Курсовая закономерности психического развития ребенка

Анализ теорий, описывающих психосексуальное, психосоциальное, умственное и культурное развитие личности, ее поведение и потребности. Периодизации и закономерности психического развития ребенка по Л.С. Выготскому. Кризис одного года и раннего детства.

Подобные документы

  • Общие принципы возрастного психического развития. Понятие кризиса в психическом развитии личности. Возрастные кризисы раннего детства и дошкольного возраста. Пубертатный кризис и кризис 17 лет. Характеристика кризисов взрослого жизненного периода.

    реферат, добавлен 26.06.2016

  • Внешняя практическая деятельность ребенка как источник психического развития по Д.Б. Эльконину. Периодизация Пиаже, основанная исключительно на когнитивном развитии. Ограничения концепции развития личности З.Фрейда. Выготский о стадиальности развития.

    реферат, добавлен 26.01.2011

  • Даниил Борисович Эльконин как создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии “ведущая деятельность”. Специфические особенности периода преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.

    реферат, добавлен 05.11.2015

  • Сущность понятия «дефицит общения» и его влияние на развитие ребенка. Особенности депривации психического развития в младенчестве, в раннем и дошкольном возрасте. Теплые и близкие отношения с матерью как условие сохранения психического здоровья ребенка.

    реферат, добавлен 06.11.2008

  • Характеристика психического развития ребенка раннего возраста, значение формирования сенсорного восприятия. Методика определения уровня импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Роль общения с взрослыми для речевого развития ребенка в раннем детстве.

    курсовая работа, добавлен 26.12.2014

  • Психологическая характеристика личности в периоды младенчества, раннего детства и на этапе перехода в школу. Рассмотрение вопроса о движущих силах развития психики детей. Понятие ведущей деятельности, механизмы ее смены в процессе взросления ребенка.

    реферат, добавлен 26.04.2011

  • Значение концепции психического развития ребенка, разработанной Л.С. Выготским. Критический анализ теорий детского развития, проблемы его условий и причин. Развитие структуры личности. Принцип социально-исторической обусловленности формирования психики.

    курс лекций, добавлен 30.03.2012

  • Ранний возраст ребенка как период его интенсивного психического развития. Развитие наглядно-образного мышления в предметной деятельности ребенка. Роль речи в психической жизни ребенка и ее возникновение. Развитие произвольности поведения ребенка.

    реферат, добавлен 18.03.2009

  • Психологическая служба образования, теоретические понятия. Основное условие психического развития ребенка. Функции, формы и содержание общения со взрослыми как необходимое условие психического и личностного развития ребенка, “зона ближайшего развития”.

    контрольная работа, добавлен 24.04.2010

  • Характеристика, психологические причины и проявления “кризиса 3-х лет”. Сущность игры по Л.С. Выготскому. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства, центральные новообразования. Развитие восприятия, мышления и речи ребенка дошкольного возраста.

    реферат, добавлен 28.03.2012

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Изучение периодизации и закономерностей психического развития ребенка. Возрастные кризисы: сущность, структура и содержание. Отличия критических периодов развития от стабильных. Стадии жизненного пути человека. Динамика возрастных изменений личности.

Подобные документы

  • Категории, описывающие механизм психического развития ребенка. Основные этапы онтогенеза. Характеристика критических периодов становления личности: новорожденности, кризисов первого года, 3-х лет, дошкольного, подросткового возраста, взрослости, старости.

    контрольная работа, добавлен 12.04.2014

  • Исследование внутреннего нарушение эмоционального баланса под влиянием угрозы. Анализ возрастных периодов детей. Рассмотрение периодизации развития Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным. Современные тенденции в разрешении проблем психических кризисов.

    курсовая работа, добавлен 23.04.2016

  • Основоположная роль кризисов в жизни человека. Существенный анализ специфики возрастных затруднений. Характеристика теории критических периодов детского развития Л.С. Выготского. Особенность эпигенетической концепции жизненного пути Э. Эриксона.

    реферат, добавлен 01.01.2015

  • Рассмотрение периодов разделения начала жизненного цикла. Характеристика взглядов Л. Выготского на стадиальность развития личности. Определение общих закономерностей развития психики ребенка. Особенности периодизации развития личности по Э. Эриксону.

    лекция, добавлен 26.02.2015

  • Понятие “возрастной кризис”. Кризис как закономерность психического развития человека, функции и причины его возникновения. Особенности и характеристики возрастных кризисов: их симптомы, психологическое содержание, динамика протекания, пути выхода их них.

    контрольная работа, добавлен 02.03.2010

  • Методы исследования в возрастной психологии. Детство как предмет психологического исследования. Стадии психосоциального развития человека по Эриксону. Проблема периодизации психического развития. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте.

    реферат, добавлен 18.01.2014

  • Ознакомление с условиями психического развития. Характеристика развития общих свойств личности. Исследование влияния взрослого на развитие личности ребенка. Рассмотрение родителей в психическом развитии детей. Анализ периодизации возрастного развития.

    лекция, добавлен 22.03.2018

  • Проблема происхождения возрастных периодов. Детство – культурно-исторический феномен. Проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.

    контрольная работа, добавлен 25.12.2011

  • Подходы американских психологов к анализу психического развития ребенка. Постановка вопроса о фундаментальной основе развития личности. Концепция Пиаже, взгляды А. Валлона, теория Х. Вернера, их особенности. Оценка эволюции учений о развитии ребенка.

    реферат, добавлен 13.04.2009

  • Выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека. Динамика развития отдельных психических процессов и свойств формирования личности.

    реферат, добавлен 09.08.2009

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Àíàëèç òåîðèé, îïèñûâàþùèõ ïñèõîñåêñóàëüíîå, ïñèõîñîöèàëüíîå, óìñòâåííîå è êóëüòóðíîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè, åå ïîâåäåíèå è ïîòðåáíîñòè. Ïåðèîäèçàöèè è çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïî Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó. Êðèçèñ îäíîãî ãîäà è ðàííåãî äåòñòâà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà

Íà òåìó:

«Çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà»

Ïëàí

1. Òåîðèè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ

2. Ïåðèîäèçàöèè è çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà

3. Êðèçèñ îäíîãî ãîäà è ðàííåãî äåòñòâà

Ëèòåðàòóðà

1. Òåîðèè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ

Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü íå ñóùåñòâóåò åäèíîé òåîðèè, ñïîñîáíîé äàòü âñåîáúåìëþùåå ïðåäñòàâëåíèå î ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. ×òîáû ïîëó÷èòü áîëåå èëè ìåíåå ïîëíóþ êàðòèíó ðàçâèòèÿ, ïîâåäåíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé, íóæíî ïîçíàêîìèòüñÿ ñ íåñêîëüêèìè òåîðèÿìè, êîòîðûå âûðàæàþòñÿ â òèïå ïåðèîäèçàöèè.

Ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ òåîðèÿ

Åå ïðåäìåò – ÷åëîâå÷åñêèå ýìîöèè è ìåæëè÷íîñòíûå îòíîøåíèÿ. Íàèáîëåå èçâåñòíû äâå ïåðèîäèçàöèè ïðåäñòàâèòåëåé ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåîðèè: Çèãìóíäà Ôðåéäà è Ýðèêà Ýðèêñîíà.

Ç. Ôðåéä (1856-1939) îáúÿñíÿë ðàçâèòèå ëè÷íîñòè äåéñòâèåì áèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ è îïûòîì ðàííåãî ñåìåéíîãî îáùåíèÿ. Îí ïîëàãàë, ÷òî äåòè ïðîõîäÿò 5 ñòàäèé ïñèõè÷åñêîãî, òî÷íåå, ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Íà êàæäîé ñòàäèè èíòåðåñû ðåáåíêà ñîñðåäîòî÷åíû âîêðóã îïðåäåëåííîé ÷àñòè òåëà, ñëóæàùåé èñòî÷íèêîì ïîëó÷åíèÿ óäîâîëüñòâèÿ:

îðàëüíàÿ ñòàäèÿ (0 – 2 ãîäà);

àíàëüíàÿ ñòàäèÿ (2 – 3 ãîäà);

ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ (4 – 5 ëåò);

ëàòåíòíàÿ ñòàäèÿ (6 – 12 ëåò);

ãåíèòàëüíàÿ ñòàäèÿ (12 – 18 ëåò).

Ý. Ýðèêñîí (1902-1979) âûäåëèë 8 ñòàäèé ïñèõîñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Íà êàæäîé ÷åëîâåê èñïûòûâàåò ñïåöèôè÷åñêèé êðèçèñ, ñóòü êîòîðîãî ñîñòàâëÿåò êîíôëèêò ìåæäó ïðîòèâîïîëîæíûìè ñîñòîÿíèÿìè ñîçíàíèÿ, ïñèõèêè:

äîâåðèå – íåäîâåðèå ê îêðóæàþùåìó ìèðó (0 – 1 ãîä);

÷óâñòâî íåçàâèñèìîñòè – îùóùåíèå ñòûäà è ñîìíåíèÿ (1 – 3 ãîäà);

èíèöèàòèâíîñòü – ÷óâñòâî âèíû (4 – 5 ëåò);

òðóäîëþáèå – ÷óâñòâî íåïîëíîöåííîñòè (6 – 11 ëåò);

ïîíèìàíèå ïðèíàäëåæíîñòè ê îïðåäåëåííîìó ïîëó – íåïîíèìàíèå ôîðì ïîâåäåíèÿ, ñîîòâåòñòâóþùåãî äàííîìó ïîëó (12 – 18 ëåò);

ñòðåìëåíèå ê èíòèìíûì îòíîøåíèÿì – èçîëèðîâàííîñòü îò îêðóæàþùèõ (ðàííåå âçðîñëåíèå);

æèçíåííàÿ àêòèâíîñòü – ñîñðåäîòî÷åííîñòü íà ñåáå, âîçðàñòíûå ïðîáëåìû (íîðìàëüíîå âçðîñëåíèå);

îùóùåíèå ïîëíîòû æèçíè – îò÷àÿíèå (ïîçäíåå âçðîñëåíèå).

Êîãíèòèâíàÿ òåîðèÿ

Êàñàåòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì ïðîáëåì ñòàíîâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ, ïðîöåññà óñâîåíèÿ çíàíèé. Íàèáîëåå ïîëíî ïðîöåññû óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ áûëè ðàçðàáîòàíû øâåéöàðñêèì ó÷åíûì Æàíîì Ïèàæå (1896 – 1980). ×åëîâåê, ïî Ïèàæå, â ñâîåì óìñòâåííîì ðàçâèòèè ïðîõîäèò 4 áîëüøèå ïåðèîäà: 1) ÷óâñòâåííî-äâèãàòåëüíûé (ñåíñîìîòîðíûé) – îò ðîæäåíèÿ äî 2 ëåò; 2) äîîïåðàòèâíûé (2 – 7 ëåò); 3) ïåðèîä êîíêðåòíîãî ìûøëåíèÿ (7 – 11 ëåò); 4) ïåðèîä ôîðìàëüíî-ëîãè÷åñêîãî, àáñòðàêòíîãî ìûøëåíèÿ (11-12 – 18 ëåò è äàëåå).

Òåîðèÿ ïîâåäåíèÿ

Ïûòàåòñÿ îáúÿñíèòü, ïî÷åìó, êîãäà è êàêèì îáðàçîì äåòè è âçðîñëûå îáó÷àþòñÿ âåñòè ñåáÿ òàê, à íå èíà÷å. Ýòó òåîðèþ íàçûâàþò òàêæå áèõåâèîðèñòñêîé (îò àíãë. behavior – ïîâåäåíèå). Îñíîâîïîëîæíèêîì áèõåâèîðèçìà ÿâëÿåòñÿ Äæîí Óîòñîí (1878-1958). Áîëüøîé âêëàä â ïðàêòè÷åñêîå îñóùåñòâëåíèå òåîðèè âíåñ Á. Ñêèííåð (1904-1992). Áèõåâèîðèñòû ïîä÷åðêèâàþò âëèÿíèå ñðåäû íà ïîâåäåíèå è ðàçâèòèå äåòåé è âûäåëÿþò 3 òèïà ñîöèàëüíîãî îáó÷åíèÿ: êëàññè÷åñêîå è îïåðàíòíîå îáóñëîâëèâàíèå è ïîäðàæàíèå.

Áèîëîãè÷åñêàÿ òåîðèÿ

Ñðàâíèâàåò ïîâåäåíèå ëþäåé è æèâîòíûõ â åñòåñòâåííûõ óñëîâèÿõ è àêöåíòèðóåò âíèìàíèå íà îïðåäåëåíèè îáùåãî è ñïåöèôè÷åñêîãî â èõ ïîâåäåíèè. Íàó÷íîå íàïðàâëåíèå, çàíèìàþùååñÿ ýòèìè ïðîáëåìàìè, íîñèò íàçâàíèå ýòîëîãèÿ. Êîíðàä Ëîóðåíö (1903-1988), èçâåñòíûé ýòîëîã, ââåë â ïñèõîëîãèþ ïîíÿòèå èìïðèíòèíãà (çàïå÷àòëåâàíèÿ). Ïî ìíåíèþ ýòîëîãîâ, ÷åëîâåê ðîæäàåòñÿ ñ îïðåäåëåííûìè ôèêñèðîâàííûìè îáðàçöàìè äåéñòâèé, ãåíåòè÷åñêè äåòåðìèíèðîâàííûìè ôîðìàìè ïîâåäåíèÿ – èíñòèíêòàìè.

Ãóìàíèñòè÷åñêàÿ òåîðèÿ

Ðàññìàòðèâàåò ÷åëîâåêà êàê óíèêàëüíîãî èíäèâèäà, öåëîñòíóþ ëè÷íîñòü, ñòðåìÿùóþñÿ ê ñàìîðåàëèçàöèè. Íàèáîëüøèé âêëàä â ðàçâèòèå ãóìàíèñòè÷åñêîé òåîðèè âíåñ Àáðàõàì Ìàñëîó (1908 – 1970). Ñîãëàñíî åãî òåîðèè, êàæäûé ÷åëîâåê îáëàäàåò ìîòèâàöèîííûì íàáîðîì, êîòîðûé ïîìîãàåò åìó óäîâëåòâîðÿòü ïîòðåáíîñòè ïÿòè óðîâíåé:

âûæèâàíèå, èëè áèîëîãè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè;

áåçîïàñíîñòü è óâåðåííîñòü â áóäóùåì;

ëþáîâü è ïðèíàäëåæíîñòü ê êîíêðåòíîé ñîöèàëüíîé ãðóïïå (ñîöèàëüíûé ñòàòóñ);

ñàìîîöåíêà;

ñàìîðåàëèçàöèÿ.

Óäîâëåòâîðèâ èõ, ÷åëîâåê ìîæåò ñòàòü òâîð÷åñêèì è íåçàâèñèìûì ñóùåñòâîì.

Êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêàÿ òåîðèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî

Îñíîâûâàåòñÿ íà òîì, ÷òî “âñÿêàÿ ôóíêöèÿ â êóëüòóðíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ íà ñöåíó äâàæäû, â äâóõ ïëàíàõ, ñïåðâà ñîöèàëüíîì, êàê êàòåãîðèÿ èíòåðïñèõè÷åñêàÿ, ïîòîì – ïñèõîëîãè÷åñêîì, êàê êàòåãîðèÿ èíòðàïñèõè÷åñêàÿ, ñïåðâà ìåæäó ëþäüìè, çàòåì âíóòðè ðåáåíêà”. Âñå âíóòðåííèå ïðîöåññû, ïî Âûãîòñêîìó, ÿâëÿþòñÿ ïðîäóêòîì èíòåðèîðèçàöèè: îíè çàðîæäàþòñÿ â ïðÿìûõ ñîöèàëüíûõ êîíòàêòàõ ðåáåíêà ñî âçðîñëûìè, à çàòåì “âðàùèâàþòñÿ” â åãî ñîçíàíèå.

Âñå ýòè òåîðèè âçàèìîäîïîëíèòåëüíû, òàê êàê èõ àâòîðû èñïîëüçóþò ðàçëè÷íûå “èíñòðóìåíòû” ïðè èçó÷åíèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà è àêöåíòèðóþò âíèìàíèå íà ðàçëè÷íûõ óðîâíÿõ è ñòîðîíàõ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.  äàííîì ïîñîáèè â êà÷åñòâå îñíîâíîé èñïîëüçóåòñÿ êîíöåïöèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî.

2. Ïåðèîäèçàöèè è çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà

Áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ äåëèò äåòñòâî íà ïåðèîäû.

 îñíîâó ïåðèîäèçàöèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà Ë.Ñ. Âûãîòñêèé ïîëîæèë ïîíÿòèå âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ òðåìÿ ïðèçíàêàìè:

Îíà äîëæíà áûòü ñìûñëîîáðàçóþùåé äëÿ ðåáåíêà. Íàïðèìåð, â 3 ãîäà áåññìûñëåííûå ðàíåå âåùè ïðèîáðåòàþò äëÿ ðåáåíêà ñìûñë â êîíòåêñòå èãðû. Ñëåäîâàòåëüíî, èãðà è åñòü âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü è ñðåäñòâî ñìûñëîîáðàçîâàíèÿ.

 êîíòåêñòå ýòîé äåÿòåëüíîñòè ñêëàäûâàþòñÿ áàçîâûå îòíîøåíèÿ ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè.

 ñâÿçè ñ îñâîåíèåì âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè âîçíèêàþò îñíîâíûå íîâîîáðàçîâàíèÿ âîçðàñòà (êðóã ñïîñîáíîñòåé, êîòîðûå ïîçâîëÿþò ýòó äåÿòåëüíîñòü ðåàëèçîâûâàòü, íàïðèìåð, ðå÷ü).

Íà êàæäîì èç ýòàïîâ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå. Ïðè ýòîì äðóãèå âèäû äåÿòåëüíîñòè íå èñ÷åçàþò. Îíè åñòü, íî ñóùåñòâóþò êàê áû ïàðàëëåëüíî è íå ÿâëÿþòñÿ ãëàâíûìè äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Íàïðèìåð, èãðà ÿâëÿåòñÿ âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ äîøêîëüíèêîâ. Íî îíà íå èñ÷åçàåò ó øêîëüíèêîâ, õîòÿ óæå è íå ÿâëÿåòñÿ âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ.

Êðèçèñû è ñòàáèëüíûå ïåðèîäû

Ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ íåðàâíîìåðíî. Åñòü ïåðèîäû îòíîñèòåëüíî ñïîêîéíûå, èëè ñòàáèëüíûå, à åñòü òàê íàçûâàåìûå êðèòè÷åñêèå.

Êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû

Êðèçèñû îòêðûòû ýìïèðè÷åñêèì ïóòåì, ïðè÷åì, íå ïî î÷åðåäè, à â ñëó÷àéíîì ïîðÿäêå: 7, 3, 13, 1, 0. Âî âðåìÿ êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ ðåáåíîê çà î÷åíü êîðîòêèé ñðîê ìåíÿåòñÿ âåñü â öåëîì, â îñíîâíûõ ÷åðòàõ ëè÷íîñòè. Ýòî ðåâîëþöèîííîå, áóðíîå, ñòðåìèòåëüíîå òå÷åíèå ñîáûòèé êàê ïî òåìïó, òàê è ïî ñìûñëó ñîâåðøàþùèõñÿ ïåðåìåí. Äëÿ êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ õàðàêòåðíû ñëåäóþùèå îñîáåííîñòè:

Ãðàíèöû, îòäåëÿþùèå íà÷àëî è êîíåö êðèçèñà îò ñìåæíûõ ïåðèîäîâ, êðàéíå íåîò÷åòëèâû. Êðèçèñ âîçíèêàåò íåçàìåòíî, î÷åíü òðóäíî îïðåäåëèòü ìîìåíò åãî íàñòóïëåíèÿ è îêîí÷àíèÿ. Ðåçêîå îáîñòðåíèå (êóëüìèíàöèÿ) íàáëþäàåòñÿ â ñåðåäèíå êðèçèñà.  ýòî âðåìÿ êðèçèñ äîñòèãàåò àïîãåÿ.

Òðóäíîâîñïèòóåìîñòü äåòåé â êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû â ñâîå âðåìÿ ïîñëóæèëà îòïðàâíîé òî÷êîé èõ ýìïèðè÷åñêîãî èçó÷åíèÿ. Íàáëþäàåòñÿ ñòðîïòèâîñòü, ïàäåíèå óñïåâàåìîñòè è ðàáîòîñïîñîáíîñòè, âîçðàñòàíèå êîëè÷åñòâà êîíôëèêòîâ ñ îêðóæàþùèìè. Âíóòðåííÿÿ æèçíü ðåáåíêà â ýòî âðåìÿ ñâÿçàíà ñ ìó÷èòåëüíûìè ïåðåæèâàíèÿìè.

Íåãàòèâíûé õàðàêòåð ðàçâèòèÿ. Îòìå÷åíî, ÷òî âî âðåìÿ êðèçèñîâ, â îòëè÷èå îò ñòàáèëüíûõ ïåðèîäîâ, ñîâåðøàåòñÿ ñêîðåå ðàçðóøèòåëüíàÿ, íåæåëè ñîçèäàòåëüíàÿ ðàáîòà. Ðåáåíîê íå ñòîëüêî ïðèîáðåòàåò, ñêîëüêî òåðÿåò èç ïðèîáðåòåííîãî ïðåæäå. Îäíàêî âîçíèêíîâåíèå íîâîãî â ðàçâèòèè íåïðåìåííî îçíà÷àåò îòìèðàíèå ñòàðîãî. Îäíîâðåìåííî â êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû íàáëþäàþòñÿ è êîíñòðóêòèâíûå ïðîöåññû ðàçâèòèÿ. Âûãîòñêèé íàçâàë ýòè ïðèîáðåòåíèÿ íîâîîáðàçîâàíèÿìè.

Íîâîîáðàçîâàíèÿ êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ íîñÿò ïåðåõîäíûé õàðàêòåð, òî åñòü îíè íå ñîõðàíÿþòñÿ â òîì âèäå, â êîòîðîì âîçíèêàþò, íàïðèìåð, àâòîíîìíàÿ ðå÷ü ó ãîäîâàëûõ äåòåé (ñì. íèæå).

Ñòàáèëüíûå ïåðèîäû

Âî âðåìÿ ñòàáèëüíûõ ïåðèîäîâ ðåáåíîê íàêàïëèâàåò êîëè÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ, à íå êà÷åñòâåííûå, êàê âî âðåìÿ êðèòè÷åñêèõ. Ýòè èçìåíåíèÿ íàêàïëèâàþòñÿ ìåäëåííî è íåçàìåòíî.

Ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ðàçâèòèÿ îïðåäåëÿåòñÿ ÷åðåäîâàíèåì ñòàáèëüíûõ è êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ.

Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ

Ê íà÷àëó êàæäîãî ïåðèîäà ñêëàäûâàåòñÿ íåïîâòîðèìîå îòíîøåíèå ðåáåíêà ñ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòüþ – ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ.

Îíà çàêîíîìåðíî îïðåäåëÿåò åãî îáðàç æèçíè, ÷òî âåäåò ê âîçíèêíîâåíèþ íîâîîáðàçîâàíèé.

Íîâîîáðàçîâàíèÿ âëåêóò çà ñîáîé íîâóþ ñòðóêòóðó ñîçíàíèÿ ðåáåíêà, èçìåíåíèå îòíîøåíèé.

Ñëåäîâàòåëüíî, èçìåíÿåòñÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ. Íàñòóïàåò ñâÿçàííûé ñ ýòèì êðèòè÷åñêèé ïåðèîä.

Ñåíçèòèâíûå ïåðèîäû

Êàæäûé ðåáåíîê ñåíçèòèâåí ê îïðåäåëåííûì âîçäåéñòâèÿì, ê îñâîåíèþ ðåàëüíîñòè è ðàçâèòèþ ñïîñîáíîñòåé â ðàçëè÷íûå ïåðèîäû. Ñåíçèòèâíûå ïåðèîäû ñâÿçàíû, âî-ïåðâûõ, ñ âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ, âî-âòîðûõ, ñ àêòóàëèçàöèåé â êàæäîì âîçðàñòå òåõ èëè èíûõ áàçàëüíûõ ïîòðåáíîñòåé.

Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ

Âçàèìîäåéñòâèå ðåáåíêà ñ ñîöèàëüíîé ñðåäîé ÿâëÿåòñÿ íå ôàêòîðîì, à èñòî÷íèêîì ðàçâèòèÿ. Èíà÷å ãîâîðÿ, âñå, ÷åìó íàó÷èòñÿ ðåáåíîê, äîëæíû äàòü åìó îêðóæàþùèå åãî ëþäè. Âàæíî ïðè ýòîì, ÷òîáû îáó÷åíèå (â ñàìîì øèðîêîì ñìûñëå) øëî ñ îïåðåæåíèåì. Ó ðåáåíêà åñòü íåêèé óðîâåíü àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ (íàïðèìåð, îí ìîæåò ðåøèòü çàäà÷ó ñàìîñòîÿòåëüíî, áåç ïîìîùè âçðîñëîãî) è óðîâåíü ïîòåíöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ, òî åñòü â ñîòðóäíè÷åñòâå ñî âçðîñëûì.

Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ – ýòî òî, íà ÷òî ðåáåíîê ñïîñîáåí, íî íå óìååò áåç ïîìîùè âçðîñëûõ. Âñå îáó÷åíèå ñòðîèòñÿ íà ïðèíöèïå ó÷åòà çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, ñ îïåðåæåíèåì àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

ïñèõè÷åñêèé êðèçèñ ðåáåíîê

3. Êðèçèñ îäíîãî ãîäà è ðàííåãî äåòñòâà

ÊÐÈÇÈÑ ÎÄÍÎÃÎ ÃÎÄÀ

Íîâîîáðàçîâàíèå êðèçèñà – àâòîíîìíàÿ ðå÷ü.

Êðèçèñ îäíîãî ãîäà õàðàêòåðèçóåòñÿ îñâîåíèåì ðå÷åâîãî äåéñòâèÿ. Îðãàíèçì ìëàäåíöà ðåãóëèðîâàëà áèîëîãè÷åñêàÿ ñèñòåìà, ñâÿçàííàÿ ñ áèîðèòìàìè. Òåïåðü æå îíà âîøëà â ïðîòèâîðå÷èå ñ âåðáàëüíîé ñèòóàöèåé, îñíîâàííîé íà ñàìîïðèêàçå èëè ïðèêàçå ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ. Òàêèì îáðàçîì, ðåáåíîê â âîçðàñòå îêîëî ãîäà îêàçûâàåòñÿ âîîáùå áåç ñèñòåìû, ïîçâîëÿþùåé åìó íàäåæíî îðèåíòèðîâàòüñÿ â îêðóæàþùåì ìèðå. Áèîëîãî÷åñêèå ðèòìû ñèëüíî äåôîðìèðîâàíû, à ðå÷åâûå íå íàñòîëüêî ñôîðìèðîâàíû, ÷òîáû ðåáåíîê ìîã ñâîáîäíî óïðàâëÿòü ñâîèì ïîâåäåíèåì.

Êðèçèñ õàðàêòåðèçóåòñÿ îáùèì ðåãðåññîì äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà, êàê áû îáðàòíûì ðàçâèòèåì. Ýìîöèîíàëüíî ïðîÿâëÿåòñÿ â àôôåêòèâíîñòè. Ýìîöèè ïðèìèòèâíûå. Ïðè ýòîì íàáëþäàþòñÿ ðàçëè÷íûå íàðóøåíèÿ:

íàðóøåíèå âñåõ áèîðèòìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (ñîí – áîäðñòâîâàíèå);

íàðóøåíèå óäîâëåòâîðåíèÿ âñåõ âèòàëüíûõ ïîòðåáíîñòåé (íàïðèìåð, ÷óâñòâà ãîëîäà);

ýìîöèîíàëüíûå àíîìàëèè (óãðþìîñòü, ïëàêñèâîñòü, îáèä÷èâîñòü).

Êðèçèñ íå îòíîñèòñÿ ê ÷èñëó îñòðûõ.

ÐÀÍÍÅÅ ÄÅÒÑÒÂÎ

(1 – 3 ãîäà)

 ýòîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò ðàçäåëåíèå ëèíèé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê. Èì ïðèñóùè ðàçíûå òèïû âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè. Ó ìàëü÷èêîâ íà îñíîâå ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè ôîðìèðóåòñÿ ïðåäìåòíî-îðóäèéíàÿ. Ó äåâî÷åê íà îñíîâå ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè – êîììóíèêàòèâíàÿ.

Ïðåäìåòíî-îðóäèéíàÿ äåÿòåëüíîñòü âêëþ÷àåò ìàíèïóëÿöèþ ñ ÷åëîâå÷åñêèìè ïðåäìåòàìè, çà÷àòêè êîíñòðóèðîâàíèÿ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ó ìóæ÷èí ëó÷øå ðàçâèòî îòâëå÷åííîå, àáñòðàêòíîå ìûøëåíèå.

Êîììóíèêàòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü ïðåäïîëàãàåò îñâîåíèå ëîãèêè ÷åëîâå÷åñêèõ îòíîøåíèé. Áîëüøèíñòâî æåíùèí îáëàäàåò áîëåå ðàçâèòûì, ÷åì ó ìóæ÷èí, ñîöèàëüíûì ìûøëåíèåì, ñôåðà ïðîÿâëåíèÿ êîòîðîãî – îáùåíèå ëþäåé. Ó æåíùèí òîíüøå èíòóèöèÿ, òàêò, îíè áîëåå ñêëîííû ê ýìïàòèè.

Ïîëîâûå ðàçëè÷èÿ â ïîâåäåíèè äåòåé îáóñëîâëåíû íå ñòîëüêî áèîëîãè÷åñêèìè è ôèçèîëîãè÷åñêèìè ïðè÷èíàìè, ñêîëüêî õàðàêòåðîì èõ ñîöèàëüíîãî îáùåíèÿ. Îðèåíòàöèÿ ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê íà ðàçíûå òèïû äåÿòåëüíîñòè çàäàíà ñîöèàëüíî, âñëåäñòâèå êóëüòóðíûõ îáðàçöîâ. Íà ñàìîì äåëå ìåæäó ìàëûøàìè ìóæñêîãî è æåíñêîãî ïîëà áîëüøå ñõîäñòâà, ÷åì ðàçëè÷èé. Ðàçëè÷èÿ ïîÿâëÿþòñÿ ïîçæå.  îñíîâíîì æå ìàëü÷èêè è äåâî÷êè ðàçâèâàþòñÿ ïàðàëëåëüíî è ïðîõîäÿò îäèíàêîâûå ýòàïû.

Òàê, ê òðåì ãîäàì ó äåòåé òîãî è äðóãîãî ïîëà ñêëàäûâàþòñÿ ñëåäóþùèå íîâîîáðàçîâàíèÿ âîçðàñòà: íà÷àòêè ñàìîñîçíàíèÿ, ðàçâèòèå ß-êîíöåïöèè, ñàìîîöåíêà. Ðåáåíîê ïðîäåëûâàåò 90% ðàáîòû ïî óñâîåíèþ ÿçûêà. Çà òðè ãîäà ÷åëîâåê ïðîõîäèò ïîëîâèíó ïóòè ñâîåãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Ïåðâûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ñåáå âîçíèêàþò ó ðåáåíêà ê ãîäó.

Ýòî ïðåäñòàâëåíèÿ î ÷àñòÿõ ñâîåãî òåëà, íî îáîáùèòü èõ ìàëûø ïîêà íå ìîæåò. Ïðè ñïåöèàëüíîì îáó÷åíèè âçðîñëûìè ê ïîëóòîðà ãîäàì ðåáåíîê ìîæåò óçíàâàòü ñåáÿ â çåðêàëå, îñâàèâàåò èäåíòè÷íîñòü îòðàæåíèÿ è ñâîåé âíåøíîñòè.

Ê 3 ãîäàì – íîâûé ýòàï ñàìîèäåíòèôèêàöèè: ñ ïîìîùüþ çåðêàëà ðåáåíîê ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü ôîðìèðîâàòü ñâîå ïðåäñòàâëåíèå î ñåáå íàñòîÿùåì.

Ðåáåíîê èíòåðåñóåòñÿ âñåìè ñïîñîáàìè ïîäòâåðæäåíèÿ ñâîåãî ß. Îäóõîòâîðÿÿ îòäåëüíûå ÷àñòè òåëà, â èãðå îí ïîçíàåò âîëþ íàä ñàìèì ñîáîé.

Òðåõëåòíèé ìàëûø èíòåðåñóåòñÿ âñåì, ñ íèì ñâÿçàííûì, íàïðèìåð, òåíüþ. Íà÷èíàåò èñïîëüçîâàòü ìåñòîèìåíèå “ÿ”, óñâàèâàåò ñâîå èìÿ, ïîë. Èäåíòèôèêàöèÿ ñ ñîáñòâåííûì èìåíåì âûðàæàåòñÿ â îñîáîì èíòåðåñå ê ëþäÿì, êîòîðûå íîñÿò òàêîå æå èìÿ.

Ïîëîâàÿ èäåíòèôèêàöèÿ. Ê 3 ãîäàì ðåáåíîê óæå çíàåò, ìàëü÷èê îí èëè äåâî÷êà. Ïîäîáíûå çíàíèÿ äåòè ÷åðïàþò èç íàáëþäåíèé çà ïîâåäåíèåì ðîäèòåëåé, ñòàðøèõ áðàòüåâ è ñåñòåð. Ýòî ïîçâîëÿåò ðåáåíêó ïîíÿòü, êàêèõ ôîðì ïîâåäåíèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî ïîëîâîé ïðèíàäëåæíîñòüþ æäóò îò íåãî îêðóæàþùèå.

Óÿñíåíèå ðåáåíêîì ïðèíàäëåæíîñòè ê êîíêðåòíîìó ïîëó ïðîèñõîäèò â ïåðâûå 2-3 ãîäà æèçíè, è íàëè÷èå îòöà ïðè ýòîì êðàéíå âàæíî. Äëÿ ìàëü÷èêîâ ïîòåðÿ îòöà ïîñëå 4 ëåò ìàëî ñêàçûâàåòñÿ íà óñâîåíèè ñîöèàëüíûõ ðîëåé. Ïîñëåäñòâèÿ îòñóòñòâèÿ îòöà ó äåâî÷åê íà÷èíàþò ñêàçûâàòüñÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå, êîãäà ó ìíîãèõ èç íèõ âîçíèêàþò òðóäíîñòè â ïðèñïîñîáëåíèè ê æåíñêîé ðîëè ïðè îáùåíèè ñ ïðåäñòàâèòåëÿìè äðóãîãî ïîëà.

Âîçíèêíîâåíèå ñàìîñîçíàíèÿ. Ê òðåì ãîäàì ðåáåíîê ïðîÿâëÿåò íà÷àòêè ñàìîñîçíàíèÿ, ó íåãî ðàçâèâàåòñÿ ïðèòÿçàíèå íà ïðèçíàíèå ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ. Ïîëîæèòåëüíî îöåíèâàÿ òå èëè èíûå äåéñòâèÿ, âçðîñëûå ïðèäàþò èì ïðèâëåêàòåëüíîñòü â ãëàçàõ äåòåé, ïðîáóæäàþò â äåòÿõ æåëàíèå çàñëóæèòü ïîõâàëó, ïðèçíàíèå.

Óñâîåíèå ÿçûêà. Ñëîâàðíûé çàïàñ äåòåé 1,5 ëåò îáû÷íî ñîäåðæèò îêîëî 10 ñëîâ, â 1,8 – 50 ñëîâ, â 2 ãîäà – ïðèìåðíî 200. Ê òðåì ãîäàì ñëîâàðíûé çàïàñ ñîñòàâëÿåò óæå 900 – 1000 ñëîâ. Óñòàíîâëåíà ïðÿìàÿ çàâèñèìîñòü ìåæäó êà÷åñòâîì ÿçûêîâîé ñòèìóëÿöèè â äîìàøíåì îêðóæåíèè è ðàçâèòèåì ðå÷è ðåáåíêà â 3 ãîäà.

Êðèòè÷åñêèì ïåðèîäîì â ðàçâèòèè äåòñêîé ðå÷è ÿâëÿåòñÿ, ïî ìíåíèþ èññëåäîâàòåëåé, âîçðàñò îò 10 ìåñÿöåâ äî 1,5 ëåò. Èìåííî â ýòî âðåìÿ íóæíû ñïîêîéíûå è ðàçâèâàþùèå èãðû è íåæåëàòåëüíû ñòðåññû.

Ïðè óñâîåíèè ÿçûêà äåòè âñåõ íàðîäîâ ïðîõîäÿò ñòàäèè îäíîñîñòàâíûõ, äâóñîñòàâíûõ è ïîëíûõ ïðåäëîæåíèé. Âî âñåõ ñóùåñòâóþùèõ íà çåìëå ÿçûêàõ åñòü ïðàâèëà ãðàììàòèêè, ñèíòàêñèñà, ñåìàíòèêè. Ïîíà÷àëó äåòè ïðåäåëüíî îáîáùàþò ïðàâèëà.

Óìñòâåííîå ðàçâèòèå

Ãëàâíûì ñòèìóëîì ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ó “õîäÿ÷èõ” äåòåé ÿâëÿåòñÿ èõ ÷óâñòâåííî-äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü. Äåòè 1-2 ëåò íàõîäÿòñÿ â ïåðâîì (ñåíñîìîòîðíîì) ïåðèîäå óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðûé Ïèàæå ðàçäåëèë íà 6 ñòàäèé. 4 èç íèõ ðåáåíîê ïðîõîäèò äî ãîäà (ñì. âûøå).

5 ñòàäèÿ – òðåòè÷íûå êðóãîâûå ðåàêöèè (1 – 1,5 ëåò) – ýêñïåðèìåíòèðîâàíèå ñ ïðåäìåòàìè. Öåëü ýêñïåðèìåíòîâ – â íèõ ñàìèõ: ìàëûøè ëþáÿò íàáëþäàòü, êàê âåäóò ñåáÿ ïðåäìåòû â íîâûõ ñèòóàöèÿõ. Íà ñìåíó ðåôëåêòîðíîìó ïîâåäåíèþ ïðèõîäèò èñòèííî ìûñëèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü: ðåáåíîê èùåò íîâûå ñïîñîáû âçàèìîäåéñòâèÿ ñ íåèçâåñòíûìè ðàíåå ïðåäìåòàìè.

6 ñòàäèÿ (1,5 – 2 ãîäà). Ïîÿâëåíèå ñèìâîëè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, òî åñòü ñïîñîáíîñòè ïî çàïå÷àòëåííûì â ìîçãó ïñèõîëîãè÷åñêèì îáðàçàì (ñèìâîëàì ïðåäìåòîâ) âîñïðèíèìàòü èõ â òîò èëè èíîé ìîìåíò. Òåïåðü ðåáåíîê ìîæåò ïðîäåëûâàòü îïåðàöèè íå ñ ðåàëüíûìè, à ñ èäåàëüíûìè ïðåäìåòàìè. Ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ñïîñîáíûì ðåøàòü ïðîñòåéøèå çàäà÷è â óìå, íå ïðèáåãàÿ ê ìåòîäó ïðîá è îøèáîê. Ôèçè÷åñêèå äåéñòâèÿ ñïîñîáñòâóþò óñïåøíîé ðàáîòå ìûøëåíèÿ.

Äëÿ âîñïðèÿòèÿ âíåøíåãî ìèðà íà äàííîé ñòàäèè óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðåí ýãîöåíòðèçì. Ðåáåíîê 1,5 – 2 ëåò óæå îñîçíàåò ñâîþ îáîñîáëåííîñòü, îòäåëåííîñòü îò äðóãèõ ëþäåé è ïðåäìåòîâ, à òàêæå ïîíèìàåò, ÷òî íåêîòîðûå ñîáûòèÿ ìîãóò ïðîèñõîäèòü è íåçàâèñèìî îò èõ æåëàíèé. Îäíàêî ïðîäîëæàåò ñ÷èòàòü, ÷òî âñå âèäÿò ìèð òàê æå, êàê è îí. Ôîðìóëà âîñïðèÿòèÿ ìëàäåíöà: “ß öåíòð âñåëåííîé”, “Âåñü ìèð âðàùàåòñÿ âîêðóã ìåíÿ”.

Ñòðàõè

Ó äåòåé îò 1 äî 3 ëåò áîëüøèé äèàïàçîí ñòðàõîâ, ÷åì ó ìëàäåíöåâ. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî ñ ðàçâèòèåì èõ ñïîñîáíîñòåé âîñïðèÿòèÿ, à òàêæå óìñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé ðàñøèðÿþòñÿ è ðàìêè æèçíåííîãî îïûòà, èç êîòîðîãî ÷åðïàåòñÿ âñå íîâàÿ è íîâàÿ èíôîðìàöèÿ. Çàìå÷àÿ, ÷òî íåêîòîðûå îáúåêòû ìîãóò èñ÷åçàòü èç èõ ïîëÿ çðåíèÿ, äåòè áîÿòñÿ, ÷òî è ñàìè îíè ìîãóò èñ÷åçíóòü. Îíè ìîãóò îïàñàòüñÿ âîäîïðîâîäíûõ òðóá â âàííîé è òóàëåòå, äóìàÿ, ÷òî âîäà ìîæåò óíåñòè èõ ñ ñîáîé. Ìàñêè, ïàðèêè, íîâûå î÷êè, êóêëà áåç ðóêè, ìåäëåííî ñäóâàþùèéñÿ âîçäóøíûé øàðèê – âñå ýòî ìîæåò âûçâàòü ñòðàõ. Ó íåêîòîðûõ äåòåé ìîæåò âîçíèêàòü ñòðàõ ïåðåä æèâîòíûìè èëè äâèæóùèìèñÿ ìàøèíàìè, ìíîãèå áîÿòñÿ ñïàòü â îäèíî÷åñòâå.

Îáû÷íî ñòðàõè èñ÷åçàþò ñî âðåìåíåì ñàìè ïî ìåðå îñâîåíèÿ ðåáåíêîì áîëåå òîíêèõ ñïîñîáîâ ìûøëåíèÿ. ×ðåçìåðíàÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü, íåòåðïèìîñòü, ãíåâ ðîäèòåëåé ìîãóò ëèøü óñóãóáèòü äåòñêèå ñòðàõè è ñïîñîáñòâîâàòü ïîÿâëåíèþ ó ðåáåíêà ÷óâñòâà îòâåðæåííîñòè. ×ðåçìåðíàÿ ðîäèòåëüñêàÿ îïåêà òîæå íå èçáàâëÿåò ðåáåíêà îò ñòðàõà. Áîëåå ýôôåêòèâíûì ñïîñîáîì ÿâëÿåòñÿ ïîñòåïåííîå ïðèó÷åíèå èõ ê îáùåíèþ ñ ïðåäìåòàìè, âûçûâàþùèìè ñòðàõ, à òàêæå íàãëÿäíûé ïðèìåð.

Áàçîâàÿ ïîòðåáíîñòü âîçðàñòà

Åñëè â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå ïîòðåáíîñòü â áåçîïàñíîñòè áûëà íàñûùåíà, òî àêòóàëèçèðóåòñÿ ïîòðåáíîñòü â ëþáâè. Äåòè â âîçðàñòå îò 1 äî 3 ëåò âñå åùå çàâèñÿò îò ðîäèòåëåé, îíè ïîñòîÿííî õîòÿò ÷óâñòâîâàòü ôèçè÷åñêóþ áëèçîñòü îòöà è ìàòåðè. Âåäóùàÿ ðîëü â óäîâëåòâîðåíèè áàçîâîé ïîòðåáíîñòè îòäàåòñÿ ðîäèòåëþ ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà. 3-4 ãîäà – ôîðìèðîâàíèå ýäèïîâà êîìïëåêñà è êîìïëåêñà Ýëåêòðû. Âàæíîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò òàêòèëüíûé êîíòàêò. Ðåáåíîê îñâàèâàåò ÿçûê îùóùåíèé. Åñëè ïîòðåáíîñòü íå óäîâëåòâîðåíà, ÷åëîâåê îñòàåòñÿ òàêòèëüíî áåñ÷óâñòâåí ( íàïðèìåð, èìåííî â óêàçàííîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò ôîðìèðîâàíèå ýðîãåííûõ çîí).

Ëèòåðàòóðà

1. Àíöûôåðîâà Ë.È. Ýïèãåíåòè÷åñêàÿ êîíöåïöèÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè Ýðèêà Ã. Ýðèêñîíà. // Ïðèíöèï ðàçâèòèÿ â ïñèõîëîãèè. – Ì., 1978.

2. Áåðí Ý. Èãðû, â êîòîðûå èãðàþò ëþäè. Ëþäè, êîòîðûå èãðàþò â èãðû. – Ì., 1988.

3. Âàëëîí À. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. – Ì., 1967.

4. Âîçðàñòíàÿ è ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ. – Ì., 1979.

5. Ìàêàðîâà Å.  íà÷àëå áûëî äåòñòâî.- Ì., 1990.

6. Âåíãåð Ë.À., Ìóõèíà Â.Ñ. Ïñèõîëîãèÿ.- Ì., 1988.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник