Курсовая работа влияние типа семьи на развитие личности ребенка

Курсовая работа влияние типа семьи на развитие личности ребенка thumbnail

    Содержание: 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава
1. Формирование и развитие личности………………………………………5

1.1. Социальная
среда и формирование личность…………………………………5

1.2.Социализация
личности…………………………………………………………7

1.3. Периодизация 
развития личности………………………………………………9

Глава 2. Влияние
семьи на формировании личности ребенка…………………..14

2.1.Сущность, структура
и функции семьи……………………………………….14

2.2. Семейное воспитание
ребенка………………………………………………..22

2.3. Стиль семейного
воспитания и его влияние на развитие
ребенка………….31

Заключение………………………………………………………………………….36

Список 
литературы………………………………………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    На 
развитие человека оказывает влияние
множество различных факторов, как биологических,
так и социальных. Главным социальным
фактором, влияющим на становление личности,
является семья.

    Актуальность 
темы исследования обусловлена значимостью 
семьи для человека как первой воспитательной
системы. Именно семья – основа всего
позитивного и негативного в судьбе каждого
человека, в формировании его личности.
Проведённые к настоящему времени исследования
показали, что формирование у детей высоких
нравственных качеств происходит успешно
лишь на основе имеющегося у ребёнка некоего
фундамента: наличия более или менее устойчивых
положительных форм общения, нравственных
привычек индивидуального поведения и
более простых нравственных качеств, имеющих
гуманную основу. В семье этот фундамент
можно начинать создавать очень рано.
Ребёнку трудно будет менять характер
своих взаимоотношений, когда он достигнет
старшего дошкольного возраста. Изменение
положения в семье ребёнка, привыкшего
быть объектом любви, внимания взрослых,
потребует перестройки характера семейного
воспитания, а это нелёгкая задача.

    Семья
для ребёнка – первая и часто 
почти единственная общественная среда,
первый и наиболее долго действующий фактор,
формирующий личность, а влияние на ребёнка
младшего школьного возраста всех остальных
общностей лишь корректирует семейное
воспитание. В семье ребёнок впервые познаёт
самого себя и окружающий мир, здесь формируется
его отношение к окружающему. Всё это создаёт
своеобразные возможности для организации
воспитательного процесса и выполнения
семьёй своей главной функции – воспитание
детей. Задачи семьи по воспитанию, формированию
личности ребёнка – разносторонни и ответственны.

    Формирование 
правильных взаимоотношений родителей 
с ребёнком должно начинаться тогда,
когда ребёнок в силу своих 
возрастных возможностей ещё объективно
требует постоянного ухода и внимания
взрослых. Если воспитанием детей в семье
не занимаются, то дети растут педагогически
запущенными, их социальный опыт характеризуется
конфликтными взаимоотношениями с родителями
и другими взрослыми, со сверстниками;
у ребят формируются отрицательные привычки,
стремление добиваться своего, ни с кем
не считаясь.

    Объектом 
исследования курсовой работы является
личность ребенка и его поведения 
в межличностных отношениях с 
родителями.

    Предмет
исследования работы заключается в 
стиле родительских отношений, вызывающих
ответную реакцию у ребенка и проявляющуюся
в поведении.

    Цель 
данной курсовой работы является определить
влияние семьи на формирование личности
ребенка.

    Задачи 
курсовой работы:

  1. Изучить психолого-педагогическую
    и методическую литературу по исследуемой
    теме;
  2. определить
    принципы и содержание семейного воспитания;
  3. рассмотреть
    влияние семьи на формирование личности
    и характера ребенка;
  4. исследовать
    какие ошибки могут совершать родители
    в воспитании своего ребенка;

    Гипотеза:
Можно предположить, что стили 
родительских отношений неадекватные
ситуации формируют не только негативные
поведенческие реакции, но и способствуют
дисгармоничному развитию личности в
целом.

    Структура:
работа состоит из введения, 2-х глав, заключения
и списка литературы. 
 
 
 

Глава
1. Формирование и 
развитие личности.

1.1.
Социальная среда и
формирование личность.

    Социальная 
среда – это все, что окружает
человека в его социальной жизни,
это конкретное проявление, своеобразие 
общественных отношений на определенном
этапе их развития. Социальная среда 
зависит от типа общественных экономических
формаций, от классовой и национальной
принадлежности, от внутриклассовых различий
определенных слоев, от бытовых и профессиональных
отличий.

    Для
социально-психологического анализа 
личности следует четко разграничить
понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»,
«человек».

    Наиболее 
общим является понятие «человек»
– биосоциальное существо, обладающее
членораздельной речью, сознанием, высшими
психическими функциями (абстрактно-логическое
мышление, логическая память и т.д.), способное
создавать орудия, пользоваться ими в
процессе общественного труда. Эти специфические
человеческие свойства (речь, сознание,
трудовая деятельность и пр.) не передаются
людям в порядке биологической наследственности,
а формируются у них прижизненно, в процессе
усвоения ими культуры, созданной предшествующими
поколениями.

    Поскольку
сознание, речь не передаются людям 
в порядке биологической наследственности,
а формируются у них прижизненно,
то используют понятие «индивид» как
биологический организм, носитель общих
генотипических наследственных свойств
биологического вида (индивидом мы рождаемся).
И понятие «личность» как социально-психологическая
сущность человека, формирующаяся в результате
усвоения человеком общественных форм
сознания и доведения, общественно-исторического
опыта человечества (личностью мы становимся
под влиянием жизни в обществе, воспитания,
обучения, общения, взаимодействия).

    Психология 
учитывает, что личность не только объект
общественных отношений, не только испытывает
социальные воздействия, но преломляет,
преобразует их, поскольку постепенно
личность начинает выступать как совокупность
внутренних условий, через которые преломляются
внешние воздействия общества. Таким образом,
личность не только объект и продукт общественных
отношений, но и активный субъект деятельности,
общения, сознания, самосознания.

    Личность 
есть понятие социальное, она выражает
все, что есть в человеке надприродного,
исторического. Личность не врожденна,
но возникает в результате культурного 
и социального развития.

    Особенная
и не похожая на других личность
в полноте ее духовных и физических
свойств характеризуется понятием «индивидуальность».
Индивидуальность выражается в наличии
разного опыта, знаний, мнений, убеждений,
в различиях характера и темперамента,
индивидуальность свою мы доказываем,
утверждаем.

     Формирование 
личности – очень сложный, длительный
и противоречивый процесс. Изменения
в нашем организме происходят на протяжении
всей жизни, но особенно интенсивно меняются
физические данные и духовный мир человека
в детском и юношеском возрасте. Формирование
не сводится к простому накоплению количественных
изменений и прямолинейному поступательному
движению от низшего к высшему. Характерная
особенность этого процесса – диалектический
переход количественных изменений в качественные
преобразования физических, психических
и духовных характеристик личности.

    Основные 
факторы, оказывающие влияние на
формирование личности, делятся на
следующие типы: биологическая наследственность;
физическое окружение; культура; групповой
опыт; уникальный индивидуальной опыт.

    На 
формирование личности определенное влияние 
оказывают биологические факторы,
а также факторы физического 
окружения и общие культурные
образцы поведения в отдельной 
социальной группе. Однако главными факторами,
определяющими процесс формирования личности,
безусловно, являются групповой опыт и
субъективный, уникальный личностный
опыт. Эти факторы в полной мере проявляются
в процессе социализации личности.

1.2.
Социализация личности.

    Социализация 
личности представляет собой процесс
формирования личности в определенных
социальных условиях, процесс усвоения
человеком социального опыта, в ходе которого
человек преобразует социальный опыт
в собственные ценности и ориентации,
избирательно вводит в свою систему поведения
те нормы и шаблоны поведения, которые
приняты в обществе или группе. Нормы поведения,
нормы морали, убеждения человека определяются
теми нормами, которые приняты в данном
обществе.

    Термин 
«социализация» соответствует концепции,
согласно которой человек (ребенок) изначально
асоциален или его социальность сводится
к потребности в общении. В этом случае
социальность – процесс превращения изначально
асоциального субъекта в социальную личность,
владеющую принятыми в обществе моделями
поведения, воспринявшую социальные нормы
и роли. Считается, что такой взгляд на
развитие социальности характерен, прежде
всего, для психоанализа.

Читайте также:  Таблица развития рост вес ребенка до года таблица

    Понимание
процесса усвоения социальных норм, умений,
стереотипов, формирования социальных
установок и убеждений, обучения
принятым в обществе нормам поведения
и общения, вариантам жизненного стиля,
вхождения в группы и взаимодействия с
их членами как социализация имеет смысл,
если изначально индивид понимается как
несоциальное существо. И его несоциальность
должна в процессе воспитания в обществе
не без сопротивления преодолеваться.
В иных случаях термин «социализация»
применительно к социальному развитию
личности избыточен. Понятие «социальность»
не подменяет и не заменяет собой известных
в педагогике и в педагогической психологии
понятий обучения и воспитания.

    Выделяют 
следующие стадии социализации:

  1. Первичная
    социализация,
    или стадия адаптации
    (от рождения до подросткового периода
    ребенок усваивает социальный опыт некритически,
    адаптируется, приспосабливается, подражает).
  2. Стадия
    индивидуализации
    (появляется желание
    выделить себя среди других, критическое
    отношение к общественным нормам поведения).
    В подростковом возрасте стадия индивидуализации,
    самоопределения «мир и я» характеризуется
    как промежуточная социализация, так как
    все еще неустойчиво в мировоззрении и
    характере подростка.

   Юношеский
возраст (18-25 лет) характеризуется как 
устойчиво концептуальная социализация,
когда вырабатываются устойчивые свойства
личности.

  1. Стадия
    интеграции
    (появляется желание найти
    свое место в обществе, «вписаться» в общество).
    Интеграция проходит благополучно, если
    свойства человека принимаются группой,
    обществом. Если не принимаются, возможны
    следующие исходы:
  • сохранение
    своей непохожести и появление агрессивных
    взаимодействий (взаимоотношений) с людьми
    и обществом;
  • изменение
    себя, «стать как все»;
  • конформизм,
    внешнее соглашательство, адаптация.
  1. Трудовая
    стадия
    социализации охватывает весь
    период зрелости человека, весь период
    его трудовой деятельности, когда человек
    не только усваивает социальный опыт,
    но и воспроизводит его за счет активного
    воздействия человека на среду через свою
    деятельность.
  1. Послетрудовая
    стадия
    социализации рассматривает
    пожилой возраст как возраст, вносящий
    существенный вклад в воспроизводство
    социального опыта, в процесс передачи
    его новым поколениям.

    Таким
образом, социализацию личности можно 
рассматривать как совокупность
всех социальных и психологических 
процессов, посредством которых 
индивид усваивает систему значений,
норм и ценностей, позволяющих ему 
функционировать в качестве полноправного
члена общества. Она включает в себя не
только осознанные, контролируемые, целенаправленные
воздействия, но и стихийные, спонтанные
процессы, так или иначе влияющие на формирование
личности. 

1.3.
Периодизация развития
личности.

    Периодизация
– разделение жизненного цикла на отдельные
периоды или возрастные этапы.

    Разделение 
жизненного пути на периоды позволяет 
лучше понять закономерности развития,
специфику отдельных возрастных
этапов.

    Рассмотрим 
концепция полного жизненного цикла
Э. Эриксона. Развитие личности он представляет
как развитие «Я», в ходе которого индивид
устанавливает основные ориентиры по
отношению к себе и своей социальной среде.
Стержневым процессом развития личности
является динамика «эгоидентичность»
– чувства устойчивости и непрерывности
своего «Я», несмотря на происходящие
изменения.

Источник

Лекции.Орг

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ  
 
1.1.Влияние семьи на формирование личности ребенка  
 
1.2. Типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка  
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКЛЬНИКА  
2.1. Семья как фактор формирования личности  
2.2. Роль родителей в формировании личности ребёнка  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
ЛИТЕРАТУРА  
   

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.Семья – это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования личности. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствуют развитию ребенка младшего школьного возраста. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо – мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» он показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Цель исследования:изучить воспитание в семье, как одно из условий формирования личности ребенка.

Объект исследования: личность младшего школьника в семье.

Предмет исследования: процесс воспитания в семье, как одно из условий формирования личности ребенка.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику понятия и функций семьи.

2. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности.

3. Подобрать методики и экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.

Методы исследования: теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы.

Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, – это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.

Читайте также:  Нормы развития ребенка в 11

Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

· демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

· социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

· социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

· технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни [Телина, 2013, с. 265].

Семейная среда– первая культурная ниша для ребенка, включающая в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Так, например, день рождения бабушки: можно ограничиться дежурным звонком по телефону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, обратив при этом внимание на то, что особенно порадует бабушку, что созвучно ее интересам. Продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда – это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации.

В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.

Воспитание детей в семье – дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность [Ньюкомб, 2002, с. 346].

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим:

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их [Азаров, 2001, с. 389].

Особенность воспитательной деятельности семьи– ее непреднамеренность, естественная включенность в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители (другие члены семьи) чувствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития. Другими словами, домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, – основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются в процессе взаимодействия ребенка со средой, в его активной деятельности.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем многообразии ее проявлений, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Читайте также:  Музыкальное развитие для ребенка от 3 до 5 лет

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью.

Значение семейной воспитательной среды– определение первых контуров складывающегося у ребенка образа мира, формирование соответствующего образа жизни. С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Наблюдается заимствование новых способов воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка. Это характеризует семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда – подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился.

Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослым иногда легче сделать что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам. И родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, одежду, вытирать ему нос… Гораздо труднее и хлопотнее придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело самого ребенка. С точки зрения воспитания первый путь неэкономичен, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии – взрослого человека. Бесконечные опасения, излишняя осторожность взрослых, недостаток у них терпения и вечный дефицит времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку свойственна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его постоянно останавливают: «Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!».Это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, а, следовательно, осложнит жизнь ребенка на следующих этапах, когда он будет посещать дошкольное учреждение, пойдет в школу.

Родителям следует поддерживать каждую попытку, каждый признак самостоятельности ребенка, постепенно увеличивая нагрузку, вооружившись терпением. Если корректная помощь взрослых ребенку осуществляется без акцента на его беспомощность, без унижения его достоинства, если она своевременна и незаметна, то в структуре личности ребенка закрепляется первый элемент подлинной самостоятельности – потребность в целесообразных действиях, завершающихся практическим результатом, обладающим общественной значимостью, культурным смыслом. А это предпосылка развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля. Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей.

Условие благоприятности деятельности– переживание ребенком радости от ее процесса, результата, полученного продукта, поэтому одинаково пагубно скажется недооценка возможностей ребенка и его перегрузка. Так, слишком трудное задание, превышающее границы возможностей ребенка, может остаться невыполненным, что принесет ему огорчение, повлечет снижение волевых усилий. Практика показывает, что ребенок с меньшей охотой и прилежанием выполняет то, что уже освоено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить круг действий, предложить новые материалы).

Таким образом, организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка, усиление мотива деятельности. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).

Таким образом, семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Успех воспитания в семье может быть обеспечен только в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье должно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Дата добавления: 2016-12-31; просмотров: 11407 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник