Кудрявцева физическая культура и развитие здоровья ребенка
Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы (отрывки из новой публикации).
30 июня – 2 июля 2003 г. в республике Саха (Якутия) на базе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция “Физическое воспитание детей и молодежи в XXI веке: инновационные технологии в воспитании и обучении нравственно и физически развитой личности”. Одним из эпицентров дискуссий на конференции стало обсуждение вопросов стратегии построения системы непрерывного развивающего образования – от дошкольной до вузовской ступени. К этому событию автор специально подготовил брошюру, посвященную данной тематике, которая была издана небольшим тиражом (Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы. Чурапча: Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта; Москва: АНО “Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева”, 2003). В ней дается общая характеристика моделей приобщения детей физической культуре и организации оздоровительной работы в рамках развивающего дошкольного образования. Развитие здоровья рассматривается как один из ключевых приоритетов многоступенчатой системы образования, ориентированной на личностный рост воспитанников и учащихся, а также взрослых – педагогов и родителей. Разработанный автором на этой основе проект “Развивающая педагогика оздоровления” широко апробируется и внедряется в образовательном пространстве России.
Переработанный текст брошюры подготовлен к публикации в виде серии статей для журнала “Дошкольное воспитание”, которая будет начата с № 1 за 2004 г.
Летняя конференция в Чурапче и осенняя конференция “Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы”, проведенная в Москве (см. страничку “Новости”) – взаимосвязанные события. Этим продиктована целесообразность размещения фрагментов текста на нашем сайте.
Справка. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта открыт в 1999 г. по Указу Президента Республики Саха (Якутия).
Основателем и первым ректором единственного в России вуза, открытого в сельской местности, является М.Д.Гуляев, доктор педагогических наук, академик Международной Академии туризма, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник физической культуры Республики Саха (Якутия), ныне Председатель Госкомспорта РС (Я)
В настоящее время на очном и заочном отделениях ЧГИФиС обучаются более 500 студентов из 30 улусов (районов) и 5 городов республики.
Подготовка бакалавров ведется на кафедрах:
- теоретико-методологических основ физической культуры и спорта
- теории и методики национальных видов спорта
- теории и методики национальных спортивных единоборств
- естественных дисциплин
- гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Кроме того, на базе Института организован ряд спортивных отделений: вольной борьбы, легкой атлетики, северного многоборья, спортивных игр и др.
Институт поддерживает связи с ведущими российскими специалистами по проблемам физической культуры и спорта, этнопедагогики: действительным членом РАО Г.Н.Волковым, профессорами С.Д.Неверковичем, Ж.К.Холодовым, В.Т.Кудрявцевым, Е.А.Земсковым, Б.А.Поливаевым (Москва), В.И.Прокопенко (Екатеринбург), Л.Г.Харитоновой, С.В.Барбашевым (Омск), А.И.Завяьловым (Красноярск) и др.
Источник
Приобщение детей к физической культуре
Развивающие формы оздоровительной работы.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений разного типа, а также оно может быть использовано родителями в условиях семейного воспитания. С одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребёнка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого внимания. А с другой стороны, двигательная активность, различные формы её целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребёнка – дошкольника. Они вынесены на периферию образовательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.
Всё это ведёт к росту детской заболеваемости, не уменьшающему, даже, несмотря на принятие различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.
В.Т.Кудрявцев считает, что необходим кординальный пересмотр существующих методов физического воспитания детей в дошкольных учреждениях, в школах, во внеобразовательных областях их жизни. Приступая к разработке своей программы, авторы стремились преодолеть ведомственный (узкопедагогический и узкомедицинский) подход к решению проблем физического воспитания дошкольников. В итоге альтернативой ему стал комплексный, междисциплинарный подход, который опирается на исследования, проведённые в области целого ряда дисциплин: психологии, педагогики, физиологии, медицины.
В программе Кудрявцева В.Т. нашли продолжение и развитие идеи различных представителей этих дисциплин – физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, педагога П.С.Лесгафта, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского и др.
Содержание оздоровительной работы в книге распределено по возрастным группам ( средняя, старшая, подготовительная гр.) и включает следующие пункты:
Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников
Приобщение к физической культуре
Упражнения и задания на развитие основных движений
Упражнения и задания на принятие и сохранение позы
Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки
Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики
Упражнения для разных групп мышц
Катание на санках
Скольжение
Ходьба на лыжах
Катание на велосипеде
Подготовка к плаванию
Музыкально – ритмические упражнения
Подвижные игры
Игры – аттракционы для праздников
Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика)
В старшей группе к этому добавляются ещё:
- Силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
- Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ.гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения)
В подготовительной группе:
- Катание на роликовых коньках
- Волейбол
- Бадминтон
- Настольный теннис
- Городки
Направление №1:
«ПРИОБЩЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
В книге предлагаются варианты заданий, упражнений и игр, направленных, именно, на приобщение дошкольников к физической культуре.
Разучивание основных движений проходит в игровой форме под чтение стихов воспитателем, например, в прыжках через препятствие воспитатель читает:
«Что за чудо, что за диво!
Кто же это мне помог
Весело, легко, красиво
Совершить такой прыжок?
«Прыжки с высоты»:
Словно Маугли из книжки,
Вам, девчонки и мальчишки,
Покажу я свой прыжок.
Раз-два-три-четыре…
Скок!
«Метание в цель»
Я не просто удалец,
Ловкий, меткий я стрелец.
В цель, конечно, попаду,
Со своей рукой – в ладу.
- Комплексы физических упражнений предлагаются в форме тематического спектакля на тему: «Игрушки», «Обезьянки», «Снегурочка», «Поздняя осень», «Мишка»,
- В разделе: «Развивающие упражнения под музыку» предлагается музыкальный репертуар
- Много игр – аттракционов, считалок для подвижных игр, игр разных народов, русские народные игры.
Направление №2:
«РАЗВИВАЮЩИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Содержание и формы работы:
- Закаливание. Общие условия закаливания детей (закаливающие процедуры, крнтрастные ванночки для рук и ног, солевые дорожки, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла)
- Комплексы оздоровительных упражнений для горла.
- Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
- Дыхательные и звуковые упражнения (упражнения для артикуляции).
- Комплексы дыхательной гимнастики
- Точечный массаж (общая хар-ка биологически активных зон кожи)
- Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки (комплексы)
- Профилактика плоскостопия. Причины плоскостопия и пути его профилактики. Комплексы.
Раздел программы: «Организация двигательно – оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе».
Большое внимание уделено:
- пальчиковой гимнастике
- развитию мимики и артикуляции
- элементам психогимнастики на занятиях
- физкультминуткам на различных занятиях
- двигательно – оздоровительным моментам в перерывах между занятиями
- игровым зарядкам для коррекции эмоциональной сферы
- методике мышечной релаксации
Последний раздел программы – это:
“Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми”.
Он включает:
- формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
- использование системы эффективного закалдивания
- организация оздоровительного режима с учётом состояния здоровья ослабленного ребёнка.
- обеспечение полноценного лечебного питания
- применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств.
Источник
Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 01/2004
В Министерстве образования Российской Федерации • О православном дошкольном воспитании в России В Министерстве образования Российской Федерации Алексеева А. О православном дошкольном воспитании в России 1 2004 • О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ В Министерстве образования Российской Федерации Филиппов В. О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ 1 2004 |
Вопросы теории • Физическая культура и развитие здоровья ребенка Вопросы теории Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка 1 2004 |
Воспитание и обучение • Азбука мира Воспитание и обучение Ашиков В. Азбука мира 1 2004 • Ангел мой надо мной Воспитание и обучение Рогаткина Т. Ангел мой надо мной 1 2004 • Знакомим с окружающим миром Воспитание и обучение Згурская Л. Знакомим с окружающим миром 1 2004 • Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника Воспитание и обучение Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника 1 2004 • Организация самостоятельной двигательной деятельности детей Воспитание и обучение Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей 1 2004 • Рождество. Святки Воспитание и обучение Шулика Е., Перепетайло. Н. Рождество. Святки 1 2004 • Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ Воспитание и обучение Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ 1 2004 • Физкультурно-спортивные праздники в детском саду Воспитание и обучение Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду 1 2004 |
Воспитателю для работы с семьей • Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями Воспитателю для работы с семьей Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями 1 2004 • Движение и здоровье Воспитателю для работы с семьей Видра Д. Движение и здоровье 1 2004 • Знакомьтесь: город Северск Томской области Воспитателю для работы с семьей Знакомьтесь: город Северск Томской области 1 2004 |
Литература — детям • Загадки зимнего двора Литература — детям Синявский П. Загадки зимнего двора 1 2004 • Программа воспитания, обучения и развития в детском саду. Литературная страница Литература — детям Программа воспитания, обучения и развития в детском саду. Литературная страница 1 2004 |
Мамина школа • Второй год жизни Мамина школа Павлова Л. Второй год жизни 1 2004 |
Музейная педагогика • «Нянин «»Концерт-фантазия»»на английском, итальянском и русском языках» «Музейная педагогика Зиман Л. «»Нянин «»»»Концерт-фантазия»»»»на английском, итальянском и русском языках»» 1 2004 « • Первое знакомство с Третьяковкой Музейная педагогика Мацкевич М. Первое знакомство с Третьяковкой 1 2004 |
Наглядные пособия — своими руками • Создаем развивающую среду сами Наглядные пособия — своими руками Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами 1 2004 |
Нам пишут • Великолепная семерка Нам пишут Лецинская И. Великолепная семерка 1 2004 • Лицей воспитания Нам пишут Самойлов Ю. Лицей воспитания 1 2004 |
Наука — практике • Английский язык в детском саду Наука — практике Вронская И. Английский язык в детском саду 1 2004 |
Наши консультации • Юридическая консультация Наши консультации Соколова В. Юридическая консультация 1 2004 |
Профессия — педагог • Организация здоровьесберегающего пространства Профессия — педагог Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства 1 2004 |
Ребенок приходит в мир • Давайте знакомиться вновь Ребенок приходит в мир Теплюк С. Давайте знакомиться вновь 1 2004 |
Источник
Парциальные программы по физическому развитию
Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать основные направления развития и образования (образовательные области), в т. ч. физическое развитие.
Образовательная область «физическое развитие» включает:
- приобретение дошкольниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Целостность образовательного процесса в рамках физического развития воспитанников может достигаться не только путем реализации основной (комплексной) образовательной программы дошкольного образования, но и с помощью парциальных и дополнительных программ.
Программа «Здоровье» (автор — В.Г. Алямовская, 1993 г.)
Данная программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.
Содержание программы предусматривает четыре направления, каждому из которых соответствует отдельная целевая программа:
- физическое здоровье — программа «Группы здоровья»;
- психологическое благополучие — программа «Комфорт»;
- духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»;
- нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».
Целевые программы рассчитаны на все возрастные группы.
Разрабатывая данную систему физического воспитания, автор стремилась учесть в ней вопросы психологического благополучия, нравственного развития, предусмотреть взаимосвязь разных видов деятельности и подобрать такое содержание, которое нравилось бы детям. Итогом пятилетней работы (с 1985 по 1990 г.) стала программа «Группа здоровья» — это комплексная система физического воспитания дошкольников.
В основу новой системы физического воспитания положены результаты исследований лаборатории И.А. Аршавского, работы Ю.Ф. Змановского, И.И. Туртова, система К. Купера, взгляды Н.М. Амосова.
Задачи программы:
- укреплять здоровье детей;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- развивать физические качества;
- создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;
- выявлять интересы, склонности, способности;
- приобщать к традициям большого спорта.
Алгоритм программы: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.
Программа «Физкультура от 3 до 17 лет» (автор — В.П. Щербаков, 1996 г.)
Программа предусматривает непрерывное физкультурно-оздоровительное образование детей от 3 до 17 лет. Содержание подобрано таким образом, что позволяет развивать все виды двигательной активности.
Программа включает следующие разделы: «Основы знаний», «Основной материал», «Материал повторения», «Тестовые средства оценки упражнений».
Цели программы: обеспечить умственное и физическое развитие обучающегося, раскрыть его двигательные способности, сформировать физические качества.
Задачи:
- сформировать потребность в здоровом образе жизни и обучить способам его реализации;
- сформировать привычку постоянно заботиться о своем здоровье, навыки организации режима повседневной физической активности;
- укрепить здоровье, обеспечить умственную и физическую работоспособность, подготовить к труду, самозащите и выполнению воинского долга;
- развить основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;
- сформировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивации к выполнению физических упражнений;
- привить гигиенические навыки, приемы закаливания, содействовать формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия;
- воспитать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, чувство коллективизма;
- сформировать навыки культурного и физически компетентного поведения.
Результат освоения программного содержания — сформированные у обучающихся умения рационально использовать двигательный потенциал, владеть своим телом в выработанных потребностях.
Данная программа может быть дополнена с учетом местных условий и возможностей образовательных организаций.
Программа «Здоровье с детства» (автор — Т.С. Казаковцева, 1997 г.)
Данная программа направлена на формирование у дошкольников валеологической и физической культуры, т. е. культуры здоровья, здорового образа жизни, движений.
Цель программы: обеспечить разностороннее и гармоническое развитие ребенка, его полноценное здоровье, развитие движений и физических качеств, сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни на основе валеологических знаний.
Содержание программы включает два раздела в соответствии с выделенными психологическими возрастами: младший (3–5 лет) и старший (5–7 лет) дошкольный возраст.
Цели раздела «Растить здоровым» для детей младшего дошкольного возраста — обеспечить охрану и укрепление здоровья дошкольников, их полноценное физическое развитие, сформировать разносторонние движения, привычки, полезные для здоровья.
Цели раздела «Учусь быть здоровым» для детей старшего дошкольного возраста — укрепить здоровье дошкольников, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, сформировать потребность в физическом совершенстве, привычки и потребность в здоровом образе жизни.
Реализация программы предусматривает использование разных педагогических приемов: чтение художественных произведений, беседы с детьми, просмотр мультфильмов (с анализом поступков героев по алгоритму «Хорошо — плохо»), дидактические игры («Умой куклу», «Часы-лото»).
Автор программы рекомендует разные формы работы с детьми: занятия, построенные на валеологическом содержании (познавательные, тренинговые, эврестические), занятия для развития движений и совершенствования физических качеств, игры и упражнения для формирования знаний о гигиенических привычках, игры-занятия, праздники в группе («День хороших поступков») и общесадовские мероприятия («День улыбки»).
Педагогам предлагается подробный перечень подвижных игр и игровых упражнений, контрольные упражнения и критерии оценки уровня сформированности физической подготовленности дошкольников.
Особое внимание в программе уделяется взаимодействию ДОО и семьи. Так, участие родителей предполагается в тематическом вечере «Папа, мама и я — без вредных привычек», в совместной деятельности с детьми.
Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4–7 лет (автор — В.Т. Кудрявцев, 1998 г.)
Цели программы: сформировать двигательную сферу и создать психолого-педагогические условия развития здоровья детей на основе их творческой активности.
В программе нашли продолжение и развитие идеи Э.В. Ильенкова («Здоровый дух сам строит „для себя“ здоровое тело»), А.В. Запорожца (значение двигательного воображения в управлении детских движений), Н.А. Бернштейна («Двигательное упражнение — это повторение без повторения»), А.В. Запорожца, Н.А. Бернштейна (значение «образа» в физическом воспитании: посредством образа у ребенка вырабатывается отношение к собственному движению и выполняющему его органу как к особому, самостоятельному субъекту), Ю.Ф. Змановского (педагогика оздоровления, которая оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии).
Непосредственную научную базу программы составляют теоретические, экспериментальные и прикладные разработки лаборатории социокультурных проблем детского развития Исследовательского центра семьи и детства РАО.
Для того чтобы приобщить детей к физической культуре автор предлагает использовать:
- упражнения и задания на развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, катание, бросание, ловля, метание, равновесие);
- упражнения на принятие и сохранения позы;
- упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, лица и мимики;
- спортивные и музыкально-ритмические упражнения;
- подвижные игры, игры-аттракционы для праздников.
Развивающие формы оздоровительной работы: закаливание, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика.
Основные приоритеты педагогической работы в ходе реализации программы — развитие двигательной активности и оздоровление детей.
Автором программы выделены принципы оздоровительной работы с детьми:
- развивать воображение через особые формы двигательной активности детей;
- формировать осмысленную моторику;
- создавать и закреплять целостное позитивное психосоматическое состояние в ходе выполнения различных видов деятельности.
Учебно-методическое обеспечение программы составляет пособие «Развивающая педагогика оздоровления».
Программа «Театр физического воспитания дошкольников» (автор — Н.Н. Ефименко, 1999 г.)
Театр физического воспитания дошкольников — это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Ключевые моменты авторской системы выражены в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:
- «Следуй логике природы» (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам);
- «Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали»;
- «Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях» (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»);
- «Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути»;
- «Театр физического воспитания дошкольников» (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать);
- «Положительная светлая энергия радости и удовольствия» (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями);
- «Двигательный портрет дошкольника „рисует“ методика игрового тестирования»;
- «Создай тренажеры сам»;
- «Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции»;
- «Через движение и игру — к воспитанию человека будущего: комплексная педагогика жизни».
Как утверждает автор, «в природе уже давным-давно все есть — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности». Исходя из этого, биологическая основа авторской системы представлена в виде 7 золотых формул двигательного развития дошкольников:
- любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;
- начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;
- начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей (с «позы эмбриона»);
- в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;
- все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;
- чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение, тем естественнее быстрые и резкие движения;
- для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественными являются медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные движения.
Одна из форм работы с детьми в ходе реализации содержания данной программы — горизонтальный пластический балет «Пластик-шоу», где все упражнения выполняются из положения лежа.
Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников (автор — М.Ю. Картушина, 2007 г.)
Программа базируется на идеях педагогической валеологии и направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, снижение зрения у детей и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды.
Цель программы: сформировать у детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
В структуре программы представлены следующие разделы:
- «Познавательная деятельность»;
- «Организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей»;
- «Медицинское обеспечение оздоровительной работы»;
- «Закаливание детей»;
- «Организация рационального питания»;
- «Создание условий для оздоровительной работы с детьми»;
- «Работа с родителями, взаимосвязь со школой; работа с коллективом ДОУ».
Учебно-методическое обеспечение программы: цикл интегрированных оздоровительных занятий для всех возрастных групп, оздоровительные досуги, картотека «минуток здоровья», комплексы утренней и корригирующей гимнастик, подвижных игр на воздухе. Данный материал может выборочно использоваться при работе с детьми в коррекционных учреждениях
Источник