Кто должен закладывать основы развития личности ребенка

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2021 в п. 3 ч. 3 ст. 44 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 478-ФЗ). См. будущую редакцию.

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Открыть полный текст документа

Источник

Хацкевич Маргарита Витальевна
Круглый стол «Родители обязаны, а педагоги должны»

Цель:

уточнить представления родителей и педагогов детского сада о правах ребенка, их ответственности и обязанностях.

Задачи:

определить представления родителей об ответственности педагогов детского сада;

закрепить представления родителей о собственных обязанностях;

систематизировать представления педагогов детского сада и семьи о правах ребенка.

План:

первая часть – доклад «Мы ведем ребенка за руку в детские годы»;

вторая часть – вопросы и ответы;

третья часть – решение педагогических ситуаций;

четвертая часть – обязаны и должны;

пятая часть – подведем итог.

Ход круглого стола:

Первая часть – доклад «Мы ведем ребенка за руку в детские годы»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», «Семейный кодекс РФ» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Вторая часть: вопросы и ответы

Уважаемые родители и коллеги, мы для вас подготовили вопросы, на которые мы с вами попробуем ответить.

I вопрос родителям: – Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка? (Семье.)

I вопрос педагогам: — В каких областях знаний должен быть компетентен (силен) педагог для полноценного общения с родителями? (Медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика.)

II вопрос родителям: — Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка. (Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс.)

II вопрос педагогам: — Назовите методы изучения семьи. (Анкетирование, тестирование, беседы, патронаж, наблюдения за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение».)

III вопрос родителям: — Что такое анкетирование? Назовите положительные стороны анкетирования.

III вопрос педагогам: — Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога. (Ограничения со стороны организма: снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний; недостаточная мотивация для деятельности; недостаточность информированности.)

Третья часть: решение педагогических ситуаций

Нам нужно будет разобрать типичные ситуации общения педагогов с родителями воспитанников. Мы зачитаем проблемные ситуации и вместе с вами попробуем их разрешить.

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.

Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.

Четвертая часть: обязаны и должны

В четвертой части нашего «круглого стола» поставлены вопросы, касающиеся двух сторон: родителей и дошкольного учреждения. Вы должны определить, что обязаны родители и что должны педагоги.

Являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 закона «Об образовании»).

Несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61).

Обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст. 65).

Обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст. 65).

Обеспечивают охрану жизни и укрепление здоровья детей.

Обеспечивают интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка.

Осуществляют необходимую коррекцию отклонения в развитии ребенка.

Приобщают ребенка к общечеловеческим ценностям.

Пятая часть: подведем итог

– Одной из главных функций семьи является воспитание детей. В Конституции РФ говорится, что граждане Российской Федерации обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к труду, чтобы они стали достойными членами общества. Как видим, воспитание детей – важнейшая правовая обязанность, возложенная на родителей Основным законом. Выполнять эту обязанность семье помогает общественность, школа, дошкольные учреждения. Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. В семье закладываются основы физического развития человека, его здоровья. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. Родители воспитывают в детях любовь к родной природе, Родине, традициям, обычаям. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители.

– Макаренко А. С. подчеркивал: «Воспитывает все: вещи, люди, явления, но больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги…». Итак, сегодня мы поговорили о том, за что отвечают родители и педагоги учреждения. Мы думаем, что совместная работа педагогов и родителей принесет положительный результат в воспитании детей. Между детским садом и семьей должна быть тесная связь, потому что родители обязаны, а педагоги должны. Всем большое спасибо!

Источник

Воспитание ребенка – это ответственный и трудоемкий процесс, от которого зависит не только будущее вашего чада, но и качество его жизни в целом. Доказанный факт, что очень сильное влияние на формирование ребенка как личности оказывают его родители, именно поэтому при воспитании ребенка необходимо начинать с себя. Шутка ли это, правда существует подобное объявление в одном из детских садов, гласившее, что после выходных дети позволяют себе нецензурно выражаться и чавкать за столом . Возможно это всего лишь чья-то шутка, но как известно, в каждой шутке есть только доля шутки.

Так или иначе, мы все родом из детства, наблюдаем за нашими родителями и близкими, за их действиями, событиями и взаимоотношениями, то что происходит внутри и снаружи семьи. И я не являюсь исключением, особенно горжусь тем, а точнее рада и счастлива, что в нашей семье не принято “разевать рот на чужой каравай”. Это очень мудрая позиция мамы, которая передалась нам с сестрой, а соответственно и нашим детям. Поясню что имею ввиду под столь метафорической фразой про каравай. В нашей семье не принято устраивать деление наследства, которое доставалось от родственников, ни мама, ни папа никогда ничего не просили и никогда не “бились” за чье-либо наследство. Настолько ценно, что это сложно выразить словами, тем более в интернете. Ярким примером может послужить, то что нас двое детей в семье – я и моя сестра, и все всегда было поровну, мы иногда смеемся на эту тему – все по два! Подобная модель воспитания и поведения коснулась наших детей и внуков.

Мне очень понравилась, когда я была на Мадагаскаре, одна традиция в племенах, а их на минуточку, около 15 насчитывается на всей территории. Богатством среди населения острова является – Зебу, один из подвидов дикого быка, потомок индийского тура. Данное животное они считают как банковским счетом, т.е. зебу для них – это все, объясняли нам этот интересный факт тем, что если мы вкладываем в валюту, ценные бумаги или инвестиции, т.е. совершаем банковские операции, то местное народонаселение все вкладывает в зебу. Чем больше у тебя зебу, тем ты считаешься богаче, при пересчете в головы, то имея в своем хозяйстве 10 зебу, считаетесь зажиточной семьей. Так вот, когда собственник, или хозяин, как вам удобнее, этого стада умирает, всех потомком дикого быка на поминки пускают под нож. Знаете почему? Потому что каждый должен заработать себе сам. Я когда это услышала, то несколько раз переспросила у гида, который нас сопровождал на экскурсиях по острову, сохранилась данная традиция по сей день?!

Это сколько мудрости! БРАВО! С детских лет воспитывается уважение к чужому имуществу, пусть даже в виде животных, и никогда не возникнет мысли, что ты можешь претендовать на что-то, заработанное не тобою. Все знают, что после смерти собственника, все поедят, будут сыты и не будет никакой “родственной бойни” за имущество. А иначе как бойней не могу назвать то, что происходит в России при разделе имущества, движимого и недвижимого, после смерти какого-либо родственника. С детских лет многим кажется, что у соседа газон зеленее, а у другого соседа по дачному участку земли больше. Но мало кто задумывается о том, что мы перестаем ценить то, что заработали самостоятельно. Да и позволят мне племена Мадагаскара назвать зебу олицетворением труда каждого человека, которое символизирует труд и упорство владельца, да пусть хоть и одного, но животного. Он сделал свой вклад в свою семью, после поминок его родня сыта, обогрета, шкура пущена на необходимые нужды для всего его родственников, а дальше сами.

Так вот к чему я это все, конечно, вспоминать столь чудное путешествие намного приятнее, но сегодня мне хочется поделиться мыслями все-таки о воспитании детей. Дети самые наблюдательные и все впитывают как губка. А еще я за свободу детей, потому как ребенок – это в первую очередь индивидуальность и личность. И своему ребенку, а сейчас уже и внучке, позволяю жить без запретов и заборов. Забор – это ограничитель, который может уже во взрослой жизни увеличиваться и замывать человека как личность, не давая ему расти и развиваться. Гуляя с внучкой все чаще и чаще наблюдаю на детских площадках слышны запреты: – Туда не ходи, там дорога! В лужу не ходи – ноги промочишь! Не бегай – коленку разобьешь! То я считаю, что если ребенок хочет наступить в лужу или залезть по самые уши в грязь, то почему бы и нет?! Неужели вся жизнь должна быть в запретах? А как же получить собственный опыт!

Семья и семейные отношения для человека являются на протяжении всей жизни самыми важными ценными. И наша главная задача в воспитании себя, подчеркну, что именно себя, потому как дети нас не слышат, они на нас смотрят, заложить в ребенку основу успешной личности, т.е. объективную самооценку. Для того чтобы уже во взрослой жизни у личности не возникало желание доказать другим, что он лучше или неодобрение окружающих не вызывало страх.

А самое главное, что хочется сказать – уважительно относитесь ко всему, что делает ваше чадо, ведь ребенок уникальная личность со своими сильными и слабыми сторонами. И только поддержка и любовь родителей позволяет полностью и правильно сформироваться человеку с малых лет.

Источник

Хорошо это или плохо для общества — подконтрольный со всех сторон школьный учитель? Правы ли родители, которые не имея педагогического образования, диктуют как надо учить их детей? Как вести себя педагогу, когда он сталкивается с жалобами от родителей? Как защитить свои права? Какие права есть у родителей? Каким образом лучше организовать взаимодействие школы с конфликтными родителями? 

«Дети — живые цветы земли». Так дословно звучит известный трюизм «дети — цветы нашей жизни». Максим Горький в своем рассказе «Бывшие люди» раз и навсегда вывел формулу правильного отношения к новым поколениям землян. Если есть цветы, значит, должны быть и опытные садовники, которые бережно и кропотливо ухаживают за каждым росточком, чтобы в конечном итоге, лицезреть яркое цветение. Те, кто возделывает этот дивный сад, вправе ждать, что он принесет щедрые плоды. Тут вопросов нет.

Все, кто принимает участие в этом процессе уверенны в том, что именно их знания, опыт, забота и понимание всех тонкостей развития ребенка станут залогом создания гармоничной личности.

Все зависит от семьи и окружения

Бесспорно, главным духовным ориентиром и нравственной основой для ребенка является семья, ее ценности, устои и отношения. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте» — говорится в законе Российской Федерации «Об образовании».

Конечно, все семьи абсолютно разные. И свой подход к воспитанию потомства каждая семья считает единственно верным. Кто-то занимается образованием ребенка едва ли не с младенчества, расписывая поминутно его ежедневное разностороннее обучение. Другие считают, что у детей «должно быть детство», и отдают предпочтение физическому, нравственному и эмоциональному развитию детей. Есть, конечно, и те, кто не вникает в тонкости педагогики и заботится лишь о самом необходимом — главное, чтобы ребенок «был обут, одет и понимал, что его любят». Воспитание в неблагополучных семьях — отдельная тема.

Отличается в разных семьях и подход к дальнейшему образованию отпрысков — к выбору школы. Есть семьи, которые могут позволить себе дорогую частную школу с особенными методиками воспитания и образования. Большинство родителей из таких семей внимательно следят за процессом. Едва ли не с первого дня, прочитав гору литературы и проштудировав просторы интернета, они активно участвуют в школьной жизни ребенка, держат под контролем педагогов и воспитателей, дают советы и обсуждают каждую оценку.  

Что думают педагоги

В свою очередь, педагоги воспринимают вмешательство родителей в учебный процесс как вторжение слона в посудную лавку. Однако статус учителя в современной школе изменился радикально. Теперь это менеджер, предоставляющий заказчику определенный объем знаний по конкретной методике. А новый подход к образованию как сфере услуг дает полное право родителям считать себя заказчиками этих самых услуг. И если это люди с хорошим достатком, не привыкшие выбрасывать «деньги на ветер», то они с самого первого дня желают получать очевидные свидетельства того, как их чадо, старательно вгрызаясь в гранит науки, несется вверх по лестнице к будущим карьерным успехам.

Зарубежный опыт

Если обратиться к зарубежному опыту, то можно констатировать, что традиция сотрудничества школы и родителей давняя и прочная. В некоторых школах мнение родительских комитетов играет доминирующую роль в организации учебного процесса. Родители участвуют в утверждении программ и методов обучения. В Нью-Йорке, например, поощряется присутствие родителей на уроках. Иногда желающих посидеть в классе так много, что приходится устанавливать график. Родители приходят погулять с детьми, помочь раздать ланч, возят школьников на экскурсии, проводят занятия по домоводству, устраивают благотворительные мероприятия, организовывают ярмарки, обеды, лекции.

Французские родители считают, что воспитание детей настолько серьезный процесс, что было бы ошибкой доверять его исключительно педагогам. В некоторых школах родители руководят детскими кружками, клубами, заведуют библиотекой, ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия, организуют учебные экскурсии.

В Японии бывают случаи, когда мама регулярно переписывается с преподавателями, чтобы быть в курсе школьных успехов и проблем своих детей. Если ребенок болеет, она занимает его школьную парту, тщательно записывает учебные задания. Несмотря на такое пристальное внимание к учебному процессу, японские родители в присутствии ребенка никогда не подвергнут сомнению суждения педагога.

Есть и негативный опыт. Активное вмешательство в процесс обучения родителей вызывает особую озабоченность у шведских учителей. Родители забрасывают педагогов  смс-сообщениями, в которых дают детальные указания как именно нужно заниматься их ребенком и даже рекомендации как именно организовывать для него учебный процесс. Опрос, который провел национальный совет, констатировал, что 70% педагогов Швеции озабочены такой активностью мам и пап. Это, считают они, отрицательно сказывается на рабочем климате и конечном результате.

В России

Если задать родителям детей, которые учатся в  обычной школе, вопрос об их участии в учебной и воспитательной деятельности, скорее всего они расскажут о родительских собраниях, сборах на ремонт и нужды класса, о подарках для учителей, об организации выпускных праздников и мероприятий к окончанию учебного года, ну и, возможно, о выездах на экскурсии или спектакли. Чаще всего это люди, обремененные заботами о достатке семьи и повседневными хлопотами. И их аргумент простой — ребенка вырастили, до школы довели, а дальше за него пусть отвечают специалисты, имеющие профессиональное педагогическое образование.

В российских школах учителя категорически против вмешательства родителей в учебный процесс, так как изначально считают, что их методика преподавания не может быть оценена достаточно компетентно дилетантами, а рекомендации и требования будут неправильно истолкованы. На педагогических форумах полно примеров грубого и некомпетентного вмешательства родителей в учебный процесс. Педагоги так часто сталкиваются с проблемами, что по их мнению, сегодня особую актуальность приобрел вопрос о включении в закон «Об образовании» раздела о защите прав учителя.

Конечно, амбициозные родители — не самые плохие родители. Как правило, они совершенно искренне хотят быть полезными и стремятся сделать максимально возможное в их понимании для блага своего чада. Однако, при этом часто перегибают палку.

Ну, кто же не хочет счастья и успеха для своего ребенка. Хорошее образование — залог будущего триумфа. И мы изо всех сил стремимся сделать все, чтобы со временем наш отпрыск занял в обществе высокое положение, был богат и знаменит. Достижения ребенка тешат наше честолюбие. Однако те из родителей, кто слишком активно движется по этому направлению, не разбирая дороги, не осознают, что со временем ребенок становится для них  собственностью, которой можно без конца хвастаться друзьям и врагам. «Наш то смотрите, как прекрасно играет на скрипке, к тому же учится в английской спецшколе, ездит на каникулы во Англию, занимается элитным видом спорта». При этом сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.

Мамы и папы искренне надеются, что именно их бриллиант сможет урвать у жизни все, что не удалось им самим. Известная истина о том, что свои нереализованные мечты родители пытаются воплотить с помощью своих детей, приобретает иногда зловещие формы. Часто родители идеализируют своего ребенка, приписывают ему несуществующие совершенства и не хотят видеть и даже скрывают его недостатки. Понятное дело, что часто такие непомерные амбиции заканчиваются разочарованиями и неврозами для самого ребенка. Именно такие родители чаще всего не высоко оценивают профессиональный уровень учителей, их действия и моральные качества.

Обозначим нарекания, которые чаще всего высказывают родители и ученики в отношении учителей и школы. Во-первых, не так и не тому учат на уроках. Во-вторых, часто ставят незаслуженно плохие отметки, и далее по списку: плохо следят за детьми на переменах, слишком много задают на дом, плохо кормят в школьном буфете, перегружают учеников на уроках физкультуры, требуют носить некрасивую школьную форму, слишком много вымогают денег на школьные нужды и подарки для учителей, составляют расписание так, что ребенку приходится учиться по субботам. Таков стандартный набор претензий среднего родителя к школе.

Что говорит законодательство

По российскому законодательству у родителей есть право довольно пристально контролировать школу. Но в силах ли они реально влиять на учебный и воспитательный процесс? В любой школе, частной или государственной, родители имеют возможность следить за процессом и результатами обучения развития и воспитания. Чтобы не смущать учителя своим присутствием, в классах некоторых школ даже установлены видеорегистраторы. При желании родители могут посещать уроки, интересоваться ассортиментом и качеством питания в буфете и быть гостями на любом школьном мероприятии.

Закон «Об образовании», принятый в июле 1992 года, претерпел немало изменений и дополнений за последние 25 лет. Сегодня он дает родителям широкие права вмешиваться не только в учебный процесс, но даже контролировать зарплату учителей. Наиболее эффективно воздействие на учителя через управляющий совет школы, который имеет полномочия распределять так называемые стимулирующие фонды оплаты труда. Если учесть, что в состав совета обязательно должны входить родители, то можно утверждать, что появился реальный рычаг воздействия — реальная возможность влиять на учителя рублем.

Пункт 3 статьи 45 узаконивает «комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». В ее состав входят «в равном числе» родители, «несовершеннолетние обучающиеся» и «работники организации, осуществляющей образовательную деятельность». Понятное дело, большинство в комиссии остается за родителями и учениками, и их решения обязательны к исполнению. То есть учителя можно наказать не только материально, но и морально.

Выводы

Итак, педагоги не хотят, родители не могут… Каков результат? Отсутствие взаимопонимания двух сторон, между которыми страдает ребенок.

Давайте зададим главные вопросы — хорошо это или плохо, когда школьный учитель подконтролен со всех сторон? Верно ли утверждение, что школа должна быть максимально открытой системой, а гражданское общество выступать в роли цензора? Правы ли родители, которые не имея педагогического образования, диктуют как надо учить их детей? 

На наш взгляд, самая главная проблема состоит в том, что сегодня между школой и родителями разрушено доверие. Очевидно, что для гармоничного развития личности ребенка и во имя его будущего необходимо принять за аксиому фразу «семья должна стать хорошей школой, а школа хорошей семьей». Жизненно необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Важно научиться и родителям и педагогам выстраивать и грамотно соблюдать границы ответственности. Нужно четко определить, за что отвечает учитель, что остается на усмотрение родителей, и какова мера ответственности самого юного участника процесса образования — ребенка. Только гармоничное сотрудничество педагога с родителями может стать залогом успешной воспитательной деятельности. Не секрет, что эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.

Подписывайтесь на наш канал 🙂

Источник