Культура в воспитании и развитие ребенка

Культура в воспитании и развитие ребенка thumbnail

Счастливые родители, которые вполне довольны своей жизнью, работой и т.п. воспитывают хороших детей. Кроме того, семейный интерес к книгам, искусству, общественной деятельности оказывает благоприятное воздействие на культурное развитие ребенка.

Культурное воспитание рекомендовано проводить организованно, планомерно, применяя контроль и множество методик. Человеческие качества, такие как уважение, такт, чуткость, деликатность к окружающим необходимо закладывать в ребенке с самого раннего детства, когда он только начал говорить и слушать взрослых. Кроме того, с ранних лет необходимо прививать навыки культурного поведения в гостях, в помещении, на улице, в транспорте, на природе. С ранних лет ребенок должен усвоить, что культурный человек всегда и везде (даже дома) соблюдает основные нормы и правила поведения, что основой вежливости выступает доброжелательность и чувство меры, которое определяет, что делать можно, а что нельзя. 

Отношения ребенка с социальным миром начинают складываться по мере формирования основных навыков и привычек. Происходит это на втором году жизни ребенка. В этом возрасте малыши достаточно негативно воспринимают любые перемены в своем окружении (перемещение мебели в его комнатке, отсутствие какой-либо игрушки). Они проявляют недовольство при виде того, как кто-то берет его игрушку или наоборот отдает другому малышу. Такое поведение ни в коем случае нельзя называть жадностью или капризом, поскольку это давно сформированная привычка, видеть собственные предметы на своих местах. Для ребенка окружающие предметы помогают ориентироваться, что не совсем бывает просто для маленького ребенка. Поэтому сложившийся «детский» мир не стоит нарушать, а наоборот, родители должны стараться сделать его более ярким и интересным для ребенка. Нарушение сложившихся условий жизни ребенка (распорядка дня, условий кормления или готовки пищи) может привести к негативным последствиям, а именно, нарушению душевного и эмоционального состояния ребенка. Поэтому самой главной привычкой, сформированной у ребенка второго года жизни, является соблюдение режима. 

Культурное воспитание детей можно начинать с интересной сказки, прочитанной родителями. Однако при выборе сказки или любого другого произведения необходимо учитывать возраст ребенка и его запас слов. Кроме того, важное значение имеет наличие в них крупных, жизнерадостных, интересных и красочных иллюстраций. В возрасте до трех лет самыми подходящими для культурного воспитания ребенка являются небольшие сказки, стишки о животных или маленьких малышах. На четвертом году жизни можно читать сказки о маленьких детях и их отношениях с взрослыми и животным миром. По мере взросления выбираются произведения, показывающие борьбу и человеческие отношения. Страшные сказки «про бабу-ягу» и прочую нечисть не рекомендуется читать детям дошкольного возраста, поскольку это может быть воспринято ими как реальность и нанести вред их психике. Каждый родитель, читая сказку, должен акцентировать внимание ребенка на то или иное событие, чтобы сказка несла для ребенка поучительный характер. Читать сказку рекомендуется медленно, при этом необходимо внимательно следить за выражением глаз ребенка. В случае если что-то непонятно, необходимо разъяснить это ребенку доступными для его возраста словами. По окончании чтения сказки необходимо остановиться на воспитательных моментах, ребенок должен ответить, что было правильно и культурно в поведении того или иного персонажа. Поучительный характер могут нести и придуманные родителями сказки про культурных и не культурных детей. 

Совсем маленьких детей не стоит водить на различные представления в театры, музеи и т.п., исключение составляют мероприятия, подготовленные специально для детей данного возраста. По мере взросления можно ходить с ребенком на различные спектакли, фильмы, пьесы, но они должны быть понятны для ребенка. Посещение театров, музеев только в том случае благоприятно действуют на развитие ребенка в культурном отношении, когда по поводу просмотренного между ребенком и родителями идет обсуждение и обмен мнениями. 

Привлечение детей в благоустройство быта, оформление сада или альбома также оказывает положительное влияние на культурное их воспитание. Все виды культурного воспитания ребенка требуют стараний и усилий родителей побуждать детей к активности, стремлению быть лучше, достойно преодолевать препятствия, развивать в них внимание и уважение к окружающим, благожелательность, умение слушать и слышать. Родители должны неустанно повторять малышу общие правила и нормы поведения, принятые в культурном обществе, учить деликатности, вежливости, осуждая в то же время грубое поведение, высокомерие, бесцеремонность, которые говорят о плохом воспитании. 

Но это всем понятные общие слова. Все-таки современным родителям, довольно трудно найти единую и непротиворечивую идею детского воспитания. В СССР такая идея существовала и звучала четко: воспитать трудолюбивого члена коммунистического общества. А что сейчас – как выглядит сегодня нравственное и культурное воспитание детей? Педагоги воспитывают по инерции, по старинке, а новоиспеченные родители либо срочно стараются нащупать методику, которая будет актуальна именно сегодня, либо сдаются и тоже воспитывают, как умеют.

Нередко воспитательная позиция выглядит как что-то очень противоречивое: в одних ситуациях заметно влияние на воспитателя традиций прошлого, в других – попытка прививать ребенку навыки, полезные в реалиях нашего времени. Еще чаще встречается дилемма: заниматься нравственным воспитанием детей или же учить их адаптироваться в данном обществе? Тогда как ни воспитание, ни обучение не являются понятиями взаимоисключающими.

Откуда такая путаница в головах современных родителей? Все просто: поведение наших детей – это некое отражение социальных процессов, которые происходят в нашей стране. Если в советские годы всем было ясно, где проходят четкие границы дозволенного, а воспитанием культуры поведения у детей занимались и родители, и педагоги, то сегодня пропагандируется свобода воли и уважение индивидуальности. Взрослые, как и дети, живут так, как им вздумается: кто-то тихо уходит в дауншифтинг, освобождаясь от проблем и обязательств, кто-то в состоянии эйфории и вседозволенности участвует в акциях протеста, кто-то забирается на самый верх карьерной лестницы, пропагандируя идеалы сытой жизни.

Читайте также:  Как заполнить индивидуальную карту развития ребенка в детском саду образец

«Так что же, у наших детей все настолько плохо с духовностью и нравственностью?» – возможно, спросите вы. Сложно увидеть собственные огрехи воспитания, а некоторым и вовсе тяжело выйти из собственной «ракушки» и увидеть, что происходит дальше их двора и района. Проблемы в духовно нравственном воспитании современных детей существуют – об этом свидетельствует увеличившаяся статистика случаев детской жестокости, агрессии, детских суицидов, преступлений, побегов из дома и многого другого. Попробуйте абстрагироваться и посмотрите со стороны на то, что происходит, например, на обычной детской площадке, куда родители приходят с детьми. Детские площадки – места почти священные. Здесь дети делают свои самые первые шаги в общении с себе подобными. В этой детской стае законы джунглей – древнего ранжирования, в ходе которого детишки негласно «распределяют» свои роли в обществе, – заметны невооруженным взглядом. Их общение выглядит примерно так же, как общение стайки маленьких обезьянок, выясняющих отношения криками, дерганьем за волосы и присваиванием чужих вещей. Впрочем, не о детях тут речь, а об их родителях. Понаблюдайте за их комментариями на действия своих чад – и вам все будет понятно по поводу их методов духовного воспитания детей.

Уровень социально нравственного воспитания детей находится в прямой зависимости от уровня развитости нравственности родителей, а также от желания родителей давать детям духовное, эстетическое воспитание. Да, очень хорошо и удобно, когда разумное, доброе, вечное будет «сеять» школа, педагоги, общество. Но сегодня эта миссия (и ответственность за ее успешное выполнение) лежит только на плечах родителей.

В нравственно патриотическом, духовном воспитании детей главную роль играет родитель. Но что ему делать, чтобы его воспитательные меры возымели эффект? Как выстроить общение с ребенком так, чтобы где-то не перегнуть палку, где-то не вызвать недовольство малыша или вообще не испортить отношения?

Рассмотрим на примере системно-векторной психологии.

Одна мама растит мальчика с анальным вектором: он очень послушен, спокоен, делает все несколько медлительно, зато вдумчиво. Мама делает упор на воспитание таких качеств, как честность, справедливость, дружелюбность, трудолюбие. И у нее это прекрасно получается: малыш растет добрым, честным, что называется, порядочным? оставаясь таким даже в период пубертата. Но только ли благодаря ее стараниям? Скорее благодаря тому, что мама попала точно в цель: воспитываемые в малыше качества являются для него природными – их надо только развить. Другая мама просит первую раскрыть ей секреты воспитания вежливого ребенка. Та охотно делится, полагая, что так воспитать можно любого малыша. Но у другой мамы – ребенок с кожным вектором, и он просто не в состоянии мыслить категориями анального. Нет, он, конечно, способен вырасти вежливым ребенком, в меру добрым и честным. Но его личная природная нравственность выглядит иначе, чем у малыша с анальным вектором: он не ценит так дружбу, как первый, справедливость для него не превыше всего, честность может быть условной (только если она ему выгодна) – и так далее.

Можно задать вопрос: а разве такому ребенку повредит такое нравственное воспитание? Да. Именно такое – повредит.

Воспитывать детей нужно, исходя из знания их истинных потребностей, развивая природные свойства, а не навязывая чужие. В ребенке с кожным вектором стоит развивать дисциплинированность, гибкость (ментальную и физическую), способность к разумным самоограничениям, чувство долга. Пытаясь искоренить в нем способности, данные природой, вы ничего не добьетесь, кроме стрессов ребенка и ухудшения ваших отношений. Стараясь навязать чуждые ему качества, вы испортите с ним отношения и не разовьете его врожденные задатки, а значит, не сможете сделать ребенка счастливым.

Стоит иметь в виду, что классическое понимание нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста представляет собой свод постулатов, близких анальному вектору: вежливость, стыд за плохой поступок, скромность, справедливость, дружелюбие, стремление получить похвалу, подчинение правилам. Это легко понять, ведь именно люди с анальным вектором – заботливые и скрупулезные учителя, которые привносят свое видение воспитания нравственности в маленьком человеке.

Понятия эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста в большей степени касаются развития детей со зрительным вектором, духовного – со звуковым. Детям со зрительным и звуковым вектором понятнее остальных произведения искусства и достижения духовной сферы. Но это не значит, что остальных детей нужно лишить эстетического воспитания – нет, просто надо осознавать, что оно в них не найдет столько отклика, как в детях со зрительным и звуковым вектором.

Можно еще много говорить об особенностях нравственного воспитания детей с разным набором векторов – их действительно немало и о них нужно знать каждому родителю и педагогу. Однако важно понимать, что никакие разговоры не дадут полной картины – можно получить только после прохождения тренингов по системно-векторной психологии. Изучить вектор за вектором, затем особенности их сочетания, научиться видеть эти проявления в жизни и применять знания на практике. Это длительная и кропотливая работа, которая в итоге дает цельное понимание, кого и как учить нравственности (которая для каждого будет своя). 

Читайте также:  Особенности личностного развития ребенка при дцп

Статья составлена по материалам сайтов ПростоМария.Ру и Epsychology.ru

Источник

Любовь Звягина
Статья: «Воспитание культуры поведения дошкольника»

«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми» А. С. Макаренко С возрастом мы чаще и чаще вспоминаем эти слова.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения? Случается, что взрослые люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопрос нравственного воспитания является одним из важных в воспитании ребёнка. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Эти вопросы обсуждались в нашем детском саду в ходе круглого стола «Воспитание культуры поведения дошкольника». Мы поговорим о том, как преодолеть проблемы, связанные с воспитанием ребёнка. В беседе приняли участие не только родители, но и гости – настоятель Покровского храма Отец Сергий, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с. Каликина – Зоя Викторовна Трунова. Мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно, и к сожалению, иногда не придаём им должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам правильно воспитывать наших детей.

Многих может заинтересовать то, почему мы сейчас затрагиваем этот вопрос? Ведь наши дети совсем маленькие. Они только пришли в детский сад? Но так как к 5 – 6 годам у ребёнка уже должны быть сформированы основные правила культурного поведения, именно сейчас нужно начинать готовить детей к школе и к самостоятельной жизни. Трунова З. В. информировала родителей о том, с какими проблемами и трудностями они могут встретиться в стенах школы, если не будут уделять должного внимания воспитанию детей сейчас в дошкольном возрасте. Отец Сергий призвал родителей к духовно – нравственному воспитанию детей, чтению православных книг, к воспитанию в детях милосердия и гуманности, трудолюбия и отзывчивости.

При обсуждении вопросов: «С чего нужно начинать воспитание культуры у ребенка, «Что является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?» родители самостоятельно сделали вывод – конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.

Обсуждая ситуации, делясь своим опытом и мнениями все присутствующие отметили, что одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть родителей. Именно они авторитет для ребёнка. И именно с них, в первую очередь, он берёт пример во всём. Особенно в речевом этикете. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал не только правильную, но и вежливую речь. Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».

А часто ли мы, взрослые, обращаемся к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляем слово «пожалуйста», благодарим его, высказываем своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Давайте задумаемся над этим.

Родители познакомились с основными правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника:формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного; соблюдение правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах; воспитание у детей любви и привычки к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам»; воспитание привычка всегда говорить правду; необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке.Ребенок должен усвоить правило: «Каждой вещи – своё место».

Каждый родитель должен ответить на вопросы самому себе:

Воспитан ли мой ребёнок?

– Не стыдно ли за него в обществе?

– Присущи ли ему чуткость, внимательность?

На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы.

Читайте также:  От чего зависит уровень интеллектуального развития ребенка

«Многие родители почему-то думают, что родить ребенка и стать родителями – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом» С. Харрис

Основой любой системы воспитания должна быть любовь. Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность, нежность и признательность. Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастает человек.

С первых лет жизни ребёнок должен усвоить, что кроме слова «хочу» есть слова «надо», «нельзя», «можно». Пусть хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.

Источник

Культурное развитие детей — это неотъемлемая часть в воспитании и развитии ребенка.

Согласитесь весьма трудно представить развитие ребенка без участия со стороны взрослых. Ведь именно от них ребенок начинает осваивать манеры поведения и формы общения с людьми. Поэтому в этой статье я затрону весьма интересную тему которая будет полезна для многих родителей.

Ребенок с раннего и дошкольного возраста нуждается в постоянном общении и внимание со стороны взрослых, ведь благодаря этому он расширяет свой кругозор. На самых ранних этапах развития малыша главную роль играет — общение.

Поэтому очень важно чтобы родители уделяли своим крохам должное внимание в воспитании. На всем отрезке дошкольного возраста у ребенка может меняться характер по нескольку раз, точно так же как и настроение.

Чаще всего именно в этот период ребенок копирует поведение своих сверстников и родителей, иными словами для него усваиваются образы подражания и нормы поведения. Если в семье царит благоприятная атмосфера и общение с ребенком сформировано правильно, то он не испытает трудностей в школьной и взрослой жизни.

Так же главным аспектом в формировании личности и культурном развитии является труд. Благодаря ему у ребенка формируются нравственные качества, уважение к людям.

Труд развивает у детей целенаправленность и выполнение поставленных перед ними задач, а так же повышается уровень любознательности и растут волевые усилия.

Если ребенка не научить вести себя в общественных местах, а так же не воспитать уважение к другим людьми, сдержанности, то уже в подростковом возрасте все это невозможно будет исправить. Поэтому на плечи родителей возлагается задача как можно раньше начинать воспитывать ребенка и заниматься его развитием.

Культура поведения детей в быту включает в себя:

— чистые руки и лицо;

— опрятная одежда;

— аккуратно сложенные вещи;

— убирание со стола после еды за собой;

— заправленная постель после сна и т.д.

Со временем этот список становится все больше и у ребенка формируются полностью навыки которые ему пригодятся в дальнейшем.

Если начинать заниматься ребенком с раннего возраста, то уже к 5-ти годам он сможет:

— ухаживать самостоятельно за своей одеждой и обувью;

— аккуратно развешивать свою одежду и ставить обувь;

— беречь книги, игрушки и вещи;

— убирать за собой игрушки после игр;

— быть вежливым со старшими и своими сверстниками;

— активно и умело пользоваться столовыми приборами.

Не стоит держать ребенка постоянно взаперти дома, чем чаще вы будете появляться с ним в общественных местах тем быстрее он сможет освоить и привить себе навыки культуры поведения. Благодаря этому вы сможете избежать проблем, которые могут возникнуть в школе с учителями.

Благодаря посещению общественных мест  (кафе, кино или театр), ребенок сможет усвоить почему именно так необходимо одеваться и выглядеть, почему необходимо всегда быть в чистой одежде и вести себя скромно. Находясь в общественных местах и заведениях требуйте от ребенка чтобы он был сдержанным, спокойным и добродушным к окружающим.

Сейчас очень часто молодые мамочки ездят со своими крохами в транспорте и начинают кричать о том, что бы им уступили место. Но поверьте, если вашему ребенку уже исполнилось 6 лет то он вполне может постоять и уступить место, например пожилому человеку.

Поверьте он уже достаточно силен в этом возрасте, не стоит с такого раннего возраста прививать ему чувство «ему должны»! Так же находясь в общественном транспорте ребенок должен вести себя тихо, не кричать и не выкрикивать с места и привлекать к себе внимание со стороны попутчиков, а так же не залазить грязными ногами на сиденье.

Культурное развитие детей — это всегда беседа с ними. Знание этикета всегда должно подкрепляться практикой, это можно сделать в форме игры или в общении со сверстниками и взрослыми.

Старайтесь при ребенке не выражаться нецензурной лексикой, ведь он как » губка» все впитывает и запоминает. Будьте более сдержанными с ним, старайтесь разговаривать и объяснить, почему именно вот так нужно себя вести в том или ином месте.

Ребенок любит, когда с ним разговаривают и объясняют все в доступной и лояльной форме. Но он может категорически быть настроен, если ему все время запрещать или делать это все в более грубой форме. Тогда он может озлобиться и сделать все с точностью да наоборот.

Источник