Курсовая роль взрослого в психическом развитии ребенка
метки: Развитие, Взрослый, Психический, Мышление, Возраст, Жизнь, Дошкольный, Развиваться
ВВЕДЕНИЕ:
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства. В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
Актуальность темы заключается в том, что роль взрослого в целом, взаимосвязь между общением, речью и психологическим развитием очень важны в жизни ребенка.
Цель: Изучить роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.
Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка.
Задачи:
— Дать характеристику психического развития дошкольника;
— Изучить факторы психического развития ребёнка;
— Показать роль взрослого в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Методологическая основа: Научные труды психологов И. Ю Кулагиной., М. Н. Лисиной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирнова.
Ключевые слова: Психическое развитие, факторы, наследственность, среда, роль взрослого.
ГЛАВА I. Психологические основы развития ребёнка дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика развития дошкольника
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная Деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [15].
6 стр., 2830 слов
Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка
… . Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка .1. Особенности психического развития ребенка .2. Роль взрослого в психическом развитии ребенка Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка Заключение Список …
Игра — ведущая Деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм [17].
Развитие психических функций
Речь. В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3 — 5 л. не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Это позволяет перейти к контекстной речи. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словестному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.
22 стр., 10553 слов
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц
… программы. В старшем дошкольном возрасте речь детей достигает достаточно высокого уровня развития, благодаря развитию мышления, воображения, памяти. Рассказы детей становятся более богатыми по содержанию и … развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст] – М.: Просвещение, 1981.(гл2) 4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие …
Память. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний [3].
Развитие Личности
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев — это «период первоначального фактического склада личности».
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в……..
ИСТОЧНИКИ:
5 стр., 2334 слов
Учебные и научные материалы по психологии в Сети
Фирма “Иматон” в Санкт-Петербурге – www.imaton.spb.su/- основана в 1990 г. по инициативе ИП РАН в системе Госстандарта России как центр разработки методического обеспечения для психологов страны. Методики ИМАТОН используются психологами в сферах образования и здравоохранения, в бизнесе, политике, семейном и детском консультировании, а также в процессе преподавания психологии в ВУЗах. Направления …
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. — М.: Просвещение, 1988.
3. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. — Т.4. — М.: Союз, 2006.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 2006.
5. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком (Советы психолога) М. 2004.
6. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет М. 1992.
7. Кулагина И. Ю., В.Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2002.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: НПО Модек, 1997.
10. Мещерякова С. Ю. Авдеева Н. Н. Вы и младенец М. 1960.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2005.
12. Мухина В.С. Детская психология М. : 1985.
13. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 2007.
14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 2001.
15. Эльконин Д. Б. Детская психология М. 1960.
16. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985.
17. Сылка: < students/bilety/texts/29.html>
18. Ссылка: < razvitie-vospitanie>
19. Ссылка: < l_03_00/l0301121.shtml>
20. Ссылка: < referats>
21. Ссылка: 2323/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-3-do-7-let
22. Ссылка: < psychology/00180270_1.html>
23. Ссылка: < vozrastnaya-psihologiya_783/vliyanie-vzroslogo-razvitie-lichnosti-39656.html>
25 стр., 12187 слов
Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы
Министерство образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Кафедра общей и возрастной психологии Ю9.я7П863 Батурин Н.А., Марковская И.М., Солдатова Е.Л., Чумакова Е.В. ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие По написанию курсовой работы Челябинск Издательство ЮУрГУ 2000 ББК Ю93.я7 Психология: Учебное пособие по написанию курсовой работы / Н.А. Батурин, …
24. Ссылка: < blogs/post/331724141-109674950/>
25. Ссылка: 296-rol-igry-v-psixicheskom-razvitii-rebenka.html
Источник
Особенности психического развития ребенка. Властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку, способствующее развитию агрессивности и других отрицательных качеств. Значение правильного гармоничного отношения взрослых для развития успешной личности.
Понятие, виды детской агрессивности, основные причины её возникновения. Определение роли внутрисемейных отношений в развитии агрессивности у ребенка. Комплексная диагностика, коррекция и профилактика проявлений агрессии у детей дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 23.07.2015
Психологические особенности родителей особых детей. Кризисные периоды в жизни семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Типы семейного воспитания и их влияние на родительское отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
дипломная работа, добавлен 06.10.2017
Подходы к развитию психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества. Разработка программы психологических игр для улучшения нервно-психического развития ребенка до 1 года.
дипломная работа, добавлен 21.04.2012
Исследование культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Социальная среда как источник индивидуального психического развития. Характеристика особенностей формирования высших психических функций ребенка.
презентация, добавлен 07.10.2013
Понятие семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни ребенка и формировании его как личности. Стадии социализации человека. Влияние поведения родителей на мировосприятие их детей. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.
реферат, добавлен 06.08.2014
Начальный этап формирования личности ребенка. Развитие самосознания ребенка. Самооценка дошкольника и условия её развития. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем.
контрольная работа, добавлен 13.01.2006
Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С. Мухиной. Влияние взрослого на “Я-концепцию” дошкольника.
курсовая работа, добавлен 07.05.2011
Психолого-педагогическая характеристика современной семьи. Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Участие бабушек и дедушек в воспитании детей. Специфика детско-родительских отношений ребенка с мамой и бабушкой.
курсовая работа, добавлен 05.05.2014
Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка, его характеристика и критика. Нативизм и эмпиризм как однофакторные теории. Концепция рекапитуляции в развитии индивида. Понимание “детерминант психического развития в онтогенезе”.
реферат, добавлен 17.05.2011
Сущность и генезис самосознания. Особенности его развития у детей с раннего возраста до дошкольного периода. Влияние взрослых на формирование личности ребенка-дошкольника. Результаты исследования и комплекс методик для диагностики структур самосознания.
дипломная работа, добавлен 14.05.2014
Источник
Особенности психического развития ребенка. Властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку, способствующее развитию агрессивности и других отрицательных качеств. Значение правильного гармоничного отношения взрослых для развития успешной личности.
Подобные документы
Факторы психического развития ребенка. Раннее детство: врожденное и приобретенное, приспособление к новым условиям жизни. Особенности младенческого возраста: автономная детская речь, истоки личности. Показатели развития ребенка от года до трех лет.
дипломная работа, добавлен 26.07.2012
Рассмотрение условий психического развития ребенка, его зависимости от окружающей среды. Ознакомление с особенностями развития ребенка с нарушением слуха. Характеристика влияния нарушений слуха на психическое развитие больного ребёнка, овладение речью.
контрольная работа, добавлен 15.05.2015
Формирование личности в онтогенезе, периодизация и психологическая характеристика кризисов развития. Особенности личностного развития и игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Значение игры и общения в развитии личности ребенка.
курсовая работа, добавлен 29.09.2011
Основные этапы и периоды развития ребенка. Особенности становления его личности с двух до 18 лет. Порядок развития памяти и мышления ребенка, его двигательной активности, социальный навыков и навыков самообслуживания. Сенситивный период в развитии.
практическая работа, добавлен 25.05.2010
Общая характеристика активности, ее факторы, значение, понимание природы. Сущность развития как необратимого процесса возникновения преобразований психики и поведения человека. Особенности процесса развития ребенка и роль активности и мотивов в этом.
контрольная работа, добавлен 26.11.2010
Соотношение психического развития и обучения в детском возрасте. Психическое развитие по Л.С. Выготскому. Принципы психического развития по В.П. Зинченко. Основные законы психического развития ребенка. Сензитивные периоды развития психических функций.
реферат, добавлен 03.07.2012
Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.
реферат, добавлен 17.01.2012
Представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности. “Наследственная” и “средововая” детерминация развития личности. Возрастные циклы в развитии человека.
реферат, добавлен 17.05.2009
Особенности личности у детей с задержкой психического развития, развитие мышления детей. Практические рекомендации по разработке психокоррекционных программ по развитию мышления детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
дипломная работа, добавлен 05.04.2014
Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.
дипломная работа, добавлен 23.06.2015
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Особенности психического развития ребенка. Властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку, способствующее развитию агрессивности и других отрицательных качеств. Значение правильного гармоничного отношения взрослых для развития успешной личности.
Особенности развития воображения человека в онтогенезе. Главные особенности воображения младших дошкольников с задержкой психического развития. Роль пальчиковой живописи в развитии воображения младших дошкольников с задержкой психического развития.
дипломная работа, добавлен 22.06.2014
Направления исследования детско-родительских отношений в психологии. Типология родительского отношения к ребенку и варианты родительского поведения. Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка и качество успеваемости ребенка в школе.
курсовая работа, добавлен 10.06.2011
Ситуация личностного развития в подростковом возрасте. Формирование волевых качеств. Развитие деловых качеств. Достижения психического развития подростков. Межличностные отношения детей подросткового возраста. Мотивационные линии подростничества.
презентация, добавлен 16.12.2010
Индивидуальные особенности психического развития ребенка. Процесс его адаптации в школе. Причины отрицательного отношения ученика к ней. Межличностные отношения в первом классе. Феномен тревожности и адаптация. Контролирующая и оценочная деятельность.
реферат, добавлен 15.05.2014
Психика ребенка в старшем дошкольном возрасте. Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Методики, позволяющие диагностировать психическое развитие ребёнка 5-7 лет. Рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению.
контрольная работа, добавлен 07.04.2015
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Причины возникновения отклонений в развитии у детей. Упражнения на развитие внимания. Диагностика школьной зрелости у ребенка. Методы диагностики восприятия и воображения.
дипломная работа, добавлен 10.06.2015
Периодизация и новообразования младенческого возраста, его характеристика в разных психологических школах. Особенности социализации ребёнка. Подходы к изучению взаимодействия ребёнка и взрослого на ранних этапах развития в зарубежной психологии.
курсовая работа, добавлен 30.07.2012
Дети с недостатками развития. Способы обучения малыша привлекать внимание взрослых. Проблемы общения у детей. Принятие совместных решений родителей о воспитании ребенка. Боязнь новых мест и новых людей. Помощь в уходе за малышом с недостатками развития.
реферат, добавлен 25.02.2011
Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические аспекты психического здоровья детей. Семья как источник психического здоровья ребенка. Трудные ситуации и психическое здоровье. Уровень психического развития ребенка.
курсовая работа, добавлен 12.12.2006
Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии, история ее изучения. Клинические характеристики задержки психического развития. Самооценка и уровень притязаний как структурный компонент личности, их взаимосвязь, критерий адекватности.
курсовая работа, добавлен 19.10.2014
Источник