Культурное общение в развитии ребенка
Бондарь В.А.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одним из важнейших факторов формирования личности является общение.
В нашей стране в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
В любой социальной среде основным условием успешной адаптации человека является высокий уровень культуры общения. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Общение является важнейшим фактором формирования личности ребенка, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Общение играет важную роль в формировании личности, что получило свое подтверждение в трудах отечественных педагогов: А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.
Н. В. Клюева дает следующее определение: общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
М.И. Лисина под общением понимает взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. С самого раннего возраста нужно привить детям важные нравственные человеческие качества, такие как доброжелательность, общительность, спокойствие, жизнерадостность, так как вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Именно поэтому дома и в дошкольных образовательных учреждениях следует приучать дошкольников к вежливости, проявлению внимания, доброжелательному отношению к окружающему, развивать дружеские взаимоотношения, воспитывать культуру общения.
Одним из компонентов общения выступает культура общения. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
По мнению Е.Ю. Яницкой, культура общения – это уровень нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений общества (гуманное, чуткое отношение к людям, проявляется в вежливости и тактичности, главным средством выражения которых, является культура речи.
В научных исследованиях Р.И. Жуковской, А.Н. Леонтьева, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, и др. наиболее полно разработаны теоретические аспекты проблемы формирования и развития основных компонентов культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в дошкольной образовательной организации (ДОО), выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми и ответственности за другого человека.
В рамках реализации ФГОС ДО задачи формирования культуры общения у детей дошкольного возраста предусмотрены в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», что придаёт им особую значимость и актуальность.
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка необходимо учить замечать состояния других людей. Ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым. То есть он должен поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства, именно эти проявления характеризуют такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей среднего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Потому что именно культура общения играет немаловажную роль в процессе социализации личности ребёнка. Взрослые хотят видеть в детях следующие наиболее важные нравственные качества личности, которые являются в некоторой степени показателями культуры общения.
Несмотря на разносторонность и обширность исследований по данной проблеме, большинство трудов посвящены формированию культуры общения в подростковом и младшем школьном возрасте. Данные, касающиеся периода старшего дошкольного возраста, представлены недостаточно, неполно раскрыты возможности игровой деятельности, являющейся важным средством формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Игровая деятельность – одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения. Она, как способ познания окружающего мира, дает малышу в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т.к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности.
В процессе игры через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Именно в рамках игровой деятельности создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования всех психических свойств и качеств личности.
В отечественной дошкольной педагогике и детской психологии накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий психологическую характеристику игры как деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), генезис разных видов игр в дошкольном детстве, их своеобразие (С.Л. Новоселова, Н.С. Пантина, Ф.И. Фрадкина и др.), социально-психологические основы игровых объединений (Л.В. Артемова, Т.А. Репина и др.).
В настоящее время, к сожалению, ведущая деятельность детей дошкольного возраста переживает кризис. Ребенок развивается в игре, однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Как отмечают современные ученые Р.А. Иванкова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко в настоящее время в детских дошкольных учреждениях можно видеть «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, не поддерживаемые вниманием взрослых, обеднено их содержание, сюжеты, педагогами-воспитателями отмечается многократная повторяемость тем игр, в которые предпочитают играть дети, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Ограничение во времени для игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации также является проблемой низкого уровня развития игровой деятельности.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы видим, что развитие культуры общения относится к числу важнейших проблем педагогики. Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно развивает в детях систему общечеловеческих ценностей и культуру общения. Несмотря на традиционное декларирование важности формирования основных компонентов культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, эта проблема так и не стала приоритетной в реальной практике ДОУ. Ее актуальность возрастает в современных условиях, в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль, 2003. – 240 с.
- Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.
- Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова // Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 160 с.
- Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М. : Академия, 2007. – 336 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки [Текст]. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
Источник
На чтение 11 мин. Просмотров 775
Обновлено 02.09.2018
Одним из важнейших условий, влияющих на качество коммуникаций, является речь человека. Коммуникация и культура общения детей в свою очередь являются смысловым аспектом взаимодействия с обществом.
Сюда включаются установления контактов, общение между людьми, взаимный обмен информации. Для того, чтобы полноценно развивалась личность ребенка, важно чтобы он как можно больше принимал участие в общении. Общение – это ведущий вид деятельности человека. Он позволяет ему познавать самого себя и давать себе оценку с помощью других людей.
Совместная деятельность в процессе коммуникации
Во время совместной практической деятельности создаются сложные коммуникационные речевые системы.
Речь может обладать различными свойствами. Например, она может быть чистой и правильно. Также речь может быть точной и логичной. Речь бывает выразительной и уместной. Речь, соответствующая этим характеристикам свидетельствует о хорошо развитых коммуникативных навыках. Человек испытывает постоянную потребность в общении.
И именно речь является главным средством удовлетворения этой потребности. Дошкольный возраст – это время, когда речь развивается наиболее сильными темпами.
Культура общения детей
Ребенок испытывает огромную потребность в том, чтобы общаться с другими людьми. Общение позволяет сформировать связи, развивать основы его социального поведения, ребенок приобретает новые знания и приобретает духовные ценности.
Речевое общение в детском саду
Современное дошкольное образование предъявляет более высокие требования к общению детей, чем раньше. Речевое общение в детском саду имеет познавательное содержание, прививает литературные образы речи, помогает поддерживать диалог не только с ровесниками, но и со взрослыми и потреблять культурный контент.
Государственный стандарт также содержит определенные требования, которые предъявляются к методам педагога, стимулирующим и развивающим речевые навыки дошкольников.
Очень важно для личностного развития, чтобы ребенок овладел правильной речью.
Главная линия работы педагога в развитии детей – это помогать им овладеть устной речью. Уже в дошкольный период активная речь становится главным коммуникативным средством для человека.
Особенности коммуникации старшего дошкольника
Современная психология выделяет следующие особенности, характерные для старших дошкольников в речевом развитии:
- старшие дошкольники имеют уже достаточно устойчивую систему взаимоотношений с самим собой и с окружающими людьми. Их интерес к самим себе возрастает в этом возрасте, они пытаются разобраться в собственных поступках и качествах. Так начинает формироваться их самооценка;
- совершенствуются новые условия, при которых развивается личность ребенка – он начинает предъявлять к самому себе требования и следит за своей культурой общения;
- в этом возрасте ребенка начинают интересовать правила и нормы взаимоотношений с людьми. Он начинает приобретать устойчивые моральные взгляды;
- очень большое влияние на ребенка оказывает коллектив сверстников, коллективные отношения приобретают для него большое значение, он начинает испытывать потребность в положительном к нему отношении со стороны товарищей, его интересует то, как они оценивают его поступки.
Направления деятельности общения детей
Невозможно развивать культуру речевого общения, не прививая детям нормы и правила русского языка. О.С. Ушакова пишет о том, что существует три направления: структурное направление связано с усвоением структурных уровней родного языка; функциональное – связано с развитием языковых навыков в процессе коммуникаций; когнитивное – связано с развитием способностей к осознанию языковых явлений.
Все эти элементы тесно связаны между собой. Все исследования, которые изучают различные аспекты речи детей дошкольного возраста, включают в себя изучение развития осознания языковых явлений.
Это соответствует тому, какова главная цель по формированию речи у дошкольников: развитие устной речевой активности, помощь в освоении литературного языка родного народа.
Задачи развития речи
Развитие речи – это многогранная цель, которая состоит из множества отдельных задач. Если проанализировать формы речевого общения, а также языковую структуру и языковые единицы, уровень осознанности в речи, то можно выделить некоторые из этих задач.
Важно рассмотреть подробно характеристику каждой задачи по развитию речи. Это позволит увидеть их роль в развитии культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Культура общения детей и словарная работа
Обсудим то, каким образом формирование речевого общения связано со словарной работой. Для того, чтобы обогатить лексический запас слов, важно не только пополнить его большим количеством разнообразных терминов и понятий.
Необходимо, чтобы дети понимали содержательную сторону слов, чтобы они видели семантику слова, точно понимали значение каждого слова, видели взаимосвязи между этими словами. Ведь именно семантика в процессе устной речи играет огромную роль.
Основоположником исследования словарной работы в детском саду считается М.М. Конина. Другие исследователи, такие как Н.П. Иванова, например, были ее учениками и также посвятили свои работы этому вопросу. Семантику подробно изучила Е.М. Струнина и другие.
Стоит отметить, что словарный запас – это ядро развития речи у детей, так как именно слово является главной языковой единицей.
В лексическом словаре человека отражено содержание речи. Дети усваивают далеко не все слова, которые слышат от других, а только те, которые им необходимы для общения и жизнедеятельности. Важно не только запоминать сами слова, нужно понимать их значение и уметь правильно подбирать в соответствии с ситуацией и контекстом.
Словарная работа не проводится независимо от других видов деятельности. Обычно она является частью ознакомления дошкольников с окружающим миром. Речевые упражнения помогают закрепить результаты проведенной словарной работы. Важно, чтобы дети имели представление о сочетаемости слова с другими, видели его ассоциативные связи.
Звуковая культура речи
В процессе формирования речи у дошкольников воспитатель ставит перед собой еще одну важную задачу: формировать у детей звуковую культуру речи.
Звуковая культура общения детей как составляющая речи также разделяется на два элемента: способность ребенка воспринимать чужую речь, развитие у дошкольника речедвигательного аппарата. По мнению многих исследователей большую роль играет осознание дошкольником фонетической составляющей речи.
Ребенок уже в дошкольный период хорошо замечает недостатки как в своей собственной, так и в чужой речи. Осознавая звуковой аспект речи дети приходят к осознанию речи в полном смысле этого слова. Они начинают осознавать само по себе языковое явление и речь. Это становится хорошей предпосылкой для развития произвольной речи.
Для того, чтобы выполнить эту задачу, необходимо достичь следующих промежуточных целей: формирование у детей речевого слуха, с помощью которого ребенок воспринимает и может различить различные фонологические средства языка; развитие правильного произношения звуков; развитие орфоэпии; усвоение таких средств речи, как темп, тон, интонация, сила и тембр; формирование правильной дикции. Важно уделять достаточно внимания речевой культуре.
Важно обучить детей тому, как правильно использовать средства выразительности речи, учитывая условия и те задачи, которые ребенок ставит перед собой.
Грамматическая культура речи
Развивая грамматическую речевую культуру, важно развивать также и морфологическую культуру. Также сюда включается использование методов синтаксиса и словообразования. Не владея грамматикой, ребенок в принципе не в состоянии поддерживать речевое общение. Такие исследователи, как М.И. Попова, А.Н. Гвоздева, Ф.А. Сохина и другие внесли большой вклад в изучение особенностей формирования грамматики.
Они пишут о том, что детям непросто дается изучение грамматической языковой структуры, ведь грамматика по своему содержанию является абстракцией и отвлечена от материального мира.
Изучение грамматического строя осложняется также и тем, что русский язык имеет множество непродуктивных форм, а грамматические правила имеют множество исключений.
Дети изучают грамматику неосознанно: они подражают речи взрослых и используют метод обобщения. Важно, чтобы педагог обращал внимание на каждую часть речи, помогал ребенку усвоить все методы словообразования, а также усвоить все возможные синтаксические конструкции. Дети должны свободно и грамматически верно строить свою речь. Дошкольники должны уметь продуцировать грамматически верную связную речь во время общения.
Для того, чтобы успешно сформировать речевую культуру у дошкольников, необходимо развивать у них способность к связной речи, которая должна проявляться как во время диалогов, так и во время монологов.
Диалогическая речь
Для дошкольников основным способом общения является диалогическая речь. поэтому в первую очередь нужно уделить внимание тому, чтобы формировать их коммуникативно-речевые способности. А это невозможно делать без целенаправленного вмешательства взрослых.
Важно научить дошкольника правильно вести себя во время диалогического общения. Ребенок должен уметь слушать другого, правильно понимать смысл чужой речи, вовремя вступать в разговор и поддерживать его ход.
Культура общения детей включает в себя умение вежливо отвечать на вопросы и уметь самостоятельно задавать вопросы другим. Также они должны быть в состоянии использовать различные средства языка, объяснять что-либо, учитывать ситуацию во время общения.
Диалогическая речь способствует развитию более сложного навыка – навыка вести монологическую речь. сюда включается способность внимательно слушать, воспринимать связные тексты, пересказывать их, продуцировать собственные речевые высказывания.
Все, что усвоил ребенок в родном языке составляет содержание его связной речи. Сюда включается многое: это и звуковой строй речи, и лексический запас, и грамматический строй. Именно это определяет способность ребенка правильно использовать собственную речь для достижения ее главной цели – для общения и коммуникаций. Именно связная речь позволяет человеку поддерживать полноценное общение с другими людьми.
Художественный текст как средство развития речи
Осознавая языковые явления, ребенок должен справиться с еще одной задачей – познакомиться с великими художественными произведениями. Художественные тексты оказывают большое влияние не только на развитие речи детей, но и на их нравственное формирование.
Начиная знакомство с миром художественной литературы, ребенок активно пополняет собственный запас слов, его образная речь формируется большими темпами, он приобретает поэтический слух. Также художественная литература позволяет помочь детям развить творческие способности в речевой деятельности, усвоить принятые в обществе нравственные и этические понятия.
Для того, чтобы развивалась культура общения детей и культура самой речи, необходимо помогать им формировать образную речь. сюда включается понимание того, как применять существующие в литературном языке нормы и правила. Также ребенок должен уметь понятно передавать содержание своих мыслей, делиться чувствами и представлениями.
Речь должна оформляться таким образом, чтобы соответствовать цели общения, ее содержанию, она должна быть грамматически верно и выразительной. Благодаря художественной литературе ребенок приобретает вкус к богатству родного языка, формирует способность встраивать в собственные речевые высказывания различные средства выразительности.
В этом также может помочь знакомство с поговорками и пословицами. Эти представители художественного фольклора наиболее понятны и просты для восприятия детьми.
Культура общения детей со сверстниками
Дошкольники большую часть времени проводят, общаясь с ровесниками. Это позволяет каждому члену группы включиться в систему межличностных отношений.
Дети ежедневно взаимодействуют друг с другом и осуществляют совместную деятельность. Такие именитые авторы, как А.А. Бодалев и Б.Ф. Ломов, воспринимают понятие «культура общения детей» как один из самых сильных факторов, влияющих на личностное развитие, физическое и психическое здоровье человека.
В дошкольный период общение также является главным фактором, влияющим на готовность ребенка к обучению в школе.
Большинство детей в плане общения со сверстниками развиты вполне достаточно. Они умеют выстраивать контакты как с детьми, так и со взрослыми. Дети умеют осуществлять совместную игровую деятельность, договариваться друг с другом. Дети умеют совместно планировать что-либо и реализовывать поставленные задачи.
Они свободно высказывают свои желания, они умеют правильно задавать вопросы. Во время общения дети неосознанно, но правильно используют различные коммуникативные приемы, такие как речь и мимика, а также жесты. У детей есть полезное свойство – они интересуются собеседником.
Однако есть дети, которые в разной степени сталкиваются с трудностями в освоении коммуникативной деятельности. Это легко выявить, если понаблюдать за тем, как ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми, как он проявляет себя в ролевых играх, как он ведет себя во время нерегламентированной коммуникативной деятельности.
Если дошкольнику сложно войти в детский коллектив, если он не учитывает интересы своих партнеров, то его коммуникативные способности становятся бедными по сравнению с большинством. Это негативно сказывается на игровой деятельности дошкольника, его межличностных отношениях, приводит к невысокому статусу среди товарищей.
В результате развиваются сложные отношения с ребятами, часто возникают конфликтные ситуации, дети не могут договориться между собой о чем-либо. И хотя такие дети стремятся играть с другими, им сложно установить дружеские связи, во время игр часто возникают ссоры и эти дети часто проводят время в одиночестве.
Таким образом, для того, чтобы была сформирована культура общения детей, а ребенок усвоил основы культуры речи, он должен обладать высоким уровнем речевого развития. Сюда включаются следующие навыки и знания: ребенок должен владеть литературными правилами и нормами русского языка, он должен свободно использовать грамматику и лексику при построении речевых высказываний; он должен уметь создавать и поддерживать контакты как со взрослыми, так и с ровесниками; он должен уметь внимательно слушать, правильно отвечать, корректно возражать, понятно спрашивать и грамотно объяснять.
Источник