Курсовая по методике физического развития ребенка
КУРСОВАЯ РАБОТА
Физическое развитие детей дошкольного возраста
Югорск ХМАО
2004
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Физическое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста…………6
1.1. Сущность физического воспитания: задачи и средства развития…………6
1.2. Особенности развития движений детей 6-го года жизни………………….9
1.3. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного
возраста на физкультурном занятии……………………………………..13
2. Подвижная игра как средство воспитания физических качеств у детей
старшей группы……………………………………………………………15
2.1. Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей
старшего дошкольного возраста в детсаде «Белоснежка»…………..…15
2.2. Влияние оценки воспитателя на физическом занятии на усвоение
движений детьми………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение …………………………………………………………..…31-36
Из введения
…Все больше внимания уделяется развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста в связи с решением задач физической культуры, улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах, созданием хороших материальных условий жизни. Но в то же время у человека наблюдается сокращение двигательной активности.
Быстрота движений, ловкость, сила и выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Гармонично развитые двигательные качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.
Цель работы – изучить физическое развитие детей старшего дошкольного возраста как специальную целенаправленную работу по развитию двигательных качеств.
Задачи работы:
1. Рассмотреть цели и задачи физического воспитания и особенности развития движения детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить повышение двигательной активности детей на физкультурных занятиях;
3. Раскрыть влияние и роль подвижной игры на развитие основных движений у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Белоснежка»;
4. Показать эффективность влияния оценки воспитателя на усвоение движений детьми на физкультурном занятии.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста детского сада.
Предмет исследования – влияние подвижных игр на развитие основных движений у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, для изучения курсовой работы по исследованию двигательных возможностей детей необходима специальная целенаправленная работа по развитию двигательных качеств. Конечно, дошкольники обладают различным уровнем прирожденных способностей, сложившихся на основе некоторых биологических предпосылок в сочетании с благоприятными условиями жизни. На этом фоне происходит их дальнейшее возрастное развитие, двигательные возможности проявляются ярче и полнее. Применение простых, но в то же время разнообразных упражнений, не предъявляющих больших требований к технике, приводит к свободному владению телом, развитию мышечного чувства, увеличивает возможность более правильно распоряжаться своими движениями в пространстве.
Таким образом, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому развить свои способности и проявить их в движениях, наиболее соответствующих возможностям ребенка. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли упражнять свои качества, развивать их дальше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне; направлять их энергию, крепнущие физические силы на овладение новыми движениями, на совершенствование имеющихся, а не сдерживать, опасаясь падений, травм и др.
Список литературы
1. Белкин возрастной педагогики: Книга для родителей, учителей, студентов. – Екатеринбург, 2000. с.13-14.
2. Бальсевич культура для всех и для каждого. –М.: Физкультура и спорт, 1998. с.73-103.
3. Бернштейн по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1996.
4. Вавилова у дошкольников ловкость, силу, выносливость. Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1991.
5. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. .— М., 1999.
6. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателей ХМАО. – Ханты-Мансийск, 2003.
7. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. . – М.: «Просвещение», 1994.
8. Галигузова проявления в игре детей дошкольного возраста //Вопросы психологии. – 2003. №2. с.17-26.
9. , С помощью движений. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 33с.
10. психология. Учеб пособие для студентов. – М.: ВЛАДОС, 1995. с.85.
11. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Под ред. . – М.:ВЛАДОС, 1995. с.189.
12. Овчарова практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. с.110.
13. Осокина культура в детском саду. – М.: «Просвещение», 1993.
14. Попов психология: Уч. Пособие для спортивных вузов. – М.: МП-СИ: Флинта, 1999.
15. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект.— М., 1997. 97—128,
16. Психология: Учебник для ист. физ. культуры / Под ред. . – М.: Физкультура и спорт, 1997.
17. Эльконин психология: развитие ребенка от рождения до семи лет.— М., 1960.
18. Эльконин игры.— М., 1978. Развитие игры в дошкольном возрасте: 169—270.
19. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Практическое руководство для детского сада. – Югорск, 2004.
Источник
Возрастные анатомо-физиологические особенности дошкольников, условия их нормального развития. Методические указания к проведению занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста. Педагогический контроль проведения занятий по физкультуре.
Место экологических занятий, их роль и значение в общей системе экологического воспитания. Типы, методика и проведение экологических занятий детей среднего дошкольного возраста. Из опыта работы по организации проведения занятий детей дошкольников.
контрольная работа, добавлен 16.02.2015
Подвижные игры как один из ключевых инструментов физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Исследование основных методик использования игровых занятий в педагогической практике по повышению двигательной активности дошкольников.
курсовая работа, добавлен 10.06.2014
Анализ программы занятий для детей дошкольного возраста “Воспитание сказкой”. Ее цели и задачи. Понятие восприятия у детей дошкольного возраста. Особенности построения программы и структура занятий. Сказка как метод воспитания детей дошкольного возраста.
аттестационная работа, добавлен 07.05.2014
Критерии оценки здоровья физической подготовленности, двигательного развития детей. Анатомо-физиологические особенности организма детей раннего возраста. Методика проведения занятий по физическому и двигательному развитию детей в ясельной группе.
контрольная работа, добавлен 09.10.2012
Особенности развития ребенка дошкольного возраста. Формы физического воспитания детей от рождения до 3 лет. Содержание и методика физкультурно-оздоровительных занятий с детьми. Частные методики оздоровления, используемые в практике адаптивной физкультуры.
учебное пособие, добавлен 03.04.2016
Организация и способы руководства физкультурными занятиями с детьми раннего возраста. Схема построения занятий по физкультуре и требования к их проведению. Занятия с детьми второго и третьего года жизни. Особенности развития основных видов движений.
реферат, добавлен 21.04.2010
Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста.
дипломная работа, добавлен 30.09.2013
Формы и содержание музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного образования. Конструирование музыкальных уроков для дошкольников. Методика подготовки и проведения музыкальных занятий с детьми, формирование знаний о музыке.
курсовая работа, добавлен 13.03.2016
Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований. Цели и задачи, средства и методы физического воспитания дошкольников. Методика обследования основных физических качеств у дошкольников.
курсовая работа, добавлен 22.02.2015
Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Цель, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях. Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
реферат, добавлен 14.12.2010
Источник
Ìåòîäèêà ïðîôèëàêòèêè äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ è ìîëîäåæè ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû. Äèàãíîñòèêà ïñèõîëîãî-òèïîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé è èçó÷åíèå ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ ó÷àùèõñÿ. Ôîðìèðîâàíèå ïîòðåáíîñòè â ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðîñòîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ìåäèöèíñêèé óíèâåðñèòåò
Êàôåäðà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû
Ðåôåðàò íà òåìó: Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé è ïîäðîñòêîâ, ìåòîäû èõ îöåíêè
Ô.È.Î. Ñòóäåíòà: Ñàâ÷åíêî Å.È.
Ôàêóëüòåò, ãðóïïà: 1 ãðóïïà, 3 êóðñ, ÌÏÔ
Ðîñòîâ-íà-Äîíó 2014
Ââåäåíèå
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ïåðåä ñîâðåìåííîé øêîëîé îñîáåííî àêòóàëüíû âîïðîñû äåòñêîé è ïîäðîñòêîâîé äåçàäàïòàöèè. Ïðè ñóùåñòâóþùåé è óñèëèâàþùåéñÿ òåíäåíöèè ê óìåíüøåíèþ ñîöèàëüíîé çàùèùåííîñòè êàæäîãî îòäåëüíîãî èíäèâèäà ñòàíîâèòñÿ çíà÷èìîé ïîäãîòîâêà ê æèçíè òåõ îáó÷àþùèõñÿ, êîòîðûå â ñèëó ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ èëè èíòåëëåêòóàëüíûõ îñîáåííîñòåé íå ïîëíîñòüþ ðåàëèçîâûâàþò ñåáÿ â øêîëüíîì îáó÷åíèè. Ýòà ïðîáëåìà äî ñèõ ïîð îñòàåòñÿ âàæíîé, òðåáóåò êðèòè÷åñêîãî ðàññìîòðåíèÿ ñóùåñòâóþùèõ â ñîâðåìåííîé íàóêå è ïðàêòèêå òî÷åê çðåíèÿ è ïîèñêà íîâîãî ïîäõîäà ê åå ðåøåíèþ. Îäíîé èç âàæíûõ ñîñòàâëÿþùèõ â ñèñòåìå ïðîôèëàêòèêè äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è ñïîðò.  ñîâìåñòíîì ïðèêàçå Ìèíèñòåðñòâà îáðàçîâàíèÿ ÐÔ, Ãîñóäàðñòâåííîãî êîìèòåòà ÐÔ ïî ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå è ñïîðòó è Ðîññèéñêîé àêàäåìèè îáðàçîâàíèÿ îòìå÷åíî, ÷òî « ôîðìèðîâàíèå ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ëè÷íîñòè îáó÷àþùåãîñÿ ñ ó÷åòîì åãî èíäèâèäóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ è ìîòèâàöèè » ÿâëÿåòñÿ ïðèîðèòåòíûì íàïðàâëåíèåì ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè ïîäðîñòêîâ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íà ãîñóäàðñòâåííîì óðîâíå âåäåòñÿ ïðîôèëàêòè÷åñêàÿ ðàáîòà ïî ïðîáëåìå ïðåîäîëåíèÿ äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ, ÷òî íàõîäèò ñâîå îòðàæåíèå â ðåàëèçàöèè ðÿäà ïðîãðàìì, â ðàìêàõ èíôîðìàöèîííîé ïîääåðæêè Ôåäåðàëüíîé öåëåâîé ïðîãðàììû «Ðàçâèòèå ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñïîðòà â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íà 2006-2015 ãîäû» â òîì ÷èñëå, âñåðîññèéñêàÿ àêöèÿ – ìàññîâûé ôåñòèâàëü «Çàéìèñü ñïîðòîì – ñäåëàé ïåðâûé øàã!» (2008ã), åæåãîäíûå ìåðîïðèÿòèÿ «Êðîññ íàöèé» (2008ã), «Ëûæíÿ Ðîññèè » (2007ã) «Ïàòðèîòè÷åñêîå âîñïèòàíèå ãðàæäàí ÐÔ» (2005ã.).
Èäåè ïðîãðàììíûõ äîêóìåíòîâ íàõîäÿò ñâîþ ðåàëèçàöèþ â ñîçäàíèè ñèñòåì êîìïëåêñíîé ïðîôèëàêòèêè, êîððåêöèè è ðåàáèëèòàöèè äåòåé è ïîäðîñòêîâ äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ è îñóùåñòâëÿþòñÿ óñèëèÿìè ìíîãèõ ñïåöèàëèñòîâ: Â.Ã. Áî÷àðîâà, Â.Ê. Áàëüñåâè÷, Ñ.À. Áåëè÷åâà, Þ.È. Çîòîâ, Á.Ç. Âóëüôîâ, Å.Ë. Åôèìîâ, Ì.Í. Æóêîâ, Ë.È. Ëóáûøåâà, Â.È. Ëÿõ, Â.Â. Êóçèí, Â.À. Êóðåíöîâ, À.È. Ìèõååâ, Â.Ê. Ïåòðîâ, Â.À. Êàáà÷êîâ, À.Â. Ìóäðèê, Å.À. Îáóõîâà, Í.Ë. Ïîíîìàðåâ, Ã.À. Ñåëèâàíîâ, Â.À. Òðîåê.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
1. Òåõíîëîãèÿ ïðîôèëàêòèêè äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ è ìîëî䏿è ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû
 ïðîöåññå ðàçðàáîòêè òåõíîëîãèè ïðîôèëàêòèêè äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñïîðòà âàæíûì ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé è ïîòðåáíîñòíî-ìîòèâàöèîííîé ñôåð ëè÷íîñòè, ïðåäóïðåæäàþùèõ âîçíèêíîâåíèå ñòðåññîâûõ ñèòóàöèé, ñòèìóëèðóþùèõ ôîðìèðîâàíèå íðàâñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ, àäåêâàòíîãî æèçíåííûì ñèòóàöèÿì. Ïðèîðèòåòíàÿ ðîëü îòâîäèòñÿ ïåäàãîãàì-òðåíåðàì ïî ñîçäàíèþ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà, ñïîñîáñòâóþùåãî ðàçâèòèþ ïîëîæèòåëüíûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè â ïðîöåññå ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè è àêòèâíîìó ïîäàâëåíèþ îòðèöàòåëüíûõ êà÷åñòâ, ïðîÿâëÿåìûõ äåâèàíòíûìè ïîäðîñòêàìè.
Ñïðîåêòèðîâàííàÿ è ðåàëèçîâàííàÿ â õîäå îïûòíî-ýêñïåðèìåíòàëüíîé ðàáîòû òåõíîëîãèÿ ïðîôèëàêòèêè äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ è ìîëî䏿è ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñïîðòà âêëþ÷èëà íåñêîëüêî âàæíûõ ýòàïîâ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïî îðãàíèçàöèè ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíîé íàïðàâëåííîñòè â âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîì ïðîöåññå ñïîðòèâíûõ ó÷ðåæäåíèé.
1.1 Äèàãíîñòè÷åñêèé ýòàï
Ïåðâûé ýòàï, íàçâàííûé äèàãíîñòè÷åñêèì, èìååò ñâîåé öåëüþ èçó÷åíèå çíàíèé, ìîòèâîâ è âêëþ÷åííîñòè èõ â ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü. Âåäóùåé ïåäàãîãè÷åñêîé çàäà÷åé ïðè îðãàíèçàöèè ïðîôèëàêòèêè äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ è ìîëî䏿è ÿâëÿåòñÿ âûÿâëåíèå çíàíèé è çíà÷åíèÿ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñïîðòà â æèçíè ÷åëîâåêà; èçó÷åíèå ïðè÷èí ñëîæèâøåãîñÿ íåãàòèâíîãî îòíîøåíèÿ ê óðîêàì ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è îòñóòñòâèå æåëàíèÿ çàíèìàòüñÿ â äîñóãîâîé äåÿòåëüíîñòè ñïîðòîì.
Íåîáõîäèìûìè óñëîâèÿìè ðåøåíèÿ ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ ïðè îðãàíèçàöèè ïðîôèëàêòèêè äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ è ìîëî䏿è ÿâëÿþòñÿ äèàãíîñòèêà ïñèõîëîãî-òèïîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé è èçó÷åíèå ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ, ñïîðòèâíûõ óìåíèé è íàâûêîâ ó÷àùèõñÿ; ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé â êîëëåêòèâå, îöåíêà óðîâíÿ ñôîðìèðîâàííîñòè èíòåðåñà ê óðîêàì ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé.
Ñ öåëüþ äèàãíîñòèêè ìîæíî ðåàëèçîâàòü ñëåäóþùèå ìåòîäû: àíêåòèðîâàíèå; íàáëþäåíèå; áåñåäà ñ ðîäèòåëÿìè è îáó÷àþùèìèñÿ; àíàëèç ëè÷íûõ äåë, êëàññíûõ æóðíàëîâ è ìåäèöèíñêèõ êàðò, ïëàíîâ ðàáîòû; è ìåòîäèêè: êàðòà íàáëþäåíèé ïåäàãîãîâ çà ïðîÿâëåíèåì ó ïîäðîñòêîâ ïðèçíàêîâ äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ (Í.Â. Ìàéñàê) [1, ñ. 22]; èçó÷åíèå ëè÷íîñòè äåçàäàïòèðîâàííîãî ïîäðîñòêà è åãî áëèæàéøåãî îêðóæåíèÿ (Þ.Á. Êëÿéáåðã); øêàëà ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîé àäàïòèðîâàííîñòè Ê. Ðîäæåðñà, Ð. Äàéìîíäà, àäàïòèðîâàííàÿ Ò.Â. Ñíåãèðåâîé [2, ñ. 45], êàðòà ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ ïî âûÿâëåíèþ óðîâíÿ ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ äåçàäàïòèâíûõ ïîäðîñòêîâ Ñ.À. Áåëè÷åâîé, ñîöèàëüíàÿ àíêåòà è äèàãíîñòèêà ñêëîííîñòè ê äåâèàíòíîìó ïîâåäåíèþ; òåñò «Êòî ÿ?» È.Ñ. Êëåöèíîé, àäàïòèðîâàííûé òåñò «Ðàçìûøëÿåì î æèçíåííîì îïûòå» Í.Å. Ùóðêîâîé, ìåòîäèêà «Òâîè æåëàíèÿ», îïðîñíèêè àôôèëèàöèè (ïîòðåáíîñòü â óñòàíîâëåíèè äîáðûõ îòíîøåíèé) è «Ïîòðåáíîñòü äîñòèæåíèÿ óñïåõà» Ð.Ñ. Íåìîâà, àíêåòà «Îñîçíàíèå îáó÷àþùèìèñÿ ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ»; ìåòîäèêà «Ìèð ìîåé ñåìüè» Ë.Ì. Ôðèäìàíà.
Äèàãíîñòèêà ïðè÷èí íåæåëàíèÿ ïîäðîñòêàìè çàíèìàòüñÿ ñïîðòèâíî -îçäîðîâèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ ïîçâîëèò âûÿâèòü, ó êàêîãî êîëè÷åñòâà ó÷àùèõñÿ îòñóòñòâóåò óñòàíîâêà íà ïîçèòèâíîå ïðîâåäåíèå äîñóãà, êòî íóæäàåòñÿ â èçìåíåíèè ñâîåãî îáðàçà æèçíè è òåõ, êòî ðåãóëÿðíî çàíèìàåòñÿ â ñåêöèÿõ, êëóáàõ, à òàêæå äåëàåò çàðÿäêó. Òàê æå äèàãíîñòèêà ïîìîæåò âûÿâèòü òåõ, êòî íå ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ ê çäîðîâüþ è íàðóøàåò ðåæèì äíÿ è ïèòàíèÿ.
Íàëè÷èå âûÿâëåííûõ ôàêòîðîâ ïîìîæåò âûÿâèòü ïðîöåíò ó÷àùèõñÿ, èìåþùèõ ïëîõîå ñàìî÷óâñòâèå è æàëîáû íà ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ, ÷òî â ñâîþ î÷åðåäü íåãàòèâíî âëèÿåò íà ñîñòîÿíèå îïîðíî-äâèãàòåëüíîé, öåíòðàëüíîé íåðâíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåì.
1.2 Ìîòèâàöèîííûé ýòàï
Öåëü âòîðîãî, ìîòèâàöèîííîãî, ýòàïà – èíòåíñèâíîå îáó÷åíèå ïîäðîñòêîâ è ìîëî䏿è ñ äåâèàíòíûì ïîâåäåíèåì ðàçíûì ìåòîäàì è ïðèåìàì ôèçè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ìîòèâàöèÿ èõ ê ðàçâèòèþ ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ, ñïîðòèâíûõ óìåíèé è íàâûêîâ. Íà âòîðîì ýòàïå ðåøàþòñÿ çàäà÷è, ñâÿçàííûå ñ ïðîôèëàêòèêîé äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñïîðòà. Ñðåäè íèõ:
– ïðèìåíåíèå ðàçíûõ ñðåäñòâ è ìåòîäîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ âêëþ÷åíèþ âñåõ ó÷àùèõñÿ («ñëàáûõ», «ñðåäíèõ», «ñèëüíûõ») â àêòèâíóþ ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû;
– ðàçðàáîòêà äèäàêòè÷åñêèõ ìàòåðèàëîâ ïî ïðîôèëàêòèêå äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ, ñïîñîáñòâóþùèõ àêòèâíîé âêëþ÷åííîñòè ïîäðîñòêîâ è ìîëî䏿è â çàíÿòèÿ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé è ñïîðòîì;
– ðåàëèçàöèÿ ñî÷åòàíèÿ ãðóïïîâîé, ôðîíòàëüíîé è èíäèâèäóàëüíîé ôîðì îðãàíèçàöèè ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåâèàíòíûõ ó÷àùèõñÿ;
– ðàçâèòèå òðåíåðàìè è ïðåïîäàâàòåëÿìè â ïîäãðóïïàõ êîëëåêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè âçàèìíîãî êîíòðîëÿ, âçàèìíîãî îáó÷åíèÿ, âçàèìîïîìîùè, ñàìîóïðàâëåíèÿ.
Ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ó÷àùèõñÿ ïî ïðîôèëàêòèêå äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ äîëæíà âêëþ÷àòü êîìïëåêñ çàíÿòèé â ñïîðòèâíûõ çàëàõ, áàññåéíàõ, îðãàíèçàöèþ ñïîðòèâíî-òóðèñòè÷åñêèõ ñáîðîâ, îáó÷àþùèõ ñåìèíàðîâ è òðåíèíãîâ è äð. Âêëþ÷åííîå è íåâêëþ÷åííîå íàáëþäåíèå çà øêîëüíèêàìè ïîçâîëèò âûÿâèòü ìîòèâû è ïîòðåáíîñòè â çàâèñèìîñòè îò ñîöèàëüíîé îáñòàíîâêè.  ôîðìèðîâàíèè ïîçèòèâíûõ ìîòèâîâ è ïîòðåáíîñòåé áîëüøóþ ðîëü èãðàåò ñòðåìëåíèå ñîîòâåòñòâîâàòü ñîöèàëüíûì íîðìàì è ñòàíäàðòàì, ðàñøèðåíèå çíàíèé î ïîëüçå è íåîáõîäèìîñòè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ïîâûøåíèå èíòåðåñà ê ìîäíûì âèäàì ñïîðòà è âîçäåéñòâèå ñðåäñòâ ìàññîâîé èíôîðìàöèè.
1.3 Ýòàï öåëåíàïðàâëåííîé îðãàíèçàöèè ïðîôèëàêòèêè äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ è ìîëî䏿è ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñïîðòà
Íà òðåòüåì ýòàïå öåëåíàïðàâëåííîé îðãàíèçàöèè ïðîôèëàêòèêè äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ è ìîëî䏿è ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñïîðòà ðåøàåòñÿ çàäà÷à ïåðåõîäà ñôîðìèðîâàííîãî èíäèâèäóàëüíîãî îïûòà ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíîé ïîäãîòîâêè îáó÷àþùèõñÿ â èõ ñèñòåìàòè÷åñêóþ èíäèâèäóàëüíóþ ñïîðòèâíóþ äåÿòåëüíîñòü.
Ñ ó÷åòîì âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé äåâèàíòíûõ ëè÷íîñòåé, äëÿ êîòîðûõ âåäóùåé äåÿòåëüíîñòü ÿâëÿåòñÿ îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè, îñíîâíîé ôîðìîé îðãàíèçàöèè íà óðîêàõ-òðåíèðîâêàõ äîëæíà ÿâëÿòüñÿ ðàáîòà â ìàëûõ ãðóïïàõ, â ïàðàõ, â êîìàíäàõ. Ýòà ïðèíöèïèàëüíî çíà÷èìàÿ ôîðìà àêòèâèçàöèè ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïîäðîñòêîâ èìååò öåëüþ ôîðìèðîâàíèå ñïîðòèâíî-êîììóíèêàòèâíûõ âîçìîæíîñòåé îáó÷àþùèõñÿ. Âñ¸ ýòî îáåñïå÷èâàåò îáúåêòèâíûå óñëîâèÿ äëÿ ðåàëèçàöèè ïîòåíöèàëüíûõ ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé êàæäîãî ïîäðîñòêà, ðàáîòàþùåãî â ñîñòàâå ìàëîé ãðóïïû, öåëåíàïðàâëåííî îðèåíòèðóÿ åãî íà ñîâìåñòíóþ àêòèâíóþ ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü. Ðàáîòàÿ â ìàëîé ãðóïïå è âçàèìîäåéñòâóÿ â íåé, ó÷àùèåñÿ èíòåëëåêòóàëüíî îáîãàùàþòñÿ, ïðèîáðåòàþò è çàèìñòâóþò òàêèå ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà, êîòîðûå íåâîçìîæíî ïðèîáðåñòè âíå ãðóïïû.  ïðîöåññå ïðîôèëàêòèêè äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñïîðòà ñîâåðøåíñòâóþòñÿ çíàíèÿ, óìåíèÿ è íàâûêè îáó÷àþùèõñÿ, ïðèîáðåòàþòñÿ íàâûêè ïîçèòèâíîãî ìåæëè÷íîñòíîãî îáùåíèÿ, ïåðåðàñòàþùèå â ñîòðóäíè÷åñòâî è óìåíèå ðàáîòàòü â êîëëåêòèâå, ôîðìèðóÿ òàêèå êà÷åñòâà êàê âçàèìîïîìîùü, ÷óâñòâî îòâåòñòâåííîñòè, ñèëó âîëè, âûäåðæêó, öåëåóñòðåìëåííîñòü.
Äëÿ ïîâûøåíèÿ ãðóïïîâîé ñïëî÷åííîñòè äåâèàíòíûõ ïîäðîñòêîâ è ìîëî䏿è â ñïîðòèâíîì êîëëåêòèâå èñïîëüçóþòñÿ èãðû-ðàçìèíêè («Îñòðîâ», «Íåïðåðûâíûé ðàññêàç», «Àíòèâðåìÿ»), êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ óìåíèé ïîçèòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ â ãðóïïå, âçàèìîïîìîùè, óìåíèþ ñëóøàòü è ñëûøàòü êàê ñâåðñòíèêîâ, òàê è òðåíåðà è ò.ä.
Ïðè ýòîì íà êàæäîì çàíÿòèè ôèêñèðóþòñÿ ïðîìåæóòî÷íûå ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé, ïîâåäåí÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê, ñòèëåé âçàèìîîòíîøåíèÿ, ñïîðòèâíûõ äîñòèæåíèé äåâèàíòíûõ ó÷àùèõñÿ. Îñîáîå âíèìàíèå îáðàùàåòñÿ íà êîíòðîëü çà âíåøíèì ïðîÿâëåíèåì ñîñòîÿíèé, âîçíèêàþùèõ ïðè âûïîëíåíèè òðåíèðîâî÷íûõ çàäàíèé, à èìåííî êîíòðîëü çà íåïðîèçâîëüíûì ìûøå÷íûì íàïðÿæåíèåì, ìèìèêîé, ñëîâåñíûì ñîïðîâîæäåíèåì, èçìåíåíèåì ïñèõî-ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ, ðåàêöèåé â ñëó÷àå ïîáåäû èëè ïîðàæåíèÿ.
Äîìèíèðóþùèì ñòèìóëîì ñòàíîâèòñÿ ñòðåìëåíèå ïîäðîñòêà ê óñïåõó, èçâåñòíîñòè, íåçàâèñèìîñòè, à, ñëåäîâàòåëüíî, èíñòðóìåíòîì ðåàëèçàöèè ñâîèõ ïîòðåáíîñòåé ñòàíîâèòñÿ ñîðåâíîâàòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü.
1.4 Ýòàï ôîðìèðîâàíèÿ ïîòðåáíîñòè â ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, îòíîøåíèå ê çäîðîâîìó îáðàçó æèçíè êàê ê öåííîñòè
äåâèàíòíûé ïîâåäåíèå ôèçè÷åñêèé êóëüòóðà
Çàêëþ÷èòåëüíûé ýòàï òåõíîëîãèè ïðîôèëàêòèêè äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ è ìîëî䏿è ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñïîðòà – ýòî ôîðìèðîâàíèå ïîòðåáíîñòè â ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, îòíîøåíèå ê çäîðîâîìó îáðàçó æèçíè êàê ê öåííîñòè.
Âåäóùåé çàäà÷åé ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå íàâûêîâ ñàìîñòîÿòåëüíîé ôèçè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è æåëàíèÿ äîñòèãàòü çíà÷èòåëüíûõ óñïåõîâ â ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå è ñïîðòå. Íà äàííîì ýòàïå ïðîâîäÿòñÿ ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûå ôîðìû çàíÿòèé ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè è âîñïèòàòåëüíûå ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà ôîðìèðîâàíèå èíòåðåñà è ïîòðåáíîñòè ê ðåãóëÿðíûì çàíÿòèÿì ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé, èä¸ò ïîâûøåíèå ïðîäóêòèâíîñòè âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà è ïåðåâîä äåâèàíòíûõ ïîäðîñòêîâ â àêòèâíûõ ñóáúåêòîâ ïî âûáîðó çäîðîâîé æèçíåííîé è ïðîôåññèîíàëüíîé òðàåêòîðèè.
Çàêëþ÷åíèå
Òàêèì îáðàçîì, òåõíîëîãèÿ ïðîôèëàêòèêè äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ñïîðòà âêëþ÷àåò öåëåíàïðàâëåííóþ äåÿòåëüíîñòü êîëëåêòèâà, ñîñòîÿùóþ èç ðÿäà ýòàïîâ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïî îðãàíèçàöèè è ðåàëèçàöèè ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíîé íàïðàâëåííîñòè â âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîì ïðîöåññå. Ïðîôèëàêòèêà äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ – òâîð÷åñêèé ïðîöåññ, îáÿçûâàþùèé ïåäàãîãîâ-òðåíåðîâ ïðîâîäèòü ïîèñê è ðåàëèçîâûâàòü ýôôåêòèâíûå ïîäõîäû, ìåòîäû è ïðèåìû ôîðìèðîâàíèÿ èíòåðåñà ê çàíÿòèÿì ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé è ñïîðòîì, óñïåøíîé àäàïòàöèè ê ñîöèàëüíîé ñðåäå, óñëîâèÿì è òðåáîâàíèÿì ñîâðåìåííîãî îáùåñòâà.
…
Источник