Кулагина возрастная психология развитие ребенка
Кулагина Ирина Юрьевна-доцент, и.о. декана ФПК, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник московского городского психолого-педагогического университета. В 1975 году закончила факультет психологии МГУ имени Ломоносова. С 1975 года сотрудник Психологического института РАО (младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ученый секретарь института, ведущий научный сотрудник). С 2002 года ведущий научный сотрудник лаборатории И.В. Дубровиной. С 1993 года ведет преподавательскую деятельность в ВУЗах. Профессор Университета РАО. Доцент кафедры А.А. Вербицкого в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова. С 2002 года доцент кафедры педагогической психологии в МГППУ. Область интересов: развитие личности неуспевающих школьников, детей с задержкой психологического развития в сравнении с нормой, мотивация учения в подростковом возрасте, переживания успехов и неудач в учебной деятельности. Кулагина И.Ю. на видео Книги (5)Возрастная психология Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах. Пособие предназначено для студентов заочного и вечернего отделений университета. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека Соавтор: Колюцкий В.Н. В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина. Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей – школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией. Личность школьника От задержки психологического развития до одаренности. В книге «Личность школьника» рассматривается развитие личности ребенка в школьные годы. Кроме общих для всех детей возрастных закономерностей развития даны отдельные варианты, имеющие свою специфику. Описаны личностные особенности, характерные для учеников с ЗПР и одаренных школьников, детей с высоким уровнем тревожности и разнообразными невротическими реакциями подростков с обостренными чертами характера и склонных к нарушению принятых в обществе норм поведения. Книга может быть полезна и родителям, имеющим трудных детей школьного возраста. Педагогическая психология В учебном пособии представлены общие вопросы педагогической психологии, психология обучения, воспитания, а также проблемы, связанные с профессиональной деятельностью учителя. Рассматриваются представления об усвоении знаний детьми, наиболее известные виды обучения, в том числе развивающего, описаны психологические механизмы, определяющие принятие или непринятие ребенком системы воспитания и отдельных педагогических воздействий. Психологический справочник учителя Соавтор: Фридман Л.М. Данная книга и предназначена для того, чтобы помочь учителю и студенту расширить и углубить свою психологическую подготовку. Книга «Психологический справочник учителя» представляет собой своеобразный справочник, в котором читатель найдет краткие справки-объяснения наиболее важных, для учителя психологических вопросов. Эти справки знакомят читателей как с новейшими исследованиями психологических проблем, так и с основополагающими достижениями психологии по вопросам, имеющим наибольшее значение для учителя в современных условиях. Добавить отзыв |
Источник
В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.
Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей – школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.
Содержание
Предисловие 2
Раздел I. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
Глава 1. Жизнь и деятельность 5
§ 1. Появление психической формы жизни в филогенезе 5
§ 2. Жизнь как совокупная деятельность 7
§ 3. Структура деятельности 8
§ 4. Ведущая деятельность 12
§ 5. Общение как вид деятельности 13
Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека 15
§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности 16
§ 2. Сенсорный уровень 18
§ 3. Перцептивный уровень 22
§ 4. Уровень психики высокоразвитых животных 25
§ 5. Уровень психики человека 31
Глава 3. Мотивация 37
§ 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел 37
§ 2. Индивидуальность, личность, сущность 38
§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип 41
§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира 46
§ 5. Мотивация и типы характера 48
§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза 51
Глава 4. Возрастное развитие: факторы и закономерности 59
§ 1. Предмет и методы возрастной психологии 59
§ 2. Факторы и закономерности развития психики 62
Глава 5. Стадиальность психического развития 67
§ 1. Критерии периодизации возрастного развития 67
§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития 68
§ 3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину 69
§ 4. Стадии развития взрослого человека 70
Глава 6. Развитие личности 73
§ 1. Периодизация развития личности по З. Фрейду 73
§ 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону 74
§ 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу 78
§ 4. Периодизации развития личности по А.В. Петровскому 79
Глава 7 Интеллектуальное развитие 81
§ 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже 81
§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру 85
Раздел II. РАЗВИТИЕ В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ 88
Глава 1. Младенчество (до 1 года) 88
§ 1. Новорожденность 88
§ 2. Младенческий возраст 90
§ 3. Кризис 1 года 93
§ 4. Жизненный мир младенца 95
Глава 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) 97
§ 1. Развитие психических функций 97
§ 2. Эмоциональное развитие 100
§ 3. Кризис 3 лет 101
§ 4. Развитие жизненного мира 102
Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 104
§ 1. Игра как ведущая деятельность 105
Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 105
§ 1. Игра как ведущая деятельность 106
§ 2. Развитие психических функций 109
§ 3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания 112
§ 4. Развитие жизненного мира 116
Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению 119
§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет 120
§ 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика 122
§ 3. Варианты развития 126
Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 128
§ 1. Кризис 7 лет 128
§ 2. Учебная деятельность 130
§ 3. Развитие психических функций 132
§ 4. Мотивация и самооценка 134
§ 5. Линии развития жизненного мира 139
Глава 6. Подростковый возраст (11 —15 лет) 143
§ 1. Пубертатный кризис 143
§ 2. Развитие психических функций 145
§ 3. Развитие самосознания 146
§ 4. Подростковые реакции 150
§ 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы 154
§ 6. Линии развития жизненного мира 156
Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 160
§ 1. Переходный период 160
§ 2. Условия развития 161
§ 3. Стабилизация личности и самоопределение 163
§ 4. Линии развития жизненного мира 166
Приложение ко II разделу. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению 170
Раздел III. РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ 175
Глава 1. Юность (от 17 до 20—23 лет) 175
§ 1. Кризис 17 лет 175
§ 2. Условия развития 177
§ 3. Основные линии онтогенеза 181
Глава 2. Молодость (от 20-23 до 30 лет) 186
§ 1. Главные стороны жизни 186
§ 2. Основные линии онтогенеза 194
§ 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни 201
Глава 3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 204
§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность 204
§ 2. Отношения с детьми 207
§ 3. Зрелость и психологический возраст 211
§ 4. Основные линии онтогенеза 215
Глава 4. Поздняя зрелость (после 60-70 лет) 222
§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст 222
§ 2. Основные линии онтогенеза 226
§ 3. Конец жизни 232
Скриншоты
Источник
Стр. 36
Глава 3. РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ).
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого — ситуация «Мы», как назвал ее Л.С. Выготский. А вот следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
§ 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.
Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.
Речь. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.
Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него — наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа — взрослые должны этому специально научить. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Я очень рад, что ты приехал». «Вова обижал Нюру. Когда я буду большой, я Вову побью лопатой». «Ты — большая, а я маленький. Когда я буду длинный — до ковра… до лампы… тогда я буду большой». Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Что проговаривается в таких случаях? В основном, практические действия ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослым деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.
Источник
ББК 88.8я73
К90
Рецензент и автор
предисловия: доктор психол. наук,
профессор, академик РАО В.П. Зинченко
Кулагина И.Ю.,
Колюцкий В.Н.
К90 Возрастная
психология: Полный жизненный цикл
развития человека. Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений.
— М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
ISBN5-89144-162-4
В учебном пособии
по курсу возрастной психологии
(психологии развития) отражен полный
жизненный цикл, который проходит
человек. Рассматриваются возрастные
закономерности развития в младенчестве,
раннем и дошкольном детстве, младшем
школьном и подростковом возрастах,
юности, молодости, зрелости и поздней
зрелости. Прослежены варианты развития
личности в зависимости от ее направленности.
Теоретический и фактический материал
представлен в традициях психологической
школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,
Д. Б. Эльконина.
Пособие адресовано
студентам психологических факультетов
педагогических институтов и университетов,
но может быть полезно и более широкому
кругу читателей – школьным учителям,
родителям, молодежи, интересующейся
психологией.
ББК88.8я73
ISBN5-89144-162-4 ООО «ТЦ Сфера», 2001
Человек живет в
пространстве времен: в прошлом, в
настоящем, в будущем, в параллельном
времени. Порой он оказывается вообще
вне времени. При этом, в каком бы времени
он ни находился, в каждый момент времени
в нем присутствуют (он присутствует?)
все три цвета времени. Настоящее без
примеси прошлого и будущего вызывает
страх, ужас. Строго говоря, каждый момент
человеческой жизни представляет собой
элементарную, разумеется, виртуальную
единицу вечности. Если бы это было не
так, у человека никогда бы не возникло
представления о вечности. Значит,
человек все претерпеваемые, освоенные
и преодоленные им виды времени, как,
впрочем, и освоенные им виды пространства
носит с собой. Их виртуальность не должна
смущать. Они воспринимаются реальнее,
чем сама реальность. Правда, вечность
люди все же догадались подарить
богам. О. Мандельштам когда-то говорил
о пространства внутреннем избытке.
Равным образом, в человеке присутствует
и внутренний избыток времени, даже,
возможно, в большей степени, чем
пространства. Когда человек не умеет
его укрощать, избыток превращается в
дефицит времени. Но этот же избыток
времени собирается в «мгновении —
длении», в «вечном мгновении»; благодаря
ему возникают «состояния абсолютной
временной интенсивности» (Г.Г. Шпет),
возникает «настоящее будущее поле»
(Л.С. Выготский), или «мир чудовищной
актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда
«меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак).
М.М. Бахтин такие состояния называл
«вневременным зиянием между двумя
моментами времени». Время имеет не
только астрономическое, но и энергийное
измерение: силы притяжения прошлого и
будущего не равны. Есть «цепь,
связывающая с прошлым, и луч – с будущим»
(В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил
о том, что только через напряжение
действия будущее может стать настоящим.
Без напряжения действия будущее навсегда
останется там, где оно есть. Августин,
конечно, имел в виду потребное будущее:
непотребное приходит само, становясь
таким же настоящим.
Все сказанное
позволяет поверить в идею В. Хлебникова
о существовании «Государства Времен».
Если это кому-то покажется слишком
торжественным или невероятным, пусть
попробует возразить Л. Керролу по поводу
того, что «время — действующее лицо».
Ведь лицо выше государства! А раз лицо,
то с ним, как минимум, следует быть
вежливым, что и делают авторы настоящей
книги, посвященной возрастной психологии,
т.е. развитию человека во времени. Вне
категории развития психология как наука
едва ли возможна, поскольку человек
никогда не равен самому себе. Он либо
больше, либо меньше самого себя. Ему
непрерывно приходится преодолевать
не только пространственные, социальные,
но и «хронологические надолбы и рвы»
(Г. Адамович), выбираться из
«хронологической провинции» (С.С.
Аверинцев).
В свете сказанного
вся психология должна была бы быть
возрастной, точнее, психологией развития.
Этому мешает то, что мы весьма смутно
представляем себе, что такое возраст,
что такое возрастная норма и есть ли
она вообще. «Норма развития», действительно,
звучит странновато, так как норма
родственна границе, пределу, стандарту,
наконец. Но ведь то, на что способно
человеческое тело, никто еще не определил,
и никто не опроверг это давнее утверждение
Спинозы. Значительно продуктивнее
говорить о развитии как норме.
Мы, конечно, знаем,
что есть время астрономическое, есть
время содержательное, мерой которого
являются наши мысли и действия, есть
время психологическое, в котором
присутствует весь человек со всем своим
прошлым, настоящим и будущим, есть
время духовное, доминантой которого
являются представления человека о
вечности, о смысле, о ценностях.
Психологическое и духовное время
перпендикулярны непрерывному
астрономическому и дискретному
событийному времени. На этой перпендикулярной
оси (осях) строится высокий ли, низкий
ли внутренний человек. Высота зависит
от того, окажется ли человек на пересечении
множества времен или запутается в их
сетях. В первом случае он сможет сам
выбрать осмысленный вектор своего
дальнейшего движения, роста, развития,
деятельности; но втором — окажется
заложником, пленником внешних
обстоятельств. Конечно, в развитии
человека немалую роль играет случай,
судьба, но еще большую собственное
усилие. Далеко не каждому выпадает
оказаться в нужное время, в нужном месте.
Мне уже приходилось извлекать полезные
для психологии уроки из творчества О.
Мандельштама. Приведу еще один из эссе
поэта «Разговор о Данте»: «Дант никогда
не вступает в единоборство с материей,
не приготовив орган для ее уловления,
не вооружившись измерителем для отсчета
конкретного капающего или тающего
времени. В поэзии, в которой все есть
мера, и вращается вокруг нее и ради нее,
измерители суть орудия особого свойства,
несущие особую активную функцию. Здесь
дрожащая компасная стрелка не только
потакает магнитной буре, но и сама ее
делает». Подобные орудия, функциональные
органы, новообразования создает и
человек. В этом, собственно, и состоит
суть развития. О. Мандельштам, например,
умел слышать время. Он описал его
шум. Человек всегда находится в живом,
жизненном времени, которое отличается
от хронологического времени жизни.
Жизненное время определяет и жизненное
пространство, жизненный мир человека,
которому в книге уделено большое
внимание. Зависимость, разумеется,
взаимная. Художник Р. Пуссет-Дарт
назвал одну из своих композиций:
«Время есть разум пространства.
Пространство есть плоть времени». Вместе
они составляют хронотоп (термин А.А.
Ухтомского), являющийся результатом и
условием развития сознательной и
бессознательной жизни. Хронотоп, как и
все живое, упорно сопротивляется
концептуализации. Его образ дал С. Дали
в своих растекшихся часах на картине
«Упорство памяти». Он же его и
прокомментировал: «…это не только
фантастический образ мира; в этих текучих
сырах заключена высшая формула
пространства — времени. Этот образ
родился вдруг, и, полагаю, именно тогда
я вырвал у Иррационального одну из его
главных тайн, один из его архетипов, ибо
мои мягкие часы точнее всякого уравнения
определяют жизнь: пространство-время
сгущается, чтобы, застывая, растечься
камамбером, обреченным протухнуть и
взрастить шампиньоны духовных порывов
— искорки, запускающие мотор
мироздания».
Приведенные образы
времени, пространства, хронотопа не
так-то просто имплантировать в тело
психологии, в том числе и в тело психологии
развития. Развитие человека нелинейно,
не поступательно. О. Мандельштам писал,
что «Прообразом исторического события
— в природе служит гроза. Прообразом
же отсутствия событий можно считать
движение часовой стрелки по циферблату».
Это полностью относится и к развитию
культуры, в которой, согласно Ю.М. Лотману,
сочетаются постепенные и взрывные
процессы. Это же относится и к развитию
отдельного человека. Оно, если происходит,
событийно, в нем имеются незапланированные
грозовые события, взрывы, взлеты,
падения, новые рождения, описанные
авторами кризисы. Сказанное столь
же несомненно, сколь и трудно поддается
изучению, поскольку траектория развития
каждого человека уникальна, неповторима,
непредсказуема. В этом сложность и
прелесть науки о развитии человека; она
вопреки всему все же возможна, что хорошо
демонстрирует книга, которую предстоит
прочесть читателю. Наука о психическом
развитии человека представлена в ней
как итог (разумеется, не последний)
усилий многих поколений ученых, которые
понимали драматичность и трагичность
человеческого развития, вынося это
понимание за скобки изложения своих
результатов. Авторы настоящей книги
последовали их примеру. Трагедия и
драма — это все же прерогатива
искусства. Впрочем, читатель с ним
встретится в книге. Но многое ему
придется самому вчитывать в эпическое
изложение хода развития, представленное
в ней.
Это можно делать
так, как это сделал я, в настоящих
заметках. Можно (и нужно) делать это
по-своему. Полезно попробовать в
описаниях авторов узнать самого себя.
Со своей стороны скажу, что такое
узнавание в психологии развития
достигается легче, чем в академической
общей психологии.
В книге представлены
не только детство и юность. В ней
представлена и зрелость, что в нашей
литературе встречается не часто. При
ее чтении следует помнить, что достижения
каждого возраста обладают непреходящей
ценностью. Мой учитель — выдающийся
детский психолог А. В. Запорожец
заботился об амплификации детского
развития и не советовал проявлять
неразумную торопливость, ускорять
переход ребенка с одной стадии развития
на другую. Нужно помнить и завет П.А.
Флоренского о том, что гений — это
сохранение детства на всю жизнь, а талант
— это сохранение юности на всю жизнь.
Доктор
психологических наук,
профессор,
академик РАО
В.П. Зинченко
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник