Культура как фактор развития личности ребенка

Культура как фактор развития личности ребенка thumbnail

Социализация личности и влияющие на неё факторы

Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация личности включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы.

В процессе социализации индивидом усваиваются общественные нормы, через формирование собственного «я» проявляется уникальность личности, индивид знакомится с примерами поведения, социальными ценностями, необходимыми для его успешного функционирования в данном обществе.

Что немаловажно, социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания. С помощью этого индивид получает способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, организации, в которых состоит человек средства массовой информации и т.д.

Человек становится личностью по мере усвоения социального и культурного опыта. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социализация личности является процессом длительным многократным. Базовый и крайне важный этап, когда происходит формирование личности и процесс социализации имеет особую значимость – это дошкольный возраст. Однако процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни, начиная от младенчества, заканчивая старостью. Именно поэтому процесс социализации в социологической науке разделен на два основных типа:

первичная социализация — усвоение норм и ценностей ребенком;

вторичная социализация — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

В процессе социализации можно выделить две категории, формирующие, ориентирующие, способствующие и ограничивающие становление личности индивида: агенты и институты. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения и организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

С течением времени меняется и развивается общество, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы. С другой стороны в течение жизни неоднократно меняется сам человек, его интересы, убеждения, вкусы, особенности поведения, статусы и роли. Социализация позволяет людям реализовать свой потенциал, потребности, способности, налаживаются взаимоотношения с членами социума, организациями, с обществом в целом.

На формирование личности влияют разнообразные факторы, и стоит усвоить, что нет, и не может быть двух совершенно равных процессов социализации личности, и потому нет двух абсолютно одинаковых личностей.

  • – Микрофакторы (семья, микросоциум, институты воспитания и образования, подростковые сообщества, нормы взаимоотношений).
  • – Макрофакторы (общество в целом, планета, мир, страна, государство, культура).
  • – Мезофакторы (население, СМИ, географическое положение места жительства и природно-климатические особенности региона).

Все эти факторы подразделяются на субъективные и объективные факторы. Объективные факторы не могут быть изменены под влиянием педагогических средств, они зависят от условий и обстоятельств жизни, как всего социума, так и конкретного человека. Субъективные факторы социализации, наоборот, можно изменить благодаря педагогическому воздействию. культурный социализация духовный обогащенный

Итак, можно определить пять основных факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  • 1. Биологическая наследственность;
  • 2. Физическое окружение;
  • 3. Групповой опыт;
  • 4. Индивидуальный опыт;
  • 5. Культура, социальное окружение.

Социально-культурный фактор – один из важнейших факторов в становлении личности. Культурная активность индивида в процессе социализации определена, прежде всего, духовными или культурными потребностями, потребностями интеллектуальными. Данные потребности личность удовлетворяет как раз в социально-культурной среде. С помощью этих потребностей личность не только включается в существующую систему

В процессе социализации личность представлена как активный субъект познания. Происходит постижение новых норм и ценностей. Личность является активным потребителем культуры, так как использует нормы и правила освоенной культуры в своей жизненной практике и во взаимодействии с другими людьми.

С точки зрения социальной психологии, социализация личности включает три процесса:

1. Деятельность.

На протяжении всего процесса социализации индивид расширяет спектр видов деятельности. Личность не только усваивает, но и комплексно осваивает тот или иной вид деятельности. Кроме того, именно в рамках различных видов деятельности происходит освоение различных ролей и статусов.

2. Общение.

Процесс общения сопровождает социализацию, происходит расширение контактов человека с другими людьми. И, конечно, специфика взаимодействия с другими людьми различна на разных этапах.

3. Развитие самосознания личности.

Процесс социализации – это становление личности. Самосознание складывается на протяжении его существования под влиянием разнообразных факторов. Особое значение придается включению человека в те или иные группы.

Итак, личность – это результирующая функция социального и биологического начала человека. Важным обеспечением единства личности является окружающая и социально-культурная среда, которая не только формирует личность, но и является полем ее проявления.

Социализированность, как итог социализации, выступает как комплекс универсально-эффективных в изменяющихся обстоятельствах индивидуальных и социальных качеств, взглядов, норм поведения и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса. Процесс социализации личности невозможно осуществлять независимо, происходит целенаправленное внешнее влияние на личность. И дня эффективного формирования развитой личности необходимо создавать для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, неконтролируемая социализация без учёта личных особенностей может обладать как травмирующими последствиями.

Источник

Влияние культуры на развитие личности.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка в младенческом возрасте

Свеклин Андрей Петрович, Свеклина Юлия Александровна

Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поколений будущим. Культура описывает изменения или модификацию черт общества во времени пространстве.[4] Это сложный процесс, происходящий непрерывно. Давайте рассмотрим влияние культуры на развитие личности человека.

Немного из истории. Культура неразрывно связанная с социализацией дала толчок к развитию человечества. В промежутке между 100 000 и 75 000 лет тому назад появился более «современный» вид homo sapiens, который эволюционировал к 40 000 году в homo sapiens sapiens. С тех пор тело и мозг существенно не продвинулись вперед. Более выразительными стали жесты и манеры поведения, язык и речевой этикет, формы одежды, закрывающей тело, и прически, украшающие человеческую голову. И это лишь немногие штрихи, указывающие на то, как далеко продвинулась человеческая культура с того самого момента, как человек перестал совершенствоваться биологически.[4]

Культура очень сильно повлияла на развитие человечества, но и еще заметное влияние она оказала на развитие личности человека, ведь культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. Общее историческое прошлое, историческая память, пространственно-временные концепты, групповая совесть, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы – вот далеко не полный список тех факторов, которые влияют на формирование личности в культуре. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре и придает ей динамику. [5]

Безусловно культура двигатель развития человечества, но здесь проявляется ее двойственный эффект влияния на личность человека. Так, известный австрийский психолог и основатель психоанализа З. Фрейд говорил о том, что человек подавляет в себе первоначало, соблюдает законы, принимает моральные нормы и правила, а признаки бессознательного прячет в себя. Фрейд рассматривает культуру как репрессивный механизм. Часть внутреннего мира Сверх-Я с его жесткими ограничениями – результат культурного процесса, тех новых запретов в сфере влечений, которые порождаются спецификой человеческого общежития. Люди становятся невротиками в результате прессинга культурных и моральных норм. Однако, порождая ограничения, культура создает возможности трансформации запретных влечений, которые Фрейд именует сублимацией, подразумевая под нею возвышение, «возгонку», облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, одобряемую форму. Такими видами сублимации являются религия и искусство.[5]

Схожее мнение имела и К. Хорни. Она указывала на то, что жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи. Она говорит, что человек может быть подвержен страхам, что они навязываются каждому индивиду, живущему в данной культуре, и что никто не может их избежать. А также мотивационные силы и конфликты не одинаковы в разных культурах. [6]

Однако без культуры трудно себе представить полноценное развитие личности человека, поскольку через передачу культурного опыта может осуществляться социализация человека, овладение языком, моделями поведения и т.д. Так, великий отечественный психолог Л. С. Выготский говорил о том, что в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и другие. [3]

Положительное влияние культуры рассматривает социология. При социологическом подходекультура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры (материальной, политической, духовной). Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.

В ряде концепций подчеркивается роль культуры как источника информации в единстве с ее обработкой, интерпретацией и трансляцией. Культура рассматривается и как механизм передачи социального опыта, отличный от докультурного.

Следует заметить, что элементы культуры активно используются при оказании психологической помощи, и примером может служить сказкотерапия. Еще в давние времена, сказка выступала не только мерилом готовности к инициации, но и своеобразным «профориентационным тестом»: по реакции на содержащиеся в ней определенные раздражители выявлялась «божественная принадлежность» к той или иной сфере деятельности. До сих пор сказки являются средством нравственного воспитания, поскольку они предлагают модели поведения, которые могут быть наиболее подходящими на разных этапах культурного развития общества. [2]

Давайте рассмотрим, как пример сказкотерапии, всем известную сказку «Колобок» и познакомимся с ее интропретацией.

Итак, каждому из нас с детства известно содержание сказки «Колобок». И, наверное, каждый хоть раз задумывался о ее значении. И чаще всего мысль
останавливалась на том, что находится на поверхности, то есть на моральной стороне. Моральный смысл этой сказки часто используется воспитателями детей. В такой интерпретации: Колобок – это маленький ребенок, который поскорее желает узнать устройство жизни. Его дорожка в лесу, по которой он катится, ни что иное, как жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что Колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома. Для более взрослого ребенка, например младшего школьника, к этим первым урокам добавляется новый. Заключается он в том, что придет время, и ты сам отправишься исследовать мир, и на пути тебе будут встречаться разные типы людей. Сказка предупреждает, что есть люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные – люди-лисы. Будь внимателен, изучай людей, приглядывайся к ним, меняй свои позиции, общаясь с каждым из них, но держи в себе свой стержень, свою изюминку.[1] Так, дети увидят в метафоричном сюжете сказки и прочувствуют жизнь ее главного героя, это им ближе и понятнее, чем просто слова взрослого человека.

Читайте также:  История развития ребенка психологический анамнез

Подводя итог, можно сказать, что культура оказывает огромное влияние, как на все общество в целом, так и на личность человека. Важно отметить, что культура может представлять нам ресурсы для разрешения проблем, в частности, психологических. Однако стоит вопрос о правильности их использования. Так же культура-это зеркало человеческой души, отражающее всю его деятельность, все хорошее и все плохое. Хорошим примером этому, может послужить роман Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея”. Где культурным воплощением человеческой души является портрет молодого человека, который отражает все его деяния. Принимая все это во внимание, чтобы сделать мир лучше, на что нужно повлиять: на человека, на культуру или на то и другое сразу?

Литература

  1. Бердникова А, психолог – Журнал «Мама и малыш» №11, 2006.

  2. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. – М. Генезис, 2011г.

  3. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18

  4. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.- 496с.

  5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г. В. Драча. – М. – Альфа-М, 2003, – 432 с.

  6. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.

Источник

Культура (в переводе с латинского – “возделывание”) – это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей, средств, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования. Иными словами, она воплощает в себе социально-прогрессивную деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания и характеризует процесс превращения богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, всемерно выявляя и развивая при этом его сущностные силы. Понятие это чрезвычайно многозначно, имеет множество подходов к его определению. В общем понятии культуры обычно выделяются культура материальная, духовная, политическая, социальная. Последняя представляет специальный предмет нашего анализа.

Говоря кратко, социальная культура – это сгусток исторического опыта, память многих поколений, запечатлевшая в себе тысячелетний опыт непрерывного воспроизводства социальных связей и отношений, трудовой деятельности и общения людей в конкретных исторических условиях. Будучи органическим элементом общей культуры, всей духовной жизни общества, социальная культура, впитавшая мудрость предшествующих поколений, является мощной силой защиты всего социума, надёжным регулятором взаимоотношений и поведения всех входящих в него субъектов.

Подводя итог сказанному относительной сущности понятия “социальная культура”, можно утверждать и так: это особая социальная система, в рамках которой осуществляется деятельность индивидов и общностей по совместной реализации своих потребностей в соответствии с социокультурными нормами, правилами, технологиями. В этом смысле содержательную характеристику данного феномена составляет широкая совокупность моральных идеалов, нравственных нормативов и ценностей в области социального поведения субъектов, а также регулятивно-правовые (законы, санкции), социально-психологические (традиции, обычаи, мода) механизмы непосредственного регулирования межсубъектных отношений. В таком случае можно говорить о социокультурном факторе как реально функционирующем в обществе социальном институте.

В современной социологической литературе культура, социокультурный фактор рассматриваются и в рамках более широкого понятия – социокультурной сферы, включающей весь социокультурный потенциал общества.[5] Эта сфера, как выражение социокультурной памяти общества, призвана реализовать ряд весьма важных функций:

– трансляционная функция (передача из прошлого в будущее социальных ценностей и норм, регулирующих социальное поведение, потребности субъектов, формирующих их представления об уровне и качестве жизни);

селекционная функция (оценка и классификация наследуемых ценностей под углом зрения их места, роли, задач в современном обществе и стоящих перед ним новых целей и проблем развития);

инновационная функция (обновление социальных ценностей и норм с учетом накопленного социального опыта и заимствований всего самого перспективного из других культур).

Социокультурная сфера, таким образом, выступает как особое духовное образование, идеально и нормативно отражающее процессы социальной практики, функционирования социальной сферы в обществе как реального пространства воспроизводства социальных субъектов, их взаимодействия и развития. Значение социокультурной сферы особенно возрастает в условиях радикальных социально-экономических и политических преобразований в обществе. Рассмотрим в качестве примера влияние социокультурного фактора на трудовую деятельность человека.

Труд как целесообразная деятельность человека по созданию необходимых материальных и духовных благ представляет собой важнейшую предпосылку всестороннего удовлетворения его потребностей. В этом смысле суверенным субъектом труда выступает не только личность, но и общество в целом. Однако у труда есть и еще одна не менее важная функция – воспроизводство самого человека как труженика. Еще К. Маркс отмечал, что человек, воздействуя в процессе труда на внешнюю природу, в то же время изменяет и свою собственную природу, развивая дремлющие в ней силы и подчиняя игру этих сил своей собственной власти ( см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. .т. 23, с.188). К этому следует добавить, что труд, обладая изначально общественной, коллективистской природой, играет роль стимулятора социальной активности и сплочения людей, формируя в их сознании мотивы взаимопомощи, сотрудничества, ответственности и дисциплины. Иными словами, трудовая деятельность выступает как форма самоутверждения личности и её интеграции в социуме.

Читайте также:  Педагогические рекомендации развитию ребенка трех лет

Научный анализ этих процессов осуществляется на “пересечении” двух отраслей социологического знания – социологии труда и социологии социальной сферы. Если первая имеет своим предметом исследование собственно трудовых процессов, то вторая концентрирует внимание на изучении проблем становления человека как труженика, самореализации его творческого потенциала, защите его социальных интересов и прав. Раскрытие сущности социокультурных влияний на этот процесс позволяет оптимизировать формирование тех социальных институтов, которые повышают эффективность стимулирования трудовой и социальной активности личности, коллектива.

Отсюда с непреложностью следует вывод о необходимости скорейшей разработки концепции, методологических основ, всей парадигмы современного социального знания.Вне всякого сомнения, речь сегодня нужно вестио принципиально новом этапе теоретического осмысления социальной реальности, о комплексном исследовании проблем социализации личности в условиях трансформации общества.

Отличительной особенностью переживающей ныне период своего обновления социальной науки является исследование социальных знаний и качеств личности, живущей в пространстве новых для неё рыночных отношений, новых правил и стереотипов трудового и потребительского поведения, новой культуры социального самосознания. Последнее трактуется в социологии как целостная совокупность представлений личности о своей общественной ценности, своём личном и социальном долге, характере и направленности общественного поведения. Культура социального самосознания выступает как важнейшая духовная предпосылка адекватного выбора человеком своей жизненной позиции, моделей поступков и действий в конкретных жизненных ситуациях. Формулирование общих требований и принципов, на которых строится культура самосознания личности на нынешнем этапе развития общества, составляет стратегическую задачу всей социальной науки, в частности, социологии управления. И это понятно: социальное самосознание представляет собой духовный стержень самоопределения личности в нынешнем крайне противоречивом и драматическом течении социальной жизни.[6]

Наша отечественная социальная наука, в силу, быть может, своей молодости, порой слишком привязана к зарубежным концепциям и оценкам, крайне робко востребует собственный исторический опыт, не воскрешая его живительной силы и глубины мысли. Следовало бы также социальную науку точнее и строже ориентировать на удовлетворение конкретных социальных потребностей российского общества, на упрочение его стабильности и устойчивого развития. Дело в том, что в кризисном социуме, в условиях глубокого обострения экономических противоречий, социальная наука становится едва ли не единственным инструментом познания и реализации защитных функций общества по отношению к человеку и его духовному миру.

Высказанная выше мысль о социализации науки может быть распространена и на сферу социального образования.Несомненно, социологический анализ эффективности социального образования должен строиться на сопряжении двух конвергентных процессов: изучения практики социальной работы, запросов различных групп населения, экспертных оценок специалистов-практиков, с одной стороны, и всестороннего исследования учебного процесса в социально-образователь-ных учреждениях, с другой стороны.

Социальное образование как новый компонент общего и профессионального обучения не носит сегодня традиционно «академического», описательного характера, делая основной акцент на теоретическом и прикладном анализе реальных процессов общественной жизни, диагностике и прогнозировании конкретных событий, социальных технологиях управления социальной сферой. Социально-гуманитарное образование в вузах призвано способствовать распространению научно обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфических интересах и потребностях различных социальных субъектов и способах их удовлетворения.

Следует учитывать огромный воспитательный потенциал социально-образовательного процесса, ибо знание законов социального взаимодействия в обществе, раскрытие принципов и норм человеческого общежития помогает обучаемой молодежи более осознанно формировать свою гражданскую и жизненную позицию, ориентированную на защиту интересов всех слоев и групп населения, на неукоснительное соблюдение конституционных прав и свобод личности, на политическую стабильность общества и солидарную сплоченность, партнерские отношения всех его членов. Именно в таком направлении развития социального образования видятся основные пути укоренения социальной культуры в обществе.

Другое важное направление социально-образовательного процесса ориентировано на подготовку высококвалифицированных специалистов для социальной сферы. Сегодня ведется профессиональная подготовка кадров для нужд отрасли по профессиям «социальный работник» и «специалист по социальной работе» в 120 высших учебных заведениях, в том числе 84 университетах, 9 государственных академиях, 27 институтах. Минтрудом России создана отраслевая система социально-профессиональной подготовки и повышения квалификации работников социальной сферы, где готовятся кадры по 20 специальностям и повышение квалификации работников по 200 различным курсам.. В эту систему в качестве базового образовательного учреждения входит Московский государственный социальный университет.

Источник