Кудрявцев физическая культура и развитие ребенка

Кудрявцев физическая культура и развитие ребенка thumbnail

Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы (отрывки из новой публикации).

30 июня – 2 июля 2003 г. в республике Саха (Якутия) на базе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция “Физическое воспитание детей и молодежи в XXI веке: инновационные технологии в воспитании и обучении нравственно и физически развитой личности”. Одним из эпицентров дискуссий на конференции стало обсуждение вопросов стратегии построения системы непрерывного развивающего образования – от дошкольной до вузовской ступени. К этому событию автор специально подготовил брошюру, посвященную данной тематике, которая была издана небольшим тиражом (Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы. Чурапча: Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта; Москва: АНО “Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева”, 2003). В ней дается общая характеристика моделей приобщения детей физической культуре и организации оздоровительной работы в рамках развивающего дошкольного образования. Развитие здоровья рассматривается как один из ключевых приоритетов многоступенчатой системы образования, ориентированной на личностный рост воспитанников и учащихся, а также взрослых – педагогов и родителей. Разработанный автором на этой основе проект “Развивающая педагогика оздоровления” широко апробируется и внедряется в образовательном пространстве России.

Переработанный текст брошюры подготовлен к публикации в виде серии статей для журнала “Дошкольное воспитание”, которая будет начата с № 1 за 2004 г.

Летняя конференция в Чурапче и осенняя конференция “Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы”, проведенная в Москве (см. страничку “Новости”) – взаимосвязанные события. Этим продиктована целесообразность размещения фрагментов текста на нашем сайте.

Справка. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта открыт в 1999 г. по Указу Президента Республики Саха (Якутия).

Основателем и первым ректором единственного в России вуза, открытого в сельской местности, является М.Д.Гуляев, доктор педагогических наук, академик Международной Академии туризма, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник физической культуры Республики Саха (Якутия), ныне Председатель Госкомспорта РС (Я)
В настоящее время на очном и заочном отделениях ЧГИФиС обучаются более 500 студентов из 30 улусов (районов) и 5 городов республики.

Подготовка бакалавров ведется на кафедрах:

  • теоретико-методологических основ физической культуры и спорта
  • теории и методики национальных видов спорта
  • теории и методики национальных спортивных единоборств
  • естественных дисциплин
  • гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Кроме того, на базе Института организован ряд спортивных отделений: вольной борьбы, легкой атлетики, северного многоборья, спортивных игр и др.

Институт поддерживает связи с ведущими российскими специалистами по проблемам физической культуры и спорта, этнопедагогики: действительным членом РАО Г.Н.Волковым, профессорами С.Д.Неверковичем, Ж.К.Холодовым, В.Т.Кудрявцевым, Е.А.Земсковым, Б.А.Поливаевым (Москва), В.И.Прокопенко (Екатеринбург), Л.Г.Харитоновой, С.В.Барбашевым (Омск), А.И.Завяьловым (Красноярск) и др.

Источник

включает в себя два направления оздоровительно – развивающей работы:

  • Приобщение детей к физической культуре

  • Развивающие формы оздоровительной работы.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений разного типа, а также оно может быть использовано родителями в условиях семейного воспитания. С одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребёнка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого внимания. А с другой стороны, двигательная активность, различные формы её целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребёнка – дошкольника. Они вынесены на  периферию образовательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.

Всё это ведёт к росту детской заболеваемости, не уменьшающему, даже, несмотря на принятие различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.

В.Т.Кудрявцев считает, что необходим кординальный пересмотр существующих методов физического воспитания детей в дошкольных учреждениях, в школах, во внеобразовательных областях их жизни. Приступая к разработке своей программы, авторы стремились преодолеть ведомственный (узкопедагогический и узкомедицинский) подход к решению проблем физического воспитания дошкольников. В итоге альтернативой ему стал комплексный, междисциплинарный подход, который опирается на исследования, проведённые в области целого ряда дисциплин: психологии, педагогики, физиологии, медицины.

В программе Кудрявцева В.Т. нашли продолжение и развитие идеи различных представителей этих дисциплин – физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, педагога П.С.Лесгафта, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского и др.

Содержание оздоровительной работы в книге  распределено по возрастным группам ( средняя, старшая, подготовительная гр.) и включает следующие пункты:

  • Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников

  • Приобщение к физической культуре

  • Упражнения и задания на развитие основных движений

  • Упражнения и задания на принятие и сохранение позы

  • Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки

  • Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики

  • Упражнения для разных групп мышц

  • Катание на санках

  • Скольжение

  • Ходьба на лыжах

  •  Катание на велосипеде

  • Подготовка к плаванию

  • Музыкально – ритмические упражнения

  • Подвижные игры

  • Игры – аттракционы для праздников

  • Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика) 

В старшей группе к этому добавляются ещё:

  • Силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
  • Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ.гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения) 

В подготовительной группе:  

  • Катание на роликовых коньках
  • Волейбол
  • Бадминтон
  • Настольный теннис
  • Городки

Направление №1:   

«ПРИОБЩЕНИЕ  К  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ»

В книге предлагаются варианты заданий, упражнений и игр, направленных, именно, на приобщение дошкольников к физической культуре.

Разучивание основных движений проходит в игровой форме под чтение стихов воспитателем, например, в прыжках через препятствие воспитатель читает:

«Что за чудо, что за диво!

Кто же это мне помог

Весело, легко, красиво

Совершить такой прыжок?

«Прыжки с высоты»:

Словно Маугли из книжки,

Вам, девчонки и мальчишки,

Покажу я свой прыжок.

Раз-два-три-четыре…

Скок!

«Метание в цель»

Я не просто удалец,

Ловкий, меткий я стрелец.

В цель, конечно, попаду,

Со своей рукой – в ладу.

  1. Комплексы физических упражнений предлагаются в форме тематического спектакля на тему: «Игрушки», «Обезьянки», «Снегурочка», «Поздняя осень», «Мишка»,
  2. В разделе: «Развивающие упражнения под музыку» предлагается музыкальный репертуар
  3. Много игр – аттракционов, считалок для подвижных игр, игр разных народов, русские народные игры.

Направление №2:

«РАЗВИВАЮЩИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Содержание и формы работы:

  1. Закаливание. Общие условия закаливания детей (закаливающие процедуры, крнтрастные ванночки для рук и ног, солевые дорожки, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла)
  2. Комплексы оздоровительных упражнений для горла.
  3. Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
  4. Дыхательные и звуковые упражнения (упражнения для артикуляции).
  5. Комплексы дыхательной гимнастики
  6. Точечный массаж (общая хар-ка биологически активных зон кожи)
  7. Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки (комплексы)
  8. Профилактика плоскостопия. Причины плоскостопия и пути его профилактики. Комплексы.

Раздел программы: «Организация двигательно – оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе».

Большое внимание уделено:

    • пальчиковой гимнастике
    • развитию мимики и артикуляции
    • элементам психогимнастики на занятиях
    • физкультминуткам на различных занятиях
    • двигательно – оздоровительным моментам в перерывах между занятиями
    • игровым зарядкам для коррекции эмоциональной сферы
    • методике мышечной релаксации

    Последний раздел программы – это:

    “Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми”.

    Он включает:

    • формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
    • использование системы эффективного закалдивания
    • организация оздоровительного режима с учётом состояния здоровья ослабленного ребёнка.
    • обеспечение полноценного лечебного питания
    • применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств.

    Источник

    Развивающая педагогика оздоровления, Программно-методическое пособие, Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., 2000.
     
       Авторы книги — доктор психологических наук, директор института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В. Т. Кудрявцев и его коллега, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией того же института Б. Б. Егоров давно работают над проблемой физического воспитания дошкольников.
    Опираясь на исследования ряда ученых в области детской психологии, педагогики, педиатрии, возрастной физиологии, В. Т. Кудрявцев и его группа пришли к альтернативной идее комплексного междисциплинарного подхода к вопросу. Так возникла развивающая педагогика оздоровления.
    Здоровый ребенок есть эталон и практически достижимая норма детского развития — таково кредо этой педагогики. Основные ее идеи изложены в Программе развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4—7 лет.
    В книге представлены Программа, методическое пособие, много полезных упражнений и увлекательных оздоровительных игр.
    Работа адресована педагогам дошкольных учреждений разного типа, она может быть использована и родителями и семейном воспитании детей.

    Развивающая педагогика оздоровления, Программно-методическое пособие, Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., 2000

    РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ И ИХ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.
    Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительностью движений. Поэтому в Программе ему отводится особое место.

    Выразительности детских движений уделяется известное внимание и в традиционной практике дошкольного воспитании (например, на музыкально-ритмических занятиях). Однако соответствующая работа, как правило, проводится вне контекста развития творческого потенциала ребенка.

    Достижение выразительности движения – это своеобразная сверхзадача двигательного воображения (конечно, там, где оно не является прямой задачей: например, в театральной или танцевальной деятельности). В конечном счете двигательное воображение — это не только построение нового образа и вхождение в него, но еще и передача через образ определенного смыслового содержания, которое адресуется другому человеку. Наши наблюдения показывают, что способность к подобной передаче образа стихийно возникает лишь у отдельных детей. В целом же такая способность нуждается в формировании при помощи специальных средств.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

    Скачать книгу Развивающая педагогика оздоровления, Программно-методическое пособие, Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., 2000 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать docx
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

    Скачать
    – doc – Яндекс.Диск.

    Дата публикации: 06.03.2019 18:23 UTC

    Теги:

    учебник по педагогике :: педагогика :: Кудрявцев :: Егоров

    Следующие учебники и книги:

    • Введение в специальность и информационная культура специалиста, Яконюк Н.П., 2017
    • Педагогические технологии, Практикум, Фролова П.И., 2012
    • Инновационные технологии в управлении качеством образования, Федоров В.А., Колегова Е.Д., 2002
    • Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище, Романцев Г.М., Хаматмуров Ф.Т., 1997

    Предыдущие статьи:

    • Информационные и коммуникационные технологии в образовании, Красильникова В.А., 2006
    • Модернизация педагогического образования, проектный подход, коллективная монография, Яковлева Н.О., 2017
    • Практикум по решению профессионально педагогических задач, учебно-методическое пособие для практических работ, Яковенко T.B., 2018
    • Педагогическая ознакомительная практика, учебно-методическое пособие для студентов, педагогическое образование, профиль математическое образование, Вдовиченко А.А., 2014

    Источник

    включает в себя два направления оздоровительно – развивающей работы:

    • Приобщение детей к физической культуре

    • Развивающие формы оздоровительной работы.

    Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений разного типа, а также оно может быть использовано родителями в условиях семейного воспитания. С одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребёнка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого внимания. А с другой стороны, двигательная активность, различные формы её целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребёнка – дошкольника. Они вынесены на  периферию образовательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.

    Всё это ведёт к росту детской заболеваемости, не уменьшающему, даже, несмотря на принятие различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.

    В.Т.Кудрявцев считает, что необходим кординальный пересмотр существующих методов физического воспитания детей в дошкольных учреждениях, в школах, во внеобразовательных областях их жизни. Приступая к разработке своей программы, авторы стремились преодолеть ведомственный (узкопедагогический и узкомедицинский) подход к решению проблем физического воспитания дошкольников. В итоге альтернативой ему стал комплексный, междисциплинарный подход, который опирается на исследования, проведённые в области целого ряда дисциплин: психологии, педагогики, физиологии, медицины.

    В программе Кудрявцева В.Т. нашли продолжение и развитие идеи различных представителей этих дисциплин – физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, педагога П.С.Лесгафта, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского и др.

    Содержание оздоровительной работы в книге  распределено по возрастным группам ( средняя, старшая, подготовительная гр.) и включает следующие пункты:

    • Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников

    • Приобщение к физической культуре

    • Упражнения и задания на развитие основных движений

    • Упражнения и задания на принятие и сохранение позы

    • Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки

    • Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики

    • Упражнения для разных групп мышц

    • Катание на санках

    • Скольжение

    • Ходьба на лыжах

    •  Катание на велосипеде

    • Подготовка к плаванию

    • Музыкально – ритмические упражнения

    • Подвижные игры

    • Игры – аттракционы для праздников

    • Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика) 

    В старшей группе к этому добавляются ещё:

    • Силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
    • Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ.гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения) 

    В подготовительной группе:  

    • Катание на роликовых коньках
    • Волейбол
    • Бадминтон
    • Настольный теннис
    • Городки

    Направление №1:   

    «ПРИОБЩЕНИЕ  К  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ»

    В книге предлагаются варианты заданий, упражнений и игр, направленных, именно, на приобщение дошкольников к физической культуре.

    Разучивание основных движений проходит в игровой форме под чтение стихов воспитателем, например, в прыжках через препятствие воспитатель читает:

    «Что за чудо, что за диво!

    Кто же это мне помог

    Весело, легко, красиво

    Совершить такой прыжок?

    «Прыжки с высоты»:

    Словно Маугли из книжки,

    Вам, девчонки и мальчишки,

    Покажу я свой прыжок.

    Раз-два-три-четыре…

    Скок!

    «Метание в цель»

    Я не просто удалец,

    Ловкий, меткий я стрелец.

    В цель, конечно, попаду,

    Со своей рукой – в ладу.

    1. Комплексы физических упражнений предлагаются в форме тематического спектакля на тему: «Игрушки», «Обезьянки», «Снегурочка», «Поздняя осень», «Мишка»,
    2. В разделе: «Развивающие упражнения под музыку» предлагается музыкальный репертуар
    3. Много игр – аттракционов, считалок для подвижных игр, игр разных народов, русские народные игры.

    Направление №2:

    «РАЗВИВАЮЩИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

    Содержание и формы работы:

    1. Закаливание. Общие условия закаливания детей (закаливающие процедуры, крнтрастные ванночки для рук и ног, солевые дорожки, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла)
    2. Комплексы оздоровительных упражнений для горла.
    3. Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
    4. Дыхательные и звуковые упражнения (упражнения для артикуляции).
    5. Комплексы дыхательной гимнастики
    6. Точечный массаж (общая хар-ка биологически активных зон кожи)
    7. Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки (комплексы)
    8. Профилактика плоскостопия. Причины плоскостопия и пути его профилактики. Комплексы.

    Раздел программы: «Организация двигательно – оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе».

    Большое внимание уделено:

      • пальчиковой гимнастике
      • развитию мимики и артикуляции
      • элементам психогимнастики на занятиях
      • физкультминуткам на различных занятиях
      • двигательно – оздоровительным моментам в перерывах между занятиями
      • игровым зарядкам для коррекции эмоциональной сферы
      • методике мышечной релаксации

      Последний раздел программы – это:

      “Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми”.

      Он включает:

      • формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
      • использование системы эффективного закалдивания
      • организация оздоровительного режима с учётом состояния здоровья ослабленного ребёнка.
      • обеспечение полноценного лечебного питания
      • применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств.

      Источник

      Читайте также:  Влияние алкоголизма на развитие ребенка