Курсовая влияние родителей на развитие ребенка

Курсовая влияние родителей на развитие ребенка thumbnail

Понятие психологической установки родителей, особенности “свободного воспитания”. Влияние родительских установок на развитие детей. Негативные роли как пагубные последствия для формирования личности ребенка. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.

  • Особенности отношений детей и родителей в современной семье. Место личности родителей в воспитании детей. Специфика внутрисемейных отношений в межнациональных семьях. Анализ воздействия детско-родительских взаимоотношений на становление личности ребенка.

    курсовая работа, добавлен 13.11.2015

  • Эмпирическое исследование психологических особенностей родительских подходов к развитию детей в возрасте от 0 до 1 года. Определение наиболее оптимального пути, разработка концепции развития новорожденных детей и практических рекомендации для родителей.

    курсовая работа, добавлен 18.11.2014

  • Анализ родительских установок и воспитательных стратегий в семьях детей с ограниченными возможностями. Взаимосвязь между клиническими характеристиками ребенка и отношением к его болезни у родителей. Зависимость психологических особенностей родителей.

    курсовая работа, добавлен 07.11.2016

  • Психология воспитания детей. Основные проблемы родителей и детей по мере взросления последних. Причины возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях родителей и взрослых детей как трансляция недостатков детско-родительских отношений и воспитания.

    статья, добавлен 02.03.2019

  • Влияние воспитания, общения в семье, установок родителей на судьбу и здоровье ребенка. Практические примеры, показывающие откуда берутся диагнозы детей и как помочь самим себе и близким в исцелении. Особенности и главные ошибки в воспитании мальчиков.

    статья, добавлен 27.02.2018

  • Семья как один из важнейших воспитательных институтов. Аспекты влияния родителей на развитие ребенка. Особенности детско-родительских отношений в современных условиях. Типы и методы родительского воспитания. Трудности и ошибки семейного воспитания.

    статья, добавлен 02.03.2019

  • Изучение основных теоретических подходов по проблеме психологической готовности ребенка к обучению в школе. Анализ коррекционной программы тревожности у детей младшего школьного возраста. Характеристика влияния родительских установок на развитие детей.

    отчет по практике, добавлен 27.06.2013

  • Рассмотрение основных закономерностей физического и психологического развития детей в среднем дошкольном возрасте. Характеристика современных подходов к исследованию влияния семейных, детско-родительских отношений на психическое развитие личности ребенка.

    курсовая работа, добавлен 15.03.2015

  • Понятие и содержание родительских отношений, их критерии. Оценка влияния родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Детско-родительские отношения и коррекция тревожности у детей в системе семейного воспитания.

    курсовая работа, добавлен 30.01.2013

  • Изучение межличностных отношений в подростковых семьях, влияние позиций родителей на формирование личности ребенка. Построение модели поведения для родителей и подростков, способы, позволяющие преодолеть негативные последствия внутрисемейного конфликта.

    курсовая работа, добавлен 04.01.2012

  • Источник

            Влияние особенностей детско-родительских отношений на формирование и развитие личности ребенка.

            Влияние родителей на психическое развитие ребёнка изучается с 20-х гг. ХХ в. Л. Б. Шнейдер писала: Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребёнка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно- психическое состояние детей».

    Все перечисленное возможно реализовать только в условиях семейного воспитания. Ребёнок является неотъемлемой частью семьи. Семья без ребёнка не может быть полной так же, как ребёнок не может быть полноценным без семьи. Связь между родителями и детьми является наиболее сильной среди человеческих связей.

    У того же автора читаем: «Разрушение единства семьи влечёт за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития».

    Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием всех ее членов. Гармоничному развитию ребёнка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая позволяет ему чувствовать себя защищённым и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

    Указывая на специфичность воздействия на ребёнка внутрисемейных отношений, особенно Л. Б. Шнейдер выделяет такой компонент детско-родительских отношений как родительская любовь: «Человек должен … всё своё детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей».

    Детство – период высокой сензитивности ребёнка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте формируется основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение.

    Семья для ребенка – особый мир, в котором он постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческих взаимоотношений, усваивает нравственные ценности.

    Читайте также:  Важнейшие показатели значимые для выявления отклонений в развитии ребенка

    В каждой семье объективно формируется определённая, часто не осознаваемая ее членами система воспитания. Сюда могут быть отнесены и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, понимание того, что допустимо, а что нет относительно ребёнка.

    Влияние семьи реализуется следующим образом:

    Семья обеспечивает базовое чувство безопасности, гарантирует безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, в ходе освоения способов его исследования и реагирования на его стимулы.

    Дети перенимают у родителей определённые способы поведения, усваивают конкретные готовые модели поведения.

    Родители служат источником необходимого жизненного опыта.

    Родители оказывают влияние на поведение ребёнка, поощряя или осуждая то или иное поведение, а также применяя наказания и поощрения, определяя допустимую степень свободы в поведении ребёнка.

    Взаимодействие с родителями позволяет ребёнку выработать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка зависит от условий общения предоставленных ему в семье; чёткости и ясности общения в семье.

    Семья создает определённый морально-психологический климат и служит для ребёнка школой отношений с людьми. Именно в семье формируются представления о добре и зле, о порядочности, об уважении, об отношении к материальным и духовным ценностям. Ребёнок во взаимодействии с близкими людьми переживает первый опыт любви, дружбы, чувства долга, ответственности, справедливости.

    Взаимоотношения в семье носят разноплановый характер. На детско-родительские отношения оказывают влияние тип семьи, позиция, занимаемая взрослыми, стили отношений и роль, отводимая ребёнку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется детская личность.

    С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку характеризуется высокой психологической напряжённостью и многообразием своих проявлений. Наиболее часто, по его мнению, наблюдаются следующие типы отношений:

    – внимательные,

    – боязливые,

    – тщеславные,

    –сердитые,

    – раздражительные,

    – приспособляющиеся,

    – общительные,

    – сенсационные,

    – настойчивые,

    – постоянные,

    – уверенные,

    – обнадёживающие.

    П. Ф. Лесгафт определил шесть позиций родителей относительно  детей, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

    1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети отличаются лицемерием, лживостью, невысоким интеллектом или задержкой умственного развития.

    2. Родители всегда восхищаются своими детьми, считают их совершенством. Дети характеризуются эгоистичностью, поверхностными интересами, самоуверенностью.

    3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети добросердечные, интеллектуально развитые, стремятся к знаниям.

    4. Родители почти всегда недовольны ребёнком, его часто критикуют и порицают. Ребёнок отличается раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью.

    5. Родители излишне балуют и оберегают ребёнка. Он растет ленивым, социально незрелым.

    6. Родители с выраженными финансовыми трудностями формируют детей с пессимистическим отношением к окружающему миру.

    А. Я. Варга и В. В. Столин выделили следующие типы родительских отношений:

    1. Принятие / отвержение.

    Принятие: ребёнок нравится родителям такой, каким он есть. Родители уважают индивидуальность ребёнка, симпатизируют ему.

    Отвержение: родители считают своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачником, по большей части испытывая к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Такие родители не доверяют ребёнку, не уважают его.

    2. Кооперация – родители заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараются всегда помогать ему. Высоко оценивают его интеллектуальные и творческие способности, испытывают чувство гордости за ребенка.

    3.Симбиоз – родители постоянно ощущают тревогу за ребёнка, он воспринимается ими как маленький и беззащитный. Родители не предоставляют ребёнку самостоятельности.

    4. Авторитарная гиперсоциализация – родители настаивают на безоговорочном послушании и дисциплине. Они стремятся во всём навязать ребенку свою волю, пристально следят за социальным поведением ребёнка и требуют социального успеха.

    5. Маленький неудачник – родители стремятся инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок считается неприспособленным, неуспешным, открытым для негативных воздействий. Родители стараются оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролируют его действия.

    Анализ научных источников показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, характеризующих родительские отношения, всегда можно отметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.

    Е. О. Смирнова и М. В. Быкова говорят о двух противоположных моментах в родительских отношениях: безусловном (состоит из принятия, любви, сопереживания и т. д.) и условном (включает объективную оценку, контроль, направленность на воспитание конкретных качеств).

    Читайте также:  Задания для ребенка по развитию уверенности

    Ребёнок нуждается в обоих родителях – любящих отце и матери. Отношения между супругами имеют существенное влияние на развитие личности ребёнка. Конфликтная, напряжённая обстановка формируют ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Конфликты между родителями травмируют ребенка.

    Особенно негативно на развитие детей влияет пребывание в ситуации постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности. Дети из таких семей с раннего возраста страдают выраженными нарушениями нервно-психического характера (в виде задержки речевого / умственного / моторного развития). Такие дети обычно робки или, наоборот, перевозбуждены, недостаточно самостоятельны в работе, с трудом понимают требования, предъявляемые к ним. Отличаются, как правило, сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью, рассеянностью и неспособностью сосредоточиться на заданной деятельности. Семья как социально-психологический феномен характеризуется определённой направленностью, индивидуальной системой ценностных ориентаций, общим стилем воспитания, сложившейся системой отношений между родителями и детьми. Каждая из этих характеристик семьи имеет свои особенности и оказывает специфическое воздействие на развитие ребёнка. Например, многочисленными исследованиями установлена  зависимость между преобладающим стилем воспитания в семье и особенностями психического развития ребёнка, выявлены связи между приоритетом тех или иных семейных предпочтений и ценностных ориентаций и качествами личности ребёнка.

    Семья, являясь ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.

    Именно в семье ребенок получает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат семьи, где воспитывается ребенок, существенно влияет на формирование его мировосприятия. В общении ребенка со взрослым формируется зона ближайшего развития, где сотрудничество со взрослыми позволяет ребенку реализовывать свой потенциал. Специфика самой потребности в общении заключается в стремлении познать и оценить других людей, а через них –познать и оценить себя.

    Итогом взаимодействия с родителями являются сформированный образ себя и другого, а также отношения, возникающие между людьми в процессе коммуникации.

    Родителям с целью улучшения детско-родительских отношений и позитивного воздействия на учебную мотивацию  могут быть даны следующие рекомендации и указания:

    – в младшем возрасте дети полностью доверяют родителям, безоговорочно принимают их оценки и замечания, а значит именно от того как будут оценены его результаты, успехи и неудачи очень сильно  зависит самооценка ребенка,

    – родителям следует сформировать интерес к получению новых знаний у   ребенка, предоставлять ему возможность изучать и узнавать свои интересы,

    – найти время для совместных занятий с ребенком, посещать с ребенком выставки, музеи, научные центры, культурные мероприятия, читать и обсуждать с ним познавательные книги, смотреть научно-популярные фильмы и совместно анализировать увиденное,

    – содействовать формированию новых идей у ребенка, участвовать не только в школьных, но и в разных общественных мероприятиях,

    – показать ребенку связь между обучением в школе и его интересами,

    – найти в своем окружении старшего по возрасту ребенка с познавательной направленностью и способствовать общению детей,

    – тренировать у ребенка трудолюбие и волевые проявления, поручать ему регулярные домашние обязанности,

    – продумать систему вознаграждения ребенка за успехи, причем те, которые трудны и полностью зависят от приложенных им усилий, поощрять старание, даже если ребенок не достиг значимого результата,

    – ставить перед ребенком краткосрочные задачи, цели, крупные задачи целесообразно разделять  на несколько меньших частей,

    – научить ребенка организовывать свое время,

    – формировать у ребенка чувство личной ответственности за достижение результата,

    • в период обучения демонстрировать положительное отношение к школе, высоко оценивать роль образования, быть осторожными в своих высказываниях в отношении педагогов.
      1. Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Савенков А. И., Забрамная С. Д., Ядрихинская И. Е. Подготовка ребенка к школе. – М, 1991. – 134 с.
      2. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1978. – №4.
      3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008. – 276 с.
      4. Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2003. – 672 с.
      5. Выготский JI.C. Психология развития ребенка.- М., 2003
      6. Детская практическая психология./Под ред. Богдан, Н. Н. –  Владивосток, 2003. – 340 с.
      7. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000. – 325 с.
      8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.,2001. – 464 с.
      9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка – М., 1997.
      10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 144 с.
      11. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М., 2000.
      12. Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М., 2007. – 800 с.
      13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 255 с.
      Читайте также:  Значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста

      Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – Воронеж, 1991. – 416 с.

      Источник

      Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ðàííåãî âîçðàñòà. Âëèÿíèå ðîäèòåëåé íà ðàçâèòèå ðåáåíêà. Ðîëü ñåìüè â âîñïèòàíèè è ðàçâèòèè ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà. Îáçîð àâòîðñêèõ ïðîãðàìì ðàííåãî ðàçâèòèÿ. Ðåêîìåíäàöèè äëÿ ðîäèòåëåé ïî ñåìåéíîìó âîñïèòàíèþ.

      ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
      Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
      ßçûêðóññêèé
      Äàòà äîáàâëåíèÿ14.02.2011
      Ðàçìåð ôàéëà66,0 K

      Ñîãëàøåíèå îá èñïîëüçîâàíèè ìàòåðèàëîâ ñàéòà

      Ïðîñèì èñïîëüçîâàòü ðàáîòû, îïóáëèêîâàííûå íà ñàéòå, èñêëþ÷èòåëüíî â ëè÷íûõ öåëÿõ. Ïóáëèêàöèÿ ìàòåðèàëîâ íà äðóãèõ ñàéòàõ çàïðåùåíà.
      Äàííàÿ ðàáîòà (è âñå äðóãèå) äîñòóïíà äëÿ ñêà÷èâàíèÿ ñîâåðøåííî áåñïëàòíî. Ìûñëåííî ìîæåòå ïîáëàãîäàðèòü åå àâòîðà è êîëëåêòèâ ñàéòà.

      • ïåðåéòè ê ñêà÷èâàíèþ ôàéëîâ ðàáîòû

      Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

      Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

      Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

      • Îñîáåííîñòè ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà. Ïðîáëåìà “íåëüçÿ è íàäî” â âîñïèòàíèè ðåáåíêà. Ìûøëåíèå è åãî ðàçâèòèå ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Ðå÷åâîå ðàçâèòèå ðåáåíêà â ïåðèîä ðàííåãî äåòñòâà è åãî âçàèìîñâÿçü ñ ðàçëè÷íûìè ôàêòîðàìè.

        êóðñîâàÿ ðàáîòà [43,4 K], äîáàâëåí 16.01.2012

      • Âëèÿíèå êîììóíèêàòèâíîãî ñòèëÿ ïåäàãîãà íà ðàçâèòèå ðå÷è äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Îñíîâíûå ñòèëè ïåäàãîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ äåòåé. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïî ðàçâèòèþ ðå÷è äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà.

        äèïëîìíàÿ ðàáîòà [774,7 K], äîáàâëåí 13.09.2010

      • Õàðàêòåðèñòèêà ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Ðîëü îáùåíèÿ ñî âçðîñëûìè â ðàçâèòèè ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà, âëèÿíèå áðàòüåâ è ñåñò¸ð íà ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû. Èññëåäîâàíèå ðàçâèòèÿ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà.

        êóðñîâàÿ ðàáîòà [63,4 K], äîáàâëåí 22.07.2011

      • Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Ïîòðåáíîñòü îáùåíèÿ äåòåé äðóã ñ äðóãîì. Ðàçâèòèå ó äåòåé îáîáùåíèé — ìûñëåííîãî îáúåäèíåíèÿ ïðåäìåòîâ èëè äåéñòâèé, îáëàäàþùèõ îáùèìè ïðèçíàêàìè. Èñïîëüçîâàíèå ìûøëåíèÿ ó ðåáåíêà îò 1 ãîäà.

        êóðñîâàÿ ðàáîòà [180,6 K], äîáàâëåí 30.05.2015

      • Ýìîöèîíàëüíîå âîñïðèÿòèå ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà. Ðàçâèòèå ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíî-ïîòðåáíîñòíîé ñôåðû ðåáåíêà. Æåëàíèÿ ðåáåíêà. Îáùåíèå ðåá¸íêà ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè. Ýìîöèîíàëüíûå ðåàêöèè. Ïåðåõîäíûé ïåðèîä – êðèçèñ 3-õ ëåò.

        êóðñîâàÿ ðàáîòà [16,9 K], äîáàâëåí 21.07.2008

      • Õàðàêòåðèñòèêà ðàííåãî äåòñêîãî âîçðàñòà, åãî îñíîâíûå ñòàáèëüíûå ïåðèîäû è îòëè÷èòåëüíûå ïðèçíàêè, êà÷åñòâåííûå ïðåîáðàçîâàíèÿ. Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ â ðàííåì äåòñòâå. Îöåíêà ðîëè è çíà÷åíèÿ ïðåäìåòíûõ èãð â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà.

        êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [19,8 K], äîáàâëåí 17.01.2010

      • Àêòóàëüíîñòü ïðîáëåìû àäàïòàöèè è åå âèäû ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà (íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî, ïîçíàíèÿ è îáùåíèÿ). Îðãàíèçàöèÿ óñëîâèé â ÄÄÓ äëÿ àäàïòàöèè äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà, åå ôîðìû è ñïîñîáû.

        êóðñîâàÿ ðàáîòà [61,2 K], äîáàâëåí 13.08.2010

      • Ðàçâèòèå ðå÷è ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñ íàðóøåííîé ñëóõîâîé ôóíêöèåé, îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñ íàðóøåííîé ñëóõîâîé ôóíêöèåé, ôîðìû êîððåêöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè.

        êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,5 K], äîáàâëåí 31.08.2011

      • Ñìûñë ïðîáëåìû ñîçíàíèÿ. Ôîðìèðîâàíèå óñëîâíûõ ðåôëåêñîâ. Ïîâåäåíèå ðåáåíêà ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè. Ðàçâèòèå äåòñêîé ïñèõîëîãèè. Ïðîöåññ ïîíèìàíèÿ è ïîðîæäåíèÿ ìåòàôîð ó äåòåé. Ìûøëåíèå ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà. Êëàññèôèêàöèÿ è îñîáåííîñòè ÿâëåíèé ìûøëåíèÿ.

        êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [178,1 K], äîáàâëåí 05.02.2012

      • Òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà â ïåðèîä àäàïòàöèè ê äîøêîëüíîìó ó÷ðåæäåíèþ. Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè è ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé àäàïòàöèè äåòåé ê äåòñêîìó ñàäó.

        äèïëîìíàÿ ðàáîòà [239,9 K], äîáàâëåí 18.07.2010

      Курсовая влияние родителей на развитие ребенка

      • ãëàâíàÿ
      • ðóáðèêè
      • ïî àëôàâèòó
      • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
      • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

      Источник