Курсовая работа на тему этапы развития ребенка
Период новорожденности
(0-2 месяца)
Особый, кризисный период в психическом развитии ребёнка.
Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. С одной стороны, ребёнок – беспомощное существо и полностью зависит от родителей в удовлетворении жизненных потребностей. С другой, при максимальной зависимости от взрослых ребёнок лишён ещё основных средств общения в виде человеческой речи. К концу периода появляется комплекс оживления, который включает в себя: общее моторное возбуждение при приближении взрослого; улыбка, использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; обильные вокализации во время общения с матерью. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых общаются и играют с ними.
Основная особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения
Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности – упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира.
Младен
чество
(2 месяца–1 год)
В этот период зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер.
К году ребёнок произносит первые слова, в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Знания о людях и окружающих предметах складываются у детей на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений.
Потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. В этом главная функция взрослого человека. Если ребёнок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. В младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.
В этом же возрасте формируется чувство привязанности.
Развитие движений и действий. На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживать их, наконец, манипулировать (действовать с предметами) ими – размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т.д.
Совместная деятельность взрослого и ребенка состоит в том, что, взрослый руководит действиями младенца, а также в том, что младенец, будучи не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого.Развитие ориентировки в окружающем мире. По мере овладения новыми видами движения и их совершенствования происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов, в окружающем пространстве.
Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Иначе говоря, отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным отношением.
Происходит формирование предпосылок усвоения речи. Потребность общения создает основу для возникновения подражания звукам человеческой речи.
Ранний возраст
(1 – 3 года)
К году у ребёнка возникают первые представления о себе. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребёнок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. К 3 годам с помощью зеркала ребёнок получает возможность формировать своё представление о себе настоящем. В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации.
Трёхлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает своё имя, пол. К 3 годам ребёнок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестёр. Это позволяет ребёнку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Уяснение ребёнком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.
У детей от 1 до 3 лет большой диапазон страхов: перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.
Обычно период 3 лет протекает достаточно бурно. Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии эмоциональной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля. Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности.
Дошкольный возраст
(3–7 лет)
В дошкольном возрасте основной деятельностью является игра, которая возникает в 3 года, когда ребёнок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.
На первом этапе игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребёнок в процессе её воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача.
Далее у ребёнка возникает ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам.
Ребёнок начинает регулировать своё поведение правилами. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации – наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязаний на признание. При доброжелательности и любви к ребенку родители учат его подражанию, используют внушение и убеждение.
Младший школь
ный возраст
(7-11 лет)
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно, должно быть, сродни игре: ведь ребёнок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых.
У детей появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Высокая самооценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Начиная с шестилетнего возраста, дети всё больше проводят времени со сверстниками, причём почти, всегда одного с ними пола.
Ребёнок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Следовательно, ребёнок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.
7-11 лет – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребёнка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.
Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени. Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребёнком школы.
Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, – научит его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит «делу время – потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.
Разумная и любящая ребенка семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое.
Подростковый возраст
(от 11-12 до 14-15 лет)
Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.
У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет).
У подростков на первом месте – общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей семьи.
В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании. С течением времени группы становятся смешанными. Ещё позже происходит разделение на пары, так, что компания состоит только из связанных между собою пар.
Ценности и мнения группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу и взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.
Ребенок требует независимости, уважения к своим тайнам. Разногласия с родителями происходят в основном по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем.
Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. Важно понимать, что в этот период происходит выбор дальнейшего жизненного пути: будущей профессиональной деятельности, интенсивное освоение мужской или женской роли и формируется новое представление собственного «Я», сопровождаемое кризисом и т.д.
Главная потребность возраста – понимание. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
Подросток в приемной семье – сложная проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло, и он обрел хорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как к нему относятся его приемные родители. В то же время его волнует и то, как оценивают лично его сверстники в связи с тем, что он не имеет кровной семьи. В этот период очень важно понимание и доверие к ребёнку.
Юношеский возраст
(от 15-16 до 21-25 лет)
Юношеский возраст не является полностью устоявшимся. Процессы физического, физиологического, психического и социального созревания протекают неравномерно у разных людей, и соответствующие различия с возрастом увеличиваются.
Главным моментом ранней юности является то, что юноша / девушка стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей.
В юношеском возрасте уже присутствуют реальные черты взрослой жизни. Психологически это освобождает юношу от неопределённости, с одной стороны, ослабляет напряжённость личностного выбора, а с другой – сохраняет эту напряжённость, переводя её из плана переживания и воображения в план реальных действий, реальных планов.
Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.
Источник
Номер работы:
229326
Раздел:
Год добавления:
27.10.2012 г.
Объем работы:
15 стр.
Содержание:
Содержание
Введение 3
1. Основные этапы развития ребенка 4
2. Особенности периода новорожденности 5
3. Грудной период развития ребенка 6
4. Характеристика преддошкольного периода 8
5. Дошкольный период развития ребенка 9
6. Специфика школьного этапа развития ребенка 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Характеристика основных этапов развития ребёнка
ВведениеРазвитие ребенка идет совсем другими путями, нежели развитие взрослого человека. Начиная с момента внутриутробного развития, ребенок растет и развивается, – это касается как физических, так и умственных характеристик.
…….
1. Основные этапы развития ребенкаВ развитии детского организма различают следующие возрастные периоды .
1) Период новорожденности, который делится на: ранний неонатальный и поздний неонатальный периоды.
а) Ранний неонатальный период – это период от момента перевязки пуповины до окончания 7 суток жизни (168 ч). ……..
ЗаключениеРазвитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка.
В развитии детского организма различают следующие возрастные периоды:
…….
Представленный учебный материал (по структуре – Реферат или доклад) разработан нашим экспертом в качестве примера – 27.10.2012 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии реферата необходимо пройти по ссылке “скачать демо…”, заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.
Если у Вас “ГОРЯТ СРОКИ” – заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.
Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям – возможно заказать помощь в разработке по представленной теме – Характеристика основных этапов развития ребёнка … либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.
Курсовые работы
Готовые курсовые работы. Более 6400 написанных с нашей помощью готовых работ. Множество дополнительного расчетного материала….
Рефераты
Помогли написать отличные рефераты различной тематики в том числе и по этой теме “Характеристика основных этапов развития ребёнка….”
Дипломные работы
Дипломные экономической и гуманитарной направленности. С нами писались дипломные работы – проходящие антиплагиат….
Защитная речь и доклады
Для школы и института, более 5000 образцов нашего авторства. Также есть отзывы к дипломным работам….
Магистерские диссертации(ВКР)
Огромная подборка уже написанных с нашей помощью магистерских диссертаций по всем правилам и ГОСТАМ…
Отчеты по практике
Гарантируем уникальность и качество. Специальные предложения по подготовке бизнес отчетов.
Источник
Краткое описание документа:
Теоретическое исследование проблемы формирования представлений о величинах детей дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы.
Величиной обозначается математическое понятие, которое наряду с другими показателями включает в себя длину, объем, площадь. Педагогическая наука и практика исследуя особенности развития представлений о величинах у старших дошкольников обоснованно указывает на необходимость обучения дошкольников приемам измерения, проведения работы по знакомству детей с мерой длины, обеспечения освоения детьми значения измерительной деятельности для формирования у них понятия числа и другие важные направления.
Задачами формирования представлений старших дошкольников о величине являются развитие у детей понимания и определения величины сравниваемых предметов по условным меркам, правил измерения с помощью условной мерки, объединения и отличия объектов по величинам, использования средств измерения и его результата, развитие умения давать словесные отчеты о выполнении задания. Данная работа должна проводится с помощью наглядных материалов, которыми могут быть готовые, специально изготовленные взрослыми или выполненных детьми предметы.
Представления о величине формируются в детском саду на основе уже имеющихся знаний и умений, с помощью упражнений, заданий, занятий, коллективной и индивидуальной деятельности детей, используя приемы сравнения, приложения, наложения. Также необходимо использовать предметно-практическую деятельность, проводить работу по активизации речи детей и усвоению математических понятий, способов мышления, самоконтроля и самопроверки, отслеживания результатов развития педагогом, обеспечивать практическую направленность измерительной деятельности детей.
Эмпирическое исследование было организовано на базе МКДОУ “Журавли” г.Кизляр, среди 40 детей старшего дошкольного возраста 6-6,5 лет в составе контрольной и экспериментальной групп.
Диагностика представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста проводилась по выбранным методикам: «Сравни палочки» позволяющая определить уровень развития представлений детей старшего дошкольного возраста о длине, «Два шарика» для определения уровня представлений об объемах и методики «Два квадрата», для диагностики уровня представлений о площади у старших дошкольников.
Констатирующая диагностика сформированности представлений о величинах как в контрольной, так и в экспериментальной группе у детей показала, что уровень его развития не превышает средний и низкий уровни. Количество детей имеющих определенные уровни сформированности представлений о величине в двух группах приблизительно равное.
Формирующий этап включал в себя проведение различных форм работы с детьми экспериментальной группы для развития представлений о длине, объеме и площади с использованием измерительной деятельности. Нами были проведены непосредственная образовательная деятельность, использованы простейшие опыты, свободная деятельность детей в детском саду, которые направлялись на развитие у детей измерительных умений, умений сравнивать массу, объем и площадь.
Проведение контрольной диагностики по методикам констатирующего этапа показало, значительное повышение уровня сформированности представлений о величинах детей в экспериментальной группе до высокого и среднего значения. В контрольной группе изменения уровня сформированности представлений детей о длине, объеме и площади не выявлены, их показатели остались на среднем и низком уровне.
На основании проведенного исследования, сравнения результатов исследования был сделан вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась: формирование представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста возможно в процессе целенаправленной работы с использованием измерительной деятельности.
Источник