Курсовая работа развитие творческих способностей ребенка
Реферат по дисциплине:
«Психология»
По теме:
«Развитие творческих способностей у детей»
Исполнитель:
Завьялова Елена Сергеевна
Новоуральск 2018год
Оглавление:
1. Введение
2. Значение периода детства для развития творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
6. Заключение
7. Список литературы
1. Введение
Воли не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Ж.-Ж. Руссо). Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. Кому нужны творческие способности? Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….
2. Значение периода детства для развития творческих способностей
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее. Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей. Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга. Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным! Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи. Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года. Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.
3. Развитие интереса к творчеству
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности. Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, – его интересы, личные качества, навыки общественного поведения. Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы. Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры: 1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения; 2. Функция формирования творческих способностей; 3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки. Организовать и провести игру – задача достаточно сложная. Можно выделить следующие основные условия проведения игр: 1. Наличие у педагога определенных знаний и умений. 2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей. 5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. 6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей. Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес. Правила игры 1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать. 2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. 3. Развивающие игры – игры творческие. 4. Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре. 5. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.
4. Виды творческой деятельности
Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности. (Творческая деятельность, Декоративно-прикладная, Художественно-эстетическая, ИЗО, музыка, шитье, вокал, вязание, хореография, макраме – драмтеатр. Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.
5. Методы развития творческих способностей у детей
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще-дидактическим принципам: – научности – систематичности – последовательности – доступности – наглядности – активности – прочности – индивидуального подхода Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. 1. Каждая игра представляет собой набор задач. 2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации. 3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. 5. Постепенное возрастание трудности задач – способствует развитию творческих способностей. 6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: – развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; – задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; – творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества. Наряду с принципами используют и методы: Методы практические наглядные словесные К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование – это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится наблюдение – рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
6. Заключение
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д. 5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усилено-направленная работа по развитию творческого потенциала у детей.
7. Список литературы
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление, 1994 №1. стр. 17-19.
3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. – Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. – Вопросы психологии. – 1990 №4. стр. 5-9.
5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997. 92стр.
6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. – М.Мир, 1992. стр. 435- 442.
7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М.: Знание, 1994. 157стр.
8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1967 №12. стр. 73-75.
9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей – Пенза: Уникон-ТРИЗ.
Источник
Министерство образования и науки РФ |
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» |
Психолого-педагогический факультет |
Кафедра психологии и социальной педагогики |
Курсовая работа |
Развитие творческих способностей в |
студентка 3 курса группы, |
руководитель: к.п.н., |
Чебоксары – 2009 |
Содержание
Введение
Актуальность
исследования. Проблема человеческих
способностей вызывала огромный интерес
людей вовсе времена. Однако в прошлом
у общества не возникало особой потребности
в овладении творчества людей. Таланты
появлялись как бы сами собой, стихийно
создавали шедевры литературы и искусства:
делали научные открытия, изобретали,
удовлетворяя тем самым потребности развивающейся
человеческой культуры. В наше время ситуация
коренным образом изменилась. Жизнь в
эпоху научно-технического прогресса
становится все разнообразнее и сложнее.
И она требует от человека не шаблонных,
привычных действий, а подвижности, гибкости
мышления, быстрой ориентации и адаптации
к новым условиям, творческого подхода
к решению больших и малых проблем. Если
учесть тот факт, что доля умственного
труда почти вовсех профессиях постоянно
растет, а все большая часть исполнительской
деятельности перекладывается на машины,
то становиться очевидным, что творческие
способности человека следует признать
самой существенной частью его интеллекта
и задачу их развития – одной из важнейших
задач в воспитании современного человека.
Ведь все культурные ценности, накопленные
человечеством – результат творческой
деятельности людей. И то, насколько продвинется
вперед человеческое общество в будущем,
будет определяться творческим потенциалом
подрастающего поколения.
Под творчеством понимается деятельность
по созданию новых и оригинальных продуктов,
имеющих общественное значение. Сущность
творчества – в предугадывании результата,
правильно поставившего опыт, в создании
усилием мысли рабочей гипотезы, близкой
к действительности.
С
психологической точки зрения дошкольное
детство является благоприятным периодом
для развития творческих способностей
потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно
любознательны, у них есть огромное желание
познавать окружающий мир. И родители
поощряя любознательность, сообщая детям
знания, вовлекая их в различные виды деятельности,
способствуют расширению детского опыта.
А накопление опыта и знаний – это необходимая
предпосылка для будущей творческой деятельности.
Кроме того, мышление дошкольников более
свободно, чем мышление более взрослых
детей. Оно еще не задавлено догмами и
стереотипами, оно более независимо. А
это качество необходимо всячески развивать.
Дошкольное детство также является сенситивным
периодом для развития творческого воображения.
Из всего выше сказанного можно сделать
вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные
возможности для развития способностей
к творчеству. И от того, насколько были
использованы эти возможности, во многом
будет зависеть творческий потенциал
взрослого человека.
В
современной психолого-педагогической
литературе этой проблемой занимаются
В. И. Андреев, Г. С. Альтшуллер, М. И. Махмутов,
Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, Е. И. Машбиц,
А. И. Уман, А. В. Хуторский и др. Они акцентируют
внимание на определении средств повышения
продуктивности познавательной деятельности
детей, организации их совместной творческой
деятельности.
Анализ
практики воспитания и результатов исследования
позволил выявить противоречие между
требованиями общества к постоянному
повышению уровня развития творческих
способностей личности и недостаточной
разработанностью эффективных методических
путей совершенствования её творческого
потенциала.
Данное
противоречие обозначило проблему
исследования, которая формулируется
следующим образом: каковы эффективные
психолого-педагогические средства развития
творческих способностей в дошкольном
возрасте. Решение данной проблемы составляет
цель нашего исследования.
Объект
исследования – дошкольный возраст.
Предмет
исследования – развитие творческих способностей
в дошкольном возрасте.
Гипотеза –
развитие творческих способностей будет
эффективнее, если:
1)
родители и педагоги будут
поощрять творческие стремления
детей;
2)
родители и педагоги сами будут
проявлять творчество.
Задачи
исследования:
- раскрыть
сущность и содержание понятия «творчество»; - провести
экспериментальное исследование и обобщить
результаты исследования; - выявить эффективные
средства развития творческих способностей
в дошкольном возрасте. - разработать
программу развития творчества для детей
дошкольном
Экспериментальная
база исследования – ДОУ «Алёнушка» г.
Ядрина
Методы
исследования: наблюдение, беседа, тестирование.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, приложения.
1.1.
Понятие творчества
и творческих способностей
в
психолого-педагогической
литературе
Очень
часто в обыденном сознании творческие
способности отождествляются со способностями
к различным видам художественной деятельности,
с умением красиво рисовать, сочинять
стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие
способности на самом деле?
Очевидно,
что рассматриваемое нами понятие
тесным образом связано с понятием “творчество”,
“творческая деятельность”. Под
творческой деятельностью мы понимаем
такую деятельность человека, в результате
которой создается нечто новое – будь
это предмет внешнего мира или построение
мышления, приводящее к новым знаниям
о мире, или чувство, отражающее новое
отношение к действительности [5,14].
Если
внимательно рассмотреть поведение
человека, его деятельность в любой
области, то можно выделить два основных
вида поступков. Одни действия человека
можно назвать воспроизводящими или репродуктивными.
Такой вид деятельности тесно связан с
нашей памятью и его сущность заключается
в том, что человек воспроизводит или повторяет
уже ранее созданные и выработанные приемы
поведения и действия.
Кроме
репродуктивной деятельности в поведении
человека присутствует творческая деятельность,
результатом которой является не воспроизведение
бывших в его опыте впечатлений или действий,
а создание новых образов или действий.
В основе этого вида деятельности лежат
творческие способности.
Таким
образом, в самом общем виде определение
творческих способностей выглядит следующим
образом. Творческие
способности – это индивидуальные особенности
качества человека, которые определяют
успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода [1,23].
Творческие
способности представляют собой сплав
многих качеств. И вопрос о компонентах
творческого потенциала человека остается
до сих пор открытым, хотя в настоящий
момент существует несколько гипотез,
касающихся этой проблемы. Многие психологи
связывают способности к творческой деятельности,
прежде всего с особенностями мышления.
В частности, известный американский психолог
Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого
интеллекта установил, что творческим
личностям свойственно так называемое
дивергентное мышление [6, 436]. Люди, обладающие
таким типом мышления, при решении какой-либо
проблемы не концентрируют все свои усилия
на нахождение единственно правильного
решения, а начинают искать решения по
всем возможным направлениям с тем, чтобы
рассмотреть как можно больше вариантов.
Такие люди склонны образовывать новые
комбинации из элементов, которые
большинство людей знают и
используют только определенным образом,
или формировать связи между двумя элементами,
не имеющими на первый взгляд ничего общего.
Дивергентный способ мышления лежит в
основе творческого мышления, которое
характеризуется следующими основными
особенностями:
- Быстрота
– способность высказывать максимальное
количество идей (в данном случае важно
не их качество, а их количество). - Гибкость
– способность высказывать широкое многообразие
идей. - Оригинальность
– способность порождать новые нестандартные
идеи (это может проявляться в ответах,
решениях, несовпадающих с общепринятыми). - Законченность
– способность совершенствовать свой “продукт”
или придавать ему законченный вид.
Известный
отечественный исследователи проблемы
творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии
выдающихся ученых, изобретателей, художников
и музыкантов выделяет следующие творческие
способности [14,6-36].
- Способность
видеть проблему там, где её не видят другие. - Способность
сворачивать мыслительные операции, заменяя
несколько понятий одним и используя всё
более ёмкие в информационном отношении
символы. - Способность
применить навыки, приобретённые при решении
одной задачи к решению другой. - Способность
воспринимать действительность целиком,
не дробя её на части. - Способность
легко ассоциировать отдалённые понятия. - Способность
памяти выдавать нужную информацию в нужную
минуту. - Гибкость
мышления. - Способность
выбирать одну из альтернатив решения
проблемы до её проверки. - Способность
включать вновь воспринятые сведения
в уже имеющиеся системы знаний. - Способность
видеть вещи такими, какие они есть, выделить
наблюдаемое из того, что привносится
интерпретацией. - Лёгкость
генерирования идей. - Творческое
воображение. - Способность
доработки деталей, к совершенствованию
первоначального замысла.
Кандидаты
психологических наук В.Т. Кудрявцев
и В. Синельников, основываясь на широком
историко-культурном материале (история
философии, социальных наук, искусства,
отдельных сфер практики) выделили следующие
универсальные креативные способности,
сложившиеся в процессе человеческой
истории [12, 54-55].
- Релизм воображения
– образное схватывание некоторой существенной,
общей тенденции или закономерности развития
целостного объекта, до того, как человек
имеет о ней четкое понятие и может вписать
её в систему строгих логических категорий. - Умение видеть
целое раньше частей. - Надситуативно-преобразовательный
характер творческих решений – способность
при решении проблемы не просто выбирать
из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно
создавать альтернативу. - Экспериментирование
– способность сознательно и целенаправленно
создавать условия, в которых предметы
наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую
в обычных ситуациях сущность, а также
способность проследить и проанализировать
особенности “поведения” предметов
в этих условиях.
Ученые
и педагоги, занимающиеся разработкой
программ и методик творческого
воспитания на базе ТРИЗ (теория решения
изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм
решения изобретательских задач) считают,
что один из компонентов творческого потенциала
человека составляют следующие способности
[9,16-28]:
Источник