Курсовая по развитию самооценки ребенка в дошкольном возрасте

Государственное образовательное 
учреждение

высшего профессионального образования

Новосибирский Государственный Педагогический
Университет

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Курсовая работа

Развитие самооценки
у детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада

Выполнила:

студентка 2 курса,

Чепурная  С.Н.

Научный руководитель:
Беляева Р.А.

Новосибирск – 2010

Содержание

Введение.

Глава 1.Анализ психолого-педагогических
источников по проблеме исследования.

    1. Понятие самооценки в детской психологии.
    2. Развитие самооценки на протяжении дошкольного детства.
    3. Факторы формирования самооценки у старшего дошкольника
      в системе детского сада.
    4. Влияние личности воспитателя на формирование самооценки старшего дошкольника в системе детского сада.

Глава 2.Эксперементальное исследование
условия развития самооценки у старшего
дошкольника.

 Заключение.

Список литературы.

Введение

Объектом настоящей
курсовой работы является самооценка
ребенка.

Предметом – условия
развития и механизмы формирования самооценки.
Эти части будут подробно рассмотрены
в первой главе

Актуальность выбранной
для исследования темы заключается в том,
что вопросы воспитания волновали всегда
и всех, а на сегодняшний день к ним проявляется
особый интерес как со стороны СМИ, так
и со стороны родителей, и педагогов.

Гипотеза – взаимодействие
со взрослыми и сверстниками оказывает
влияние на самооценку ребенка.

Целью исследования
является рассмотрение формирования самооценка
ребенка в системе детского сада.

 Для достижения поставленной 
цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  1. рассмотреть понятие самооценки;
  2. просмотреть развитие самооценки на протяжении дошкольного детства;

3. продемонстрировать
на примере экспериментального изучения
условия  развития  самооценки у
старшего дошкольника.

.

Цели и задачи работы определили
её композицию. Курсовая работа состоит
из следующих частей:

  1. Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;
  2. Глава 1,  в которой рассматривается
    психологическая природа самооценки
  3. Глава 2, в которой приводится экспериментальное изучение самооценки ребенка;
  4. Заключение, содержащее общие выводы по работе;
  5. Список использованной литературы, включающий 30 наименований.

Глава 1АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    1. Понятие самооценки в детской психологии.

Самооценка
– это оценка личностью самой себя, своих
возможностей, способностей, качеств и
места среди других людей. Самооценка
относится к фундаментальным образованиям
личности. Она в значительной степени
определяет ее активность, отношение к
себе и другим людям.

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет,
например, оценка своей внешности, различных
черт характера. В общей, или глобальной самооценке
отражается одобрение или неодобрение,
которое переживает человек по отношению
к самому себе.

Процесс формирования
глобальной самооценки противоречив и 
неравномерен. Это обусловлено тем, что
частные оценки, на основе которых формируется
глобальная самооценка, могут находиться
на разных уровнях устойчивости и адекватности.
Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать
между собой: быть согласованными, взаимно
дополнять друг друга или противоречивыми,
конфликтными. В глобальной самооценке
отражается сущность личности.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно
(завышать либо занижать свои успехи, достижения).
Самооценка может быть высокой и низкой, различаться
по степени устойчивости, самостоятельности,
критичности.

Заниженная 
самооценка – проявляется в недооценке
человеком своих качеств, возможностей.
В детском возрасте она возникает после
неоднократных, низких оценок и негативного
отношения к деятельности человека со
стороны окружающих – учителей, родителей,
сверстников – тем более, если они солидарны
в данной оценке. Заниженная самооценка
чаще всего последствие слабого знания
личностью своих возможностей или стимулируемая
значимыми другими недооценка ею самой
себя. Она ведет к пассивности личности
в связи с боязливым ожиданием плохих
результатов, к высокой тревожности, к
постоянному самоунижению. Дети и взрослые
с низкой самооценкой всегда более остро
реагируют на критику, смех, порицание.
В общении с окружающими они чувствуют
себя неловко, заранее уверены в том, что
партнеры о них плохого мнения. Низко оценивающие
себя люди принимают значительно меньшее
участие в общественной жизни, не стремятся
на выборные должности, склонны к самоизоляции
и одиночеству. В эмоциональном плане
для них свойственен постоянный страх:
субъект не только охвачен всевозможными
подозрениями, но, накапливая опыт своих
ошибок и поражений, он может почувствовать
себя совершенно безнадежно, склониться
к суициду.

    В деятельности для 
них характерен низкий уровень 
мотивации, неуверенность в достижении
цели, отказ от попыток добиться какого-то
успеха: “Меня не интересует…”, “Это
не для меня…” В реализации своих ролевых
функций, такому человеку свойственны
неуверенность, негативные ожидания в
результатах: “Я никогда не смогу достичь
таких успехов…”, “Зачем волноваться,
у меня все равно шансов нет”. Даже положительную
оценку такой человек воспринимает с подозрительностью:
“Вы, конечно, на самом деле так не считаете”.

Читайте также:  Развитие ребенка родившегося на 35 неделе беременности

Адекватная, т.е.
соответствующая, соразмерная внутренним
потенциалам самооценка может проявляться
в целом спектре своих вариантов – от адекватно
низкой до адекватно высокой. Между конкретными
модификациями адекватной самооценки
естественно наблюдается определенная,
порой существенная несхожесть и каждый
из них при их многообразии очень трудно
охарактеризовать. Поэтому рассмотрим
лишь крайние проявления адекватной самооценки.

Адекватно низкая
самооценка – человек видит ограниченность
своих возможностей в каких-то видах деятельности
и творчества, свои слабости и недостатки,
не позволяющие ему претендовать на определенные
посты и должности, но совершенно не удручается
этим, поскольку “нашел себя” в других
делах и видах досуга, сумел выработать
компенсаторные механизмы, способствующие
сохранению уровня собственного достоинства,
внутриличностного комфорта.

Адекватно высокая 
самооценка – признание человеком
высокого значения своих потенциалов
для социального окружения и для его самого.
Имеет основой объективную оценку личности
со стороны окружающих, а также знание
ею своих положительных и отрицательных
сторон с опорой, прежде всего на сильные
стороны личности. Адекватная самооценка
означает, что человек принимает и уважает
себя, положительно относится к себе как
к личности, а это ведет к уверенности
в своих действиях и поступках, к стабильности
настроения, к высокому уровню самостоятельности.
В силу его личностных характеристик избранные
виды деятельностей выполняются им без
особых затруднений, как «сами собой»,
принося ощутимые результаты. Такой человек
активно участвует в общественной работе,
объективно, с пониманием принимает критику
со стороны окружающих. Отношения с другими
людьми обычно ровные, строящиеся на равноправии
и уважении. Именно потому, что индивид
принимает свою собственную высокую ценность,
он способен видеть, принимать и уважать
достоинство других.

   Когда жизнь ставит перед 
таким человеком сложные задачи 
и воздвигает труднопреодолимые 
препятствия, когда проблемы возрастают
и требуют своего решения, он может снизить
свою самооценку и переживать собственные
неудачи. Однако он понимает, что это –
временное состояние, поэтому, не комплексует,
не ищет оправданий и не занимается самобичеванием,
способен принять помощь со стороны других
людей.

  Завышенная самооценка – переоценка человеком своих задатков,
навыков и умений, возможностей. Формируется
обычно после частых захваливании в семье
и школе, необоснованного восхищения талантами
“вундеркинда” или “грандиозными
успехами” специалиста и профессионала.
Такая самооценка нередко ведет к сознанию
собственной исключительности, к зазнайству.
К окружающим такой человек относится
с явным превосходством, любит, чтобы все
восхищались его деятельностью и успехами,
высказывали ему благодарственные чувства.
Если вовремя не принять меры, в таком
человеке могут сформироваться серьезные
негативные качества: поверхностность,
высокомерие, карьеризм. Взаимодействие
с людьми, имеющими завышенную самооценку,
также затруднено, поскольку амбиции,
зазнайство или самодовольство, характерные
для многих из них, детерминируют неправельные
реакции на внешние воздействия. Необходимо
признать нормальным и естественным для
любого человека стремление к адекватно
высокой самооценке. Он будет «искать»
такие обстоятельства, которые обеспечивают
достижение данного состояния и, наоборот,
всеми средствами и способами стремится
уйти от ситуации, которые не дают ему
такой комфортности, «принуждая» формировать
адекватно низкую, тем более заниженную
самооценку.

Психологическая восприимчивость 
оценивания усиливается для индивида
в связи с подключением к этому
процессу эмоций и чувств. Частая невысокая
или негативная оценка или даже возрастание
вероятности получения таковой ведет
к отрицательным эмоциям, которые объект
оценки стремится минимизировать – ослабить,
прервать, предотвратить. Наоборот, одобрение
результатов и хода деятельности, позитивное
подкрепление самооценки индивида со
стороны других порождает положительные
эмоции, активно максимализируемые оцениваемым
с целью их усиления, продления, повторения.

Таким образом, и рациональные и 
эмоциональные аспекты самооценки
показывают ее особенную весомость в структуре
личности, стремление любого индивида
высоко держать над собой “‘знамя собственного
достоинства”, подчеркивать перед другими
значимость своего “Я”.

    1.  Развитие самооценки на протяжении дошкольного детства.
Читайте также:  Мобильное приложение о развитии ребенка

К концу третьего года
жизни происходит “отделение”
ребенка от других людей и осознание 
собственных возросших способностей
и возможностей. Оценка своих поступков 
становится возможной только на основании 
сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками,
качествами других. Сравнение в начале
касается не личностных качеств, а внешних
атрибутов. Постепенно меняется предмет
оценки. Существенным сдвигом в развитии
личности дошкольника является переход
от предметной оценки другого человека
к оценке его личностных свойств. Усвоение
норм и правил поведения становится теми
мерками, которыми пользуется ребенок
в оценке других людей. Достигая старшего
дошкольного возраста, ребенок усваивает
моральные нормы и начинает учитывать
последовательность своих поступков,
использовать их в качестве меры для оценки
себя и окружающих.

Успех, неуспех конкретного 
действия не отделяется от переживания 
благополучия-неблагополучия своей 
личности. Если в общении со взрослыми 
первоначально закладывается ядерная структура образа,
то в контактах со сверстниками в образе
себя и в образе ровесника отражаются,
в первую очередь, представления, организующие
содержательно определяющие его периферическую
структуру. Младший дошкольник имеет явление
доминирования ядерных структур над периферическими.
В тех случаях, когда он не находит необходимого
отклика, у ребенка складывается заниженная
самооценка. Важные источники представления
о своих возможностях – самостоятельная
деятельность, контакты со сверстниками
и деловое общение со сверстниками. Однако
опыт игры и контактов со сверстниками
откладывается в периферических структурах
по началу мало воздействует на ядерные
образования. Между ядром и периферией
начинают устанавливаться двусторонние
отношения, при которых не только центр
определяет эмоционально и содержательно
периферию, как было ранее, но намечается
обратное влияние. В старшем дошкольном
возрасте складываются двусторонние связи
между ядром и периферией. Это выражается
в развитии самооценки, в знании ребенком
предметной и социальной ситуации.

Таковы тенденции развития
осознания себя ребенком, становления 
его самооценки.

По мере развития ребенка 
влияние разных факторов, определяющих
его самооценку, меняется. В исследовании
Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, М.И. Ганошенко были выявлены следующие
данные:

4-4,5 года жизни

самооценка связывается 
с успешностью предметной деятельности

4,5-5,5

В отношение ребенка 
к себе начинает проникать оценка
сверстника. Самооценка также связана 
с предметной деятельностью, но в отношение к себе начинает проникать
опыт взаимоотношений ребенка со сверстниками
в предметной деятельности.

5,5-6,5

Утрата предметной деятельности
своего ведущего положения. Ни один вид 
детской деятельности (в т.ч. и 
игра) не имеет связи с самооценкой ребенка. Самооценка также не связана
и с социальной сферой дошкольников. В
этом возрасте успешность предметной
деятельности связана только с предполагаемыми
ребенком оценками этих деятельностей
другими людьми.

6,5-7

Отношение ребенка к 
себе опосредуется оценками сверстников, мамой и воспитателем,
а результативность деятельности становится
важной.

7-7,5

Сфера общения ребенка 
со сверстниками и взрослыми напрямую
определяет отношение ребенка к 
себе.

Источник

                                 
Оглавление

Введение____________________________________________________3

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения
самооценки детей старшего дошкольного 
возраста

1. 1.  Особенности 
развития личности у детей 
старшего дошкольного возраста_____________________________________________________5

1. 2. Самооценка 
детей старшего дошкольного возраста____________10

Глава 2.
Исследование особенностей проявления
самооценки у детей старшего дошкольного 
возраста

2. 1. Описание 
методов исследования___________________________20

2. 2. Анализ 
результатов исследования  самооценки 
у детей старшего дошкольного 
возраста________________________________________22

2. 3. Пути 
развития оптимальной самооценки 
у детей старшего дошкольного 
возраста________________________________________25

Заключение_________________________________________________33

Литература_________________________________________________35

Приложение________________________________________________36

 Введение

   Одной из самых значительных 
и актуальных тем в психологии 
можно считать проблему становления 
самосознания и самооценки личности.
В рамках исследования самосознания 
самооценке отводится ведущая 
роль – она характеризуется 
как стержень этого процесса,
показатель индивидного уровня 
его развития, как объединяющее 
начало, включенное в процесс 
самосознания.

  Самооценка является одним 
из существенных условий, благодаря 
чему индивид становится личностью. 
Она формирует у индивида потребность 
соответствовать не только уровню 
окружающих, но и уровню собственных 
личностных оценок. Правильно сформированная 
самооценка выступает не просто 
как знание самого себя, не 
как сумма отдельных характеристик, 
но как определенное отношение 
к себе, предполагает осознание 
личности в качестве некоторого 
устойчивого объекта.

  Самооценка является центральным 
звеном произвольной саморегуляции, 
определяет направление и уровень 
активности человека, его отношение 
к миру, к людям, к самому 
себе. Представляет собой сложный 
по психологической природе феномен. 
Истоки умения оценивать себя 
закладываются в раннем детстве, 
а развитие и совершенствование 
его происходит в течение всей 
жизни человека.

  Самооценка позволяет сохранить 
устойчивость личности независимо 
от меняющихся ситуаций, обеспечивая 
возможность оставаться самим 
собой. В настоящее время все 
более очевидно влияние самооценки 
дошкольника на его поведение, 
межличностные контакты.

   В психологической литературе,
как в отечественной, так и 
зарубежной самооценке уделено 
большое внимание. Среди них можно выделить
следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В.
Бороздина,  Л.С. Выготский,  А.В. Захарова, 
Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина,  М.И. Лисина, 
B.C. Мерлин,  В.С. Мухина,  Е.И. Савонько, 
В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова,  ГЛ.
Собиева,  А.Г. Спиркин,  В.В. Столин,
С.Л. Рубинштейн,  П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, 
П.М. Якобсон;  А. Адлер,  А. Бандура, 
Р. Бернс,  И. Бранден,  У. Джемс, 
Ф. Зимбардо,  С. Куперсмит,  К. Левин,
К. Роджерс,  М. Розенберг,  3. Фрейд,
К. Хорни.

Цель данной работы – заключается в выявлении особенностей
проявления самооценки у детей старшего
дошкольного возраста.

Объектом исследования – является  личность детей старшего
дошкольного возраста.

Предмет исследования – самооценка у детей старшего дошкольного
возраста.

Читайте также:  Педология как комплексная наука о развитии ребенка

Гипотеза исследования: уровень самооценки у детей старшего
дошкольного возраста зависит от пола.

В соответствии
с целями и гипотезой исследования
были поставлены следующие задачи:

1. Теоретический 
анализ литературы по проблеме 
понятия самооценки и особенности 
ее проявления у детей старшего 
дошкольного возраста.

2. Подобрать 
и применить методики для исследования 
самооценки у детей старшего 
дошкольного возраста.

3. Осуществить 
эмпирическое исследование по 
выявлению и изучению самооценки 
у детей старшего дошкольного 
возраста.

         
4.  Провести  обработку  полученных 
результатов.

          5.  Проанализировать 
результаты и сформулировать 
рекомендации.

Глава
1.  Теоретическое исследование вопроса 
о формировании самооценки у детей 
старшего дошкольного возраста.

      1. 1.  Особенности 
развития личности у детей 
старшего дошкольного возраста

   Дошкольный возраст считается начальным
этапом формирования личности. У детей
возникают такие личностные новообразования,
как соподчинение мотивов, усвоение нравственных
норм и формирование произвольности поведения.

   Особое место в периоде 
детства занимает старший дошкольный 
возраст. К этому периоду можно 
отнести возраст детей от 5.5 до
7 лет. Старший дошкольный возраст 
играет особую роль в личностном 
развитии ребенка: в этот период 
жизни начинают формироваться 
новые психологические механизмы 
деятельности и поведения.

   В старшем дошкольном 
возрасте закладываются основы 
будущей личности:  формируется 
устойчивая структура мотивов; 
зарождаются новые социальные 
потребности (потребность в уважении 
и признании взрослого, в признании 
сверстников, проявляется интерес 
к коллективным формам деятельности);
возникает новый (опосредованный)
тип мотивации – основа произвольного 
поведения; ребенок усваивает 
определенную систему социальных 
ценностей; моральных норм и 
правил поведения в обществе.

    Ребенок в этом возрасте 
начинает осознавать и обобщать 
свои переживания, формируется 
внутренняя социальная позиция, 
более устойчивая самооценка 
и соответствующее ей отношение 
к успеху и неудаче в деятельности.

   Развитие личности ребенка 
включает две стороны. Одна 
из них состоит в том, что 
ребенок постепенно начинает 
понимать окружающий мир и 
осознает свое место в нем; это порождает
новые типы мотивов поведения, под влиянием
которых ребенок совершает те или иные
поступки. Другая сторона развитие чувства
и воли. Они обеспечивают действенность
этих мотивов, устойчивость поведения,
его известную независимость от изменения
внешних обстоятельств.

    Старший дошкольный возраст 
играет особую роль в психическом 
развитии ребенка: в этот период 
жизни начинают формироваться 
новые психологические механизмы 
деятельности и поведения.

     Этот этап благоприятен 
для овладения социальным пространством 
человеческих отношений через 
общение со взрослыми и сверстниками.
Данный возраст приносит ребенку 
новые принципиальные достижения.
Одним из важнейших достижений 
старшего дошкольного возраста 
является осознание своего социального 
“Я”, формирование внутренней 
социальной позиции, представлений 
о себе.

     В старшем дошкольном 
возрасте в содержание представлений 
о себе входит отражение им 
своих свойств, качеств, возможностей.
Данные о своих возможностях 
накапливаются постепенно благодаря 
опыту разнообразной деятельности,
общения с взрослыми и сверстниками.
Представления ребенка о самом 
себе дополняются соответствующим 
отношением к самому себе.

    Формирование образа 
самого себя происходит на 
основе установления связей между 
индивидуальным опытом ребенка 
и информацией, которую он получает 
в процессе общения. Налаживая 
контакты с людьми, сравнивая 
себя с ними, сопоставляя результаты 
своей деятельности с результатами 
других детей, ребенок получает 
новые знания не только о 
другом человеке, но и о самом 
себе.

     В старшем дошкольном 
возрасте происходит развитие 
самосознания. При этом, взрослый, организуя 
деятельность старшего дошкольника, 
помогает ребенку овладеть средствами 
осознавания себя и самооценивания.
Источником развития самосознания 
считается ведущая деятельность.

    Таким образом, мы 
можем отметить, что основным 
фактором, оказывающим, существенное 
влияние на развитие личности 
ребенка в дошкольном возрасте 
является игра.

    Игра – форма деятельности
в условных ситуациях, направленной на
воссоздание и усвоение общественного
опыта, фиксированного в социально закрепленных
способах осуществления предметных действий,
в предметах науки и культуры.

    Под термином “самосознание”
в психологии обычно имеют 
в виду существующую в сознании 
человека систему представлений, 
образов и оценок, относящихся 
к нему самому. В самосознании 
выделяют две взаимосвязанные 
составляющие: содержательную – 
знания и представления о себе
(Кто я?), и оценочную, или самооценку
(Какой я?).

    Содержательный и оценочный 
аспекты самосознания являются 
единым неразделимым целым, так 
как любое суждение старшего 
дошкольника о себе, в той или 
иной мере включает и самооценку.
Представления о своих индивидуальных 
качествах, возникая, сразу же 
обрастают и определенным отношением 
к себе.

    В процессе развития 
у ребенка в дошкольном возрасте 
формируется не только представление 
о присущих ему качествах и 
возможностях (образ реального “Я” 
– “какой я есть”), но также 
и представление о том, каким 
он должен быть, каким его хотят 
видеть окружающие (образ идеального
“Я” – “каким бы я хотел быть”).
Оценочная составляющая самосознания
отражает отношение человека к себе и
своим качествам, его самооценку [27].

    В старшем дошкольном 
возрасте позиция близости реального 
и идеального «Я» является 
наиболее благоприятной (Л.И.Божович, 
Р.Бернс, М.И.Лисина, А.И.Сильвестру,
Е.Е.Кравцова, Т.А.Репина), ибо служит 
пусковым механизмом актуализации 
одной из важнейших потребностей 
личности – потребности в саморазвитии,
самосовершенствовании, которая, 
собственно, и составляет базис 
целеполагания.

    Таким образом, наличие 
у ребенка «позиции близости 
двух Я» свидетельствует о 
его самотождественности, то есть 
о его уверенности в себе, уверенности 
в том, что он хороший, любимый.

     К старшему дошкольному 
возрасту отношение к себе 
существенно меняется. К этому 
возрасту, дети начинают осознавать 
не только свои конкретные 
действия и качества, но и свои 
желания, переживания, мотивы, которые, 
в отличие от объективных характеристик, 
не являются предметом оценки 
и сравнения, но объединяют 
и консолидируют личность ребенка 
в целом. Все  это отражается 
в усилении субъектной составляющей 
самосознания и в изменениях 
взаимоотношения старшего дошкольника 
к другим людям. 

   Собственное «Я» ребенка 
уже не столь жестоко фиксировано 
на своих достоинствах и оценке 
своих объективных качеств, но 
открыто для других людей, их 
радостей и проблем. Самосознание 
ребенка выходит за пределы 
своих объектных характеристик 
и открыто для переживаний 
других. Другой ребенок становится 
уже не только противоположным 
существом, не только средством 
самоутверждения и предметом 
сравнения с собой, но и самоценной 
личностью, субъектом общения 
и обращения их целостного 
«Я». Именно поэтому дети охотно помогают
сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают
чужие успехи как свое поражение.

   Окружающие влияют на 
развитие личности старшего дошкольника 
с помощью моральных норм. Они 
усваиваются ребенком под влиянием 
образцов и правил поведения. 
Образцами поведения для детей 
служат, прежде всего, сами взрослые 
– их поступки, взаимоотношения. 
Ребенок склонен, им подражать, 
перенимать их манеры, заимствовать 
у них оценку людей, событий, 
вещей. 

   Дети старшего дошкольного 
возраста знакомятся с жизнью 
взрослых многими путями – 
наблюдая их труд, слушая рассказы,
стихи, сказки. В качестве образца 
для него выступают поведение 
тех людей, которые вызывают 
любовь, уважение и одобрение 
окружающих. Взрослые обучают ребенка 
правилам поведения, и эти правила 
усложняются на протяжении дошкольного 
детства. 

    Также именно взрослые 
организуют повседневное поведение 
детей и обеспечивают упражнение 
в положительных поступках. Предъявляя 
детям требования и оценивая 
их поступки, взрослые добиваются 
от детей выполнения правил. Постепенно 
и сами дети начинают оценивать 
свои поступки, исходя из представлений 
о том, какого поведения ждут 
от них окружающие.

     Соподчинение мотивов 
является одним из важных новообразованием 
в развитии личности дошкольника. 
Возникающая иерархия мотивов 
придает определенную направленность 
всему поведению. По мере развития 
появляется возможность оценивать 
не только отдельные поступки 
ребенка, но и его поведение 
в целом как хорошее и плохое.
Если главными мотивами поведения 
становиться общественные мотивы,
соблюдение нравственных норм, ребенок 
в большинстве случаев будет 
действовать под их влиянием,
не поддаваясь противоположным побуждениям,
толкающим его на то, чтобы, например, обидеть
другого или солгать. Напротив, преобладание
у ребенка мотивов, заставляющих получать
личное удовольствие, демонстрировать
свое действительное или мнимое превосходство
над другими, может привести к серьезным
нарушениям правил поведения. Здесь потребуются
специальные воспитательные меры, направленные
на перестройку неблагоприятно складывающихся
основ личности.

     После возникновения 
соподчинения мотивов, ребенок 
не всегда во всех случаях 
руководствуется одними и теми 
же мотивами. Такого не бывает 
и у взрослых. В поведении любого 
человека, обнаруживается множество 
разнообразных мотивов. Но соподчинение 
приводит к тому, что эти разнообразные 
мотивы теряют равноправие, выстраиваются 
в систему. 

      В старшем дошкольном 
возрасте усложняются отношения 
детей с окружающими, им самим 
приходится определять свое отношение 
к чему-то, оценивать свои поступки 
и обязательных правил становиться 
больше, столкновение различных 
мотивов становятся чаще и 
острее. Особенно трудно детям 
выбирать между лично значимыми 
и общественно значимыми мотивами.
Если старший дошкольник потерпел 
неудачу в каком-нибудь значимом 
для него деле, то это не 
удается компенсировать удовольствием, 
от чего-то другого. Так как 
одной из сторон развития мотивов 
поведения в дошкольном возрасте 
является повышение их осознанности.

Источник