Курсовая художественно ручной труд как средство развития личности ребенка
Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код | 380915 |
Дата создания | 2017 |
Страниц | 34 |
Мы сможем обработать ваш заказ 28 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа. |
Описание
«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», – говорила М. Монтессори.
Необходимость воспитания положительных черт характера, общего развития личности воспитанников отмечена концепцией модернизации дошкольного образования обоснована значимость решения задач, направленных на разностороннее развитие личности ребенка.
В теоретической части курсовой работы нами рассмотрены, на основе анализа литературы по теме исследования, вопросы педагогических условий использования художественного ручного труда, дана оценка художественному труду как средству развития личности учащихся, а во второй, практической, части рассмотрена непосредственная роль этого вида труда в развитии личнос …
Содержание
Введение. 3
Глава 1.Художественный ручной труд в детском саду 5
1.1. Педагогические условия использования художественного ручного труда в детском саду. 5
1.2.Художественный ручной труд как средство развития. 12
Глава 2.Влияние художественного ручного труда на развитие личности ребенка 17
1.1.Педагогические условия развития личности ребенка посредством художественного труда в детском саду. 17
1.2.Динамика развития личности ребенка под влиянием занятий художественным ручным трудом. 25
Заключение 32
Литература 34
Введение
Концепцией модернизации дошкольного образования обоснована значимость решения задач, направленных на разностороннее развитие личности ребенка. Всестороннее развитие личности дошкольника – приоритетное направление деятельности дошкольной образовательной организации, отраженное в воспитательно-образовательных плана педагогов, методистов, музыкальных работников и т.д.
Возможности развития личности ребенка через посредство детского творчества изучались в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литературной, театральной, изобразительной и пр. Список ученых, включивших вопросы развитие ребенка в круг своих научных интересов, широк: Н.А. Ветлугина, Т.А. Семенова, В.Я. Воронова, И.Л. Казакова, И. А. Лыкова, В.А. Левин, А.В. Кенеман, Г.В. Павленко, О.П. Радынова, О. С. Ушакова и др.
Уникальное по своей природе детское творчество уникально еще и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику развиваться, выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт – модель, рисунок, сказку, игрушку и т.п.[2, 37].
Настоящая курсовая работа «Художественный ручной труд как средство развития личности ребенка» имеет следующую цель: рассмотреть роль художественного труда в личностном развитии дошкольника.
Для реализации намеченной цели нами сформулированы следующие задачи:
– рассмотреть педагогические условия использования ручного художественного труда в дошкольной образовательной организации;
– охарактеризовать ручной художественный труд как средство развития личности ребенка;
– отследить динамику личностного роста дошкольника, включенного в ручной художественный труд;
– сделать выводы о роли художественного труда в развитии личности ребенка.
Объект исследования – развитие личности ребенка. Предмет – художественный ручной труд. Методы исследования: анализ теоретических источников, репродуктивный метод, наблюдение, статистический метод, метод обработки данных.
Ребенок, приобщаясь к общечеловеческим ценностям не только познает окружающий мир, но и развивается: развиваются ключевые качества личности, самостоятельность, инициативность, креативность. Развитие дошкольников, приобщение их к познанию окружающего мира в рамках дошкольной организации, происходит в условиях той или иной специально организованной педагогом деятельности, однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в первую очередь, занятия ручным художественным трудом.
В процессе художественного ручного труда возникают условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей [20,125].
В специальной и учебно-методической литературе подробно представлены тематика и содержание занятий по ручному труду для дошкольников, дана оценка широких возможностей художественного ручного труда для всестороннего развития ребенка. Ручной труд содержит в себе возможность решения не только развивающих задач, но и воспитательных, и дидактических задач.
Фрагмент работы для ознакомления
e
Список литературы
1. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. – 211 с.
2. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2015. – 214 с.
3. Блонский П.П. Вопросы педагогики. – СПб.: Питер, 2009.-240 с.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. Заведений. / Л.Р. Болотина. – М.: Академия, 1998.
5. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду – М.: Просвещение, 2009. – 320 с.
6. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста / Е. Волосова. – М.: Гардарики, 2009.
7. Выготский Л.С. Воспитание детей / Л.С. Выготский. – М.: Логос, 2010. – 340 с.
8. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2010.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, – 344с.
10. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2008.
11. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр.
12. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. / Т. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.
13. Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности / В.К. Котырло, Т.М. Титаренко. – М.: Прогресс, 2007.
14. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.
15. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.-212 с.
16. Микляева Н.В. М. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
17. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Гардарики, 2009.
18. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. – М.: Логос, 2010.
19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с приложением https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
20. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д. В. Сергеева. – М.: Просвещение, 2009.
21. Сигел Э. Как воспитывать дошкольника / Э. Сигел, Л. Сигел. – М.: Росмэн, 2008.
22. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения В 3-х т. / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2009, т. 1.
23. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – СПб.: Реноме, 2012. – 244 с.
24. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2013 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – СПб.: Реноме, 2012. – 428 с.
25. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: 2010.
Интернет-источники:
1. Издательский дом «Первое сентября» www.gain.ru.
2. Министерство образования и науки РФ www.law.edu.ru.,
3. Российский образовательный правовой портал www.law.edu.ru.
4. Российский портал открытого образования www.openet.ru.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Источник
МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»
Реферат
на тему:
«Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
Сусликова Л.Н.
п.Поныри
2018г.
Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста
Ручной труд тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.
Ручной труд способствует развитию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Занятия ручным трудом позволяют снять стресс, помогают выразить чувства, избавится от избытка слов, если ребёнок болтлив, и приобщать к социальной активности необщительных детей; оказывают благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогают ему быть более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач.
Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.
Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке.
Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.
В ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда. Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы.
Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.
Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ. Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду. Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И не маловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.
Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Условия успешной организации ручного труда:
- насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно – развивающая среда
- свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
- создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
- использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;
- непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
Литература:
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003.
- Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.
Источник
«Художественный труд – средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.
Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.
Художественный труд – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота.
Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо – моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений. Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.
Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.
Основные задачи:
- Раскрытие сущности художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
- Раскрытие специфики художественного труда – единство пользы и красоты.
- Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
- Воспитание качеств человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
- Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.
- Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
- Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.
8. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.
9. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.
В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом…
Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми , различна: оригами, модульное оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.
– Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).
– Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.
– Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.
– Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.
– Квиллинг – это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.
– Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.
– Торцевание: в основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.
С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.
В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные ( образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические ( обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.
Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.
Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Источник