Курсовая влияние игрушки на развитие ребенка в раннем возрасте

Роль игрушки в психическом развитии  ребенка раннего возраста

Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными и динамическими качествами. Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо  относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности и умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и перестает их замечать. Это вполне понятно: игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, они не заметны на фоне белого потолка. Так же игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его  рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне «удобны», комфортны – они успокаивают, не беспокоят – и только…

Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. веси его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в  частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

В младенческом возрасте современный ребенок получает игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения. В первые два-три месяца ребенок уже может следить за игрушками, которыми манипулирует взрослый. Ребенок взирает на яркую игрушку, слышит присущие ей звуки (погремушка – гремит, колокольчик – звенит) и получает от склонившегося над ним взрослого положительные эмоции. Мать учит ребенка следить за игрушкой: она так организует восприятие ребенка, что он волей-неволей фиксирует взглядом игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения; затем мать побуждает малыша следить за движениями игрушки влево и вправо от его взора. Ребенок напрягается и поворачивает головку вслед за ускользающей из поля зрения игрушкой. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекательность – ориентировочное прослушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие.

Для того, чтобы ребенок развивался, не следует его бодрствующего оставлять в кроватке без игрушки. Трехмесячный ребенок уже не только смотрит на подвешенные игрушки, но и тянется к ним, иногда схватывает. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка.

Родителям следует тщательно подбирать игрушки для своего малыша. В наборе для младенца должны быть,  прежде всего,  легкие, пластмассовые, разноцветные, звучащие погремушки. Их можно постоянно мыть, они легкие и красочные. В качестве предметов для игры можно дать младенцу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет под детскими пальчиками форму, что вызывает у малыша ориентировочное поведение. Специальные книжки-игрушки доставляют подросшему малышу четырех-пяти месяцев большую радость – он складывает и раскладывает развороты, вместе со взрослым смотрит на рисунки и тычет пальчиком в разноцветные картинки. Если он при этом стремится взять книжку в рот, взрослый должен переключить его внимание.

Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мать действует с игрушками. Теперь и он сможет повторить вслед за ней некоторые действия. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно манипулирует своими игрушками.

Манипулирование с погремушкой дает возможность ребенку уловить результат предпринятых действий; она как бы провоцирует ребенка воспроизведению одних и тех же действий, что и приводит к их освоению. Таким образом, погремушки способствуют развитию зрения, двигательной координации.

Помимо действий, функционально заложенных в погремушке, ребенок шести-семи месяцев начинает производить с ней все действия, которые он усвоил в манипулировании многими предметами: он размахивает, стучит, лижет, трогает пальчиком отдельные детали погремушки или элементы рисунков в книжке. От месяца к месяцу манипулирование с погремушкой усложняется. В семь – восемь месяцев ребенок уже по – разному манипулирует разными игрушками.

Ребенок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же он ведет себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что-то новое: например на знакомую куклу надели другое платье или повязали новый бант. Малыш тянется к этой игрушке, хочет взять ее в руки, рассмотреть. Иногда новизна настораживает его: он внимательно вглядывается в изображение нового персонажа, подолгу рассматривает его, прежде чем протягивает к нему руку. Все это говорит о том, что у ребенка уже на первом году жизни возникают ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности. Он собирает информацию о ней доступными для него средствами. Как правило, ребенок не проявляет особой робости при виде незнакомого предмета: взяв его в руки, действует решительно – стучит им, переворачивает его, ударяет ладонью по поверхности, тянет в рот.

Читайте также:  Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка родительское

Основополагающую роль в познании окружающей среды играют действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета (игрушки).

Первые действия можно назвать пробующими, малыш еще не знает всех свойств незнакомого предмета и готов даже отказаться от него, если он вызывает неприятные эмоции. Если первичное обследование проходит успешно и у ребенка не возникает отрицательной реакции, то он переходит к более активным действиям – уже познавательного характера.

Развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих поиск информации о предмете и его свойствах. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.

Взрослые должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка раннего возраста – это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш – не пассивный созерцатель, а труженник, потому, что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.

Между одним и полуторами годами ребенок с увлечением засовывает один предмет в другой и толкает или тащит его по комнате. Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кастрюлями и прочей домашней утварью. Или кубиками и блоками. Мать годовалого ребенка жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет кастрюльки и сковородки одна в другую. Ребенок видит, что его мать «играет» с кастрюлями, а не с кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли.

Ближе к 2-м годам ребенку становится все интереснее подражать взрослым и старшим. Дети сначала подражают тому, что делают мама и папа, например, подметает пол, моет посуду или бреется.

После 2 лет воображение ребенка становится более  творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью. С грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим – это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах наводят на мысль играть в «школу».

Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и популярная игрушка. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя ее осуществлять все свои мысли и желания.

Мальчики и девочки 2-3 лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают ее, укладывают спать, кормят.

Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.

Наблюдения психолога Мухиной В.С. показали, что трехлетний малыш не использует по назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского, девочек, «голышей», целесообразно также ввести куклу – маму, папу, воспитательницу. Ее исследованиями установлено, что фактура материала из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке  положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и радость. Важное  значение имеет соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка.

Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья.

Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку, она должна быть эстетически приемлемой.

Список литературы

Воспитание в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Просвещение, 1979.

Игрушка в жизни ребенка /под ред. Коссаковсой Е.А. – М.: Просвещение, 1980.

Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка /Вопросы психологии, 1988.

Источник

              «Правильный подбор игрушек для детей раннего возраста»

Основа развития маленького ребенка – крепкое здоровье, жизнерадостность. Играя с игрушкой, ребенок совершает много движений, содействующих его физическому развитию. Игрушка способствует умственному и физическому развитию ребёнка, оказывает влияние на развитие речи, фантазии и изобретательности. Для хорошей, весёлой игры  нужна хорошая игрушка, а  ее необходимо правильно и грамотно выбрать для своего ребёнка.

Читайте также:  История развития ребенка медицинская карта фото

 Для детей раннего возраста лучше всего выбирать или сделать игрушки из мягких материалов, чтобы они не ушибались, и затем давать их неокрашенными, чтобы ребёнок, хватая зубами, не наглотался какой-нибудь вредной краски. Не годятся для игрушек мелкие предметы вроде бус, монет, пуговиц которые дети иногда запихивают в нос, уши или проглатывают не без вреда для себя. Не нужно давать для игрушек вещей тяжёлых по понятным причинам. Ребёнок, играя с теми или другими предметами, не просто бессознательно и случайно двигает ими и таким образом забавляется, но уже вместе с тем начинает производить над ними какие-либо наблюдения, тот или другой эксперимент или даже анализ, смотря по возрасту и смышлености, и таким образом мало-помалу возникает начало игры в полном смысле этого слова, которая сознательно доводит ребёнка до признания  существования причин, связи и последствий всех тех явлений, которые он наблюдает или сам намеренно вызывает при помощи своих игрушек.

     Правильный подбор игрушек для детей раннего возраста очень важен, но нужно иметь в виду, что игрушки, приобретённые для более младших детей, могут быть использованы и старшими. В свою очередь игрушки «больших», т. е. 2-3летних детей, притягательны и для тех, кто едва переступил порог 2 года жизни. Все игрушки должны быть готовыми для игры, соразмерными руке ребёнка. Они могут быть изготовлены из дерева, пластмасс, резины. Рекомендуются колоритные игрушки разнообразных ярких и нежных цветов. Это могут быть игрушки с подвижными деталями, со звуковыми эффектами; отдельные или в наборах, формируемых по цвету, величине, форме, содержанию. Детали игровых строительных наборов должны быть лёгкими, устойчивыми.

     Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины, понимая и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

     Много радости в детскую жизнь вносят игрушки-забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. С ними малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

     Театральные игрушки по характеру и содержанию являются объездными, но они несут свою педагогическую задачу. Они используются при постановке спектаклей, в развлечениях и являются самыми живыми и веселыми, с их помощью взрослый может делать буквально чудеса. Ребенок охотно подчиняется требованию Мишки идти умываться, чистить зубы и ложиться спать.

       Наиболее сильное воспитательное воздействие на детей оказывают образные игрушки, которые  побуждают детей к играм разного содержания, они помогают ребёнку войти в роль, создать любимый образ, осуществить задуманное». Игрушка оказывает большое влияние на создание игрового образа. По мере развития ребёнка меняется его отношение к игрушкам. Он начинает отбирать те, которые помогут ему реализовать свой замысел. Однако средством осуществления замысла может стать лишь в том случае, если ребёнок правильно воспринимает её образ, если у него имеются знания о предмете, изображаемом ею, если игрушка вызывает осознанный интерес и желание играть. Постепенно внимание детей начинают привлекать и другие стороны окружающей жизни. С большим интересом малыши присматриваются к труду людей различных профессий: шофера, милиционера, врача. Повышенная эмоциональная восприимчивость внимания в раннем возрасте требуют особой красочности игрушки, простоты и выразительности её формы. Большая активность ребёнка, постоянная потребность в движении, в действии определяют основное требование к игрушке: она должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать, разыгрывать свою роль.

      Классической и самой удачной игрушкой для детей всех народов и возрастов считается –  мяч. С ним можно играть в бесчисленное количество игр. Мягкие грушки тоже необходимы детям, они очень полезны для развития ребёнка. Но, если в какую-нибудь мягкую козу вставлено определённое пение (жмёшь – и она поёт: «Жил был у бабушки серенький козлик»), то резко ограничивает возможность игры с ней. Ребёнок может только нажимать и слушать. Это интересно только для 8-9 месячных детей, которые соотносят своё нажатие с прослушиванием. Больше ничего с ней делать нельзя. Если это просто был какой-нибудь серенький козлёночек, его можно было бы кормить, придумывать вокруг него множество сюжетов.

     Сейчас родители стремятся приобрести игрушки, всё более технологически оснащённые. Они и разговаривают, и танцуют, и даже развиваются по определённой, заранее заложенной в них программе: все эти роботы-собачки, фактически моделируют процесс естественного развития, в этом ничего хорошего. Функция игрушки – это развить ребёнка, служить опорой развития каких-то его способностей. И эти способности должны именно в ребёнке развиваться. А чем более технологизирована игрушка, тем более она забирает на себя детскую активность. Она должна стимулировать деятельность ребёнка, будить его фантазию. А если она всё сама умеет, ребёнку остаётся только наблюдать за ней. Есть игрушки, которые создают роли – это, например, куклы и вся атрибутика (мебель, посуда, одежда) встраиваются в ролевые игры. Использование таких игрушек содействуют расширению детского кругозора, воспитание интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. Когда ребёнок принимает на себя роль, он выстраивает для себя внутренний, условный мир. Он живёт в символическом пространстве, где каждый предмет используется не только в своей обычной функции, но и становится символом.

Читайте также:  Ребенок 8 мес рост вес развитие

     Сломанную игрушку  надо или починить, или убрать, чтобы ребёнок не считал, что такая игрушка – это уже ненужный хлам. Бывает, что ребёнок играет и со сломанной игрушкой, и она мила ему, даже любима. Не надо покупать сразу много игрушек, от их большого количества ребёнок устаёт, что может вызвать капризы и равнодушие к вещам. Важно, чтобы игрушка не стесняла ребёнка, чтобы он мог с ней делать всё, что ему захочется, чтобы она помогала развиваться всем его способностям. И формируя игровую среду ребёнка, любой взрослый должен это помнить.

      Таким образом,  важно правильно использовать и подбирать игрушки для детей раннего возраста, при помощи которых у детей развиваются чувства дружелюбия, любви, доброты, формируются черты характера, обогащается речь, развивается воображение, фантазия. Ребенок размышляет, проявляет большую инициативу и выдумку, развивая сюжет игры, постепенно становится человеком с глубоким внутренним мир.

«Методические рекомендации по подбору игрушек для детей раннего  возраста»

 Методические рекомендации по подбору игрушек для детей раннего возраста воспитателям и родителям

1.В играх с игрушками необходимо участие взрослых.

2.В жизни ребенка раннего возраста должны использоваться различные виды игрушек: сюжетно-образные, дидактические, технические, театральные, спортивные, музыкальные, игрушки-забавы, конструкторы и строительные наборы.

3.Игрушки должны соответствовать возрасту, педагогическим, психологическим, гигиеническим, эстетическим требованиям.

4.Игрушки должны быть направлены на развитие познавательной, сенсомоторной сферы малышей, коммуникативных, конструктивных, творческих способностей, развивать ребенка физически.

5.Игрушка должна развивать, обучать, воспитывать ребенка, быть полезной.

6.Игрушка должна давать основные представления о предметах и явлениях действий жизни.

7.Игрушка должна побуждать ребенка к игре и способствовать развитию содержания игры: развивать детскую фантазию и изобретательность.

8.Игрушка должна формировать положительное отношение к людям, труду, уважение к результатам общего человеческого труда.

9.Игрушка должна приучать ребенка к самостоятельности.

10.Игрушка должна побуждать малыша войти в роль, осуществить задуманное, т.е. создать игровой образ.

11.Игрушки должны оказывать влияние на воспитание чувства доброты, коллективизма, на укрепление дружеских взаимоотношений.

12.Сломанную игрушку надо починить или убрать.

13.Малыш должен бережно и аккуратно обращаться с игрушкой с раннего возраста.

 Методические рекомендации воспитателям по подбору игрушек для детей раннего возраста  

1.Педагогу необходимо воспитывать у детей раннего возраста интерес к игрушкам на занятиях по развитию речи, ознакомлением с художественной литературой и окружающим миром, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физкультуре, дидактических играх.

2.Воспитатель должен использовать игрушки в процессе организации режимных процессов.

3.Взаимодействие с детьми необходимо строить на основе личностно-ориентированного подхода, создавать благоприятный эмоциональный климат в игре с игрушками.

4.На занятиях важно использовать «сюрпризные моменты», «сказки-истории», должна быть выразительность слов и действий, воспитатель должен обладать эмоциональностью.

5.Воспитатель должен владеть методикой внесения новой игрушки (игрушка должна обыгрываться, «оживляться»).

6.Воспитатель должен создавать игровую среду, своевременно изменять ее с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта.

7.Педагог должен уметь подбирать игрушки, а также предметы-заместители, научить малышей с ними действовать, подражая взрослому.

8.Воспитатель должен использовать показ игрового действия, сопровождая его словом, проигрывая его совместно с ребенком, создавать последовательное проигрывание цепочки действий.

9.Педагогу необходимо научить малышей решать игровые задачи, ставить цель, создавать условия для ее достижения, усваивать новые способы действия, т.е. создавать проблемную ситуацию.

10.Осуществляя формирующую игровую деятельность, следует учитывать индивидуальные продвижения детей, дозировать необходимую каждому помощь.

Методические рекомендации родителям по подбору игрушек для детей раннего возраста  

1.Родителям необходимо правильно и грамотно выбрать игрушку.

2.Игрушка должна быть простой и доступной, увлекательной и привлекательной.

3.Игрушка должна быть полезной, безопасной, приносить малышу удовлетворение и радость, воспитывать добрые, гуманные чувства.

4.При выборе игрушек необходимо учитывать возрастные возможности.

5.Игрушек должно быть достаточное количество и разного вида, необходимо знать значение каждого вида.

6.Родителям необходимо выделять время для игр с ребенком.

7.Родители должны владеть методикой внесения новой игрушки, научить малыша выполнять игровые действия самостоятельно и расширять игровой опыт малышей.

8.Взрослым необходимо закреплять дома игры с игрушками, которые использовались в детском саду, чтобы не пропадал интерес.

Источник