Кто занимался общим развитием ребенка
Детское развитие — это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?
Периодизация детского развития
Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.
Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.
Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.
Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.
Какие бывают теории детского развития
Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.
Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.
Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.
Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.
Что такое раннее детское развитие?
Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.
Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.
Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.
Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.
Методики детского развития: что нужно знать родителям?
Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.
Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.
Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» — специальные наборы.
Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.
Что включает в себя развитие детской моторики
Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.
Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.
Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.
Какие бывают детские игры для развития речи?
Детские игры для развития речи — это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.
Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.
В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.
Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.
Детские скороговорки для развития речи
Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.
Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи — веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.
Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.
С чего начать детское творчество и развитие?
Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.
Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие — при достижении определенного возраста.
В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.
Развитие детской инициативы
Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле — запастись терпением и приучать малыша постепенно.
Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.
Важная часть детского воспитания и развития — родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.
Что такое развитие детского самоуправления?
Детское самоуправление — это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.
Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.
Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.
С чего начинается развитие детской одаренности
Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.
Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.
Развитие детского интеллекта: правила
Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.
Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями — достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.
Детские отклонения в развитии
Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:
- страсть к однообразию;
- нежелание общаться;
- беспричинная агрессия;
- отсутствие зрительного контакта;
- нарушения сна.
При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.
Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.
Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте
Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.
Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.
Детское развитие — область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. – ВАК
- Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. – ВАК
- Игра – форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
- Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. – ВАК
- Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
- Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017
Источник
Молодое поколение сегодня глобально отличается от нашего, как будто мы с ними с разных планет: у них другое мировоззрение, другие ценности и приоритеты, они практически с рождения умело управляются с современными гаджетами, но абсолютно не приспособлены в бытовых вопросах, они крайне ленивы и эгоцентричны. Но они наши дети, наше будущее и было бы не плохо, понять их и навести с ними мосты.
Но как это сделать? Отвечает ли требованиям современности выстроенная в Советском Союзе система воспитания? Попробуем разобраться.
Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко использовал пять принципов воспитания сильной личности: коллектив, самоуправление, трудовое воспитание, авторитет воспитателя и дисциплину. Попробуем понять, применима ли его система в наше индивидуалистическое время?
Первое звено этой цепочки – коллектив. Какой главный принцип сплоченности коллектива? Общие цели, воплощение в жизнь общей идеи. Есть ли сегодня в детских коллективах общие цели и идеи?
Детский сад – место, где содержат в сохранности тело малыша, в то время пока его родители зарабатывают деньги на развитие этого тела. Почему так грубо? Потому что о душе никто не заботится: родителям некогда, а воспитателям за это не платят. Прививают ли в детских садах детям моральные принципы, охвачено ли дошкольное воспитание высокой идеей и целью? Ответ ясен. Все, чему учат малышей в садах – это вырезать, лепить и рисовать, в лучшем случае сказочку прочтут. Поясню, я беру Россию в целом, не беря во внимание частные сады и Москву.
Дальше – школа. Здесь, по – большому счету, идет наработка примитивных жизненных навыков. Есть ли в наших школьных коллективах высокая идея и общая цель? Скажу больше, даже в нашем обществе нет общей цели и задачи или ее нам не озвучивают. Сегодня каждый выживает сам по себе, нет у нас больше коллектива, а есть идентифицируемые личности.
Про дополнительное школьное образование, вообще, молчу – оно разрушено. Раньше был дом пионеров, в школе куча кружков, спортивные секции. Сейчас все допы платные и чтобы развивать ребенка помимо школьной программы нужно время и деньги. Как правило, у родителей сегодня нет ни того, ни другого.
С коллективами разобрались – их попросту нет. Дальше в системе Макаренко идет самоуправление. Оно вырабатывало у детей ответственность, силу воли. Есть ли сегодня в наших учебных и дошкольных учреждениях, какое – либо самоуправление? Один день в году, когда учителя становятся двенадцатым классом и садятся за школьные парты, а школьники возлагают их обязанности на себя. Все происходит смеха ради, обычно первого апреля. Сами понимаете, что все это не серьезно.
Следующее идет – трудовое воспитание. С этим, вообще, «труба». Даже, чтобы ребенок мог дежурить и убираться в классе, необходимо разрешение от родителей. О каком трудовом воспитании может идти речь при такой постановке вопроса? Я и мои сверстники собирали макулатуру, металлолом, убирали не только классы, но и школьный участок, в старших классах работали на заводах, летом сами ремонтировали всю школу. Сегодняшнее поколение понятия не имеют о труде, их посуду дома помыть не заставишь.
Авторитет педагога, воспитателя или родителей – следующее звено системы Макаренко. Вот как он сам писал об этом: « Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы не были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения».
Я, абсолютно согласна с Антоном Семеновичем, здесь с ним не поспоришь. Как же сейчас обстоит дело с авторитетом педагога, родителя или воспитателя? Он сведен к минимуму, сплошное панибратство: учителя поставили на одну ступеньку с учеником, на родителей смотрят исключительно, как на кошелек. « Не учите меня жить – лучше помогите материально!» – лозунг сегодняшней молодежи.
Ну, и заключающий этап – дисциплина. Макаренко утверждал, что: « Наша задача воспитывать правильные привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что мы так привыкли, а потому что иначе мы не можем». Дисциплину он рассматривал, как результат нравственного развития личности. Как сегодня обстоят дела с дисциплиной у нашей молодежи? Прямо скажем – катастрофически. Смещение нравственных ориентиров привело к тому, что появилась вседозволенность, избалованность и полнейшее отсутствие внутренней самоорганизации.
Вывод: система Макаренко разрушена на корню. Возвращаемся к привычному – «Что делать?».
В этой ситуации, когда государство самоустранилось от воспитания подрастающего поколения, когда бесцензурное СМИ выливает всю грязь на неокрепшие умы детей, а в школе больше не проводят политинформацию, подростки чувствуют себя одинокими и ненужными, остается только одно – семья. Это единственное, что еще зависит от нас с вами.
Я прекрасно осознаю, что сегодня из большинства родителей выжимают последние соки за мизерные деньги на работе и, приходя домой, остаются силы только на то чтобы принять душ, покушать и посмотреть программу «Время», а для детей сухое: «Что получил?» и «Уроки сделал?» Посмотрите на них – это ваши дети! У них может быть куча проблем , неприятностей, обид, они могут быть бесконечно одиноки в этом жестоком мире и кроме вас у них никого нет. Им нужно ваше тепло и участие, ваш жизненный опыт, а иногда и, элементарный, «волшебный пендель».
Если вы по – настоящему любите их, попробуйте жить их проблемами, искренне проявляйте к ним свой интерес, постарайтесь вместе решать неразрешимые вопросы, регулярно отслеживайте учебный процесс, не позволяйте образовываться пробелам в знаниях, познакомьтесь с их друзьями, а их – познакомьте со своими, вместе работайте по дому и отдыхайте на каникулах. Только тесное общение со своими чадами позволит вам проникнуть в их души, а им понять, что они не одиноки, что они нужны и любимы – это и есть воспитательный процесс и залог будущей успешной жизни ваших детей, а также путь для развития ваших отношений.
Источник