Культура и деятельность в развитии ребенка

Культура и деятельность в развитии ребенка thumbnail

вика чуева
Значение культуры и образования в дошкольном возрасте при становлении личности человека

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Чуева В. И., воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад№35 «Родничок» г. Губкин Белгородской области

В мире, в котором мы живем, где бок о бок с надеждами проживает тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Человек будущего – это человек созидатель, личность культурная, образованная, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Педагогика изучает и выявляет закономерности наиболее эффективного развития личности ребенка в специально организованных условиях. Система дошкольного образования является первоначальным звеном всего педагогического образования. Период от рождения до поступления в школу – возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний и умений, и усвоения различных видов деятельности. На данном этапе формируются первичные навыки и знания в развитии речи, чтении, формировании математических представлений, конструировании, изобразительной деятельности, ознакомления с окружающим миром, музыкальном и физическом развитии, усваивает стандартные нормы культуры поведения. Обучение детей в детском саду – это совокупность методик физического, умственного, эстетического, трудового воспитания. Для этого требуется единство, согласованность всей системы воспитательно- образовательного воздействия взрослого на ребенка. Все эти направления педагогической работы осуществляются комплексно и планомерно. Воспитательно – образовательный процесс в детском саду «Родничок» осуществляется по основной образовательной программе ДОУ, которая основывается на примерной программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе на принципах интеграции образовательных областей. Работа проводится в различных видах деятельности по основным направлениям развития ребёнка (в соответствии с ФГОС ДО): социально – коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому

419

развитию, художественно – эстетическому развитию, физическому развитию. В своей педагогической деятельности педагоги используют информационно – коммуникативные технологии, а также электронно – образовательные ресурсы. При этом принцип интеграции позволяет в полной мере решать задачи для формирования положительной личности ребенка. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность (ООД). Организованная образовательная деятельность осуществляется педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. ООД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения ООД, в соответствии с “Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“. Организованная образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми в традиционной,так и в нетрадиционной форме: в форме экскурсий (значимых мест города, путешествий куда- то (в сказку, во времени, на другую планету, занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): конкурса (красоты, квн, почемучек, в виде исследовательской деятельности (опыты, эксперименты, театрализованные занятия (обыгрываются эпизоды из сказок, тематические викторины (закрепление пройденного материала, экстремальной прогулки с трудными заданиями, квест- игры. Возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей,имеют место фронтальные формы обучения: прогулки; экскурсии;игры: сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, спортивные игры; дежурство детей;труд: коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в уголке природы, художественный труд; развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера; досуги. В ДОУ выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми.Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметноигровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения. В работе с детьми преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей. В настоящее время педагогические работники ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам и роды видео

420

работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Каждый педагог – творческая личность, который освоил деятельность на технологическом уровне в соответствии с новыми требованиями и современными взглядами на развитие системы образования, при этом нее исключая классические образцы дошкольного воспитания, зарекомендовавшие себя ранее. Не вызывает сомнений тот факт, что искусство педагога заключается в создании такой познавательной ситуации, когда у ребенка высокие мотивационные позывы к постижению чего-то нового. Например, заслуживает внимания технология «Ситуация», суть которой заключается в проигрывании определенных ситуационных моментов, основанных на применении общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей детей. Такой прикладной характер погружения ребенка в ситуацию, в которой он может оказаться, формирует у ребенка умения принимать самостоятельные решения, делая определенные шаги в познании мира, приобретая практический опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причин, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и другое. Несколько слов необходимо сказать о художественно-творческой деятельности дошкольников. Достаточно эффективной формой работы стоит отметить музыкально-театральную гостиную, в которой ребенок способен научиться воспринимать музыкальные и литературные произведения. В целом организация детского досуга как вида деятельности ориентирована на проведение взрослыми игр, развлечений и отдыха. От умения педагогами организовать детский досуг веселым и радостным, будет зависеть уровень комфортности и общего психологического состояния ребенка. Именно в игре осуществляется процесс перевода основных жизненных координат ребенка в систему координат коллектива, тем самым подтверждая их целесообразность использования в амплификации детского развития. Создание доверительной атмосферы и минимизация стрессовых факторов в образовательном процессе позволяет формировать в понимании детей любознательность, самостоятельность, инициативу, ощущение значимости каждого. Современные условия позволяют актуализировать вовлеченность детей

421

дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в решении многих проблем в воспитании. Таким образом, процесс обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации направлен на всестороннее развитие личности ребенка, что подтверждается позицией гуманистической образовательной парадигмы, которая отмечает развитие человека (ребенка) как систему в которой находит отражение его культурные потребности и универсальные сущностные силы. Усваивая общие для людей ценности, ребенок получает основу для восприятия мира и понимания отношения к нему. Все это вместе взятое образует фундамент при становлении образованной, культурной, всесторонне развитой личности человека

Источник

юлия танич
Развитие культурной личности детей дошкольного возраста в деятельности

За последние десятилетия совершен большой скачок во всех сферах деятельности человека. Развились нанотехнологии, технические средства, большую роль в жизни людей играют информационные технологии.Современный ритм людей уже не возможен без таких информационных средств: мобильная связь, интернет, телевидение, что серьезно сократило межличностные отношения, вызывая дефицит общения, культурного развития. Вследствие чего уделяется более пристальное внимание к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, формированию и сохранению физически и психически здорового поколения. Так как, не возможно жить, трудиться удовлетворяя свои потребности не общаясь с людьми. Еще Л. С. Выгодский выдвинул положение, что развитие ребенка не возможно без общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослым, который уже в той или иной мере овладел этой культурой и способен передать ему накопленный опыт, научив его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками определяет развитие личности ребенка, расширяется его кругозор, повышается самостоятельность. На ранних этапах становления личности ребенка ведущим средством общения является речь. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в ДОУ приобретал положительный опыт сотрудничества и взаимопонимания. На всем протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослого или сверстника, то в среднем сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольникастановиться разнообразнее: рисование, конструирование, игра, элементы учения и труда, в чем и проявляется активность ребенка.

Читайте также:  Развитие здорового ребенка по месяцам до года

Ролевая игра является так же ведущим видом деятельности дошкольника. В игре дети отражают различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых, приобретают и закрепляют свои знания об окружающей действительности. В игре дети активны, творчески преобразуют то что было воспринято ранее, лучше управляют своим поведением, появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, возникают нормы нравственного поведения. Что позволяет ребенку лучше осознавать самого себя.

Еще одним важным аспектом в жизни для ребенка является труд. Он формирует нравственные качества, уважение к людям, чувство коллективизма. В этот период очень важно выработать положительное отношение к труду. Через интерес к труду развиваются произвольность, целенаправленность действий, формируются наблюдательность, любознательность, растут волевые усилия.

Всестороннее развитие личности ребенка в ДОУ обеспечивает воспитательно-образовательный процесс, в ходе которого происходит умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. При этом умственное воспитание ребенка это не только мыслительная деятельность, но и формирование определенных качеств личности. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте закладывает фундамент представлений и понятий обеспечивая дальнейшее развитие ребенка. Поэтому упор на игровую и трудовую деятельность позволяет обеспечить оптимальное включение в учебную работу, вызывая положительный эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормативные условия жизнедеятельности.

Таким образом, актуальность данной темы позволяет воспитателям и родителям использовать методики игр в обучении и воспитании детей, так как происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Постепенно формируя и общественно значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других.

Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 3-7 лет // Дисс…канд. наук. -М. 59.

Антонов Д. В. Формы нравственных переживаний // Вопросы психологии. -58.

Бодалев А. А. Личность и общение. -83.

Ветер Л. А. Восприятие и обучение. – М., 69.

Выгодский Л. С. Собр. Соч.: В 6т. -М., 82-84.-Т. 4.

Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива. – Минск, 84.

Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев, 83.

Источник

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Для определения достигнутого в воспитании культуры деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективе сверстников.

Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. В результате, дети старше четырех лет в своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить поделки для игры, в подарок маме, малышам.

Читайте также:  Семья как институт социализации ребенка с отклонениями в развитии

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у детей дошкольного возраста психологической готовности к труду. Интерес к тому, что делают взрослые в детском саду, дома, охотное выполнение поручений воспитателя, няни, родителей, посильную активность, а затем и самостоятельность в одевании, еде и в других режимных процессах можно воспитать уже в возрасте 1,5-3 лет.

Добиться этого можно при условии, если учитывается возрастная активность детей, решается задача формирования у них посильной самостоятельности в быту (в самообслуживании), в играх и на занятиях. Самостоятельность – важнейшее качество формирующейся личности, ее потребность. Если недоучитывать это, к концу третьего года у ребенка может возникнуть «кризис поведения», выражающийся во вспышках негативизма, капризах.

Режимные процессы — умывание, одевание, сон, питание и т.д. – предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.

По мере закрепления соответствующих навыков «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется. Так, собираясь на прогулку, надо не только, не отвлекаясь, одеться самому, но и помочь товарищу. И как приятно обратиться с просьбой к другу, поблагодарить его за услугу и предложить свою помощь: «Валя, завяжи мне, пожалуйста, шарф… Спасибо… Теперь давай я тебе завяжу!»

Время от времени воспитатель должен специально варьировать обстановку, в которой дети едят, моют руки, одеваются:

— Дети, сегодня мы празднуем день рождения Светы, Валерика и Толи! Столы составим в одну линию; положим фрукты и сладости в вазы.

Подобная вариативность условий придает усвоенным навыкам большую гибкость, осознанность и тем совершенствует всю систему нравственного поведения ребенка.

У детей на четвертом году жизни продолжает формироваться самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям). Постепенно детям предоставляется все большая самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.

Наблюдения показывают, что не все дети соблюдают порядок в группе: зная, что игрушки надо убирать в «домики», все-таки их не убирают. Не всегда делают это некоторые дети, и после напоминания педагога. Если же педагог, используя игровой прием, говорит, например: «Ребята, машина не в гараже, она промокнет под дождем, давайте ее уберем», и сам включается в игровой процесс, дети откликаются более охотно. Иными словами, взрослый, привлекая различные средства и используя различные формы, должен тонко и ненавязчиво, но настойчиво побуждать детей к действиям до тех пор, пока они не привыкнут самостоятельно выполнять работу.

Развитие детей идет не только в бытовой деятельности и труде, но и в условиях обучения на занятиях. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным и содержательным занятиям.

Важно, чтобы педагогическая задача и методика ее решения соответствовали фактическому уровню развития ребенка, их возрастным возможностям. Если задание слишком простое или слишком сложное, то интерес к нему у ребенка пропадает. Большую роль при проведении занятий с детьми раннего возраста играют предметы, пособия, которые педагог использует в занятии. Они должны быть яркими, привлекательными, вызывающими интерес у детей.

Но маленьким детям недостаточно только видеть предмет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему в раннем возрасте ведущим методом обучения является наглядно-действенный. При использовании данного метода детям предоставляется возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, отвечать на вопросы, т.е. проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету.

Эффективность занятий определяется умением детей применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Источник