åñêè, íî íå íàçûâàåòñÿ | Ñþæåò – öåïî÷êà èç äâóõ äåéñòâèé, âîîáðàæàåìóþ ñèòóàöèþ óäåðæèâàåò âçðîñëûé |
4-5 ëåò | Âçàèìîñâÿçàííûå èãðîâûå äåéñòâèÿ, èìåþùèå ÷åòêèé ðîëåâîé õàðàêòåð | Ðîëü íàçûâàåòñÿ, äåòè ìîãóò ïî õîäó èãðû ìåíÿòü ðîëü | Öåïî÷êà èç 3-4 âçàèìîñâÿçàííûõ äåéñòâèé, äåòè ñàìîñòîÿòåëüíî óäåðæèâàþò âîîáðàæàåìóþ ñèòóàöèþ |
5-6 ëåò | Ïåðåõîä ê ðîëåâûì äåéñòâèÿì, îòîáðàæàþùèì ñîöèàëüíûå ôóíêöèè ëþäåé | Ðîëè ðàñïðåäåëÿþòñÿ äî íà÷àëà èãðû, äåòè ïðèäåðæèâàþòñÿ ñâîåé ðîëè íà ïðîòÿæåíèè âñåé èãðû | Öåïî÷êà èãðîâûõ äåéñòâèé, îáúåäèíåííûé îäíèì ñþæåòîì, ñîîòâåòñòâóþùèì ðåàëüíîé ëîãèêå äåéñòâèé âçðîñëûõ |
6-7 ëåò | Îòîáðàæåíèå â èãðîâûõ äåéñòâèÿõ îòíîøåíèé ìåæäó ëþäüìè (ïîä÷èíåíèå, ñîòðóäíè÷åñòâî). Òåõíèêà èãðîâûõ äåéñòâèé óñëîâíà | Íå òîëüêî ðîëè, íî è çàìûñåë èãðû ïðîãîâàðèâàþòñÿ äåòüìè äî åå íà÷àëà | Ñþæåò äåðæèòñÿ íà âîîáðàæàåìîé ñèòóàöèè, äåéñòâèÿ ðàçíîîáðàçíû è ñîîòâåòñòâóþò ðåàëüíûì îòíîøåíèÿì ìåæäó ëþäüìè |
Òàêèì îáðàçîì, â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãè÷åñêîé òåîðèè èãðà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê âåäóùèé âèä äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà-äîøêîëüíèêà. Âåäóùåå ïîëîæåíèå èãðû îïðåäåëÿåòñÿ íå êîëè÷åñòâîì âðåìåíè, êîòîðîå ðåáåíîê åé ïîñâÿùàåò, à òåì, ÷òî îíà óäîâëåòâîðÿåò åãî îñíîâíûå ïîòðåáíîñòè; â íåäðàõ èãðû çàðîæäàþòñÿ è ðàçâèâàþòñÿ äðóãèå âèäû äåÿòåëüíîñòè; èãðà â íàèáîëüøåé ñòåïåíè ñïîñîáñòâóåò ïñèõè÷åñêîìó ðàçâèòèþ, ðàçâèòèþ ïðîèçâîëüíîñòè.
Èãðà êàê äåÿòåëüíîñòü, ðåàëèçàöèÿ êîòîðîé òðåáóåò îò ðåá¸íêà îòêàçà îò ñèþìèíóòíûõ æåëàíèé è ïîä÷èíåíèÿ ïðàâèëó â ïîëüçó âûïîëíåíèÿ ïðèíÿòîé íà ñåáÿ ðîëè, îáåñïå÷èâàåò âîçìîæíîñòü ïåðåõîäà êàê ïðîèçâîëüíîé ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ. Ïðîèçâîëüíîå ïîâåäåíèå êàê ïîâåäåíèå, îñóùåñòâëÿåìîå ðåá¸íêîì â ñîîòâåòñòâèè ñ îáðàçöîì è ïðàâèëîì è êîíòðîëèðóåìîå â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì îáðàçöîì è ïðàâèëîì ñòàíîâèòñÿ äîñòóïíûì ðåá¸íêó áëàãîäàðÿ ïðèíÿòèþ íà ñåáÿ ðîëåé è âçàèìíîìó êîíòðîëþ çà âûïîëíåíèåì èãðîâûõ ðîëåé ñî ñòîðîíû ó÷àñòíèêîâ èãðû.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Òåîðèè èãðû â çàðóáåæíîé è îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãè÷åñêîé íàóêå. Çíà÷åíèå ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà, å¸ ýòàïû è êëàññèôèêàöèÿ èãð. Ýìïèðè÷åñêîå èññëåäîâàíèå âëèÿíèÿ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû íà ìîòèâàöèþ ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [1,0 M], äîáàâëåí 17.05.2009
Ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà: îñîáåííîñòè, ñòðóêòóðà è ðîëü â ðàçâèòèè êîììóíèêàòèâíûõ íàâûêîâ ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå è óñòàíîâëåíèå ñòåïåíè âëèÿíèÿ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû íà ðàçâèòèå êîììóíèêàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé äîøêîëüíèêîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [173,5 K], äîáàâëåí 24.02.2015
Ïðåäñòàâëåíèÿ î ïðèðîäå ðîëåâîé èãðû â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè. Ðîëü èãðû â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà, å¸ ïîëüçà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå ïîâåäåíèÿ äåòåé-äîøêîëüíèêîâ âî âðåìÿ ïîâåäåíèÿ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, àíàëèç è èíòåðïðåòàöèÿ åãî ðåçóëüòàòîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [43,7 K], äîáàâëåí 15.02.2015
Âûÿâëåíèå îñîáåííîñòåé èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ. Èçó÷åíèå ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòîâ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû. Âèäû è ôîðìû èãðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Óðîâíè ðàçâèòèÿ ñþæåòíî-îòîáðàçèòåëüíîé è ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [101,9 K], äîáàâëåí 30.01.2015
Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ðàçâèòèÿ òâîð÷åñòâà â ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðîëü ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ðàçâèòèè òâîð÷åñòâà ó äåòåé. Ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñòâà â ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå ó äåòåé ñòàðøåé ãðóïïû.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [69,0 K], äîáàâëåí 09.01.2009
Çíà÷åíèå ðå÷è äëÿ ðàçâèòèÿ äåòñêîãî ìûøëåíèÿ è âñåãî ïñèõè÷åñêîãî ôîðìèðîâàíèÿ ðåáåíêà. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîäåðæàíèå ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû äîøêîëüíèêà. Ðàçâèòèå ó äåòåé èíòåëëåêòóàëüíîé ôóíêöèè ÿçûêà. Ôîðìèðîâàíèå ìîíîëîãè÷åñêîé è äèàëîãè÷åñêîé ôîðìû ðå÷è.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [111,0 K], äîáàâëåí 15.02.2015
Èãðà êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ êàòåãîðèÿ. Ðàçâèòèå ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Îñîáåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè. Îñíîâíûå òåõíîëîãèè îáó÷åíèÿ èãðîâûì äåéñòâèÿì.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [1,2 M], äîáàâëåí 11.12.2010
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник