Курсовая работа по сенсорному развитию ребенка раннего возраста

Замаева Наталья
Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа)

Введение

Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе

Проблема развития способностей занимает важное место, как в психологической, так и в педагогической теории, и ей посвящено значительное количество исследований.

Глубокий анализ проблемы способностейбыл дан ведущими отечественными психологами: Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Дружининым, В. Д. Шадриковым и др.

Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С. Л. Рубинштейн).

Как показывают исследования, большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу[17].

Начальные этапы познания мира обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу всех представлений человека. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть от развитости ощущений и восприятий.

Особое значение чувственное познание окружающего мира имеет в дошкольном детстве. Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт[19]. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям, но, абсолютно известно, что чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому, на этапе младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей играет ведущую роль.

Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т. д. [3].

Как показывают исследования, развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста определяется предметной деятельностью, присущей предыдущему возрастному этапу. При этом, внешние свойства предмета перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой – должны быть учтены при выполнении предметного действия. На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).

В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования в педагогике и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и не целенаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами, и поэтому нужно учить их видеть, учить воспринимать предметы и объекты в окружающем мире, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

Значение развития сенсорных способностей ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Одним из таких средств на наш взгляд, являются занятия по математике, на которых не только развиваются математические навыки детей, но и осваиваются основные сенсорные эталоны (цвет, форма, геометрические фигуры, пространственные ориентировки и т. д.).

Поэтому цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем показать влияние занятий по математике на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом исследования является процесс сенсорного развития детей во 2-й младшей группе детского сада.

Предмет исследования: занятия по математике как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень сформированности основных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

3. Подобрать и апробировать комплекс дидактических упражнений и игр, используемых на занятиях по математике для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Как вести дневник развития ребенка в детском саду

4. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: теоретический анализ, изучение литературы по теме исследования, педагогический эксперимент.

Источник

Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания  детей   раннего  возраста в  специально организованных и домашних условиях  

   Автор: Паршенкина И.А

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого закладывается фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  В этом возрасте закладывается и формируется  развитие сенсорных представлений у детей средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Для более успешного сенсорного развития необходимо непрерывное совместное с родителями развитие на оснонове партнерских отношений педагога и родителей .

Реализуя следующие задачи  и одновременно  создавая условия педагог, обеспечивает эффективное использование дидактических игр для формирования представлений  и закрепления  сенсорных эталонов, совершенствуя навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету; воспитывая бережного отношения к игрушке; обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей; повышая педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли сенсорного развития в развитии речи воспитанников.  И заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей)  к сотрудничеству с педагогом.

Актуализировая знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников.

Формируя у родителей (законных   представителей)  представления о роли сенсорного развития у дошкольников. Познакомить с разновидностями  дидактического материала для знакомства с сенсорными эталонами ,развитием мелкой моторики и методической литературой по теме. Для более наглядного знакомства подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми).

Формируя у  детей заинтересованность и умение играть в

сенсорно — настольные игры мы  сформируем полноценное восприятие окружающего мира, умения обследовать предметы, формирование познавательно – речевой активности детей, дети познакомятся с эталонами цвета;

Таким образом формирование родительской культуры в области воспитания и

развития ребенка 2-3 лет;

– родители научатся создавать дома условия для  игр по сенсорному

развитию ребёнка и подбирать их;

– родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.  

Итак что-же такое сенсорика? Существует сенсорное развитие ребенка и сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребенка – это  развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

         Сенсорное воспитание –  целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:

зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.  

Что подразумевают под собой сенсорные эталоны?

  • система мер веса;
  • система величины;
  • система цвета;
  • система геометрических фигур;
  • система мер длины;
  • система направлений;
  • система звуков;
  • система запахов;
  • система фактуры.

Осваивание данных знаний требует длительного времени и  совершенствование  во всех сферах.    Главное, на что ориентировано данное развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.

 Основными методами сенсорного развития можно назвать:  

– обследование предметов;

– дидактические игры;

– занятия творчеством

– игры на мелкую моторику

Этапы освоения эталонов

I. К особенностям сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

причислим тот факт, что сенсорные знания будут осваиваться следующими этапами:

Освоение предэталонов – понимание величины и формы предметов, расстояний

и т.д. Продолжается это освоение с 6 месяцев и до 2,5-3 лет.  Освоение понятия «расстояние» начинается сразу после того,

 как ребенок учится перемещаться самостоятельно.

II.  Свойства предметов понимаются посредством сравнения.

Ребенку проще усвоить понятия цветов с помощью сравнительного

 анализа, сопоставляя новую вещь с уже знакомым предметом,

имеющим легко узнаваемый цвет. К примеру: красный как яблоко,

желтый как солнышко или голубой как небо. Геометрические

фигуры познаются через сравнение с привычными вещами.

 К примеру, крыша похожа на треугольник, мяч — на круг, окно —

 на квадрат. Продолжается этот этап с 3-4 до 7 лет.

III.  Качество предметов анализируется в сравнении с эталонами.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с дцп

 Например, яйцо – овальное, разноцветная бабочка — как радуга.

 Эталонами в данном случае выступают ноты, звучание звуков языка,

семицветный спектр со всевозможными оттенками. Продолжается

данный этап от 6 до 7 лет.

Что может знать дошкольник?

Какими знаниями должен обладать ребенок до школы?

основные из них:

цвета;

величины (толстый, худой, узкий, средний, широкий и т.д.);

основные геометрические формы;

вкусовые различия (сладость, горечь, кислота, соленость);

запах;

фактура (теплый, мягкий, гладкий и т.д.);

вес (легкий – тяжелый);

звук (громкий, тихий, высокий, низкий);

время (сначала – утро, день, вечер, ночь, затем более сложные

моменты, такие как временные интервалы — 1 минута, 5 минут, 1 час,

умение определять время по часам);

речевой слух (уметь различать гласные и согласные звуки

языка, умение сочетать их и составлять слова);

музыкальный слух (различие звуков по высоте, тембру, мелодии, ритмике);

пространственное ориентирование (впереди

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений и мелкой моторики рук детей любого возраста.

1. Изучение ребенком величины (большой, поменьше, самый маленький; длинный, короткий, широкий, узкий и т.д.)
2. Тактильные ощущения (мягкий, твердый, гладкий, шершавый, пушистый….)
3. Геометрические фигуры плоскостные (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве очень важно т.к..

Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

  Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир- это зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Что подразумевают под собой сенсорные эталоны? Перечислим основные из них, которые следует освоить детям старшего и младшего дошкольного возраста:

система мер веса;

система величины;

система цвета;

система геометрических фигур;

система мер длины;

система направлений;

система звуков;

система запахов;

система фактуры.

Осваивание знаний требует длительного времени и  совершенствоваться  во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.

Основными методами сенсорного развития можно назвать:

 обследование предметов;

дидактические игры;

занятия творчеством

игры на мелкую моторику

Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

1.Чтение познавательной литературы: детские энциклопедии, художественную литературу, через собственный опыт например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет основываясь на уже приобретенном опыте ребёнка обследовать.

2. Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.

3. Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.

4. Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы – клюв, глаза, крылья, ноги.

5. Метод тактильного ощущения. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

6. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Взрослый вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

7. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг – круглый, катиться, нет углов. Квадрат – есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

8. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

К нестандартным способам сенсорного воспитания можно отнести, например контакты с животными или  поход в зоопарк. В сочетании с верными действиями родителей или руководителя экскурсии, содержание такого похода принесет не только необыкновенные впечатления, но и сможет сразу же систематизировать полученную информацию. Узнает, что некоторые животные живут на суше, другие – под водой. Очень важно не просто рассказывать, а вести диалог с ребенком, задавать ему вопросы, заставляющие активизировать мозговую деятельность. Такой поход в зоопарк поможет выработать у ребенка любовь к животным, интерес к живой природе и фауне.

В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги. Например, одна из таких книг имеет новое покрытие на каждой странице – одна страница покрыта шерстью, другая имеет усы из лески, напоминающие усы животного, и т.д. Сделать такие пособия можно и самостоятельно.

Читайте также:  Центр развития ребенка солнечный лучик

  Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений

Например:

Игротека.

 Игра «Чудесный мешочек»

 Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной

непрозрачной ткани, в который помещаются разные по

форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь

каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете

спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать

по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Золушка»

 Перед вами лежат перемешанные семена гороха,

фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны

их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно

быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

 Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх

неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас

попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1

фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним,

 потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить

очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки,

то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или

 конфета, поверьте, восторгу не будет предела!

 Игра «Мозаика из бросового материала»

 Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или

разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок,

это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.

 Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу.

После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи,

 предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы

закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать

пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат,

треугольник, овал) .

Игра «Шагаем в пробках»

 Но не стоит далеко убирать пробки, они могут

помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и

 координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную

эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе

резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы

 встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на

каждый ударный слог.

  Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

 Мы любим забавы холодной зимы.

 А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним

всем известное… Какое? Ну, конечно!

 Мишка косолапый, по лесу идёт…

 Здорово, если малыш будет не только «шагать» с

пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу

любимыми стихотворениями.

 Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

 – Устали пальчики от такой ходьбы!

Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать

пальчиковую гимнастику, которую очень любят детки.

Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она

не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги

стихотворения:

  «Рано утром встал гусенок.

 Пальцы щиплет он спросонок. »

 Смена рук

 «Скорее корма дайте мне.

 Мне и всей моей семье! »

Игра «Рисуем на крупе»

 – Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

  А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится?

– Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое!

И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

  А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать

Яблоко! А ещё что?

Таким образом родители могут занять досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои  действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок

находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь,

это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче

 и быстрее оно будет проходить. Побуждая ребенка к игре,

насколько возможно это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

Источник