Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка

Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка thumbnail

 Доминантой любого цивилизованного развития в обществе должна являться обращенность к культуре. Культура – это важнейший фактор духовного развития, как самого общества, так и каждой отдельной его личности. Н. К. Рерих считал основой, источником, питающим творчество – культуру, основное назначение которой видел в сохранении основ образования.

В современном обществе по мнению некоторых учёных, исследователей, к глубокому сожалению, наблюдается процесс некоторого отчуждения культуры от формирования личности, которая перестаёт испытывать потребность в настоящей культуре, в овладении её ценностями. В педагогике мы привыкли оперировать понятиями образования, воспитания, обучения, тогда как понятие культуры не используется в качестве критерия формирования человека в детстве. А ведь именно культура становится связующим звеном между генетической и социальной составляющей личности. И для того, чтобы образование в нашем обществе явило собой полноценное явление культуры, надо осознать само понятие культуры.

Сам термин «культура» корнями уходит в глубокую древность. Марк Цицерон раскрывал понятие культуры как «возделывание, обработка», что делает её схожей с педагогикой по своему назначению. На протяжении всей истории человечества философы осмысливали понятие культуры, видя в ней два направленияматериальное достояние и внутреннее содержание личности, которое стало со временем обозначаться словом образование. Существует взгляд на культуру как ценность, выполняющую связь между поколениями. Культура представляет в себе тип общественных отношений в определённый исторический период по схеме драматического произведения, демонстрируя полифонизм различных форм понимания, стремясь формировать гуманитарное мышление. Человек и в педагогике, и в культуре представлен не только как субъективная ценность, но и как результат собственной деятельности. Известный ученый, антрополог, Маргарет Мид утверждала, что развитие ребёнка определяется той культурой, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что существует много трактовок термина «культура», большинство ученых сходится во мнении, что культура создана человеком и существует для человека. Мир культуры – это мир человека. Человек в культуре – это и её цель, и результат. Здесь необходимо оговориться. Появившееся в контексте слово «мир» здесь знаменует собой определённую двойственность – это и вселенная, и мирность.

Об этом писал Н. К. Рерих, обращая наше внимание на единозвучность этих понятий в русском языке. И происходит это не по бедности языка, а по существу. Мир вселенной и мир человека неразрывны в своём существовании. Н. К. Рерих призывал объединиться вокруг знака культуры, чтобы избежать разложения, разрушения мира в себе и вокруг себя.

15 апреля 1935 года был подписан так называемый Пакт Культуры. В рамках пакта был утверждён знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Это было – Знамя Мира – белое полотнище с тремя соприкасающимися амарантовыми кругами (прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окружённые кольцом Вечности.

В декабре 2008 года по инициативе России, Италии, Испании, Аргентины, Кубы, Мексики, Латвии, Литвы было создано Международное движение по утверждению 15 апреля Всемирным Днём Культуры под Знаменем Мира.

«День Культуры под Знаменем Мира» – это ежегодное мероприятие, объединяющее творческое участие работников образования, культуры, досуга, социально-воспитательной работы – всех участников процесса культурного формирования общества.

Академик Д. С. Лихачёв выражал надежду на то, что когда-нибудь День Культуры станет самым главным праздником на Земле.

Источник

Утверждение о значимости человека для культуры и культуры для человека справедливо и по отношению к ребенку. Культура для ребенка — это то, чем он овладевает, с чем взаимодействует, что создает. Он не только объект и «продукт», но и значимый субъект культуры. От его собственных усилий зависит глубина и широта его «культурного слоя». Он занимает в культуре разные позиции. Он включён не только в господствующую, традиционную культуру, но и в детскую, молодежную, групповую и другие субкультуры.

Господствующая, общечеловеческая культура целостно влияет на ребенка не только через уроки, внушения, специальные занятия, содержание и стиль жизни окружающих его взрослых, но и через референтную для него, чаще всего возрастную, субкультуру, поскольку именно в ней располагается его персональное жизненное пространство.

Исследователи (II. Б. Крылова, М. В. Осорина) выделяют собственно детскую, подростковую и юношескую субкультуры. Носителем каждой из них является группа детей того или иного возраста как целостный, социальный организм, т.е. детское сообщество, у членов которого возникает «мы»-чувство[1].

Детские сообщества — носители собственной субкультуры — не являются чем-то абсолютно новым. Они всегда существовали в традиционной культуре европейских народов и служили социализации детей, становлению их способности к непосредственному взаимодействию со сверстниками, помогали детям осознать и утвердить себя в качестве «мы» в преобладающей культуре взрослых, в детской среде. Те же функции выполняют и современные субкультуры детей разного возраста.

Читайте также:  Картинки для развитие ребенка части или целое для детей

Известно, что субкультуры современных детей разного возраста возникают из-за стремления подрастающего поколения к самостоятельности, независимому, часто тайному, существованию, демонстративному самовыражению и пр. Формы существования возрастной субкультуры определяются типичными для конкретного возраста характеристиками внутреннего мира ребенка, особенностями его восприятия взрослых, диапазоном, содержанием и способами проявления интересов и пр. Возрастная субкультура детей оформляется с помощью атрибутов, которые отличают представителей данной группы от представителей господствующей культуры, от других возрастных сообществ. Это прежде всего особый секретный код, жаргон, ритуалы

(встречи, прощания и др.), значки, одежда, прически и пр. За внешней, более или менее вызывающей непохожестью скрываются и внутренние отличия конкретной группы детей: определенная иерархия ценностей и жизненных ориентиров; излюбленная деятельность и фольклор; предпочитаемые игры; характер восприятия своей группы, себя, мира взрослых и пр.

При этом субкультуры детей разного возраста отличаются друг от друга. Субкультура детей от 5 до 10 лет чаще всего ближе к нормам общечеловеческой морали, не противоречит культуре взрослых, хотя и существует как тайная, созданная без взрослых, резервация в окружающем детей мире. Она интересна и субъективно значима для детей, но ее влияние на своих носителей довольно поверхностное. Подростковые субкультуры чаще всего тяготеют к существованию в виде явной или тайной оппозиции не только взрослому миру, но традиционной культуре вообще. И все же подростковые субкультуры не всегда антисоциальны. Они могут быть в оппозиции к чему-то конкретному, что их реально окружает и не соответствует идеальному представлению подростков о мире (Вспомним тимуровцев, коммунаров, экологов). В этом, как и в юношеском, возрасте оказывается привлекательной и субкультура, созданная вместе со взрослыми, лояльная обществу, господствующей культуре: субкультура определенного образовательного учреждения, объединения клубного типа, конкретного коллектива и т.п. Субкультура подростков, старшеклассников способна глубоко влиять на своих носителей как в лучшую, так и в худшую сторону. Она может быстро изменить физический облик, повлиять на здоровье, образ и содержание жизни, на формирование психических процессов, образа «Я» школьника[2]. Она может блокировать влияние общечеловеческой культуры на подростка и старшеклассника, разорвать его связи с миром взрослых.

Анализ успешной социально-педагогической практики показывает, что включение детей разного возраста в систему общечеловеческих культурных ценностей возможно, если окружающее ребенка культурное пространство:

  • • удовлетворяет его возрастные, индивидуальные, групповые интересы; активизирует различные рецепторы и развивает все стороны личности ребенка;
  • • позволяет ему встретиться и принять в качестве референтных людей нравственных, интересных, увлеченных, способных вызывать глубокие положительные эмоции;
  • • обеспечивает ему возможность активного поведения в культуре, получения собственного позитивного опыта утверждения культуры.

Источник

Влияние культуры на развитие ребенка

Современная психология развития признает, что «развитие в равной степени является и процессом биологического роста, и процессом присвоения ребенком культурных ценностей». Все основные теории развития подвергаются проверке все в новых и новых культурах.

Представляется очевидным, что на физический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный рост индивида культура, в которой он развивается и живет, влияет в разной степени. Казалось бы, при анализе физического развития правомерна абсолютистская позиция, согласно которой оно инвариантно. В частности, есть множество свидетельств того, что рефлексы новорожденного (сосательный, шагательный, прикосновения) не зависят от культуры и формы организации общества. Не зависит от культуры и способность детей на ранних стадиях младенчества имитировать поведение своих родителей. Но в более старшем возрасте на моторное развитие ребенка (ползание, хождение) оказывает влияние культура. Во всяком случае, исследователями обнаружено немало культурных обычаев, ускоряющих (или замедляющих) моторное развитие детей.

Дж. Брунер полагает, что фактором, формирующим выбор стержневых для социального развития человека ценностных ориентации (индивидуалистической или коллективистической), является интерпретация взрослыми ранних действий ребенка.

Не вызывает сомнений, что культура влияет и на эмоциональное развитие ребенка. Особый интерес исследователей вызывает эмоциональное развитие младенца, прежде всего формирование у него чувства привязанности к взрослому, так как возникновение привязанности свидетельствует о том, что процесс социализации набрал полную силу. В результате проведения большого количества исследований в странах с разными культурными традициями установлено, что последовательность развития комплекса привязанности универсальна, но существуют и значительные межкультурные различия.

Необходимость учета влияния культуры совершенно очевидна и при изучении интеллектуального развития ребенка. В частности, как уже отмечалось, всесторонней проверке во многих культурах подверглась теория Ж. Пиаже. Цель сравнительно-культурных исследований в этом случае состоит в попытке четко и недвусмысленно ответить на вопрос: является ли последовательность развития женевских детей, установленная Пиаже, действительно универсальной или на нее каким-либо образом влияет культура? Представляется, что прийти к разрешению этой сложной проблемы можно, лишь ответив на ряд более частных вопросов, которые и ставятся в конкретных исследованиях.

Читайте также:  Месяц ребенку развитие рост вес

Первый вопрос – неизменен ли порядок следования стадий интеллектуального развития? Отвечая на этот вопрос, психологи единодушно признают, что стадии интеллектуального развития во всех – или, по крайней мере, во всех исследованных – культурах протекают в зафиксированном Пиаже порядке.

Второй вопрос – един ли для всех культур возраст, который Пиаже связывает с каждой стадией интеллектуального развития? Так как между культурами выявлены серьезные возрастные различия в достижении детьми стадий конкретных и формальных операций, исследователи отвечают на этот вопрос отрицательно. В целом во всех случаях темп развития в неевропейских культурах оказался более медленным, что, безусловно, свидетельствует о значительном влиянии культуры и среды.

М. Коул и С. Скрибнер выделили три вида факторов, влияющих на результаты в решении задач Пиаже детьми, принадлежащими к традиционным культурам.

1. Характер деятельности членов определенной культуры (или ее отдельной группы). Так, дети мексиканских гончаров в сравнении с детьми, родители которых имели другую профессию, достигали значимо лучших результатов в решении задач на сохранение массы и количества предметов из глины.

2. Участие в учебных ситуациях, которые характерны для школ западного типа. Действительно, дети из Сенегала и с Новой Гвинеи, посещавшие подобную школу, использовали в своих суждениях конкретные операции намного эффективнее, чем их не ходившие в школу сверстники из тех же деревень.

3. Участие в социальном взаимодействии с людьми из западных культур или соприкосновение с западными интеллектуальными ценностями. Например, результаты группы австралийских аборигенов со средней степенью контактов с европейско-австралийс-кой культурой были во всех случаях лучше результатов детей с низкой степенью контактов. А результаты не обучавшихся в школе китайских детей из Гонконга, страны, где закреплены западные интеллектуальные ценности, сопоставимы с результатами западных школьников, обучавшихся в школе.

Третий вопрос – существуют ли межкультурные различия в результатах решения задач разного типа внутри каждой стадии интеллектуального развития? На этот вопрос можно дать положительный ответ, так как во многих исследованиях обнаружены значительные вариации порядка, согласно которому дети приобретают различные познавательные навыки в рамках каждой из стадий. Полученные данные подтвердили гипотезу Дейсена о связи между значимыми с точки зрения той или иной культуры бытовыми навыками и познавательными навыками ее членов.

В целом следует признать, что проверка теории Пиаже в различных обществах выявила большее влияние культуры на интеллектуальное развитие ребенка, чем предполагалось первоначально.

Поисками механизмов влияния культуры и общества на ход развития психики ребенка занимался Л.С. Выготский и его последователи. Исследование, проведенное А.Р. Лурия (1902-1977) в Узбекистане, со всей очевидностью показало, что с изменением основных форм деятельности в быстро трансформирующемся обществе радикально изменяется и структура познавательных процессов. Эти результаты позволяют сделать более общий вывод, что высшие психические процессы обусловлены культурой.

Источник

Изображения обезьяны бизнеса / Shutterstock

От обучающие игрушки в руководящие принципы правительства и подробные отчеты о прохождении питомника, есть много ресурсов, которые помогут родителям отслеживать и облегчать развитие своих детей. Но в то время как есть уловки, которые мы можем использовать, чтобы научить детей говорить, считать, привлекать или уважать других, удивительно большая часть того, как они развиваются, определяется культурой, в которой они растут.

Развитие ребенка – динамичный, интерактивный процесс. Каждый ребенок уникален в взаимодействии с окружающим миром, и то, что они призывают и получают от других и окружающая среда, также формирует то, как они думают и ведут себя. Дети, растущие в разных культурах, получают конкретный вклад от своей среды. По этой причине существует множество культурных различий в отношении убеждений и поведения детей.

Язык – один из многих способов, которыми культура влияет на развитие. Мы знаем от исследований взрослых что языки создают, как люди думают и рассуждают. Более того, содержание и фокус того, о чем люди говорят в своих разговорах, также различаются в разных культурах. Еще в младенчестве мамы из разных культур разговаривать со своими детьми по-разному, Немецкие матери склонны сосредотачиваться на потребностях, пожеланиях или их детях как личности. С другой стороны, матери африканской племенной группы Nso больше ориентированы на социальный контекст. Это может включать взаимодействие ребенка с другими людьми и связанные с ним правила.

Масаи дети. Синдромида / Shutterock

Это раннее воздействие влияет на то, как дети посещают себя или свои отношения с другими – формируют свой имидж и личность. Например, в странах Западной Европы и Северной Америки дети склонны описывать себя вокруг своих уникальных характеристик, таких как «Я умный» или «Я хорошо рисую». Однако в азиатских, африканских, южно-европейских и южноамериканских странах дети чаще описывают свои отношения с другими людьми и социальными ролями. Примерами этого являются «Я ребенок моих родителей» или «Я хороший ученик».

Читайте также:  Условия развития воли у ребенка

Поскольку дети в разных культурах отличаются тем, как они думают о себе и относятся к другим, они также запоминают события по-разному. Например, когда дошкольников попросили описать недавний особый личный опыт, европейско-американские дети предоставил более подробные описания, вспомнил более конкретные события и подчеркнул свои предпочтения, чувства и мнения об этом больше, чем китайские и корейские дети. Азиатские дети вместо этого больше ориентировались на людей, которых они встречали, и на то, как они связаны с самим собой.

Культурные последствия воспитания

Родители в разных культурах также играют важную роль в формировании поведения детей и моделей мышления. Как правило, родители – это те, кто готовит детей к взаимодействию с более широким обществом. Взаимодействие детей со своими родителями часто выступает в качестве архетипа о том, как вести себя по отношению к окружающим, изучая различные социокультурные правила, ожидания и табу. Например, маленькие дети обычно развивать разговорный стиль, похожий на их родителей, – и это часто зависит от культуры.

 Получите последние новости от InnerSelf

Европейско-американские дети часто предоставляют длинные, продуманные, самофокусированные повествования, подчеркивающие личные предпочтения и автономию. Их стиль взаимодействия также имеет тенденцию быть взаимным, по очереди разговаривая. Напротив, учетные записи корейских и китайских детей, как правило, короткие, ориентированные на отношение, и проявляют большую озабоченность авторитетом. Они часто принимают более пассивную роль в разговорах. Те же культурные различия во взаимодействии также очевидны, когда дети поговорить с независимым интервьюером.

Дети в западном мире больше доверяют родителям. Gargonia / Shutterstock

Культурные различия во взаимоотношениях между взрослыми и детьми также влияют на то, как ребенок ведет себя социально. Например, в китайской культуре, где родители берут на себя большую ответственность и власть над детьми, родители более авторитетно взаимодействуют с детьми и требовать послушания от их детей. Дети, растущие в таких условиях, с большей вероятностью будут выполнять просьбы своих родителей, даже если они неохотно делают это.

В отличие от этого, китайские дети-иммигранты, которые растут в Англии, ведут себя так же, как английские дети, которые менее склонны следовать родительским требованиям если не желаете.

От класса к суду

По мере того, как мир становится все более глобализованным, знания о культурных различиях в мышлении детей, их памяти и о том, как они взаимодействуют со взрослыми, имеют важные практические последствия во многих областях, где вы должны понимать психологию ребенка. Например, учителям может потребоваться оценить детей, которые приходят из разных культур. Знание того, как дети, исходящие из другой культуры, думают и говорят по-разному, могут помочь учителю лучше взять интервью у них, например, в рамках устного академического теста.

Еще одна важная область – судебные расследования. Осознавая, что китайские дети склонны вспоминать подробности о других людях и быть краткими в своем первоначальном ответе на вопросы, могут позволить исследователю предоставить больше времени, чтобы описательная практика подготовила ребенка к ответам на открытые вопросы и предложила им последующие вопросы.

Кроме того, зная, что китайские дети могут быть более чувствительными и соответствовать авторитетным деятелям – и более послушны преступнику в семье – интервьюеру, возможно, потребуется больше времени на создание взаимопонимания, чтобы помочь ребенку расслабиться и уменьшить свой воспринимаемый авторитет. Они также должны быть готовы проявлять терпение с нежеланием раскрывать злоупотребления в семьях.

В то время как дети уникальны и развиваются в своем собственном темпе, культурное влияние на их развитие явно значительно. Это может даже повлиять на то, как быстро дети достигают разных этапы развития, но исследования по этому сложному вопросу все еще неубедительны. Важно отметить, что знание культурных различий также может помочь нам определить, что общего у всех детей: ненасытное любопытство в мире и любовь к окружающим людям.

Об авторе

Чинг-Ю Хуан, преподаватель психологии, Борнмут университета

Эта статья изначально была опубликована в Беседа, Прочтите оригинал статьи.

Похожие книги:

{amazonWS: searchindex = Книги; ключевые слова = культурное обучение детей; maxresults = 3}

Источник