Курсовая творческое развитие ребенка дошкольного возраста

Теоретические основы понятия творчества и творческих способностей у детей дошкольного возраста. Значение и виды их творческой деятельности. Особенности и условия успешного педагогического процесса, помогающего развивать у детей творческие способности.

  • Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Методы и формы организации театрализованной деятельности.

    курсовая работа, добавлен 22.06.2017

  • Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Условия успешного развития творческих способностей у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ.

    курсовая работа, добавлен 18.06.2012

  • Теоретические основы формирования способностей человека. Характеристика и классификация способностей и их отражение в работах отечественных и зарубежных психологов. Эмпирическое исследование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 29.04.2020

  • Психолого–педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, роль изобразительной деятельности. Диагностика и развитие творческих способностей. Развивающая программа для занятий по изобразительной деятельности.

    дипломная работа, добавлен 01.11.2014

  • Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста. Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Формы и методы организации театрально-игровой деятельности.

    курсовая работа, добавлен 23.11.2019

  • Психологические аспекты творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через творческое мышление. Интерпретация полученных в ходе исследования результатов.

    курсовая работа, добавлен 29.06.2012

  • Творческие способности и их развитие в дошкольном возрасте. Технологии развития творческих способностей посредством интеграции образовательных областей. Психологическая сущность способностей, критерии их оценки у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа, добавлен 28.07.2018

  • Психологические аспекты творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Изучение творческих способностей и творческого мышления детей дошкольного возраста. Интерпретация полученных в ходе исследования результатов; основные рекомендации.

    дипломная работа, добавлен 21.03.2018

  • Теоретические основы исследования проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Методы и приемы развития творческих способностей у старших дошкольников. Методические рекомендации по развитию творческих способностей.

    курсовая работа, добавлен 07.11.2016

  • Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Программа “Детство” под ред. В. Логиновой. Отличительная черта программы “Радуга”. Опыт работы воспитателя по развитию творческих способностей детей.

    методичка, добавлен 26.11.2013

  • Источник

    Àíàëèç ïðîáëåì òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Óñëîâèÿ è îïòèìàëüíûå ñðîêè íà÷àëà ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà ðåáåíêà ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

    ÐóáðèêàÏåäàãîãèêà
    Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
    ßçûêðóññêèé
    Äàòà äîáàâëåíèÿ08.09.2012
    Ðàçìåð ôàéëà53,5 K

    Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru/

    Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru/

    ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÀÃÅÍÒÑÒÂÎ ÏÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÞ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ

    Ãîñóäàðñòâåííîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå Âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

    «ÒÂÅÐÑÊÎÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ»

    Ïåäàãîãè÷åñêèé ôàêóëüòåò

    Êàôåäðà äîøêîëüíîé ïåäàãîãèêè è ïñèõîëîãèè

    Êóðñîâàÿ ðàáîòà

    ÐÀÇÂÈÒÈÅ ÒÂÎÐ×ÅÑÊÈÕ ÑÏÎÑÎÁÍÎÑÒÅÉ ÄÅÒÅÉ ÄÎØÊÎËÜÍÎÃÎ ÂÎÇÐÀÑÒÀ.

    Âûïîëíèëà: Ñòóäåíòêà Âèíîãðàäîâà Íàòàëüÿ Âèêòîðîâíà

    Íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü: Êîñÿêîâà Î.Î.

    1. Áèáëåð Â.Ñ. Ìûøëåíèå êàê òâîð÷åñòâî. – Ì.: Ïîëèòèçäàò, 1975. – 399 ñ.

    2. Áîãîÿâëåíñêàÿ Ä.Á. Ïóòè ê òâîð÷åñòâó. – Ì.: Çíàíèå, 1981. – 96 ñ.

    3. Áîëüøîé òîëêîâûé ïñèõîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü Ò. 2 (Ï – ß) / Ðåáåð À. – Ì.: Èçäàòåëüñòâî «Âå÷å», 2003. – 560 ñ.

    4. Âàéíöâàéã Ï. Äåñÿòü çàïîâåäåé òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè. – Ì.: Ïðîãðåññ, 1990. – 192 ñ.

    5. Âåíãåð Ë.À. Ïåäàãîãèêà ñïîñîáíîñòåé. – Ì.: Çíàíèå, 1973. – 117 ñ.

    6. Âåðàêñà Í.Å., Äüÿ÷åíêî Î.Ì. Åùå íå ïîçäíî… – Ì.: Çíàíèå, 1992. – 128 ñ.

    7. Âîëêîâà Ì.Ã. Ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé – îñíîâà æèçíåííîãî óñïåõà. – Ì.: ÍÈÈÂØ, 1989. – 120 ñ.

    8. Âîîáðàçè ñåáå. Ïîèãðàåì – ïîìå÷òàåì. – Ì.: «ÝÉÄÎÑ», 1994. – 130 ñ.

    9. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Âîîáðàæåíèå è òâîð÷åñòâî â äåòñêîì âîçðàñòå. – ÑÏá.: ÑÎÞÇ, 1997. – 96 ñ.

    10. Ãîäôðóà Æ. Ïñèõîëîãèÿ. Ò. 1 – Ì.: «Ìèð», 1992. – 560 ñ.

    11. Äàâûäîâ Â.Â. Ïðîáëåìû ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ. – Ì.: Çíàíèå, 1986. – 168 ñ.

    12. Äåâÿíèíà È. Çàíèìàåìñÿ è ñîñòàâëÿåì ñêàçêè ïî ñõåìàì ñ èñïîëüçîâàíèåì ýëåìåíòîâ ÒÐÈÇà // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå ¹ 11, 1998. – 119 ñ.

    13. Åíäîâèöêàÿ Ò.Î. Î ðàçâèòèè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå ¹11, 1978. – 121 ñ.

    14. Åôðåìîâ À.Ê. Òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè è îáðàçîâàíèå íà áàçå ÒÐÈÇ. – Ïåíçà: «Óíèêîí – ÒÐÈÇ», 1989. – 105 ñ.

    15. Çàê À.Ç. Äåáþò ìûñëèòåëÿ: êàê ïðîâåðèòü è ðàçâèòü èíòåëëåêò ðåáåíêà 6 – 10 ëåò. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1993. – 158 ñ.

    16. Êàê îïðåäåëèòü è ðàçâèòü ñïîñîáíîñòè ðåáåíêà. – ÑÏá.: «ÐÅÑ-ÏÅÊÑ», 1996. – 432 ñ.

    17. Êîðøóíîâà Ë.Ñ. Âîîáðàæåíèå è åãî ðîëü â ïîçíàíèè. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1979. – 187 ñ.

    18. Êðåàòèâíûé ðåáåíîê: Äèàãíîñòèêà è ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé / Ñåðèÿ «Ìèð âàøåãî ðåáåíêà». – Ðîñòîâ íà Äîíó, 2004. – 123 ñ.

    19. Êóäðÿâöåâ Â., Ñèíåëüíèêîâ Â. Ðåáåíîê – äîøêîëüíèê: íîâûé ïîäõîä ê äèàãíîñòèêå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå ¹ 9-10, 1995. – 120, 115 ñ.

    20. Êóëþòêèí Þ.Í., Ñóõîáñêàÿ Ã.Ñ. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ øêîëüíèêîâ. – Ë.: Çíàíèå, 1967. – 37 ñ.

    21. Ëåâèí Â.À. Âîñïèòàíèå òâîð÷åñòâà. – Òîìñê: «Ïåëåíã», 1993. – 56 ñ.

    22. Ëåéòåñ Í.Ñ. Ñïîñîáíîñòè è îäàðåííîñòü â äåòñêèå ãîäû. – Ì.: Çíàíèå, 1984. – 80 ñ.

    Читайте также:  Параметры развития 11 месячного ребенка

    23. Ëóê À.Í. Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñòâà. – Ì.: Íàóêà, 1978. – 125 ñ.

    24. Ìàêàðîâà Å.Ã.  íà÷àëå áûëî äåòñòâî: Çàïèñêè ïåäàãîãà. – Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1990. – 256 ñ.

    25. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À. Ïåäàãîãèêà èñêóññòâà è òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè. – Ì.: Çíàíèå, 1981. – 96 ñ.

    26. Íèêèòèí Á., Íèêèòèíà Ë. Ìû, íàøè äåòè è âíóêè. – Ì.: Ìîëîäàÿ ãâàðäèÿ, 1989. – 370 ñ.

    27. Îçåðîâà Î.Å. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ ó äåòåé (èãðû è óïðàæíåíèÿ). – Ì.: Àêàäåìè÷åñêèé ïðîåêò: Àëüìà Ìàòåð, 2005. – 189 ñ.

    28. Îïûò êîìïüþòåðíîé ïåäàãîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. – Êàçàíü: Èçäàòåëüñòâî Êàçàíñêîãî óíèâåðñèòåòà, 1989. – 142 ñ.

    29. Îñíîâíûå ñîâðåìåííûå êîíöåïöèè òâîð÷åñòâà è îäàðåííîñòè / Ïîä ðåä. Áîãîÿâëåíñêîé Ä.Á. – Ì.: Ìîëîäàÿ ãâàðäèÿ, 1997. – 416 ñ.

    30. Ïèàæå Æ. Ñóæäåíèÿ è ðàññóæäåíèÿ ðåáåíêà. – ÑÏá.: ÑÎÞÇ, 1997. – 285 ñ.

    31. Ïîëóÿíîâ Ä. Âîîáðàæåíèå è ñïîñîáíîñòè. – Ì.: Çíàíèå, 1985. – 96 ñ.

    32. Ïîíîìàðåâ ß.À. Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñòâà. – Ì.: «Íàóêà», 1976. – 303 ñ.

    33. Ïîíîìàðåâ ß.À. Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñòâà è ïåäàãîãèêà. – Ì.: «Ïåäàãîãèêà», 1976. – 280 ñ.

    34. Ïîíîìàðåâ ß.Ñ., Ñåìåíîâ È.Í. Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñòâà: îáùàÿ, äèôôåðåíöèðîâàííàÿ, ïðèêëàäíàÿ. – Ì.: «Íàóêà», 1972. – 293 ñ.

    35. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äîøêîëüíèêîâ: èç îïûòà ðàáîòû äåòñêîãî ñàäà ¹ 222 ã. Êðàñíîÿðñêà. – Åéñê, 1993. – 35 ñ.

    36. Ðåáåð À. Áîëüøîé òîëêîâûé ïñèõîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü. Ò. 1 (À – Î) – Ì.: Èçäàòåëüñòâî «Âå÷å» , 2000. – 610 ñ.

    37. Ðåçåðâ óñïåõà – òâîð÷åñòâî / Ïîä ðåä. Íîéíåðà Ã., Êàëâåéòà Â., Êëåéíà Õ. – Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1989. – 120 ñ.

    38. Ñàâåíêîâ À.È. Ìàëåíüêèé èññëåäîâàòåëü. – ßðîñëàâëü, 2002. – 137 ñ.

    39. Ñèìàíîâñêèé À.È. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ äåòåé. – ßðîñëàâëü, 1997. – 142 ñ.

    40. Ñìèðíîâà Å.Î. Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ. – Ì.: Ãóìàíèò. èçä. öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2003. – 368 ñ.

    41. Òàìáåðã Þ.Ã. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ äåòåé. – Åêàòåðèíáóðã, 2004. – 246 ñ.

    42. Òèõîìèðîâ Î.Ê. Ïñèõîëîãèÿ ìûøëåíèÿ. – Ì.: Èçäàòåëüñòâî Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà, 1984. – 272 ñ.

    43. Ôåñþêîâà Ë.Á. Âîñïèòàíèå ñêàçêîé. – Õàðüêîâ, 1997. – 520 ñ.

    44. Ôèëîñîôñêèé ñëîâàðü / Ïîä ðåä. Ôðîëîâà È.Ò. – Ì.: Ïîëèòèçäàò, 1991. – 560 ñ.

    45. Ôðèäìàí Äæ. Êàê ðàçâèòü òàëàíòû ðåáåíêà, îò ðîæäåíèÿ äî 5 ëåò. – Ì.: «ÏÐλ, 1995. – 240 ñ.

    46. Øóñòåðìàí Ì.Í., Øóñòåðìàí Ç.Ã. Íîâûå ïðèêëþ÷åíèÿ äëÿ Êîëîáêà. – Ì.: «ÏÐλ, 1995. – 120 ñ.

    47. Ýëüêîíèí Ä.Á. Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ. – Ì.: Ãóìàíèò. èçä. öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2005. – 368 ñ.

    48. ßêîâëåâà Å.Ë. Ïñèõîëîãèÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà ëè÷íîñòè. – Ì.: Ìîëîäàÿ ãâàðäèÿ, 1997. – 280 ñ.

    ÏÐÈËÎÆÅÍÈß

    Ïðèëîæåíèå 1

    Äèàãíîñòè÷åñêèé ìàòåðèàë ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

    Ìåòîäèêà ¹ 1. «Ñîëíöå â êîìíàòå».(àâòîð – Â. Êóäðÿâöåâ).

    Îñíîâàíèå. Ðåàëèçì âîîáðàæåíèÿ.

    Öåëü. Âûÿâëåíèå ñïîñîáíîñòè ðåáåíêà ê ïðåîáðàçîâàíèþ íåðåàëüíîãî â ðåàëüíîå â êîíòåêñòå çàäàííîé ñèòóàöèè ïóòåì óñòðàíåíèÿ íåñîîòâåòñòâèÿ.

    Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

    • Îïòèìàëüíûå ñðîêè íà÷àëà ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Óñïåøíîå ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñðåäñòâàìè òåàòðàëüíîãî èñêóññòâà.

      êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,4 K], äîáàâëåí 16.01.2012

    • Ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Êîìïîíåíòû òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ïðîáëåìà îïòèìàëüíûõ ñðîêîâ íà÷àëà ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ è âîîáðàæåíèÿ.

      êóðñîâàÿ ðàáîòà [44,3 K], äîáàâëåí 11.12.2006

    • Ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå äåòñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà. Âëèÿíèÿ òåàòðàëèçîâàííîé äåÿòåëüíîñòè íà ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà äåòåé.

      äèïëîìíàÿ ðàáîòà [90,5 K], äîáàâëåí 26.05.2008

    • Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñðåäñòâàìè ïðèîáùåíèÿ ê èñêóññòâó. Ýòàïû ôîðìèðîâàíèÿ òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè äîøêîëüíèêîâ. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ íà çàíÿòèÿõ ïî ëåïêå.

      êóðñîâàÿ ðàáîòà [79,7 K], äîáàâëåí 19.07.2014

    • Êàòåãîðèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïîòåíöèàë ìóçûêè â ðàçâèòèè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðîëü èíòåãðèðîâàííûõ ìóçûêàëüíûõ çàíÿòèé â äåòñêîì ñàäó.

      êóðñîâàÿ ðàáîòà [170,1 K], äîáàâëåí 13.03.2017

    • Ïñèõîëîãè÷åñêèå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Âèäû íåòðàäèöèîííûõ õóäîæåñòâåííûõ òåõíèê è èõ èñïîëüçîâàíèå. Òåõíîëîãèÿ ðàáîòû ñ äåòüìè ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ñðåäñòâàìè õóäîæåñòâåííûõ òåõíèê.

      êóðñîâàÿ ðàáîòà [50,5 K], äîáàâëåí 04.05.2014

    • Èññëåäîâàíèå ðàçëè÷íûõ ïîäõîäîâ ê ðàññìîòðåíèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Îáçîð òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Îïðåäåëåíèå îñîáåííîñòåé ïîíÿòèÿ íåòðàäèöèîííûõ òåõíèê èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, èõ âèäîâ.

      äèïëîìíàÿ ðàáîòà [252,3 K], äîáàâëåí 11.08.2017

    • ãëàâíàÿ
    • ðóáðèêè
    • ïî àëôàâèòó
    • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
    • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
    • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

    Источник

    Ñóùíîñòü è ñòðóêòóðà òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äîøêîëüíèêîâ. Ðîëü èçîáðàçèòåëüíîé è ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè â ðàçâèòèè äåòåé ñòàðøåé âîçðàñòíîé ãðóïïû. Îïèñàíèå ìåòîäèê “êëÿêñîãðàôèÿ” è “èçîáðàçèòåëüíàÿ ôàíòàçèÿ” íà ýòàïàõ ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

     ñâîáîäíîì ñàìîñòîÿòåëüíîì ìóçèöèðîâàíèè óäîâëåòâîðÿþòñÿ ðàñòóùàÿ ïîòðåáíîñòü â òâîð÷åñêîì ñàìîâûðàæåíèè, ïðîáóæäàþùèåñÿ ìîòèâû ê ïîèñêó íîâûõ ìóçûêàëüíûõ ñî÷åòàíèé è èõ âûðàæåíèå â âîîáðàæàåìûõ ìóçûêàëüíî-èãðîâûõ îáðàçàõ.

    Âûøåñêàçàííîå ïîçâîëÿåò óòâåðæäàòü, ÷òî ìóçûêàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà 4-5 ëåò íåîáõîäèìî ðàññìàòðèâàòü îòíîñèòåëüíî êà÷åñòâà ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòåé öåëîñòíîãî âîñïðèÿòèÿ è âîñïðîèçâåäåíèÿ ìóçûêàëüíî-èãðîâîãî îáðàçà, ïðîÿâëÿþùåãîñÿ â âèäàõ ìóçûêàëüíîãî èñïîëíèòåëüñòâà (âîñïðèÿòèå ìóçûêè, ïåíèå, ìóçûêàëüíî-ðèòìè÷åñêèå äâèæåíèÿ, ìóçèöèðîâàíèå) è ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà (îäíîðîäíîå: ïåñåííîå, òàíöåâàëüíîå, èíñòðóìåíòàëüíîå; ñèíòåòè÷åñêîå: ïåñåííî-èíñòðóìåíòàëüíîå, èíñòðóìåíòàëüíî-ðå÷åâîå, ïåñåííî-òàíöåâàëüíîå).

    Íà îñíîâàíèè ýòîãî íàìè îïðåäåëåíû ïîêàçàòåëè ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà äåòåé 4-5 ëåò, êîòîðûå îòðàæàþò ðàçâèòèå ñïåöèàëüíûõ ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé â ìóçûêàëüíîì èñïîëíèòåëüñòâå, îäíîðîäíîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà – ïåñåííûõ, òàíöåâàëüíûõ, èíñòðóìåíòàëüíûõ ìóçûêàëüíûõ êîìïîçèöèé-èìïðîâèçàöèé è ýëåìåíòàðíûõ çíàíèé èç îáëàñòè ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà.

    Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка от года до двух лет

    Ýôôåêòèâíîå ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà äåòåé 5-6 ëåò ïðåäïîëàãàåò çíàíèå íå òîëüêî ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé, íî è âîçðàñòíûõ ìóçûêàëüíûõ âîçìîæíîñòåé.

    Äëÿ ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ. À.Â. Çàïîðîæåö îòìå÷àë, ÷òî âîñïðèÿòèå äåòåé 5-6 ëåò îòëè÷àåòñÿ ïðåäíàìåðåííîñòüþ, ïðîèçâîëüíûì è ïëàíîìåðíûì õàðàêòåðîì, áûñòðûì ðîñòîì ñëóõîâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ïîÿâëåíèåì ïðè ýòîì èíäèâèäóàëüíûõ ðàçëè÷èé, íàïðÿìóþ çàâèñÿùèõ îò ñèñòåìàòè÷åñêèõ çàíÿòèé ìóçûêîé. Íàçâàííûé õàðàêòåð âîñïðèÿòèÿ ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ó äåòåé ýòîãî âîçðàñòà ÷óâñòâà ñîïåðåæèâàíèÿ ìóçûêàëüíîìó îáðàçó, íåîáõîäèìîìó äëÿ òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Äåòè ñïîñîáíû íå òîëüêî ñîñðåäîòà÷èâàòüñÿ ïðè âîñïðèÿòèè ìóçûêè, íî è ñëåäèòü çà ðàçâåðòûâàíèåì ìóçûêàëüíûõ îáðàçîâ âî âðåìåíè êàê íà îñíîâå íåïîñðåäñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ, òàê è íà îñíîâå ðàíåå ïîëó÷åííîãî âïå÷àòëåíèÿ. Çíà÷èìî è òî, ÷òî ó äåòåé 5-6 ëåò âîñïðèÿòèå õóäîæåñòâåííûõ ïðîèçâåäåíèé ìîæåò ïðèîáðåòàòü ýñòåòè÷åñêóþ îêðàñêó.

    Âàæíåéøèì íîâîîáðàçîâàíèåì òâîð÷åñòâà ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ ÿâëÿåòñÿ âîîáðàæåíèå, âûñòóïàþùåå ïñèõîëîãè÷åñêîé îñíîâîé ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà.  âîîáðàæåíèè òåñíî ïåðåïëåòåíû êîãíèòèâíîå è àôôåêòèâíîå (Ë.Ñ. Âûãîòñêèé, Î.Ì. Äüÿ÷åíêî è äð.). Óðîâåíü âîîáðàæåíèÿ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îïðåäåëÿåò ðàçâèòèå ñôåðû ýñòåòè÷åñêèõ ýìîöèé, äåòñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà. Âîçðàñòíàÿ ñåíçèòèâíîñòü, “ðåàêòèâíîñòü” äîøêîëüíèêîâ íà íåïîñðåäñòâåííûå âïå÷àòëåíèÿ, ÷óòêîñòü ê îáðàçíî-ýìîöèîíàëüíûì ìîìåíòàì, òèïè÷íîå äëÿ äàííîãî ïåðèîäà ñîîòíîøåíèå ïåðâîé è âòîðîé ñèãíàëüíîé ñèñòåì ñïîñîáñòâóþò ïðèòÿãàòåëüíîñòè õóäîæåñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè, ðàçâèòèþ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ (À.Â. Çàïîðîæåö, Í.Ñ. Ëåéòåñ). Íàêîïëåíèå îïûòà âëèÿåò íà ðàçâèòèå ïàìÿòè, ìûøëåíèÿ, ðå÷è, ìåëêîé ìîòîðèêè, ÷òî ïîìîãàåò îâëàäåíèþ ýëåìåíòàìè ìóçûêàëüíîé ãðàìîòû è íàâûêàìè èãðû íà äåòñêèõ ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ.

    Äâèæåíèÿ ðåáåíêà 5-6 ëåò ïðèîáðåòàþò ïðîèçâîëüíûé õàðàêòåð. Îíè îòëè÷àþòñÿ íå òîëüêî îïðåäåëåííîé àâòîìàòèçàöèåé ïðè õîäüáå è áåãå, íî è íîâûìè êà÷åñòâàìè – áûñòðîòîé, ëîâêîñòüþ, ÷åòêîñòüþ, ðèòìè÷íîñòüþ, “ïîëåòíîñòüþ”. Ýòè âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè âûâîäÿò ðåáåíêà íà ñàìîâûðàæåíèå â òàíöåâàëüíîì òâîð÷åñòâå.

    Çíà÷èòåëüíîå óêðåïëåíèå ãîëîñîâûõ ñâÿçîê, âîêàëüíî-ñëóõîâàÿ êîîðäèíàöèÿ, äèôôåðåíöèàöèÿ ñëóõîâûõ îùóùåíèé, ôîðìèðîâàíèå ñëóõîâîãî êîíòðîëÿ ïîâûøàþò êà÷åñòâî èíòîíèðîâàíèÿ çíàêîìûõ ìåëîäèé è ñîáñòâåííûõ ïåñåííûõ èìïðîâèçàöèé. Îäíà èç îñíîâíûõ âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé äåòåé 5-6 ëåò – ñòðåìëåíèå ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè â äåÿòåëüíîñòè, ò. å. ê ðàçíîîáðàçíîé, ýìîöèîíàëüíî-âûðàçèòåëüíîé, òâîð÷åñêîé ïåðåäà÷å ìóçûêàëüíî-èãðîâîãî îáðàçà.

    Õàðàêòåðíî äëÿ ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ è ïðîÿâëåíèå èíòåðåñà ê êîìïîçèòîðó, ìóçûêàëüíîìó ïðîèçâåäåíèþ, âèäó ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è òâîð÷åñòâà è äàæå ê ðàçëè÷íûì èõ ñîñòàâëÿþùèì. Íàïðèìåð, íå ê õîðîâîäó, à ê òàíöåâàëüíûì èìïðîâèçàöèÿì, íå ê èíñòðóìåíòàëüíîé èìïðîâèçàöèè â öåëîì, à ê èìïðîâèçàöèè íà âûáðàííûé ðèòì è ò. ä.

    Íà ôîíå ðàçâèòèÿ âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé äåòè ýòîãî âîçðàñòà äîñòèãàþò íîâûõ ïî êà÷åñòâó ðåçóëüòàòîâ ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè [20, ñ. 12-22].

    Ïîêàçàòåëè ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíûõ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé 5-6 ëåò îòðàæàþò ðàçâèòèå ñïåöèàëüíûõ è îáùèõ ñïîñîáíîñòåé â ìóçûêàëüíîì èñïîëíèòåëüñòâå, îäíîðîäíîãî è ñèíòåòè÷åñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà, ýëåìåíòàðíûõ çíàíèé èç îáëàñòè ìóçûêàëüíîãî èñêóññòâà.

    Èòàê, ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà äåòåé 3-6 ëåò âûïîëíÿåò ñëåäóþùèå ôóíêöèè:

    – îðãàíèçàöèÿ äëÿ êàæäîãî ðåáåíêà óñëîâèé óñïåøíîñòè ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è åå ýìîöèîíàëüíîãî çàêðåïëåíèÿ;

    – ôîðìèðîâàíèå ó äåòåé ïîëîæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ è ìîòèâàöèè ê ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ýìîöèîíàëüíîãî ïðåäâîñõèùåíèÿ ïîëó÷åíèÿ ýñòåòè÷åñêè îôîðìëåííîãî è çíà÷èìîãî äëÿ îêðóæàþùèõ ïðîäóêòà ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà;

    – ïîñòîÿííûé ïîäáîð ïåäàãîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ, ìåòîäîâ è ïðèåìîâ, ôîðì îðãàíèçàöèè ðàáîòû ñ äåòüìè, íàïðàâëåííûõ íà ïðåäîòâðàùåíèå ñèòóàöèé, òîðìîçÿùèõ ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà;

    – îáó÷åíèå ðåáåíêà îöåíêå ìóçûêàëüíî-òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è åå ïðîäóêòà – ìóçûêàëüíîé êîìïîçèöèè-èìïðîâèçàöèè;

    – ðàçâèòèå íàâûêîâ ñàìîñòîÿòåëüíîãî òâîð÷åñêîãî ñàìîâûðàæåíèÿ â èãðîâûõ ïðîáëåìíûõ ýìîöèîíàëüíî-îáðàçíûõ ñèòóàöèÿõ, àäåêâàòíûõ ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíûì îñîáåííîñòÿì è ìóçûêàëüíûì âîçìîæíîñòÿì.

    Ãëàâà 2. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ

    2.1 Îïèñàíèåìåòîäèêè èññëåäîâàíèÿòâîð÷åñêèõñïîñîáíîñòåé äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñðåäñòâàìèèçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè

    Êàðòî÷êà èçó÷åíèÿ:

    Äàòà íàáëþäåíèÿ: 10. 09. 2008

    Ãîðîä Ëèäà, äåòñêèé ñàä ¹ 8, ãðóïïà “Ôàíòàç¸ðû”, 3 ÷åëîâåêà.

    Òåìà íàáëþäåíèÿ:

    Öåëü: èçó÷èòü òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè äåòåé â èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïî ñëåäóþùèì ïîêàçàòåëÿì:

    1) áûñòðîòà âîîáðàæåíèÿ;

    2) íåîáû÷íîñòü, îðèãèíàëüíîñòü îáðàçîâ èçîáðàæåíèÿ;

    3) áîãàòñòâî ôàíòàçèè, ãëóáèíà è äåòàëèçèðîâàííîñòü èçîáðàæ¸ííûõ îáðàçîâ;

    4) êðàñî÷íîñòü îáðàçîâ.

    2.2 Ïðîâåäåíèåìåòîäèêè Êëÿêñîãðàôèÿíà íà÷àëüíîì ýòàïå ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà

    Äåòÿì äà¸òñÿ ñëåäóþùàÿ èíñòðóêöèÿ: “Íà ëèñòå áóìàãè ïðè ïîìîùè êëÿêñ íàðèñóéòå ñêàçî÷íûé ñþæåò è îïèøèòå. Êëÿêñû ìû ñ âàìè ðèñîâàëè íà íàøèõ çàíÿòèÿõ. Ïðîÿâèòå ñâîþ ôàíòàçèþ è òâîð÷åñòâî”.

    Ñþæåò ñêàçêè äåòè ïðèäóìûâàþò ñàìîñòîÿòåëüíî.

    Òàáëèöà 2.1. Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â èçîáðàæåíèè ïðèäóìàííîãî ñþæåòà ñêàçêè

    Èìÿ ðåá¸íêà

    Âîçðàñò ðåá¸íêà

    Ñþæåò ðèñóíêà

    Õðîìèíà Ëèäà

    5 ëåò 6 ìåñÿöåâ

    Òó÷êè ëåòàþò ïî íåáó, à êîðîëåâà – ñîëíöå çà íèìè íàáëþäàåò.

    Ñìîëÿê Âèêà

    5 ëåò 7 ìåñÿöåâ

    Êèêèìîðà è áàáà-ÿãà ëåòÿò íà áàë. Îíè êðàñèâî îäåëèñü, ó íèõ êîðîíû.

    Ãðîìîâ Âàëåíòèí

    5 ëåò 2 ìåñÿöà

    Êîò è åãî äðóã ñîáàêà ñîáðàëèñü â ñêàçî÷íóþ ñòðàíó

    Òàáëèöà 2.2

    Õðîìèíà Ëèäà

    Ñìîëÿê Âèêà

    Ãðîìîâ Âàëåíòèí

    1) áûñòðîòà âîîáðàæåíèÿ

    _

    _

    _

    2) íåîáû÷íîñòü, îðèãèíàëüíîñòü, êðàñî÷íîñòü îáðàçîâ ðèñóíêà

    _

    +

    3) áîãàòñòâî ôàíòàçèè, ãëóáèíà è äåòàëèçèðîâàííîñòü îáðàçîâ

    _

    +

    4) òåõíèêà âûïîëíåíèÿ ðèñóíêà

    _

    +

    Õðîìèíà Ëèäà íàðèñîâàëà òó÷êè – äàííûé ýëåìåíò êëÿêñîãðàôèè ÿâëÿåòñÿ ñàìûì ë¸ãêèì, äîëãî íå ìîãëà ïðèäóìàòü ñþæåò, ðèñóíîê íå êðàñî÷íûé, èñïîëüçîâàíû òîëüêî êîðè÷íåâàÿ è ÷¸ðíàÿ êðàñêà. Òåõíèêà âûïîëíåíèÿ ðèñóíêà íà äîñòàòî÷íî íèçêîì óðîâíå: îáðàçû íàðèñîâàíû íåàêêóðàòíî, ðàñïîëîæåíû â ëåâîì óãëó.

    Ñìîëÿê Âèêà ïðèäóìàëà èíòåðåñíûå îáðàçû, îíà ðàññêàçàëà, ÷òî ÷èòàëà ñêàçêó ïðî áàá-¸æåê è ýòî ïðîèçâåäåíèå åé è ïîäñêàçàëî ñþæåò. Îäíàêî ðèñóíîê íåàêêóðàòíûé, îáðàçû ïåðñîíàæåé íåäåòàëèçèðîâàííû. Ãðîìîâ Âàëåíòèí ðèñóíîê íàðèñîâàë êðàñî÷íî, àêêóðàòíî, îäíàêî ãåðîè íå ñêàçî÷íûå è ñþæåò ìàëü÷èê íå ïðèäóìàë.

    Читайте также:  Центр развития ребенка в одессе

    Òàêèì îáðàçîì, ñêàçî÷íûå ïåðñîíàæè èçîáðàæåíû òîëüêî ó îäíîãî ðåá¸íêà èç òð¸õ.

    Èòàê, íåîáû÷íîñòü, îðèãèíàëüíîñòü, êðàñî÷íîñòü îáðàçîâ ðèñóíêà âûÿâëåíà òîëüêî ó îäíîãî ðåá¸íêà; áîãàòñòâî ôàíòàçèè, ãëóáèíà è äåòàëèçèðîâàííîñòü îáðàçîâ – òàêæå òîëüêî ó îäíîãî ðåá¸íêà (33,3 %).

    Çàäà÷è ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ñðåäñòâàìè èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè:

    – ðàçâèâàòü èíòåðåñ ê èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, â òîì ÷èñëå ñîâìåñòíîé, ïîääåðæèâàòü çàèíòåðåñîâàííîñòü êîíêðåòíûìè åå âèäàìè;

    – ñîäåéñòâîâàòü óãëóáëåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî ñîïåðåæèâàíèÿ âîñïðèíÿòîìó, äèôôåðåíöèðîâàííîìó îòíîøåíèþ ê ïðîèçâåäåíèÿì èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà è âèäàì èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè;

    – ñîäåéñòâîâàòü äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ õóäîæåñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ;

    – ðàçâèâàòü èçîáðàçèòåëüíûå ñïîñîáíîñòè è îäàðåííîñòü äîøêîëüíèêîâ;

    – ðàçâèâàòü òâîð÷åñêóþ àêòèâíîñòü, âîîáðàæåíèå, ïîçíàâàòåëüíûå ñïîñîáíîñòè ñðåäñòâàìè èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà;

    – ñîäåéñòâîâàòü îáîãàùåíèþ èçîáðàçèòåëüíîãî îïûòà äåòåé â ñîçäàíèè õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà íà äîñòóïíîì èì óðîâíå;

    – ôîðìèðîâàòü ïðåäñòàâëåíèÿ î ìíîãîîáðàçèè ñðåäñòâ ñîçäàíèÿ;

    – ñòèìóëèðîâàòü è ïîääåðæèâàòü ñòðåìëåíèå è ïîïûòêè äåòåé âûðàçèòü ñåáÿ, ñîáñòâåííîå îòíîøåíèå ê îêðóæàþùåìó ìèðó ñðåäñòâàìè èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè; ïðîäîëæàòü ðàçâèâàòü èíòåðåñ ê ñàìîñòîÿòåëüíîìó âîïëîùåíèþ òâîð÷åñêîãî çàìûñëà;

    – ñòèìóëèðîâàòü æåëàíèå îâëàäåòü íîâûìè ñðåäñòâàìè è ñïîñîáàìè èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ýêñïåðèìåíòèðîâàòü ñ èçîáðàçèòåëüíûìè ìàòåðèàëàìè [14, ñ. 196-197].

    Ó÷èòûâàÿ âûøåïåðå÷èñëåííûå ôîðìû è ìåòîäû ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ èçîáðàçèòåëüíûõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà áûëà ñîñòàâëåíà è â òå÷åíèå ìåñÿöà ïðîâåäåíà êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ ó äåòåé òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé:

    1. Çàíÿòèå ïî ðèñîâàíèþ ñ èñïîëüçîâàíèåì íåòðàäèöèîííûõ òåõíîëîãèé (ñì.: Ïðèëîæåíèå 1).

    2. Çàíÿòèå ïî èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ñ èñïîëüçîâàíèåì íåòðàäèöèîííîé òåõíîëîãèè. Ðèñîâàíèå òåñòîì “Ïàðóñíèê è ëîäêà”.

    3. Ïóòåøåñòâèå â ñòðàíó Ðèñîâàíäèþ.

    4. Çàíÿòèå ïî ðèñîâàíèþ “×óäåñíàÿ êíèãà” (êðàñêàìè).

    5. Çàíÿòèå ïî èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè “Âîëøåáíàÿ ñòðàíà – ïîäâîäíîå öàðñòâî” (ñì.: Ïðèëîæåíèå 2, 3, 4, 5, 6).

    6. Èãðû “Äîðèñóé”, “×åãî íà ñâåòå íå áûâàåò”.

    Ïðè ïðîâåäåíèè èãðû “Äîðèñóé” âîñïèòàòåëü ïðåäëàãàåò ðåáåíêó ðèñóíîê ñ ðàçíûìè íåçàêîí÷åííûìè èçîáðàæåíèÿìè è ïîïðîñèòå åãî íàðèñîâàòü ÷òî-íèáóäü èíòåðåñíîå, èñïîëüçóÿ ýòè èçîáðàæåíèÿ.

    Êîãäà ðåáåíîê ñäåëàåò ðèñóíîê, ïîïðîñèòå åãî ðàññêàçàòü î òîì, ÷òî îí èçîáðàçèë [4, ñ. 60-61].

    Èãðà “×åãî íà ñâåòå íå áûâàåò” íàïðàâëåíà íà ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ, òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ. Ïðåäëîæèòå ðåáåíêó íàðèñîâàòü òî, ÷åãî íà ñâåòå íå áûâàåò. Ïîïðîñèòå åãî ðàññêàçàòü, ÷òî îí íàðèñîâàë. Èãðà ïðîéäåò âåñåëåå, åñëè âû òîæå ïðèìåòå ó÷àñòèå â ðèñîâàíèè

    2.3 ÏðîâåäåíèåòåñòàÈçîáðàçèòåëüíàÿôàíòàçèÿíà çàêëþ÷èòåëüíîì ýòàïå ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà

    Ñ ïîìîùüþ òåñòà ” Èçîáðàçèòåëüíàÿ ôàíòàçèÿ” ïðîâåðÿåòñÿ ðàçâèòîñòü òâîð÷åñòâà â èçîáðàçèòåëüíîì èñêóññòâå [11, ñ. 89].

    Ðåá¸íêó äà¸òñÿ èíñòðóêöèÿ: “Ïðèäóìàé ñêàçêó î êàêîì-ëèáî æèâîì ñóùåñòâå (÷åëîâåêå, æèâîòíîì) èëè î ÷åì-ëèáî èíîì ïî âûáîðó è íàðèñóé åãî. Òû êîíå÷íî ìîæåøü èñïîëüçîâàòü èçâåñòíûõ òåáå ñêàçî÷íûõ ãåðîåâ, íî ëó÷øå, åñëè òû ñàì èõ ïðèäóìàåøü è îïèøåøü ” (Íà ïðèäóìûâàíèå òåìû èëè ñþæåòà ñêàçêè îòâîäèòñÿ îêîëî îäíîé ìèíóòû, è ïîñëå ýòîãî ðåáåíîê ïðèñòóïàåò ê ðàññêàçó.)

    Áûñòðîòà âîîáðàæåíèÿ îöåíèâàåòñÿ âûñîêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ðåáåíîê ïðèäóìàë ñþæåò ñêàçêè â îòâåäåííîå âðåìÿ ñàìîñòîÿòåëüíî.

    Åñëè â òå÷åíèå îäíîé ìèíóòû ðåáåíîê òàê è íå ïðèäóìàë ñþæåò ðèñóíêà, òî ïîäñêàæèòå åìó êàêîé-ëèáî ñþæåò.

    Íåîáû÷íîñòü, îðèãèíàëüíîñòü îáðàçîâ âîîáðàæåíèÿ îöåíèâàåòñÿ âûñîêî, åñëè ðåáåíîê ïðèäóìàë ÷òî-òî òàêîå, ÷òî îí íå ìîã ðàíüøå ãäå-ëèáî âèäåòü èëè ñëûøàòü, èëè ïåðåñêàçàë èçâåñòíîå, íî ïðè ýòîì âíåñ â íåãî îò ñåáÿ ÷òî-òî íîâîå, îðèãèíàëüíîå.

    Áîãàòñòâî, ãëóáèíà è äåòàëèçèðîâàííîñòü ôàíòàçèè îöåíèâàþòñÿ ïî äîñòàòî÷íî áîëüøîìó ÷èñëó ðàçëè÷íûõ æèâûõ ñóùåñòâ, ïðåäìåòîâ, ñèòóàöèé è äåéñòâèè, ðàçíîîáðàçíûõ õàðàêòåðèñòèê è ïðèçíàêîâ, ïðèïèñûâàåìûõ âñåìó ýòîìó â ðàññêàçå ðåáåíêà, ïî íàëè÷èþ â ñþæåòå ðèñóíêà ðàçíîîáðàçíûõ äåòàëåé è õàðàêòåðèñòèê îáðàçîâ. Åñëè ðåáåíîê èñïîëüçóåò â ñâîåì ðàññêàçå áîëåå ñåìè òàêèõ ïðèçíàêîâ, à îáúåêò ðàññêàçà èçîáðàæåí íå ñõåìàòè÷åñêè, òî áîãàòñòâî ôàíòàçèè ó íåãî ðàçâèòî õîðîøî.

    Ýìîöèîíàëüíîñòü îáðàçîâ âîîáðàæåíèÿ îöåíèâàåòñÿ ïî òîìó, íàñêîëüêî ÿðêî è óâëå÷åííî îïèñûâàþòñÿ ïðèäóìàííûå ñîáûòèÿ, ïåðñîíàæè, èõ ïîñòóïêè [4, ñ. 60].

    Òàáëèöà 2.3. Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â èçîáðàæåíèè ïðèäóìàííîãî ñþæåòà ñêàçêè ïîñëå ïðîâåäåíèÿ êîððåêöèîííîé ðàáîòû

    Èìÿ ðåá¸íêà

    Âîçðàñò ðåá¸íêà

    Ñþæåò ñêàçêè

    Õðîìèíà Ëèäà

    5 ëåò 6 ìåñÿöåâ

    Çàìåñèëà áàáóøêà òåñòî è èñïåêëà êîëîáîê, óáåæàë êîëîáîê îò áàáóøêè è âñòðåòèë ïî äîðîãå ëèñó, êîòîðàÿ õîòåëà åãî ñúåñòü…

    Ñìîëÿê Âèêà

    5 ëåò 7 ìåñÿöåâ

    Æèë-áûë ëþäîåä. Îí áûë ëàêîìêà. Ëþáèë åñòü äåòåé. Èä¸ò ìàëü÷èê, óâèäåë åãî ëþäîåä ïîì÷àëñÿ, à ìàëü÷èê óìíûé. Ëþäîåä íàïàë íà ìàëü÷èêà, à ìàëü÷èê ïðûãíóë íà äåðåâî, ëþäîåä – çà íèì. À òîò – íà ÿáëîíþ, ëþäîåä – çà íèì. Ïðèáåæàëè ñîáàêà è êîòèê, íàïàëè íà ëþäîåäà. Ëþäîåä ïîì÷àëñÿ çà íèìè. Ñîáàêà ñ êîòèêîì ïîöàðàïàëè ëþäîåäà. Òîò çàëåç íà êóñò, ìàëü÷èê ñðóáèë êóñò è ëþäîåä óïàë. Ñîáàêà ñ êîòèêîì – íà íåãî, è ëþäîåä óáåæàë è íå ïîÿâëÿëñÿ â ñàäó.

    Ãðîìîâ Âàëåíòèí

    5 ëåò 2 ìåñÿöà

    “Æèëè-áûëè äâà áîëüøèõ Øðåêà. Ó íèõ áûë ìàëåíüêèé äîìèê, áûëè ìàëåíüêèå Øðåêè. Æèëè îíè äàëåêî, äàëåêî, çà ìîðåì, çà ëåñîì, çà æàðêèìè ñòðàíàìè, â áîëüøîì òåìíîì ëåñó. Âîò åõàë îäèí ñòàðèê íà êîíå, åõàë è íå çíàåò, ãäå åãî âîðîíîé êîíü. Âîëê ñêàçàë: “Ïîåçæàé â òåìíûé ëåñ, è òàì íàâåðíî åãî Øðåêè ñúåëè”. Ñòàðèê ïîø¸ë, îòêðûë äâåðöû, âçÿë âîðîíîãî êîíÿ, ñåë íà âîðîíîãî, è ïîì÷àëñÿ. Åõàë, åõàë, ñìîòðèò: Øðåêè â áîëîòå èãðàþò. Âçÿë øàïêó-íåâèäèìêó, íàäåë íà ñåáÿ è ñàì ñòàë íåâèäèìöåì! Ïîíàáëþäàë è ïîíÿë, ÷òî íå ñòðàøíûå ýòè Øðåêè. À äîáðûå. Ñíÿë øàïêó íåâèäèìêó, ñòàë âèäèìûì è ïîäðóæèëñÿ ñ ñåìü¸é Øðåêîâ. Ïðèåõàë äîìîé – à òàì êîíü åãî æä¸ò.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник