Кто должен заниматься развитием речи ребенка

Современные мамы стирают, убирают, моют, готовят, кормят детей, гуляют с ними, еще успевают заниматься лепкой, рисованием… Кто-то еще ухитряется ходить на работу. Некоторые хотят бОльшего для своих детей и читают статьи об обучении и воспитании, в частности о развитии речи, пытаются применять новые знания на практике. А что делают папы? Приходят с работы уставшие, иногда помогают помыть посуду или погулять с ребенком в выходной день?! Хорошо, если есть помощь по дому, но обязательно должна быть помощь в воспитании и обучении детей.

Не нужно недооценивать мужчин. Они очень изобретательны и могут придумать такое, что маме и не снилось или найти решение проблемы в интернете, что тоже хорошо. Кроме того, речь мужчин отличается от речи женщин рядом интересных особенностей. Мужчины не так многословны, говорят по существу. Они проще и быстрее подбирают нужные слова (в том числе при отгадывании кроссвордов.) Им легче переделать текст песни или стихотворение. Они используют более сложную лексику и не имеют склонности упрощать высказывания, как это делают женщины, разговаривая с детьми. Среди известных и великих педагогов, писателей и поэтов больше мужчин, чем женщин. Все это нужно учесть и использовать на благо детям.

Хорошо, когда в семье оба родителя занимаются воспитанием и обучение детей. Они на одной волне. Предъявляют к ребенку единые требования, последовательны, могут договориться в спорных случаях. Оба родителя могут сделать с ребенком поделку, почитать книгу, поиграть в лото или домино. К этому нужно стремиться. Что же делать, если у Вас по-другому?

Предположим у ребенка проблемы с речью, вы начали активно заниматься. Рассказывайте мужу о том, чем вы занимались, что получилось, а что нет, за что можно и нужно похвалить ребенка. Этим вы введете мужа в курс дела. Он будет знать, что занятия – это труд всех участников процесса. Ребенок получит похвалу и поддержку, что будет мотивировать к дальнейшим «подвигам». Если рассказывать о событиях дня будет ребенок, то это благотворно скажется на развитии связной речи.

Столкнувшись с трудностью (например, ребенок никак не может запомнить букву или не понимает как соединить два прочитанных слога в слово) поделитесь с мужем. Поставьте перед ним задачу, требующую решения, посетуйте, на нехватку времени. Скажите, что вы пробовали и таким способом, и таким, и играли в несколько игр, но никак не получается, может быть нужно придумать что-то интересное или просто больше тренироваться? Если муж откликнется и выступит хотя бы в роли тренера, то не забудьте отметить его старания. В любом случае отец и ребенок проведут время не просто вместе, а еще и с пользой.

Заведите традицию. Может быть папа будет читать ребенку перед сном книги, или играть в настольный театр, или сочинять смешные четверостишия…

Будьте примером. Если Вы исправляете неправильно произнесенные звуки и слова, предлагаете ребенку речевые игры, вместе пробуете придумывать небылицы или сказки, рассказываете стихи или потешки, то муж, наверняка, быстро выучит ваш репертуар и будет использовать его во время общения с ребенком. А по мере практики появится и творчество. Очень скоро вы будете использовать папины приёмы и радоваться новым педагогическим находкам.

И еще несколько слов о том, чего делать не стоит. Иногда мамы совсем устраняются от речевых занятий с ребенком и перекладывают всю ответственность за правильное произношение на папу, потому что он сам занимался с логопедом (или занимается), лучше знает, он мужчина, пусть подает пример сыну… Ребенок должен видеть и чувствовать заинтересованность обоих родителей. Если уж взялись исправлять ошибки, то делать это нужно постоянно, каждый раз, не пропуская ни одной (а это возможно только двоим), тогда все встанет на места быстрее, а не растянется на неопределенный срок. К тому же мама и папа говорят и занимаются по-разному, ребенку нужно учиться и перенимать опыт у обоих родителей.

Понравилась статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.

Источник

Родительское собрание в подготовительной группе  

Тема:  Развитие речи детей дошкольного возраста.

Цель:  Раскрытия значения речи во всестороннем  развитии личности ребенка.

 Задачи:

  • создавать условия для совместной деятельности детей и родителей;
  • обогащать знания по игровой деятельности ребенка в семье и детском саду;
  • познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста;
  • создать благоприятную эмоциональную атмосферу между родителями и педагогами;
  • повысить активность родителей при подготовке и проведении совместных мероприятий;

Форма проведения: Мастер-класс

Участники: Родители, дети, педагоги.

Предварительная работа:

Оформить группу пословицами и поговорками;

Приготовить материал для проведения  литературного КВНа, призы для вознаграждения.

Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темы.

Анкета для родителей:

  1. Как вы считаете,  кто должен заниматься развитием речи ребенка (родители, дет сад)?
  2. Любит ли ребенок когда ему читают?
  3. Вы следите за тем, как говорит ваш ребенок?
  4. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
  5. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? Какую?

Повестка дня:

  1. Организационный момент;
  2. Выступление воспитателя о развитии речи дошкольников.
  3. Литературный КВН;
  4. Памятка для родителей «Речевые игры дома»
  5. Рефлексия.

1. Организационный момент

 Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

2. Выступление воспитателя с докладом о развитии речи дошкольников.

Основные задачи речевого развития детей – это:

1.Учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.

2. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Предварительно вы  заполняли анкеты и проанализировав их напрашивается вывод– что речь ваших детей удовлетворительна  и многие считают , что форма педагогической помощи для вас является род. собрания,  открытые занятия, наглядная агитация, индивидуальные беседы .Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

ромашка

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие  мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

 Спасибо всем.

Таким образом , основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связной  речи.

Напоминаю вам, что дети должны:

  • Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонацией передать вопрос, просьбу, восклицание.
  • Накапливать определенный запас слов, который содержит все части речи.
  • У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
  • В речи появляются сложные формы предложений.
  •  Осваивать навыки разговорной речи, выражать свои мысли простыми и сложными предложениями.
  • Произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
  • Называть части предмета, части тела.

. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. 

3. Литературный КВН

Родители и дети делаться на две команды. Воспитатель предлагает придумать названия команд. Объявляет членов жюри.

Конкурс № 1 «Портреты писателей и их произведения»

  На столе лежат портреты писателей лицом вниз. Капитаны, выбирают портрет, называют фамилию,

имя, отчество писателя. Затем командам дается задание назвать как можно больше литературных

произведений выбранного автора.  

   За правильный ответ присуждается 1балл – фамилия, 1 балл – если дети назвали имя, отчества

писателя, и за каждое произведение – 1 балл. 

Портреты: Пушкина Александра Сергеевича,  

  Чуковского Корнея Ивановича,

  Михалкова Сергея Владимировича,

  Маршака Самуила Яковлевича,

  Носов Николай Николаевич

  Барто Агнии Львовна

Конкурс № 2  «Волшебные слова и песенки из сказок»

   Детям предлагается досказать волшебные слова из сказок и назвать из какого произведения слова. За

правильные ответы присуждается – 2 балла, за часть – 1 балл.

1. «Лети, лети, лепесток,  

Через запад на восток, ……

Через север, через юг,  

Возвращайся, сделав круг.  

Лишь коснешься ты земли –  

Быть по-моему вели…»

 (Женя, сказка «Цветик – Семицветик» Катаев В. П. )

2. «По щучьему…. веленью, по моему хотенью.»  

     ( Емеля, Русская народная сказка ” По щучьему веленью”.)

3. «Сивка-бурка, вещий каурка!…… Стань передо мной, как лист перед травой!»

 ( Иванушка – дурачок,  Русская народная сказка “Сивка – бурка”)

4. «Свет мой, зеркальце! Скажи, …..

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(Царица, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкин А. С.)

5. «Я –  Колобок, Колобок! …

Я по коробу метен,  

По сусекам скребен.

Я от дедушки ушел,

 Я от бабушки ушел…»  

(Колобок, Сказка «Колобок» русская народная )

6. «Нам не страшен серый волк,

 Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк?»

(Братья поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Сказка «Три паросенка» Михалков С. В.)

Конкурс №3 «Загадки»

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит)

2. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (Колобок)

3. «Нам не страшен серый волк,
Серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых … (поросенка)

4. Кто великий умывальник,
Умывальников начальник?
Кто мочалок командир?
Это добрый… (Мойдодыр)

5. Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)

6. Сказки вы помните из книг любимых
И, конечно, мне ответите сейчас:
Кто охотился за Буратино?
Ну, конечно, злой разбойник… (Карабас)

Конкурс № 4 «Ребусы»

Командам предлагаются ребусы. Чья команда   больше прочтет за минуту ребусов.

Конкурс № 5 «Волшебные предметы»

Команды отвечают на вопросы по очереди.

– Ваша задача: угадать из каких произведений волшебные предметы, песенки, кому они принадлежат.  

Максимальное кол-во баллов 3.

1.  Из какой сказки этот волшебный предмет? Чья это волшебная палочка?

Ответ: Сказка «Золушка» Волшебная палочка Феи.

2.  Из какой сказки этот волшебный предмет? Чей это золотой ключик?

Ответ: Золотой ключик или приключение Буратино.  

3.  Из какой сказки этот волшебный предмет? Чей это Цветик – семицветик?

Ответ: Сказка В. Катаева «Цветик – семицветик» Цветок у девочки Жени.

4.  Из какой сказки этот волшебный предмет? Чьё это волшебное зеркало?

Ответ: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина А. С. Волшебное- зеркало

Царицы.

5.  Из какой сказки этот волшебный предмет? Кто пользовался «яблоком на тарелочке»?

Ответ: Сказка «Аленький цветочек» Аксаков С. Т. «Яблочко на тарелочке» Младшая дочка

купца Аленушка.

6.  Из какой сказки этот волшебный предмет? Чей это ковер – самолет?

Ответ: Восточная сказка « Алладин и волшебная лампа»

 Конкурс 6  «Собери сказку»

    Каждой команде дается набор из сюжетных картинок. Детям предлагается разложить картинки в

правильной последовательности, согласно развитию сюжета. Назвать сказку и автора.

(Максимальное количество 3 балла дается команде, если серия разложена правильно, и названы

сказка и автор)  

Сказки: Выпускные группы «Кот в сапогах» Шарль Перро, «Дюймовочка» Ханс Кристиан Андерсен;

Старшие группы: «Золушка» Шарль Перро, Русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка»

(есть альтернативные сказки в обработке Толстого А. Н., Афанасьева А. Н.)

   Итоги подводит жюри.

Вот и закончились наши конкурсы. Вы молодцы! Все старались, внимательно слушали, правильно

отвечали. А сейчас мы попросим жюри назвать итоги игры и победителей нашей игры КВН

«Литературная гостиная»

  Жюри объявляет итог игры и победителей занявших призовые места.  Вручает сладкие призы.

4. Памятка для родителей «Речевые игры дома»

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из школы, на прогулках.

Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

«Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

Игра «Что для чего»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец – в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус – в соуснице и т. д.  

Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: – Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) – Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) – Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) – Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) – Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

«Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: – Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

 «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.

6. Рефлексия

 На этом наша встреча подошла к концу.  Спасибо, что Вы пришли сегодня к нам. Надеюсь, друзья, что Вы поняли, как важно развивать речь детей дошкольного возраста. Мы надеемся, что сегодняшняя встреча послужит началом совместной работы по развитию речи дошкольников. Пожалуйста, оставьте отзывы, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече. Всего доброго, друзья!

Источник

Плач младенца ― не просто способ привлечь к себе внимание родителей, а его первые слова! Сначала он способен только на это, но со временем голосовые связки окрепнут и малыш начнет издавать более сложные звуки. Родители могут и должны помогать ему в этом, потому что от становления речи зависит дальнейшее развитие ребенка. Уже доказано, если с ребенком мама «вела беседы» еще до того, как он родился, то это способствует раннему становлению речи. Одного этого недостаточно. Обоим родителям нужно выучить правила, как общаться и играть с ребенком, чтобы он научился говорить.

Норма развития речи от рождения до дошкольного возраста

Каждый ребенок имеет индивидуальные темпы развития, это касается в том числе и становлению речи. Некоторые детки начинают понимать, что в состоянии удовлетворить свои потребности, не выражая их, и отчасти в этом виноваты родители. Другие же по своему характеру молчуны и до 2-3 лет могут общаться только отдельными словосочетаниями. Несмотря на все это, есть нормы развития речи. На них нужно ориентироваться, но не считать железными правилами.

До того, как ребенок пойдет в школу, он должен уметь четко говорить все буквы, чтобы в будущем не было проблем с правильным написанием слов.

Могут ли патологии вызвать задержку?

Чем больше доступны маленьким малышам физические умения, тем активнее развивается их речевая деятельность. Это имеет научное объяснение. Любые физические движения – это напряжения мышц, а приводит их в тонус мозговой ствол. В речевой деятельности участвуют также мышцы языка, губ, голосовые связки, легкие. Логично предположить, что на них также воздействует один и тот же участок мозга.

Сложно протекающая беременность с частыми токсикозами и болезнями, а также тяжелые роды могут спровоцировать задержку речевого развития. Это связано с негативным воздействием на тот же мозговой ствол, из-за чего нарушается его нормальная деятельность.

В группе риска оказываются дети, у которых зафиксированы внутриутробное обвитие пуповины вокруг шеи, гипоксия. Как следствие, такие дети рождаются с нарушениями мышечного тонуса, из-за чего они могут отставать в развитии. Чтобы ребенок мог вовремя научиться говорить, негативные последствия нужно устранять на ранних этапах (массажи, парафиновые обертывания, ванночки).

Почему важно развивать мелкую моторику

Мнение всех педиатров и логопедов сводится к тому, что для раннего  развития речи нужно стимулировать мелкую моторику пальцев. Это действительно так, упражнения для мелкой моторики активизируют моторный центр. Он расположен близко к речевому центру, поэтому при этом начинают пробуждаться и его участки.

В дошкольных учреждениях в обязательные занятия включают лепку из пластилина, аппликации, а также пальчиковую гимнастику в игровой форме. Дома родители тоже должны не забывать заниматься со своим малышом, положительное влияние оказывают:

  • пальчиковые игры – ладушки, сорока-белобока и др.;
  • массаж ладошек;
  • листание страниц (на первых порах нужно выбирать детские книжки с грубыми страницами);
  • разрывание бумаги;
  • рисование пальцами;
  • складывание разных предметов – пирамидки, матрешки, миски разных размеров;
  • пазлы, мозаики;
  • рисование на песке.

Маленькие дети могут пробовать на вкус заинтересовавшие их предметы. Помните об этом, старайтесь не давать им играться тем, чем он может подавиться или проглотить.

Как помочь ребенку быстрее научиться разговаривать

С самого рождения детский мозг начинает обрабатывать и систематизировать все звуки, которые слышит. Впоследствии он начнет узнавать знакомые звуки, голоса, распознавать интонацию. К тому времени у него скопится достаточный запас, который малыш будет пытаться имитировать.

Очень смешно выглядит, как дети «разговаривают» по телефону. Все это они когда-то видели, теперь пытаются воспроизвести это. Именно многократное повторение знакомых слов и звуков поможет ребенку выучить новый для себя этап. Разговаривайте больше с ребенком, но это не должен быть один лишь родительский монолог. Запомните правила, которые помогут научить малыша говорить.

  • В разговоре с малышами не используйте сложные предложения. Например, если его заинтересовала собака во время прогулки, говорите: собака побежала.
  • Чем больше малыш слышит живую речь, тем больше становится его пассивный словарный запас. Знакомьте его с окружающим миром, предметами. Объясняйте суть вещей, даже если считаете, что он этого не понимает.
  • Чтобы малыш понял, как произносить звуки, ему важно видеть лицо говорящего.
  • Во время своей речи делайте паузу, чтобы дать ребенку высказаться, особенно, если видите его желание это сделать.
  • Чтение детской книжки с комментированием картинок обязательно. Постарайтесь заинтересовать его и просите повторять, кто изображен на картинке.
  • Включенный телевизор не заменит общение. Если малыш занят просмотром мультика, присоединитесь к нему и продолжайте с ним общение.
  • Не упрощайте названия вещей. Если вы вместо машины говорите «би-би», ему проще воспроизвести эти звуки, а не более сложное слово.

Частые ошибки, из-за которых ребенок позже начинает разговаривать

Задача родителей – создать такую домашнюю атмосферу, чтобы у ребенка была возможность развиваться и учиться говорить. Родители должны общаться между собой не на повышенных тонах, резкие крики могут расстроить малыша и вызвать испуг.

Еще одним важным условием является то, что малыш должен слышать правильно поставленную речь. Если вместо грамотной речи ребенок слышит сюсюканье, то нет ничего удивительного в том, что он впоследствии будет произносить исковерканные слова. Придется заново переучивать, а это отнимет время. Чаще обращайтесь к нему, особенно, когда слышите, как он гулит в кроватке. Маленьким детям нравится общаться, поэтому поощряйте его желание говорить.

После одного года лучше отучить ребенка от пустышки. Пустышка провоцирует развитие неправильного прикуса, к тому же язык занимает неправильное положение во рту. Это не способствует своевременному становлению речи. То же самое касается, если малыш привыкнет сосать палец, чтобы успокоиться.

 Чтобы ваш малыш научился вовремя говорить, родители должны больше с ним разговаривать, знакомить с окружающим миром. Однако не нужно лишать общения со своими сверстниками, это будет для него хорошим стимулом.

Источник