Куклотерапия как средство развития личности ребенка

Куклотерапия как средство развития личности ребенка thumbnail

                                                                                Н.И.Козюра

Куклотерапия как средство развития личности ребёнка с    ограниченными возможностями здоровья.

Дети с психофизическим и умственным недоразвитием личности отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Многие дети имеют диагноз ранний детский аутизм. Ребятам сложно понимать обращённую речь, а следовательно и выполнять задания. Тем не менее, основными задачами работы являются: развитие речи, общей координации движений, коммуникативных навыков и эмоциональной адекватности. Без этого невозможна социальная адаптация данной категории детей.

Очевидно, что для успешного взаимодействия с нашими детьми требуется посредник. Таким посредником стала Кукла.

Куклы были специально разработаны для наших детей и изготовлены руками педагогов и родителей. Этот момент особенно важен, так как кукла, изготовленная руками любящих взрослых обладает особой привлекательностью для ребёнка и оказывает значительный терапевтический эффект.

В куклотерапии с детьми, имеющими психофизическое и умственное недоразвитие используются куклы, соответствующие возможностям ребёнка и развивающие их. Разработаны и применяются следующие виды кукл:

Петрушечные куклы – куклы ,которые одеваются на руку (достаточно традиционный вид кукол, однако важно, чтобы они были не промышленного производства, а рукотворного.)

Вязанные пальчиковые куклы – небольшие куклы, связанные из плотной нити, одевающиеся на палец ил пальцы. Куклы отображающие разных животных из любимых сказок. На куклах имеется петелька, для того чтобы ребёнок мог её подвесить на панно-сцену. Вязанные куклы яркие и красивые. Благодаря своей фактуре они позволяют учить ребёнка дифференцировать свои ощущения.

С помощью вязанных кукол осуществляется сказочные театральные постановки. При этом сценой является специально изготовленное педагогами и родителями панно «Теремок» и «Дерево» (на которых имеются специальные крючки.) Отыграв свою мизансцену, ребёнок вешает куклу на панно. Таким образом развивается пространственная ориентация.

Мягкие подвижные «Куклы-рукавички».  Кукла представляет собой мягкую «бабушкину» куклу. Такие куклы раньше изготавливались из разноцветной материи и назывались «тряпичными». Особенность «Куклы-рукавички» в том, что на спине куклы пришита рукавичка-держатель. Она необходима для того, чтобы ребёнок, не имеющий возможности фиксировать кисть руки, мог легко держать куклу.

«Кукла-руковичка» помогает детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу); также ребята вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения, изучать пространственные направления. То, что просит педагог «выполняет» кукла, а не ребёнок. Оказывается, ребята  с большим удовольствием выполняют различные задания педагогов от имени куклы и для неё. Таким образом развиваются коммуникативные навыки и пространственные представления.

Комбинированная кукла. Кукла состоит из нескольких частей:

– стакан-подставка/держатель с прорезью для палочки, на которой крепится голова;

– одежда куклы;

– голова куклы: лицо, изображающее известного персонажа из сказки и палочка-крепление.

             Комбинированная кукла универсальна. Она может быть использована как целиком, так и по частям. Кукла разработана с учётом такой особенности детей как ограниченность в движениях. Поэтому, если ребёнок не может держать куклу в руках, он продевает руку в пластмассовый стакан-подставку. Таки образом фиксируется кисть руки.

             Благодаря комбинированной кукле ребёнок может показывать кукольные спектакли, используя в качестве сцены стол или ширму.

«Я кукла» – особый вид кукол. Они имеют размер почти в рост ребёнка. Есть кукла-девочка и кукла-мальчик. Кукла сконструирована таким образом, что руки ребёнка становятся её руками (руки продеваются в руки-рукава), а ноги ребёнка становятся ногами куклы (ноги ребёнка одеваются в тапочки куклы). Дополнительное крепление – подвязка на талии ребёнка.

При помощи Я-куклы ребёнок приобретает полную психологическую защиту и действует от имени куклы. Общение с такой куклой способствует самоидентификации ребёнка и расширяет возможности его взаимодействия с окружающим миром.

Куклы-марионетки. Это наиболее сложный для данной категории детей вид кукол. Марионетки требуют достаточно хорошей моторной скоординированности. Однако, держа куклу в своих руках и руководя ею, ребёнок на бессознательно-символическом уровне учится волевому саморегулированию.

            Благодаря разнообразию кукол, можно менять различные виды деятельности, поэтому ребята быстро не утомляются. Становится возможной и постановка кукольных спектаклей. А это, в свою очередь, даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям.

             Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие результаты:

     – развивается речь детей;

     – развивается эмоциональная и моторная адекватность;

     – развиваются коммуникативные навыки;

     – пространственная ориентация;

     – укрепляется союз с родителями.

Источник

Куклотерапия как метод психологической коррекции появилась сравнительно недавно. Первыми ею заинтересовались педагоги-психологи, работающие с детьми дошкольного возраста, так как куклотерапия для них едва ли не единственный метод изучения переживаний детской души.

Сегодня эта методика пользуется спросом у практикующих психологов в работе с разными возрастными категориями клиентов.

Что такое куклотерапия

что такое куклотерапия

Куклотерапия – это разновидность лечения души средствами творчества. Игрушка в данном направлении коррекции является посредником между ведущим и клиентом. Она рождает у клиента чувство безопасности. Именно через нее ребенок получает возможность выразить свои эмоции.

Анализируя действия с куклой, психолог обнаруживает истинные причины личностных проблем ребенка. То есть, куклотерапия является не только коррекционным, но и диагностическим методом психологической работы. Наблюдая за манипуляциями, которые ребенок совершает с куклой, психолог получает информацию об особенностях семейного воспитания малыша, об уровне его нравственности.

В работе со взрослыми куклотерапия помогает человеку пережить те или иные эмоции, без которых невозможен дальнейший личностный рост. Для данной категории клиентов самодельная фигурка является средством, подсказывающим людям направления самосовершенствования.

История возникновения

Немного расскажу об истории возникновения куклотерапии как метода психокоррекции.

У славянских племен кукла являлась не только игрушкой, но и оберегом. Мать самостоятельно изготавливала младенцу куколку, играя с которой малыш получал свой первый опыт предметного манипулирования. В древние времена женщины шили кукол из натуральных тканей, наполняя их горохом и целебными травами. Считалось, что аромат целебных трав благотворно влияет на психику, а возможность теребить горошинки под тканью развивает тонкую моторику пальцев.

Читайте также:  Роль матери в процессе развития ребенка

Чуть позже родители стали использовать куклу для формирования нужных моделей поведения у детей. Если ребенок плохо кушал, они предлагали ему покормить куклу. После проигрывания такого сюжета у малыша просыпался аппетит. Если ребенок отказывается ложиться спать, мама обращала его внимание на то, что куколка уже спит, после чего упрямец тут же спокойно укладывался в постель.

Анна Фрейд

Элементы куклотерапии использовали последователи психоанализа. Так, Анна Фрейд говорила о том, что ребенку трудно рассказать о своих переживаниях взрослому, но он легко может поделиться ими с куклой.

В 1926 году М. Райт в Британии использовал кукол для того, чтобы устранить у детей страх перед врачами и больницами.

Метод куклотерапии является ответвлением психодрамы. Основоположниками куклотерапии в России считают Т.Л. Шитову и И.Я. Медведеву.

Цели

цели куклотерапии

Сегодня куклотерапия в психологии – это технология работы, цели которой разнообразны. В зависимости от проблем клиента, психолог выбирает тот или иной вид сказочной куклотерапии.

В задачи куклотерапии входит:

  • работа с эмоциями клиента;
  • актуализация личностного ресурса клиента;
  • расширение запаса моделей поведения;
  • формирование адекватной самооценки и целостного образа «Я» у клиента.

Целеполагание в куклотерапии предполагает комплексное решение задач психокоррекции.

Какие проблемы решает куклотерапия

Коррекция куклотерапией назначается при следующих проблемах:

  • неустойчивость эмоционального фона, излишняя подвижность психики;
  • слабое развитие саморегуляции, отсутствие навыков рефлексии и анализа собственного поведения;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • расстройства аутистического спектра;
  • конфликтность, агрессивность;
  • наличие личностных комплексов;
  • трудности социализации;
  • застенчивость и замкнутость;
  • проблема идентичности;
  • отставание в речевом и психическом развитии;
  • склонность к девиантному поведению;
  • высокая тревожность, наличие фобий;
  • трудности в детско-родительских отношениях;
  • посттравматический синдром;
  • гиперактивность;
  • слабое развитие тонкой моторики рук.

Виды и методы

теневая куклотерапия

Сегодня получили распространение такие виды куклотерапии, как:

  • Проективная экспрессивная куклотерапия. Автором этой разновидности арт-терапии является Л. Лебедева. Средством психокоррекции выступают самостоятельно изготовленные участниками бумажные куклы, которые крепят на палец. Данный вид куклотерапии успешно решает задачу переноса своих переживаний на бумажного человечка. Дети откровенно рассказывают о своих переживаниях от лица бумажной куклы.
  • Управление марионеткой. Этот вид куклотерапии подходит для женщин, его разработала Л. Колошина. Из различных материалов женщины изготавливают кукол-марионеток, которых отождествляют с собой. Особенности внешнего вида куклы и скорость ее движения выбирает сам мастер, который ее делает. Данный вид куклотерапии решает задачу самоизменения личности. Механизмом для этого служит изменение куклы. Психолог учит девушек управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение.
  • Кукольный театр. Эта разновидность предполагает изготовление перчаточных кукол: сначала делают голову, плотно набивают ее синтепоном, а затем к ней пришивают конусообразный кусок ткани, в который просовывают руку и «оживляют» куклу.
  • Теневая куклотерапия. В картотеку для занятий с детьми и подростками этот вид куклотерапии пришел из театра теней. Такие упражнения стимулируют желание участников поделиться друг с другом самым сокровенным, так как полумрак создает интимную атмосферу, сближает участников.

Техники

техника хозяюшка

Техники куклотерапии позволяют уточнить психологическую проблему. Распространенными техниками изготовления кукол в рамках данного направления психокоррекции являются:

  • «Хозяюшка». Как правило, такую куклу шьют. Психологи предлагают сделать такую куклу женщинам, испытывающим трудности в семейной жизни. В ходе изготовления куклы рекомендуется обдумывать сложные ситуации в семье, стараясь наделить куклу чертами хорошей хозяйки.
  • Мотанка. Она изготавливается из ниток. В психологии мотание символизирует движение вперед, распутывание клубка проблем. В процессе работы у клиентов часто случаются инсайты: наматывая нитки, они находят ответы на трудные вопросы.
  • Бумажная кукла. Эта техника идеальна для работы с агрессивными детьми. Разрезание или разрывание бумаги помогает им проработать негативные эмоции, успокоиться.

Занятия и упражнения

Занятия куклотерапией

Занятия куклотерапией организуются в просторном помещении, где есть столы и стулья. Формами проведения куклотерапии являются групповая и индивидуальная.

Выделяют 2 этапа процесса куклотерапии:

  1. Изготовление куклы. На данном этапе ребенок выбирает материал, из которого будет мастерить игрушку. В процессе работы проявляются личностные качества ребенка. Психолог направляет творческий процесс, задает уточняющие вопросы о деталях куклы.
  2. Инсценировка ситуаций. На этом этапе ведущий предлагает участникам тот или иной сюжет, в котором главными действующими персонажами будут куклы. Как правило, предлагаемые психологом сценарии связаны с ситуациями нравственного выбора. Участники получают возможность пополнения своего запаса моделей поведения, развития коммуникативных навыков.

Традиционными упражнениями куклотерапии являются:

  • беседа ребенка с куклой;
  • рассказ ребенка о жизни куклы;
  • сочинение детьми историй и сюжетов с участием сказочных персонажей;
  • диалог двух кукол;
  • организация спектакля;
  • обсуждение спектакля.

Занятия куклотерапией выполняют такие функции, как:

  • Коммуникативная функция. Занятие не обходится без общения участников между собой. Психолог с помощью вопросов и комментариев направляет общение детей.
  • Функция релакса. Занятия имеют особую структуру, где постепенно нарастает эмоциональное напряжение, потом случается катарсис, а затем трансформация негативной эмоции в позитивную. Кроме того, погрузившись в творческий процесс создания куклы, человек отвлекается от суеты, получает возможность диалога с самим собой.
  • Педагогическая функция. В процессе занятий участники получают новые знания, умения и навыки, формируется их познавательный интерес.
  • Функция коррекции. Куклотерапия создает предпосылки не только для коррекции эмоционально-волевой сферы, но и для речевого и психического развития, личностного роста, оптимизации межличностных отношений.

Мой опыт

Я провожу занятия куклотерапией для детей. Сначала я предлагаю детям вспомнить любимого сказочного персонажа или героя мультфильма. Когда каждый определился с привлекательным образом, я предлагаю смастерить этого героя. Я предоставляю самые разные материалы для творчества:

  • бумагу;
  • краски;
  • клей;
  • ткань;
  • нитки;
  • пластилин;
  • конструкторы;
  • фольгу.

Если дети маленькие, то малыш может обратиться за помощью в изготовлении поделки к маме, которая присутствует на занятии. В данном случае куклотерапия как метод арт-терапии гармонизирует детско-родительские отношения.

Далее с участием изготовленных кукол мы разыгрываем ситуации, которые для детей являются травмирующими. Например, визит к стоматологу.

Сценарий начинается с того, что у сказочного героя очень сильно заболел зуб. (Начало истории я всегда сообщаю сама, а затем даю детям время на придумывание сюжетной линии). Как правило, участники делятся на 2 группы: одни сказочные герои предлагают тому, кто мучается от зубной боли как можно скорее пойти к врачу, а другие предлагают различные способы отвлечься от этого зуба.

Читайте также:  Институт национального развития и здоровья ребенка

По ходу развития сюжета я периодически напоминаю, что зуб болит все сильнее. Мне нужно подвести ребенка, чей персонаж мучается от зубной боли к принятию единственно верного решения: пойти к стоматологу. Страх мешает ребенку решиться на это (иногда дети плачут). Но здравый смысл все же должен победить.

Когда малыш приводит своего героя лечить зуб, он уже устал от эмоционального напряжения. Тут я очень быстро совершаю несколько действий с инструментами, напоминающими приборы, которыми пользуются врачи: пинцет, металлическая лопаточка, бутылочка из-под лекарства. Я говорю, что зубик больше не болит. Тут ребенок испытывает облегчение, негативные переживания уходят. Я прошу показать, как радуется его сказочный герой. Остальные куклы-участники восторгаются его смелостью, говорят ему комплименты.

Мой опыт работы показывает, что если повторить такую куклотерапию несколько раз, ребенок перестанет бояться визитов к стоматологу. На мой взгляд, куклотерапия для дошкольников – это один из самых приемлемых способов устранения фобий и снятия тревожности.

Известно, что иногда куклотерапия используется в упрощенном виде: серия упражнений проводится с покупными игрушками. Но здесь уместнее говорить об игротерапии. Самостоятельное изготовление куклы – это самая важная стадия коррекционного процесса, во время которой запускаются важные психологические механизмы. В некоторых случаях после завершения творческого процесса по изготовлению куклы дальнейшие действия с ней оказываются необязательными.

Заключение

Главными компонентами, определяющими успешность психокоррекции с помощью самодельных кукол, являются:

  • интерес ребенка к предлагаемому виду деятельности;
  • использование куклы в качестве посредника между клиентом и психологом;
  • соответствие метода возрастным особенностям клиентов.

Эти особенности метода объясняют тот факт, что куклотерапия завоевала сердца многих специалистов, работающих с детьми.

Источник

В психологической работе с ребёнком бывают определенные сложности – это достучаться до него, завоевать доверие, получить своего рода разрешение на оказание помощи. Поэтому крайне важен выбор корректной формы общения с проблемным малышом. Сегодня во всём мире для психологической коррекции детей и подростков активно используются сказкотерапия и куклотерапия. Эти два метода позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и, главное, позволяют сделать так, что помощь взрослого будет принята, а все важные слова и советы – по-настоящему услышаны.

Куклотерапия – это одна из направлений арт-терапии и игротерапии, помогающая решить психологические проблемы, такие как:

  1. Зажатость, закомплексованность;
  2. Последствия психотравмы (в том числе и скрытой, до конца не осознаваемой);
  3. Отторжение реальности;
  4. Сложность выражения эмоций;
  5. Трудности в построении общения с другими людьми;
  6. Аутичность или аутизм.

Кукла в данном методе психологической помощи выступает посредником между ребёнком и кооректирующим взрослым. Сначала нуждающийся в коррекции малыш создаёт свою куклу, а затем под руководством помощника «играет» с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними.

История метода

Кукла – обязательный и привычный всем атрибут детства, пришедший в современную жизнь с древнейших времён. Столетия назад новорождённому малышу обязательно дарили куколку-оберег, которая охраняла малыша от болезней и злых духов. Этот подарок человек берёг на протяжении всей своей жизни как верный и самый главный талисман.

Воспринимая куклы как игрушки, родители тем не менее прекрасно знают об их «магических» свойствах: ребёнок будет есть, если «покушает» его кукла; с радостью пойдёт на прогулку, если любимого друга можно будет взять с собой.

В определённый период развития практически все дети верят в то, что на самом деле куклы живые, просто скрывают свою тайну от взрослых (вспоминайте и «Щелкунчика», и «Голубую стрелу», и «Буратино», и даже диснеевскую «Историю игрушек»). Куклам дети рассказывают о своих печалях, рядом с ними сладко засыпают по ночам.

Несомненно, обо всём этом размышляла Анна Фрейд – дочь великого Зигмунда, основавшая детский психоанализ и предложившая куклотерапию как один из его ведущих методов.

На наших просторах куклотерапию развивали и популяризировали такие советские учёные, как И.Медведева и Т.Шишова, впервые предложившие кукольные детские театры как форму досуга, укрепляющую психологическое здоровье подрастающего поколения.

Как вы видите, куклотерапия – это не просто модное слово, возникшее вчера и не имеющее под собой научной основы. За этим методом – годы и годы упорной плодотворной работы, плодами которой грех не воспользоваться современным родителям, психологам и педагогам.

Показания к применению, цели куклотерапии

Можно выделить ряд случаев, при которых применение куклотерапии будет целесообразно. Например, в жизни ребёнка присутствовала некая психическая травма, справиться с которой самостоятельно он не сможет. Или же ребёнок замкнут, потерян, закрыт для всего окружающего. Малыш может, наоборот, быть гиперактивным, не справляться со своими эмоциями, иметь склонность к истерикам, тяжело переживать кризисы. И наконец, куклы окажутся очень полезны для аутичного маленького человека.

В работе на всеми этими проблемами психолог, правильно применяющий куклотерапию, может достигнуть следующих целей:

  • Релаксация (психологическая разрядка напряжённого ребёнка, повышение градуса его доверия к миру);
  • Построение коммуникативных мостиков (налаживание отношений между ребёнком и взрослым или между ребёнком и ребёнком; создание детского коллектива);
  • Развитие (актуализация памяти, сообразительности, воображения, фантазии детей);
  • Получение новых знаний о мире.

Виды и методы куклотерапии

Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый. Он будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.

В самом общем виде методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует психолог. Это могут быть:

  • Куклы-марионетки. Такие куклы изготавливаются из нескольких частей, подвешиваются за ниточку и могут шевелить руками и ногами. Они свободны в движениях, поэтому при их помощи можно показать много событий и эмоций.
  • Перчаточные куклы. Это традиционные участники кукольного театра «Петрушка»: твёрдая голова, к которой крепится мягкое полое тело. Такая кукла надевается на руку как перчатка и по сути становится частью кукловода. Для того что бы руководить такой куклой, ребёнок должен обладать определённой степенью мастерства, поэтому на занятиях этому должно посвящаться должное количество времени.
  • Пальчиковые куклы. Самый простой вариант игрушки. Некоторые психологи даже практикуют использование экспресс-куклы: на шарике для пинг-понга рисуется лицо, и такой шар надевается на палец ребёнка. Казалось бы, это какая-то халтура, но на самом деле, по тому, каким будет лицо на шаре, многое можно будет сказать об эмоциональном состоянии пациента. И сразу станет понятно, в каком направлении нужно выстраивать работу дальше. Пальчиковые куклы могут изготавливаться из фольги, картона, даже из небольшой спринцовки. У ребёнка может быть целый ассортимент таких кукол-актёров – с разными выражениями лица – для любого настроения.
  • Верёвочные куклы. Они представляют собой комбинацию петель.Такие куклы-абстракции больше подходят для детей постарше. Поскольку лиц как таковых у них нет, маленькому ребёнку сложно пройти путь отождествления, а вот подросток наоборот оценит эту таинственность и недосказанность. Такая кукла может быть любого размера, в том числе даже ростовой. Ребёнок, снабдив её каким-то своим атрибутом, например, резинкой для волос, обязательно рассмотрит в ней своё отражение.
  • Плоскостные куклы. Бумажные, картонные или пластиковые, эти фигурки просты в плане изготовления, ведь нужно уметь только рисовать и вырезать, а этими навыками к трём годам владеет абсолютно любой ребёнок. Не нужно недооценивать возможности таких кукол-рисунков: может, они не так человекоподобны, как марионетки или перчаточные куклы, но связь с ними пациент обязательно почувствует.
  • Теневые куклы. Особый вид театральных кукол, предназначенных для теневого театра. Подойдут для более подготовленных детей, уже «подкованных» в создании театральных представлений. Теневые спектакли создают особую атмосферу доверительности и интимности, полумрак способствует ощущению уюта и желанию поделиться самым для себя важным и сокровенным.
Читайте также:  Значение двигательной активности для здоровья и развития ребенка

Не нужно думать, что кукла для занятий обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной. Куклу ребёнок делает сам, и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире. Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нём не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками.

Первым этапом работы куклотерапевта является создание куклы.

Затем идёт обучение управления ею.

Третий этап – самый тонкий и сложный – правильная беседа с куклой, её «оживление».

И наконец венцом работы становится собственно создание спектакля (мини-спектакля или просто сценки) с участием созданной игрушки – по сути это сказкотерапия с участием кукол, сказкотерапия пластичная и наглядная, близкая и понятная каждому малышу.

Куклотерапия для детей дошкольников

Несомненными достоинствами куклотерапии в работе именно с детьми являются следующие её особенности:

  • Естественность. Игра – самая нормальная среда для ребёнка, такая форма занятий вызывает его доверие, что способствует быстрому и мягкому раскрепощению.
  • Наличие симпатичного посредника. Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться. Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.
  • Интерес. Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.

Занятия и упражнения

Куклотерапия – процесс сложный, интересный, захватывающий. Укажем лишь несколько основных упражнений, без которых сложно представить этот метод. Но помните, всегда можно придумать и что-то своё, подходящее именно вашему ребёнку.

  1. Установление доверительных отношений с ребёнком. Создание проекта будущей куклы;
  2. Изготовление уникальной куклы-помощника;
  3. Беседа или даже интервью с куклой;
  4. Монолог ребёнка о жизни куклы;
  5. Сочинение историй (сказок) о кукле;
  6. Знакомство куколок разный детей;
  7. Создание совместной истории о нескольких куклах сразу;
  8. Обсуждение сценария кукольного спектакля;
  9. Репетиции спектакля;
  10. Исполнение спектакля;
  11. Обсуждение спектакля с ребёнком наедине или в группе детей.

Спектакль (представление) служит своеобразным катарсисом куклотерапии, её кульминацией. Он дарит ребёнку удовольствие и неповторимые эмоции, которые и делают его более открытым и творческим.

Важно! Самостоятельное применение куклотерапии – не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Очень важно, чтобы ребёнок создал куклу именно сам, а типичная мама легко может увлечься помощью настолько сильно, что в итоге это будет её кукла, и ребёнок не будет чувствовать никакого родства с этой игрушкой.

Успехи куклотерапии в работе с особенными детками

Являясь одновременно частью игротерапии и арт-терапии, куклотерапия сегодня успешно используется в работе с детьми-аутистами.

Больших успехов в раскрепощении и социальной адаптации таких деток добиваются кукольные театры, в которых и куклы-актёры, и сценарии постановок создаются самими маленькими участниками.

Работа в таких театрах помогает малышам открыть глаза на реальность и своё место в ней, научиться распознавать свои эмоции и правильно владеть ими. Мамы детей-аутистов отмечают, что после участия в кукольном представлении они замечают значительные улучшения в речи, а также в социальной адаптации особенных малышей. У них появляются друзья, они становятся тактичнее и сдержаннее в проявлении негативных эмоций.

Скачать конспект и литературу по куклотерапии

1. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда.

Татаринцева А.Ю. [Tatarinceva_A.YU.]_Kukloterapiya_v_rabote_psiholo(b-ok.org)

2. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. 

Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю korrekciya_trevozhnosti

Куклотерапия, по сути, – это творчество. А любое творчество – это создание маленького чуда. Мы искренне желаем вам чудес в решении любых психологических проблем ваших замечательных детей.

Статью прочитали: 9 236

Источник