Кто выдвинул пять условий успешного развития ребенка в игре

Семья Никитиных это Борис Павлович и Елена Алексеевна и их 7 детей,которых они воспитали по собственной системе. Эта необычная система раннего развития появилась в 60х годах ХХ века. Она включает в себя физическое и интеллектуальное развитие.

Давайте разберёмся, правы ли были Борис Павлович и Елена Алексеевна, воспитывая своих детей по своей, не на что не похожей в те времена методике. Ведь прошло много лет и теперь можно судить насколько она эффективна.

Суть методики:

1. Ребенок выбирает сам,чем именно ему заняться в данный момент, и поэтому обучение происходит по его желанию. Главный принцип в методике это побуждение интереса, для развития самостоятельности.

2. Обстановка в доме должна стимулировать на новые открытия (географические карты, спортивные снаряды, книги, инструменты и др.). Игрушки должны немного опережать возраст, чтобы они вызывали интерес к изучению нового, пока еще непонятного.

3. Родители не мешают ребенку самому получать знания, но всегда участвуют в жизни ребенка. Хвалят за успехи, подбадривают если что-то не получается, поддерживают, помогают только по просьбе самого ребенка. Необходимо дать ребенку самому подумать и сделать логический вывод. Самостоятельность еще один из принципов методики. Ну и конечно же важной составляющей является личный пример.

4. Работа по дому тоже должна быть без принуждения. Детей нужно не заставлять, а просить помочь.

5. Борис Павлович считал, что отрицательно влияют на развитие ребенка 2 варианта отношения к ним родителей.

1. Чрезмерная опека. Ребенку не остается места для самостоятельности и ему будет сложно принимать решения во взрослой жизни.

2. Заброшенность. Это когда одеть,обуть,накормить ребенка важнее развития и воспитания. Такие дети отстают в психоэмоциональном развитии.

6. Одна из основных идей методики:

НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей) для интеллектуального и физического развития существует благоприятный возраст и время. Если упустить это время, возможность развития в этой области необратимо угасает.

Семья Никитиных

Предметно-пространственная среда

– это то что окружает малыша. Так вот предметно-пространственная среда окружающая ребёнка должна стимулировать его к познанию нового.

На стенах должны висеть плакаты: арифметическая таблица (таблица сотни), географическая карта, настенные часы с большим циферблатом. В доме должны быть разнообразные спортивные снаряды.

Главный принцип – все должно быть в свободном доступе для детей. Это книги и пособия, глобус, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, измерительные приборы (весы, секундомер и пр.), инструменты для работы с деревом, металлом, интеллектуальные игры.

Все к чему проявляет интерес ребёнок нужно поощрять и по возможности приобрести или изготовить материалы для более углубленного познания этой темы.

Физическое развитие и здоровый образ жизни.

Физическому развитию в данной методике отводится огромная роль. Занимаются в этом направлении с самого рождения и в книгах даже описывается занятия по физическому развитию во время беременности.

Вот основные правила:

  • минимум одежды, не кутать;
  • занятия на спортивных снарядах с самого рождения;
  • чередование умственных и физических занятий;
  • не перекармливать, здоровая пища;
  • закаливание (обливание холодной водой; ходить босиком по снегу; дневной сон на веранде, даже зимой; определённый температурный режим в доме).

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие ребёнка также важно, как и физическое.

Борис Николаевич Никитин разработал много интеллектуальных игр для своих детей. Которые в настоящее время пользуются популярностью и спросом. В своих книгах Борис Николаевич рассказывает, как их можно сделать самостоятельно.

Основной принцип – не объяснять ребёнку правила игры. Дети, наблюдая за играющим сами должны понять, как играть. Если ребёнок ни как не может понять, в чем суть игры, её на некоторое время необходимо отложить. Еще один принцип это “от простого к сложному”. Все игры разработаны от самого лёгкого постепенно усложняясь. В процессе можно придумывать свои схемы, узоры, чертежи и варианты.

«Сложи узор».

В наборе 16 кубиков, грани которых имеют определённую окраску. С помощью кубиков можно выкладывать различные узоры и фигуры. Играть можно начинать уже с 1,5 лет.

Игра “Сложи узор”

«Сложи квадрат».

Геометрическая игра головоломка, из различных фигур необходимо собрать квадрат. Есть разные уровни игры. Первый уровень можно начинать играть с 2х лет. В комплекте 24 разноцветных квадрата.

Игра “Сложи квадрат” 1 уровень

“Уникуб”

Из 27 кубиков, 3 грани которых окрашены в определённый цвет, необходимо построить объёмные фигуры. Предлагается 60 заданий, начинать играть можно от 1,5- 3 лет. Задача не так проста, как может показаться изначально.

Игра “Уникуб”

«Обезьянка»

Рассказать историю про обезьянку, которая все повторяла за людьми, предложенную Борисом Павловичем Никитиным в своей книге (можно придумать свою). Задача детей повторять движения взрослого. Игра развивает внимание и быстроту реакции.

Читайте также:  Основные факторы психического и личностного развития ребенка

“Точечки”

Для этой игры понадобятся 3 комплекта карточек. На первом и втором комплекте нарисованы точки как на домино (с разным фоном и разным расположением точек), на другом цифры от 0 до 10. Вариантов игр множество: разложить карточки от 0 до 10, разложить по цветам, соотношение карточек с одинаковым количеством точек, игра больше – меньше.

игра “Точечки”

“Внимание”

Взрослый рисует на листе в клеточку фигуру и показывает ребенку, затем прячет. Малыш должен как можно точно повторить рисунок. В книге Никитина есть примеры таких рисунков.

Рамки Монтессори

Игра для самых маленьких. Начинать с простых геометрических фигур переходя к более сложным. Просить ребенка обвести контур фигуры.

рамки “Монтессори”

Кирпичики

Эта игра помогает детям разбираться в чертежах и работать с ними. Понадобятся 8 брусочков из дерева или пластмассы и ребенок по чертежу строит модель. Играя в эту игру, у ребенка развивается пространственное мышление.

игра “Кирпичики”

Игра “Дроби”

Игра от 3х лет. Представляет собой 12 пластин с вырезанным в них одинаковыми кругами. 1 круг целый, 2 разделен на две части, 3 на три, самый последний на 12частей. Отличная игра для освоения детьми дробей. Начать можно с пересчета деталей, сравнения их между собой и т.д.

игра “Дроби”

Плюсы

  • дети имеют хороший иммунитет;
  • отличное физическое развитие;
  • формируется и развиваются самостоятельность, воображение, память, сообразительность, логика, любознательность, ответственность, пространственное мышление, мелкая моторика;
  • развиты интеллектуально и опережают в развитии интеллектуальном сверстников;
  • быстро находят выход из любой ситуации.

Минусы

  • отсутствуют сюжетно – ролевые игры;
  • методика развивает не всестороннее;
  • дети занимаются тем, что им нравится и легко даётся;
  • мало общаются со сверстниками, круг общения ограниченный;
  • предполагает домашнее воспитание.

Чего добились и кем стали дети Никитиных.

Главным показателем эффективности методики, это результаты. А результаты можно увидеть узнав, кем же стали их дети и чем занимаются.

1959 году родился в семье Никитиных сын Алексей. Сейчас он живет в Лондоне, работает инженером- консультантом по разработки электроники. У него 2-ое детей.

В 1960 году родился второй сын Антон. Сейчас живет в подмосковье, работает заместителем начальника производственного отделения. У него тоже 2-ое детей.

1962 году родилась дочь Оля. Сейчас Ольга живет в городе Королев и работает руководителем юридической службы в крупной компании. И у нее 2-ое детей.

В 1964 году родилась дочь Анна. Тоже живет в г.Королев. работает логистиком в международной транспортной компании. У Анны четверо детей.

В 1966 году родилась Юлия. Живет в подмосковье,работает журналистом в пресс службе крупного предприятия.

В 1969г. родился Иван.Живет в Московской обл, занимается оператором – режиссерской деятельностью телевидение. Пятеро детей.

В 1971 году родилась Любовь. Она живет в г.Королев. Домохозяйка, воспитывает 10 детей.

Вывод

-все благодарны своим родителям за воспитание и обучение;

– у всех хорошее здоровье и физическое развитие;

-все преуспели в жизни;

-все считают,что методика развития их родителей, помогла им в успешно учиться и помогает в работе;

-все использовали опыт родителей в воспитании и обучении своих детей (пусть и не в полном объеме).

внуки Никитиных

Так правы ли они?

Несомненно, семья Борис Павлович и Елена Алексеевна замечательные родители. Если подумать, то как много они сделали для своих детей. Они не претендовали на создание какой-то новой методики развития. Просто хотели воспитать своих детей здоровыми, умными, отзывчивыми, трудолюбивыми, такими, какими мечтают видеть своих детей многие. Общественность заинтересовалась таким необычным воспитанием и их жизнью стала интересоваться вся страна.

Книги о воспитании детей в этой семье, стоит почитать. Каждый родитель почерпнет из них многое для себя. Скорее всего методику “в чистом виде” мало кто будет воплощать. Но поучиться можно многому и взять то что подходит Вашему малышу и Вам.

Конечно, они были правы в своей методике и вырастили замечательных детей!

В настоящее время методика Никитиных очень популярна, издаются книги на разных языках мира. В Японии одна из основных детских программ развития основана на данной методики. В Германии открылся институт имени Никитиных, который изучает раннее развитие.

Книги, сайт, фильм.

Официальный сайт семьи Никитиных – https://nikitiny.ru/

Книги

можно скачать на официальном сайте или здесь https://www.koob.ru/nikitini_l_i_b/

1. Здоровое детство без лекарств и прививок.

2. Интеллектуальные игры

3. Мама и детский сад.

4. Мы и наши дети.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка с гипоксией

5. Развивающие игры.

6. Резервы здоровье наших детей.

7. Ступеньки творчество, или Развивающие игры.

8. Я учусь быть мамой.

О Никитиных был снят фильм в 1965 году «Правы ли мы?».

А этот фильм о семье был снят 1975 году.

Читайте так же:

Раннее развитие – плюсы и минусы

Источник

  • 1. «Ранее начало» – приобщение ребенка к разнообразной творческой деятельности в максимально маленьком возрасте.
  • 2. Окружение ребенка с раннего возраста такой средой и таков системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
  • 3. Максимальное напряжение сил в творческом процессе, что позволяет малышу заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения.
  • 4. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большие напряжения ума пойдут малышу на пользу.
  • 5. Не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка самая распространенная форма “помощи” детям, но такая «помощь», как правило, только вредит делу.

Есть великая формула “дедушки космонавтики” К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Обязанность родителей – помочь ребенку встать на этот путь. Одним из эффективных средств для этого является игра.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Каждый из этапов развития ребенка сопровождается как бы взрывом характерных форм деятельности, на какое-то время почти целиком захватывающим его и, по всей вероятности, не утомляющим ребенка в его следовании за многочисленными эффектами. Эти формы деятельности ставят своего рода вехи на пути функционального развития ребенка, и некоторые их особенности позволяют обнаружить или измерить соответствующую способность. Например, игры, которые в результате сотрудничества между детьми или в силу традиции приобрели определенную форму, могут служить в качестве теста. От возраста к возрасту игры сигнализируют о появлении самых различных функций: сенсомоторных, проявляющихся в играх, требующих ловкости, точности, быстроты, а также интеллектуальной оценки и дифференцированных реакций. К этим функциям относятся артикуляция. словесная и числовая память, проявляющиеся в считалках, дразнилках, правилах, которым дети учатся друг у друга с такой жадностью. Или же это функции, имеющие социальный характер и скрывающиеся за организацией противостоящих друг другу групп детей, ватаг, «партий». В таких играх роли распределяются наилучшим образом, обеспечивающим возможность сотрудничества для достижения общего торжества над противником.

Последовательность игр в процессе роста ребенка означает постепенное функциональное его развитие. У взрослого возвращение к играм является регрессом, но регрессом непроизвольным и в некотором роде исключительным, так как он является не чем иным, как общей дезинтеграцией его деятельности в условиях реальной действительности.

Польза, которую приносит детская игра, заключается в том, что в игре деятельность определяется такими внутренними и внешними побуждениями, которые ведут к упражнению способностей, обычно разбитых по частям соответственно потребностям существования и утрачивающих свое самобытное лицо и свой особый аромат. Возможностей их полного проявления в результате не остается. Не всегда умеет играть тот, кто хочет, и тогда, когда он это хочет. Для этого необходима соответствующая установка, а иногда этому нужно учиться или переучиваться. Если мы говорим, что в обществе детей можно хорошо отдыхать, то это потому, что дети возвращают взрослого к условиям игровой деятельности.

Читайте также:  Таблица для оценки развития ребенка

Источник

«И» РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРИТЕРИИ

И 1. Сотрудники создают условия для возникновения и развертывания игры детей.

И 1.1. Создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и о неживой природе и пр.).

И 1.2. Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим.»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждают детей к принятию роли и наделению ее партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).

И 1.3.  В качестве непосредственных участников игры предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами «Съедобное – несъедобное», «Испорченный телефон», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего и пр.).

И 1.4. Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе, оберегают время, предназначенное для игры, подменяя ее занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к занятиям, режимным моментом.

И 1.5. Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.).

И 2. Сотрудники создают условия для развития общения между детьми в игре.

И 2.1. Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми, объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью взаимного обогащения игровым опытом и пр.).

И 2.2. Развивают способы игрового общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

И 2.3. Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.).

И 3. Педагоги создают условия для развития творческой активной деятельности детей в игре.

И 3.1. Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов.

И 3.2. Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.).

И 3.3. Поощряют детей к импровизации в игре (придумывание сюжетов: введению оригинальных персонажей в традиционные игры, смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

И 3.4. Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

И 3.5. Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь; вносят в иргу моменты неожиданности, таинственности, сказочности и пр.).

И 3.6. Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправный партнер.

И 4. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей.

И 4.1. Организуют игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и пр.).

И 4.2. Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку в игре, выдвигают их на центральные роли и пр.).

И 4.3. Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно от мальчиков и девочек и совместные; предлагают роли мамы, хозяйки и пр. для девочек, роли, связанные с мужественными профессиями – для мальчиков; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов.).

И 4.4. Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

И 5. Сотрудники способствуют развитию у детей разных видов игры.

И 5.1. Организуют сюжетно-ролевую игру.

И 5.2. Организуют игры с правилами.

И 5.3. Способствуют возникновению режиссерской игры.

И 5.4. Организуют игры-драматизации.

И 5.5.Побуждают детей к играм-фантазиям (придумывание сказок и пр.).

И 5.6. Организуют подвижные и спортивные игры.

И 5.7. Используют дидактические игры в педагогическом процессе.

И 5.8. Приобщают к играм разных народов.

И 6. Педагоги используют игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

Resource id #4446

Источник