Кулагина возрастная психология развитие ребенка от рождения до 17 лет скачать
В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.
Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей – школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.
Содержание
Предисловие 2
Раздел I. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
Глава 1. Жизнь и деятельность 5
§ 1. Появление психической формы жизни в филогенезе 5
§ 2. Жизнь как совокупная деятельность 7
§ 3. Структура деятельности 8
§ 4. Ведущая деятельность 12
§ 5. Общение как вид деятельности 13
Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека 15
§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности 16
§ 2. Сенсорный уровень 18
§ 3. Перцептивный уровень 22
§ 4. Уровень психики высокоразвитых животных 25
§ 5. Уровень психики человека 31
Глава 3. Мотивация 37
§ 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел 37
§ 2. Индивидуальность, личность, сущность 38
§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип 41
§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира 46
§ 5. Мотивация и типы характера 48
§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза 51
Глава 4. Возрастное развитие: факторы и закономерности 59
§ 1. Предмет и методы возрастной психологии 59
§ 2. Факторы и закономерности развития психики 62
Глава 5. Стадиальность психического развития 67
§ 1. Критерии периодизации возрастного развития 67
§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития 68
§ 3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину 69
§ 4. Стадии развития взрослого человека 70
Глава 6. Развитие личности 73
§ 1. Периодизация развития личности по З. Фрейду 73
§ 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону 74
§ 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу 78
§ 4. Периодизации развития личности по А.В. Петровскому 79
Глава 7 Интеллектуальное развитие 81
§ 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже 81
§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру 85
Раздел II. РАЗВИТИЕ В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ 88
Глава 1. Младенчество (до 1 года) 88
§ 1. Новорожденность 88
§ 2. Младенческий возраст 90
§ 3. Кризис 1 года 93
§ 4. Жизненный мир младенца 95
Глава 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) 97
§ 1. Развитие психических функций 97
§ 2. Эмоциональное развитие 100
§ 3. Кризис 3 лет 101
§ 4. Развитие жизненного мира 102
Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 104
§ 1. Игра как ведущая деятельность 105
Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 105
§ 1. Игра как ведущая деятельность 106
§ 2. Развитие психических функций 109
§ 3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания 112
§ 4. Развитие жизненного мира 116
Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению 119
§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет 120
§ 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика 122
§ 3. Варианты развития 126
Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 128
§ 1. Кризис 7 лет 128
§ 2. Учебная деятельность 130
§ 3. Развитие психических функций 132
§ 4. Мотивация и самооценка 134
§ 5. Линии развития жизненного мира 139
Глава 6. Подростковый возраст (11 —15 лет) 143
§ 1. Пубертатный кризис 143
§ 2. Развитие психических функций 145
§ 3. Развитие самосознания 146
§ 4. Подростковые реакции 150
§ 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы 154
§ 6. Линии развития жизненного мира 156
Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 160
§ 1. Переходный период 160
§ 2. Условия развития 161
§ 3. Стабилизация личности и самоопределение 163
§ 4. Линии развития жизненного мира 166
Приложение ко II разделу. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению 170
Раздел III. РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ 175
Глава 1. Юность (от 17 до 20—23 лет) 175
§ 1. Кризис 17 лет 175
§ 2. Условия развития 177
§ 3. Основные линии онтогенеза 181
Глава 2. Молодость (от 20-23 до 30 лет) 186
§ 1. Главные стороны жизни 186
§ 2. Основные линии онтогенеза 194
§ 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни 201
Глава 3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 204
§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность 204
§ 2. Отношения с детьми 207
§ 3. Зрелость и психологический возраст 211
§ 4. Основные линии онтогенеза 215
Глава 4. Поздняя зрелость (после 60-70 лет) 222
§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст 222
§ 2. Основные линии онтогенеза 226
§ 3. Конец жизни 232
Скриншоты
Источник
Òì&×rÇY|µI!¸ËE3IójóZß¡WgúÆ;v6ÞmÞÕýMë¼)ùà6KEnµE
ÿa=© Z¥pY$ħ?ýöëäÅZºJë|#¡Ý½ãëLÿAâ¯ù¨ÃÜ×#bÝ^¿zõ&;ªÆuÓί_Ø~Ú5ò
èêjR]ò=Ëlï,9ý¿¹Òeöée¼«WS.7o
R9±P¯dT¡]Î (v£9ë*9ǽó6eCüRÐBÂF¥¼à²
ü8ï笣L÷Q.e>
>¾×ÆE»4ÂiìhÌQTÀm’ùÛ@ÂÆ(¡çnF^oøL
+lñÈxÝd¤G±DÇÞsý%Îá#7¾>´l6¹ÛÙ¤iýc2ØMF?1sÜý/JoÎÓ#o?+.løª¬oë¹?Ái=êM ðÿöæýV={ÉED£
>
ÎëXÑæFÊc (= ÒBLp”p âÄ(od%#-;)`«êháÑuë-.WÔKj CHC1ËéXѹǼ³êKéÇÆ>p3žBé ý `uñ}’Ð~71~?ÜÒõÃèaðZöD³w Ì=Ý®êî¯àÍ
=|áëñí&>Ðò/kôXsr`Ó¸.BÊmì`%:úI2̤xê#e@£t©nRMHZ&Dm;å/Ûܯ&_ª¶>/קÕê>juo |
endstream
endobj
213 0 obj
>stream
HTQOÛ0®7Þöî1}kÝØaÝ*Ú¬´ÐmͤP:è:
*{Òÿ³c *!ñÄþÎwßÝw¾ÊýN±þw½Zý½xÀÕJ¼[ýÁ:818~ÁÎPI!¿Q^£2¤3hs+¤Î±,Nl/Êã}r* 2`*`F is6åø¼XqTEXÞcJ:©òÑ®ð` =è·SÕMàNx;
>L[{¼ÃI;%JÃ0RÈ «ÒÂi+ÈE;@ÁÏG&1NbÀ¬cxÏÌpÈ«Óeþ¤ÏòÇ.JE”3
Æ.©´d½i±:ú¦,ªTwð=zèÝUÂ=k,±YÕXF·°9,à®`Þ¢dWè¬ Æô¿
ÅIX⯺ÎzÌáÎÎb,JÀµº%òs¿`Îû
lºppØ&ðÀð9l”ùµ¥zÃm&ø9W¸mÃÝ(a³¦@ªäôõÇ
8®ÇTM«éyÃÁºÂÑCÚzסWèÂ}§§ægÐû½¯Siat½«Õ
÷ÍZ¿Üï
3Ùt¯tuw*ZVafz~ú±k+ç§}ÊÇCÌ|}&áð¡O8õ×ö _ ö
endstream
endobj
214 0 obj
>stream
HtTÉrAM)7¾¢3izŸȫ¸Ûãïòñw·¤Þ{R»¾}õúÒ)ëTýU¹”ÕEY*£ê÷÷VñCÍn¿v’F»TÕCe´Wõ/p|×E.Wè,NhÅDt’6¨ÛűàcÈ÷R®Ô®µ.¦l¨fBbñ$}8s5Nnø%Öë¼(º¥kzCGÔ¦KúttiD§ð¼
ÿ$¶eD¨CW°Ñµ 78wwE÷¡;«3»§TÀn[ÎÜ®*Á+¨×òYWp¬Ùúìâ¨ÙRj:ç Ó¦ÎÑ1UÙ¶”6ÄìêÊ9sÝÐOb&¶áúNn¡%7XD>Â~!:TTtÊi¿OwÌò@Ì,´½H}ùÒBÐftGsA² 1ö+,´á{Ày”
n.ãö!Ý£ìSäÐNsÎêI*xâ´hh;Óìhª’©æô(Øã2Nñ +â`2|#¹5 ê>̤d&3Nµ ZÐú@ÇÈÑìY«7Mþר§ÅzhÒh¥âÿönPz4ñ>6ÂÀa [~V´å÷È÷èñàMZë,ÿ_£sí|iìf”¯¸2JÈvñÛÿº
ôA[À:NAïòÚ#³û,òõð»
6gkø7é”aTYÃ1ý®LÃs]Æ>ç
Ï{Ô ì£
endstream
endobj
215 0 obj
>stream
HtTMoÛ0-ØÛ~
0kdË6°ÝvÎ)mâÆ’qVtCÛäßï¶ÓÂ[A,~pU¶Iö ¤=:Ñ-QcK5onarSôÜ4ÁmþzÁ}Û¿`7A°Áx{untWZ5{T1¾ªfo*Î@/K[oJ¤
ôZZÓÛé8PG{ÍST´Ñ×°TÚÜÄ+mµ÷µ¼¿§B}#ÒÊ#:ѪÅú(ô©wâ«8=åøµ0_¨Àg)ÙÂöl|ÌÜo4×ý¨3Ï
Öc&7p´’©9
íò+M
àz@ôJÛîuBm&ÉGnÍÛÌäÙ褯ÀzÓ®ä>ZÚðÐÚØ4T^Êx5b©¦+̸@ÿQ/âÙ¬/$²,^Èñ0_˲~ÕÛ2ý;XjzêI×±Å_£ÝûaÁª#¤Êà^èÌ2ZÏÓÀðÎlæ
%ri]À6t/+³²;(Ù§ÔÃrýâ6¡Ì¾²ÃkD¢4_Í>k/²¡ßBܧ©N¸Åu½TxL[À¢ÏSÉ7yèIüIçHn/7?U*µ|ý
¹XßN¯Åu¤móûR
«)/fÑ%õ(K˹ëM”+0ü¸Àº ò¤øp%är_ðÊìûÔ£öáCèÓÀ(FèÌËU¼%=®¬
²Ã.õï^¨¿ A%
endstream
endobj
216 0 obj
>stream
HtTAnÛ06·¾G¨XI)ç @uR¤¨cÙ¤=©ßÔ’ôsÝ%)Å¥Û ÊÎìgÝ|~÷á£bR±fbÚT¢¨XÁÛ»ì=ËïÚ×q_*Q:îCð
Øó¯®y®öÐ^]Ã=´ ß0D¤
IRRBHZ¼²Ü+2æRZÖ÷ Q7ÐuȦ3D?”¿¡Å)!)Ðk»”e±Béª^Õ|â²Êà@_ôìsg®Lª¼Lëe©]?ÖnZøXÑ9øaußñcF7Vf°EÀGüaNõmèCŶ*e
áÖ¾Gí]v¡ÍÉ3mÃB/CÚM¿ñö+¡¨DåV>Ä`¼1è/+7ÌG¼èÃrµ3¼ +_1Udé©Ò~kQ«5½ xbÊ5[WÒ¥pÊ˺®o«õ6«o]» hà!àñ>Ó¬fu½ãgÂ2ù¨8ÄaÎl¼ w~þ#Ï.°Øltmã’eöóQ¼(qa×Ç΢®?ÛÓ(-Ã|ô!ÙÃOÎ!æXyBðv¹ñL¡mÅÜ#ñ3×ÎC9·¬¦2d¡;̹ïÁ¦öeuu,aL3eKÿÔߤ¶°? 2ù
endstream
endobj
217 0 obj
>stream
H|SMSÛ0ì¼Þú+t´fj¡K±îL=çI(¡S
ÿ}²EqÈ#’ÒÛÝ·oóÓó6²´® súK
]Êåü÷_V+æ7Â9åÂpR{nØÓJ×µ_ooÿEé½QÞDQ§”ÖÄpKµÒþH;#]ãYR;A¼²õ@øsÌu1ë@®âu)KÞ
âÛw¶´K×ÒZ>ÔÑÊÉñ*Ú/Ø+Mæï¤3ôè3É^Ó3à]÷å£òGÁëö5´Nt6I6»µ£FZpvt%O,h6r«Ái|þnh+MäuMiZá6´&8êä&¬Ì0Ä4=#´ªóÔg4>ïͲ9 ¾{]«èãñh
,Ó«òJ»>Xa6«¥Z, °KÝÞåá¨PêÞ©>5+],¤±þ2HSìpÂÎþ¤õùûËtª¥’=¼ÕÁÇ&)ZÑ}Ã4v)+¯
+~Jis2)é9ó¡ÝÖ2s¬söÚ4e¢ã&H%©}Tº¬LÙЬPø~eýG4Ù3 C~|` «uÔ÷cXY~TN8u´¡7ÈêðÖW¼, ff ÉÓø©HÅ¿9Ç éQÑ(fƬAP¤¼ã®/ÃË+ÖÔáº}-óÜÌ5}+®Ø°3VCâ£ôdÉJ-NëÏZ¶0Á^ätû¼Nä&Tÿ/_´ñ®»£q¶â@K^Ä¿èùé è)§-¨uZWÑoËdÎ)¢ÚãzÎÞc}n¼¿¾ßƺ&4G*ÙØk1Ij³;.Î>Úý²A]ä_õO ñzõ
endstream
endobj
219 0 obj
>stream
HtTKsÚ0f6·Þú|´fª_ºwzh¯Lâp;iæß÷ÛLl#öñ=ÉÔböãÓ×ï>³.m³J;LlömÓZÚRO½Ú&§?´¢ÝS;¹¡Kußʹ9ÆÕ9ÝÞr¾MNGl?`±Îç4ÐqÓ]ªîRu[ºv©øEoF*ÝeS|ÔM6{Φ¥uÚ!Z¯«:Ħc;åBÖ÷(»£&7köÜÅî{-â;åmçY7®Ð¦¹ÖM©ChBÚ”é£â){@ ôvjÜ
Wt
ÃÕá7L>Óò¼ñºðc>}Q¯ÑMc^a
¸u1G´É^0-3ðÕ/r!¯r¯Ø}áHF§Æ¿ÊV(Åhý!!¸{_+oNG÷t8ÌùBu¸d]ãÇÁîrAK©ñ¬¢lÎ)jÂþxÖ Þ.ªÄ]ù¨`J¸]7gèdµÙGeb|Ñ)À”ãêÅò¯©¯=ã0ÓóÑ!Ênt®b ÛÆØWZaã^ÄD
=áÉrîS$ð8sß1?÷.l¼,,x{[!pT°ÊVçÌX4ùÑeÑÑ!ôSBL¨¸ë³Dü Ò7″z¹°´k®ÚUS&Z®Þ[_ä.Ð=)’fß:¬ÂèiÏ?å+ÞñÑÑIGƳ®±³ðù=¤YLô.Dõ1ãsäãñ¾xuÃÀ#éRâ;b_
@-£Õ¡®ÚÑ6]H%_GT+¼eE¤½u£4Åñ}´,sÍþíri`%ÜÚJèdPì¿ IL-
endstream
endobj
220 0 obj
>stream
H|Ën1E+wÇWx9JHLº¦,º«4DyH@y
¶ô÷{EA0$vr}=åk£Õ¶Âåsɵk³á²û±1éê¤Ñ&x.gÜÄη¹üåfý i6¤gTÑ&J:}Ñ>Hu®,”ÓGÚ”÷{%Eó6´S¹Íðn]3ÏYSh_Ô=]VÔÖâB¤áZså ³cÕHÞ¡l£KÜvíx£¬í0×Ø4ïA^¥/½×.Û|î,Y[átüXòÛ$^¡AIµhà»x+`½ìÅûl4ÎÓ¦hDí:ÒRI2rtâEk$#«Èõ×¼`u´3gß(Gý
£7£9`8ÿE;¢;òï|)×üÍb½
EÒ°^{ë-Á²Çsü¤³·zý¾åîßü’À Íþ
endstream
endobj
221 0 obj
>stream
xÚí½|ÅÙ?>3»×Û^¯º^tºît§v²llÉE²-¹Ka¹`,¹ÆÆ” ´$¶ ¡Ë%ÁðBçM @Mb`źû?3w’ËBòþÞùü?ôÝ©»;;óÌÓfv
0BHú¼×®öf9!${siïyý×½%PÃz!iåy^¶ô笹ÏFh}vÙ¹ü.³|ÒA8§fd>´°T
éà²V_º÷åÄu:Õ3/±x¡ä¥·~Ðwáüê³/Zxi¯©Lú0ÔOB}oïU«¡ðãæYzå¹½w~®AH¾!]äF$SàânANroÞͶæNH£@öÜÎg? B!t+Úè®DÏ¢¨ÝPºMB¯ ÝH.Ã/#P3º
°4Y±ÝÞ@g£èmt¢6ôGlë´ ^dAÜ{plCsC-%~ÀâY(ñÉ$cpçm¹ÈJss¯CêûèmÌíA!öÒ£Ú¾èôRîí1´Ý×ã÷õ ëø*~kn9A¯â6MCI^WôS£sáJßB¡Å{ÑRÁMìB^FcÑt´J/Go`#®äÄ$7>wäÞþAbägÚCSÐtºzã5t}U¸?¿¿Â¼mkCkÐ: ïCïÝôñ8®ÄÄJ¬Ð[VEs lºî¿Âm¸ÀÏp÷HÙÆ)gÎý%Ce¨Z¸=÷8PîÀù¹Õ¼_-I
_ O¸}B¿vüúýcô).ß·Èdcn^îþÜÛÐ9ò :4ÍG+ÐZt úê³è9ôwüQ@ÍWøç%ë$Çr7AßÑxh{;Ô×¾Fi/ß×à)õØOQ§ãøñø
“%>ÒGþÊ
p/s¿çk$=ÉÜpß Á½}M~X^ø[
Q|^
ÿ-ßNösZNà5×ÄÍ溸ÍÜ-ÜϹ_ò+ùù7%S$%Êf/Îþ*×»ú#)´+â¨
Õý,jZíë
ßh=ºmE7½Üv¡á¹F/¢WÑÐ0û ÍçÃÝ/ª»ß¿wàð3øyü”~B~KI
i$ÈDr¹~o!Èkä]ÎÅ-æ6rýð»{{G’Ë»ÿEYGö¬ìÙg²ÉÍÍ]í¡rT-ݼhðø} (ñQô3ôô[ÖÖ`%@ñ6 jè5âIx
üNÃ3àwüÎÃóáw!^ÁïFÜ¿
¯ÂWãðwØïíðl÷àáGá÷1üü¾ãwð_ñ?1áC$B$O:L”íd&üGVÀo/YIÖÂÝGöÇÉkqåÜB®»û1÷,÷î3ðq>Á7ðsùóø«øWø_ñ¯ó_HÉ2ÉɳR§´J:Gzôvéné»Ò2©¬C¶H¶^öYNnõ=&%³¹¹¹ÿ,ÅÇ8/~oåÎççîæ&O¹x.yû9¤[®G9ü y’áÍx6yòßÆÜ”¥7ü7óWIÞEüÕ
ø y»»*÷T/ÙKv_!/ÑaÕÈmpÒ/Éùä:ÔÉWI¾@çC¿ÿHr)ô÷8²q¿áw ·¹ ù÷×8[ù 9dðÀq±
á>Ô¿Dü$þDßÏݧ5Ö ÑàZ:9þ
§D]´8L̸#s¸§¤¸jKü7Z9Ú)þdÑÅ0n!ài-ÀM~SÈn~åØ×%×ÝÅÅÑLDÝäeTsãmøíD×¢zhp3JÛÑú?^|ðOñ(UÀ-ж /,ļpÜõSàÿ/×oÃC`/̬¨§%×ó-Àzÿ^¿KP7¤¾n>”ù5jÇVxovPùïÑ9 sþ÷w hß|tV{3÷ÁßËNF”ü^^Æm6yÞÁOÎ{kîxÂóAFMø”:?w c73wUî:´ wWîlt»øïÚÜ^T6IºÈI¯û”~äÑïðuÀ·’£7
°
ý~í’ymå¼³1w}îUdþðC-)z]þý6;ÒÙédOn”×ê0»/çÁJ´,w!pÞ§Ð=2 ð~äÜ´{¿$¡½QdÁ È=[²¡ÇÑlî}§±ÉÌE=Ü{h’÷6:à 9ĽÏ$¹Ü[ûZZRâ ±
î-¦§{®ÔO¸·ÈCÀ=qx¯ÅÉJþ¸wüøB¤¦.ÙWV:ܤäþ>îÜaxJvÖ¾ÒÔ±&
d`î
¤¢ó ]ÜÐ {s_0Úù4÷({öâ^>|{Äã#
Göiõ)Ô´»øÞ8ðhwÚØØ
à@ÐNs¸¹¡÷Àù:8&
Источник