Курсовая работа значение дидактических игр в развитии ребенка

Курсовая работа значение дидактических игр в развитии ребенка thumbnail

Харламова Татьяна Андреевна

МБДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида

Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая в дошкольном образовательном учреждении может выступать как форма, метод и средство образования детей. Отличительная черта дидактических игр — постановка и реализация учебных задач как формирования способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности.

Дидактические игры используются для решения задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, способствуют закреплению грамматических навыков [1].

В процессе дидактической игры формируются нравственные представления детей о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Решая умственную задачу в дидактической игре, дошкольник упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам, учится разнообразным экономным и рациональным способам решения умственных и практических задач.

Дидактическая игра способствует развитию качеств социальной активности – ребенок конструирует свое поведение и действия, во время выполнения условий игры закладываются честность, целеустремленность, умение радоваться своему и чужому успеху, смекалка, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, через процессы ощущения и восприятия, которые лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Ряд дидактических игр формирует у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Наряду с другими функциями, дидактическая игра занимается и физическим воспитанием. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности [3].

Таким образом, дидактические игры призваны способствовать: речевому, умственному развитию, формированию нравственных представлений, развитию качеств социальной активности, сенсорных способностей детей, трудовому и физическому воспитанию.

Литература:

  1. Богуславская З.М, Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991 – 207 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  3. Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 4. – С.13-19.

Источник

Значение дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

Детство должно быть прожито в играх, с лёгким отношением к собственным и чужим ошибкам. Научиться быть счастливым – такова основная цель человеческого детства. Научиться любить жизнь и мечтать. В жизни у ребёнка всё очень серьёзно. Дети очень чутко воспринимают жизнь. Ребёнок живёт чувствами и познаёт жизнь эмоционально. Важно научить детей понимать свои настроения, понимать себя и других, понимать не умом, а сердцем, не бояться ошибаться, а научиться быть в ладу со всем что окружает и, прежде всего, с самим собой. Как важно взрослым понять, что значит игра в жизни ребёнка. С помощью игры можно повлиять на внутренний мир малыша: научив его многим важным для взрослой жизни вещам, освободить от существующих комплексов и страхов, да и просто стать чуть ближе своему ребёнку.

Игра – это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребёнка читать, писать, а главное думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Игра это не только развитие, но и общение с детьми.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги).

Дидактические игры, включают в себя:

  • игры с предметами
  • настольно-печатные
  • словесные

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, которая отличает её от других видов игр и упражнений.

1. Игра обязательно должна содержать обучающую, дидактическую задачу.

2. Играя, дети решают эту дидактическую задачу, выполняя определённые игровые действия, которые являются обязательным компонентом дидактической игры.

3. При выполнении игровых действий необходимо соблюдать определённые правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей и самим воспитательно-образовательным процессам.

Дидактические игры и её элементы мы применяем на занятиях, на утреннем сборе, в трудовой, свободной деятельности, на прогулке.

 Предлагаем Вам несколько видов дидактических игр, которые можно использовать, занимаясь с ребёнком дома

Игры по развитию речи

«Кто больше слов придумает?»

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Ход: воспитатель называет какой-либо звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.

За каждое правильное слово, ребёнок получает фишку, победитель определяется по количеству набранных фишек.

«Какая, какой?»

Цель: обогащать словарь, активизировать прилагательные

Ход: называют качества любого предмета (книга – красивая, толстая, интересная) или члена семьи: мама- добрая, ласковая, нежная, папа – сильный, смелый, трудолюбивый, бабушка – заботливая, внимательная, старенькая и т.д.

«Кем (чем) был раньше?»

Цель: учить видеть последовательность событий.

Ход: на предложенное слово педагога называют последовательность событий до этого состояния или качества: цыплёнок – яйцом, лошадь – жеребёнком, хлеб – мукой, каша – крупой, носок – ниткой, шуба – мехом и т.д.

«Отгадай загадку, найди инструмент и скажи, кому он нужен для работы»

Цель: обогащать словарь, правильно строить предложения.

Ход: загадывает загадки про инструменты, дети отгадывают, находят и говорят кому он нужен: сделаны из железа, умеют стричь и резать. Когда они встречаются, части разделяются (ножницы). Нужны швее и парикмахеру.

«Что было бы, если бы не было…»

Цель: развивать воображение, правильно строить предложения.

Ход: на вопрос педагога дети фантазируют и высказывают умозаключения по поводу: если бы не было врачей …(учителей, родителей, машин, самолётов и т.д.)

«Скажи наоборот»

Цель: активизировать антонимы

Ход: педагог называет начинает предложение, ребёнок заканчивает: летом небо светлое, а осенью -тёмное …

«Один – много»

Цель: образовывать формы ед. и мн.числа существительных

Ход: называют, чего в городе много: машин, магазинов, людей, домов; один: вокзал, автовокзал, река Тобол, парк с каруселями…

«Назови первый звук в слове»

Цель: учить слышать и называть первый звук в слове.

Ход: внимательно слушают и называют первый звук в словах: Родина, флаг, гимн, столица, Астана и т.д.

«Прошагай (прохлопай, простучи, протопай) слова»

Цель: учить разбивать слова на слоги

Ход: берут картинки, произносят слово и по слогам делают соответствующее число шагов.

«Расскажи»

Цель: составлять небольшой рассказ по плану.

Ход: придумывают и рассказывают небольшой рассказ по плану.( Я живу в городе … Он большой и красивый… В городе есть … Я люблю свой город, потому что…)

Игры по ознакомлению с окружающим миром

Дидактическая игра – не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром.

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности. Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе.

«Детки с какой ветки?»

Цель: дифференцировать отличительные свойства семян деревьев: ели, сосны, рябины, берёзы, клёна и т.д.

Ход: дети поочерёдно из сундучка достают семена и выбирают карточку с изображением соответствующего дерева.

«Где чей домик?»

Цель: закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.

Ход: дети берут со стола фигурку какого-нибудь животного и отвечают на вопросы: (корова живёт в коровнике, лошадь в конюшне, волк в лесу, птицы в гнезде, человек в доме и т.д.)

«Сравни и расскажи, чем отличаются?»

Цель: закрепить знание детей об отличительных особенностях птиц и животных.

Ход: дети должны найти отличия и назвать их.

– Чем птицы и животные похожи?- Что есть у птиц, а у животных нет?

«Третий лишний»

Цель: дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.

Ход: дети по карточкам должны определить, какое животное лишнее. Барашек, корова – это домашние животные. Они живут рядом с человеком. Лиса – это дикое животное, она живёт в лесу. Лиса – лишнее животное и т.д.

«У кого какая шубка»

Цель: формировать связную речь дошкольников. Активизировать словарь словами: пушистая, мягкая, гладкая. Закреплять знания детей о животных. Закреплять знания детей о цвете и свойствах ткани и меха.

Ход: дети берут понравившуюся игрушку и отвечают на вопросы педагога:

– Кто тебе понравился? Кого ты выбрал? Кто это?

– Какая у зайчика шубка? (белая, пушистая, мягкая и т.д.)

-У лисички какая шубка? (рыжая, мягкая, пушистая)

– У ёжика какая шубка? (колючая, острая, не пушистая)…

«Помоги найти маму»

Цель: упражнять детей в полных ответах на вопросы воспитателя. Закрепить знания детей о домашних и диких животных. Вырабатывать умение соотносить изображение детёныша с большим животным.

Ход: у детей мягкие игрушки (или карточки), воспитатель задает вопрос:

– Андрюша, кто это? (котёнок). Кто его мама? (кошка) и т.д.

«Угадай цветок»

Цель: слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь дошкольника и логическое мышление.

Ход: воспитатель читает загадку, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.

В весенний солнечный денёк золотой расцвёл цветок.

На высокой ножке всё дремал он у дорожки… (одуванчик) и т.д.

Игры по формированию математических представлений

Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Обратите внимание, что в сказках числа тоже играют большую смысловую роль.

Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названий 3-4 геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Основная цель занятий по математике – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Игры, предлагаемые вам полезны, в них с удовольствием играют дети младшего и старшего возраста.

«Поиграем пальчиками»

Цель: развитие мелкой моторики, формировать умение детей сопоставлять один к одному.

Ход: взять руку ребёнка и, по очереди, дотрагиваясь до каждого пальчика, произносите следующие слова:

Большаку дрова рубить,

А тебе воды носить,

А тебе печи топить,

А тебе тесто месить,

А малышке песни петь,

Песни петь и плясать.

Родных братьев потешать.

Можно использовать и другие потешки, стихи, пальчиковые игры.

Величина. «Две куклы»

Цель: сравнение предметов по величине.

Ход: возьмите две куклы (большую и маленькую) и расскажите детям такую историю: жили- были две куклы – Маша и Даша. Маша – большая кукла, а Даша – маленькая (можно попросить ребёнка описать одежду кукол). Куклам очень хочется иметь свои комнатки, но у них нет мебели. Помогите им подобрать подходящую мебель. (дети подбирают мебель, педагог спрашивает кому она подойдёт – Маше или Даше). Затем можно позвать в гости друзей, угощать их и т.д. развивать сюжет, не забывая сравнивать предметы по величине.

Количество.

Задания позволят учить детей сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова много – мало, пустой – полный.

*На прогулке попросите детей в одно ведёрко насыпать много песка, а в другое мало; в одно положить много камешков, а в другое мало или несколько; в одно налить много воды, а в другое – немножко.

* Собираясь на прогулку, поинтересуйтесь, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т.д.

*Спросите у ребят, сколько у них варежек. Выяснив, что у каждого по две, подведите итог: «А если посчитать варежки у всех, то получается много».

*Попросите ребёнка показать один пальчик, много пальчиков.

Форма.

* Принесите детям много разных банок и флаконов с крышками, чтобы они имели возможность подбирать крышки по форме и по размеру.

*На аккуратно намочите подошвы, сделайте отпечатки и сравните их по форме и по размеру.

*Из разных формочек делайте с детьми куличики разной формы.

*В сыром песке делайте отпечатки разных предметов, например тех же флаконов, собственных рук и обуви.

* Замесить тесто для печенья и вместе с детьми делайте печенье с помощью формочек. По возможности как-то называйте их («сердечко», «звёздочка», «полумесяц» и т.д.).

Длинный – короткий.

* Собираясь с детьми на прогулку, предложите им сравнить свои шарфы и определить, у кого шарф длинный, а у кого короткий.

*Во время игры можно спросить детей, у какой куклы волосы длинные, а у какой короткие.

*Спросите детей: «Из длинной ленты получится большой бантик или маленький? А из короткой?»

А такие игры как «Танграмм», «Сложи из палочек», «Разрезные картинки», «Чья тень», «Подбери пару» и т.д. развивают не только моторику рук , но и внимание, учат логически мыслить.

***

Значение дидактических игр чрезвычайно велико потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей.

Источник

Консультация на тему:

«Роль дидактических игр в развитии дошкольника».

Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»

К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим».

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов

Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить.

Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификациядидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников.

Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно:дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементомдидактической игры является дидактическая задача.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни,развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря,развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняетдидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.

Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Некоторые упражнения с дидактическим материалом воспитатели упорно называют играми. Например, в упражнении «Считай правильно» дети складывают в определенном порядке карточки с числами или цифрами — «один плюс два»«два плюс три», затем проверяют произведенное действие на палочках. Ничего игрового здесь нет, а есть упражнения в арифметических действиях. Перед детьми выступает не игра, а обучение — решить задачу, сколько будет один плюс два. После решения этой задачи ребенок сидит и ждет, что делать дальше, так как индивидуальное задание он выполнил. Здесь нет игрового действия, которое заинтересовало и привлекло детей, создавало бы у них интерес к правилам и выполнению задания. А поэтому их нельзя считать дидактическими играми.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Роль дидактических игр:

– являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;

– выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучениядошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

– развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

– развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

– формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

– воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

– свода красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;

– способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Источник