Кудрявцев физическая культура и развитие ребенка
Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы (отрывки из новой публикации).
30 июня – 2 июля 2003 г. в республике Саха (Якутия) на базе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция “Физическое воспитание детей и молодежи в XXI веке: инновационные технологии в воспитании и обучении нравственно и физически развитой личности”. Одним из эпицентров дискуссий на конференции стало обсуждение вопросов стратегии построения системы непрерывного развивающего образования – от дошкольной до вузовской ступени. К этому событию автор специально подготовил брошюру, посвященную данной тематике, которая была издана небольшим тиражом (Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы. Чурапча: Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта; Москва: АНО “Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева”, 2003). В ней дается общая характеристика моделей приобщения детей физической культуре и организации оздоровительной работы в рамках развивающего дошкольного образования. Развитие здоровья рассматривается как один из ключевых приоритетов многоступенчатой системы образования, ориентированной на личностный рост воспитанников и учащихся, а также взрослых – педагогов и родителей. Разработанный автором на этой основе проект “Развивающая педагогика оздоровления” широко апробируется и внедряется в образовательном пространстве России.
Переработанный текст брошюры подготовлен к публикации в виде серии статей для журнала “Дошкольное воспитание”, которая будет начата с № 1 за 2004 г.
Летняя конференция в Чурапче и осенняя конференция “Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы”, проведенная в Москве (см. страничку “Новости”) – взаимосвязанные события. Этим продиктована целесообразность размещения фрагментов текста на нашем сайте.
Справка. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта открыт в 1999 г. по Указу Президента Республики Саха (Якутия).
Основателем и первым ректором единственного в России вуза, открытого в сельской местности, является М.Д.Гуляев, доктор педагогических наук, академик Международной Академии туризма, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник физической культуры Республики Саха (Якутия), ныне Председатель Госкомспорта РС (Я)
В настоящее время на очном и заочном отделениях ЧГИФиС обучаются более 500 студентов из 30 улусов (районов) и 5 городов республики.
Подготовка бакалавров ведется на кафедрах:
- теоретико-методологических основ физической культуры и спорта
- теории и методики национальных видов спорта
- теории и методики национальных спортивных единоборств
- естественных дисциплин
- гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Кроме того, на базе Института организован ряд спортивных отделений: вольной борьбы, легкой атлетики, северного многоборья, спортивных игр и др.
Институт поддерживает связи с ведущими российскими специалистами по проблемам физической культуры и спорта, этнопедагогики: действительным членом РАО Г.Н.Волковым, профессорами С.Д.Неверковичем, Ж.К.Холодовым, В.Т.Кудрявцевым, Е.А.Земсковым, Б.А.Поливаевым (Москва), В.И.Прокопенко (Екатеринбург), Л.Г.Харитоновой, С.В.Барбашевым (Омск), А.И.Завяьловым (Красноярск) и др.
Источник
Приобщение детей к физической культуре
Развивающие формы оздоровительной работы.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений разного типа, а также оно может быть использовано родителями в условиях семейного воспитания. С одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребёнка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого внимания. А с другой стороны, двигательная активность, различные формы её целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребёнка – дошкольника. Они вынесены на периферию образовательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.
Всё это ведёт к росту детской заболеваемости, не уменьшающему, даже, несмотря на принятие различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.
В.Т.Кудрявцев считает, что необходим кординальный пересмотр существующих методов физического воспитания детей в дошкольных учреждениях, в школах, во внеобразовательных областях их жизни. Приступая к разработке своей программы, авторы стремились преодолеть ведомственный (узкопедагогический и узкомедицинский) подход к решению проблем физического воспитания дошкольников. В итоге альтернативой ему стал комплексный, междисциплинарный подход, который опирается на исследования, проведённые в области целого ряда дисциплин: психологии, педагогики, физиологии, медицины.
В программе Кудрявцева В.Т. нашли продолжение и развитие идеи различных представителей этих дисциплин – физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, педагога П.С.Лесгафта, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского и др.
Содержание оздоровительной работы в книге распределено по возрастным группам ( средняя, старшая, подготовительная гр.) и включает следующие пункты:
Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников
Приобщение к физической культуре
Упражнения и задания на развитие основных движений
Упражнения и задания на принятие и сохранение позы
Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки
Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики
Упражнения для разных групп мышц
Катание на санках
Скольжение
Ходьба на лыжах
Катание на велосипеде
Подготовка к плаванию
Музыкально – ритмические упражнения
Подвижные игры
Игры – аттракционы для праздников
Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика)
В старшей группе к этому добавляются ещё:
- Силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
- Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ.гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения)
В подготовительной группе:
- Катание на роликовых коньках
- Волейбол
- Бадминтон
- Настольный теннис
- Городки
Направление №1:
«ПРИОБЩЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
В книге предлагаются варианты заданий, упражнений и игр, направленных, именно, на приобщение дошкольников к физической культуре.
Разучивание основных движений проходит в игровой форме под чтение стихов воспитателем, например, в прыжках через препятствие воспитатель читает:
«Что за чудо, что за диво!
Кто же это мне помог
Весело, легко, красиво
Совершить такой прыжок?
«Прыжки с высоты»:
Словно Маугли из книжки,
Вам, девчонки и мальчишки,
Покажу я свой прыжок.
Раз-два-три-четыре…
Скок!
«Метание в цель»
Я не просто удалец,
Ловкий, меткий я стрелец.
В цель, конечно, попаду,
Со своей рукой – в ладу.
- Комплексы физических упражнений предлагаются в форме тематического спектакля на тему: «Игрушки», «Обезьянки», «Снегурочка», «Поздняя осень», «Мишка»,
- В разделе: «Развивающие упражнения под музыку» предлагается музыкальный репертуар
- Много игр – аттракционов, считалок для подвижных игр, игр разных народов, русские народные игры.
Направление №2:
«РАЗВИВАЮЩИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Содержание и формы работы:
- Закаливание. Общие условия закаливания детей (закаливающие процедуры, крнтрастные ванночки для рук и ног, солевые дорожки, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла)
- Комплексы оздоровительных упражнений для горла.
- Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
- Дыхательные и звуковые упражнения (упражнения для артикуляции).
- Комплексы дыхательной гимнастики
- Точечный массаж (общая хар-ка биологически активных зон кожи)
- Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки (комплексы)
- Профилактика плоскостопия. Причины плоскостопия и пути его профилактики. Комплексы.
Раздел программы: «Организация двигательно – оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе».
Большое внимание уделено:
- пальчиковой гимнастике
- развитию мимики и артикуляции
- элементам психогимнастики на занятиях
- физкультминуткам на различных занятиях
- двигательно – оздоровительным моментам в перерывах между занятиями
- игровым зарядкам для коррекции эмоциональной сферы
- методике мышечной релаксации
Последний раздел программы – это:
“Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми”.
Он включает:
- формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
- использование системы эффективного закалдивания
- организация оздоровительного режима с учётом состояния здоровья ослабленного ребёнка.
- обеспечение полноценного лечебного питания
- применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств.
Источник
Развивающая педагогика оздоровления, Программно-методическое пособие, Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., 2000.
Авторы книги — доктор психологических наук, директор института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В. Т. Кудрявцев и его коллега, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией того же института Б. Б. Егоров давно работают над проблемой физического воспитания дошкольников.
Опираясь на исследования ряда ученых в области детской психологии, педагогики, педиатрии, возрастной физиологии, В. Т. Кудрявцев и его группа пришли к альтернативной идее комплексного междисциплинарного подхода к вопросу. Так возникла развивающая педагогика оздоровления.
Здоровый ребенок есть эталон и практически достижимая норма детского развития — таково кредо этой педагогики. Основные ее идеи изложены в Программе развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4—7 лет.
В книге представлены Программа, методическое пособие, много полезных упражнений и увлекательных оздоровительных игр.
Работа адресована педагогам дошкольных учреждений разного типа, она может быть использована и родителями и семейном воспитании детей.
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ И ИХ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.
Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительностью движений. Поэтому в Программе ему отводится особое место.
Выразительности детских движений уделяется известное внимание и в традиционной практике дошкольного воспитании (например, на музыкально-ритмических занятиях). Однако соответствующая работа, как правило, проводится вне контекста развития творческого потенциала ребенка.
Достижение выразительности движения – это своеобразная сверхзадача двигательного воображения (конечно, там, где оно не является прямой задачей: например, в театральной или танцевальной деятельности). В конечном счете двигательное воображение — это не только построение нового образа и вхождение в него, но еще и передача через образ определенного смыслового содержания, которое адресуется другому человеку. Наши наблюдения показывают, что способность к подобной передаче образа стихийно возникает лишь у отдельных детей. В целом же такая способность нуждается в формировании при помощи специальных средств.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Развивающая педагогика оздоровления, Программно-методическое пособие, Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., 2000 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать docx
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
– doc – Яндекс.Диск.
Дата публикации: 06.03.2019 18:23 UTC
Теги:
учебник по педагогике :: педагогика :: Кудрявцев :: Егоров
Следующие учебники и книги:
- Введение в специальность и информационная культура специалиста, Яконюк Н.П., 2017
- Педагогические технологии, Практикум, Фролова П.И., 2012
- Инновационные технологии в управлении качеством образования, Федоров В.А., Колегова Е.Д., 2002
- Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище, Романцев Г.М., Хаматмуров Ф.Т., 1997
Предыдущие статьи:
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании, Красильникова В.А., 2006
- Модернизация педагогического образования, проектный подход, коллективная монография, Яковлева Н.О., 2017
- Практикум по решению профессионально педагогических задач, учебно-методическое пособие для практических работ, Яковенко T.B., 2018
- Педагогическая ознакомительная практика, учебно-методическое пособие для студентов, педагогическое образование, профиль математическое образование, Вдовиченко А.А., 2014
Источник
Приобщение детей к физической культуре
Развивающие формы оздоровительной работы.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений разного типа, а также оно может быть использовано родителями в условиях семейного воспитания. С одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребёнка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого внимания. А с другой стороны, двигательная активность, различные формы её целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребёнка – дошкольника. Они вынесены на периферию образовательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.
Всё это ведёт к росту детской заболеваемости, не уменьшающему, даже, несмотря на принятие различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.
В.Т.Кудрявцев считает, что необходим кординальный пересмотр существующих методов физического воспитания детей в дошкольных учреждениях, в школах, во внеобразовательных областях их жизни. Приступая к разработке своей программы, авторы стремились преодолеть ведомственный (узкопедагогический и узкомедицинский) подход к решению проблем физического воспитания дошкольников. В итоге альтернативой ему стал комплексный, междисциплинарный подход, который опирается на исследования, проведённые в области целого ряда дисциплин: психологии, педагогики, физиологии, медицины.
В программе Кудрявцева В.Т. нашли продолжение и развитие идеи различных представителей этих дисциплин – физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, педагога П.С.Лесгафта, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского и др.
Содержание оздоровительной работы в книге распределено по возрастным группам ( средняя, старшая, подготовительная гр.) и включает следующие пункты:
Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников
Приобщение к физической культуре
Упражнения и задания на развитие основных движений
Упражнения и задания на принятие и сохранение позы
Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки
Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики
Упражнения для разных групп мышц
Катание на санках
Скольжение
Ходьба на лыжах
Катание на велосипеде
Подготовка к плаванию
Музыкально – ритмические упражнения
Подвижные игры
Игры – аттракционы для праздников
Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика)
В старшей группе к этому добавляются ещё:
- Силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
- Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ.гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения)
В подготовительной группе:
- Катание на роликовых коньках
- Волейбол
- Бадминтон
- Настольный теннис
- Городки
Направление №1:
«ПРИОБЩЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
В книге предлагаются варианты заданий, упражнений и игр, направленных, именно, на приобщение дошкольников к физической культуре.
Разучивание основных движений проходит в игровой форме под чтение стихов воспитателем, например, в прыжках через препятствие воспитатель читает:
«Что за чудо, что за диво!
Кто же это мне помог
Весело, легко, красиво
Совершить такой прыжок?
«Прыжки с высоты»:
Словно Маугли из книжки,
Вам, девчонки и мальчишки,
Покажу я свой прыжок.
Раз-два-три-четыре…
Скок!
«Метание в цель»
Я не просто удалец,
Ловкий, меткий я стрелец.
В цель, конечно, попаду,
Со своей рукой – в ладу.
- Комплексы физических упражнений предлагаются в форме тематического спектакля на тему: «Игрушки», «Обезьянки», «Снегурочка», «Поздняя осень», «Мишка»,
- В разделе: «Развивающие упражнения под музыку» предлагается музыкальный репертуар
- Много игр – аттракционов, считалок для подвижных игр, игр разных народов, русские народные игры.
Направление №2:
«РАЗВИВАЮЩИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Содержание и формы работы:
- Закаливание. Общие условия закаливания детей (закаливающие процедуры, крнтрастные ванночки для рук и ног, солевые дорожки, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла)
- Комплексы оздоровительных упражнений для горла.
- Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
- Дыхательные и звуковые упражнения (упражнения для артикуляции).
- Комплексы дыхательной гимнастики
- Точечный массаж (общая хар-ка биологически активных зон кожи)
- Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки (комплексы)
- Профилактика плоскостопия. Причины плоскостопия и пути его профилактики. Комплексы.
Раздел программы: «Организация двигательно – оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе».
Большое внимание уделено:
- пальчиковой гимнастике
- развитию мимики и артикуляции
- элементам психогимнастики на занятиях
- физкультминуткам на различных занятиях
- двигательно – оздоровительным моментам в перерывах между занятиями
- игровым зарядкам для коррекции эмоциональной сферы
- методике мышечной релаксации
Последний раздел программы – это:
“Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми”.
Он включает:
- формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
- использование системы эффективного закалдивания
- организация оздоровительного режима с учётом состояния здоровья ослабленного ребёнка.
- обеспечение полноценного лечебного питания
- применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств.
Источник