Курсовая работа физическое развитие ребенка и его оценка

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1.Физическое развитие…………………………………………………………5 
1.1 Признаки физического развития……………………………………………5 
1.2 Законы, определяющие физическое развитие……………………7 
2.Задачи
физического воспитания для людей 
разных возрастных групп……………………………………………………..8 

 1)Задачи физического воспитания детей
дошкольного возраста………8 
 2)Задачи физического воспитания детей
школьного возраста…………9 
 3)Задачи физического воспитания студентов………………………….11 
 4)Задачи физического воспитания взрослых…………………………..12 
 5)Задачи физического воспитания в пожилом
возрасте………………13 
3.
Физическое развитие детей и подростков
России………………………14 
3.1Статистика по некоторым регионам……………………………………….15 
3.2Статистические данные по Томской области……………………………..17 
4.
Стратегия государства по улучшению уровня
физического развития населения РФ……………………………………………………………………21 
Заключение……………………………………………………………………..24 
Список
литературы……………………………………………………………25

Введение

Физическое развитие является
одним из важнейших признаков, определяющих
уровень здоровья населения. Однако показатели
физического развития не являются обязательными
для официального статистического анализа
и не отражаются в отчетности, что не позволяет
повсеместно и постоянно следить за уровнем
и динамикой физического развития отдельных
групп населения.            Под физическим развитием
следует понимать комплекс морфологических
и функциональных свойств организма, определяющих
массу, плотность, форму тела, структурно-механические
качества и выражающихся запасом его физических
сил. 
На уровень физического развития влияет
комплекс социально-биологических, медико-социальных,
организационных, природно-климатических
факторов.  
Имеют место различия в физическом развитии
населения, проживающего в различных экономико-географических
зонах, лиц разных национальностей. Под
влиянием длительно действующих неблагоприятных
факторов уровень физического развития
снижается, наоборот, улучшение условий,
нормализация образа жизни способствуют
повышению уровня физического развития. [8] 
 В настоящее время во многих
странах мира широко вводится культ здоровья.
Он всячески морально и материально поощряется
государственными структурами, ответственными
за сохранение и восстановление здоровья,
а это в свою очередь способствует формированию
потребности в здоровом теле. Данная идея
не нова, еще в древнем мире имел место
культ здорового тела. Примером тому служит
Древняя Греция и ее художественное наследие,
которое дошло до наших дней.

Целью данной работы являлось
рассмотрение роли физического развития
для оценки здоровья населения.

 
 Задачи поставленные перед
работой:

  1. рассмотрение теоретических
    аспектов физического развития
  2. формулировка задач физического
    воспитания для различных возрастных
    групп
  3.   описание проблем в сфере
    физического развития
  4. рассмотрение показателей
    физического развития в РФ, в отдельных
    субъектах, а также анализ показателей
    по Томской области.
  5. Формулировка стратегии государства
    по улучшению уровня физического развития
    на всей территории государства
  1. Физическое развитие 

В узком смысле слова под физическим
развитием понимают антропометрические
показатели (рост, вес, окружность-объем
грудной клетки, размер стопы и т.п.) 
 Выделяют три уровня физического развития:
высокий, средний и низкий и два промежуточных
выше среднего и ниже среднего. Уровень
физического развития определяется в
сравнении с нормативными таблицами. 
 Высокий уровень физического развития
характеризует не только высокими показателями
физической подготовки, а так же мышечной
и умственной трудоспособности. Под умственной
работоспособностью понимается продуктивность
умственного труда. 
 Людям со средним и выше среднего уровнями
физического развития присущи соответствующие
функциональные показатели сердечнососудистой
и дыхательной систем, хорошее развитие
мускулатуры. 
 Люди с низким уровнем физического развития
имеют плохо развитую мускулатуру, отклонение
от нормы в физиологическом развитии,
нервную неустойчивость и высокий уровень
утомляемости. 
Также, при определении уровня физического
развития необходимо принимать во внимание
индивидуальные характеристики человека,
такие как место проживания, социальные
условия, морфологические особенности
индивидуума [2]

1.1 Признаки физического
развития

Физическое развитие
характеризуется по следующим признакам

1. Антропометрические, основанные на измерении
размеров тела скелета человека и включающие:

* соматометрические — размеры тела и
его частей;

* остеометрические
— размеры
скелета и его частей;

* краниометрические
— размеры
черепа.

2. Антропоскопические, основанные
на описании тела в целом и отдельных его
частей. К антропоскопическим признакам
относятся: развитие жирового слоя, мускулатуры,
форма грудной клетки, спины, живота, ног,
пигментация, волосяной покров, вторичные
половые признаки и т. д.

3. Физиометрические, которые определяют
физиологическое состояние, функциональные
возможности организма (обычно они измеряются
специальными приборами). В частности,
к ним относятся: жизненная емкость легких
(измеряется с помощью спирометра), мышечная
сила кистей рук (измеряется с помощью
динамометра) и т. д. 

Нормальное физическое
развитие характеризует не отдельный
признак, а лишь гармоничное сочетание
признаков.     

Примерно до 25-летнего
возраста (период становления и роста)
большинство морфологических показателей
увеличивается в размерах, и совершенствуются
функции организма. Затем до 45–50 лет физическое
развитие как бы стабилизировано на определенном
уровне. В дальнейшем, по мере старения,
функциональная деятельность организма
постепенно ослабевает и ухудшается, могут
уменьшаться длина тела, мышечная масса
и т.п. 
При занятии физической культурой показатели
развития физических качеств увеличиваются
быстрее, что приводит к общему укреплению
здоровья человека и поднятию уровня физического
развития человека на «высокий». Характер
физического развития как процесс изменения
указанных показателей в течение жизни
зависит от многих причин и определяется
целым рядом закономерностей. Успешно
управлять физическим развитием возможно
только в том случае, если известны эти
закономерности, и они учитываются при
построении процесса физического воспитания. [8]

    1.2 Законы,
определяющие физическое развитие.  
1) закон
наследственности. Учитывается
как фактор, благоприятствующий или, наоборот,
препятствующий физическому совершенствованию
человека. Наследственность, в частности,
должна приниматься во внимание при прогнозировании
возможностей и успехов человека в спорте.

2) закон
возрастной ступенчатости. Вмешиваться
в процесс физического развития человека
с целью управления им можно только на
основе учета особенностей и возможностей
человеческого организма в различные
возрастные периоды: в период становления
и роста, в период наивысшего развития
его форм и функций, в период старения.

3) закон
единства организма и среды. Существенным
образом зависит от условий жизни человека.
К условиям жизни, прежде всего, относятся
социальные условия. Условия быта, труда,
воспитания и материального обеспечения
в значительной мере влияют на физическое
состояние человека и определяют развитие
и изменение форм и функций организма.
Известное влияние на физическое развитие
оказывает и географическая среда.

4) биологический
закон упражняемости и закон единства
форм и функций организма в его деятельности. Эти
законы являются отправными при выборе
средств и методов физического воспитания
в каждом конкретном случае. [3]

2.Задачи
физического воспитания для людей разных
возрастных групп.

1)Задачи физического воспитания детей
дошкольного возраста

Дошкольный
возраст охватывает период жизни от рождения
до 7 лет. Именно в этот период осуществляются
наиболее интенсивный рост и развитие
важнейших систем организма и их функций,
закладывается база для всестороннего
развития физических и духовных способностей.
Этот возраст наиболее благоприятен для
закаливания организма, овладения элементарными
жизненно необходимыми двигательными
умениями, гигиеническими навыками и т.д. 
 Основой всестороннего развития ребенка
в первые годы жизни является физическое
воспитание. Организованные физкультурные
занятия (в яслях, детских садах и семье),
а также свободная двигательная деятельность,
когда ребенок во время прогулок играет,
прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность
сердечнососудистой, дыхательной и нервной
систем, укрепляют опорно-двигательный
аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают
устойчивость ребенка к заболеваниям,
мобилизуют защитные силы организма. Через
двигательную деятельность ребенок познает
мир, развиваются его психические процессы,
воля, самостоятельность. Чем большим
количеством разнообразных движений овладеет
ребенок, тем шире возможности для развития
ощущения, восприятия и других психических
процессов, тем полноценнее осуществляется
его развитие. Поэтому, если данный период
будет упущен в плане грамотного физического
воспитания, то в дальнейшем наверстать
пробелы, устранить допущенные ошибки
будет чрезвычайно трудно. 
Наиболее общими задачами для детей раннего
и дошкольного возраста являются  
 1) Повышение сопротивляемости организма
влияниям внешней среды путем его закаливания.

2) Укрепление опорно-двигательного аппарата
и формирование 
правильной осанки  
 3) Содействие повышению функциональных
возможностей вегетативных органов.  
Физическая культура, придавая естественному
процессу становления форм и функций растущего
организма оптимальный характер, создавая
благоприятные для этого условия, содействует
тем самым нормальному функционированию
всех систем детского организма. 
 4) Воспитание физических способностей
(координационных, скоростных и выносливости).
[5]  

2) Задачи физического воспитания детей
школьного возраста 
 Значение физической культуры
в школьный период жизни человека заключается
в создании фундамента для всестороннего
физического развития, укрепления здоровья,
формирования разнообразных двигательных
умений и навыков. Всё это приводит к возникновению
объективных предпосылок для гармонического
развития личности. Полноценное развитие
детей школьного возраста без активных
физкультурных занятий практически недостижимо.
Выявлено, что дефицит двигательной активности
серьезно ухудшает здоровье растущего
организма человека, ослабляет его защитные
силы, не обеспечивает полноценное физическое
развитие.

 
 В связи с тем, что пик естественного развития,
как правило, приходится на старший школьный
возраст, основные физические способности
и функциональные возможности можно эффективно
повысить именно в школьном возрасте.
Этот период является сенситивным по отношению
ко всем физическим качествам человека.
Позднее развить те или иные качества
удается с трудом. 
 Кроме того, школьный возраст считается
наиболее благоприятным для обучения
разнообразным двигательным умениям и
навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно
быстрее приспосабливаться выполнять
освоенные движения в разнообразных условиях
двигательной деятельности. 
В школьном возрасте достигается определенный
уровень физической и умственной работоспособности,
что в целом позволяет успешно осваивать
программный материал теоретических учебных
дисциплин и физкультурных программ обучения. 
 Рациональное использование досуга, в
котором элементы физической культуры
являются эффективным средством против
пассивного времяпрепровождения, позволяет
исключить негативные проявления ряда
антисоциальных поступков (хулиганство,
употребление наркотиков, алкоголя и т.п.) 
 И наконец, физкультурная активность
в период бурного развития организма существенно
облегчает решение общевоспитательных
задач (нравственных, трудовых, эстетических). 
 Направленное использование физической
культуры в воспитании детей и молодежи
школьного возраста предусматривает решение
следующих задач: 
1. Укрепление здоровья, содействие нормальному
физическому развитию

2.
Обеспечение оптимального для каждого
возраста и пола гармоничного развития
физических качеств.

3.
Повышение сопротивляемости организма
неблагоприятным воздействиям внешней
среды.

4.
Повышение общей работоспособности и
привитие гигиенических навыков. [5]  

3) Задачи физического воспитания студентов 
Физическая культура в Основах законодательства
Российской Федерации о физической культуре
и спорте представлена в высших учебных
заведениях как учебная дисциплина и важнейший
компонент целостного развития личности,
значимость которого проявляется через
гармонизацию духовных и физических сил,
формирование таких общечеловеческих
ценностей, как здоровье, физическое и
психическое благополучие, физическое
совершенство.

Свои образовательные и развивающие
функции физическая культура наиболее
полно осуществляет в целенаправленном
педагогическом процессе физического
воспитания.

Целью физического воспитания
студентов является формирование физической
культуры личности.

В процессе физического воспитания
студентов решаются следующие основные
задачи:

  • понимание роли физической
    культуры в развитии личности и подготовке
    ее к профессиональной деятельности;
  • знание научно-практических
    основ физической культуры и здорового
    образа жизни;
  • формирование мотивационно-ценностного
    отношения к физической культуре, установки
    на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование
    и самовоспитание, потребности в регулярных
    занятиях физическими упражнениями и
    спортом;
  • овладение системой практических
    умений и навыков, обеспечивающих сохранение
    и укрепление здоровья, психическое благополучие,
    развитие и совершенствование психофизических
    способностей, качеств и свойств личности,
    самоопределение в физической культуре;
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной
    физической подготовленности, определяющей
    психофизическую готовность студента
    к будущей профессии;
  • приобретение опыта творческого
    использования физкультурно-спортивной
    деятельности для достижения жизненных
    и профессиональных целей [5]  

Источник

Якутский государственный университет

им.М.К.Аммосова

Медицинский институт

Педиатрический факультет

Кафедра общественного здоровья

Курс общей гигиены

РЕФЕРАТ на тему:

Физическое развитие ребенка.

Выполнила: ст.гр.ПФ-305-1

Анисимова.А.А.

Проверила: Маркова.Н.Н.

Якутск-2004г.

Оглавление:

1) Введение.

2) Физическое развитие.

3) Индексы.

4)
Индивидуальная оценка физического развития

5) Половое развитие.

6) Литература.

Введение.

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа).

Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма заключается в наличии “критических периодов развития”, когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается .

Термин “критические периоды развития” введен П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация и др.).

Физическое развитие.

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

Возраст, месПрибавка длины тела за 1 мес, смПрибавка длины тела за истекший период, смПрибавка массы тела за 1 мес, гПрибавка массы тела за истекший период, г
133600600
2368001400
32,58,58002200
42,5117502950
52137003650
62156504300
72176004900
82195505450
91,520,55005950
101,5224506400
111,523,54006800
121,5253507150

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П — число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового созревания.

Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.

Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х
(П — 1), где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

Индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года — 20 см, в 6—7 лет — 15—10 см.

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на 4—2 см, в 8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.

Индивидуальная оценка физического развития

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977—1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

Таблица 2

Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1—11 лет

Длина тела, смМасса тела, кг (М ± а)

Окружность грудной клетки,

см (М ± а))

мальчикидевочки
759,2-11,546,9-51,145,8-50,0
8010,0-12,247,9-52,046,7-51,0
8510,7-13,148,8-53,047,7-51,9
9012,1-14,449,7-54,248,6-52,9

Продолжение табл. 2

Длина тела, смМасса тела, кг (М ± о)

Окружность грудной клетки,

см (М ±
ст)

девочки
9513,3-15,850,6-55,249,5-53,9
10014,3-17,151,8-56,350,6-55,1
10515,8-18,653,0-57,851,8-56,7
ПО17,2-20,154,5-59,052,8-58,1
11518,8-21,755,7-60,654,1-59,6
12020,5-24,257,3-62,455,4-61,1
12522,4-26,858,9-64,356,8-62,9
13024,6-29,860,4-66,458,5-65,1
13526,9-32,862,4-68,760,4-67,4
14029,4-36,364,2-71,062,4-70,1
14532,4-40,266,8-73,564,1-72,4

1. Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков.

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа).

Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма заключается в наличии “критических периодов развития”, когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается .

Термин “критические периоды развития” введен П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация и др.).

Половое развитие.

Половые различия в показателях физического развития значительно выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением
вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков — в 9—10 лет (табл.3).

Таблица 3

Сроки появления вторичных половых признаков

Возраст, годыДевочкиМальчики
8-9Округление бедер, широкий таз
9-10MaiСкладчатость мошонки
10-11Pi AiУвеличение размеров яичек (3×1,5 см)
11-12Появление первой менструацииПигментация мошонки Ai Pi
12-13Увеличение размеров клитора Ма2Увеличение размеров яичек (3×1,5 см) и полового члена (7×2,5)
13-14Установление регулярных менструацийОволосение над верхней губой. Увеличение силы мышц. Строение тела по мужскому типу
14-15Маз, А2-з, Р2-зА2 Р2 — по мужскому типу
15-16Оволосение щек, подбородка, бедер, мутация голоса
16-18Остановка ростаУвеличение размеров яичек (3×2,5 см) и полового члена (10×3 см)
18-20Оволосение голеней, рук, груди. Остановка роста

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао — детский сосок Mai (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р — pubis):

Ро — отсутствие волос

PI — единичные короткие волосы

Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):

АО — отсутствие волос

AI — единичные волосы

А2 — волосы более густые на центральном участке впадины

Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку

Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI — отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие Аз — густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

Литература:

Источник