Кукла в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

«Дидактическая кукла в развитии и воспитании детей раннего возраста».

Одним из наиболее эффективных средств  развития и воспитания дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой. Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. В игровой, неформальной обстановке дошкольники усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Любая игра немыслима без игрушки.

В настоящее время дети стали больше отдавать предпочтение планшетам и гаджетам, стали мало играть в игры, в которые играли их родители еще 20 лет назад. Стали мало играть в куклы, т.е. игры, которые способствуют развитию чувства доброты, материнства, чуткости. Все это вызывает тревогу за будущее поколение. Вот почему игровые занятия  с куклой актуальны для развития и воспитания ребенка, так как дети, это будущее того общества, в котором всем нам предстоит жить!

  Кукла – занимает особое место в воспитании ребенка. Игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной и речевой деятельности детей.

        Не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают. Дошкольники обыгрывают различные ситуации, отображают и закрепляют обобщенные представления о них. В игре с куклой зарождается сюжетно-ролевая игра, когда дошкольник использует взятую на себя роль. Дети играют в парикмахерскую, больницу, словом во все то, что встретится в жизни. Они проигрывают сюжеты и целые сюжетные линии. Играя, ребенок воспроизводит взаимоотношение людей и усваивает законы общества. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующие социализации детей.

Образовательная работа с малышами может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится. В группе раннего возраста игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами проводятся в утренний отрезок времени с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 10 минут.

В течении учебного года я разрабатывала игры-занятия с куклой (Приложение  №1, №2). Разработала перспективный план. Были проведены консультации по темам: «Игрушка в жизни ребенка», «Как правильно выбрать игрушку ребенку». Совместно с родителями была изготовлена дидактическая кукла, которую мы используем непосредственно образовательной деятельности, а также в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.

Так например, для детей не достигших 2 лет я разработала цикл игр-занятий « Играем с Лялей», на которых дети знакомятся с куклой и как с ней действовать.

Для детей от 2 до 3 лет при формировании культурно-гигиенических навыков я использую следующие игры-занятия: «Мы моем кукле руки», «Катя проснулась», «Кукла Катя причесывается», «Сделаем Кате красивую прическу», «Купание куклы Кати», «Наденем кукле Кате чистое платье», «Оденем Катю на прогулку», «Куклы на прогулке», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки». При формировании навыков поведения за столом использую игры-занятия: «Покажем кукле Кате как нужно сидеть за столом», «Напоим Катю чаем», «Накормим куклу Катю обедом»(умение пользоваться столовыми приборами). При формировании добрых отношений ко взрослым, сверстникам: «Кукла Катя заболела», «День рождения у куклы Кати», «Кукла Катя у нас в гостях», «Катание кукол на машине», «Покатаем кукол с горки». В воспитании бережного отношения к вещам использую игры-занятия: «Кукла Катя убирает игрушки», «Кукла хочет спать», «Погладим кукле платье». В воспитании интереса к труду взрослых: «Починим игрушки», «Стирка кукольного белья» и другие.

Таким образом, игры с куклами способствуют всестороннему развитию детей. Наблюдая за играми детей, я обратила внимание, что дети больше стали интересоваться куклами. Они их кормят, укладывают спать, укачивают. Играя с куклой, дети чувствуют свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития личности ребенка.

Источник

Алла Юрьевна Бербенева
Консультация для родителей «Роль куклы в воспитании дошкольников»

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о наших детях. В настоящее время размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.

Но самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными, а у детей искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, перед нами, педагогами, необычайно остро стоит проблема социально – нравственного воспитания дошкольников. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств дошкольника,как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.

Читайте также:  Ребенок цифрового мира изменяя законы развития

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, он не имеет проблем в общении с окружающими и гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно еще и потому, что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами нравственной деятельности, поэтому встает необходимость обучения этим способам.Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки.

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.

В словаре русского языка С. И.Ожегова дается следующее объяснение: кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Игровая кукла – это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Куклы в древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями.В старину существовало поверье: если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит Кувадка, то она отгонит от него злую силу.У славян было большое разнообразие игровых кукол: от «стригушки» (во время полевых работ женщина брала ребенка с собой и, чтобы занять его, делала куклу из стриженой травы) до «вепсской куклы» (делалась из старых вещей матери без использования ножниц и иглы, чтобы в жизни ребенка ничто «не резало» и «не кололо»). “Стригушку”порой использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы. Так, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат. Главной задачей такой куклы является оградить душу ее владельца от темных помыслов или злых сил. Это еще и символ связи между поколениями. В игрушечной форме зашифрован мощный оберег семьи, рода

Были куклы лечебные. Это Козьма и Демьян. Ходило предание, что на Руси жили два брата – погодка. Они были бессребрениками, лечили людей и не брали денег и еды. Но однажды один брат взял за лечение немного еды. Другой брат обиделся и велел похоронить их после смерти в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому захоронили их вместе. За добрые поступки братьев возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.

Были и игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду, кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси спокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза,рот нос: нечистый дух может вселиться.

Обычно изготавливались куклы очень быстро и просто. Основой кукол – пятиминуток могли служить поленце, кора деревьев, картон или кусочек плотной тканой материи. Все это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском – это сильный оберег, повязывался платок – и кукла готова. Поэтому и назывались такие куклы – «свертки».

Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок – голышок. Отличительной особенностью техники ее изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что Малышок – голышок, изображающий мальчика, – достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Каких – то полтораста лет назад куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае не выбрасывали – грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни.На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».Была и такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.

Читайте также:  Влияние семьи на психологического особенности развития ребенка

Итак, кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа.

Кукла также выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего «детства», своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла воплощает в себе важную функцию товарища, друга, с которым ребенок может «уединиться вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте – символа детства, любви, привязанности. Кукла не уходит из нашей жизни и потом, становясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти или моды. Постоянство ребенка по отношению к самой близкой и родной кукле, состарившейся, потерявшей блеск и красоту, является одной из самых привлекательных характеристик детской души.

Анализируя выбор куклы ребенком и различные действия с ней, можно с уверенностью сказать, что игра в куклы одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, а значит, и способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. Именно в игре раскрывается динамика образа куклы, ее субъектно-объектный смысл. Кукла – это отражение образа человека, и у каждого ребенка она вызывает представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами,ребенок включается в мир людей: здесь он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

Куклыимеют разные функциональные значения: кукла-малыш, кукла-подруга, кукла, имитирующая какую-либо профессию; кукла – воин, родитель, герой произведения, супермен и др. Далеко не каждая из этих кукол является средством игры нравственного содержания и способна направить игровую деятельность ребенка на развитие положительных взаимоотношений с окружающими. Так, кукла – монстр будит в ребенке агрессивность, кукла-воин – желание убивать, супермен может рождать вседозволенность и т. д. То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т. п.) Игра с монстрами – это, как правило, погоня, битва, пожирание. Поскольку подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, собственная содержательная игра ребенка не формируется, она заменяется манипулированием. Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.

Столь популярная сейчас кукла Барби для ребенка вообще вредна и для игры в «дочки-матери» не подходит. Существует мнение, что Барби –это кукла социального успеха, взрослая, шикарная, обеспеченная, ничем не занимающаяся и не увлекающаяся молодая женщина, так сказать «идеал» для современных девочек. Она мало интересна сама по себе и существует только в окружении собственных вещей. Ее неудобно заворачивать в одеяло. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак», ее даже не накажешь. Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится.

Получается, что играть с Барби никак нельзя. Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения взрослых. Вершиной которых таких на сегодняшний день является «беременная» Барби. Она «наглядно моделирует»процессы беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть его назад.

У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени возникнет интерес к собственному телу. Так же, слишком большие наборы для сюжетных игр (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим) может привести к тому, что девочке вовсе не останется места для фантазии и творчества в игре.

И только кукла-младенец вызывает у ребенка естественное чувство заботы, желание ухаживать за ней, помогает отразить реальную жизненную ситуацию. Оживляя куклу, ребенок, наделяет ее с собственным лицом, характером в зависимости от собственного поведения и опыта. В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают самого дошкольника.

Кукла, являясь своеобразным заместителем человека, дает малышу возможность «воспитывать» самого себя, передавать свои знания, активизировать их, учиться аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств. Игры с куклами способствуют развитию произвольности дошкольников, что является фундаментом нравственных качеств. Все вышесказанное будет зависеть от образа используемой куклы, содержания детских игр и педагогического руководства родителей и воспитателя.

Читайте также:  Влияние сказки на психическое развитие ребенка

В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Так, например, академик Е. А. Аркин считал, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о младших, заботы о детях [1].

Л. В. Артёмова отмечала, что кукла является целью игры, так как дети выполняющие роль строителей, охотно строят для кукол удобный дом, водитель заботится о том, чтобы вовремя доставить пассажиров, врач бережно лечит больных и так далее [2].

Игра с живым партнёром – другим ребёнком требует, как правило, соблюдения правил и согласия относительно их выполнения, игра с куклами предоставляет максимум индивидуальной свободы. Кроме этого игры с куклами позволяют ребёнку моделировать способы поведения, относимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Необходимое взаимодействие с партнёром требует от ребёнка актуализации следующих способностей: умения договориться, межролевой согласованности и так далее. Ситуация значительно упрощается, если партнёром по игре является кукла. Кукла не обижается, не бросает играть, не навязывает своего образа действий. Важно, чтобы ребёнок научился видеть в кукле живого, требующего неустанного внимания и заботы человека [3].

Игры с куклами должны приучать детей жить в коллективе, уважать взрослых и товарищей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, проявлять заботливое отношение к маленьким, оказывать им помощь.

В современной психологии также рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».

Куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи,например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости, выработка навыков саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – родитель, для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекции страхов, нарушенного поведения. Кукла помогает ребенку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

«Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Для взрослого – это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

В заключение хочу сказать, что кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре. Кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку, кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка, через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества, а также она является посредником между взрослыми и ребенком, так как позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Нужно помнить, что ребёнок – существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, сочувствия, радости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными, а у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

Список литературы

1. Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы. – М.: Просвещение. – 1967.

2. Артёмова Л. В. Формирование общественной направленности ребёнка. – дошкольника в игре. –Киев: Вища шк. – 1988.

3. Морозова Е. Ю. Воспитание доброты у старших дошкольников в играх с куклами. Дисс… канд. пед. наук. – М. – 2009.

4. Морозова Е. Ю. Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании: Методическое пособие. – М.: Школьная пресса. – 2011.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: «А Темп». – 2004.

6. Флерина Е. А. Кукла и её роль в воспитании ребёнка//Советская игрушка. – 1936.

7.Интернет ресурсы:

• https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/pedagogicheskii-potentsial-kukol-v-vospitanii-doshkolnikov

• https://proigrushku.ru/rol-kukly-v-vospitanii-rebyonka-igry-s-kukloj/

• https://www.b17.ru/article/6174/

• https://www.lysvamama.ru/articles/psyho/vospitatelnaja-rol-kukly.html

• https://referat.bookap.info/work/11133/Kukla-kak-sredstvo-vospitaniya

Источник