Курсовая роль семьи в развитии ребенка

Курсовая роль семьи в развитии ребенка thumbnail

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании ребенка
1.1. Краткая характеристика понятий
1.2. Внутрисемейный климат
1.3. Методы и приемы воспитания
ГЛАВА 2. Семья и семейные отношения в воспитании ребенка
2.1. Роль семьи в воспитании детей
2.2. Влияние на воспитание ребенка братьев и сестер. Взаимоотношения между ними
2.3. Роль бабушек, дедушек в воспитательном процессе
2.4. Сущность современной семьи
Заключение
Список литературы

Введение

Традиционно основой воспитания ребенка является семья. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на развитие личности человека ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются фундаментальные основы личности ребенка.
Актуальность. В настоящее время остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании детей. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, общении, причины неудачи в воспитании заставляют  задуматься о том, что главная роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, в большей степени принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.
Активное участие семьи в воспитании ребенка оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяется воспитанием в семье. Роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка.
Рассмотрением данной проблемы в разное время занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.
Целью нашего исследования является анализ роли семьи в воспитании ребенка.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:

  1. изучение научной литературы;
  2. рассмотрение теоретических аспектов влияния семьи и внутрисемейных взаимоотношений на воспитание ребенка;

Объектом исследования курсовой работы являются семья, семейные отношения.
Предметом исследования являются: роль семьи и выполнения ею функций в воспитании ребенка.
Гипотеза исследования: развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, систематизация.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в обобщении, осмыслении и оценке роли семьи в воспитании ребенка.

Заключение

Подводя итоги выполненной работы, мы убедились в том, что семья играет основополагающую роль в воспитании ребёнка. Развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.
Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Семья является ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал ребенка. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми.
Дружеское взаимодействие, оказание своевременной помощи ребёнку, устранение возникающих время проблем, семейный поиск путей и способов решения является наилучшим ресурсом в воспитании ребёнка.
Роль семьи и есть главный компонент, без которого невозможно движение вперёд.
Смысл семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самому реализоваться, пробовать делать все самому.  Взрослые должны относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно. Семья выступает важнейшим звеном в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.

Список литературы

  1. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003 – 478 с.
  2. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
  3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 287 с
  4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003 – 528 с.
  5. История педагогики и образования.  От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 512 с.
  6. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003 – 536 с.
  7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. — М., 1978 (репринт изд. 1880—1884)
  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с..
  9. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого — М.: РПА, 1996. — 604с.
  10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
  11. Сластенин В. А. Педагогика :Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов/ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М. : Академия,2002.-567с.-(Высшее образование)
  12. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2008 – 256 с.
  14. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб.  пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004 – 432 с.
  15. Немов Р.С.. Психология. — М. 1995 – 529 с.
  16. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006 – 394 с.
  17. Сатир В. «Как строить себя и свою семью.» М.: «Педагогика — Пресс», 1992 г – 190 с.
  18. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2005 – 352 с.
  19. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004 – 200 с.
  20. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. — М.: Академия, 2004 – 256 с.
  21. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. . – М.: Академия, 2004. – 208 с.
Читайте также:  Показать развитие ребенка по неделям картинки

Общий объем: 30 стр.

Год: 2010

Цена: 400 руб.

Источник

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности ребёнка

Основные вопросы:

  • Функции семьи;

  • Благополучны и неблагополучные семьи

  • Принципы семейного воспитания;

  • Факторы, влияющие на семейное воспитание;

  • Авторитет родителей;

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семьей – называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д. При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка, психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Но и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

БЛАГОПОЛУЧНЫЕ  И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ

У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети не здоровы, т. к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей приводят ребенка к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. Ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мир или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя, т. е. он не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие:

  1. Гуманность и милосердие к ребенку;

  2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

  3. Открытость и доверительность отношений с детьми;

  4. Оптимистичность взаимоотношений в семье;

  5. Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях;

  6. Оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;

  7. Социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).

Читайте также:  Пренатальный этап в развитии ребенка

ЧТО ВЛИЯЕТ НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На семейное воспитание влияют разнообразные внешние и внутренние (внутрисемейные) факторы.

Уровень педагогической культуры родителей в значительной мере влияет на успешность выполнения семьей ее воспитательной функции.

Уровень педагогической культуры зависит от многих других факторов, среди которых в первую очередь выделяются общая культура, гражданская направленность личности, профессиональная подготовленность, жизненный опыт, индивидуальные особенности родителей.

В педагогической культуре важнейшей составной частью является педагогическая подготовленность родителей, т. е. приобретение ими: а) конкретных знаний, прежде всего по психологии и педагогике, а также по медицине, физиологии, гигиене, генетике, праву, этике и т. п.; б) определенных навыков, которые приобретаются в практике семейного воспитания.

В процессе семейного воспитания родители осуществляют такие виды педагогической деятельности, как конструктивную, организаторскую и коммуникативную. Конструктивная деятельность родителей предусматривает определение цели и задач семейного воспитания, выбор путей, форм и методов воспитания детей, а также проектирование своей собственной деятельности и поведения.  Конструктивная деятельность осуществляется с помощью организаторской, которая включает: 1) организацию жизнедеятельности детей (режим, труд, учеба, досуг, общение, оздоровление и т. п); 2) организацию собственной деятельности (семейный, производственный, общественный труд, воспитание детей, отдых, психофизическая реабилитация). В процессе осуществления первых двух видов деятельности устанавливаются взаимоотношения между отцом и матерью, родителями и детьми, детьми, между членами семьи и окружающими людьми (коммуникативная деятельность).

Педагогическая культура предусматривает важнейшее умение родителей соединять настоящую любовь с разумной требовательностью к детям.

Важное направление повышения педагогической культуры – самообразование родителей, которое осуществляется с помощью:1) участия родителей в семейном и общественном воспитании детей; 2) постоянного изучения психолого-педагогической литературы;  3) психолого-педагогического консультирования у специалистов и самостоятельного внедрения их рекомендаций и советов в процессе семейного воспитания.

Источник

Содержание:

Введение 3

Глава І. Теоретические основы……………………………………………..6

1.1.  Человек,
индивид, индивидуальность, личность 6

1.2.  Развитие
личности и факторы, влияющие на него 8

1.3.  Семья
и ее функции 14

1.4.  Типология
семьи 19

Глава І І. Роль семьи в развитии
личности. ………………………………25

2.1.  Семейное
воспитание и его цели 25

2.2.  Стили
семейного воспитания 28

2.3.  Типы
семейных взаимоотношений  
и методы воспитания детей в семье 30

2.4.  Ошибки
семейного воспитания 34

Заключение 37

Список
использованной литературы: 40

Введение

Каждый 
человек в современном социуме неразрывно
связан с другими людьми, с обществом.
Эти связи, выступая в качестве условий
и обстановки его жизнедеятельности, формируют
его духовный и нравственный мир, его поведение.
Важнейшее место в этом процессе принадлежит
семье – первому коллективу, который дает
человеку представления о жизненных целях
и ценностях, о том, что нужно знать и как
надо или не надо себя вести. В семье юный
гражданин получает первые практические
навыки применения этих представлений
во взаимоотношениях с другими людьми,
усваивает этические нормы, которые регулируют
поведение в различных ситуациях повседневного
общения. Объяснения и поучения родителей,
их пример, весь уклад в доме, семейная
атмосфера, традиции вырабатывают у детей
привычки поведения и критерии оценки
добра и зла, допустимого и порицаемого,
справедливого и несправедливого.

Семья представляет
систему социального функционирования
человека. В идеале она должна обеспечивать
экономическую, социальную, физическую
безопасность своим членам; проявлять
заботу о младших, престарелых и больных;
создать условия для их социализации и
адаптации, объединяя всех чувством любви,
общности.

В действительности
мы видим кризис семьи, который проявляется
в снижении ее педагогического потенциала,
ухудшении качества и содержания семейного
воспитания. Семья должна воздействовать
на процесс социализации детей не только
фактом своего существования, но и благоприятным
морально-психологическим климатом семьи,
что не всегда проявляется в современном
мире.

Семьи бывают
совершенно разными. В зависимости 
от состава семьи, от отношений в 
семье к ее членам и вообще к окружающим
его людям у человека формируется собственное
мировоззрение: формирует свои взгляды,
свое отношение к окружающим. Отношения
в семье влияют также на то, как человек
в дальнейшем будет строить свою карьеру,
по какому пути он пойдет.

Семья может 
выступать в качестве как положительного,
так и отрицательного фактора 
воспитания; никакой другой социальный
институт не может потенциально принести
столько пользы, а также нанести столько
вреда в воспитании детей, сколько может
сделать семья.

Именно 
в семье индивид получает первый
жизненный опыт, делает первые наблюдения
и учится вести себя в различных 
ситуациях. Очень важно, чтобы то,
чему родители учат ребенка, подкреплялось 
конкретными примерами, чтобы он
видел, что у взрослых теория не расходится
с практикой; в противном случае
он начнет подражать отрицательным 
примерам родителей, у которых слова расходятся
с делом. Марк Фабий Квинтилиан, известный
римский оратор и педагог, отмечал важность
семейного воспитания и осуждал родителей
за недооценку периода детства для становления
личности взрослого человека. Он считал,
что ребенок очень восприимчив, и в нем
легко укореняется как все хорошее, так
и дурное.

В связи 
с особой воспитательной ролью семьи 
возникает вопрос о том, как сделать 
так, чтобы максимизировать положительное
влияние семьи и минимизировать отрицательное
на поведение развивающейся личности.
Для этого необходимо четко определить
внутрисемейные социально-психологические
факторы, имеющие воспитательное значение.

Проблема 
влияния семьи на становление 
личности была и остается одной из важнейших
проблем педагогики, социальной психологии
и других наук. В данной работе попытаемся
раскрыть эту тему и выявить, каким образом
и насколько семья влияет на развитие
личности.

Актуальность межличностных отношений
в семье и их влияние на развитие личности
заключается в следующем: очень важный
фактор эмоциональной уравновешенности
и психического здоровья личности – это
стабильность семейной среды. Большое
значение имеет «качество» семьи, её воспитательная
способность. Семья, неспособная воспитывать,
приводит к серьезным нарушениям в процессе
социализации. 

Цель работы: выявление степени
влияния семьи на становление и развитие
личности .

Объект работы: семья как социально-психологическая
категория. Предмет работы: процесс развития
личности под влиянием семьи и семейных
отношений.

Для реализации
поставленной цели были определены следующие задачи:

  • определить значение понятия
    «личность»
  • конкретизировать и уточнить
    понятие семьи и ее значения в становлении
    личности ребенка
  • определить цели семейного
    воспитания;
  • проследить влияние различных
    типов семейных взаимоотношений на развитие
    личности ребёнка;
  • выявить типичные ошибки семейного
    воспитания
Читайте также:  Раннее детство это этап развития в жизни ребенка охватывающий период

Для решения 
данных задач необходимо определить внутрисемейные
социально-психологические факторы, имеющие
воспитательное значение, сказать о традиционных
ошибках семейного воспитания, их последствиях
и способах их исправления.

Глава І. Теоретические
основы

    1. Человек, индивид,
      индивидуальность, личность

Прежде 
чем начать говорить о влиянии 
семьи на воспитание и развитие личности,
необходимо уточнить само понятие «личность».
Начнем с того, что разведем, такие,
казалось бы схожие, на первый взгляд,
понятия как «человек», «индивид», «индивидуальность»,
«личность». В чем различия между этими
понятиями?

«Человек»
– это живое существо, обладающее даром
мышления и речи, способностью создавать
орудия и пользоваться ими в процессе
труда, представляющее собой единство
физического и духовного, природного и
социального, наследственного и приобретенного  
(Л.П. Крившенко).

Понятие
«индивид» предполагает лишь принадлежность
к человеческому роду и не включает конкретных
социальных или психологических характеристик.

Человек
как индивид представляет собой 
природный организм, предстает в 
своих природных, биологических 
особенностях, это телесное бытие 
человека, являющееся предпосылкой становления 
психического.  Понятие «индивид» 
выражает неделимость, целостность 
и особенности конкретного субъекта,
возникающие на ранних ступенях развития
жизни. В понятии индивида содержится
указание на подобие человека всем
другим людям, на его общность с человеческим
родом. Человек как индивид является
продуктом филогенетического и 
онтогенетического развития. Природные,
телесные свойства человека составляют
предпосылку и условия развития
его внутреннего мира, формирования
специфически человеческих способностей.

Тогда как 
понятие «индивидуальность» обозначает
совокупность унаследованных и выработанных
в процессе онтогенеза физических и психических
особенностей, отличающих данного индивида
от всех остальных. Проявляется индивидуальность
в чертах характера и темперамента, в эмоциональной,
интеллектуальной и волевой сферах, в
интересах, потребностях и способностях
человека. Индивидуальность всегда есть
индивид с комплексом природных свойств,
хотя не всякий индивид является индивидуальностью:
для этого индивиду нужно стать личностью.

На вопрос,
что такое личность, ученые отвечают
по-разному, и в разнообразии их ответов,
а отчасти и в расхождении мнений на этот
счет проявляется многогранность и сложность
самого феномена личности. Наличие и сосуществования
множества разных определений личности,
имеющихся в литературе, заслуживает того,
чтобы учесть его в поисках глобального
определения личности.

Личностью
принято считать человеческий индивид 
как продукт общественного развития,
субъект труда, общения и познания,
детерминированный конкретно-историческими 
условиями жизни общества.

В социологии
личность определяется как системное 
качество индивида, определяемое его 
включенностью в общественные отношения 
и проявляющееся в совместной
деятельности и общении; как субъект 
социальных отношений и сознательной
деятельности (Ю.Г. Волков).

Понятия
«личность» и «индивидуальность» фиксируют 
разные стороны, разные измерения духовной
сущности человека.  
Индивидуальные свойства личности – это
не одно и то же, что личностные свойства
индивида, т.е. свойства, характеризующие
его как личность. Используя слово «личность»,
подчеркивают ее деятельную представленность
в глазах других людей. Говоря об индивидуальности,
имеют в виду качества самостоятельной
самости. «Если личность – «вершина» всей
структуры человеческих свойств, – писал
Б.Г. Ананьев, – то индивидуальность – это
«глубина» личности и субъекта деятельности».
Ю.М. Орлов считает, что «индивидуальность
– это сверхличностное психическое образование,
которое управляет поведением и мышлением
человека в соответствии с высшими ценностями
и снимает противоречие культуры и свободы
человека», [7, с. 111].

Если 
личность – это определенность позиции 
человека в отношениях с другими,
то индивидуальность – это определение 
собственной позиции в жизни,
сама определенность внутри самой своей 
жизни,  
[5].

Сопоставляя
понятия «человек», «индивид», «личность»,
«индивидуальность», можно сделать вывод,
что индивидом – рождаются, личностью
– становятся, индивидуальность – отстаивают.

Превращение
индивида в личность, обладающую чертами 
социальности и индивидуальности, происходит
не автоматически, а в результате
довольно длительного периода становления,
который требует определенных условий
(питания, ухода, заботы, поддержки, наставничества
и т.д.), и определяются воздействующими 
на человека факторами.

    1. Развитие
      личности и факторы, влияющие на него

Неотъемлемыми
свойствами человека являются динамичность
и незавершенность. Эти характеристики
его природы представляют интерес для
различных наук, которые исследуют и закономерности
процесса изменения вида Homo sapiens в целом, и особенности развития
отдельного человека. В первом случае
пользуются не столько термином «развитие»,
сколько терминами «эволюция» и «филогенез».
Во втором – синонимами «развития» являются
термины «онтогенез», «становление», и
др.

Развитие
отдельного человека (онтогенез) во многом
повторяет историю вида.

Развитие 
– это универсальное общее 
свойство природы, общества и человека.
В природе происходить постепенное 
и скачкообразное развитие, в обществе
– эволюционное и революционное 
развитие.

Развитие 
человека – это процесс количественных
и качественных изменений в организме,
психике, интеллектуальной и духовной
сфере человека, обусловленный влиянием
внешних и внутренних, управляемых 
и неуправляемых факторов, [11].

В общем 
развитии человека наблюдаются две 
взаимосвязанные линии: биологическая
и социальная. Развитие биологических
задатков и свойств характеризует процесс
функционального созревания и формирования
человека и в дальнейшем. У него развивается
скелет, мускулатура, а также внутренние
органы и системы. Процесс биологического
созревания и изменения человека проявляется
в возрастных этапах его развития и поведения
и находит свое выражение в специфических
биологических чертах детства, отрочества,
возмужалости и старости. [16, с40]

Обобщая
все выше сказанное, можно сделать 
следующий вывод: биологическое развитие
связано с морфологическими (рост, вес,
объем), биохимическими (состав крови,
костей, мышц), физиологическими (пищеварение,
кровообращение, половое развитие и созревание)
изменениями индивида.

Таким образом,
можно сделать вывод, что социальное
развитие связано с психическими (совершенствование
памяти, мышления, воли, характера), духовными
(нравственное становление, изменение
сознания), интеллектуальными (углубление
и расширение знаний, интеллектуальный
рост) изменения.

Развитие 
человека (биологическое, социальное)
– это сложный, длительный, противоречивый
процесс, детерминированный множеством
факторов, лежащих как в окружающей
человека социальной среде, так и 
в нем самом. Показателями развития
личности являются качественные изменения 
в сознании, поведении, деятельности,
отношении человека к миру. Результат 
развития – становление человека как
биологического вида и социального существа.

Однако 
его развитие не сводится к простому
накоплению количественных изменений 
и прямолинейному поступательному 
движению от низшего уровня организации 
к высшему. Развитие человека связано
с диалектическим переходом количественных
изменений в качественные преобразования
физических, психических и духовных характеристик
личности. Это развитие идет неравномерно,
каждый орган развивается в своем темпе,
интенсивно в детстве и юношестве, потом
замедляется, но изменения происходят
на протяжении всей жизни человека.

Споры
в науке вызывает вопрос о том,
что движет развитием личности, под 
влиянием каких факторов оно протекает.
Анализ факторов развития начат еще античными
учеными. В отечественной педагогике и
психологии разработкой этой проблемы
занимались П.П. Блонский, Л.С. Выготский,
Г.С. Костюк, С.П. Рубинштейн, А.Р. Луария
и др.. Заметный след в науке о развитии
оставили зарубежные исследователи Л.
Термен, Э. Геккель, Ф. Мюллер, и. Шванцара
и др. Каждый из них пытался дать ответ
на вопрос: почему разные люди достигают
разного уровня развития? Что оказывает
влияние на развитие личности?

Источник