Курсовая по развитию самооценки ребенка в дошкольном возрасте
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
Новосибирский Государственный Педагогический
Университет
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Курсовая работа
Развитие самооценки
у детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада
Выполнила:
студентка 2 курса,
Чепурная С.Н.
Научный руководитель:
Беляева Р.А.
Новосибирск – 2010
Содержание
Введение.
Глава 1.Анализ психолого-педагогических
источников по проблеме исследования.
- Понятие самооценки в детской психологии.
- Развитие самооценки на протяжении дошкольного детства.
- Факторы формирования самооценки у старшего дошкольника
в системе детского сада. - Влияние личности воспитателя на формирование самооценки старшего дошкольника в системе детского сада.
Глава 2.Эксперементальное исследование
условия развития самооценки у старшего
дошкольника.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Объектом настоящей
курсовой работы является самооценка
ребенка.
Предметом – условия
развития и механизмы формирования самооценки.
Эти части будут подробно рассмотрены
в первой главе
Актуальность выбранной
для исследования темы заключается в том,
что вопросы воспитания волновали всегда
и всех, а на сегодняшний день к ним проявляется
особый интерес как со стороны СМИ, так
и со стороны родителей, и педагогов.
Гипотеза – взаимодействие
со взрослыми и сверстниками оказывает
влияние на самооценку ребенка.
Целью исследования
является рассмотрение формирования самооценка
ребенка в системе детского сада.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть понятие самооценки;
- просмотреть развитие самооценки на протяжении дошкольного детства;
3. продемонстрировать
на примере экспериментального изучения
условия развития самооценки у
старшего дошкольника.
.
Цели и задачи работы определили
её композицию. Курсовая работа состоит
из следующих частей:
- Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;
- Глава 1, в которой рассматривается
психологическая природа самооценки - Глава 2, в которой приводится экспериментальное изучение самооценки ребенка;
- Заключение, содержащее общие выводы по работе;
- Список использованной литературы, включающий 30 наименований.
Глава 1АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Понятие самооценки в детской психологии.
Самооценка
– это оценка личностью самой себя, своих
возможностей, способностей, качеств и
места среди других людей. Самооценка
относится к фундаментальным образованиям
личности. Она в значительной степени
определяет ее активность, отношение к
себе и другим людям.
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет,
например, оценка своей внешности, различных
черт характера. В общей, или глобальной самооценке
отражается одобрение или неодобрение,
которое переживает человек по отношению
к самому себе.
Процесс формирования
глобальной самооценки противоречив и
неравномерен. Это обусловлено тем, что
частные оценки, на основе которых формируется
глобальная самооценка, могут находиться
на разных уровнях устойчивости и адекватности.
Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать
между собой: быть согласованными, взаимно
дополнять друг друга или противоречивыми,
конфликтными. В глобальной самооценке
отражается сущность личности.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно
(завышать либо занижать свои успехи, достижения).
Самооценка может быть высокой и низкой, различаться
по степени устойчивости, самостоятельности,
критичности.
Заниженная
самооценка – проявляется в недооценке
человеком своих качеств, возможностей.
В детском возрасте она возникает после
неоднократных, низких оценок и негативного
отношения к деятельности человека со
стороны окружающих – учителей, родителей,
сверстников – тем более, если они солидарны
в данной оценке. Заниженная самооценка
чаще всего последствие слабого знания
личностью своих возможностей или стимулируемая
значимыми другими недооценка ею самой
себя. Она ведет к пассивности личности
в связи с боязливым ожиданием плохих
результатов, к высокой тревожности, к
постоянному самоунижению. Дети и взрослые
с низкой самооценкой всегда более остро
реагируют на критику, смех, порицание.
В общении с окружающими они чувствуют
себя неловко, заранее уверены в том, что
партнеры о них плохого мнения. Низко оценивающие
себя люди принимают значительно меньшее
участие в общественной жизни, не стремятся
на выборные должности, склонны к самоизоляции
и одиночеству. В эмоциональном плане
для них свойственен постоянный страх:
субъект не только охвачен всевозможными
подозрениями, но, накапливая опыт своих
ошибок и поражений, он может почувствовать
себя совершенно безнадежно, склониться
к суициду.
В деятельности для
них характерен низкий уровень
мотивации, неуверенность в достижении
цели, отказ от попыток добиться какого-то
успеха: “Меня не интересует…”, “Это
не для меня…” В реализации своих ролевых
функций, такому человеку свойственны
неуверенность, негативные ожидания в
результатах: “Я никогда не смогу достичь
таких успехов…”, “Зачем волноваться,
у меня все равно шансов нет”. Даже положительную
оценку такой человек воспринимает с подозрительностью:
“Вы, конечно, на самом деле так не считаете”.
Адекватная, т.е.
соответствующая, соразмерная внутренним
потенциалам самооценка может проявляться
в целом спектре своих вариантов – от адекватно
низкой до адекватно высокой. Между конкретными
модификациями адекватной самооценки
естественно наблюдается определенная,
порой существенная несхожесть и каждый
из них при их многообразии очень трудно
охарактеризовать. Поэтому рассмотрим
лишь крайние проявления адекватной самооценки.
Адекватно низкая
самооценка – человек видит ограниченность
своих возможностей в каких-то видах деятельности
и творчества, свои слабости и недостатки,
не позволяющие ему претендовать на определенные
посты и должности, но совершенно не удручается
этим, поскольку “нашел себя” в других
делах и видах досуга, сумел выработать
компенсаторные механизмы, способствующие
сохранению уровня собственного достоинства,
внутриличностного комфорта.
Адекватно высокая
самооценка – признание человеком
высокого значения своих потенциалов
для социального окружения и для его самого.
Имеет основой объективную оценку личности
со стороны окружающих, а также знание
ею своих положительных и отрицательных
сторон с опорой, прежде всего на сильные
стороны личности. Адекватная самооценка
означает, что человек принимает и уважает
себя, положительно относится к себе как
к личности, а это ведет к уверенности
в своих действиях и поступках, к стабильности
настроения, к высокому уровню самостоятельности.
В силу его личностных характеристик избранные
виды деятельностей выполняются им без
особых затруднений, как «сами собой»,
принося ощутимые результаты. Такой человек
активно участвует в общественной работе,
объективно, с пониманием принимает критику
со стороны окружающих. Отношения с другими
людьми обычно ровные, строящиеся на равноправии
и уважении. Именно потому, что индивид
принимает свою собственную высокую ценность,
он способен видеть, принимать и уважать
достоинство других.
Когда жизнь ставит перед
таким человеком сложные задачи
и воздвигает труднопреодолимые
препятствия, когда проблемы возрастают
и требуют своего решения, он может снизить
свою самооценку и переживать собственные
неудачи. Однако он понимает, что это –
временное состояние, поэтому, не комплексует,
не ищет оправданий и не занимается самобичеванием,
способен принять помощь со стороны других
людей.
Завышенная самооценка – переоценка человеком своих задатков,
навыков и умений, возможностей. Формируется
обычно после частых захваливании в семье
и школе, необоснованного восхищения талантами
“вундеркинда” или “грандиозными
успехами” специалиста и профессионала.
Такая самооценка нередко ведет к сознанию
собственной исключительности, к зазнайству.
К окружающим такой человек относится
с явным превосходством, любит, чтобы все
восхищались его деятельностью и успехами,
высказывали ему благодарственные чувства.
Если вовремя не принять меры, в таком
человеке могут сформироваться серьезные
негативные качества: поверхностность,
высокомерие, карьеризм. Взаимодействие
с людьми, имеющими завышенную самооценку,
также затруднено, поскольку амбиции,
зазнайство или самодовольство, характерные
для многих из них, детерминируют неправельные
реакции на внешние воздействия. Необходимо
признать нормальным и естественным для
любого человека стремление к адекватно
высокой самооценке. Он будет «искать»
такие обстоятельства, которые обеспечивают
достижение данного состояния и, наоборот,
всеми средствами и способами стремится
уйти от ситуации, которые не дают ему
такой комфортности, «принуждая» формировать
адекватно низкую, тем более заниженную
самооценку.
Психологическая восприимчивость
оценивания усиливается для индивида
в связи с подключением к этому
процессу эмоций и чувств. Частая невысокая
или негативная оценка или даже возрастание
вероятности получения таковой ведет
к отрицательным эмоциям, которые объект
оценки стремится минимизировать – ослабить,
прервать, предотвратить. Наоборот, одобрение
результатов и хода деятельности, позитивное
подкрепление самооценки индивида со
стороны других порождает положительные
эмоции, активно максимализируемые оцениваемым
с целью их усиления, продления, повторения.
Таким образом, и рациональные и
эмоциональные аспекты самооценки
показывают ее особенную весомость в структуре
личности, стремление любого индивида
высоко держать над собой “‘знамя собственного
достоинства”, подчеркивать перед другими
значимость своего “Я”.
- Развитие самооценки на протяжении дошкольного детства.
К концу третьего года
жизни происходит “отделение”
ребенка от других людей и осознание
собственных возросших способностей
и возможностей. Оценка своих поступков
становится возможной только на основании
сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками,
качествами других. Сравнение в начале
касается не личностных качеств, а внешних
атрибутов. Постепенно меняется предмет
оценки. Существенным сдвигом в развитии
личности дошкольника является переход
от предметной оценки другого человека
к оценке его личностных свойств. Усвоение
норм и правил поведения становится теми
мерками, которыми пользуется ребенок
в оценке других людей. Достигая старшего
дошкольного возраста, ребенок усваивает
моральные нормы и начинает учитывать
последовательность своих поступков,
использовать их в качестве меры для оценки
себя и окружающих.
Успех, неуспех конкретного
действия не отделяется от переживания
благополучия-неблагополучия своей
личности. Если в общении со взрослыми
первоначально закладывается ядерная структура образа,
то в контактах со сверстниками в образе
себя и в образе ровесника отражаются,
в первую очередь, представления, организующие
содержательно определяющие его периферическую
структуру. Младший дошкольник имеет явление
доминирования ядерных структур над периферическими.
В тех случаях, когда он не находит необходимого
отклика, у ребенка складывается заниженная
самооценка. Важные источники представления
о своих возможностях – самостоятельная
деятельность, контакты со сверстниками
и деловое общение со сверстниками. Однако
опыт игры и контактов со сверстниками
откладывается в периферических структурах
по началу мало воздействует на ядерные
образования. Между ядром и периферией
начинают устанавливаться двусторонние
отношения, при которых не только центр
определяет эмоционально и содержательно
периферию, как было ранее, но намечается
обратное влияние. В старшем дошкольном
возрасте складываются двусторонние связи
между ядром и периферией. Это выражается
в развитии самооценки, в знании ребенком
предметной и социальной ситуации.
Таковы тенденции развития
осознания себя ребенком, становления
его самооценки.
По мере развития ребенка
влияние разных факторов, определяющих
его самооценку, меняется. В исследовании
Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, М.И. Ганошенко были выявлены следующие
данные:
4-4,5 года жизни | самооценка связывается |
4,5-5,5 | В отношение ребенка |
5,5-6,5 | Утрата предметной деятельности |
6,5-7 | Отношение ребенка к |
7-7,5 | Сфера общения ребенка |
Источник
Оглавление
Введение____________________________________________________3
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения
самооценки детей старшего дошкольного
возраста
1. 1. Особенности
развития личности у детей
старшего дошкольного возраста_____________________________________________________5
1. 2. Самооценка
детей старшего дошкольного возраста____________10
Глава 2.
Исследование особенностей проявления
самооценки у детей старшего дошкольного
возраста
2. 1. Описание
методов исследования___________________________20
2. 2. Анализ
результатов исследования самооценки
у детей старшего дошкольного
возраста________________________________________22
2. 3. Пути
развития оптимальной самооценки
у детей старшего дошкольного
возраста________________________________________25
Заключение_________________________________________________33
Литература_________________________________________________35
Приложение________________________________________________36
Введение
Одной из самых значительных
и актуальных тем в психологии
можно считать проблему становления
самосознания и самооценки личности.
В рамках исследования самосознания
самооценке отводится ведущая
роль – она характеризуется
как стержень этого процесса,
показатель индивидного уровня
его развития, как объединяющее
начало, включенное в процесс
самосознания.
Самооценка является одним
из существенных условий, благодаря
чему индивид становится личностью.
Она формирует у индивида потребность
соответствовать не только уровню
окружающих, но и уровню собственных
личностных оценок. Правильно сформированная
самооценка выступает не просто
как знание самого себя, не
как сумма отдельных характеристик,
но как определенное отношение
к себе, предполагает осознание
личности в качестве некоторого
устойчивого объекта.
Самооценка является центральным
звеном произвольной саморегуляции,
определяет направление и уровень
активности человека, его отношение
к миру, к людям, к самому
себе. Представляет собой сложный
по психологической природе феномен.
Истоки умения оценивать себя
закладываются в раннем детстве,
а развитие и совершенствование
его происходит в течение всей
жизни человека.
Самооценка позволяет сохранить
устойчивость личности независимо
от меняющихся ситуаций, обеспечивая
возможность оставаться самим
собой. В настоящее время все
более очевидно влияние самооценки
дошкольника на его поведение,
межличностные контакты.
В психологической литературе,
как в отечественной, так и
зарубежной самооценке уделено
большое внимание. Среди них можно выделить
следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В.
Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова,
Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина,
B.C. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонько,
В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ.
Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин,
С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова,
П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура,
Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс,
Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин,
К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд,
К. Хорни.
Цель данной работы – заключается в выявлении особенностей
проявления самооценки у детей старшего
дошкольного возраста.
Объектом исследования – является личность детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования – самооценка у детей старшего дошкольного
возраста.
Гипотеза исследования: уровень самооценки у детей старшего
дошкольного возраста зависит от пола.
В соответствии
с целями и гипотезой исследования
были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический
анализ литературы по проблеме
понятия самооценки и особенности
ее проявления у детей старшего
дошкольного возраста.
2. Подобрать
и применить методики для исследования
самооценки у детей старшего
дошкольного возраста.
3. Осуществить
эмпирическое исследование по
выявлению и изучению самооценки
у детей старшего дошкольного
возраста.
4. Провести обработку полученных
результатов.
5. Проанализировать
результаты и сформулировать
рекомендации.
Глава
1. Теоретическое исследование вопроса
о формировании самооценки у детей
старшего дошкольного возраста.
1. 1. Особенности
развития личности у детей
старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст считается начальным
этапом формирования личности. У детей
возникают такие личностные новообразования,
как соподчинение мотивов, усвоение нравственных
норм и формирование произвольности поведения.
Особое место в периоде
детства занимает старший дошкольный
возраст. К этому периоду можно
отнести возраст детей от 5.5 до
7 лет. Старший дошкольный возраст
играет особую роль в личностном
развитии ребенка: в этот период
жизни начинают формироваться
новые психологические механизмы
деятельности и поведения.
В старшем дошкольном
возрасте закладываются основы
будущей личности: формируется
устойчивая структура мотивов;
зарождаются новые социальные
потребности (потребность в уважении
и признании взрослого, в признании
сверстников, проявляется интерес
к коллективным формам деятельности);
возникает новый (опосредованный)
тип мотивации – основа произвольного
поведения; ребенок усваивает
определенную систему социальных
ценностей; моральных норм и
правил поведения в обществе.
Ребенок в этом возрасте
начинает осознавать и обобщать
свои переживания, формируется
внутренняя социальная позиция,
более устойчивая самооценка
и соответствующее ей отношение
к успеху и неудаче в деятельности.
Развитие личности ребенка
включает две стороны. Одна
из них состоит в том, что
ребенок постепенно начинает
понимать окружающий мир и
осознает свое место в нем; это порождает
новые типы мотивов поведения, под влиянием
которых ребенок совершает те или иные
поступки. Другая сторона развитие чувства
и воли. Они обеспечивают действенность
этих мотивов, устойчивость поведения,
его известную независимость от изменения
внешних обстоятельств.
Старший дошкольный возраст
играет особую роль в психическом
развитии ребенка: в этот период
жизни начинают формироваться
новые психологические механизмы
деятельности и поведения.
Этот этап благоприятен
для овладения социальным пространством
человеческих отношений через
общение со взрослыми и сверстниками.
Данный возраст приносит ребенку
новые принципиальные достижения.
Одним из важнейших достижений
старшего дошкольного возраста
является осознание своего социального
“Я”, формирование внутренней
социальной позиции, представлений
о себе.
В старшем дошкольном
возрасте в содержание представлений
о себе входит отражение им
своих свойств, качеств, возможностей.
Данные о своих возможностях
накапливаются постепенно благодаря
опыту разнообразной деятельности,
общения с взрослыми и сверстниками.
Представления ребенка о самом
себе дополняются соответствующим
отношением к самому себе.
Формирование образа
самого себя происходит на
основе установления связей между
индивидуальным опытом ребенка
и информацией, которую он получает
в процессе общения. Налаживая
контакты с людьми, сравнивая
себя с ними, сопоставляя результаты
своей деятельности с результатами
других детей, ребенок получает
новые знания не только о
другом человеке, но и о самом
себе.
В старшем дошкольном
возрасте происходит развитие
самосознания. При этом, взрослый, организуя
деятельность старшего дошкольника,
помогает ребенку овладеть средствами
осознавания себя и самооценивания.
Источником развития самосознания
считается ведущая деятельность.
Таким образом, мы
можем отметить, что основным
фактором, оказывающим, существенное
влияние на развитие личности
ребенка в дошкольном возрасте
является игра.
Игра – форма деятельности
в условных ситуациях, направленной на
воссоздание и усвоение общественного
опыта, фиксированного в социально закрепленных
способах осуществления предметных действий,
в предметах науки и культуры.
Под термином “самосознание”
в психологии обычно имеют
в виду существующую в сознании
человека систему представлений,
образов и оценок, относящихся
к нему самому. В самосознании
выделяют две взаимосвязанные
составляющие: содержательную –
знания и представления о себе
(Кто я?), и оценочную, или самооценку
(Какой я?).
Содержательный и оценочный
аспекты самосознания являются
единым неразделимым целым, так
как любое суждение старшего
дошкольника о себе, в той или
иной мере включает и самооценку.
Представления о своих индивидуальных
качествах, возникая, сразу же
обрастают и определенным отношением
к себе.
В процессе развития
у ребенка в дошкольном возрасте
формируется не только представление
о присущих ему качествах и
возможностях (образ реального “Я”
– “какой я есть”), но также
и представление о том, каким
он должен быть, каким его хотят
видеть окружающие (образ идеального
“Я” – “каким бы я хотел быть”).
Оценочная составляющая самосознания
отражает отношение человека к себе и
своим качествам, его самооценку [27].
В старшем дошкольном
возрасте позиция близости реального
и идеального «Я» является
наиболее благоприятной (Л.И.Божович,
Р.Бернс, М.И.Лисина, А.И.Сильвестру,
Е.Е.Кравцова, Т.А.Репина), ибо служит
пусковым механизмом актуализации
одной из важнейших потребностей
личности – потребности в саморазвитии,
самосовершенствовании, которая,
собственно, и составляет базис
целеполагания.
Таким образом, наличие
у ребенка «позиции близости
двух Я» свидетельствует о
его самотождественности, то есть
о его уверенности в себе, уверенности
в том, что он хороший, любимый.
К старшему дошкольному
возрасту отношение к себе
существенно меняется. К этому
возрасту, дети начинают осознавать
не только свои конкретные
действия и качества, но и свои
желания, переживания, мотивы, которые,
в отличие от объективных характеристик,
не являются предметом оценки
и сравнения, но объединяют
и консолидируют личность ребенка
в целом. Все это отражается
в усилении субъектной составляющей
самосознания и в изменениях
взаимоотношения старшего дошкольника
к другим людям.
Собственное «Я» ребенка
уже не столь жестоко фиксировано
на своих достоинствах и оценке
своих объективных качеств, но
открыто для других людей, их
радостей и проблем. Самосознание
ребенка выходит за пределы
своих объектных характеристик
и открыто для переживаний
других. Другой ребенок становится
уже не только противоположным
существом, не только средством
самоутверждения и предметом
сравнения с собой, но и самоценной
личностью, субъектом общения
и обращения их целостного
«Я». Именно поэтому дети охотно помогают
сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают
чужие успехи как свое поражение.
Окружающие влияют на
развитие личности старшего дошкольника
с помощью моральных норм. Они
усваиваются ребенком под влиянием
образцов и правил поведения.
Образцами поведения для детей
служат, прежде всего, сами взрослые
– их поступки, взаимоотношения.
Ребенок склонен, им подражать,
перенимать их манеры, заимствовать
у них оценку людей, событий,
вещей.
Дети старшего дошкольного
возраста знакомятся с жизнью
взрослых многими путями –
наблюдая их труд, слушая рассказы,
стихи, сказки. В качестве образца
для него выступают поведение
тех людей, которые вызывают
любовь, уважение и одобрение
окружающих. Взрослые обучают ребенка
правилам поведения, и эти правила
усложняются на протяжении дошкольного
детства.
Также именно взрослые
организуют повседневное поведение
детей и обеспечивают упражнение
в положительных поступках. Предъявляя
детям требования и оценивая
их поступки, взрослые добиваются
от детей выполнения правил. Постепенно
и сами дети начинают оценивать
свои поступки, исходя из представлений
о том, какого поведения ждут
от них окружающие.
Соподчинение мотивов
является одним из важных новообразованием
в развитии личности дошкольника.
Возникающая иерархия мотивов
придает определенную направленность
всему поведению. По мере развития
появляется возможность оценивать
не только отдельные поступки
ребенка, но и его поведение
в целом как хорошее и плохое.
Если главными мотивами поведения
становиться общественные мотивы,
соблюдение нравственных норм, ребенок
в большинстве случаев будет
действовать под их влиянием,
не поддаваясь противоположным побуждениям,
толкающим его на то, чтобы, например, обидеть
другого или солгать. Напротив, преобладание
у ребенка мотивов, заставляющих получать
личное удовольствие, демонстрировать
свое действительное или мнимое превосходство
над другими, может привести к серьезным
нарушениям правил поведения. Здесь потребуются
специальные воспитательные меры, направленные
на перестройку неблагоприятно складывающихся
основ личности.
После возникновения
соподчинения мотивов, ребенок
не всегда во всех случаях
руководствуется одними и теми
же мотивами. Такого не бывает
и у взрослых. В поведении любого
человека, обнаруживается множество
разнообразных мотивов. Но соподчинение
приводит к тому, что эти разнообразные
мотивы теряют равноправие, выстраиваются
в систему.
В старшем дошкольном
возрасте усложняются отношения
детей с окружающими, им самим
приходится определять свое отношение
к чему-то, оценивать свои поступки
и обязательных правил становиться
больше, столкновение различных
мотивов становятся чаще и
острее. Особенно трудно детям
выбирать между лично значимыми
и общественно значимыми мотивами.
Если старший дошкольник потерпел
неудачу в каком-нибудь значимом
для него деле, то это не
удается компенсировать удовольствием,
от чего-то другого. Так как
одной из сторон развития мотивов
поведения в дошкольном возрасте
является повышение их осознанности.
Источник