Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие thumbnail

ЛАБОРАТОРИЯ

1. «Соответствия»

Возраст: 4—5 лет

Цель: оценка способности к выходу за
рамки обыденных связей в ходе поиска
реалистического решения.
Материал: набор карточек с изображением
рыбки, мышки, птички, человечка, воды, дерева,
дома, мышиной норки (рис. 1).
Инструкция к проведению. Перед ребенком
на столе раскладываются по вертикали в случайном
порядке два ряда карточек с различными
изображениями:

Кудрявцев воображение ребенка природа и развитиеКудрявцев воображение ребенка природа и развитие1-й ряд —
изображения рыбки, мышки, птички и человечка;
2-й ряд — изображения воды, дерева, домика,
мышиной норки. Ребенка спрашивают, кто и что
нарисовано на карточках. После того как он
ответил, его просят показать, кто где может жить:
где может жить рыбка, птичка и др. Если ребенок
указывает на соответствующую карточку (вода,
дерево и др.), ему задается следующий вопрос: «А
еще где может жить?», позволяющий расширить
область возможного ответа. В случае установления
косвенного соответствия (например, «человечек —
норка»), ребенку предлагается обосновать причину
такого решения («Почему ты так решил?»).
Обработка данных. В ходе обследования
оценивается характер соответствий между
изображениями 1-го и 2-го рядов, которые
устанавливает ребенок. Обработка данных
осуществляется по следующей системе:
* Каждое прямое соответствие типа «птичка —
дерево», «человечек — дом» и т.п. оценивается
1 баллом.
* Каждое косвенное соответствие типа «птичка —
дом» (если птичка живет в клетке), «человечек —
вода» (если человечек живет в подводной лодке),
«человечек — норка» (если человечек — гномик),
«рыбка — дом» (если рыбка живет в аквариуме) и др.
оценивается 2 баллами.
В итоге набранные баллы суммируются.
В протокол заносятся различные варианты
соответствия изображений. Приведем варианты
соответствий для порядка раскладывания
картинок, представленного на рис. 2.
Варианты прямого соответствия изображений: 1—1;
2—4; 3—2; 4—3. Возможные варианты косвенного
соответствия изображений: 1—3; 2—4; 3—1,3; 4—1,4.
Наряду с этим в протоколе фиксируется характер
обоснования ребенком косвенных соответствий —
степень их глубины и развернутости.

2. «Странная картинка»

Возраст: 5—6 лет

Цель: выявление уровня развития
способности к преобразованию исходной
целостности путем разрешения противоречия
(умение видеть целое раньше частей).
Материал: картинка с изображением
человечка, солнца, луны и звезд , карандаш.

Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Инструкция к проведению. Ребенку
предъявляется картинка с изображением
человечка, над головой которого одновременно
сияет солнце и светит луна со звездами (солнце и
луна со звездами отделены друг от друга
некоторым расстоянием). Психолог говорит
ребенку: «Посмотри внимательно на эту картинку и
скажи: что здесь нарисовано?» После того как
ребенок ответил, ему задается другой вопрос: «Как
ты думаешь, правильно ли нарисована эта картинка,
или же художник что-то напутал? Так может быть?»
Если ребенок считает картинку «неправильной», то
психолог предлагает ему объяснить и показать,
как сделать ее «правильной». (Использование
карандаша не является обязательным, если сам
ребенок не обращается к нему.)
Обработка данных. В ходе обследования
фиксируются особенности подхода ребенка к
содержащемуся в задании противоречию. Решения
оцениваются по четырехбалльной системе:
* Ребенок считает картинку правильной, игнорируя
имеющееся в ней противоречие, — О баллов.
* Ребенок видит противоречие, но не знает, как его
устранить и тем самым исправить картинку, — 1
балл.
* Ребенок замечает противоречие и пытается его
избежать путем разрушения целостного
изображения, разделения одной картинки на две.
При этом он предлагает разделить линией
человечка и «небесные тела» или разбить
изображение на два сектора, в одном из которых
окажется человечек и солнце, а в другом — луна со
звездами (и наоборот). Возможен более простой
вариант ответа: стереть (зачеркнуть) либо солнце,
либо луну со звездами —
2 балла.
* Ребенок предлагает переделать рисунок так,
чтобы одни элементы изображения остались
прежними, а другие были превращены в нечто
принципиально иное, например: из звезд сделать
птичек, из луны — мячик; солнце — оставить; луну
— оставить, а из солнца сделать фонарь — 3 балла.
* Ребенок творчески преобразует целостное
изображение. Он предлагает вписать «небесные
тела» в рамки или овалы, «тогда это будут
картинки, которые могут висеть на стене комнаты,
где живет человечек». Таким же способом, по
мнению ребенка, можно превратить солнце в
«картинку на стене», а луну со звездами — в «вид
из окна». То есть ребенком создается целостный
контекст ситуации — «комната». Возможен и другой
вариант: дорисовать шарик, на котором будет
изображена луна со звездами, а человечек будет с
ним гулять под солнцем — 4 балла.
Примечание. Некоторые дети могут считать
картинку «правильной», ссылаясь на то, что они
видели, как солнце и луна одновременно находятся
на небосклоне. В этом случае следует обратить
внимание ребенка на то, что расстояние между ними
на картинке слишком маленькое (т.е. оно не
эквивалентно наблюдаемому в действительности).

Читайте также:  Роль башкирского языка в развитии личности ребенка

3. «Сказка про чернильницу»
(модификация методики А.В. Запорожца)

Возраст: 5—6 лет

Цель: оценка способности к переносу
специфических свойств знакомого предмета в
новую (сказочную) ситуацию.

Кудрявцев воображение ребенка природа и развитиеИнструкция
к проведению.
Психолог рассказывает ребенку
сказку: «В одной деревне жил старенький доктор.
Все его очень любили, так как он был добрый и
хорошо лечил больных. Как-то летом крестьяне ушли
работать в поле. Вдруг прибегает человек из
соседней деревни и зовет доктора к маленькому
мальчику, который сильно заболел. Доктор быстро
собрался в дорогу, но не знал, как ему поступить
со своим домиком: дверь у него не запиралась, в
деревне никого не оставалось, а у него не было
даже собаки, которая могла бы посторожить дом.
Тогда доктор попросил посторожить дом большую
чернильницу, что жила у него на столе. Удивилась
чернильница. Говорит: «Не мое это дело — дом
сторожить». Но ничего ей не оставалось, как
подчиниться хозяину.
Вот доктор и пошел к больному мальчику. В это
время злой разбойник, который прятался в лесу,
подкрался к дому и захотел похитить все вещи
старенького доктора. А тут чернильница как
выскочит, да как залает на разбойника. Тот
испугался и убежал».
Рассказав сказку, психолог задает ребенку
вопрос: «Может ли так быть? Может ли чернильница
лаять?» Если ребенок отвечает на этот вопрос
отрицательно, то ему задается другой: «Ну, хорошо,
это на самом деле чернильница лаять не может, а в
сказке — может?»
В случае получения утвердительного ответа
психолог говорит: «Действительно, в сказке
возможно все. А если так, то как еще чернильница
может прогнать злого разбойника и спасти домик
доброго доктора? Попробуй придумать для нашей
сказки новую концовку».

Обработка данных. В ходе обследования
фиксируются типы ответов, оцениваемые по
четырехбалльной системе.

1 балл. Данный тип ответов включает в себя два
подтипа.
А. Чернильница не только не может залаять и
прогнать разбойника, но и вообще сделать что-либо
для спасения дома — для этого нужна собака или
сторож. Дети могут настаивать на этом даже тогда,
когда психолог специально обращает их внимание
на то, что чернильница является сказочной.
Б. Ребенок считает, что чернильница может залаять
и прогнать разбойника, потому что «в сказке можно
все». Руководствуясь тем же, дети иногда говорят,
что чернильница может покусать разбойника,
поцарапать его и т.д.
2 балла. С точки зрения ребенка, чернильница лаять
не может. Однако в ней может сидеть какое-либо
живое существо (например, маленький человечек,
гномик), которое выскочит оттуда, напугает и
прогонит разбойника.
3 балла. Ребенок творчески переносит свойство
известного ему предмета в новую ситуацию. По его
мнению, чернильница лаять не может, она должна
облить разбойника чернилами, и тогда тот
испугается и убежит.
4 балла. Высшая форма творческого решения задачи
— «развитие» ситуации на основе перенесенного
свойства: пусть чернильница разольет чернила по
полу, разбойник испачкает ноги, оставит след, а по
следам его потом будет легко найти; пусть она
нарисует чернилами собаку (черта, череп и кости и
др.), которая покусает (напугает) грабителя, или
напишет письмо доктору, чтобы он скорей
возвращался, и т.п.

Примечания:
а) Некоторые современные дети могут не знать, что
такое чернильница, хотя большинство из них знает,
что такое чернила. В данном случае ребенку нужно
объяснить, что чернильница — это баночка для
хранения чернил.
б) Там, где ребенок «зацикливается» на решениях
1-го уровня (подтип Б), психологу целесообразно
задать вопрос: «А как еще чернильница может
прогнать разбойника, если не лаять, не рычать, не
прыгать, не кусаться?»

4. «Как спасти зайку»

Возраст: 4—5 лет

Цель: Оценка способности к
превращению задачи на выбор в задачу на
преобразование в условиях переноса свойств
знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал: игрушечные фигурка зайчика,
блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый
воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению. Перед ребенком
на столе располагают фигурку зайчика, блюдце,
ведерко, палочку, сдутый воздушный шарик и лист
бумаги. Психолог, беря в руки зайчика, обращается
к ребенку: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды
с ним приключилась такая история. Решил зайчик
поплавать на кораблике по морю и уплыл
далеко-далеко от берега. А тут вдруг начался
шторм, появились огромные волны, и стал зайка
тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У
нас для этого есть несколько предметов (психолог
обращает внимание ребенка на предметы,
разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы
спасти зайку?» После того как ребенок выбирает
тот или иной предмет, психолог просит его
обосновать свой выбор.
Обработка данных. В ходе обследования
фиксируется характер ответов ребенка и их
обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной
системе. Выделяются следующие типы решений.
Первый тип. Ребенок предлагает использовать для
спасения зайки тарелочку и (или) ведерко, в
которые его можно посадить и удержать на плаву (в
аналогичной функции — как полый предмет — может
быть использован и сдутый воздушный шарик).
Другие варианты: взять палочку и подцепить зайку,
вычерпать ведерком море и т.д. Не выходя за рамки
простого выбора, ребенок пытается использовать
предметы в готовом виде, механически перенести
их свойства в новую ситуацию. Оценка — 1 балл.
Второй тип. Решение с элементом простейшего
символизма, когда ребенок предлагает выбрать
палочку, условно превратив ее в бревно, на
которое предполагается посадить зайку. В этом
случае ребенок вновь не выходит за рамки
ситуации выбора. Оценка — 2 балла.
Третий тип. Для спасения зайки предлагается
использовать сдутый воздушный шарик или лист
бумаги. Для этой цели шарик нужно надуть («Зайка
на шарике может улететь») или сделать из листа
бумажный кораблик («Пусть плывет на кораблике»).
У детей, выдвигающих подобные решения, имеет
место установка на преобразование наличного
предметного материала. Исходная задача на выбор
превращается в задачу на преобразование, что
свидетельствует об инициативном подходе к ней
ребенка. Оценка — 3 балла.

Читайте также:  Школы раннего развития ребенка в

Владимир КУДРЯВЦЕВ,
доктор психологических наук

Продолжение следует

Источник

Базы данных

Статьи – результаты поиска

Вид поиска

Книги

Статьи

Учебная литература за последние 5 лет

Труды ученых РГППУ

База новых поступлений

Отчет о НИР

Периодические издания

Полнотекстовые электронные издания

Книги КЭМ

Авторефераты и диссертации

>

>

>

>

>

Поисковый запрос: (A=Кудрявцев, В. Т.$)

Общее количество найденных документов : 5
Показаны документы с 1 по 5
1. Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

    Кудрявцев, В. Т.
    Воображение ребенка: природа и развитие (статья вторая) [] / В.Т. Кудрявцев> // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 6. – С. 64-75
ББК Ю9
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Кл.слова (ненормированные):
воображение — реализм воображения — способность видеть целое — смысл — творчество — креативность — диагностика и развитие воображения — развивающее образование

Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

Найти похожие

2. Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

    Кудрявцев, В. Т.
    Воображение ребенка : природа и развитие(статья первая) [] / В.Т. Кудрявцев> // Психологический журнал. – 2001. – № 5. – Т. 22. – С. 57-68
ББК Ю9
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Кл.слова (ненормированные):
воображение — реализм воображения — способность видеть целое — смысл — творчество — креативность — диагностика и развитие воображения — развивающее образование

Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

Найти похожие

3. Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

    Кудрявцев, В. Т.
    Предшкольное образование: необходимость или .? / В. Т. Кудрявцев> // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 18-31. – Библиогр.: с. 30-31
ББК Ч41

Кл.слова (ненормированные):
предшкольное образование — статус дошкольного образования — школьная готовность — выравнивание детей — интеграция учебных заведений

Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

Найти похожие

4. Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

    Богуславская, Т. Н. (кандидат педагогических наук).
    Формирование теории содержания дошкольного образования в дошкольной педагогике второй половины XX в. [] / Т. Н. Богуславская> // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 31-38. – Библиогр.: с. 38 (10 назв.). – Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета. – code, ped_. – year, 2013. – no, 2. – ss, 31. – ad, 1. – d, 2013, , 0, y. – RUMARS-ped_13_no2_ss31_ad1
. – ISSN 0869-561XББК 74.1
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дошкольная педагогика–Россия, 20 в. 2-я пол.
Кл.слова (ненормированные):
дошкольное образование — содержание дошкольного образования — теория содержания образования — психология дошкольного образования — психолого-педагогические концепции — концепции дошкольного образования — развитие творческих способностей — решение творческих задач — развивающая среда — концепция развивающей среды — развивающее обучение
Аннотация: В статье в сравнительно-сопоставительном плане охарактеризованы основные теории и концепции содержания дошкольного образования, разработанные в отечественной педагогике и психологии второй половины XX века. Представлена периодизация процесса развития теоретических основ содержания дошкольного образования.

Доп.точки доступа:
Эльконин, Д. Б. (психолог ; 1904-1984); Запорожец, А. В. (психолог ; 1905-1981); Венгер, Л. А. (психолог ; 1925-1992); Поддъяков, Н. Н. (психолог ; 1929-); Лисина, М. И. (психолог ; 1929-1983); Дьяченко, О. М. (психолог ; 1948-1998); Петровский, В. А. (психолог ; 1950-); Давыдов, В. В. (психолог ; 1930-1998); Кудрявцев, В. Т. (психолог ; 1961-)
Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

Найти похожие

5. Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

    Кудрявцев, В. Т.
    Рецензия на книгу [] / В. Т. Кудрявцев> // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 165-166. – Рец. на кн.: Богоявленская Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская, М. В. Богоявленская. – Москва : АНО “ЦНПРО”, 2013. – 208с.
. – ISSN 0042-8841ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности
Кл.слова (ненормированные):
одаренность — психология одаренности — творческая одаренность — рецензии

Доп.точки доступа:
Богоявленская, Д. Б. (психолог); Богоявленская, М. В. (психолог)
Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

Найти похожие

Читайте также:  Развитие памяти у ребенка презентация

 

Стандартный Расширенный Профессиональный Распределенный По словарю ГРНТИ-навигатор УДК-навигатор ББК-навигатор Тематический навигатор

© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)

Источник

Слайд 1
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Российский Государственный Университет им. А.И. Герцена.
В.Т.Кудрявцев. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. 2001. № 5. Статья I

Слайд 2
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Кудрявцев, Владимир Товиевич

Российский психолог. Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Института развития дошкольного образования РАО, Президент Автономной некоммерческой организации «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева».

Слайд 3
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Слайд 4
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими
Способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими

Слайд 5
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Ильенков, Эвальд Васильевич

Согласно Ильенкову, любое всеобщее вначале возникает как “аномалия”, затем приобретающая статус закона. С такими “аномалиями” и имеет дело воображение.)

Слайд 6
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих

Воображая, мыслящий дух “отождествляет свои всеобщие представления с тем, что есть особенного в образе и тем самым дает им образное наличное бытие”

Слайд 7
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Пиаже, Жан

Схема познавательного интеллекта

Слайд 8
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон

Воображение “парит между конечностью и бесконечностью, или, что то же самое, опосредствует теоретическую и практическую сферы” и производит “в этом парении нечто”, а именно – идеи 

Слайд 9
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия  — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского.
Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия  — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского.

Слайд 10
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Слайд 11
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Итак, ребенок не только изображает, но и видит окружающее руководствуясь, прежде всего смысловыми установками. Там, где у него исчерпывается запас таких установок, он самостоятельно порождает новые.
Итак, ребенок не только изображает, но и видит окружающее руководствуясь, прежде всего смысловыми установками. Там, где у него исчерпывается запас таких установок, он самостоятельно порождает новые.

Слайд 12
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Слайд 13
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Для младенца игрушка воплощает его собственную живую эмоциональную память о Событии общения
(со-бытии в общении) со взрослым.

Слайд 14
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Социализированному взрослому и потом бывает трудно понять, почему украшение елки может ускорить долгожданное появление Деда Мороза, а с ним – и приход Нового года, – для этого нужна фантазия.
Социализированному взрослому и потом бывает трудно понять, почему украшение елки может ускорить долгожданное появление Деда Мороза, а с ним – и приход Нового года, – для этого нужна фантазия.

Слайд 15
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Как трудно понять взрослому, почему память о золотых волосах Маленького принца заставит прирученного им Лиса полюбить шелест колосьев на ветру (образ А. де Сент-Экзюпери)…
Как трудно понять взрослому, почему память о золотых волосах Маленького принца заставит прирученного им Лиса полюбить шелест колосьев на ветру (образ А. де Сент-Экзюпери)…

Слайд 16
Кудрявцев воображение ребенка природа и развитие

Описание слайда:

Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!

Источник